Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос IV. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.



Вопрос IV. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

Научно-техническая революция –это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства.

Первый этапнаучно-технической революции – это этап механизации. Машинноепроизводство освобождает человека от физического труда и увеличивает его производительность.

Второй этапнаучно-технической революции – этап автоматизации. Этот этап связан с научными достижениями в области автоматик, электроники, вычислительной техники. Новая ступень научно-технической революции связана с развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией.

Начало компьютерной революции дают первые электронно-вычислительные машины, созданные в 30-х годах 20 века американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. Мощный толчок к развитию электронно-вычислительной техники дала II мировая война. В 1944 г. группа исследователей под руководством Г. Айкена создала электрическую вычислительную машину на релейных логических элементах. Однако все эти первые ЭВМ существовали в единичных экземплярах и не были приспособлены для массового (серийного) производства. Поэтому машины подобного типа получили название машин нулевого цикла.

Электронно-вычислительные машины первого поколения появляются с 1951 г. Ввод и вывод информации в них совершался еще с помощью перфокарт. Поэтому составление программ было уникальным творческим процессом, требующим высочайшей профессиональной квалификации. В Советском Союзе создание компьютеров первого поколения закончилось в середине 50-х годов построением первой советской электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Возникновение второго поколения компьютеров связано с промышленным использованием изобретенных в 1948 полупроводниковых транзисторов.

Появление машин третьего и четвертого поколения происходит в 1963 – 1980 гг. Их основу составляют интегральные схемы на полупроводниковых пластинах миниатюрных размеров, получивших название чипов.

Условно, с появлением машин четвертого поколения связывают начало второй компьютерной революции. В эпоху второй компьютерной революции появляются принципиально новые компьютеры массового производства – персональные компьютеры, а также суперкомпьютеры, выполняющие множество операций в минуту, носители памяти гигантской емкости. В 1990-е годы появляются компьютеры пятого поколения, способные решать задачи, ранее доступные лишь человеку. Использование графического интерфейса помог превратить компьютер в широко доступный и интуитивно понятный прибор.

Появление компьютеров определяло формирование информационных общества. Информационное общество – это общество, в котором определяющую роль играет переработка информации. Для информационного общества характерно:

ü кардинальное преобразование материально-технической базы общества на основе широкого и масштабного использования информационных технологий;

ü интеллектуализация и рационализация производства;

ü доступность информации;

ü техническое обеспечение доступности информации;

ü производство информации в объемах достаточных и необходимых для развития общества, перевооружение экономики и культуры;

ü преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг, с тем, чтобы не менее 50% занятого население трудилось в этих областях.

В настоящее время процессы информатизации приобретают глобальный характер. Создаются специальные научные центры для изучения этих процессов. Потребителями информационных технологий становятся банки и банковско-финансовые системы. Электронная система записи повсюду заменяет бумажную документацию.

 

Вопрос V. НТП и медицина.

Взаимодействие научно-технической революции и медицины – это весьма сложный и неоднозначный процесс. Условно выделяют в этом вопросе два основных аспекта, каждый из которых имеет ряд существенных моментов.

Научно-техническая революция влияет на характер и условия труда, а тем самым – появляются новые требования к здоровью и работоспособности человека:

а) возникает проблема подготовки человека к новым требованиям производства и к новым условиям жизни в целом. Научно-техническая революция, освобождая человека от тяжелого физического труда, ставит перед человечеством новые проблемы и создает определенные трудности (гиподинамия, сокращение общего объема двигательной деятельности, ее видоизменение),

б) современная медицина должна не только профилактически готовить человека к новым требованиям производства, но и предупреждать появление тех заболеваний, которые порождаются или углубляются эпохой НТР;

в) в новых условиях медицина должна учитывать отношение людей к своему здоровью, физическому и психическому состоянию. Таким образом, меняется место здоровья и болезней в системе ценностных ориентации, и это должен учитывать врач;

г) НТР обостряет и придает качественно иной характер и принципиально иные масштабы многим давним проблемам человечества: экологической, продовольственной, демографической,

Влияние НТР на медицину, изменение ее облика означает:

а) обогащение медицины новыми научными открытиями и техническими достижениями, что качественно меняет облик самой медицины, делает ее технологичной;

б) решение в сфере медицины такой проблемы как соединение науки с производством;

в) развитие внутренних проблем самой медицины (роль врача в новых условиях НТР, роль инструментальных методов и др.).

К особенностям развития медицины в эпоху НТР относятся следующие:

ü изменение объекта медицинского познания;

ü усиливается и ускоряется процесс технического перевооружения медицины;

ü математизация современной медицины, использование теорий вероятности, математической логики, тории множеств, математическое моделирование;

ü усиление роли ятрогенных заболеваний, в том числе обусловленных и/или усиленных воздействием техники;

ü возрастает значимость так называемых «болезней цивилизации» вроде гиподинамии, астигматизма и др.

ü фундаментальное обновление фактического материала современной медицинских знаний: научные дисциплины влияют на медицину и испытывают обратное влияние.

 

 

Контрольные вопросы:

1. В чем суть понятия «техника»?

2. Как соотносятся техника и технология?

3. Что означает выражение «техника врача»?

4. В чем заключается понятие «научно-техническая революция»?

5. Что подразумевает термин «научно-технический прогресс»?

6. Каковы этапы развития техники?

7. Что может Интернет? В чем его ограниченность?

8. Является ли техника ценностью?

9. Ведет ли технический прогресс к деградации личности?

10. Что такое кибернетика и каково ее влияние на развитие медицины?

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Человек и техника в современном мире.

2. Развитие техники в древнем мире и в Средние века.

3. Наука и техника в Новое время (16-18 вв.).

4. Человек в мире Интернета.

5. Технический прогресс и личность человека.

6. Н. Винер и кибернетика.

7. Наука и техника: грани взаимодействия.

8. Техника и менеджмент: единство и противоречие.

9. Техническое развитие и медицина.

10. Техника и технология против человека.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2014.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2017.

Лавриненко В.Н. Философия в 2 т. Том 1. История философии: учебник и практикум для вузов / отв. ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2020.

Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.

 

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

Агашин Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.

Анисимов B.C. Основы медицинской кибернетики. – Воронеж, 1978.

Воронин А.А. К проблеме генезиса технического знания // Вопросы философии. – 2003. – № 10. – С. 85 – 102.

Глозман А.Б. Логика развития техники: имманентно техническое и деятельностное // Философия и общество. – 2008. – № 1. – С. 139 – 157.

Зуев К. А. Компьютер и общество. – М., 1990.

Канке В. А. Философия. – М., 2006.

Комаров В.Д. Основы философии техники // Философия и общество. – 2000. – № 1.

Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996.

Миголантьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 64 – 80; № 6. – С. 71 – 94.

Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995.

Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. – М., 1984.

Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Орешников И.М. Философия науки и техники. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. – 127 с.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.

Розин А.М. Понятие и современные концепции техники. – М.: ИФ РАН, 2006.

Сидоренко Т.И. Кибернетика и терапия. – М., 1970.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой, А.В. Тонконогов. – М., 2008.

Храпов С.А. Кризис сознания: «когнитивный ответ» техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 2019. – № 1. – С. 88 – 95.

 


[1] Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. С. 242.

[2] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 295.

[3] Платон. Государство // Платон. Соч. В 3 т. Т. 3. (1). – М., 1971. С. 110 – 111.

[4] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. – М., 1983. С. 176.

[5] Платон. Государство. С. 110.

[6] Аристотель. Физика // Указ. соч. Т. 3. – М., 1981. С. 84.

[7] Аристотель. // Указ. соч. Т. 4. С. 176.

[8] Аристотель. // Указ. соч. Т. 3. С. 89.

[9] Там же. С. 87.

[10] Там же. С. 98.

[11] Там же. С. 100.

[12] Цит. по: Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995. – С. 15.

[13] Маркс К. Речь на юбилее «The Peoples Paper» 14 апр, 1856 г. // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. – Т. 12. – С. 3.

[14] Маркс К. Экономические рукописи 1861 – 1863 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 47. – С. 418.

[15] Там же. – С. 418.

[16] Маркс К. Капитал. – Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23. – С. 383.

[17] Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4. – С. 156.

[18] Там же. – С. 188 – 189.

[19] Там же. – С. 383.

[20] Маркс К. Нищета философии // Указ. соч. – С. 152.

[21] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. С. 115.

[22] Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 124.

[23] Он писал: «Техники вообще-то считают свою задачу уже выполненной, если они поставляют обществу материальные блага, дешевые продукты и товары. Однако это лишь часть их профессиональных задач. Наши коллеги по профессии – инженеры – поднимаются все выше по общественной лестнице. Инженера в наши дни можно увидеть и среди государственных деятелей. Такое расширение сферы применения технических профессий всячески приветствуется. Вместе с тем возникает вопрос: готовы ли современные техники в достаточной мере удовлетворить новые потребности» (Цит. по. Митчем К. Указ. соч. – С. 17).

[24] Бердяев Н.А. Смысл истории. – Гл. VIII.

[25] Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

[26] Подробнее см.: Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

[27] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9. –С. 135 – 137.

[28] Словом «постав» в русском языке обозначаются; а) пара мельничных колес, б) кустарный ткацкий станок (См. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1968. – С. 559). В поэме Гомера «Одиссея» (перевод В. Жуковского) встречается слово «постав», но уже в ином значении. Там говорится о Телемахе : «...к колонне высокой/ Прямо с копьем подошёл он и спрятал его там в поставе/ Гладкообтёсанном, где запираемы в прежнее время/ Копья царя Одиссея в бедах постоянного, были» (Одиссея. – Песнь 1. – Ст. 125).

[29] Новая технократическая волна на Западе. – С. 124.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.