Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 4 страница



 

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребенок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

 

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребенка на 15-20 мин для индивидуальной работы.

 

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносительных навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.

 

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

 

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

 

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

 

создавать ситуацию общения;

 

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

 

организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

 

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

 

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

 

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

 

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения:

 

1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;

 

2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

 

3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

 

4) закрепление поставленных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков;

 

5) материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребенка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

 

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

 

Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда.

Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

 

В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания детей.

 

Программа коррещионного обучения детей с ФФНР

 

в старшей группе детского сада

 

(авторы — Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1993)

 

Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.

 

Первый период обучения (сентябрь — середина ноября).

 

Фронтальные логопедические занятия по произношению — 2 раза в неделю.

 

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи — 1 раз в неделю.

 

Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда — ежедневно (в течение всех периодов обучения).

 

Работа воспитателя по заданию логопеда — ежедневно (в течение всех периодов обучения).

 

На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:

 

отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п']; [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся сма-занно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;

 

постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности — одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);

 

выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;

 

различением звуков на слух;

 

дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

 

На фронтальных логопедических занятиях:

 

изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;

 

одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.

 

Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).

 

Второй период обучения (вторая половина ноября — первая половина февраля).

 

Фронтальные логопедические занятия — 3 раза в неделю.

 

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи — 1 раз в неделю.

 

На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.

 

На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

 

на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[з], [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];

 

на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;

 

на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;

 

на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;

 

на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;

 

на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.

 

Третий период обучения (февраль — май).

 

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

 

Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю.

 

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи — 2 раза в неделю.

 

Главное в этом периоде:

 

закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;

 

изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], М-[р'], М-[р], [р'Ыл'], [ч], [щ], [ч]-[щ];

 

закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

 

Дети к концу третьего периода:

 

на базе полностью сформированного произношения и фонематического слуха самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (лук, шум), слогов и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной опоры используются схемы,

 

где длинной полоской обозначено слово, короткой — слоги, гласные звуки выделяются красными кружочками, согласные — синими;

 

свободно пользуются лексико-грамматическими конструкциями — простыми и сложными предложениями.

 

Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе группы ФФНР, переходя в обычную подготовительную группу, полностью готовы к обучению грамоте.

 

Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по рекомендациям логопеда совершенствованием артикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произношения поставленных логопедом звуков; обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы; закреплением употребления формирующихся грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза; развитием фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического мышления.

Обучение и воспитание детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе

 

(автор — Г. А. Каше, 1985)

 

Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сентябрь — июнь).

 

При разработке коррекционного обучения учитывались несколько задач: коррекция речевого дефекта, подготовка к овладению грамотой, усвоение грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа рассчитана на детей 7-го года жизни.

 

В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Следует иметь в виду, что не-сформированность фонематических представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отставание в лексико-грамматическом развитии.

 

Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой программе разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом развитии. Закрепление произношения осуществляется:

 

закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях;

 

сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.

 

По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребенка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. На последнем этапе обучения включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.

 

Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР

 

(по Г. А. Каше)

 

Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в условиях, отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.

 

1. Обучение грамоте проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми.

 

2. Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного анализа.

 

3. Выделяется длительный период подготовки детей к обучению грамоте, содержание которого специфично.

 

4. Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми материала на каждом этапе обучения.

 

С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс овладения чтением и письмом не только растянут во времени, но и предполагает иное расположение материала и использование особых методических приемов.

 

Первый периодподготовительный (длится 8 недель).

 

Его цель — воспитать готовность к анализу слов простой слоговой структуры типа СГС; СГСГ (С — согласный, Г — гласный).

 

Основной единицей обучения в этот период является звук, выделенный из состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на звуках, имеющихся у ребенка.

 

Разработана последовательность овладения детьми разными формами звукового анализа:

 

умение выделять начальный гласный звук из состава слов;

 

анализ ряда состоящего из 2 — 3 гласных звуков;

 

анализ и синтез обратного слога типа ГС;

 

выделение гласного из положения после согласного;

 

умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный из слов;

 

упражнения в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ;

 

использование фишек для моделировании схем по звуковому анализу и синтезу (красный цвет — гласный звук; черный — твердый согласный; синий — мягкий согласный) после овладения четким произношением звуков и умением определять слоги в слове;

 

использование разрезной азбуки;

 

чтение обратных слогов;

 

воспитание навыка чтения прямых слогов.

 

К концу этого периода дети оказываются подготовленными к анализу и чтению слов типа СГСГ. Дети овладевают такими понятиями, как звук, слово, слог, согласный и гласный, твердый и мягкий согласный, предложение.

 

Второй периодбукварный (ноябрь — февраль).

 

На начальном этапе букварного периода единицей изучения становится слово.

 

Дети учатся делить слова на слоги. Используются схемы слов, где длинной полоской обозначают слово, короткой — слог.

 

Следующая ступень обучения — овладение звукослоговым анализом и синтезом слов типа: СГСГ, СГС. В схеме уже обозначаются все звуки. Подчеркивается роль гласного звука в образовании слога. По мере знакомства с буквами ими заменяются фишки, обозначающие звуки. Но устные упражнения в анализе слов и составлении схем всегда предваряют упражнения с буквами.

 

Знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляции или акустическим признакам звуки, по возможности, изучаются поэтапно. Например, когда дети знакомятся с буквой б, некоторое время в учебный материал не включаются слова с буквой п. На последних этапах букварного периода обучения вводятся слова более сложного слогового состава. Устный звукослоговой анализ новых слов предварительно отрабатывается на занятиях по произношению. На занятиях по грамоте осуществляется чтение слов типа СГССГ (кошка), формируется навык анализа, осваивается моделирование слов. Важную роль для понимания читаемого и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над ударением, которая проводится в течение всего букварного периода.

 

Третий периодзаключительный (март — июнь), это время используется для закрепления всех полученных знаний и навыков.

 

К сожалению, нет специальных букварей для дошкольников, где бы материал был расположен в последовательности, данной программой, использование же издаваемых для массовой школы «Букваря» и «Азбуки» невозможно из-за иной системы обучения грамоте. К ним можно прибегнуть лишь для ознакомления детей с речевым материалом в период сформированного чтения.

 

Распределение материала по периодам

 

В первом периоде обучения фронтальные занятия по произношению проводятся 5 раз в неделю, а фронтальные занятия по грамоте не проводятся.

 

Перечень звуков, изучаемых на занятиях по произношению: [у], [а], [и], [у]-[а], [а]-[у]-[и], [п]-[п'], [э], [т], [п]-[т], [к], [к'], [м], [м'], [л'], [а]-[у]-[и]-[э], [о], [х]-[х'], [к], [х], [i], [л']-Ш, [ы], [ы]-[и], [с].

 

Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [у] — от всех гласных, [а] — от всех гласных, [и] — от всех гласных, [э] — от всех гласных; [п]-[п'], [т]-[д]-[к], [к]-[г]-[х], [к]-[к'], [м]-[н]-[п],

 

[м]-[м'], [л']-[л], [л']-[м']-[н'], [о]-[а]-[у]-[э], [х]-[г]-[к], [х]-[х'], [л']-[1], [ы]-[и], [с]-[с']-[з]-[ш]-[ц]-[щ].

 

Подготовка к звукослоговому анализу: выделение начального гласного; анализ ряда звуков: [а], [у], [и], [у], [и], [а], [у]; анализ слога типа [ап]; выделение начального и конечного согласного; выделение гласного из положения после согласного; анализ прямого слога типа [ма], [ми]; анализ слов типа бык; деление слов на слоги; построение схем слов.

 

Чтение: чтение слогов типа [ап], [ма], [ми]; чтение слов типа сом, кит; выкладывание слов из слогов разрезной азбуки.

 

Перечень букв, с которыми дети познакомятся: а, у, о, ы, и, п, т, м, к, с. Дети учатся читать эти буквы, читать слоги с этими буквами.

 

Письмо: учатся писать печатными буквами.

 

В течение второго периода обучения фронтальные занятия по произношению проводятся 3 раза в неделю, занятия по грамоте — 2 раза в неделю.

 

Перечень звуков, изучаемых на занятиях: [с], [с'], [с]-[с'], [з], [з]-[з'], [с]-[с'НзНз'], [б], [б]-[б'], [п]-[п'], [т'], [д'], [д], [д]-[т], [дНд'Ь М-[т'], [г], [г]-[г'], [г]-[г']-[к]-[к'], [ш], [с]-[ш], [л], [л]-[л'], [ж], [ж]-[ш], [ж]-[з], [р], [р]-[р'], [р]-[л], [с]-[з]-[ш], [ж], [р]-[р'Нл], [л'].

 

Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [с]-[з]-[ц]-[ш], [с]-[с'], [с]-[с']-[з']-[т']-[щ], [з]-[с]-[ш], [з]-[з'], [з'Ыс'Нд'], [б]-[п]-[б'], [т'Нс'Ыд'Ыт'], [д']-[т']-[г'], [д]-[т]-[г], [г]-[к]-[д], [щ]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[р], [л]-[л'], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р']-[л].

 

Анализ звукового состава слова: слоговой и звукослоговой анализ слов типа: суп, косы; анализ слов типа: батон, бумага, стул, волк, красный, страна; выкладывание слов в звукослоговых схемах.

 

Перечень букв: н, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, й.

 

Чтение слогов типа [ма], [ни]; слов типа Нина, Нота, Таня, батон, плот, котенок, елка, дает, синий; подбор слов к буквенным схемам.

 

Орфографические правила: написание ши, жи.

 

Письмо слогов и слов.

 

В течение третьего периода обучения занятия по произношению проводятся 1-2 раза в неделю; занятия по грамоте -3 раза в неделю.

 

Перечень звуков: [с], [з], [ш], [ж], [л], [л'], [р], [р'], [ч], [ч]-[т'], [ц], [ц]-[с], [ч]-[с']-[т']-[ц]-[с], [щ], [щ]-[ч], [щ]-[ч]-[т'], [ц]-[с]-[с'].

 

Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [ч]-[т']-[щ]; [ц]-[с]-[т']; [щ]-[ш]-[с'].

 

Анализ звукового состава слова: анализ слов разного звуко-сло-гового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

 

Перечень букв: ъ, ч, ю, ц, ф, щ, ь (разделительный), ъ (разделительный).

 

Чтение слов типа письмо, хорь, клюв, делают, пью, платье, съел, подъехал, а также слов разного звукослогового состава; упражнение с разрезной азбукой; чтение текстов (послоговое).

 

Правила орфографии: написание ча, чу, ща, щу. Письмо слов и предложений.

 

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР

 

в подготовительной группе детского сада

 

(авторы — Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)

 

В сетку часов воспитателя внесены изменения с учетом «Программы обучения и воспитания в детском саду».

 

Организация коррекционной работы. Ежедневно в утренние часы проводятся 2 фронтальных занятия (одно — занятие логопеда, другое — занятие воспитателя): 1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е занятие с 9.40 до 10.10.

 

После 10.10 логопед проводит индивидуальные занятия, остальные дети с воспитателем идут на прогулку.

 

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15.00 до 15.30) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16.30 до 17.00 проходят занятия воспитателя согласно специально разработанной сетке.

 

В течение первого периода обучения (сентябрь — 1 -я неделя ноября) фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

 

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю.

 

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда предусмотрены ежедневно во всех периодах обучения.

 

Содержание фронтальных логопедических занятий

 

1. Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а], [и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].

 

2. Развитие фонематического восприятия:

 

1) различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-М, М-[г]-[х]-[т], [л']-[л]-[]]-[р']-[р], [с]-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];

 

2) дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х], [л']-0Иы]-[и].

 

3. Лексико-грамматическая работа: усвоение двухи трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений; составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам.

 

4. Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.

 

5. Подготовка к анализу звукового состава слова:

 

выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля), анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]);

 

выделение последнего согласного в слове (мак);

 

анализ и синтез обратного слога типа [ап];

 

анализ и синтез прямого слога типа [са];

 

выделение гласного из положения после согласного под ударением (кот);

 

полный звуковой анализ и синтез слова (мак).

 

Содержание фронтальных занятий воспитателя по развитию лек-сико-грамматических категорий и связной речи планируется с учетом понедельных лексических и грамматических тем (во всех периодах).

 

В течение второго периода обучения (2-я половина ноября — 1-я половина февраля) фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

 

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю; по формированию графических навыков и подготовке к письму — 1 раз в неделю.

 

Содержание фронтальных логопедических занятий

 

1. Произношение: [с], [С], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [ш], [л], [ж], [р], |р'].

 

2. Формирование фонематического восприятия:

 

1) различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'], [ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б'], [п]-[п'], [т'Нд'], [дНд'НтЫт'НгЫт'], [г]-[г'], [кНк'НдНд'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р']-[л]-[л'].

 

2) дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[ц], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш]-[ж]-[з], [р]-[л], [р]-[р'Ыл]-[л'].

 

3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в произношении и усвоении трехи четырехсложных слов различной структуры листопад.

 

4. Лексико-грамматическая работа: употребление существительных в различных падежах; согласование прилагательных с существительными в роде, числе; сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и

 

3-го лица настоящего и прошедшего времени;

 

согласование числительных с существительными;

 

усвоение некоторых способов словообразования;

 

составление предложения по вопросам, по демонстрации действия, по опорным словам, распространение предложений.

 

5. Развитие связной речи:

 

умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии картин;

 

заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок и скороговорок.

 

6. Анализ и синтез звукового состава слова: деление слов на слоги;

 

построение схем одно-, двуи трехсложных слов;

 

звукослоговой анализ и построение схем односложных слов типа суп, двусложных слов типа зубы;

 

звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол, двусложных слов типа мышка;

 

преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);

 

7. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с буквами а, у, м, ш; составление схемы из букв.

 

8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует плану воспитателя.

 

В течение третьего периода обучения (2 половина февраля — май) фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по развитию речи — 2 раза в неделю, по грамоте — 1 раз в неделю.

 

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю, по формированию графических навыков — 1 раз в неделю.

 

Содержание фронтальных логопедических занятий

 

1. Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и всех ранее пройденных.

 

2. Развитие фонематического восприятия:

 

1) различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];

 

2) дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-М-[С], [щ]-[ш], [щ]-[С].

 

3. Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи.

 

4. Развитие связной речи:

 

составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин и т. п.;

 

закрепление навыков фонетически и грамматически правильной, выразительной речи в диалоге и монологе.

 

5. Обучение грамоте: деление слов на слоги и звуки;

 

членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении;

 

составление схем слов для слогозвукового анализа; знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и;

 

47воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов, предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука;

 

складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предложений;

 

развитие умения преобразовывать слова (суп - сук — сок).

 

Содержание фронтальных занятий воспитателя

 

Подготовка к обучению письму:

 

«печатание» букв и слов;

 

написание слов — раздельное друг от друга;

 

постановка точки в конце предложения;

 

употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.

 

Логопед, планируя фронтальные занятия, указывает воспитателю:

 

какую лексику, согласно календарному плану, надо закрепить, актуализировать;

 

какой языковой материал нужно использовать на занятиях по развитию речи и в логопедических играх по закреплению отработанных грамматических категорий;

 

какой лексический материал можно брать для закрепления и дифференциации звуков в речи;

 

какая работа должна планироваться воспитателем по закреплению навыков звукослогового анализа и навыков чтения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.