Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.С. Немов 18 страница



 

Обычно процесс общего интеллектуального развития детей н нается и завершается несколько раньше, чем процесс их форм вания как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый способность ставить и решать задачи в практическом, образ и символическом планах, представляется развитым уже к началу росткового возраста, то становление ребенка как личности з1 активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы щ ти. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах ш оформляется мотивационная сфера человека, определяются его1 ные и деловые интересы, проявляются профессиональные склони и способности.

 

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех де возрастов, представляющий собой период становления лич Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку складываются основы нравственности, формируются социальвд тановки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме '1 в данном возрасте стабилизируются черты характера и оси формы межличностного поведения. Главные мотивационные. этого возрастного периода, связанные с активным стремлен личностному самосовершенствованию,- это самопознание, со ражение и самоутверждение.

 

В начале подросткового возраста у ребенка появляется ливается стремление быть похожим на старших, детей и взр причем такое желание становится настолько сильным, что, фо события, подросток иногда преждевременно начинает считай уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой взрослым человеком. В то же время он еще далеко не 1 отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взр стремятся все без исключения подростки. Видя проявления ! честв у старших людей, подросток часто некритически по> им. Собственное стремление подростков к взрослости ус>} за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к под уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С пс спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему  разрешается из того, что не позволяется первоклассники пример, подросток гораздо больше, чем младший школьн>

 

находиться вне ппмя и

 

р-укрепляющееся внутоеннГ-"ом этих процессов ст' которое со\ РОС поск " Уацию личное ""° " внешнюю и'вн и ""Рождает изменение всейси Ритая. Она трет о " " мсоГ Ростка 7

 

жания в развитии личс "яются содержанием' д

 

Тбе  -оа становятся упраяе' Унием по нанием и потребности""' иачинает обслуж ""ЯРажание ваня ребенкай"°и ноп "исчисленные Уподро п в развитфРнство-.гкии -----

 

 стопп>  Помимо взрослых п' "°собы отдыха - ---ар 1 < "ОДРОСТЙ

 

и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрас ных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентаци и становится направленным на сознание человеком своих личностные особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом воз расте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственнь недостаткам. Желательный образ <Я> у подростков обычно склад вается из ценимых ими достоинств других людей.

 

Поскольку в качестве образцов для подражания "подрост> выступают как взрослые, так и сверстники, Создаваемый ими иде оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качес как взрослого, так и более-молодого человека, причем далеко1 всегда эти качества оказываются совместимыми в'одном лице. В эч по-видимому, заключается одна из? причин несоответствия подрост своему идеалу и их постоянных переживаний по данному по1

 

Формирование волевых качеств

 

В VII-VIII классах школы некоторые подростки начинают 1 тематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. '. особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеал м ственности становится одним -из основных идеалов, порождают критерии оценок окружающих Людей. Подростки любят приклк ческие, романтические фильмы и соответствующую литературу как именно в них встречаются герои, обладающие нужным> чествами мужественности, смелости, характером и силой воли. ростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспрои? в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в гах или увиденные в фильмах. Это особенно типично для мла подростков в возрасте от II до 13 лет.

 

В старшем подростковом возрасте многие мальчики навд заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых к личности. Объектом для подражания для них становятся това более старшие по возрасту,- юноши и взрослые мужчины. В И ниях с ними подросток принимает участие в делах, треб проявления воли. .'

 

Весьма распространенным среди современных подростков бом развития у себя волевых качеств личности являются зЖ видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой. ком, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей. Увлекаясь многими 1 спортивных занятий вначале ради развития волевых личности честв, некоторые подростки затем продолжают заниматься Я для достижения высоких результатов. Благодаря этому Пв дальнейшее развитие мотивация достижения успехов.

 

Став привычными, занятия физической культурой и* в зрелом возрасте иногда превращаются в эффективное с поддержания здоровья и работоспособности, а полезные качества личности, первоначально сформировавшиеся изй 1Я4

 

шиеся в ходе этих Лмкм физические тТ' Рются' в о

 

слеТГ -- -честв может быть выражГ УГ Таят

 

1 1Г-- -ми -ольными ее,

 

аТо- Никами и девочка'

 

 еГ" Р иГ" --ь сниматься, став взрослым "ности, которыми

 

Вых качеств личности У ребенка происхо- ": " - -м видеь:

 

ление что-то делать своими руками, повышенная любознател1 ность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующий интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; и источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люд более старшего возраста. Но чаще всего первичные профессионал1 ные интересы возникают в собственном учении и в труде, и э создает благоприятные возможности для развития нужных деловь качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основу включен.

 

Детей данного возраста отличает повышенная познавательь и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то нов чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, професс) нально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу пределы обычной школьной учебной программы в развитии са знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого н< 'ходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразовант самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые уя чены таким же, как и он, делом. Многие мальчики и дево в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными ц фессиональными умениями, причем профессионально ориентиров ное увлечение детей этого возраста может приобрести хара настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит второй план и любимому делу он отдает все свое свободное вр На основе таких интересов в подростковом возрасте зачг формируются неформальные группы товарищей и друзей.

 

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличи друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуал; развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по ур личностного развития. Этими различиями определяется их Ш ренцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство деляет избирательный характер отношения к школьным предиК Одни из них становятся более нужными и потому любимыми по ками, интерес к другим снижается.

 

Нередко отношение подростка к тому или иному учебному мету определяется отношением к учителю, преподающему Я предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые дают их любимые учителя. Успеваемость многих детей в классах школы временно падает из-за того, что за пр< школы у них появляются сильные, конкурирующие с учени* ресы.

 

В подростковом возрасте появляются новые мотивы связанные с расширением знаний, с формированием нужных ? и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, С ятельным творческим трудом. Учение дополняется самооЙЦ нием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания и навыки становятся в этом возрасте критерием ценно* подростка окружающих его людей, а также основанием ДЛЯД ния интереса и подражания им.

 

 

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т. е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

 

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т. п. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него. Это происходит, например, в тех случаях, когда учитель поручает группе детей самостоятельно найти, прочесть и сообщить на уроке те или иные сведения. Особенно ценным представляется приобретаемый в подростничестве опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий в классе, в том числе материалов, наглядных пособий и т, п.

 

Еще большие возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т. п. Важно, чтобы во всех ' этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления Детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.

 

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития "и-Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся Уву управления взрослые люди. Такие игры необходимо вклю-з учебно-воспитательный процесс в школе наряду с обычными ,""ями школьными предметами, причем с воспитательной точки (У " подростковый возраст представляется для этого наиболее "ПРИЯТНЫМ периодом жизни.

 

Достижения психического развития подростков

 

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитв достигают все без исключения познавательные процессы. В эти > годы открыто проявляется абсолютное большинство жизнен> необходимых личных" деловых качеств человека. Например, высш го уровня своего развития в детстве достигает непосредственна-' механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мыш." нием предпосылки для Дальнейшего развития и совершенствова1 логической смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной богатой становится рь, мышление оказывается представлен>" во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-обр ном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают прс вольность и речевую опосредствованность. У подростков они фу ционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Ста вится возможным научение подростка самым различным ви' практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, ; чем с использованием множества приемов и средств обуче Формируются и развиваются общие и специальные способно в том числе необходимые для будущей профессиональной деят

 

ности.

 

Подростничество имеет множество характерных именно дляд ного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, иЩ лектуальная развитость подростков, которую они демонстри при решении разных задач, связанных со школьными предмета другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними дос-П но серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому * мятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, ос( таких, которые касаются будущей профессии, этики поведени ветственного отношения к своим обязанностям, обнаруживаете вительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти вэц ми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разр которую может только опытный взрослый: как, относясь к под} по-серьезному т. е. по-взрослому, вместе с тем обращаться как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и подд но внешне при этом такого <детского> обращения не обнаруи§

 

Известно что с возрастом интерес подростков к себе 1 меняется. Для детей, обучающихся в IV-V классах школы, терно повышенное внимание к тому положению, которое оШ мают в классе среди сверстников. Шестиклассники начинают пять определенный интерес к своей внешности, к детям в положного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклаб возникают общие увлечения делового характера, появляется интерес к развитию сроих способностей в различных видах пщ ской деятельности и к своей будущей профессии. Восьмикл высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качес ности, которые проявляются в отношениях дружбы н щества. Опираясь на эти виды друг за другом ПОЯР"<"

 

интересов подростков, можно активно развивать у них нужные волевые, деловые и другие полезные качества.

 

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста,- это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использо-рать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.

 

1 В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению 1 сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают пробле-1 мы морально-этического характера, связанные, в частности, с ин-1 тимными человеческими взаимоотношениями.

 

1 Отрочество - как иногда называют подростковый возраст ~- это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности д учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст - это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа <Я>.

 

В период между 12 и 14 годами .при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в само-описание слова <иногда>, <почти>, <мне кажется> и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, ! о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия лич-1 ностных проявлений человека.

 

1 В средних классах школы вместо одного учителя появляется 1 несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль'поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому 1"°му учителю. В подростковом возрасте появляется дифференци-Рмное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии Цвнок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной 1Р°"ы, создает возможность для более точной и правильной "ки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой 1'°"' порождает определенные трудности, обусловленные неуме-1 Дростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную

 

1 п

 

цв "Ростки более ценят знающих учителей, строгих, но справед-ня торые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и расе "Уяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят редком бимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится под-1ц>(о РУДИЦИЯ учителя, а также его умение правильно строить

 

"ения с учащимися.

 

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельное подростка, в его идеалах и интересах происходят существен изменения. Их можно представить и описать следующим образо1 В начальный период этого возраста (10-II лет) многие подрост (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицатель личностные характеристики. Такое отношение к себе сохранят и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако з оно сопровождается уже некоторыми положительными изменена в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более вц кой оценкой себя как личности.

 

По мере взросления первоначально глобальные отрицател)! самооценки подростков становятся более дифференцирование характеризующими поведение в отдельных социальных ситуацщ затем и частные поступки.

 

В развитии рефлексии, т. е. способности осознания подрост) собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденций бы противоположного характера. В начальный период подрс чества детьми осознаются в основном только их отдельные по в определенных жизненных ситуациях, затем - черты характ наконец, глобальные личностные особенности.

 

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подрос окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, коп они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взр как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, цей ми и нормами. Содержание оценочных нравственных эталоне должает расширяться и углубляться, они становятся более т и дифференцированными, индивидуально различными.

 

В качестве иллюстрации этой мысли А. А. Бодалев п{ следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса 1 жить, например, описать человека, которого они не знают, но) ные черты которого им называются заранее (например, злой,, и т. п.), то среди ответов, которые получаются в этом можно выделить четыре разные группы. Подростки из первойД называют только внешние признаки представленного им ч Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так щ рые внутренние черты. В третьей группе дополнительное что было сообщено о человеке, называются его дела и Й В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются 6111 и чувства оцениваемого человека. На основе этого опыта А. 1 лев пришел к выводу, подтверждающему существование зМ ной личностной дифференциации в подростковом возрасте межличнойтного восприятия и оценивания людей.

 

'.Описание дается по работе: Фельдштейн Д. И. Психологические развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии.-'1

 

Темы и вопросы для обсуждения на-семинарах

 

тема 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

 

) Обшая характеристика социально-психологической ситуации личностного развития

 

подростка. 1 ч Тяга подростков к взрослости.

 

ч Трудности становления настоящей взрослости в подростковом возрасте (расхож-'денце между <быть> и <казаться>).

 

\ Возникновение новой внутренней позиции у подростков. с, развитие подражания, изменение его роли и форм. ' и Особенности становления самосознания в подростковом возрасте.

 

Тема 2. Формирование волевых качеств

 

1 Сензитивность подросткового возраста к развитию волевых качеств личности.

2. Источники и объекты для подражания подростков в волевом поведении. з Пути и средства формирования воли у мальчиков-подростков. Особенности выработки волевых качеств личности у девочек-подростков.

 

Тема 3. Развитие деловых качеств личности

 

1. Условия и источники развития деловых качеств личности у подростка.

 

2. Развитие деловых качеств в учебной деятельности.

 

3. формирование инициативы, деловитости и предприимчивости в груде.

 

4. Организация учебно-дидактических деловых игр среди подростков.

 

.Тема 4. Достижения психического развития подростков

 

1. Успехи в развитии познавательных процессов. .

 

12. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии подростков.

 

13. Основные личностные новообразования подросткового возраста. у 4. Межличностное восприятие в подростковом возрасте.

15. Динамика изменения положительных и отрицательных самооценок у подростков.

 

1 Темы для рефератов

 

Ц. Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в под- ростковом возрасте.

 

12. Формирование волевых качеств личности у подростков.

18. Становление деловых качеств личности.

 

1 Темы для самостоятельной исследовательской работы 1, Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом воз-п " 1*- Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у под-1 Ростка.

 

1 оого-педагогические основы развития современных деловых качеств личности 1 подростков. 1 Р°блемы психологического развития подростков в современных условиях.

 

Литература 1

 

[(" Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.-М., 1991. )здд * Ребенку ответственности за его собственную жизнь: 27-48.) огд " и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петров-М" 1979.

 

 101-145.)

 

Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрас Вопросы психологии. 1972.- № 2.- С. 25-38. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупр дения.- М" 1986. (Конфликты в подростковом возрасте: 26-48, 92-99.)

 

Лично А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростке

 

Л., 1983. (Акцентуации характера в подростковом возрасте: 26-30.)

 

Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развш

 

М" 1991.

 

(Развитие моральных суждений в отрочестве: 99-103. Политическое мир* ние: 103-108. Процесс социализации (особенности родительских отношений, 1 ролей и дружеских привязанностей): 109-132. Становление идентичности честве: 133-157.)

 

Мир детства: подросток. М., 1989. (Самосознание и самовоспитание у подростков: 96-114.)

 

II

 

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. И

 

1989. (Подросток: 119-153.)

 

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз М., 1968.

 

(Формирование личности в подростковом возрасте: 292-365.) Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного личности. М., 1977. (Подросток и юноша: 21-64.)

 

Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969. (Становление характера в подростковом возрасте: 394-405.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М" 1* (Подростковый возраст (эмоции и чувства)': 114-141.)

 

III

 

Маркова А. К. Психология обучения подростка. М" 19711 (Отношение подростка к школе и учению: 3-16.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л" 1989. (Самоконтроль у подростков: 94-98.)

 

Особенности обучения и психического развития школьни* лет.-М" 1988.

 

(Психические особенности старшего подросткового возраста: 34-36.) Раттер М. Помощь трудным детям. М" 1987. (Подростковый возраст: 122-133.)

 

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М" 1987. (Психология ребенка и подростка: 163-185.)

 

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.- М" 1* (Педология подростка: 5-243.)

 

Кузнецова Г. И., Харченков В. Д. Психологические недисциплинированных подростков // Вопросы психолопн) №6-С.138-144.

 

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л" 1983.  '  (Типы акцентуации характера у подростков: 78-185.)

 

Глава 13.

 

Становление личности в ранней юности

Краткое содержание

 

Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора (<каким быть?>). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. 'Основные нравственные проблемы юности. Нравственные категории добра и зла. Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств в юности. Особенности отношения к нравственным категориям и решение нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек.

 

Становление мировоззрения. Ранний юношеский возраст - начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека. Особенности формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Отсутствие социально-политических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации, необходимость и трудности в осуществлении мировоззренческого выбора в этих условиях. Формирование в юности разных аспектов мировоззрения. Проблема соединения религии и науки.

 

Нравственное самоопределение. Ранняя юность - начало практической реализации серьезных жизненных планов. Мучительность поисков ответа на вопросы: <кем быть?> и <каким быть?>. Соотношение между реальным и идеальным <Я> в юности. Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни, нормализация отношений до времени окончания школы.

 

Основные черты психологии старшего школьника. Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.

 

Формирование и развитие морали

 

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрос-1ости, первые признаки которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто

 

"их черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

 

Эместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не шь, так как у них многое еще сохранилось от детства. В *"иях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отно-ии к собственной жизненной судьбе у школьников IX-XI классов цр° Детскости. Многие из них у порога окончания школы еще , фесс"" ответственно относятся к выбору своей будущей про-выдр "' необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем ) Рать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для

 

' 1045

 

большинства взрослых людей решаются однозначно положительно Образно 'говоря, если подросток - это в основном еще полуребенок-то юноша - более чем наполовину взрослый.

 

На период ранней юности, традиционно связываемый с обуче) нием в старших классах школы, приходится становление, правее венного самосознания. Этот же период характеризуется переходов на новый уровень морали - конвенциональный (по Л. Колбергу1

 

Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благода опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми д,' обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно в< нующие взрослых. Старшеклассники задумываются йад такими 6 росами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них от ты. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекают к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Ю шей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не сто с познавательной точки зрения, сколько в плане их собствен нравственного самоопределения в связи с началом поры люб установлением интимных отношений с людьми противо.полож пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возр1 обычно выходят за рамки круга непосредстенного общения*

 

Если для детей младшего школьного возраста источником пв новки и решения нравственных проблем являются значимые вН лые - учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их ния в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках правил ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, рыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источникам новятся реальные, многообразные и сложные человеческие от ния, научная и популярная, художественная и публицисти литература, произведения искусства, печать, телевидение и Т



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.