Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стиль мастера



Стиль мастера

Андрей Волков принадлежит к семидесятникам, в особенностях мировоззрения этого поколения и лежат основы стиля мастера. К его же поколению относятся такие прославленные художники как Наталья Нестерова и Владимир Жилинский, Татьяна Назаренко и Ксения Нечитайло, Ольга Булгакова и Александр Ситников и другие. Каждый создал свой неповторимый стиль, свой индивидуальный мир с особыми правилами и узнаваемыми персонажами, которому остался верен долгие годы. Придерживаясь фигуративизма, им удавалось передавать сложные смыслы, вкладывать в обыденные сюжеты глубокое содержание, создавать наполненные подтекстами работы. Это время поисков нового индивидуального художественного языка, связанное с относительной творческой свободой 1970-х. Каждый художник находится в процессе творческого самоопределения, вырабатывая в искусстве индивидуальную позицию, угол зрения и выбирая близкий круг тем. Для художников этого времени характерно внимание к человеку, к его чувствам и переживаниям и пропускание мира через самого себя. Романтизм этого времени нашел яркое претворение в искусстве в опоэтизированных образах, в которых личное ставится на первый план в противовес общественному, а реальность совмещается с фантазией. Персонажи работ не героические советские строители коммунизма, а обычные люди со своими делами и проблемами. Работы всегда наполнены тонкой иронией, иногда доходящей до сарказма.

Все качества творческого облика поколения в полной мере можно отнести и к Андрею Волкову, к его индивидуальному стилю, поиски которого пришлись на 1970 – начало 1980-х, к его выбору тем, образов и главных героев работ.

Определение «художник-сварщик», которое дает себе Андрей Волков, пожалуй, наиболее точно характеризует стиль его творчества. Методом сварки он создает из черного металла произведения вполне сопоставимые с живописными полотнами. Он словно «пишет» длинными мазками стали по пустому пространству, оформляя его, как по белому холсту. Избранный скульптором трудоемкий метод оправдывает себя тем эстетическим эффектом, который производит – дышащая глубокая поверхность скульптуры очень выразительна, она чрезвычайно тактильная и притягивающая, она вибрирует от падающего на нее света, играющего на неровных гранях. Но это уже не импрессионистическая зыбкая поверхность, а близкая к разрушению, выветренная. Это тема взаимодействия материала и времени, тема прошлого, воспоминаний, стирающих реальные объемы и производящих новые – фантазийные, рождающиеся в голове человека. Это тема временности всего материального, преходящести и тленности вещественного. Это основа миропонимания, выраженная через технику скульптора, заложенная в каждое его произведение и являющаяся поэтому неотъемлемой смыслополагающей частью всех его работ.

Стиль Андрея Волкова существенно отличается от работ скульпторов, избравших сходный метод работы с металлом: Д. Шаховского, А. Пологовой, Л. Берлина, П. Шимеса, А. Григорьева, В. Сидура, В. Цигаля и других. Сам скульптор говорит о влиянии на него творчества Даниэля Митлянского. Стиль Андрея Волкова индивидуальный, наполненный личным отношением к действительности, выраженный не только через технику, но и выбор сюжетов, метод и тон рассказывания.

В его стиле можно увидеть продолжение скульптурной линии Альберто Джакометти с его истонченными фигурами, пронизанными воздухом, однако Андрей Волков переносит эту выветренность на среду, в которой обитает человек, фигуры же его вполне материальны, они обретают свою собственную жизнь, историю и даже определенную национальную принадлежность. Нет сомнений в том, что истории, показанные в скульптурных композициях, могут происходить где-то в России. Для скульптора важно передать отечественный контекст. Об этом говорят многочисленные детали, которые всегда интересно рассматривать.

Существенная особенность работ Андрея Волкова – их чрезвычайная нарративность, то есть скульптор всегда стремится рассказать то, что увидел или представил, подумал или вспомнил. В этом его пластика сближается с иллюстративной графикой. Однако объемность и возможность рассмотреть с разных ракурсов добавляет и некий временной контекст и заставляет говорить о театральности или даже кинематографичности его работ. Сюжеты словно разворачиваются во времени при рассматривании зрителем, обнаруживают все новые подробности истории с того или иного угла зрения. Заключенные в собственное архитектурно оформленное пространство или пейзаж фигуры словно находятся на сцене. Но эта сцена – совершенно реалистичный кусочек жизни в конкретном месте в конкретное время.

Андрей Волков предпочитает работать в камерной скульптуре, его работы требуют близкого контакта, обхода со всех сторон. Композиции нередко многоярусные, с многими персонажами, населяющими ее и не всегда есть герой, которого можно назвать главным.

Скульптура его, в отличие от классической, никогда не замкнута, она открыта миру, открыта воздуху, вбирая в себя окружающее пространство. Нередко это пейзажи. Часто художник показывает архитектурные объекты «в разрезе», соединяя тем самым внутреннее и внешнее, показывая сложившийся в голове образ, переосмысляя по-новому пространство для воспроизведения идеи (например, «Метро», 2003 ). Скульптор снимает стены домов, давая возможность зрителю смотреть сквозь них, совмещая интерьер и внешнюю среду, создавая иллюзорные преграды («Лестница», 2004). Для скульптора характерно отсекать все второстепенное, мешающее восприятию композиции, оставляя лишь необходимое, главное.

В его работах нарушены законы тектоники – объемные композиции помещены, как правило, на тонкий прут, прообразом которого стал тот карандаш из детства, поддерживавший пластилиновую фигурку, о котором любит вспоминать скульптор. Вся композиция находится в состоянии баланса, который очень легко нарушить – стоит лишь одной из фигурок сдвинуться со своего места. Этот прием придает скульптуре ощущение зыбкости, неустойчивости, впечатление сиюминутности момента, схваченного на лету – своеобразного кадра.

В стиле мастера можно увидеть черты разных жанров. И прежде всего – перевод в объем графического рисунка. Графичность скульптур происходит прежде всего из метода сварки и черного цвета материала. В некоторых случаях скульптор усиливает этот эффект, добавляя подобие штриховки – например, в композиции «Дождь», где с помощью тонких металлических прутиков, наваренных параллельно друг другу передаются косые струи воды.

Важной особенностью работ Андрея Волкова является их взаимодействие со зрителем, начиная с эмоциональной вовлеченности, заканчивая вовлеченностью пространственной – большими объектами, в которые человек может просто забраться и сесть. Его камерная скульптура физически реагирует на зрителя также благодаря своей кинетичности – фигуры или же даже целые композиции помещаются на достаточно тонкий прут, при движении человека вокруг него, они начинают двигаться – дрожать и колебаться. Это движение оживляет скульптуру, придает ей биение жизни. Его хрупкие фигурки балансируют на тонких прутиках, раскачиваясь от малейшего дуновения воздуха. В этом можно увидеть выражение зыбкости существования, иллюзорности устойчивости мира.

Однако у скульптора есть и действительно кинетические скульптуры со встроенным механизмом наподобие шарманочного, которые зритель может приводить в движение прокручиванием ручки. Например, «Праздник», (1989).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.