Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Клавирная книжка Анны Магдалены Бах



Сборники

-Клавирная книжка Анны Магдалены Бах

       К сожалению, сохранилось совсем немного документов, связанных с именем Анны Магдалены.

       С детства, обладая хорошим сопрано, Анна Магдалена обучалась пению. Летом в 1721 году она была приглашена в Кетен, а несколько месяцев спустя того же года, вышла замуж за Иоганна Себастиана Баха, тамошнего придворного капельмейстера и директора камерной музыки. Анна Магдалена стала матерью тринадцати детей (лишь шестеро пережили свой грудной возраст), воспитала четырех детей от первого брака Себастиана с Марией Барбарой, скончавшейся в июле 1720 года.

       Нотные тетради писались именно для нее. Описывая счастливый союз И.С. и А.М. (а союз был, действительно счастливым и долгим), биографы нередко приводят эти тетради как "свидетельство трогательной дружбы". " А.М. оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа... Муж старался развивать ее художественное чувство. Сохранились две клавирные книжки для А.М.Б.": одна от 1722 года, другая, в красивом зеленом кожаном переплете, помечена 1725 годом... Бах также обучал свою жену исполнению цифрованного баса. Клавирные книжки- не что иное как пособия для обучения Анны Магдалены клавирному искусству.

       Хотя впоследствии эти тетради стали своеобразным домашним альбомом, предназначенным для всей баховской семьи. Записи второй тетради велись с 1725 года вплоть до 1740 -х годов: ученые даже не могут назвать определенную дату окончания записи.

       Две тетради-своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И.С. Баха.

       Эти сочинения как собственные, так и чужие вписаны в тетрадь собственной рукой Баха, иногда его жены А.М. Бах, встречаются пьесы, написанные детским подчерком. Включает в себя:

-произведения самого Баха;

-композиции его сыновей: Карла Филиппа Эмануэля, а также предположительно Иоганна Кристиана (младшего сына, родившегося в 1735 году и Иоганна Готфрида Генриха (знаменитая ария). Авторство установлено благодаря изучению почерков и характера записи данных страниц. Работа петербургских исследователей (А. Милки и Т. Шебалиной) посвящена этим и другим интересным темам из творчества Баха. Дело в том, что ни в одном из сочинений композитор не указан: ни в партитах Иоганна Себастиана, ни в пьесах Филиппа Эмануила, ни в композиционных опытах других членов баховской семьи.

 

 

- сочинения других композиторов: Франсуа Куперена, Кристиана Петцольда, Теорга Бема, возможно также Готфрида Генриха Штельцеля.

       В одном издании Нотную тетрадь назвали "как бы маленькой энциклопедией всего творчества И. С. Баха". Но, быть может, вернее ее было бы назвать "маленькой энциклопедией" не только творчества этого великого мастера, но и творчества его современников и сыновей.

       По обычаям того времени гости, посещавшие тот или иной дом, нередко оставляли на память свои сочинения как пьесы в альбом. Разумеется, сегодня мы сможем лишь предполагать, как сочинения разных композиторов могли оказаться собранными в книжку Анны Магдалены.

       Маленькие шедевры, представляющие собой танцевальные пьесы: полонезы, менуэты, марши, песни. вокальные арии, речитативы и хоралы, правила генерал-баса, свадебное стихотворение и другие записи. Инициалы на этом указывают владельца альбома.

Итак, две Нотные тетради 1722 и 1725 года, сохранили для нас замечательное имя. Это имя знакомо и тем, кто далает свои первые шаги в музыке, и тем, кто достиг на этом пути уже значительных вершин. И пусть мы знаем об Анне Магдалене и ее жизни совсем немногое. Но то, что до нас дошло-множество баховских сочинений, переписанных ее рукой, множество других рукописей, сделанных под ее наблюдением и контролем, наконец, замечательная музыка Нотных тетрадей, посвященных ей, - вот, наверное, самый дорогой для нас ее портрет.

       Изучение танцев полезно начинать с рассказа о содержании, жанровых особенностях до того, как ученик будет разбирать пьесу. Полезно исполнить ее на уроке.

       Единственным полным советским изданием является редакция Ройзмана. В основе-точный авторский текст. Каждая пьеса снабжена словесными пояснениями, которые определяют не только темп пьесы, но ее характер, настроение. Достоинство-баховская таблица расшифровки орнаментики.

       Редакция Бартока.

Полифоническая тетрадь Браудо включает8 пьес.

Отличная редакция, чувство стиля, безупречная точность.

       Динамические обозначения. Каждый голос отдельно - инструментовка. Цезуры между фразами, мотивами ввиде двуз параллельных черточек, расшифровка мелизмов в конце дает исполнителю определенную свободу.

       Интересны обозначения по метроному (в каждой пьесе первый - для начального периода работы, учебный темп, второй-для хорошо выученной пьесы.

       Редакция Келлера. Уртекст. Задачки по гармонии, пьесы, записанные в разных тональностях. Альбомный формат, а не книжный.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.