Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.С. Немов 47 страница



 

Социализация - процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

 

Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.

 

Социальная психология - отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы. Социальная ситуация развития - социальные условия, в которых. происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.

 

Социальная установка - отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает). Социально-психологический тренинг-теория и практика группового психокоррекционного (см. 'психокоррекция) или . психотерапевтического (см. психотерапия) воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.

 

Социометрический тест-распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе (см.).

 

Социометрический статус - положение человека в системе внул групповых межличностных отношений, определенное при помо) социометрического теста (см.). Среда - совокупность внешних условий, факторов и

 

ппи V'п\V тхт,"-"--- -- -

 

объектов?

 

 .._---- у, ~т л* \ 1л,1\ 1

 

(поэтапного) формирования умственшЦ

 

среди которых рождается, живет и развивается организм. Схема (в теории Ж. Пиаже) -типичная и повторяющаяся пос. довательность действий и операций в способах приспособлен> организма к условиям, окружающей среды. Внутренняя интелле туальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жизненных ситуацииЦ Т-группа (группа социально-психологического тренинга) - спЦ циальная группа людей, в которой проводится социальнопсихо. логический тренинг (см.), преследующий цель развития у его учасЙ ников умений и навыков межличностного общения, снятия имеед'1 щихся у них психологических барьеров, препятствующих эффеЦ тивному межличностному, личному и деловому общению. -Т Теоретическое мышление - вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своице ' выводах порождающего аналогичные знания. ' Теория планомерного (пс

 

отечественным

 

уровнем личностного самсо>

 

действий - разработанная <лечественным ученым-психологом П. Я. Гальпериным и развитая его учениками концепция, представ ляющая собой общие психологические основы формирования зяЯ ний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основК.. определенного плана и программы их поэтапного развития. ' Теория поиска смысла жизни-психокоррекционная(см. психО' коррекция) и психотерапевтическая (см. психотерапия) теорйД. личности, .объясняющая проблемы психологического характерно- потерей человеком смысла жизни и обосновывающая процедур' психотерапии и психокоррекции необходимостью нахождения утра-' ченного смысла жизни. ,", Теория ролей-социально-психологическая теория личности . межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие р0 ли социальной (см.). Т. р. представляет личность и межличностны>- - отношения в терминах ролевого поведения человека. * Теория самоактуализации - гуманистическая теория психологи личности, утверждающая, что человеку, развивающемуся как лич-,: . ность, свойственно стремление к самоактуализации (см.), которая одновременно является и высшим

 

вершенствования. - Теория социального научения - социально-психологическая теа" рия, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.

 

Теория черт личности - теория личности, в основе которой лежи> научно определенное понятие <черта личности>. Т. ч. л. рассмат ривает строение, происхождение, формирование и развитие лич-, ности как системы черт (см. черта личности).

 

йо

 

Тест - стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста.

 

Тест Векслера-психологический тест (см.), предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития человека определенного возраста и представляющий этот уровень в виде нислового показателя, называемого коэффициентом интеллекта. Тест Кеттела -тест (см.) личности, опирающийся на понятие черта личности (см.) и оценивающий степень развитости у человека различных базисных, независимых личностных черт. Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

 

Убеждение - процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы. Упражнение - систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. с целью его совершенствования. Уровень притязаний - достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общений, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. Уровень психологического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Усвоение - приобретение знаний, умений и навыков. Условия развития - факторы, от которых зависит развитие человека. В у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры, многое другое.

 

Условнорефлекторное научение-приобретение реакции на новые раздражители по механизму рефлекса условного (см.). Учебная деятельность - процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. Учение-собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков. Факторы развития - система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Ф. р. включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.

Феномены Пиаже - психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего дошкольного возраста. Ф. П. проявляются в ошибоч-' ных суждениях детей этого возраста об абстрактных характеристиках предметов, связанных с его измеримыми параметрами (количество, объем и другие"). Ф. П. объясняются неспособностью детей этого возраста выполнять операции (см.), непониманием законов сохранения количества вещества и числа предметов при изменении; их формы или взаимного расположения относительно друг друга.  Функциональная теория психического развития - теория, утверж-Г дающая, что развитие той или иной психической функции прямо зависит от частоты и интенсивности ее практического использо-:. вания в жизни. Черта личности - прижизненно складывающаяся устойчивая пси-.' хофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение. Эволюционная теория развития - теория, утверждающая, что в процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все определяется генотипом (см.), что в развитии не появляется ничего такого, что хотя бы в зародыше не имелось бы с самого' начала.

 

Эгоизм - отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей.

 

Эгоцентризм-сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг.

 

Эгоцентрическая речь - специфическая, фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры.' Э. р. коммуникативна по форме, но индивидуальна по своей функции, она обслуживает наглядно-действенное мышление (см.) и напоминает по своей структуре внутреннюю речь (см.). Эйдетическая память - вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда-восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Эмпатия - способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.

 

Оглавление

 

Предисловие ......... Часть 1. Возрастные особенности детей . . Раздел 1. Психология возрастного развития Г.лава 1. Предмет, проблемы и методы исследования растного развития

 

психологии

 

Предмет возрастной психологии Проблемы психологии возрастного развития Методы исследования в возрастной психологии

 

Раздел 2. Познавательные процессы и поведение ребенка Глава 2. Теория детского развития ..... Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка Основные понятия и общие вопросы развития Периодизация возрастного развития . . Развитие детского мышления ....

 

Глава 3. Психическое развитие ребенка младенческого возраста Врожденные формы психики и поведения ..'.... Двигательная активность ребенка ........ Восприятие и память у младенцев .... Речь и мышление младенца ...... Глава 4. Познание и поведение в раннем возрасте

 

Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет Развитие речи у детей раннего возраста ........... Появление предметной и игровой деятельности ........ Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста ..... Глава 5. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте

 

Предметная деятельность и игра Восприятие, внимание и память дошкольника Воображение, мышление и речь

 

Психологическая характеристика готовности к обучению в школе Глава 6. Умственное и.поведенческое развитие младшего школьника. Психологические особенности начального этапа обучения . . . Познавательное развитие детей младшего школьного возраста . . Умственное развитие младшего школьника

 

Трудовая и учебная деятельность младшего школьника

 

Глава Т.. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте ..................... Общая характеристика ситуации познавательного развития ..... Совершенствование психических процессов Развитие общих и специальных способностей Развитие мышления .......

 

Раздел 3. Формирование личности ребенка

 

Глава 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка

 

Место детства в становлении личности Роль социальных факторов в развитии личности Общение с людьми и его влияние на развитие личности

 

Основные теории и направления развития личности в детстве , Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста Личностные новообразования младенчества ...... Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет Речь и становление личности .......

 

Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста ...........

 

Глава 10. Развитие личности в дошкольном возрасте Усвоений нравственных норм ...... Эмоционально-мотивационная. регуляция поведения

 

Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника Психологические новообразования дошкольного возраста . Глава II. Формирование личности в Младшем школьном возрасте Развитие мотивации достижения успехов ....... Становление самостоятельности и трудолюбия ..... Усвоение правил и норм общения

 

Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста ...,..,..,,...,.,..

 

Глава 12. Личность подростка

 

Ситуация личностного развития в подростковом возрасте Формирование волевых качеств . Развитие деловых качеств личности

 

Достижения психического развития подростков Глава 13. Становление личности в ранней юности Формирование и развитие морали Становление мировоззрения Нравственное самоопределение

 

Основные черты психологии-старшего школьника . . ,

 

Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений ..... Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми ................... Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте .................... Взаимоотношения подростков ............. Отношения с людьми в ранней юности ........... Часть II. Психологические основы обучения и воспитания . Глава 15. Предмет, проблемы и методы педагогической психологии Предмет психологии воспитания и обучения ...... Проблемы педагогической психологии Методы педагогической психологии Раздел 4. Психология научения .....

 

Глава 16. Теоретическое введение в научение

 

г . _ -

 

Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность ....... Теория учебной деятельности

 

Соотношение научения и развития

 

Современные концепции научения ....... Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте Начальный этап научения . Сочетание разных форм научения

 

Особенности научения детей младенческого возраста . Научение в раннем возрасте ........

 

Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников .. ... Совершенствование восприятия, памяти и мышления ...... Обучение речи, чтению и письму ............ Подготовка к учению в школе ............. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста ................

 

Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте

 

Организация обучения детей в младших классах школы

 

19$

 

198, 200 203->

 

 

209".. 211 " 214 {. 220 '

 

224 228 13&

 

240 247 249 262

 

Обучение младших школьников в домашних условиях ...... Игровая и унебная деятельность у младших школьников . . ... Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и 'причины их неуспеваемости ............. Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах школы . . Становление теоретического интеллекта . . . Совершенствование практического мышления Профессионализация трудовых умений и навыков Развитие общих и специальных способностей . Раздел 5. Психология воспитания ..... Глава 21. Теоретические вопросы воспитания . Цели воспитания

 

Средства и методы воспитания Институты воспитания . Теории воспитания .

 

Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания Общение и воспитание

 

Коллектив и развитие личности Семья и воспитание .

 

Формирование и изменение социальных установок . Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте Первые шаги в воспитании

 

Начало формирования социально важных качеств личности Нравственное воспитание детей в первые годы жизни

 

Физическое и гигиеническое воспитание в ранние' годы

 

Глава 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте Становление характера ребенка .......... Воспитание в домашнем труде Воспитание в играх . Воспитание в учении . .

 

Глава 25. Воспитание подростков и юношей

 

Воспитание старшеклассников в школе

 

Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми Воспитание через средства массовой информации и культуры Самовоспитание подростков и юношей ....... Глава 26. Психология педагогической оценки

 

Средства стимулирования обучения и воспитания детей ...... Педагогическая оценка как средство стимулирования ...... Условия эффективности педагогической оценки ........ Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка .... Глава 27. Основы психодиагностики ........... Теоретические вопросы практической психодиагностики ...... Особенности применения различных психодиагностических методик Психодиагностика познавательного развития и способностей детей Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений Глава 28. Психологическая служба в системе образования ..... .Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования ................... Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога ................... Этический кодекс практического психолога ......... Часть III. Психология педагогической деятельности ........ Раздел 6. Психология педагога Глава 29.

 

Личность педагога

 

Место педагога в современном обществе Психологические требования к личности педагога Общие и специальные способности педагога

 

Индивидуальный стиль деятельности педагога Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности Организация психологического самообразования педагогу

 

Психология педагогической саморегуляции ............ Элементы психокоррекции в дя'гельности педагога ......... Аутотренинг в работе педагога .................. Раздел 7. Педагогическое руководство ................. Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами ..... Обучение детей общению и взаимодействию с людьми ....... Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах ........................... Организация детской групповой деятельности ........... Развитие личности в детских группах и коллективах ........ Глава 32. Руководство педагогическим коллективом ......... Стиль и методы руководства коллективом ............ Организация работы коллектива ................. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива ........................... Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива ............................. Словарь основных психологических понятий .............

 

- Учебное издание Немов Роберт Семенович ПСИХОЛОГИЯ В трех книгах Книга 2 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Зав. редакцией Л. А. Соколова Редактор Л. И. Льняная Младший редактор К). В. Иконникова Художник К. С. Игнатюшин Технический редактор Н. Н. Бажанова Корректоры Л.А. Ермолина, Т. С. Крылова. ИБ № 16837

 

Лицензии ЛР № 010001 от 10.1091. Сдано в набор 22.06.93. Подписано х печати 14.10.93. Формат Мх88'/16 Гарн>тура литературна>. Печать офсетная. Усл. печ. л. 36. Уч.-изд. л. 43,41. Тирах 50 000 экз. Заказ 1045.

 

Ордена Трудового Красного Знамени издательство <Просвещение> Комитета Российской Федерации по печати. 127521. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

 

Гуманитарный издательский центр <ВЛАДОС>.

117571. Москва, Просп. Вернадского. 88. МПГУ. коми. 452, тСТ./факс 932-56-19, тел. 437-99-98.

 

Московосая типография И> 4 Комитета РФ по печати. 129041, Москва, ул. Переяславская, 46,

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.