|
|||
Вопрос III. Соотношение науки и техники.Вопрос III. Соотношение науки и техники. Одна из важнейших методологических проблем философии техники – это анализ специфики технического знания и изучение взаимодействия науки и техники. Какова природа технического знания? Какие объекты оно исследует? Как соотносятся научное и техническое знание? Что должно играть ведущую, определяющую роль – наука или техника? В современной литературе по философии техники можно выделить две модели соотношения науки и техники: линейную и эволюционную. 1. Линейная модель – здесь техника рассматривается в качестве простого приложения науки или даже как прикладную науку. За наукой признается функция производства знания, за техникой же – применение этого знания. В настоящее время эта модель большинством специалистов признана неадекватной. 2. Эволюционная модель – здесь выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника, производство. Сторонники данной модели динамики науки на объяснении развития техники. Кроме представленных моделей существуют и другие точки зрения на соотношение науки и техники. Согласно одной из них, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. Это утверждение верно лишь отчасти. Многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания (телескоп, микроскоп), без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Несомненно, прогресс техники сильно ускоряется наукой, верно также и то, что наука пользуется техникой. Следующая точка зрения утверждает, что до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это состояние характерно для технических наук сегодня. Сторонниками этой точки зрения считают, что наука и техника до начала научной революции развивались автономно и соединились лишь в XVIII веке, в XIX в. этот союз приносит свои первые плоды, а в ХХ в. наука становится одним из главных источников новых видов техники и технологии. Таким образом, выделяют четыре периодавзаимоотношений науки и техники. 1. период — формируются типы технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. 2. период (вторая половина XVIII века – до 70-х гг. XIX в.) происходит формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук, а также появление первых технических наук. 3. период – формирование ряда фундаментальных технических теорий. 4. период (настоящее время) — характеризуется осуществлением комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и общественными науками. Эволюция взаимоотношений науки и техники: 1) этап (1660 – 1750 гг.) – это эпоха научной революции. В этот период наука и техника находятся в тесной связи. Технический принцип познания в виде механической картины мира выступает в качестве универсальной модели объяснения. Ориентация науки на технику проявляется также в опережающем развитии техники научного инструментария. 2) этап (середина XVIII в. – начало XIX) – это период институциональной дифференциации науки и техники, их независимого, самостоятельного развития. Здесь наука достигает своей максимальной автономии, возрастает значение теоретического рассмотрения и обоснования научных положений. В технической сфере в основном преобладало творчество гениальных изобретателей-самоучек – от Уайта до Т. Эдисона. 3) этап (ХХ в.) – это эпоха глубокой интеграции науки и техники, их взаимопроникновения. С одной стороны, нарастающая индустриализация превращает технику и технические изобретения определяющим элементом экономического процесса. В свою очередь, динамический характер технологии вызывает устойчивый спрос на науку, порождая процесс сциентификации техники. В ХХ в. наука достигает стадии, когда она может быть ориентирована на практические цели, может создавать новые технологии, которые не в состоянии разработать отдельные изобретатели с их интуитивным поиском. Технические нововведения ХХ в. являются следствием применения научного метода к решению технических проблем. Специфика технического знания: 1) более сложная системная организация технического знания; 2) объекты технического знания (в отличие от естественных объектов науки) имеют искусственную природу; 3) операциональность – акцентированная ориентация на практическое использование; 4) если от естественнонаучных знаний требуют, чтобы они были универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными, то от технических систем, напротив, требуется, чтобы легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении; 5) высокий уровень формализации и условности технического знания
|
|||
|