Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Леви 6 страница



В том и дело, что во всей этой закономерности, неизбеж­ности и, как там ни назови, — с неискоренимой законо­мерностью присутствует и частица Свободы, дразнящее «может быть»... Не везло так, что дальше некуда, полный тупик — и вдруг повезло! Безнадежная болезнь — и вдруг исцеление, отсрочка, равноценная вечности. «И дурак раз в жизни бывает умным». Бывает. Раз в жизни! Значит, не безнадежно?.. Значит, возможно?..

Есть действительность реальная и есть потенциальная, именуемая возможностью, тоже действительность, для со­здания которой нужны некоторые условия. Есть возмож­ность и есть возможность возможности, правильно?.. А еще есть, значит, и возможность возможности возмож­ности...

Восходящие в бесконечность степени Чуда.

Надежда, всегдашняя наша Надежда — не просто выра­зительница наших безнадежных желаний. Ее рождает всегдашнее обещание — вкрапленность Чуда во все сущее.

Ничего не значит. Не встречал еще никого, в ком не сверкала бы искорка Чуда — чего-то выходящего за грань объяснимого... Одна видит вещие сны, другой тонко пред­чувствует маловероятное, третий, сам того не ведая, пред-считывает чью-то мысль, четвертый, хоть и слепой, видит насквозь, пятая обладает волшебным прикосновением...

Большинство не замечает этого ни в себе, ни в других; те же, кому довелось заметить, впадают иной раз в такое, что лучше бы не замечали...

Верю во Всевозможность; знаю, как может вводить в нее вера. Знаю, увы, и то, что творит эта вера на уровне шир­потреба — какие чудовищные заблуждения, какие пси­хозы...

Убедился, как боится Чудо публичности, как убивает его побуждение «овладеть»; какой соблазн и ошибка выстав­лять, а главное, считать источником Чуда свою собствен­ную персону, как жестоко это наказывается...

Когда чудоносец берет на себя роль чудотворца (само­вольно или навязанно — все едино), начинается обязан­ность подтверждения, обязанность повторения. Обя­занность демонстрации, обязанность показухи. Перевод из «можно» в «должно» — противоречие с самой сутью...

Станислав Лем превосходными рассуждениями доказы­вает, что вероятностный принцип Природы допускает принципиальную возможность ЧЕГО УГОДНО, но ника­кое сказочное событие само по себе ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. С некоторой вероятностью, фантастически ма­лой, но все же имеющейся, и Солнце может упасть на Землю, произойти может все, что можно представить и сверх того, — НУ И ЧТО?..

Сегодня я без ключа, едва коснувшись рукой, открыл за­хлопнувшийся замок соседки — непостижимо, как это сразу мне удалось, а она и еще два соседа мучились два ча­са со стамесками и топором. Вчера немного дольше обыч­ного повисел в воздухе во время перелета через лужу; по­завчера сгоряча взглядом погасил фонарь в парке, а потом устыдился и потрудился опять зажечь — переживание по­трясающее, есть свидетель, — но я вас спрашиваю: НУ И ЧТО?

Человек равен воображению. Нельзя вообразить ничего такого, чего не было бы в человеке.

Нет такой работы, за которую кто-нибудь бы не взялся. Нет роли, исполнить которую кто-нибудь не согласился бы. Выдумаем любую историю — она либо уже произош­ла, либо произойдет. Нарисуем портрет — обязательно встретим оригинал или им окажемся. Представим любую красоту, любое уродство, любое божество, любое чудови­ще—и рано или поздно, далеко или близко, найдется точ­ное воплощение.

Нет чудес, есть только недоделанные дела. (.)

Случай, произошедший со мной.

Выросла наружная опухоль.

Росла довольно быстро и неприятно, с распространени­ем... Через три месяца (нужно было раньше) после того, как заметил, обратился к онкологу.

Назначена была срочная операция, через четыре дня. И никаких гарантий...

Эти четыре дня я жил как обычно. Стараясь не думать.

Нет, глупости, сказал я себе. НАДО ДУМАТЬ. Все будет как надо. На пятый день, утром я расстанусь с этой шту­кой совсем, навсегда, подчистую — или...

Никаких «или».

Представь себе, как все будет, точно: беспощадное УДА­ЛЕНИЕ. Изъятие, освобождение. (Еще пять синонимов.) Сонастройся, прочувствуй, вживись — изыми, вытолкни, отдели...

Вечером накануне операции, улегшись дома в постель, еще раз произвел удаление мысленно (здесь нужно другое слово, слишком долго искать), ощутил внезапное невероятное спокойствие и крепко уснул.

Проснувшись утром, увидел чудо, которому сперва не хотел поверить.

Опухоль удалилась сама.

Отвалилась.

На ее месте уже подрастала свежая здоровая ткань.

Оставалось только извиниться перед коллегой.

Прошло много лет. Вспоминая, не нахожу уже чудесно­го; допускаю, что была диагностическая ошибка, что опу­холь была доброкачественной (тоже странное словечко в применении к гадости); что она и так бы, сама... Помог са­мовнушением, только и всего. Предвосхитил. Создал внутренний образ события, он сработал — ведь знал же, что именно этим утром...

...Перечитал только что написанное вместе с читателем и испугался: а вдруг кто-нибудь обольстится и вздумает мне подражать — вдруг, в сходном случае, вместо того чтобы пойти к врачу, начнет самовнушаться или побежит к ка­кой-нибудь экстрабабке и потеряет время, равное жизни.

Поэтому обращаю ваше внимание, читатель, на то, что:

самоудаление опухоли произошло непроизвольно; я не добивался его и не ожидал;

перед этим я был у врача и готовился к его действию, стал внутренним соучастником;

хотя способность к направленному самовнушению раз­вита у меня недурно, в данном случае я не делал на нее главной ставки, а лишь подключил к ходу событий; как раз это, видимо, и дало подсознанию сработать во всю мощь.

Иначе говоря: случай мой ни в коей мере не означает, что операция не была нужна. Это лишь нечаянно получив­шаяся демонстрационная модель того, что происходит са­мо собой при положительном отношении к любому лече­нию. Чудо произвело усилие встречной веры: для меня до­статочной оказалась ИДЕЯ операции. (Может быть, что-то подобное и у филиппинцев?»)

К врачу при серьезной опасности или подозрении нужно обращаться немедленно и доверяться ему всецело, пусть это и далеко не бог. Тогда справедлива будет и перефрази­ровка известной рекомендации, а именно: на врача надей­ся, а сам не плошай.

Доверяемся не врачам — доверяемся вере.

ПЕЙЗАЖ ИЗ ОКНА

_Я работал в той самой больнице... Дежурствуя, ходил на вызовы и обходы, в том числе в старческие отделения, в те, которые назывались «слабыми» и откуда не выписыва­ли, а провожали. (Ходил потом и в другом качестве. Про­вожал.)

Меня встречали моложавые полутени со странно ма­ленькими стрижеными головками; кое-где шевеление, шамканье, бормотание, вялые вскрики. Сравнительный уют; сладковатый запах безнадежности. Деловая терпи­мость обслуживающего персонала. Если позабыть о душе, что в силу упомянутого запаха в данном случае довольно легко, то все ясно и очевидно: вы находитесь на складе психометаллолома, среди еще продолжающих тикать и распадаться, полных грез и застывшего удивления биоло­гических механизмов. Одни время от времени пластиноч-но воспроизводят запечатленные некогда куски сознатель­ного существования, отрывки жизни профессиональной, семейной, интимной, общественной; другие являют вскрытый и дешифрованный хаос подсознания, все то по­дозрительное, что несет с собой несложный набор основ­ных влечений; третьи обнажают еще более кирпичные элементы, психические гайки и болты, рефлексы хвата-

тельные, хоботковые и еще какие-то. Это не старики и ста­рухи. Это уже что-то другое, завозрастное...

Врач слабого отделения был созерцательным оптими­стом. Что-то писал в историях болезни. За что-то перед кем-то отчитывался — то ли оборот койко-дней, то ли дневной койко-оборот, статистика диагнозов и т. п. Но фактически не ставил своим больным никаких диагнозов, кроме одного: «Конечное состояние человека»; различиям же в переходных нюансах с несомненной справедливостью придавал познавательное значение. Доктор неистощимо любил больных и называл уменьшительными именами, как детей: «Саша», «Валя», Катюша». (Некоторые реагиро­вали на свои имена, некоторые на чужие...) Себе он наме­тил угловую койку в палате, из окон которой виднелся прогулочный дворик с кустами то ли бузины, то ли ря­бины.

Я возвращался в дежурку, чтобы пить чай, курить (после этого хотелось курить), болтать с медсестрой, читать и, ес­ли удастся, поспать, а если не удастся, поесть. Когда как. Бывало и некогда: вызовы один за другим; бывало, что и ничего не хотелось... Забыл добавить, что я был тогда чрез­вычайно молод и увлекался живописью.

Открой же глаза. Не обязательно слушать похоронные марши. Но нельзя ни понять, ни полюбить жизнь без зна­ния смерти.

Если ты врач, исследователь, любящий или художник (четыре чистых состояния духа), — смертная нагота тебя не смутит и не отвратит. Беспомощная даже при самых могучих формах — вот она, вот ее завершение. Патологоа-натомический зал — первое посещение в медицинском студенчестве. (Первое, но не последнее...) Хищные холод­ные ножницы с хрустом режут еще не совсем остывшие позвонки, ребра, мозги, железы. Помутневшая мякоть... Все видно, как при разборке магнитофона: все склерозы и циррозы скрипят и поблескивают на ладони, вон сосуд ка­кой-то изъеден, сюда и прорвалось. Прощальная, иска­женная красота конструкции, всаженная и в самые захире­лые экземпляры...

Я не испытывал ничего, кроме любознательности. Да, все это так кончается. Сегодня он, завтра я — что же по сравнению с этим какие-то несообразно­сти?..

Но ВСЕ ли кончается?

«ЖИЗНЬ-ЕСТЬ БОЛЕЗНЬ, НО ЗАЧЕМ?» Памятка для неисцеленных

Ты знаешь только свое. Ты хочешь исцеления или возме­щения своего ущерба, на худой конец — утешения...

Обвиняешь судьбу в немилости, а Природу — в ошибках. «Я живу один раз, во веки веков, всего лишь один. Зачем же эти угри, вылезающие, как звери из нор, и не выводя­щиеся годами? Зачем запах изо рта, почему гниют зубы и не желает работать кишечник? Зачем эти ноги, кривые ко­леса, ведь я никогда не бьш и не буду кавалеристом? Где моя талия, кто украл бюст? Почему такой нос, такая жут­кая несправедливость? Зачем эта аллергия, непутевое сер­дце, и кожа, покрытая лишаем? Это искривление позво­ночника, этот несоразмерный таз, этот жалкий пенис?.. К черту, к дьяволу! Дайте лекарство! Сделайте операцию! Ге­ны? Заменить, переставить! Почему я не могу контроли­ровать свое внимание и свои мысли? Почему я не могу улыбаться, шутить? Откуда такой характер? Почему я чув­ствую не так, как другие? Кто отнял мою радость, мою. во­лю? «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — разве не так? Ведь должно! И тело, мое тело, должно быть здоровым, красивым и вдох­новенным, и соблазнительным, черт возьми! И одеж­да — должна! И душа — должна! Ведь я живу один раз, один раз! Должно же мне быть приятно жить или хоть просто, ну просто-напросто — выносимо!..»

Ты совершенно прав. Забыл только об одном: никто тебе ничего подобного не обещал.

Все это ты наобещал себе сам. Помогли тому и детские сказки.

Создать тебя здоровым и обольстительным, сильным и умным, обеспечить и прекрасным лицом, и душой, и одеждой, обезопасить от болезней и несчастий, от нехоро­ших мыслей и некрасивых чувств — никто такого обяза­тельства на себя не брал, а если брал, то не разумея...

Может быть, и в наинижайшей болезни нашей есть вы­сочайший смысл, только не до того нам.

Что кому обломится, какой билет выпадет в лотерее, называемой жизнью. Знает ли об этом продавец биле­тов? Живчик, вонзающийся в. яйцеклетку, не ведает ни о чем.

Клинический идиот с мутными глазами и лицом яще­рицы. Некто немыслимо нескладный, какофонический,

весь измятый и перекошенный еще в материнском чре­ве — жертва родительского алкоголизма. (А может быть, скорбный гений неизвестной породы?..) Тело, исковеркан­ное подлыми генами, — некий обрубок, несущий в себе здоровый мозг, обреченный все видеть и понимать. Суще­ство женского пола, но столь далекое от возможности... А есть еще и Венеры с больными душами, и Аполлоны с кривыми мозгами. Есть и талантливые, и прекрасные со свищами в сердце, с несращением нёба, с недоразвитием хрусталика или влагалища, с предательски перепутанны­ми кусочками хромосом...

Ты не знаешь, повезло тебе или нет. Ты не знаешь, что такое Судьба. Ты знаешь только свое.

Не позабудь же: на всякое несчастье найдется дру­гое — еще страшней. Вопроси и узнай, что тебя минова­ло?.. И благодарствуй, и пойми — тебе повезло.

Ты живешь, ты имеешь на это право.

А там, куда ты обращаешь свои жалобы, требования, на­дежды, нет ни святых, ни ангелов, ни чудотворцев. Везде только люди, всего лишь люди, глупые, болеющие, стра­дающие, умирающие — как и ты.

«Жизнь есть болезнь, но зачем?»

Не уходи, посмотри...

За рабочую жизнь собралась кое-какая статистика — не цифровая, в цифрах не выразить...

Неуклюже говоря: степень несчастья и чувство несчаст-ности имеют тенденцию к обратной зависимости.

Маленькое несчастье — большие жалобы. Несчастье большое — жалобы маленькие или нет совсем.

Так выходит у большинства, и не только в перипетиях здоровья. Так и у меня. Почему?..

ТЯЖКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

Самоубийства бывают быстрые и медленные.

Один из мотивов, почти рефлекс — «к черту!».

Отвращение к обязательному, ненависть к необходимо­му. Ненависть, до тошноты, до судорог — аллергия на сло­во «надо», еще со школы, еще с пеленок: не давите на меня. Хватит! Не хочу никому и ничему подчиняться! Никому ничего не должен, в том числе и себе! Хочу жить как хочу и умирать как хочу!..

Совокупный рефлекс на воинствующий воспитатель­ный идиотизм. Из-за него (плюс всякие побочные обсто­ятельства) одни целеустремленно пьют, другие яростно плюют на диету, третьи доканывают сердце изуверской малоподвижностью, четвертые вдохновенно не чистят зубы...

Болезнь как способ привлечь внимание. Когда мы боле­ли — далеко, в детстве — ах, было, было... За нами ухажи­вали, над нами тряслись. Нас любили, как никогда, и мы это запомнили. За это — о да, за такое заплатить можно и кашлем, и насморком, и температурой, и сыпью, и даже болью, да, настоящей болью, лишь бы не слишком и лишь бы вот так посмотрели, погладили. И ни в детский садик, ни в школу... Ну а теперь? Где-то в глубине мне запомни­лось, что болеть — может быть, и хорошо, славно, а быть здоровым бывает и скучно, и грустно... Не хочу болеть, нет, сознательно не хочу, упаси боже. А вот под­сознательно— тем детским своим нутришком...

Истерическое, слишком истерическое. Любой мало­мальский квалифицированный врач легко отличит бо­лезнь от сознательной симуляции. Но сознательная симу­ляция есть не воля к нездоровью, а воля производить впе­чатление нездоровья. Как правило, симулянты крайне плохие артисты, крайне вульгарны. Но вот от симуляции подсознательной, неведомой самому человеку — невроза, способного в серьезнейшей форме воспроизвести картину любой болезни, со всеми симптомами и последствиями, и, сверх того, рождать много новых, — от такой псевдо­болезни отличить истинную можно уже не иначе как пу­тем лечения, да и то не всегда. Ибо это уже и есть сама во­ля к нездоровью, осуществившаяся, воплотившаяся.

Простого «невозражения» подсознания в соединении с сознательным пренебрежением к самоконтролю доста­точно, чтобы открыть широкую дорогу недугу. Ну, а там уже...

«Жизнь вредна, от нее умирают». У 50-летнего творче­ского работника, излеченного внушением и ОК от множе­ства хворей и многолетней несостоятельности, рождаются от юной жены один за другим двое детей. Вопроса «зачем быть здоровым?» для него нет. Но вот 60-летняя мать взрослых детей, уже давно живущих своей жизнью, живу­щих далеко... Вот 19-летний философ с законченно песси­мистической концепцией бытия как наказания, которое остается терпеть. А если терпеть невмоготу, то... Вот оди-

нокая сорокалетняя. Шансов стать матерью уже нет, пред­мет любви разочаровал, интересы не развиты...

Гениальная шутка Олеши «жизнь вредна, от нее умирают» могла бы стать эпиграфом к томам превос­ходнейших сочинений, обосновывающих волю к нездо­ровью простым фактам конечности существования.

ЗАЧЕМ? ВСЕ РАВНО. От судьбы не спрячешься. Всего не предусмотришь, не переборешь, не перелечишь. Все равно какая-нибудь болячка тебя достанет, расковыряет, разрушит. Все равно жизнь — та или иная разновидность самоубийства, более или менее растянутого. Все равно впереди старость, а далее...

Если ВСЕ РАВНО, то не все ли равно?.. Десятью годами пораньше, пятью годами попозже... Что значат какие-то жалкие четверть века, даже и полтора века в масштабах вечности? Зачем, кому нужно это микроскопическое дол­голетие? Вот Н. — вел исключительно правильный образ жизни, не пил, не курил, моржевал, йожился, бегал по ут­рам — ну и в одно распрекрасное утро, едва успев набрать скорость, столкнулся с поливальной машиной, набравшей скорость чуть раньше. А вот М. — ест за четверых, пьет, как лошадь, дымит, как паровоз, и не пропускает ни одной дамы, в чем единственно и состоит его физзарядка. Поза­вчера сей почтенный юноша отпраздновал восьмидесяти­летие, как всегда, шумел, ко всем придирался и рассказы­вал неразборчивые анекдоты. Ну-с, так как же насчет физ­зарядки?.. А вот Т., великий спортсмен, еще совсем моло­дой, — за два месяца съеден раком, неизвестно откуда взявшимся. Так как насчет физзарядки?..

ЗАТЕМ, ЧТО НЕ ВСЕ РАВНО. Всех самовредителей я бы сам, собственными руками, со скорбным удовольстви­ем подвергал общественно-показательной гигиенической порке, именно по местам, безвредным для организма. Чтобы чувствовали, что жизнь полезна. Что от нее ожи­вают.

Миру нужны и здоровые, и больные. Но здоровые не име­ют права делать себя больными, потому что в мире и так слишком мало здоровья. Наше здоровье есть общечелове­ческое, общевселенское, космическое достояние. И нездо­ровье наше — проблема вселенская, и никак не меньше. Но всего прежде и важнее — проблема наших детей.

Убийство же есть убийство — важно ли, чьими руками оно совершается? Убивающий себя — такой же убийца,

как и убивающий другого. Самоубийство в любом виде, совершаемое не ради другой жизни, есть преступление пе­ред жизнью.

ЩЕЛИ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ОК, правильный образ жизни. Найди, выбери образ жизни.

Легко сказать.

А если выбора нет? А если — ночные дежурства, день в шахте, в горячем цеху, в шумной душной конторе, а потом автобус битком, больной ребенок, неуклонная супруга, ук­лоняющийся супруг, умопомрачительная теща, ни сна, ни отдыха...

ЭТО все, разумеется, тоже выбрано. Но что-то и навяза­но, а что-то обрушивается». Сам, собственными руками завязал узел судьбы, но уже не развяжешь. А разру­бить — значит разрубить жизнь, и не только свою».

Насколько переводим опыт одной жизни в другую, даже опыт миллионов — в одну-единственную, но другую?»

Правильно питаться, правильно воздерживаться, пра­вильно восстанавливаться?.. Магазинный рацион ограни­чен. Зима, мало фруктов и овощей. Не хватает денег, нет времени, нет никакой возможности. Прогулки, ходьба, бег трусцой?! А если у человека нет ног? Что же ему?»

Нет ног? Тем более — двигаться! Обязательнейшие уп­ражнения, деятельность всяческая. Трудом всех оставших­ся мышц будут жить сосуды, сердце и мозг.

При наличии духа нехватка ног, равно как и любых дру­гих частей тела, — не катастрофа, примеров тому немало.

Но наличие духа... Где взять его, дух, где найти?.. С таб­летками не заглатывается, с инъекциями не впрыскивает­ся. Не позаимствуешь, не возьмешь напрокат.

Сидим, тупо уставившись в телевизор.

Пьем пивко, если доступно, осваиваем технологию са­могоноварения. В парках находим все больше пустых бу­тылочек из-под самых лучших одеколонов.

Бережем энергию: ездим в лифте на четвертый, третий этаж. А что бы пешком, да на своих двоих? Потренировать лишний раз сердце?..

Идем в кино на необязательный фильм. Не идем ни в парк, ни в лес, а валяемся взакупорку на тахте в грустных

помыслах о самоусовершенствовании. В рабочий перерыв сидим, дымим, маразмируем под видом общения. При­глашаем гостей не ахти каких, отправляемся сами куда-то — не то чтобы охота, но надо...

Болтать не обязательно. Что, поймал?.. Никуда не де­нешься. Болтовня, болтовня. Огромная выхлопная труба. Утечка энергии, отравление атмосферы. А ведь мы болтать не обязаны. Мы можем быть заняты, у нас может болеть горло. И доктор может нам дать медицинскую справку с личной печатью о катастрофической противопоказанно-сти болтовни.

Не будем болтать. Серьезно. Всмотримся в свои позабы­тые, в свои пренебрегнутые силы, время, свободу. Внутри образа жизни, диктуемого обстоятельствами, всегда пря­чется масса других — неизведанных. Кто ищет — найдет.

Пешком, еще раз пешком. Простая щелка в самооздо­ровление, доступная, наверное, более чем половине чита­телей этой книги: на работу и с работы — пешком ходить, топать, на все тех же своих двоих. Быстрым шагом, как можно более быстрым. В большом городе — стараться по возможности не по самым загазованным магистралям... Очень далеко?.. Ну а полпути, четверть хотя бы? Деся­тую?.. А на велосипеде попробовали?

Полчаса — это здоровье. Не получается?.. Ну а если вставать каждый день на полчаса раньше? Только на пол­часа, всего-то на полчаса. Да, брать эти полчаса у драго­ценного сна, у сладчайшего утреннего сна — отбирать. Но — отдавать занятию, обеспечивающему за эти самые полчаса бодрость и уравновешенность целого дня: хатха-йоге. Или просто пробежка, гимнастика, а затем душ и са­момассаж. Эти полчаса, отнятые у сна, возместятся, оку­пятся втрое, впятеро. Лечь на полчаса раньше... Как просто и как трудно!

Не однажды я с ужасом и отчаянием убеждался, что са­мосовершенствование подобно ходьбе по кругу: начина­ешь с того же места, опять и опять, продвижения нет. Но если не двигаться, если не начинать каждый день, каждый час — с начала, с того же места, — круг быстро сужается и превращается в засасывающую воронку, тебя затягивает, ты гибнешь.

Продержавшись на круге с переменным успехом без ма­лого тридцать лет, имею право сказать: он не замкнут. Труд одухотворения дает счастье.

Меньше, да лучше. «Человек все может», «взять себя в

руки», «заставить себя», «переломить себя», «победить се­бя» — все это демагогия и опаснейшая из глупостей, если нет знания возможностей и пределов.

Ну вот и еще... Рьяно поднимал тяжести, качал си­лу—докачался до грыжи, и близорукость пошла вперед. Испугался, бросил упражняться совсем, отказался от вся­ких нагрузок, стал толстеть безудержно, стал нервным, тревожным, вспыльчивым, пошли головные боли, раскле­илось сердце... Голодала, свирепо блюла талию — доголо-далась до дистрофии, перепортила внутренности, сорвала психику— Занимался йогой, делал регулярно стойку на го­лове, хотя почему-то именно это упражнение делать не хо­телось. Однако ж превозмогал себя... Как-то решил, испы­тывая волю, постоять подольше — и вдруг померкло в гла­зах: кровоизлияние в сетчатку. А ведь это тот самый сла­бый сосудик— предупреждал, не хотел... Геройски бросил курить — все прекрасно, но начал неудержимо переедать, весь расползся; а дальше и того хуже; вдруг- нечем стало противостоять эмоциональным нагрузкам, разъехались нервы, покатился в депрессию, попал в клинику. А ведь другие бросают спокойно — и все в порядке, цветут!.. Сми­ряла себя в неукоснительном альтруизме, везла воз, нико­му ни слова, тянула — и не выдержала, свалилась сама, стала обузой... Преодолевал трусость: прыгал с вышек, прыгал с парашютом. Но трусость не отступала, возвра­щалась опять, ныла, подзуживала. И вот однажды полез на скалу._

Неудача похожа на своего хозяина. Тут и однобокое по­нимание «силы воли», и непонимание себя, и некритиче­ски воспринятые внушения со стороны, и зависть к тем, кто устроен иначе...

Чувство меры, стереоскопия противоположно­стей — ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ —даются всего труднее. Кошмар кривотолков. Скажи абзацем повыше: «Нужно за­ставлять себя, принуждать...» — «Ну опять, старая песня. Вы требуете невозможного». Скажи абзацем пониже: «Нужно уметь отпускать себя, уметь быть внутренне сво­бодным». — «Ага, так вы за распущенность!»

Как втолковать, что одни гибнут от распущенности, дру­гие — от внутренней несвободы, а третьи, коим несть чис­ла, — от того и другого одновременно?.. Что научиться пользоваться свободой стократ сложнее, чем свободу заво­евать? Что нельзя бороться с собой, не научившись с со­бой дружить?..

Не предавать себя. Сладок вкус и малой победы, драго­ценен и опыт поражения.

Но не знающий себя после чересчур резвой попытки подняться рискует скатиться еще ниже.

Печален опыт пытающихся похудеть сразу, наскоком. Держимся день, другой, пятый, сбрасываем геройски ки­лограмм за килограммом, прокалываем новую дырочку в поясе... А потом — ух!.. Пропади все пропадом!

Взобраться наверх — мало. Надо еще там привыкнуть, научиться держать привычку. Тяга вниз —она ведь всегда...

Я удивлялся одно время недолговечности многих быв­ших великих спортсменов. Один едва дотягивает до шес­тидесяти, другой, глядишь, в 42... «В чем же дело?» — спра­шивал я себя. Спорт, казалось бы, такой могучий заряд жизненности, на годы вперед. Спортсмены, тем более вы­дающиеся — физически одаренные, повышенно здоровые люди... Почему же, стоит только сойти с арены, так быстро начинают многие из них пухнуть, жиреть, расползаться, покрываться морщинами, седеть и лысеть, терять живость реакции?..

Спортивная изношенность?.. Не исключено. Но не в том ли главное, что эти повышенно здоровые люди позволяют себе становиться бывшими?

Останавливаются, прекращают. С безоговорочной вну­шаемостью принимают свой «неспортивный» возраст, свой статус «ушедших». Разрешают себе жить без прежних ограничений и прежних нагрузок: хватит, свое отыграл, отвоевал, отпрыгал, отбегал — теперь поучим других...

Месть за самопредательство: все оборачивается вспять, ржавеет, разваливается.

И наш мир, и мы сами устроены так, что все требует по­полнения, поддержания — и, что всего труднее, развития: перехода на другие уровни. Про запас не набегаешься, не надышишься, не налюбишься. Кто больше имеет, тот и больше теряет. Организм живет ритмами и циклами, ма­ленькими и большими, которые не только изначально вписаны в геныг но и создаются, образуются на ходу, образом жизни. Меня легко поймет всякий бросивший, допустим, курить, пить или принимать сильнодействую­щее лекарство. Бросить, как заметил наблюдатель­ный Марк Твен, — проще простого. Трудно держать­ся — жить дальше, заполнив образовавшийся вакуум н о-вым содержанием. Трудность отказа набирает силу не

сразу, а вонзает звериные когти, когда подходит тому время. После долгого голодания не сразу, не с первой едой приходит главный аппетит, а потом...

Тот, кто бегал и прыгал годами, а потом стал лишь си­деть и похаживать, — не сразу, не через месяц, а через год-другой-третий, но обязательно обнаружит, что суставы его ног превратились в скрипучие деревяшки, а сердце заплы­ло удушающим жиром. Образ жизни, который прекра­тился, обязательно, скоро или медленно, даст отдачу — в контраст, в собственную противоположность. Прекращен­ное действие переходит в противодействие. У бывших спортсменов происходит, очевидно, какая-то глубокая от­машка всех биомаятников — вся наработанная масса по­вышенного здоровья начинает ползти назад...

Но еще страшнее, когда назад уползает исмы еловой пик жизни. И душа, и тело могут жить, только когда этот пик впереди — только впереди!..

Некому об этом заботиться, кроме нас самих.

Они это выбрали. А вот другое. Вот 89-летний марафо­нец, которого нельзя назвать стариком: человек без возра­ста, с юными сосудами. Он знает, что перестать бегать нельзя, потому что это значит перестать жить. Вот ослепи­тельно седой Чарли Чаплин, гений подвижности, ушед­ший под девяносто и не совместимый со смертью; он знал, что прекращать играть и снимать — нельзя: он де­ржался и рос. Вот великая Балерина. Сколько ей лет?.. Да какая разница! Она все та же, она все лучше.

Они держатся. Они продолжают и не прекращают разви­тия.

Финиш может быть разным. Да, и это придет... Но это задумано как миг торжества.

Финал — в танце; финиш — на бегу; уход — в работе, в полете; воспарение — в наслаждении, в тихом сне... Слав­ный Поль Брэгг утонул, катаясь в океанских волнах на бревне, без малого 96 лет от роду.

Уже философия. Когда это изучается в курсе логики, все вроде бы ясно. С=А+В. «А» необходимо для получения «С». Но одного «А» недостаточно. Нужно еще и «В».

Понять в жизни труднее. Жизнь не складывается из А+В.

«Почему у меня повышенное давление и сердечные спазмы? Я не пью и не курю, делаю по утрам зарядку, по во.грессньям бегаю кроссы — разве этого недостаточно?»

Недостаточно, уважаемый. Вы едите чересчур много со-

ли, мяса и хлеба, а двигаетесь все равно меньше, чем нуж­но; у вас хроническое воздушно-солнечное голодание; вы не овладели гимнастикой для сосудов, вы не прочищаете капилляры; наконец, вы внутренне напряжены и тревож­ны, вы слишком узко зависимы, вы суживаете свои сосу­ды узким отношением к жизни, не обижайтесь. А если бы впридачу еще и курили, пили и лишили себя движения?! А что, если почаще ходить смотреть мультики?.. Нет, и этого недостаточно!! Срочно завести фокстерьера и бегать кроссы с ним вперегонки...

«...У меня бессонница, головные боли, печеночные коли­ки и боли в суставах из-за солевых отложений. Я периоди­чески воздерживаюсь от еды и соблюдаю строгую диету, много хожу, занимаюсь плаванием и йогой, практикую аутотренинг, об алкоголе и курении нет и речи — и все равно.» Разве этого недостаточно?»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.