Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Леви 8 страница



— Пока не хватало кое-каких документов, пришлось на­няться сменным уборщиком в общественный туалет. Одновременно учился. Мозги были еще не совсем на мес­те. Пришиб сгоряча одного, который писал на стене свои позывные. Мне этот фольклор... Отскребать приходилось... Тебе интересно узнать, как я выучил анатомию?

-Как?

— Вошел в образ карикатурного боженьки. Тот — насто­ящий, там — знаю, такую игру любит... Так вот, просыпа­юсь, значит, однажды на облачке, блаженно потягиваюсь. Чувствую — что-то не то, дискомфорт. Вспоминаю: кого-то у меня не хватает на одном дальнем шарике... Но вот на каком и кого — вспомнить, хоть убей, не могу. Повелеваю Гавриилу-архангелу: труби срочно, созывай совет ангелов. Затрубил Гаврила. Не прошло и ста тысяч лет, как собра­лись.

Предстаю во всемогуществе, молнией потрясаю. — «Кого у нас не хватает на шарике... Этом, как его...» — «На 3-земле...» — подсказывает змеиный голосок. — «Цыц! Кто мешает думать? На Земле моей голубой, спрашиваю, кого не хватает?» — «Всех хватает, Отче святый! Все прекрасно и благолепно! Солнышко светит, цветочки благоухают, зверюшки резвятся, птички поют — вечная тебе слава». — «Вы мне мозги не пудрите, овечки крылатые, а то всех к

чертовой бабушке... Кого еще, спрашиваю, недосотворили? Отчетную ведомость!»

Тут один, с крылышками потемней, низко кланяется, кисленько ухмыляется. — «Человека собирался ты сотво­рить, Боже, на планете Земля, из обезьяны одной недоде­ланной, по своему образу и подобию. Но я лично не сове­товал бы». — «Что-о?! Мой образ и подобие тебя не устраи­вают?..» — «Не то я хотел сказать, Святый Отче, наоборот. Образ твой и подобие хороши до недостижимости, а вот обезьяна — материал неподходящий». — «Ка-а-ак!!! Обезь­яна, лично мной сотворенная и подписанная — не подхо­дящая?! Я, значит, по-твоему, халтурщик?! Лишаю слова, молчать, а то молнией промеж рог. Развели демагогию... Пасть всем ниц, слушать мою команду. Да будет на Зем­ле — Человек! А тебя, Сатана, в наказание за богохульство назначаю научным руководителем. Сам наберешь сотруд­ников. Даю вашей шарашке на это дело два с половиной миллиона лет. После чего представить на мое высочайшее рассмотрение. Совет объявляю закрытым. Труби, Гав­рила!»

Просыпаюсь снова от какого-то космического неудобст­ва. Смотрю — под облачную мою перину подсунута книга толстая, «Анатомия человека». На обложке отпечаток ко­пыта. Понятно, проект готов. Что ж, поглядим, насколько этот рогатый скот исказил мой вдохновенный замысел. Ну вот, первый ляп: хвост приделать забыл. Важнейшая часть тела, выражающая благоговение. У псов есть, у мар­тышек есть, а у человека, долженствующего меня славить... Ладно, черт с ним. Ну вот это, пожалуй, еще сойдет, пере­дние лапы, в принципе, такие же, как у макаки, я это уже подписывал. Проверить, не напартачили ли с запястьем, а то будет потом жаловаться, что на четвереньках ходить удобнее. А почему так ограничена подвижность пальцев ноги? Халтурщики!.. Вены прямой кишки при напря­жениях будут выпадать — черт с ним, перебьется, да бу­дет у каждого пятого геморрой. А это что за довесок? В моем образе и подобии этого нет. Однако же у мака­ки... Вот и мозги, уйма лишних, с ума сойти можно. Сколько извилин, зачем? Чтобы во мне сомневался? До­бро же, пускай сходит с ума. Этот височный завиток, похо­жий на морского конька, да будет горнилом галлюцина­ций, да будет каждый шестой психопатом, каждый деся­тый шизиком, каждый второй невротиком, алкашей по надобности...

Маленькое резюме: анатомии нет, есть человек. А у чело­века — например, кости стопы...-

Схватил свой протез и, яростно уставившись ка него, произнес как заклинания полтора десятка латинских на­званий.

СЦЕНКИ ИЗ ПРАКТИКИ

— Пирожок моржовый, куда пришел? Просверлите лам­почку.

— Избегнуть мешать тайным системам...

— Вы Финляндия, да? Вы Финляндия?..

Огромная толстуха с растрепанными волосами ухватила меня за шиворот.

— Вы Финляндия, да? Прекратить наркоз.

— Норвегия, деточка, он Норвегия. — Калган полуобер­нулся. — Пожалуйста, пропусти.

Больная эта была преподавательницей в вузе, без оче­видных причин вдруг стала слышать некие голоса... Вечер­ний обход, беспокойное женское.

— Мальчик, покажи пальчик, покажи самый большой...

— Избегнуть мешать тайным системам...

Сотни раз потом подтверждалось, что беспокойные жен­щины гораздо несноснее беспокойных мужчин.

Курс психиатрии мы должны были проходить на пятом году. С Калганом я начал его на третьем. Кроме дежурств в клинике — амбулаторный прием, на котором Боб не по­зволял мне до времени вставить и словечка, а только смот­реть и слушать.

Чтение в основном по старым фундаментальным кни­гам, где больше всего живых описаний.

Он научил меня радоваться моему невежеству жадной ра­достью, с какой выздоравливающий обнаруживает у себя аппетит.

— Ступени врожденного слабоумия в нисходящем по­рядке.

— Дебил. Имбецил. Идиот.

— Умница. А кретина куда?

— Хм... Между дебилом и имбецилом.

— Морон?..

— В учебнике нет.

— Дуракус обыкновенус. Между дебилом и нормой. Нео­бычайно везуч, может заполучить царство. Назови при­знаки имбецила.

— Мышления нет. Рефлексы некоторые вырабатывают­ся. Реагирует на наказания и поощрения. Может кусаться.

— Прекрасно. Основные свойства дебила.

— Память может быть очень хорошей. Способен ко мно­гим навыкам. Может быть злобным и добродушным. К обобщениям неспособен. Логика в зачаточном состоянии. Повышенно внушаем. Слабый самоконтроль...

(«Автопортрет», — сказал внутренний голос, но очень тихо.)

— Как воспринимает нормального?

— М-м-м. Как высшее существо.

— Не попал, двойка. Дебил тебе не собака. Нормальных держит за таких же, как он сам, только начальников или подчиненных, когда как.

— Ясно.

— Если ясно, назови, будь любезен, три ступени умст­венной ограниченности здоровых людей. В восходящем порядке.

— В учебниках нет.

— Примитив...

— Другая шкала, не путай. Человек с относительно низ­ким культурно-образовательным уровнем. Может быть ге­нием.

— Бездарь. Тупарь. Бестолочь.

— На какое место претендует коллега?

— Вопрос не по программе.

— Тогда еще три ступени.

— М-м-м... Серость. Недалекость. Посредственность. Звезд-с-неба-не-хватательство.

— Пять с плюсом. Как вы полагаете, коллега, существу­ют ли индивидуумы без ограниченности? Имеют ли они, я хотел спросить, право на существование?..

Урожай этой беседы был скромен: трагедия дурака не в глупости, а в притязании на ум. Легче признать в себе не­достаток совести, чем недостаток ума, потому что для при­знания в себе недостатка ума нужен его избыток.

Ума собаки хватает уже, чтобы радоваться существова­нию Превосходящего. Вера есть высший ум низшей при­роды. Этим умом низший с высшим не сравнивается, но соединяется.

СНЯТИЕ МАСКИ

Можно ли при росте под два метра и богатырской комп­лекции казаться хрупким и маленьким?

Так бывало каждый раз, когда Боб путешествовал с кем-нибудь из пациентов в его детство.

Для беседы и сеансов ему не требовалось отдельного по­мещения — этим помещением был он сам; для уединения с ним достаточно было его психического пространства. Мое присутствие никому не мешало.

Я видел его молодым, старым, хохочущим, плачущим, нежным, суровым, неистовым, безмятежным... Никакие эпитеты не передадут этих перевоплощений, и не угадать было, каким он станет — с каждым — другой и непостижи­мо тот же.

Сеансы внушения и гипноза Боб не выделял из общения как что-то особое. Пять, десять минут, полчаса, а то и бо­лее беспрерывной речи, то набегающей, как морской при­бой, то ручьистой, то громовой, то шепотной, то певучей, то рваной, с долгими паузами, то чеканной... Не раз и я за­сыпал вместе с пациентами под его голос, продолжая бес­сознательно ловить каждый звук и что-то еще, за звуками.

А бывали сеансы без слов. Сидел возле пациента, упер­шись в костыль, закрыв глаз и слегка покачиваясь. Неко­торые при этом спокойно спали, другие бормотали, смея­лись, кричали, рыдали, производили странные телодвиже­ния, разыгрывали целые сцены. Трудно было понять, уп­равляет ли он этим.

Однажды набрался духу спросить, не тяжело ли ему да­ются профессиональные маски.

— А? — глаз напряженно заморгал. — Поближе подойди. Не расслышал.

Я придвинулся — вдруг громадная лапа метнулась, сгребла мою физиономию и сдавила.

— Напяливаю... А потом снимаю... С одним сдержива­юсь. На другом разряжаюсь... Доза искренности стандарт­ная. Разные упаковки.

Отпустил. Больше к этому не возвращались.

Приснившееся в ту же ночь.

Объявление:

ПРАЧЕЧНАЯ «КОМПЛИМЕНТ» ПРИГЛАШАЕТ НА РАБОТУ ПОЛОТЕРА. Адрес: Проспект Боли.

Иду. Улица, знакомая по какому-то прошлому сну.

Знойный день. Прохожие в простынях, с наволочками на головах. Младенцы в автоколясках, крошечный мили­ционер на перекрестке сидит на горшке. Крестообразный тупик. Синий дом. Надпись над дверью: КАЮК-КОМПА­НИЯ. Мне сюда.

Узкий плоский эскалатор, движение в непонятную сто­рону. Рядом со мной стоит некто. Отворачивается, не по­казывает лица. Узнать, кто. Не хочет, поворачивается спи­ной. Забежать вперед, посмотреть — не пускает, удержива­ет. Страшное нетерпение, хватаю за шею санитарским приемом. Это я сам, другой я. Наконец-то. Взгляд узнава­ния. — «Здравствуй. Сейчас расскажу. Прости, что ТЕБЯ НЕТ». - «Какая разница. УБЕРИ ОРГАНИЗМ».

Затемнение.

ПОЧЕМУ НИ ОДНА МЫСЛЬ ДО КОНЦА НЕ ДОДУМЫВАЕТСЯ

— Боб, а Боб. Что такое ШИБИЛ?

— Не что, а кто. Шизодебил.

— Помесь, значит, дебила и шизофреника? Излечимо?

— Вырастешь — узнаешь.

К его манере раздразнивать я уже приспособился.

— Боб, если честно: я шизофреник?

— Не знаю. Решай сам. Вспоминай.

— Распад личности. Расщепление психики. В тяжелых случаях разорванность мышления, речи...

— То бишь нецельность, так?.. Хаотичность души и лос-кутность жизни в разнообразнейших проявлениях.

— Не понимаю, почему я все еще не на койке.

— Степени относительны, только поэтому. У клиниче­ского шизофреника разорванность превышает  средне­статистическую, как и у нас во сне. Нашей бодрствен-ной здоровой разорванности, однако ж, достаточно, что­бы перестала жить эта планета. Речь бессвязная восприни­мается как ненормальность; зато бессвязная жизнь счита­ется нормой. Попытки цельности могут привести к не­приятностям... Мы считаем, что дважды два — сколько по­лагается, а шизофреник — сколько его душе угодно. При­мерно так.

— А дебил?

— Дебил точно знает, что дважды два — сколько скажут. Что-нибудь непонятно?

— Все непонятно.

— Итак, ШИБИЛ — это обыкновенный человек, кажу­щийся нормальным себе и шибилам своего уровня. Чело­век этот есть дебил и шизофреник по отношению к собст­венным возможностям — к замыслу о Человеке. Чело­век, разобщенный с самим собой.

Иногда вместо рассказа о какой-нибудь болезни или симптомокомплексе Боб принимал образ пациента, а ме­ня заставлял входить в роль врача и вести беседу. Позднее, когда я поближе познакомился с клиникой, наоборот, за­ставлял перевоплощаться в пациентов меня, требуя не изображения, а вживания, на пределе душевных сил. Сна­чала шло туго, зато потом...

На этот раз Боб был кем-то вроде маниакального пара­ноика.

— Учтите, доктор, я за себя не отвечаю. Я невменяем.

— Ничего, ничего, больной. Я вас слушаю. На что жалуе­тесь?

— Зачем жаловаться?! Жизнь прекрасна и удивительна!! У меня эйфория, настроение расчудесное! Некритичен! А вы почему сразу так помрачнели? Имею я право на хоро­шее настроение или нет?

— Смотря по каким причинам.

— Причины у меня очень даже замечательные! Науку придумал я для всемирно-исторического лечения. На что жалуетесь?

— Не забывайте, больной, это я — доктор. Давайте по-существу. Как называется ваша придуманная в связи с бо­лезнью наука?

— Как нравится, так и называется. Мне лично нравится ИНТЕГРОНИКА.

— Об интегралах?

— Ну, в том числе. Обо всем, доктор. Наука обо ВСЕМ.

— Философия, значит?

— Извините, доктор, мне вас хочется обозвать. Можно?

— Можно, вы же больной. Обзывайте.

— Мне уже расхотелось. Хотите знать, почему?

— Почему?

— Не люблю полочек, по которым вы все раскладываете, как в крематории. И папочек не люблю, в которые пишете свою отчетную галиматью, к живому глаз не поднимая. И обзывать не люблю. А у вас, доктор, полочное зрение, па­почное мышление и обзывательное настроение, по-науч­ному диагнозомания, и вот через то я и оказываюсь боль-

ной, а не человек, за что и присваиваю вам звание профес­сионального обывателя.

— Больной, успокойтесь. Никто вас не обзывает, боль­ной. Это вам кажется, больной. Это ваш бред, больной. Ближе к бреду.

— Добро. Начинаем. Жизнь, в основе своей, есть цель­ность, согласны?.. Взаимосвязь, единство, гармония. Или, другим словом, понаучнее — интеграция. Противополож­ность дезинтеграции — распаду, разложению — смерти. Понятно?

— Понятно.

— И это на всех уровнях: молекулярном, клеточном, ор-ганизменном, психическом, социальном, духовном... По­нятно, доктор?

— Понятно, больной, понятно.

— Это нехорошо, что понятно. Плохой, значит, бред. На­до, чтобы мозги лопнули, вот тогда дойдет... Внимание! Приготовились? — Я открыл ИНТЕГРУМ. Сумма сумма-рум и далее, в бесконечной степени... Записывайте сино­нимы. Мировой Разум. Смысловая Вселенная. Космиче­ская Любовь. Одухотворенность Материи. Абсолют. Все­единство, Вселенская Совесть... Вы еще не опупели, док­тор? Переживали ли вы хоть раз в жизни этот сладчайший праздник опупения перед Истиной?

— Ничего, ничего. Бывает.

— Должен, правда, признать, что бред мой не ориги­нален. Все на свете несчастные, имевшие неосторож­ность додумать хоть одну мысль, к этому Интегруму с разных сторон прилипали, как мотыльки к лампе. Ваш по­корный больной претендует только на своеобразие интер-бредации.

— Больной, а можно вопросик?.. По причине своей эйфории вы перечислили несколько очень хороших несу­ществующих вещей. А вопросик такой: Мировое Зло, до­рогой больной, вы случайно не обнаружили?

— Толково спрашиваете, док. — (Высшая похвала, кото­рой я когда-либо от него удостаивался.) — Представьте, не обнаружил. Нет у нас мирового зла, отчего и пребываю в превосходнейшем вышеупомянутом настроении. Валяют­ся всюду только неприкаянные куски добра — оторванные, вот, видите — и тут тоже один находился. — (Тряхнул пус­тым рукавом.) — Такой кусок, если только с целым не вос­соединяется, неизбежно уничтожается. А точнее — воссое­диняется в нижнем уровне, в переплав идет. Иногда успе-

вает и захватить кое-что вокруг, вроде раковой опухоли, гангрены или фашизма... Штуки эти могут расти, размно­жаться, маскироваться; но Интегрум с ними, в конце кон­цов, управляется и иногда даже вынуждает работать... Будь добр, принеси воДы. (Внезапные приступы жажды накатывали на него.)

— А как вы его представляете себе, этот... Интегрум?

— Да его не представить, вот в чем история мировой бо­лезни. На этом и разбрызгивается по шарику наш возму­щенный шибильный разум. Как представить себе То, что не есть ничто, а притом есть, или Того, кто не есть никто, а все-таки существует? Сразу головокружение, боженька за облачком чудится... А вот примите, док, для наглядности, что Интегрум — это вы сами, маленькая модель. Вы ведь — тоже целое, состоящее из частей, не так ли? Субин-тегрум, малый интегрум. Может ли какая-либо ваша часть вас представить? Рука, нога, клетка?.. Разве только частич­но как-нибудь, соответственно своему назначению. Ваши отдельности могут вам только служить или не служить, быть в гармонии — или не быть, отпадать. И вы от этих отпадений страдаете, ведь страдание — это и есть сигнал угрожающего отпадения, разговор части с целым, взаим­ный вопрос — быть или не быть. Разрушение вашей цело­стности есть ваша смерть. На физическом уровне это раз­рушение неизбежно, и вся ваша свобода есть только выбор способа смерти.

— Почему?.. Как?..

— Додумайте сами, доктор. Помыслите о причинах ис­чезновения малых интегрумов другого порядка — групп, организаций, цивилизаций... Сколько их сгинуло?.. Толь­ко большой Интегрум, вселенский, никуда не девается, все малые присоединяет к себе путем смерти, а некоторые и путем бессмертия.

— Как, как вы сказали?

— Путем смерти. Путем бессмертия.

— ?!

— Непонятно? Порядок! Подкрутите шарики, док, на том скучном факте, что вы сами — клеточка мирового Це­лого, песчинка Всебытия, частичка Интегрума. Чем же вам представить его?..

— У меня есть мозг.

— Вы серьезно, док?.. Тогда будьте любезны: представьте мне в кратком сообщении Мозг Бесконечности, или Бес­конечный Мозг, как угодно.

— Такого нет.

— Чем докажете?

— Если бы это было...

В этот момент у меня закружилась голова. Психодрама прервалась. Помолчали.

— Фантастику любишь?..

— Люблю.

— А что думаешь о более совершенных существах? О вы­сших цивилизациях?

— Мечты и гипотезы.

— Встань, прошу тебя. Подойди к окну. Видишь — звез­ды. Необъятное небо. Мириады миров. Мириады лет все это живет, движется, развивается. И ты можешь думать, что мы единственные во всем этом, одни — единствен­ные? Что нигде, кроме?..

— Нет достоверных научных фактов.

— Если б ты жил во времена Шекспира, а я бы вывалил­ся из нашего и сказал: «Вот тебе, дружок, телевизор, по­пользуйся». А?.. — (Посмотрел на телевизор, по которому ползла муха.) — Стрептококк, от которого у тебя ангины, тебя видит, о тебе знает?

— У стрептококка нет глаз. И нет мозга.

— Стрептококку нечем тебя увидеть, не так ли?.. Для не­го ты не факт, тебя просто нет. А муха эта тебя видит?

— Частично видит, фасетками. Ей кажется, что меня много.

— Совершенно правильно, но когда у тебя запор, мухе кажется, что тебя мало, а в существование твое вряд ли может поверить. Кто тебя доказал, какое ты насекомое?.. Фасетками души кое-что прозреваешь, а что мог бы уви­деть, не сходя с этого места...

Посмотрел в сторону окна. Помолчал.

— Духовный Интсгрум... Соединение высших существ Вселенной...

— Читал эти сказочки. Где же они, высшие? Чего же им стоит... Почему бы им нам не помочь? Почему нет всеоб­щего счастья?

— А ты спросил когда-нибудь: почему всеобщее несча­стье не так велико, как могло бы быть? Или хоть нам с то­бой почему так повезло, почему мы живые? Почему мо­жем сейчас сидеть тут в сытости и тепле и даже пытаться мыслить?.. Не косись на мои деревяшки. Счастье, видишь ли, требует дозировки. Дай нам лишнего на часок, власти

вселенской потребуем, чего уж там мелочиться. Одну ма­ленькую деталь забыли. -?..

— Три минуты^назад были кистеперыми рыбами.

__9

— Три космические минуты. Эволюция, а не сказочки. Законы развития — думаешь, пустяки, проскочим через ступеньки?.. Сравни примерное время существования на Земле людей и периоды обращения галактик, созидания звезд. Мы ведь в этом живем, из этого происходим, это наш дом — Вселенная, это родина. По звездному времени часы наши пущены только что, мы еще всего-навсего сол­нечные сосунки. Настоящего мозга еще нет на земле, но там... (Он взмахнул глазом, буквально взмахнул — в небо, через окно.) Там у кое-кого — да... Допусти хоть для про­стоты, что человечеству по отношению к кому-то взросло­му во Вселенной сейчас лет четырнадцать. Шибильный возраст, неблагодарный, эгоцентричный. Мускулатура обогнала сознание. Агрессивная ограниченность, торжест­вующий идиотизм, бессилие духа — кажется, ничего боль­ше нет. Как ядовитая плесень тут завелись, как плесень же и должны сгинуть. Но если вглядеться в историю, или хоть в ребенка любого, то открывается, что нас ВЫРАЩИ­ВАЮТ. Не получится — в переплав. Шибил с развитой му­скулатурой может натворить много бед. Близится миг ре­шения, возиться ли с нами дальше или отпустить в без­дну. Счастье... Самый простой, самый старый бред.

— А ты разве не хотел быть счастливым?

При воспоминании об этом вопросе я до сих пор краснею, но тогда не успел: розовая волна прикрыла мой мозг.

«...Который тут Кистеперый? Наверх... Приготовить жабры...»

Мягкие пощипывания, толчки, пузыри, щекотка в спи­не — помогаю себе плавниками... взныр, всплеск, свет...

— Очнулся, гипотоник?.. Давай заварим чайку.

О детских вопросах

(Из записей Бориса Калгана)

Знаю, требую от тебя непомерного, но другого нет. Под любым наркотиком достанет тебя непосильность жизни без смысла. А смысл жизни непостигаем без постижения

смысла смерти. Идешь к людям не чудеса вершить. Не це­литель, а спутник, разделяющий ношу. Не спаситель, а провожатый.

Мало знания истины, нужно найти в ней свое место. Как соединить с Беспредельным ничтожность собственного существования, мрак страданий, неизбежность исчезнове­ния? Вот о чем будут тебя спрашивать заблудившиеся де­ти, как ты сейчас спрашиваешь меня. Ложь убивает, мол­чание предает. Если не дашь ответа, побегут за наркоти­ками. Если будешь учить только счастью, научишь само­убийству.

Спасает не знание, но простая вера, что ответ есть.

Самый трудный язык — обычные события. Голос Исти­ны всегда тих, оглушительный жаргон суеты его забивает. Силы тьмы все делают, чтобы мы умирали слепыми, не уз­навая друг друга, но встречи после прощания дают свет...

Пишу в недалекие времена, когда догадаешься, что и я был твоим пациентом. (...)

Все эти записи я прочитал потом...

Я спешил к Бобу, чтобы объявить о своем окончательном решении стать психиатром. По пути, чего со мной ранее никогда не бывало, говорил с ним вслух. «Все-таки не зря, Боб... Не зря... Я тебе докажу...»

У дверей услышал звук, похожий на храп. «Странно, Боб. Так рано ты не ложишься...»

На полу возле дивана — рука подмята, голова запрокинута.

Борис Петрович Калган скончался от диабетической ко­мы, на сорок втором году жизни, не дожив сорока дней до того, как я получил врачебный диплом.

Все книги и барахло вывезли неизвестно откуда набе­жавшие родственники; мне был отдан маленький серый чемоданчик.

Внутри — несколько аккуратно обернутых зачитанных книг, тетради с записями, ноты, шестнадцать историй бо­лезни, помеченных значком оо , красная коробочка с во­енными орденами и медалями, записная книжка с адреса­ми и телефонами. На внутренней стороне обложки рукой Боба: «Ты нужен».

Ночной консилиум

Книга в книге: о психотехнике

Иногда так весело, о мой Друг, так весело иногда До и После

перегороженной свалки, которую называют жизнью.

В глаза мне лезут напрасно — в упор не вижу.

Вопят в уши зря — не слышу вплотную.

Удары наносят —я принимаю их

как зеркало принимает тьму, бессветную пустоту ■

нечего отражать. Спокойствие.

О, как душа моя бесит бесов —

беснуются, ненавидят!

Я им сочувствую, но ничем помочь не могу,

просто знаю об их мучениях,

знаю.

Не допускаю к душе своей злобы дня.

Высоко душа — там —

а здесь

ПЕРЕХОДНЫЙ ПАНЦИРЬ,

бродячий дом.

ЯВДРУГОМ,

ЯИНОЕ.

Приветствую жизнь, смерть приветствую

До и После.

Так весело иногда, о мой Друг,

иногда так весело...

НЕВИДИМАЯ РУКА

«Искусство быть собой» (ИБС). Аутотренинг (AT). Книги как дети — уходят и возвращаются с какой-нибудь неотложной нуждой...

...у меня впечатление, что Вы все-таки чересчур неровно

дышите к психотехнике, преувеличиваете значение и тех­нического (не говорю: практического) прицела мо­их книг. Если бы я не понимал, почему — обижался бы, что не замечают художника. После маленького ИБС, вер­ней, сразу же после той первой статейки в «Юности»...

Как нас учили?.. Чтобы не болеть, нам надобно себя преодолеть.

СЕБЯ?! Вот-вот. Привычная нелепость. Как можно? Осадить себя, как крепость? А кто внутри останется?.. Скребя в затылке, снова задаюсь вопросом: как может глаз увидеть сам себя без зеркала? Чьим глазом? Даже с носом не можем мы поделать ничего без любопытства друга своего.

Но как же, как гипнозу не поддаться, когда очередной великий спец дает набор простых рекомендаций, как жить (читай: как оттянуть конец) и умереть красивым и здоровым. Продашь и душу за такой гипноз. И хоть интеллигент воротит нос, и он непрочь найти обед готовым...

Жаждущий, страждущий, алчущий океан, черная ды­ра — армия психопотребителей, несметные полчища, сон­мы... Мне говорят теперь — вы, мол, первым интуитивно учуяли этот бездонный, безумный вакуум совпсихологии, бросили туда парочку спасательных кругов, вызвали сверхреакцию (на безрыбье...) — и сотворили нечто вроде импритинга, запечатка, определяющей первомодели — из себя самого. Психописатель, Советчик по всем вопросам, Универсал-Консультант, Проблеморешатель. Причем тут художественность?..

Я отвечал: какая уж тут интуиция, орут криком. Я сам психопотребитель среднего уровня; и здесь не одна только совпсихология. Всечеловеческая Черная дыра эта есть все­общее несоответствие желаемого и возможного. И всеоб­щая смертность, между прочим. Совпсихология отличает­ся, может быть, лишь привычкой к мнимой бесплатности (манна небесная падать должна, обязана), да привкусом восторженного хамства. Что же до отпечатка, то да, без­рыбье. Я оказался первой и надолго единственной ласточ­кой психобума, набравшего силу лишь пару десятков лет спустя. Угодил в классики и почти в пророки. Кошмарная ролевая яма (ее запечаток несравненно древнее, чем мож­но вообразить, древнее даже шаманства). Зато — превос-

ходная обратная связь. Длительный массовый поде­тальный обзор — как воспринимается, как воздействует эта самая психотехника — по разным путям-каналам и в том числе через печатное слово. Думаю, не было еще на свете писателя, вынужденного так изучать своего читате­ля, как пришлось Вашему покорному слуге. Психологию психопотребителя (да и психопроизводителя тож) я, на­верное, знаю лучше, чем расположение мебели в своем доме.

И что же, каков итог?..

Прежде всего, несоответствие, вопиющее. Посулы и упо­вания — грандиозные. Результаты — скажем так, скром­ненькие. У большинства тех, кому психотехника (и AT в том числе) обещает, как минимум, избавление от несча­стий и, как максимум, счастье — не получается, попросту говоря, ни шиша. (Я употребил это выражение, вспомнив вопрос одной читательницы ИБС: «На какие шиши быть собой?») Есть, однако же, всегда есть и осчастливленное меньшинство, как в лотерейных играх. Такое неравенство полюсов, видимо, и поддерживает рыночное напряжение. Спрос на жанр в общем не падает, хотя отдельно взя­тые авторитеты (например, Карнеги) выдыхаются очень быстро.

Вы спросите, почему так. Причин несколько. Одну я на­звал бы так: барьер овладения. Лишь меньшинство доби­вается чего-то существенного при изучении любого серь­езного предмета — скажем, иностранного языка, осталь­ные застревают где-то на подступах. Разочаровываются, бросают, во вкус не войдя и не углубившись. Еще большее большинство даже и не пытается подступиться — ведь это путь в неизведанное, сразу боятся. (То, что кажется благо­родной ленью, на самом деле обычно самый элементар­ный животный страх, на уровне подсознания.) Другие ни­как не возьмут в толк, что обучение психотехнике — не со­всем то, что обучение, допустим, вождению автомашины. (А и там все главное начинается после получения прав — на дороге.) Имеются и граждане чрезвычайно серьезные, начинающие с психотехники и кончающие психолечебни­цей. Они и так там бы кончили, но психотехника помогает им быстрей двигаться по избранному пути. С этой частью своей заочной пациентуры я пережил немало неприятных моментов...

"-т.~о ^е такое эта самая психотехника, как ее все-таки по­нимать?

Как искусство взаимодействия человека и мира. Челове­ка и человека. Человека — и самого человека Искусство внутреннего и внешнего поведения.

Как двигаться, как питаться, дышать; как глядеть на лю­дей, на себя; что принимать за ценность и смысл жизни; к чему стремиться, во что верить — и КАК, всевозможные КАК, в том числе — как умирать... И это все психотехника. Ведь все связывается со всем через психику, не иначе. Не «как» чтобы «что», а «как» чтобы «зачем». Не инструкции, а духовное проникновение, очарование знанием и самопоз­нанием — вот что такое настоящая психотехника.

Любопытно, кстати: подавляющее большинство самых благодарных отзывов на ИБС я получил от тех, кто, про­читав книгу, не стал заниматься по ней AT, а просто... про­сто с удовольствием прочитал, да не единожды. Это как раз те, кто почувствовал психотехнику в самом духе книги, написанной, между прочим, почти исключительно для се­бя. Я этой книгой лечился и большего не желал. AT для меня не цель и даже не средство, а только повод для нового подхода к себе и к жизни. Тех многих, кого спасло ИБС, — спас не AT, а вера; не психотехника, а ее связь с духовно-телесной целостностью, саморазвитием. (.)

Из почты ИБС и моих ответов.» На первых порах, случа­лось, так увлекался, что за ночь-другую накатывал како­му-нибудь разбередившему душу корреспонденту целую книжечку — вариант психотехники для него лично: инди­видуализированный AT, персональные медитации— И вот что интересно: чем более лично, поштучно работал — тем больше оказывалось в результате общего, годного для дру­гих, для многих!.. В чем дело, неужто же люди все-таки одинаковы? Нет, разные — и сугубо; но есть общий Дух...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.