Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





используемые в педагогической практике и их сравнительная характеристика.



 

 Редакции,

используемые в педагогической практике и их сравнительная характеристика.

       Н. Калинина.

       Метод сравнения редакций следует признать одним из важнейших для овладения баховским стилем. Своевременное применение его несомненно принесет учащемуся большую пользу: поможет освоить типичные черты творчества композитора и со временем научит читать и понимать музыку по чистому авторскому тексту или по любой редакции, где молодой пианист сумеет отделить авторский текст от многочисленных редакторских указаний, часто искажающих музыку Баха. Достойно сожаления, что ученики остаются совершенно неосведомленными в столь важном вопросе, как существование разных редакций баховских произведений и склонны рабски выполнять все указания, подчас устаревших, недоброкачественных изданий.

Из редакций Нотной тетради заслуживают внимания следующие.

       Единственным полным советским изданием является редакция Л. Ройзмана. В основе ее лежит точный авторский текст, исполнительские указания редактора достаточно верно отражают характер творчества Баха. Аппликатура исходит из своеобразных принципов композитора, который, как известно, помимо обычного подкладывания первого пальца, любил применять перекладывание, или перекрещивание пальцев (например, в гаммообразной последовательности применял такой порядок: 3 4 3 4 или 345 234 и т. д. Наблюдение Бодки- такая аппликатура применялась по той простой причине, что клавиши старинных инструментов были маленькими и приходилось играть на конце клавиши, поэтому музыканты старались избегать частого употребления 1 пальца, ввиду того, что он мог попросту соскользнуть с клавиши, сейчас в некоторых случаях эту аппликатуру можно считать устаревшей, менее пригодной, если только она не имеет какого-то художественного смысла).

       Сообразно обычаям баховской эпохи, каждая пьеса снабжена словесным пояснением, которое определяет не темп пьесы, а ее основной характер. "Верная передача характера музыки гораздо важнее, чем абстрактное стремление выдержать ту или иную степень быстроты чередования звуков», - очень справедливо говорит по этому поводу Л. Ройзман во вступительной статье к данному изданию.

        И, наконец, достоинством издания является помещенная здесь таблица расшифровки мелизмов (которую Бах вписал в другой сборник - "Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана Баха") и правильная расшировка всех мелизмов, встречающихся в произведениях данного сборника.

       Полифоническая тетрадь под редакцией И. Браудо содержит 8 пьес из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах". Стилистические черты музыки композитора переданы здесь почти с безупречной точностью. Молодым педагогам полезно знать редакцию Браудо как пособие для изучения музыкального языка Баха.

       В ней дифференцированы указания динамики, относящиеся к отдельным голосам (обозначаются буквами f p), и к сочетанию голосов (обозначаются словами forte piano)

       Цезуры между фразами и мотивами отмечены наклонной черточкой, а начало фразы в некоторых местах - "брошенной лигой". Расшифровка мелизмов помещена отдельно от пьес, что представляет свободу исполнителю.

       Интересны метрономические обозначения: в каждой пьесе указаны два темпа, один - для начального периода работы, другой-для исполнения уже выученной пьесы. Конечно, эти указания нельзя считать единственно возможными, но они во многом помогают найти верный темп.

       Венгерское издание (Бела Барток)не может не привлечь педагога стилистически верной фразировкой и довольно точной артикуляцией. Особенно подробно обозначена редактором микродинамика. Хотя именно за это многие музыканты критиковали эту редакцию.

       Существует редакция Л. Лукомского, а также два лейпцигских издания: под редакцией Г. Келлера (1950) и Г. фон Дадельзена (1957). В каждом из них воспроизведен баховский текст в его чистом виде. Альбомный формат.

       Интересен факт прямо противоположной трактовки в редакциях Ройзмана и Браудо некоторых пьес.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.