Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Маленькие прелюдии и фуги. Двухголосные инвенции и синфонии



-Маленькие прелюдии и фуги

       Написаны с целью быть упражнениями для учеников, но отразили всю мощь баховского гения.

       Материал, который дает возможность познакомить ученика с баховской фразировкой, артикуляцией, динамикой, особенностями голосоведения.

       На некоторых примерах можно объяснить понятия теоретические такие как: тема, противосложение, имитация, скрытое голосоведение.

       Жанр прелюдия (XVII-XVIII вв.) представляет собой вольные импровизации органиста, которые он играл и как вступление к хоралу, фуге, сюите.

       У Баха становится самостоятельным жанром.

       Сборник содержит 2 части: первая - двенадцать прелюдий, вторая - шесть.

       По композиции и фактурным признакам их можно разделить на 3 группы:

а) Типично прелюдийная фактура (основа-гармоническая фигурация).

 Все они начинаются с типичной гармонической последовательности Т-S-D-T (№ 1 до мажора 1 тетрадь, №3 до минора 1 и 2 тетради, № 5 ре минор 1 тетрадь)

 

б) Более или менее оформленные. Содержат имитации и завершенные темы (№ 2 До мажора, № 7 ми минор, № 8 фа мажор)

в) Целиком построенные на имитациях (2 тетрадь: № 4 ре мажор, № 9 фа мажор, № 12 ля минор).

-Двухголосные инвенции и синфонии

Цикл известен в трех авторских редакциях.

1.1720 г. В сборнике "Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана" 2х голосные назывались преамбулы, 3 х голосные- фантазии. Преамбулы и фантазии были помещены отдельно друг от друга.

2.Сохранились в копии одного из учеников Баха. Богатая орнаментика. Пьесы расположены по тональностям. Каждой 3х голосной предшествовала 2х голосная той же тональности. 2х голосные инвенции. 3х голосные синфонии.

3. 1723 год. Возвращается к первоначальному замыслу. Размещены врозь.

       Слово инвенция употребляется крайне редко. Латинское - изобретение, открытие. Хотел подчеркнуть новизну, своеобразие. Несмотря на педагогическую направленность, каждая является чудом и не похожа ни на какую другую.

Авторское предисловие.

"Добросовесное руководство, в котором показан ясный способ как чисто играть не только с двумя, но и при дальнейшем совершенствовании хорошо исполнять три обязательных голоса. Главное же - добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции"

       Важно открыть ученику глубокий смысл инвенций. Многое в понимании этих пьес связано с обращением к исполнительским традициям эпохи Барокко.

       Незнание отличительных свойств баховской мелодики сразу же приводит к ложной установке. Ученик будет разочарован тем, что не найдет здесь ни эмоциональной яркости, ни звуковой прелести, ласкающей слух. Надо объяснить, что тема в баховскую эпоху играла совсем иную роль, преследовала совсем иные цели, чем в других стилях. В центре внимания не столь благозвучие и красота, сколько ее потенциальные возможности к разработке и богатству преобразований. То есть прежде всего важны "события", которые с ней происходят на протяжении всего сочинения. Произведение построено на раскрытии и глубинном изучении одного художественного образа. Тема - ядро, развитие которого определяет форму пьесы.

       Активная работа мысли обязательно вызовет и соответствующий приток эмоций.

       Знакомство с инструментами той эпохи играет очень большую роль в определении трактовки.

Клавикорд: синфонии фа минор, ре минор, ми минор, ля минор.

Клавесин: инвенции фа мажор, до мажор, ми бемоль мажор

Ощущение инструментовки важно для поиска нужного характера звучности. И это не слепое подражание звучанию старинных инструментов, а поиски наиболее точного характера штриха, динамики и т. д.

       Строение - двух и трехчастные, совпадающие по форме с фугой и приближающиеся к ней. Синфонии-фугетты.

 

Методическая литература.

 

  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.