|
|||
Вопрос IV. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Вопрос IV. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Научно-техническая революция –это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Первый этапнаучно-технической революции – это этап механизации. Машинноепроизводство освобождает человека от физического труда и увеличивает его производительность. Второй этапнаучно-технической революции – этап автоматизации. Этот этап связан с научными достижениями в области автоматик, электроники, вычислительной техники. Новая ступень научно-технической революции связана с развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией. Начало компьютерной революции дают первые электронно-вычислительные машины, созданные в 30-х годах 20 века американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. Мощный толчок к развитию электронно-вычислительной техники дала II мировая война. В 1944 г. группа исследователей под руководством Г. Айкена создала электрическую вычислительную машину на релейных логических элементах. Однако все эти первые ЭВМ существовали в единичных экземплярах и не были приспособлены для массового (серийного) производства. Поэтому машины подобного типа получили название машин нулевого цикла. Электронно-вычислительные машины первого поколения появляются с 1951 г. Ввод и вывод информации в них совершался еще с помощью перфокарт. Поэтому составление программ было уникальным творческим процессом, требующим высочайшей профессиональной квалификации. В Советском Союзе создание компьютеров первого поколения закончилось в середине 50-х годов построением первой советской электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Возникновение второго поколения компьютеров связано с промышленным использованием изобретенных в 1948 полупроводниковых транзисторов. Появление машин третьего и четвертого поколения происходит в 1963 – 1980 гг. Их основу составляют интегральные схемы на полупроводниковых пластинах миниатюрных размеров, получивших название чипов. Условно, с появлением машин четвертого поколения связывают начало второй компьютерной революции. В эпоху второй компьютерной революции появляются принципиально новые компьютеры массового производства – персональные компьютеры, а также суперкомпьютеры, выполняющие множество операций в минуту, носители памяти гигантской емкости. В 1990-е годы появляются компьютеры пятого поколения, способные решать задачи, ранее доступные лишь человеку. Использование графического интерфейса помог превратить компьютер в широко доступный и интуитивно понятный прибор. Появление компьютеров определяло формирование информационных общества. Информационное общество – это общество, в котором определяющую роль играет переработка информации. Для информационного общества характерно: ü кардинальное преобразование материально-технической базы общества на основе широкого и масштабного использования информационных технологий; ü интеллектуализация и рационализация производства; ü доступность информации; ü техническое обеспечение доступности информации; ü производство информации в объемах достаточных и необходимых для развития общества, перевооружение экономики и культуры; ü преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг, с тем, чтобы не менее 50% занятого население трудилось в этих областях. В настоящее время процессы информатизации приобретают глобальный характер. Создаются специальные научные центры для изучения этих процессов. Потребителями информационных технологий становятся банки и банковско-финансовые системы. Электронная система записи повсюду заменяет бумажную документацию.
Вопрос V. НТП и медицина. Взаимодействие научно-технической революции и медицины – это весьма сложный и неоднозначный процесс. Условно выделяют в этом вопросе два основных аспекта, каждый из которых имеет ряд существенных моментов. Научно-техническая революция влияет на характер и условия труда, а тем самым – появляются новые требования к здоровью и работоспособности человека: а) возникает проблема подготовки человека к новым требованиям производства и к новым условиям жизни в целом. Научно-техническая революция, освобождая человека от тяжелого физического труда, ставит перед человечеством новые проблемы и создает определенные трудности (гиподинамия, сокращение общего объема двигательной деятельности, ее видоизменение), б) современная медицина должна не только профилактически готовить человека к новым требованиям производства, но и предупреждать появление тех заболеваний, которые порождаются или углубляются эпохой НТР; в) в новых условиях медицина должна учитывать отношение людей к своему здоровью, физическому и психическому состоянию. Таким образом, меняется место здоровья и болезней в системе ценностных ориентации, и это должен учитывать врач; г) НТР обостряет и придает качественно иной характер и принципиально иные масштабы многим давним проблемам человечества: экологической, продовольственной, демографической, Влияние НТР на медицину, изменение ее облика означает: а) обогащение медицины новыми научными открытиями и техническими достижениями, что качественно меняет облик самой медицины, делает ее технологичной; б) решение в сфере медицины такой проблемы как соединение науки с производством; в) развитие внутренних проблем самой медицины (роль врача в новых условиях НТР, роль инструментальных методов и др.). К особенностям развития медицины в эпоху НТР относятся следующие: ü изменение объекта медицинского познания; ü усиливается и ускоряется процесс технического перевооружения медицины; ü математизация современной медицины, использование теорий вероятности, математической логики, тории множеств, математическое моделирование; ü усиление роли ятрогенных заболеваний, в том числе обусловленных и/или усиленных воздействием техники; ü возрастает значимость так называемых «болезней цивилизации» вроде гиподинамии, астигматизма и др. ü фундаментальное обновление фактического материала современной медицинских знаний: научные дисциплины влияют на медицину и испытывают обратное влияние.
Контрольные вопросы: 1. В чем суть понятия «техника»? 2. Как соотносятся техника и технология? 3. Что означает выражение «техника врача»? 4. В чем заключается понятие «научно-техническая революция»? 5. Что подразумевает термин «научно-технический прогресс»? 6. Каковы этапы развития техники? 7. Что может Интернет? В чем его ограниченность? 8. Является ли техника ценностью? 9. Ведет ли технический прогресс к деградации личности? 10. Что такое кибернетика и каково ее влияние на развитие медицины?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ: 1. Человек и техника в современном мире. 2. Развитие техники в древнем мире и в Средние века. 3. Наука и техника в Новое время (16-18 вв.). 4. Человек в мире Интернета. 5. Технический прогресс и личность человека. 6. Н. Винер и кибернетика. 7. Наука и техника: грани взаимодействия. 8. Техника и менеджмент: единство и противоречие. 9. Техническое развитие и медицина. 10. Техника и технология против человека.
ЛИТЕРАТУРА:
Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2014. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2017. Лавриненко В.Н. Философия в 2 т. Том 1. История философии: учебник и практикум для вузов / отв. ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2020. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994. Агашин Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998. Анисимов B.C. Основы медицинской кибернетики. – Воронеж, 1978. Воронин А.А. К проблеме генезиса технического знания // Вопросы философии. – 2003. – № 10. – С. 85 – 102. Глозман А.Б. Логика развития техники: имманентно техническое и деятельностное // Философия и общество. – 2008. – № 1. – С. 139 – 157. Зуев К. А. Компьютер и общество. – М., 1990. Канке В. А. Философия. – М., 2006. Комаров В.Д. Основы философии техники // Философия и общество. – 2000. – № 1. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996. Миголантьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 64 – 80; № 6. – С. 71 – 94. Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995. Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. – М., 1984. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. Орешников И.М. Философия науки и техники. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. – 127 с. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1993. Розин А.М. Понятие и современные концепции техники. – М.: ИФ РАН, 2006. Сидоренко Т.И. Кибернетика и терапия. – М., 1970. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой, А.В. Тонконогов. – М., 2008. Храпов С.А. Кризис сознания: «когнитивный ответ» техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 2019. – № 1. – С. 88 – 95.
[1] Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. С. 242. [2] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 295. [3] Платон. Государство // Платон. Соч. В 3 т. Т. 3. (1). – М., 1971. С. 110 – 111. [4] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. – М., 1983. С. 176. [5] Платон. Государство. С. 110. [6] Аристотель. Физика // Указ. соч. Т. 3. – М., 1981. С. 84. [7] Аристотель. // Указ. соч. Т. 4. С. 176. [8] Аристотель. // Указ. соч. Т. 3. С. 89. [9] Там же. С. 87. [10] Там же. С. 98. [11] Там же. С. 100. [12] Цит. по: Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995. – С. 15. [13] Маркс К. Речь на юбилее «The Peoples Paper» 14 апр, 1856 г. // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. – Т. 12. – С. 3. [14] Маркс К. Экономические рукописи 1861 – 1863 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 47. – С. 418. [15] Там же. – С. 418. [16] Маркс К. Капитал. – Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23. – С. 383. [17] Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4. – С. 156. [18] Там же. – С. 188 – 189. [19] Там же. – С. 383. [20] Маркс К. Нищета философии // Указ. соч. – С. 152. [21] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. С. 115. [22] Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 124. [23] Он писал: «Техники вообще-то считают свою задачу уже выполненной, если они поставляют обществу материальные блага, дешевые продукты и товары. Однако это лишь часть их профессиональных задач. Наши коллеги по профессии – инженеры – поднимаются все выше по общественной лестнице. Инженера в наши дни можно увидеть и среди государственных деятелей. Такое расширение сферы применения технических профессий всячески приветствуется. Вместе с тем возникает вопрос: готовы ли современные техники в достаточной мере удовлетворить новые потребности» (Цит. по. Митчем К. Указ. соч. – С. 17). [24] Бердяев Н.А. Смысл истории. – Гл. VIII. [25] Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. [26] Подробнее см.: Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. [27] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9. –С. 135 – 137. [28] Словом «постав» в русском языке обозначаются; а) пара мельничных колес, б) кустарный ткацкий станок (См. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1968. – С. 559). В поэме Гомера «Одиссея» (перевод В. Жуковского) встречается слово «постав», но уже в ином значении. Там говорится о Телемахе : «...к колонне высокой/ Прямо с копьем подошёл он и спрятал его там в поставе/ Гладкообтёсанном, где запираемы в прежнее время/ Копья царя Одиссея в бедах постоянного, были» (Одиссея. – Песнь 1. – Ст. 125). [29] Новая технократическая волна на Западе. – С. 124.
|
|||
|