|
|||
Р.С. Немов 42 страница
Общие и специальные способности педагога
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, должен иметь незаурядные общие и специальные спбсобности.: ло общих способностей входят те, которые определяют высо зультаты в любой человеческой деятельности, а к специалм носятся те, от которых зависит успех именно педагогичес> тельности, обучения и воспитания детей. На общих способ мы останавливаться не будем, так ак они связаны не только 1 гогической деятельностью, а специальные способности ра подробнее. К ним можно отнести:
- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащи1 чаемый материал, устанавливать степень и характер таког мания;
- способность самостоятельно подбирать учебный матер ределять оптимальные средства и эффективные методы о<
- способность по-разному излагать, доступным образом' нять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспе<Ц понимание и усвоение всеми учащимися;
- способность строить обучение с учетом индивидуальное щихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знака ний и навыков;
- способность за сравнительно короткий срок добиватьаЦ ния значительного объема информации, ускоренного интелл ного и нравственного развития всех учащихся;
- способность правильно строить урок, совершенствуя С1 подавательское мастерство от занятия к занятию;
- способность передавать свой опыт другим учителям Щ очередь учиться на их примерах;
- способность к самообучению, включая поиск и твО переработку полезной 'для обучения информации, а также средственное использование в педагогической деятельности
- способность формировать у учащихся нужную мотя структуру учебной деятельности (учения).
Все эти специальные способности касаются трех взаимо' ных сторон деятельности по приобретению знаний, умений ) ков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказав когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким э развиваются. Что-то в них является врожденным и существуй ме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этом наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие споа педагогические способности воспитываются, и их вполне соЭй можно формировать у детей.
В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках педагогических способностей работа над ними на практике должна вестись 18 двух взаимосвязанных направлениях. С Ьдной стороны, необходимо [заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способ-[ностей и использовать их наличие в профконсультационной и проф-[ориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются 1 особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой сторо-1ны, нужно воспитывать эти способности, формировать и рави-1вать их.
1 Особый класс специальных педагогических способностей состав-1ляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных 1 можно выделить следующие:
1 1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к 1эмпатии).
1 2. Способность быть примером и образцом для подражания со 1 стороны детей в мыслях, чувствах и поступках. 1 3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, жела-1ние и стремление становиться лучше, делать людям добро, доби-1ваться высоких нравственных целей.
1 4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к 1 индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка. 1 5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать (его, стимулировать к самосовершенствованию. 1 6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания. 1 7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспиты-[ваемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, [иметь авторитет среди детей. 1 О процессе формирования и развития способностей педагога [как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше \й способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть [хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это [связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей [больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.
[ В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто 11особен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется 1 ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для [вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими 1"едагогами, просто сфера приложения их педагогического мастер-[ва может быть различной: или преимущественно учительской, ["1и главным образом воспитательской. 1 Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятель-["ости учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково [обходима им обоим. Это способность к педагогическому общению.
В. А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался ] дованием этой способности, писал, что педагогический труд нас вает в своей структуре более 200 компонентов'. Общение ящ одной из самых сложных его сторон, так как через него осущ@< ется главное в педагогической работе: воздействие личность теля на личность ученика. Одним из важных качеств педагогу ется умение организовывать длительное и эффективное взащ ствие с учащимися. Данное умение обычно связывают с ком кативными способностями педагога. Владение профессионалы дагогическим общением - важнейшее требование к личность гога в том ее аспекте, который касается межличностных к" отношений.
Какова структура коммуникативных способностей, знани ний и навыков, используемых педагогом в общении с учацц>
Прежде всего заметим, что коммуникативные способност являющиеся в педагогическом общении,- это способности кщ нию, специфическим образом выступающие в сфере педагоги взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием дет этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода
1. Разговор о способностях к педагогическому общению не вестись независимо от обсуждения общих коммуникативнв' собностей, проявляемых во всех сферах человеческого 061
2. Когда речь идет о способностях к педагогическому об> то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных ностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные ности человека проявляют себя одинаковым образом и в одиЦ мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных! никативных умений и навыков, которыми должен владеть и которые не являются необходимыми для людей других прс В частности, познание человеком других людей, познание са)р бя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, вести себя по отношению к людям, действия, предприниц человеком в отношении самого себя.
Рассмотрим каждую из выделенных групп коммуникативи собностей более детально и одновременно наметим те пробл торые могут возникать в процессе педагогического' общеНид недостаточного развития этих способностей. , ьД
Познание человека человеком включает общую оценку 461 как личности, которая обычно складывается на основе первс чатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотиве мерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внук миром человека; умение <читать> позы, жесты, мимику, пг мику. -- '.,щ
Познание человеком самого себя предполагает оценку знаний; оценку своих способностей; оценку своего хара>
Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического обще><
1987. 438
других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакте незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя..
Способности, проявляемые действиях человека по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного доведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков.
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологи-. ческий тренинг.
----.-_-.",> - иудапли Эффективное поощрение
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений. Э(Ь(ЬеКТИВНОР поптппоино >т_-
_ ____*>*лл* *ЛУУТ1ЛЛ)/Л11М,
Неэффективное поощрение
времени.
2. Делается в общем, без специальных разъяснений.
., - .сминиие поощрение
1. Осуществляется системати-1. Осуществляется время от
ЧЕСКИ, ипа.....
2. Сопровождается объяснениям учителя того, что именно действиях ученика заслуживает поощрения.
" Связано с личной заинтере-3. Связано с формальным отно-ванностью учителя в успехах шением к поощрению, при кото-Гченика. ром учитель не интересуется успехами ученика.
Соотносится с достижением 4. Отмечается лишь общее еником определенных резуль-участие ученика в работе. 'ов.
.5. Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов.
6. Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов.
7. Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося.
8. Соразмерно затраченным учеником усилиям.
9. Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем.
10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и Др.
11. Концентрирует внимание . учащегося на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей.
12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.
1 -"\1
5. Информирует ученика результатах, не подчерки, значимости. . -И
6. Ориентирует учащего сравнение своих результат итогами работы других у} ков, на конкуренцию с
7. Сравнивает достижений ного ученика с достижеК других учащихся.
8. Не соответствует зат ным учащимся усилиям.
9. Сравнивает дости> учащимся результат т(м наличием у него способ) или показывает, что реэ достигнут благодаря удая стечению обстоятельств.-
10. Опирается на внешне мулы: похвалу, расчет беду в соревновании, п( награды и пр.
11. Обращает внимание-; гося на. ТО, что его Пц в учебе зависит от усищ лагаемых учителем или1 боеще из посторонних,
12. Мешает работе учай отвлекая его, вводит но? дания еще до того, кав завершены предыдущие.
& Учитель может положительно влиять на многие сторона
дения детей, если станет поощрять их за хорошие поступка будет наказывать и обращать слишком пристальное внимай допущенные 'ими ошибки.
Индивидуальный стиль деятельности педагога
Одаренный, творческий человек - это всегда индивидуал* Формирование индивидуальности у педагога способствует во нию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, тельно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осщ вления такого выбора уже сформировался как личность и не< но является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и) тателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, 140
множеством разных
обучат и воспитают детей, обладающих ...чяч одновременно полезных индивидуальных качеств.
Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: 1
ЦИИ;
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реакций на те или иные педагогические ситуа-в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения;
- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; - в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей Другими, как правило, бесперспективны а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты веизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, что-ы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический "пыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, Учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим бой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспи-ния детей на основе заимствования передового педагогического 'пыта.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Место психолога в современном обществе
1. Кризис образования в середине XX века, пути его преодоления.
2. Изменение роли педагога в современном развивающемся обществе за по< несколько десятков лет.
Тема 2. Психологические требования к личности педагога
1. Оснойные качества личности педагога.
2. Индивидуальность педагога как условие воспитания в ребенке личности.
3. Определение ситуативных, социально-изменчивых требований, предъявлю педагогу.
4. Качества личности, которые требуются от педагога в современных ус
Тема 3. Общие и специальные способности педагога
1. Понятие об общих и специальных педагогических способностях.
2. Проблема источников педагогических способностей, их формирование и ра
3. Педагогические способности учителя.
4. Педагогические способности воспитателя.
5. Коммуникативные педагогические способности.
6. Поощрения и наказания как проявления способности к оптимальному гическому общению.
Тема 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
1. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
2. Индивидуальный стиль работы педагога и воспитание творческой одаД у детей. _ .
3. Проблема совмещения общих требований и индивидуальности педагога.
4. Основные проявления индивидуального стиля педагогической деятельносид
5. Индивидуальный стиль деятельности - необходимое условие повышение ческой отдачи педагога.
6. Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического
Темы для рефератов
Личностные психологические характеристики современного учителя.
2. Психология педагога как воспитателя.
3. Педагогические способности, их структура и развитие.
4. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поои наказаний детей.
5. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Пути воспитания и развития педагогических способностей у учителя.
2. Совершенствование педагогических способностей у воспитателя.
Психологические
улучшения коммуникативных способностей
Литература 1
средства
Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 (Я-концепция учителя: 302-332.) . Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. ,1 (Психология и учитель: 358-372.) Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1
[(Определение педагогического общения. Самовоспитание педагогической общительности. Стиль профессионального педагогического общения, его технология. Тренинг (профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение в семье-1155-176.)
(Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 11985.
[(Структура педагогических способностей: 14-17.) (Одаренные дети.-М., 1991. [(Психология учителя: 236-254.)
II
1 Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо 1и др.- М., 1984. 1(Психология учителя: 245-254.)
1 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.- М., 1979. 1(Психология учителя: .258-280.)
Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.-М., 1984. 1 (Учитель как воспитатель нравственных чувств: 64-76.)
оноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972. 1(Внимание учителя: 127-147.)
Леонтьев А. А. Педагогическое общение.-М., 1979. Умение учителя влиять на детей: 6-10.)
пособиости и склонности: комплексные исследования. М., 1989. Индивидуальные различия в общительности, связанные с педагогическими способностями у школьников: 128-137.)
1Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика Обучения. М., 1984. 1(Речевое общение учителя: 129-144.)
Глава 30.
Самосовершенствование педагогической деятельности
Краткое содержание
Организация дсихологического самообразования педагога. Ограниченность объ-\'на психологических знаний, получаемых будущими педагогами в высших учебных Заведениях. Способность этих знаний быстро устаревать. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога, Повышения его квалификации. Основные пути и средства самообразования. Отрасли психологических знаний и уточники информации, полезные для педагога. Трудности психологического само-разования и способы их преодоления. Стимулирование психологического само-разования учителя и воспитателя.
1 Психология педагогической саморегуляции. Значение саморегуляции в профес-. тональной деятельности педагога. Психологические аспекты саморгуляции. Основ-[Че сферы деятельности, требующие саморегуляции. Специфические особенности "Дагогических ситуаций, порождающие необходимость и потребность в саморе-янии деятельности. Психологические и поведенческие явления, поддающиеся эф-ктивной саморегуляции. Особенности саморегуляции восприятия. Пути и средства оуправления вниманием. Система регуляции памяти, процессов запоминания, Ранения и воспроизведения информации. Особая роль речи в саморегулировании [ "чических процессов и состояний. Эмоционально-личностная саморегуляция.
Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Понятие о психо _ и психокоррекции. Основные направления и цели психокоррекЦионной работы сификация психокоррекционных методов, применяемых в педагогической 1)мЦ Социально-психологический тренинг. Т-группы, группы встреч, особенности этяиЦ их задачи и этапы работы с ними. Приемы самораскрытия и повышения Ц самосознания участников. Гештальтгруппы и гештальттерапия, цели и 061 лагающие моменты в их работе. Группы психодрамы, их специфика. Группа ной терапии. Группы тренинга умений. Задачи этих групп, процедура, этадМ. ника работы. Возможности и сфера практического использования различных коррекционных групп и методов в педагогической практике. '
Аутотренинг в работе педагога. Что такое аутогенная тренировка? 3на< пути практического применения аутотренинга в педагогической деятельность боте педагога над собой и с учениками. Основные цели и задачи аутогенно ровки. Средства аутогенного воздействия. Аутогенные упражнения, направле регуляцию тонуса мышц, внимания, воображения, ритмики дыхания, сердечно-сосудистой системы.
Организация психологического самообразования педагога
Те знания по психологии, которые в педагогическом уч заведении получает учитель или воспитатель, обладают дву очень приятными свойствами. Они, во-первых, не включают того, что может понадобиться педагогу на практике, так как{' часов, которые отводятся на изучение психологических дисц в педагогическом вузе, ограничен. Во-вторых, эти знания д1 быстро устаревают и требуют обновления по крайней мере ОД1 в пять лет за счет самообразорания и повышения квалифя
Психологическое самообразование педагога включает его°1' матическое ознакомление с новейшими достижениями раы1) отраслей психологической науки, прямо или косвенно свяж с обучением и воспитанием. Это психология научения, психо воспитания, психология возрастного развития, дифференци психология, социальная психология, психология познавательны цессов и личности, а также ряд дисциплин, находящихся на1 психологии и других наук, в том числе медицина, патопсихс психофизиология и психотерапия.
Перечень дисциплин, из которых можно почерпнуть психв ческие сведения, необходимые педагогу в его практичестоЩ тельности, выглядит довольно внушительным. Однако педаг обязательно систематически читать научные книги и журнал статочно обратиться к рубрикам, в которых в обобщенно>Ц представлены основные психологические знания, полезные ДЛД гогической деятельности. Они есть, например, в журнале <В психологии>, в журнале <Дошкольное воспитание>, в ряде научных и научно-практических периодических изданий, КС стали недавно выходить, например в <Московском психотер ческом журнале>. Много литературы научного и общеобр тельного характера издает Академия образования Российск дерации, издательства <Педагогика>, <Просвещение> и вновь < ные издательства высших педагогических учебных заведени
Психология педагогической саморегуляции
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педаго-1га является саморегуляция, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптималь-Дным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. 1выясним специфику таких ситуаций, а затем обратимся к психологическим основам саморегуляции.
1 Необходимость саморегуляции возникает следующих случаях: 1). Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной 1для него проблемой.
12. Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариан-тов,.из которых трудно выбрать оптимальный. 3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.
14. Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, Дне раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.
15. Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. На 1карту поставлены его авторитет и престиж. 1 Психологические основы саморегуляции включают в себя управ-1ление познавательными процессами: восприятием, вниманием, вооб-1ражением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней 1?ечью. Вйутренняя речь, как известно, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля Обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий. 1 Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия - построение образа, получение однозначных ответов на вопросы типа: <Что наблюдать?>, <Зачем наблюдать?>, 1<Как наблюдать?> Прежде чем вести наблюдение, мы должны отметить себе на эти вопросы.. В условиях сложной педагогической [ситуации такие ответы не всегда являются очевидными, и приходится [прилагать значительные умственные и физические усилия для того, [чтобы их найти. Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следования ему, что, в свою очередь, предполагает саморегуляцию. 1 Управление вниманием основывается на несколько иных вещах. Произвольное и непроизвольное внимание в разной степени поддаются саморегуляций. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию психофизиологических стояний организма, от которых оно зависит. При утомлении непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Таким же о обычно бывает во время болезни, в состоянии чрезмерного
эмоционального возбуждения, аффекта или стресса. Наиболее , венными средствами управления данным видом внимания явл? отдых, лечение, психофизический аутотренинг.
Произвольным вниманием можно управлять при помощи сл< стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внимание челощ чему-либо/достаточно как-то стимулировать его интерес. Слоив самоинструкция или вербальная саморегуляция внимания -и прямо или косвенно базируются на интересе. Иногда бывает д точно заставить себя увидеть в каком-либо объекте, явлений событии что-то интересное, чтобы надолго приковать к нему1 мание. Им в определенной степени можно управлять и чере1 приятие.
Более сложна и необходима для педагога саморегуляция пй Два из трех известных нам процессов памяти - запомина> воспроизведение информации - поддаются саморегуляции. Т процессом памяти - сохранением информации - управлять " нее, так как он работает на подсознательном уровне. Однако" определенную организацию запоминания косвенно можно упр и им. Саморегуляция мнемических процессов основана на раа) способах представления, ассоциирования, связывания в еди1 лое, мысленной обработки материала. Память улучшается, е< поминаемый материал удается представить зрительно, сия какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусе:. вызывая из памяти другие перцептивные образы ипредстаИй мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом.
Можно сознательно управлять и мышлением, делая его продуктивным. Основные приемы саморегуляции мышления с.щ к следующему:
|
|||
|