Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Леви 5 страница



БОЛЕЗНЕЙ - НЕТ

ЕСТЬ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ УМИРАНИЯ, ОНИ ЖЕ СПОСОБЫ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ,

называемые болезнями, когда нам это угодно.

...Что-что? Как это так, доктор? Да вы, позвольте, в своем ли уме? Нет болезней?.. А грипп, а скарлатина, а свинка? А сифилис, а туберкулез? А инфаркт, а гипертония, а ревма­тизм? А...

«Болезнь» —

сразу ясно: то, с чем надлежит бороться, справляться, что необходимо побеждать, изгонять. И признаки есть — симптомы; и совокупности признаков — синдро­мы, клинические картины; и развитие, оно же течение; и судьба, она же прогноз... Диагноз, лечение, профилактика. И справки, и больничные листы, и путевки, и льготы. И антильготы...

Мы говорим: болезнь — это когда больно и плохо, когда тяжело. Так. Но бывает, что и больно, и невыносимо — а нет болезни, невозможно найти никакой. А бывает, что есть болезнь — и не больно, и все вроде бы хорошо, все в порядке... Говорим: болезнь — это когда умирают. Но бы­вает ведь, что болезней куча, а человек живет и живет. А другой — безо всяких болезней...

Не в том дело, как называть. Дело в том, как пони­мать.

Замечено очень давно: организм похож на государство. И наоборот: государство — на организм.

Не поверхностная аналогия. Думать и думать... Государ-

з»                                        67

ство и организм. Обоим есть чему друг у друга поучиться. И на достижениях, и на ошибках. Есть единые принципы существования сложных систем, взаимодействия их час­тей, развития и умирания.

И единые законы Гармонии.

Цели внутренние и внешние; совпадения и несовпаде­ния интересов; взаимозависимость и взаимопротиворе­чия; просчеты и недальновидность; обольщения и угрозы; взаимонепонимание и ложные сигналы, создающие псев­дореальность; попытки перестроиться и губительная инерция; эгоизм, до некоторых пределов спасительный, а далее самоубийственный, — все это проза существования тканей и клеток. Личностей, семей, государств...

Едины, устремлены к одному, а в то же время — кто в лес, кто по дрова... Дивное молодое тело, но неудержимая лысина; замечательная выносливость к холоду, но преда­тельская беспечность костного мозга — отсутствие имму­нитета; общий развал на почве инсульта, почти маразм, но все еще неукротимо полыхает юная половая сфера; отлич­ный могучий мозг при никуда не годных сосудах и никог­да не бывавшем влечении к размножению; беспомощное сердце, убиваемое взбесившейся селезенкой; кровь, отрав­ляемая слепою кишкой и провоцирующая бунт почек; ве­ликолепно работающая часть психики —увы, только часть: гениальнейший шахматист и совершеннейший психопат; все в полном порядке, но в мозговой сердцевине барахлят некие клетки, и вот все ни в чем не повинное тело содрогается в периодической агонии... А не насмешка ли тот знаменитый скандинав, проживший 211 лет и умер­ший от очередного запоя?

Что угодно дается живому, кроме гарантий. Но сама жизнь — разве не длящаяся гарантия?.. Кто заглянул в темноту взглядом исследователя, каждый день удивляет­ся, что живет.

ОВЦЫ И ПЕТУХИ

В. Л.

Моя подруга уже год, как собирается вам написать. Со­стояние ее таково...

(_) Мы дружим еще со студенчества. Сейчас К., как и мне, 37 лет. Всегда была жизнерадостной и общительной, красавица, умница, любимица курса. Но при неудачах и

особенно при болезнях близких сильно и надолго расстра­ивалась. Была и склонность к панике. (...) И вот похорони­ла одного за другим родителей. А через 8 месяцев опера­ция молочной железы. Глубокая депрессия, невозмож­ность работать, пришлось лечь в больницу. Лечение пре­паратами (...) и физиотерапией дало слабый эффект. Боль­ничные врачи порекомендовали заняться AT по вашей книге «Искусство быть собой». Раздобыть книгу удалось только через год после выписки. Глубокое расслабление не получилось, но все же появились признаки улучшения, настроение поднялось настолько, что сумели оставить ле­карства. Но вот новый удар: автомобильная катастрофа Муж погиб, у К. — травма головы, два перелома. Дочка ос­талась невредимой, но сильнейший испуг. (...) После вы­писки из травматологии опять больница.

Продолжала заниматься AT, с его помощью удалось уменьшить дозы снотворных, но состояние оставалось очень подавленным. Присоединился страх транспорта и закрытых помещений. Тут выяснилось, что в районном диспансере появился психотерапевт X., лечащий гипно­зом. Он принял К. и согласился провести ряд сеансов.

Однако возникло непредвиденное осложнение. Перед первым сеансом, узнав, что К. занимается по вашей книге, доктор X. категорически потребовал, чтобы она выбирала одно из двух: лечиться либо у него, либо у вашей книги. Он сказал, что это руководство по самолечению. К. спро­сила, читал ли он эту книгу сам. X. ответил, что просмот­рел, но читать не счел нужным. Затем предложил ей бро­шюру «Вред самолечения» со словами, что всякому само­лечению нужно объявить войну не на жизнь, а на смерть. Когда он это произнес, у К, как она мне сказала, словно что-то оборвалось внутри. Брошюру читать не смогла (ужасный язык) и теперь не ходит больше к X., не занима­ется и аутотренингом. Отчаяние, угроза инвалидности. Книгу вашу все же почитывает, это хоть как-то успокаива-ет.(...)

В. Л., чем можно помочь К., если можно? Действитель­но ли самолечение так опасно, что с ним следует бо­роться «не на жизнь, а на смерть»? Как же тогда понимать призыв: «Человек, помоги себе сам!» И как обойтись без самолечения в случаях, когда практически обратиться не к кому? Является ли AT самолечением или это что-то другое? Признаюсь, мне тоже хотелось бы разобраться в этом получше, так как я тоже не идеально здоровьш чело-

век. Но не буду отнимать ваше внимание еще и своими болячками. (.)

О самолечении. Вы затронули чрезвычайно, хотел было сказать «больной», но меняю на «здоровый» вопрос.

Да, врачи обязаны предупреждать об опасностях самоле­чения, хотя формулировка «не на жизнь, а на смерть» и не представляется особо удачной.

Самопомощь, без которой не обойтись. Вечером, после напряженного рабочего дня, у вас сильно разболелась го­лова. Головная боль, как и всякая боль и недомогание, мо­жет возникнуть от десятков разных причин. Может быть и признаком начала тяжелого заболевания, и проявлением простого утомления, перенапряжения или недостатка све­жего воздуха. Но вы-то сами не знаете, почему у вас так страшно разболелась голова, с вами это случается, допу­стим, в первый раз. Что же делать вам, человеку без меди­цинского образования? Немедленно вызывать врача, «ско­рую»?.. Если следовать строгому уставу, то да, вызывать. Мало ли что, а вдруг... Ну а если это всего лишь пустяк, не стоящий вызова? Три дня без передыха работали, пита­лись чем попало, и еще есть одна вероятная причина, весьма прозаическая... Беспокоить доктора, отнимать его время, столь драгоценное для действительно тяжелых больных?.. Не лучше ли сперва попробовать принять вот эту таблетку от головной боли из домашней аптечки, пой­ти на самостоятельный шаг?.. Но это уже самолечение... А если просто пройтись по воздуху, продышаться? Или по­пытаться расслабиться и снять боль самовнушением?.. Ну вот — все прошло... Так что же это — прогулка и расслабле­ние — тоже самолечение?

И да, и нет. Смотря как понимать. Не правда ли?

Да, врачи протестуют против безграмотного самолече­ния, они правы. Но никакой здравомыслящий врач не ста­нет протестовать против самопомощи, которую паци­ент может себе оказать в тех пределах, где не требуется врачебная квалификация. Каковы же эти пределы?..

А вот это уже когда как. Бывают положения, когда врача нет, неоткуда его вызвать, а нужна срочная и довольно сложная помощь, например обработка раны, вправление вывиха или накладывание шины на перелом, промывание желудка, мало ли еще что... Если пациент справляется с этим сам, то чего, кроме восхищения, он заслуживает?

Самолечение, самопомощь, самопрофилактика, само­контроль — кто проведет между этим демаркационную линию?

В арсенал врачебных средств всегда входило и знание, передаваемое пациенту. Каким путем передается — уст­ным советом, книгой, письмом — все едино. Но пользова­ние всегда предполагает некую степень самостоятельно­сти, хоть какую-то, но голову на плечах. Нельзя ответить однозначно, являются ли самостоятельные занятия AT «самолечением» или нет. Никто еще не проложил точной границы между самолечением и индивидуальной интер­претацией врачебных советов — действием другой «заин­тересованной стороны», без которого никакого лечения быть не может. Нет помощи без самопомощи.

Два слишком правильных рассуждения. Самолечение бывает вопиюще безграмотное — и бывает, хотя и редко, грамотное, если, скажем, лечит себя сам врач или фельд­шер, хорошо знающий свою болезнь. Бывает рискован­ное — и бывает осторожное; бывает безответственное — и бывает героическое... Есть, в немалом числе, жертвы само­лечения, но есть и его триумфаторы, победители своих бо­лезней, и это не только те, которым просто повезло.

Как бы ни предостерегали врачи против опасностей са­молечения, некая часть населения, и довольно изрядная, будет продолжать гнуть свое, со всеми вытекающими от­сюда последствиями. И мне кажется, что наиболее реали­стическая врачебная политика по отношению к этому слою — не проклинать самолечение, не запрещать (ре­зультат только обратный), а преподавать, со всей мысли­мой увлекательностью, грамоту практического человеко­ведения, включающую и возможную самопомощь.

В практике приходится иметь дело с самолекарями чуть ли не ежедневно. Больше, конечно, с жертвами. Называю их про себя петухами. Из них довольно многие, набив шишки, переходят в противоположный лагерь — послуш­ных, опасливых и пунктуальных овец, шагу не ступающих без врачебного на то указания...

Кредо Овцы. Всякое недомогание есть признак болезни. Всякая болезнь требует лечения. Если я вовремя не начну лечиться, я рискую запустить свое заболевание до ослож­нений, до необратимости. Если мне вообще можно по­мочь, то мне поможет только доктор, и только очень хоро­ший доктор, но в крайнем случае хоть какой-нибудь. Если я нарушу врачебное предписание, то осложнения еще бо-

лее вероятны. Если я попытаюсь помочь себе самостоя­тельно, то, скорее всего, наврежу себе еще больше, так, что мне уже никто не сможет помочь. Я ничего не знаю, ниче­го не умею, всего боюсь. Ответственность за себя слишком велика. Долой самолечение!

Кредо Детуха. Большинство болезней проходят сами по себе, если их лечением не задерживают. Врачи тоже люди, а людям свойственно ошибаться, настаивать на своих ошибках, а если возможно, то и скрывать их. Хождение по врачам — большая трата времени и нервов с сомнитель­ными результатами, и всегда есть риск благодаря их услу­гам и информации приобрести новые болезни. Врачи обя­заны делать вид, что все понимают и все могут и что нам ничего нельзя. Но мы-то ведь не малые дети? Зачем же са­ми и пьют, и курят? Никто на этом свете более меня не за­интересован в моем здоровье, и, в конце концов, я знаю самого себя столько лет, сколько живу на свете. А ну-ка, человек, помоги себе сам! Да здравствует самолечение!

Примерно так выглядят два ярко выраженных подхода...

Не разделяю твердой убежденности, звучащей в извест­ном лозунге «Спасение утопающих — дело рук самих уто­пающих». Однако полагаю, что и утопающим есть некото­рый резон научиться плавать. Лучше заранее...

Истина, как говорят мудрые, находится между крайно­стями. Увы, и это еще мало о чем говорит, ибо простран­ство между крайностями довольно обширно. Посредине?.. Нет, и там ее не всегда сыщешь. В точке «золотого сече­ния»?..

Доверяя себе, вы доверяете не только себе. Вам и вашей подруге пока единственное пожелание: относитесь к само­помощи в каждый момент так, как подсказывает внутрен­ний голос. Никаких «принципов» — чувство здесь надеж­нее всяких умозрений. Обращаться к врачу или нет? Не мудрствуйте, поступайте по первому побуждению. Дове­ряйте себе, и это доверие всегда подскажет вам и свои пределы.

У вас есть не только инстинкт самосохранения, но и ог­ромный общечеловеческий опыт, действующий в виде ин­туиции и здравого смысла. Даже если вы всю жизнь зани­маетесь преступнейшим самолечением, то в применяе­мых вами способах с большой вероятностью присутствует то, что уже открыто или рекомендовано кем-то другим. Все велосипеды в основном изобретены, вопрос лишь в том, на каком поехать... Некоей доли самопомощи не из-

бежать, находясь и в палате реанимации: можно дышать так, а можно эдак, многое зависит и от того, на каком боку лежишь, какие думы думаешь... Никто за нас не проживет и секунды. (.)

ЧЕЛОВЕК И ЛЕКАРСТВО

Хотел написать гимн миру фармакологии, таинственно­му, чудесному, грозному. И гимн, и предостережение...

Ста жизней не хватит.

Вопросы. Совместим ли ОК с лекарствами? Как вы относитесь к лекарствам? Назначаете ли своим пациен­там? Принимаете ли сами?

Ответ. Да. Отношусь хорошо. Назначаю и принимаю.

По мере надобности. Лекарство есть средство, которое исцеляет; в более узком значении — лечебное вещество или смесь веществ, целебная химия. О лекарствах знаем не только мы, люди. Когда собака, живущая в деревне, за­болевает, она убегает в лес искать лекарственные травы. Что подсказывает ей, какая травка поможет? Загадка. Но факт: самолечение в данном случае помогает. Так же, как и зализывание раны.

Первые и главные наши лекарства происходят из нас са­мих, вырабатываются организмом. Назвать ли естествен-нейшие жидкости, исцелившие исторически больше всего народу?.. Но этого нам не хватает: мы ищем лекарства в пище (чего стоит тот же мед), изыскиваем особые воды, соли и минералы. Ищем траву, коренья, цветы, ищем зве­рей с необыкновенными свойствами, срезаем рога мара­лов, доим муравьев, давим змеиный яд. Все живое родня, мы готовы извлечь пользу из любых родственников...

Но и этого нам не хватает. Мы изучаем химическую ме­ханику своего организма, уйму сложнейших реакций и взаимодействий. Синтезируем новые, Природе неизвест­ные вещества, которые по расчетам, должны нам помочь. Проверяем их действие вначале на подопытных, потом на себе...

Первый вопрос. Знатоком лекарств назвать себя не мо­гу — знания общепрактические. Поэтому (и не только по­этому) первейший вопрос, который себе задаю, принимая пациента, такой: можно ли в данном случае обойтись БЕЗ лекарств?..

Тише едешь — дальше будешь. Лекарство — спасатель-

ный круг утопающему. Но нехорошо, если круг сам тя­нет ко дну. Лекарство — артиллерийский снаряд, об­рушиваемый на супостатов здоровья. Но ни в коей мере не желательно, чтобы снаряд бил по своим. Лекарст­во — рука упавшему, костыль — инвалиду, протез — кале­ке. Но плохо, если рука подается могущему подняться. (В следующий раз он, пожалуй, и не захочет встать.) Плохо, когда костыли отучают двигаться. Нельзя сделать протез души.

Если все это учитывается, то лекарство — нужнейшая вещь на свете.

Вот молодой человек в угнетенном настроении, с уймой проблем и недомоганий, отчаявшийся, кажущийся себе безвольным... Тело в пренебрежении, дух в загоне, никако­го представления об ОК, девственная безграмотность в об­разе жизни, условия тоже не способствуют... Дать тонизи­рующий препарат, антидепрессант? «Иди, мальчик, гло­тай трижды в день, все будет в порядке»?.. Пойдет мальчик. Будет все, допустим, в порядке: настроение поднимется хоть куда. Но велика ли цена такого улучшения?..

Не его заслуга в том, не его воля. Зависимость от помо­щи извне, какой бы то ни было, — нет, это не то, что мож­но пожелать вам ли, мне ли, ему ли. Да и добро бы гаран­тия... Только вероятность.

С другой стороны: не назначаешь лекарство — рискуешь. А вдруг серьезнее, чем показалось?.. Не поддер­жишь — может упасть...

Компромисс: сперва что-то легкое, в небольших дозах. Не протез, а подвязка. Не костыль, а тросточка. Чтобы ми­новать кризис. Главный упор — на ОК и психологическую сторону, сообразуясь со всеми реальностями. Наблюда­ешь. Если идет к лучшему, можно уменьшить дозу, еще меньше, еще...

Ну, а если к худшему, то, конечно, — спасательный круг.

При прочих равных условиях: ребенку — минимум, ста­рику — максимум (но — полегче!). Беременной — мини­мум миниморум.

Уважаю гомеопатию. Сам, болея, принимаю лекарство, когда совсем уж невмоготу, в малых дозах. Предпочитаю медленное выздоровление средствами ОК быстрой искус­ственной «поправке», чреватой непредсказуемым разбал­тыванием организма.

Но у всякого и свой характер, и свой запас сил.

Лекарства и ОК по большей части вполне совместимы.

Лишь меньшинство препаратов из числа сильнодейству­ющих ограничивают возможности движения и пользова­ния водою и солнцем, и ни один не ссорится с чистым воздухом и самовнушением. Ни одно лекарство не имеет права мешать питанию.

Слабое — слабее лечит, сильное — сильнее... Вмешива­ется, скажем, так. Любителям сильных лекарственных ощущений назначают дистиллированную воду под гипно­зом — результат потрясающий.

Минимум сочетаний. Все, что говорилось о сочетани­ях пищевых, справедливо и для лекарственных. Пре­парат плюс препарат плюс препарат... Что происходит при взаимодействии в организме, в котором все связа­но и ничто друг другу не безразлично? Нечто неизвест­ное в лучшем случае. Комбинирование препаратов — од­но из величайших врачебных искусств. Есть превосходно себя зарекомендовавшие, чудодейственные комбинации; некоторые препараты нуждаются в препаратах-спутниках; но большинство лекарств друг друга не любят, и справед­ливо.

Старый друг лучше новых двух. Как-то еще можно по­нять тех, кто гоняется за модной одеждой. Но предпочи­тать какое-то лекарство только потому, что оно но­вое, — это уже не смешно. И обидно за старые, добрые, давно проверенные средства, незаслуженно забываемые. Так же как и за старые книги, за музыку, за старых людей, за добрые мысли...

Неостановима победная поступь вечно юной старушки глупости.

Лекарственная самопомощь — в каких пределах? Лучше всего — ни в каких.

Но конечно же принять несколько капель валерьянки на ночь или пососать валидол при сердечном приступе — не преступление.

Многие безрецептурные аптечные средства (аскорбино­вая кислота, легкие болеутоляющие, спазмолитики и т.п.) могут применяться по личной инициативе, если только при сем присутствует маломальский опыт и здравый смысл. Также не грех, если нет возможности посовето­ваться с врачом, самостоятельно возобновить лечение препаратом, которым уже лечились с успехом раньше. Нельзя только ни в коем случае назначать себе препарат, о котором узнали из медицинской литературы или на том лишь основании, что он помогает Ивану Ивановичу. Даже

врачу перед подобным решением желательно посовето­ваться с другим.

Особстатья — траволечение и народные средства типа прополиса, медвежьего жира, мумиё... Древний, огром­ный, могучий мир, малоизвестный большинству нынеш­них врачей, чем, к сожалению, пользуются шарлатаны. Несведующие энтузиасты действуют наугад. Может по­мочь что угодно — была бы вера, но...

Оборотная сторона. От незнания шаг до перестраховки. От перестраховки — до привычки чуть что хвататься за пу­зырек, глотать то и се. От привычки — до привыкания. От привыкания — до зависимости. От зависимости — до бо­лезни, уже лекарственной. Начинаем глотать лекарства от лекарств...

Слишком важная и слишком сложная вещь лекарство, чтобы можно было сказать «принимайте» или «не прини­майте» и на том успокоиться. Вокруг лекарств создалась целая психология.

Когда я начинал работать психиатром, в почет входили так называемые психотропные средства — новые (теперь уже относительно старые) препараты с мощным (теперь уже относительно слабым) воздействием на психику. Со­общали о фантастических результатах, говорили, что это революция в психиатрии. Казалось, еще немного, и с пси­хическими заболеваниями будет покончено.

Психотропные средства в обиходе и нынче, их стало го­раздо больше, они действуют сильнее, прицельнее, развет-вленнее. Есть люди, живущие на них годами и даже деся­тилетиями, для них это действительно решающая поддер­жка. Но увлечение уже меньше. Уже поговаривают, что неплохо бы ограничиться тем-то и тем-то; что побочные эффекты иногда перевешивают эффект лечебный, что и эффект лечебный ограничивается лишь воздействием на симптомы, но не устраняет причин; что в препаратном бу­ме забыли о таких испытанных средствах, как человече­ское слово, человеческий взгляд, человеческое прикосно­вение...

«Только не назначайте лекарств. Наелся. Больше не могу».

Такое все чаще слышишь от пациентов. Видишь — в на­дежде, появляющейся в глазах, когда отодвигаешь пузы­рек с препаратом; в опасливом взгляде на рецептурные бланки...

Встречаются еще и такие, среди пожилых в основном,

кого отпустить без рецепта никак нельзя: сочтет шарлата­ном, обидится. Работает и так называемый плацебоэф-фект: любой препарат, даже дистиллированная водичка, действует нужным образом при надлежащем «оформле­нии» назначения, при авторитете и обаянии назначающе­го. Внушение, переходящее в самовнушение. Но и плаце­бо, этот давний дружок эскулапов, в последнее время как-то скисает.

Если попробовать оглянуться еще дальше назад, то мож­но заметить, что в лекарства особенно горячо верили в 20—30-е годы, после появления первых сильных иммун­ных и гормональных препаратов, и два десятилетия после войны, когда восторжествовали мощные антибиотики. Сейчас вера эта пошатнулась, хотя должно бы наоборот: никогда еще мы не знали такого изобилия лекарств — и хороших! — чуть ли не на все случаи жизни.

В чем же дело?

Люди ко всему привыкают. Всякое увлечение имеет подъем, за которым следует неизбежный спад. Всеобщий закон волнообразности, никогда не останавливающийся маятник. От этого зависит и отношение к любому средст­ву, и результат применения.

Побочные эффекты выясняются постепенно. Зависимо­сти боятся, и тоже с перестраховкой.

«Для человека нет ничего полезнее человека». Люди не хотят, чтобы врачи закрывались от них лекарствами (рав­но как и приборами, аппаратами, иглами и прочей амуни­цией). Люди хотят живого общения и непосредственного влияния. Как и в стародавние времена, они хотят видеть во враче Человека, Которому Можно Верить. Чтобы он на них смотрел, слушал, чтобы разговаривал. Они ждут жи­вого прикосновения и улыбки, хотят — ну не осталось ли? — ласки, немножко врачебной ласки. Им необходимо, понимаете ли, чтобы с ними возились. Таблетка же, будь это даже великий, знаменитый и всемогущий веломото-циклин, — таблетка безлична...

И наконец, есть люди, которым недостаточно и общения с Человеком, Которому Можно Верить. Те, кому хочется не просто верить, но знать. Чтобы одно поддерживало другое. Таких любознательных все больше, и они правы.

Заглянуть же в инструкцию, прилагаемую к препарату и написанную, как правило, далеко нехудожественно...

Вот поэтому и выходит, что лекарства, прекрасные ле­карства, помогают уже не так, как хотелось бы и как помо-

гали недавно. И поэтому же не принимаются даже, когда назначаются Человеком, Которому Можно Верить.

Будем соавторами своего здоровья. Вчера и позавчера действовало прекрасно; но сегодня переменилось питание, и в организме возникла другая ситуация; изменилась по­года, а вслед за ней и кровяное давление, состав крови и реактивность мозга; вчера приняли еще что-то, совсем от другой болезни, но в сочетании с данным препаратом в организме образуется принципиально иной продукт; се­годня доза достигла критического порога — и общая кар­тина резко меняется; наконец, в самом организме, незави­симо ни от чего, произошло некое изменение — настало тому время, — и вот все уже по-другому.

Не все можно учесть.

Наблюдая за собой, тактично и сколь возможно спокой­но постараемся помочь доктору понять нас и, если уж так случилось, исправить недоучет или ошибку.

Есть десятки препаратов, спасающих жизнь, восстанав­ливающих работоспособность, улучшающих самочувст­вие; есть лекарства, сделанные с великолепной точностью, попадающие в цель практически без отклонений; есть и прекрасные доктора, оперирующие этими лекарствами, как хирурги скальпелями...

Но будем все-таки помнить, что лекарственная химия — это экспериментальная хирургия организма; будем относиться к ней с благоговением и не применять всуе.

В мире, где мы живем, переходы от естественного к ис­кусственному и к противоестественному неуследимы. За­меним атом, положение иона в молекуле, и вот свое веще­ство превращается в чужое, фермент — в антифермент, ле­карство — в яд и наоборот. Никакое лекарство ни стопро­центно «естественно», ни стопроцентно «искусственно» — у каждого есть некое родство с химией жизни, корни, связу­ющие с естеством мира. Круговорот веществ, этот гранди­озный мировой рынок, несравненно таинственнее и бога­че, чем можно себе представить.

Я верю в потенциальное могущество химии точно так же, как в самотворческую предназначенность разума, ко­торому в схватке за вечность придется пересоздать Приро­ду, и не в последний черед — собственную. Все должно стать, да простится невольная игра слов, с в е р хъестест-венным. Человек — фантазия Природы, и если только уда­стся фантазии этой выжить, границы между «искусствен-

ным» и «естественным» окажутся лишь памятными отме­тинами нашего сегодняшнего невежества.

НУ И ЧТО?

в. л.

Вам пишет группа студентов-медиков, членов научного студенческого общества Н-ского медицинского института. Мы прочитали все ваши книги. (...) Рассказывая о гипно­зе, вы касались и телепатии. В последнее время много го­ворят о лечении парапсихологическими методами. Нам хотелось бы узнать ваше мнение о лечении биополем, об операциях филиппинских хирургов, о диагностике по фо­тографиям... (.)

Извините за нескорый ответ. (...)

Чем только не лечат нынче, как, впрочем, и во все време­на. Гипноз, травы, йога, гомеопатия, иглоукалыва­ние — старина заслуженная и прекрасная. Но время идет вперед. Работают, трудятся вовсю экстрасенсы, как их ни бьют. Лечат какие-то дяденьки и тетеньки биоэнергией, астральной аурой, реинкарнацией, анимотрансформа-цией. (...) Не берусь расшифровывать — сам не все пони­маю.

Не презираю, не осуждаю, не отговариваю никого из тех, кто в отчаянии или из любопытства обращается к знато­кам методов вышеназванных и неназванных. Бывают слу­чаи, когда и рукопожатие помогает. И реверберация помо­гает. Нет вообще ни одного средства, которое хоть кому-нибудь когда-нибудь не помогло.

Очень обижаются посвященные в эти дела, если я осто­рожно замечаю, что панацеи все-таки нет; что при всех анимотрансформациях не исключен элемент внушения и самовнушения; что старушка психотерапия, то бишь лече­ние верой, во всем этом что-то значит, хотя бы в косвен­ной форме. Какие глупости! Психотерапия давно-давно выдохлась, отжила свое!.. Астрал — другой разговор. Вот, к примеру, что скажете: целитель Игрек по фотографии ста­вит 16 точнейших диагнозов, включая, например, трещи­ну между пятым и шестым позвонком после автомобиль­ной аварии, неполадки в печени в результате пьянства, а также ушиб левой пятки на нервной почве. А целитель Икс

и без фотографии, просто по имени-отчеству, определяет склероз аорты и вывих большого пальца. Одной только трансовой медитацией.

Некоторые диагнозы известны заранее. Ну и что, отве­чаю я. И я тоже, худо-бедно, и по фотографии могу что-то сообразить, и по фамилии схватить кое-какой астрал. Да­же без фамилии. Вот, допустим: молодая, еще не заму­жем... Стоп, больше никакой информации.

Отвечаю: гипотония, астения, гастрит, аллергия, невроз страха, депрессия, воспаление придатков... Могу сказать и причину... Угадал?

Обижаются, презирают: козлище ты упрямое, профес­сиональная в тебе ревность. Сам не можешь, вот и не при­знаешь. Разрушаешь веру.

Да признаю же, признаю. Но могу я или нет иметь на­счет признаваемого свое мнение?..

А насчет веры?

Говорят: что-то есть. Не отрицаю: да, что-то есть.

Но при этом, согласитесь друзья, чего-то все-таки и не хватает. Чего-то нет. А то бы давным-давно всеобщее бес­смертие наступило, не говоря уж о каких-то болячках.

Не хватает чудес. Маловато на душу населения.

«Объясните, каким образом филиппинские хирурги де­лают операции одними руками, без разреза кожи, тканей и органов. Объясните, как узнает все о человеке и как предсказывает события слепая болгарская ясновидица Ванга».

Отказываюсь объяснять. Феномен есть феномен. Чего не проверил — не отрицаю, не утверждаю. Хочу ве­рить — придется проверить.

Откуда этот замшелый предрассудок о науке, будто она наделена полномочиями объяснять всё и вся? А что объ­яснить не может, того, стало быть, и не признает?..

Настоящая наука есть нечто совершенно обратное.

Всякий факт, если это воистину факт, действительно имеет какое-то объяснение. То есть: некую связь с цельнобытием мира. Но не всякий факт можно объяснить из наличного объяснительного материала. То есть: на ос­нове других, известных нам фактов.

Еще о правиле из исключения. Солнце взойдет — солнце зайдет. Родимся — умрем.

Непреложность.

Загипнотизированные беспощадным законом: ДОНЫНЕ ИНАЧЕ НЕ БЫЛО

(а вдруг было? а вдруг будет?), замечаем и другую его сто­рону.

Тонкая вязь колебаний и отклонений, сопротивляющая­ся ткань живобытия обвивает железный каркас необходи­мости. Эти временные, частичные, непринципиальные исключения, которым, кажется, и нечего .больше делать, как подтверждать правило...

Один ребенок заговорил в год, другой — едва в пять. Один старичок умер в 75, другой — в 150. Все равно умер, но ведь черт же возьми... А вдруг просто не догадался жить дальше? Прошляпил бессмертие?! А некоторые йоги, го­ворят, поднимаются в воздух, сантиметров на двадцать, и преспокойно висят, пока не надоест, а когда надоедает, пе­ремещаются в иные миры. А буддийские ламы прыгают метров на двадцать и преспокойно летают... Соблазн! Кто же из нас не надеется быть исключением — в способно­стях, в любви, в старении, в исходе болезни, на худой ко­нец, в лотерее? Кто не верит в тайная тайных, что он-то и есть исключение, что еще будет тому доказательство?.. И как же легко подцепить этой верой на крючок...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.