![]()
|
|||||||
Маленькие прелюдии и фуги. Двухголосные инвенции и синфонии ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 -Маленькие прелюдии и фуги Написаны с целью быть упражнениями для учеников, но отразили всю мощь баховского гения. Материал, который дает возможность познакомить ученика с баховской фразировкой, артикуляцией, динамикой, особенностями голосоведения. На некоторых примерах можно объяснить понятия теоретические такие как: тема, противосложение, имитация, скрытое голосоведение. Жанр прелюдия (XVII-XVIII вв.) представляет собой вольные импровизации органиста, которые он играл и как вступление к хоралу, фуге, сюите. У Баха становится самостоятельным жанром. Сборник содержит 2 части: первая - двенадцать прелюдий, вторая - шесть. По композиции и фактурным признакам их можно разделить на 3 группы: а) Типично прелюдийная фактура (основа-гармоническая фигурация). Все они начинаются с типичной гармонической последовательности Т-S-D-T (№ 1 до мажора 1 тетрадь, №3 до минора 1 и 2 тетради, № 5 ре минор 1 тетрадь)
б) Более или менее оформленные. Содержат имитации и завершенные темы (№ 2 До мажора, № 7 ми минор, № 8 фа мажор) в) Целиком построенные на имитациях (2 тетрадь: № 4 ре мажор, № 9 фа мажор, № 12 ля минор). -Двухголосные инвенции и синфонии Цикл известен в трех авторских редакциях. 1.1720 г. В сборнике "Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана" 2х голосные назывались преамбулы, 3 х голосные- фантазии. Преамбулы и фантазии были помещены отдельно друг от друга. 2.Сохранились в копии одного из учеников Баха. Богатая орнаментика. Пьесы расположены по тональностям. Каждой 3х голосной предшествовала 2х голосная той же тональности. 2х голосные инвенции. 3х голосные синфонии. 3. 1723 год. Возвращается к первоначальному замыслу. Размещены врозь. Слово инвенция употребляется крайне редко. Латинское - изобретение, открытие. Хотел подчеркнуть новизну, своеобразие. Несмотря на педагогическую направленность, каждая является чудом и не похожа ни на какую другую. Авторское предисловие. "Добросовесное руководство, в котором показан ясный способ как чисто играть не только с двумя, но и при дальнейшем совершенствовании хорошо исполнять три обязательных голоса. Главное же - добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции" Важно открыть ученику глубокий смысл инвенций. Многое в понимании этих пьес связано с обращением к исполнительским традициям эпохи Барокко. Незнание отличительных свойств баховской мелодики сразу же приводит к ложной установке. Ученик будет разочарован тем, что не найдет здесь ни эмоциональной яркости, ни звуковой прелести, ласкающей слух. Надо объяснить, что тема в баховскую эпоху играла совсем иную роль, преследовала совсем иные цели, чем в других стилях. В центре внимания не столь благозвучие и красота, сколько ее потенциальные возможности к разработке и богатству преобразований. То есть прежде всего важны "события", которые с ней происходят на протяжении всего сочинения. Произведение построено на раскрытии и глубинном изучении одного художественного образа. Тема - ядро, развитие которого определяет форму пьесы. Активная работа мысли обязательно вызовет и соответствующий приток эмоций. Знакомство с инструментами той эпохи играет очень большую роль в определении трактовки. Клавикорд: синфонии фа минор, ре минор, ми минор, ля минор. Клавесин: инвенции фа мажор, до мажор, ми бемоль мажор Ощущение инструментовки важно для поиска нужного характера звучности. И это не слепое подражание звучанию старинных инструментов, а поиски наиболее точного характера штриха, динамики и т. д. Строение - двух и трехчастные, совпадающие по форме с фугой и приближающиеся к ней. Синфонии-фугетты.
Методическая литература.
|
|||||||
|