Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.С. Немов 21 страница



 

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы тони стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.  Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к Яблу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут ""Пяться новые познавательные интересы. Товарищ становится для в Фостка образцом для подражания, у него появляется желание 1 таким же, приобрести те же личностные качества, знания, 1 ""' навыки. Дружба активизирует общение подростков, за разго-1дд-"" на разные темы у них проходит много времени. Они обсуж-1щ1 события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступ-1-цад РСТНИКОВ и взрослых, в содержании их разговоров бывает не- Разнообразных <тайн>.

 

 " Днее, к концу подросткового возраста, появляется потреб- близком друге, возникают особые нравственные требования

 

к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаи> нимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. <Ро душ> становится с возрастом все более значимым фактором, ощ" ляющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравст 1 ными нормами составляет важнейшее личностное приобретение росткового возраста.

 

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к ; гу противоположного пола, стремление нравиться и, как след этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, од< манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола не} приобретает характерное для подростков необычное внешнее жение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свок редь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприят] однако такое повышенное взаимное <внимание> со стороны сец ков тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие нее характер межполовых отношений меняется, появляется щ чивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохр1 ем <странной> внешней атрибутики в поведении: напускное душие, презрительное отношение к сверстнику противопо пола и т. п. Все эти симптомы характерны для детей, обуча] уже в VVI классах. В это время девочек, которые в подро' возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уя нует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кт< дружит и др. ;

 

В VII-VIII классах между мальчиками и девочками поя> более романтические отношения, они начинают писать дру записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходя1 На основе таких взаимоотношений у подростков возникает становиться лучше, появляется потребность к самосоверш( ник). В этом возрасте большинство детей начинают занима1 воспитанием.

 

Отношения с людьми в ранней юности

 В ранней юности продолжается раздельное, относите. висимое развитие взаимоотношений детей со сверстниками н; ми. Взаимоотношения со сверстниками, в свою очередь, раз на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми-ные и деловые. В целом вся система взаимоотношений юности становится сложнее, чем она была в подростковом и в ней старшеклассники начинают играть множество разл1 циальных ролей. Всевозможные отношения, в которые вки юноши и девушки, теряют непосредственный характер и й1 ные детские черты, превращаются в такие, которые внешне 1 не похожи на отношения, существующие между взрослыпй Их основой становятся взаимное уважение и равноправт

 

Межличностное общение в юности занимает еще болыи чем в подростничестве, причем большая часть времени, э мого на него, приходится на общение со сверстниками.

 

"'4

 

 и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники которые являются их близкими друзьями. С остальными же под-рриваются только товарищеские или приятельские отношения. .обенной популярностью среди детей этого возраста пользуются те "з товарищей, которые сами по-доброму и внимательно относятся к ддям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, ддродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они ясегла держатся естественно, уверенно, энергичны, активны, являют- лидерами, помогают своим друзьям в разных делах и в разреше-"ди личных проблем. Напротив, скованные, неуверенные в себе, нер-прзные, замкнутые юноши и девушки вызывают у сверстников отри-"31-ельное к себе отношение и нередко оказываются социально-дсихологически изолированными. Не пользуются уважением и те, чье ' внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям.

 

Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в детстве связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди подростков и молодых людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизнейными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и .социальной изоляции.

 

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремле-нии к установлению близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия между мальчиками и девочками. У девочек Потребность в дружеских отношениях возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, и особенно заметные межполовые различия наблюдаются в самом конце подросткового или в начале юношеского возраста в стремлении дружить человеком противоположного пола. Девочки, как правило, более эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем мальчики.

 

В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих мо-1*° людей возникает еще более глубокое чувство - любовь. .В 1 м из исследований на вопрос о том, были ли вы когда-нибудь "ь'' чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте

 

18 лет, а реже других мальчики в нпшо> -~ '" . Возни 11. ~-

 

--- - уа1ч иг 1 ДО 15 лет.

-"".пивение чувства любви связано с несколькими обстоятель-<1, **? Во-первых, это половое созревание, которое завершается в юности. Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, уР" можно было бы говорить на самые сокровенные, волную-1- В-третьих, это естественная человеческая потребность в вддд " "срсональной эмоциональной привязанности, которой осо-цц хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство Црв з-Установлено, что такое чувство в обостренной форме у "является именно в ранней юности. " .. °э и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг

 

1.

 

.--.- .]1ои-люоовь. .4

 

- чередований на вопрос о том, были ли вы когда-нибудь 1'' чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте 18 лет, а реже других мальчики в возрасте от 12 до 15 лет.

 

[никновение чувства любви связано с нескпли-и>'" ""~ ~ ~~~ й-твамп п

 

 **"1*. ОО-П"*'"

 

от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба 1 жет перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отноц ний могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами акти ищут межличностного общения, интимных контактов друг с дру они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночес Иногда старшеклассники бывают настолько озабочены и поглощ всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что за вают обо всем остальном.

 

В этот период времени обычно меняются отношения юнош девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее фликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на тр вания взрослых, касающиеся их внешнего вида, работы по учения в школе, влюбленные юноши и девушки нередко демонд руют значительную покладистость. В эти годы большинство ющ и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желак добра. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к там родителей и учителей, с большим доверием и открытостыб. сятся к ним.

 

В юношеском возрасте возникает и в течение длительное риода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий века определенной внешности, обладающего набором конкр личностных достоинств. Такой идеал определяет межлично симпатии и предпочтения, по крайней мере в течение нескор лет после появления первой влюбленности. 1

 

Идеальный образ любимого человека у старшеклассников да является нереальным в том смысле слова, что в действ ности никто из окружающих людей не может ему соответсп Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя о который бы соответствовал идеалу, юноша или девушка иопь глубокое разочарование, и у них возникает чувство одийод

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

Тема ]. Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окр) людьми

 

1. Первичные, эмоционально-непосредственные отношения (общение) взрослыми.

 

2. Значение первичных форм общения для дальнейшего психологичес> тия ребенка. ;

 

3. Основные шаг в совершенствовании средств и форм общения в течеЯ го года жизни ребенка. '

 

4. Развитие общения детей в раннем возрасте.

 

5. Появление совместной предметной деятельности и предметно-опосредс общения детей со взрослыми и сверстниками.

 

Тема 2. Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младц ном возрасте

 

1. Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста. ,

 

2. Выход общения детей за пределы узкосемейных связей и отношений..

 

3. Перестройка взаимодействия и общения ребенка с разными людь с поступлением в школу.

 

4. Взаимоотношения в группах сверстников в старшем дошкольном И школьном возрасте. '

 

 

т д ц) а 3. Взаимоотношения подростков

 

[ Переход к общению со сверстниками в замкнутых товарищеских группах, психо-догически изолированных от взрослых.

 

о Меж-яичностные конфликты в общении подростков, их причины, динамика развития и способы устранения.

 

ц внутреннее разделение систем общения и взаимоотношений со взрослыми и сверст-' никами. -  <_ 1 ц розникновение и развитие товарищеских отношений со сверстниками 'одного 1 пола.

 

1 с. Первые попытки установления дружеских отношений со сверстниками другого пола.

 

1(м я 4. Отношения с людьми в ранней юности

 

) Дифференциация взаимоотношений в ранней юности. ч развитие дружеских отношений со сверстниками противоположного пола. з Межличностные отношения в период первой влюбленности. Изменение отношений со взрослыми к 'концу обучения в школе.

 

Темы для рефератов

 

1. Развитие общения детей в течение первых трех лет жизни. ;'2. Особенности общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

 

3. Межличностные взаимоотношения младших школьников.

 

4. Взаимоотношения в подростковом возрасте:

 

5. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей от рождения до трехлетнего возраста.

 

2. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников. ' 3. Противоречля в развитии взаимоотношений у детей подросткового 'возраста. ' 4. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

 

Литература

 

 

ьайярд р. т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток..-М., 1991. имоотношения подростков со взрослыми: 65-98.) Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреж-дения.-М" 1986.

 

\п"" конфликтных ситуаций в классе: 77-83. Конфликты в старшем школьном Расте: 111-119.)

 

в Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологи- готовность к школе.-М., 1987. 1; д семи лет: 24-31.)

 

1(дд " М- И. Проблемы онтогенеза общения.-М., 1986. 1<е<(1, "Рвение общения у ребенка: 30-75. Развитие общения у детей в первые Ч0б1чп>*" 75-103. Взаимоотношения ребенка с окпи-""""""

 

ни ") й?"йел V

 

лет: 24-31 )

 

И. П

 

ие общ, зни: 75

 

.Пс.

 

М., 1986.

 

ния у дете1 - .." с окружающими людьми:

 

.-_.,-..."" 1чид.

 

1., ~, """с. Психология подростка. Психосексуальное развитие

 

Овые 1зц" "" в отрочестве: 122-220. Группа сверстников: 126-132

 

 общения дошкольников со сверстниками. М

 

М., 1989.

 

(Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном расте: 29-32. Особенности контактов между младенцами: 33-49. Роль взрос и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни: 50. Развитие общения со сверстниками, его мотивов и средств в дошкольном возр 74-165.)

 

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика гр детского сада. М., 1988.

 

(Межличностные отношения в группе детского сада (выявленные при помощ циометрии): 61-110. Межличностное восприятие в группе детского сада: 1" Межличностное общение детей в группе детского сада: 140-173.)

 

Деятельность и взаимоотношения дошкольников.-М., 1987. (Социально-психологические особенности игровых групп детей-дошкольников:

43. Межличностные отношения в группах дошкольников: 43-94. Регуляция личностных отношений дошкольников: 94-108. Лидерство в группах дошкол 158-169.)

 

Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. (Взаимоотношения юношей со сверстниками: 106-127. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128-166, 213-237. Дружба в юности: 167 Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и псих< ческая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5-43.) Мир детства: подросток. М., 1989. (Подросток и взрослые: 5&-76. Подросток и его друзья: 76-96.) Развитие общения у дошкольников. М., 1974. (Общение со взрослыми ребенка первого полугодия жизни: 18-112. Оо общения у детей раннего возраста: 113-154. Общение со взрослыми у до1 ков: 153-254. Развитие общения у детей: 256-282.) Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подрост Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 27-33. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3 в игре.--М., 1984.

 

(Психолого-педагогнческие предпосылки развития взаимоотношений: 5-13. ма детских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе: Взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста: 29 Этика и психология семейной жизни.-Минск, 1989. (Особенности межличностных отношений юношества: 41-109

 

III

 

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. и др.- М., 1984.

 

(Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151-155. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. (Психология личных отношений детей: 50-74.) Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых (общие и возрастные особенности).-Минск, 1976. (Взаимоотношения в группе сверстников: 5-18, 50-80. Взаимоотно-, школьников: 203-211. Взаимоотношения в начальных классах: 211- 215 отношения подростков: 215-222. Взаимоотношения старшеклассников:'

 

 

(Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкод расте: 29--32. Особенности контактов между младенцами: 33-49. Роль и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни:' Развитие общения со сверстниками, его мотивов и средств в дошкольном 74-165.)

 

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика детского сада. М., 1988.

 

(Межличностные отношения в группе детского сада (выявленные при пом1 циометрии): 61-110. Межличностное восприятие в группе детского сада: 1 Межличностное общение детей в группе детского сада: 140-173.)

 

Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987. (Социально-психологические особенности игровых групп детей-дошкольни 43. Межличностные отношения в группах дошкольников: 43-94. РегулЯ] личностных отношений дошкольников: 94-108. Лидерство в группах дошш 158-169.) Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

 

(Взаимоотношения юношей со сверстниками: 106-127. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128-166, 213-237. Дружба в юности: II

 

Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и пси ческая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5-43.) Мир детства: подросток.-М., 1989. (Подросток и взрослые: 56-76. Подросток и его друзья: 76-96.) Развитие общения у дошкольников. М., 1974. (Общение со взрослыми ребенка первого полугодия жизни: 18--112. 0> общения у детей раннего возраста: 113-154. Общение со взрослыми у д< ков: 153---254. Развитие общения у детей: 256-282.)

 

Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подро Вопросы психологии. 1984.-№ 1.- С. 27-33. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей .3- в игре.-М., 1984.

 

(Психолого-педагогические предпосылки развития взаимоотношений: 5-13. ма детских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе: Взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста: 29-' Этика и психология семейной жизни.-Минск, 1989. (Особенности межличностных отношений юношества: 41-109>)

 

III

 

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. и др.- М" 1984.

 

(Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151-155.) Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. М., (Психология личных отношений детей: 50-74.) Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых 1 (общие и возрастные особенности).-Минск, 1976. (Взаимоотношения в группе сверстников: 5-18, 50-80. Взаимоотнош школьников: 203-211. Взаимоотношения в начальных классах: 211-2)5. отношения подростков: 215-222. Взаимоотношения старшеклассников

 

 

Часть II.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Глава 15.

 

Предмет, проблемы и методы педагогической психологии

 

Краткое содержание

 

Предмет психологии воспитания и обучения. Психология педагогическ гельности. Отличие обучения от воспитания. Воспитание и обучение де' предмет исследования многих наук. Психологические аспекты воспитания. логические стороны обучения. Целевые, содержательные, методические и техн ческие аспекты воспитания и обучения. Практическое сочетание обучения и тания. Приоритет боепитания перед обучением в развитии ребенка как лич Особенности воспитательных и учебных воздействий на детей в разные пе жизни. Психологическая служба: психодиагностика, консультирование и чщ ция - в системе образования. Психология учителя. Психология педагогической ки. Психология управленческого труда в образовании. 1

 

Основные проблемы педагогической психологии. Проблемы сензитивно риода в развитии, оптимального начала и целесообразного конца интенй учебных и воспитательных воздействий специфического рода. Проблема , педагогического воздействия и психического развития ребенка. Проблема ( шения обучения и воспитания. Проблема системного характера развития и.ком ности педагогических воздействий. Проблема связи созревания и обучен датков и способностей. Проблема генотипической и средовой обусловлеЩ психологических характеристик и поведения ребенка. Проблема скрытого пд развития и открытого проявления его результатов. Проблема детской одарен Проблема педагогической запущенности ребенка. Проблема готовности детей п<( нию в школе. Проблема индивидуализации обучения. Проблема социальной тации и реабилитации детей. Проблема оптимальной психологической под ки учителя и воспитателя.

 

Методы педагогической психологии. Общие и специальные методы п гической психологии. Методы исследования, консультирования и психолог гогической коррекции. Организационные, процедурные и оценочные методы. И сбора и обработки данных, применяемые в педагогической психологии. Эн мент в педагогической психологии, схемы его организации и предъявляемые 1 требования. Применение тестов и других психодиагностических методик в ческой психологии.

 

Предмет психологии воспитания и обучения

 

Воспитание и обучение входят в содержание педагогия деятельности. Воспитание представляет собой процесс орг ванного и целенаправленного воздействия на личность и пове ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого со в развитии его способностей. Воспитание и обучение преД ляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой пв гической деятельности, и обе они в действительности пра1 ски всегда реализуются совместно, так что отделить обучен

 

.питания, как процессы и результаты, не представляется воз-?цым. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а " "имаясь обучением, одновременно и воспитываем. ' 1-ем не менее оба процесса в аналитических целях в педаго-"цеской психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они д своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей " активности различны. Воспитание осуществляется в основном рез межличностное общение людей и преследует цель развития ""ровоззрения,,морали, мотивации и характера личности, формиро-,цая черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегиче-й и практической деятельности, ориентировано в конечном счете з интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, ак правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувст-ци и межличностными отношениями. Методы обучения включают 1себя приемы Передачи знаний от одного человека к другому а также армирование у обучаемого умений и навыков, в то время как ме-оды воспитания касаются передачи социальных ценностей и соци-[льных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Ме-оды обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - ра восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

 

' Воспитание и обучение человека в той или иной степени являются предметом исследования в разных науках: философии, социологи, истории, педагогике, психологии. В философской литературе <опросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления 1 человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место Истемы воспитания и обучения в обществе. Социологические аспек-м образования охватывают структуру и содержание деятельности йзличных социальных групп и институтов, которые выполняют Непитательные и обучающие функции и являются частью системы разования. Историческая проблематика образования охватывает новление и преобразование учебно-воспитательных институтов, ~"и, содержания и методов обучения и воспитания в различные дорические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обуче-" и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика иционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания 14, его средства и методы, способы их реализации на практике. Дметом педагогических исследований является также общее

 

льное содержание образований.

 

 е касается личности ученика, индивидуальных психоло- особенностей учителя, взаимоотношений межЦу учителем,

 

 Стелем и ребенком, то в педагогике они редко становятся щ м специального внимательного и детального изучения. одд Учащегося, межличностные аспекты образования скорее в сферу интересов педагогических психологов, имеющих дело

 

 

с психологическими аспектами обучения и воспитания детей. 81 хологических аспектах образования заключены восприятие и .нятие детьми разного возраста учебно-воспитательный воздейс] соответствие этих воздействий законам развития интеллекта и ности ребенка, установление оптимальных взаимоотношений мс воспитателями и воспитанниками, учителями и учащимися.

 

Особое внимание при изучении процессов обучения и воспитв психологи обращают на содержание учебных предметов и цели во тательных воздействий с точки зрения эффективности и возмо> тей-их достижения. Психологов интересует развивающий эф любого обучения и воспитания. Опираясь на данные своей н< психолог устанавливает, что, как и в какой последователь необходимо передавать детям, чтобы максимизировать развивав учебно-воспитательный результат. Эту задачу решают, в частн1 психологические теории и концепции научения, с которыми мьц жем подробно ознакомиться в следующих разделах учебника-1

 

Важным психолого-педагогическим аспектом обучения и 81 тания является правильная оценка его результатов, опреде того, что и насколько действительно изменилось у ребенка! влиянием применяемых методов, содержания и средств обу и воспитания. Это связано с той областью психолого-педагс1 ских исследований, которая касается психодиагностики. .)

 

В жизни воспитание должно иметь приоритет или по кр< мере идти в ногу с обучением, так как в ходе воспитания у { ка складываются те черты личности, мотивы, интересы, потр< ти, без которых успешное обучение невозможно. Это, напр ответственность, аккуратность, работоспособность. Многие из;1 лем, с которыми сталкивается школа в обучении детей, связ< недостаточной личностной развитостью детей, т. е. их неЩ воспитанностью. Те деи, которые плохо учатся, часто явл личностно-психологически не подготовленными к сознател обучению, но не страдают отсутствием необходимых инт туально-познавательных задатков или способностей. Одни важнейших задач педагогической психологии становится эп определения тех качеств личности ребенка, от наличия который! средственно зависят успехи в обучении, и разработка сре методов их воспитания через опережающее личностное ращ

 

Анализ во.зрастных личностных и когнитивных особещ детей, представленный в предыдущем разделе, показывает, каждом возрасте обучение и воспитание детей имеет свои о ности и по необходимости должно строиться по-разному с ) этих особенностей. То, что подходит для подростков и сТ1 школьников, вероятно, не вполне годится для дошкольни детей младшего школьного возраста. То, что может дать нец эффект в дошкольном и в младшем школьном возрасте, по-В] му, не будет иметь того же результата в средних и старших к школы. Поэтому следующая задача педагогической психолоП тоит в том, чтобы выработать научно обоснованные реко;

 

 

1 по учету возрастных особенностей детей при определении целей, держания и методов обучения и воспитания с расчетом на то, 1 "дбы обеспечить максимально быстрое продвижение детей разного дзраста в психологическом развитии.

 

1 Большую помощь школе в решении всех перечисленных выше пси-д длого-педагогических задач может оказать психологическая служ-дд в системе образования, начало созданию которой в нашей стра-Д было положено во второй половине 90-х годов текущего столе-Д,оя. Психологическая служба-это особая структура, состоящая 1я основном из профессиональных психологов-практиков и охваты-Дющая всю систему образования от детских садов до высших учеб-Дх заведений и всех ее участников: детей и родителей, учителей 1я воспитателей, руководящих работников системы образования. длсихологи, работающие в психологической службе, осуществляют Ддсиходиагностику, проводят психологическое консультирование и Дрешают психокоррекционные задачи. Психологическое консульти-1рование включает дачу в устной или письменной форме советов 1 рекомендаций психолого-педагогического плана всем участникам Образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания. 1Психокоррекция предполагает прямое воздействие практического [дсихолога на детей, учителей, родителей с целью изменения их поведения и психологии таким образом, чтобы лучше развивать детей, 1ффективно реализовывать учебно-воспитательные цели. Задачи и 1труктура психологической службы, средства и методы психодиаг-1<остики, психологического консультирования и психокоррекции так-1ке входят в предмет педагогической психологии, если они примеряются в сфере образования.

 

1 Особую область исследований в педагогической психологии со-равляет психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общи-ри и специфическими профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы хорошо обучать детей и чтобы на их ичном примере могли развиваться как личности дети. Специальную тему внутри этой проблематики составляют содержание и ме-ды психологической подготовки педагогов в высших учебных Сведениях, а также родителей и руководителей образования в стеме психолого-педагогического всеобуча. Частный, но важный "РОС-профессиональный отбор кандидатов на должность учи-""я или воспитателя, определение тех индивидуальных качеств """ости, которые должны способствовать успешности педагогикой деятельности или, напротив, препятствовать ей, служить опоказанием к занятиям педагогической работой. Здесь речь д о построении профессиограммы учителя и воспитателя, что входит в сферу интересов педагогических психологов. - одна задача этой области знаний состоит в том, чтобы раз-1вать научные основы повышения квалификации и переподго- "сдагогических кадров по наиболее перспективным направ-" "УКИ и практики. Педагогическое учебное заведение обычно ; ания, умения и навыки, соответствующие современному



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.