Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Творческий процесс. Сюжеты работ



Творческий процесс

Интересен творческий процесс скульптора, в результате которого рождаются его произведения. Он состоит из нескольких этапов. Первым является беглый эскиз на бумаге – художник прорисовывает основную идею, силовые линии композиции. Потом скульптор лепит эскиз из пластилина, сочетая его с проволокой, экспериментируя в объеме, ищет наиболее гармоничное пространственное решение композиции. Далее мастер создает модель из металла в уменьшенном масштабе и только после того, как он убедится, что композиция устойчивая и выражает то, что задумано, переходит от этапа эскиза к созданию произведения. Метод скульптора сложносоставный, он включает не только сварку, но и кройку, ковку, а также чеканку. Вначале скульптор вырезает из металла заготовку необходимой формы, потом ее проковывает, сгибает. Лишь после этого следуют сварочные работы с использованием метода газовой сварки – процесс, требующий большого физического напряжения и с далеко не всегда предсказуемым результатом, в том числе и потому, что в процессе создания работы даже самому скульптору сложно увидеть все в подробностях из-за огня, высоких температур и необходимых для защиты глаз очков.

 

Сюжеты работ

Каждая скульптура рассказывает зрителю свою историю, вовлекая в свое внутреннее пространство, раскрывая подробности с разных ракурсов. Сюжеты его работ разнообразны и интересны, они нередко проникнуты юмором, от легкой иронии до сильного гротеска, часто это грустный юмор, привлекающий зрителя к размышлению над социальными проблемами.

Первую линию составляют сюжеты, почерпнутые в реальной жизни, зачастую весьма обыденные и, казалось бы, не заслуживающие внимания, но рассказанные художником с таким мастерством, что в этом начинаешь сомневаться. Например, «Электрик», меняющий лампочку в уличном фонаре, залез на столб по маленькой лесенке, возле которой сидит собачка. Или «Поцелуй в лифте» – скрытое от глаз посторонних действие, которое скульптор выносит на суд зрителя, выстраивая вокруг него целую историю. Акцентируя внимание на обыденном сюжете, скульптор тем самым поднимает вопрос о ценности каждого мгновения, всякой мимолетной ситуации, которая может либо стать ключевой в жизни, либо просто пройти незамеченной.

Далее хотелось бы отметить жанровые сценки в деревенском пейзаже. Пейзаж редко встречается в скульптуре, однако Андрей Волков предпочитает именно его, перенося кусочки родной земли в свои работы. Это, например, «Хорошо в деревне летом», (1986), где в деревенском пейзаже, обозначенном не только домами и деревьями, но и электрическим столбом сложной формы, составленным из двух бревен (как уже отмечалось, Андрей Волков – мастер деталей), жеребенок пьет молоко у кобылы. В работе «Весна», (1994), женщина с ребенком и мужчина, опирающийся о палку, бредут из церкви, перешагивая через огромные лужи. Следует заметить, что лужи эти выполнены очень интересным способом: рваные края железа служат обрамлением луж, а сами лужи – просто отсутствие материала, однако эффект получился очень достоверный.

К этой же линии относится работа с ироничным названием «Яхт-клуб», (2000), где изображен причал и двумя мальчиками-рыбаками и утлые рыбацкие лодочки. Подальше от берега еще не до конца растаял лед. В этой работе автор очень тонко передает пограничное состояние природы – время начала весны. Мальчишки легко одеты, значит солнце уже припекает, а лед на реке еще не растаял до конца – он превратился в дырявую массу, все еще в некоторых местах сковывающую водную гладь. Вода же – это пространство вокруг скульптуры. Здесь скульптура как бы захватывает окружающее пространство, трансформируя его – и уже можно увидеть воду, разливающуюся и за пределы композиции, а надо льдом – голубое небо. И фигурки оказываются на своеобразном острове. В этом заключается одна из особенностей скульптуры Андрея Волкова – их способность оформить, подобно архитектуре, окружающее пространство, задать в нем свои координаты, заставить зрителя додумывать то, чего нет – дальнейшее разворачивание истории или же окружающий пейзаж.

«Утро на площади Ленина» – еще один ироничный сюжет: дворник, подметающий улицу, задрал голову, чтобы посмотреть на вождя, настойчиво указывающего вытянутой рукой «путь в светлое будущее». С одной стороны, этот сюжет сиюминутный, а с другой – очень архетипический, так как подобные памятники стоят в каждом провинциальном городе и даже селе, а площадь имени Ленина в советское время была центральной, да и дворники не сильно отличаются друг от друга. По общему настроению понятно, что «светлого будущего» не получилось – даже забор на центральной площади с прорехами и асфальт неровный, и дворник (или дворничиха) вопрошающе смотрит на вождя, на минуту отвлекшись от своего занятия. Таким образом, при всей фрагментарности и незначительности сюжета, скульптору удалось заключить в него многое.

Есть у мастера и городские пейзажи, например, «Городской этюд», (2004). И снова это не просто пейзажная зарисовка, а жанровая сценка в определенном контексте. Здесь в качестве места дествия выбрана узловая точка – автобусная остановка у входа в метро. Главное для скульптора – показать персонажей, рассказать их историю, причем у каждого персонажа своя история, вроде бы не связанная с другим, привязывает людей друг к другу только место действия. Здесь скульптор использует не только пространство на листе металла, но и под ним – показывая и подземную часть, куда спускаются люди. На нижних ступеньках лестницы – инвалид в коляске, для которого спуск в метро сопряжен с трудностями, но его скульптор не ставит на первый план, а «прячет» в глубине композиции: зритель должен вглядеться, чтобы заметить его фигуру. Рядом с ним находится мужская фигура, но скульптор не показывает помогает ли он спускающемуся на коляске, или только собирается, или просто идет мимо. Подобные пограничные состояния характерны для скульптора – момент, когда он заставляет задуматься над нравственными вопросами. Люди разобщены, и только две собаки идут рядом, «плечо к плечу».

Для скульптур Андрея Волкова нередко характерно и грустно-ностальгическое настроение, наряду с передачей пограничных состояний природы. Например, «Осенний пляж» навеян воспоминаниями о прошедшем лете. Одинокая мужская фигура бредет по пустынному пляжу мимо прохудившегося зонтика, неподалеку бегает собачка. Здесь акцент с сюжета переносится скорее на эмоциональную сторону – передачу эмоционального состояния, настроения, даже не конкретного персонажа, а всей скульптурной композиции.

Ряд скульптур вдохновлен литературными произведениями – «Маргарита», (2004), по роману М. Булгакова: героиня парит над городом, над ней светит полная луна, внизу – антенны домов и фигура Мастера. Или «Дон Кихот», (2002), вдохновленный романом Сервантеса, – хрупкая фигурка на лошади, окруженная многочисленными мельницами, рождающимися в его голове. Также у него есть работы по мотивам «Му-му» И. Тургенева, «Собачьего сердца» М. Булгакова, «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери и т.д. Перефразировал он и частый сюжет в изобразительном искусстве «Похищение Европы» (2004), основанный на древнегреческом мифе.

Немало в работах Андрея Волкова и фантастических сюжетов. Например, работа под названием «Инопланетянин» (2003), изображает приземление инопланетного летающего аппарата. Скульптор стремится показать множество подробностей рассказываемой им истории. Сельский пейзаж – церковь и небольшой домик с сарайчиками, фигуры коров. На земле столпились фигуры любопытствующих, смотрящих вверх на зависший над землей объект, причем у женской фигуры на вытянутых вперед руках – каравай, она встречает с хлебом-солью, видимо, вероятных спасителей глубинки, которым не на что надеяться кроме чуда. А в небе кружат вертолеты. И конечно же нельзя не вспомнить здесь легендарный фильм «Кин-дза-дза» с его проржавевшей скрипучей техникой. Возможно это пепелац, а все остальное – декорации фильма…

Интересная работа, наполненная юмором – «Тренажер для ангелов», (2005). Здесь ангелы с крыльями на руках забираются на вышку и прыгают вниз – некоторые взлетают, а некоторые падают вниз и разбиваются. Такая вот метафора, облаченная в юмористическую форму. (ни фига себе юмор А.Б)

Также у Андрея Волкова есть портретные работы. В них автор стремится опять-таки рассказать побольше о человеке, а не просто передать его черты. Как, например, в «Циолковском» (2003), где скульптор не только изобразил узнаваемый портрет ученого вполне графическим методом – с помощью штрихов металла создав абрис лица, характерное пенсне, бороду – но и поставил своей задачей собрать воедино разные его сферы деятельности. Так он поместил над его головой изображения планет, летающие фигуры то ли инопланетян, то ли космонавтов, иллюстрирующие идеи ученого о полетах в космос, а к уху приставил трубу, через которую он прислушивается – известно, что Циолковский обладал слабым слухом, однако это не помешало ему написать трактат о происхождении музыки. Также у него есть портреты Булата Окуджавы («Поэт»), автопортрет – «Художник из деревни Дракино» (1996) и т.д. Близка этим портретам и композиция «Воспоминание о лете», выполненная в виде женской головы, внутри которой возникают ностальгические образы-картинки.

Герой произведений Андрея Волкова – маленький человек с его обычной судьбой, обычными повседневными делами, едущий в метро или другом общественном транспорте, идущий по деревне или по городу, органичный той среде, в которой находится. В нем нет наигранного позитива и натянутой коммуникабельности, он сам в себе, подобно героям классиков русской литературы. Каждый персонаж живет своей жизнью, своими чувствами, эмоциями. Частыми свидетелями в работах художника оказываются домашние животные, наблюдающие за происходящим – собаки, кошки, которые никуда не спешат, не заняты своими делами, интересуются тем, что происходит вокруг.

Анималистические сюжеты составляют отдельную линию в творчестве скульптора. Помимо отдельных скульптурных изображений животных, Волков включает их как героев в свои композиции. Например, скульптура «Ожидание» повествует о собаке, ожидающей своего хозяина, который привязал ее около магазина; «Конфликт» показывает драку собаки и ворона во дворе рядом с водосточной трубой. Скульптору интересны взаимоотношения не только людей, но и животных, их характеры и настроения.

Много в творчестве скульптора и работ, в которых важен не сюжет, а обобщенный образ какого-то явления. Например, в «Метрополитене», (2003), он передает образ метро. Все показано в разрезе так, что можно увидеть одновременно тоннель, глубоко пролегающий в земле, поезд внутри него, многочисленные эскалаторы и лестницы, по которым спускаются и поднимаются люди. Или, к примеру, «Город», (1988) или «Аттракцион», (1998).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.