Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.С. Немов 19 страница



 

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают <е тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, спра1 вости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность р которых выходит за пределы личных или интимных межличй отношений и затрагивает человеческое существование в

 

Заметим, что современной юности отнюдь не свойствен детская наивность, ни подростнический, все отрицающий "Ц визм. Нынешнему поколению молодых людей, несмотря на, по своим взглядам и поведению они мало чем отличаются от Ж и девушек, живших много веков назад, присущ более т разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая симость и самостоятельность. 4

 

Бурные социальные события, произошедшие за последние лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжат сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее ние самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться

 

и занимать вполне независимые позиции. Сама жизь выра ' я

 

у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, и самостоятельность - хотя и не всегда правильность - суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т. п.).

 

Для современных старшеклассников честность уже не выступает в ее наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций типа: <никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду>. Большинство юношей и девушек нынешнего поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного бес-предела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: <правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей>.

 

Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: <справедливо - это когда всем одинаково>. Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: ' <От каждого - по возможностям, каждому - по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей>.

 

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядоч-1,ности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтич-1 ностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны,

 

основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из \. него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учите-леи, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявля-[я в отношениях стершеклассников к своим учителям и родителям. 1 Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят "их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно ;." Детей младшего школьного возраста и подростков.

. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представ-" собой людей, практически нравственно сформированных, обла-'рх зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду "обностями, мотивами и чертами характера представляет " четвертое важнейшее личностное новообразование детства. л СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

сер У с вопросами морали мировоззрение человека включает 1 социально-политические, экономические, научные, культур-195

 

ные, религиозные и другие устойчивые взгляд-Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы активный процес' становления мировоззрения, и к окончанию ц)оы мы имеем дело) человеком, мировоззренчески более или мен определившимся, с взглядами хотя и не всегда правильными, н0 стабильными.

 

Воззрения на мир современной юности оМРяются наличие множества различных, по-своему аргуменР"""' имеющи сильные и слабые стороны точек зрения, йР которых нет г абсолютно истинных, ни совершенно ложнь " между которьц молодым людям приходится выбирать. Даж люди, кто рань традиционно выступал в качестве носителей единого мнения д старших школьников,- родители и учителя - сами сейчас находят в состоянии некоторой растерянности, придерживаются рази изменчивых и противоречивых мнений, спорят РУ" ДРУГОМ, мен1 свои взгляды.

 

Такая социально-психологическая ситуац имеет положит ные и отрицательные аспекты. Положительно " состоит в что отсутствие единственного и однозначно мировоззренчеец ориентира побуждает юношей и девушек саМ°°"ь"° ДУ" принимать решения. Это способствует их ускоренному разви и превращению в зрелых личностей, облада" независимо* суждений, внутренней свободой, имеющих со6""У точку зр и готовых ее отстаивать. Но, с другой сторо' подобная ситу ведет к быстрому разделению людей на грУ"""' отличают причем - существенно, друг от друга по уров социальной я 1

 

ственно-мировоззренческой зрелости, к отст"" одних и С ' IV ( ямтотмпй бЫСТрОМу ПСИХОЛОГИЧеСКОМу раЗВИТИЮ ДруГ- амиглипю

 

проблемой социально-политического самооР"" Р юности справляются далеко не все дети. Те, МУ это удается ствительно развиваются, уходят вперед, намн< обгоняя остаЛ однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные воззренческие вопросы, задерживаются в сво развитии, осп инфантильными долгие годы жизни, а иноГ " конца В<целом же неизвестно, выигрывает ли оТ этого обществ проигрывает.

 

В самом затруднительном положении, коT' оказывав кто сам не в состоянии сделать правильный РЫОР-Сложив юнощам и девушкам разобраться в политике, экономике, са делиться в этих сферах человеческих отношен' ОтсюданаС мый уже сейчас рост аполитичности, перехо"" "орои в безразличие к происходящим в стране сонально-полиТ событиям. Такое отношение открывает путь " регрессией жении, в частности для установления в оестве реакЦ1 недемократичных режимов.

 

Под влияние бурно развивающихся рыно" отношен тие <экономическое мировоззрение> на равн правах с вошло в наш быт. Но поскольку искусств"" созданш господствовавшей идеологией противопоставь"" межд1

 

 ой и культурой окончательно не снято в сознании людей до Ц х пор (его сохранению способствует так называемый <дикий>. пынок), то некоторые юноши и девушки, имеющие склонность В занятиям различными видами искусства, обладают, к сожа-д дению, отрицательными установками по отношению к экономической дразованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. д против, экономические знания подчас получают культурно, мало-д дбразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко-1 прагматическом, утилитарном смысле слова как умение <делать ц деньги>. В результате из них вырастают не экономисты, а просто д дельцы, таким образом увеличивается разрыв между разными слоями 1 молодежи по уровню социально-культурного развития. Одна часть 1 молодых людей, относящих себя к там называемой <богеме>, оказа-1 лась сейчас малоспособной к тому, чтобы самостоятельно зараба-1 тывать на жизнь, поддерживать себя материально, другая - 1 дельцы - вполне в состоянии это-делать, но обладает низкой общей Ц культурой, недостаточно развитыми эстетическими, этическими, худо-В жественными, литературными, музыкальными и другими вкусами. 1 Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традицией-' 1 ными общеобразовательными предметами включать в качестве обяза-1' тельных в школьную программу курсы по экономике, политике, 1 праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика 1, есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна 1 только культурно образованным и интеллектуально развитым людям. 1 Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью миро-1 воззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются 1;друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь Дво <взаимно презрительных> отношениях, то между наукой и религи-1 ей существовал, политически и идеологически поддерживался ипро-1 должает сохраняться известный антагонизм На самом деле антаго-пизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, 1"ак и в религии существуют разные уровни сознавания и пони- мания проблем, и от убеждения, характерного для научного миро-1рения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и УЩественный, шаг.

 

1 Низший из возможных уровней осознания реальных проблем 1° "ауке, так и в религии представляется несколько упрощенным 1д"""иманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурна Развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью чело-1- "снимания сравнительно сложных научных и мировоззрен-1 положений, включая веру в высшие человеческие нравствен-д. явления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое цозд"ие наиболее сложных вопросов как научного, так и рели-ГдРопонимания.

 

1 Укии анализ показывает, что в приближении к пределу 1>к)д°°еческой интеллектуальной доступности наука и религия ррйа являются антагонистами, как могло бы показаться на згляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем

 

 

ные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, 1 взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

 

Воззрения на мир современной юности определяются наличие множества различных, по-своему аргументированных, имеющ> сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ( абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которые молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто рань традиционно выступал в качестве носителей единого мнения д старших школьников,- родители.и учителя - сами сейчас находя1 в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разщ изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, мен$ свои взгляды.

 

Такая социально-психологическая ситуация имеет положит* ные и отрицательные аспекты. Положительное в ней состоит в 1 что отсутствие единственного и однозначного мировоззренчес* ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно дума1 принимать решения. Это способствует их ускоренному развит и превращению в зрелых личностей, обладающих независимое суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зр< и готовых ее отстаивать. Но, с другой стороны, подобная ситуа ведет к быстрому разделению людей на группы, отличаюии причем - существенно, друг от друга по уровню социальной и н ственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и & быстрому психологическому развитию других. Самостоятелы проблемой социально-политического самоопределения в ра юности справляются далеко не все дети. Те, кому это удается, ствительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остаЛ1 однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные 1 воззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остг инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца В <целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество проигрывает.

 

В самом затруднительном положении, конечно, оказывают* кто сам не в состоянии сделать правильный выбрр. Сложнее юнощам и девушкам разобраться в политике, экономике, сам делиться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наб мый уже сейчас рост аполитичности, переходящей порой в безразличие к происходящим в стране социально-политн событиям. Такое отношение открывает путь для регрессивм жении, в частности для установления в обществе реакцп недемократичных режимов.

 

Под влияние бурно развивающихся рыночных отношенУ тие <экономическое мировоззрение> на равных правах с Л вошло в наш быт. Но поскольку искусственно созданное господствовавшей идеологией противопоставление между эп

 

 

1 кой и культурой окончательно не снято в сознании людей до 1 х пор (его сохранению способствует так называемый <дикий>, 1 рынок), то некоторые юноши и девушки, имеющие склонность 1 Ц занятиям различными видами искусства, обладают, к сожа-1 дению, отрицательными установками по отношению к экономической "бразованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. 1 запретив, экономические знания подчас получают культурно мало-1 дбразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко-1 прагматическом, утилитарном смысле слова как умение <делать 1 деньги>. В результате из них вырастают не экономисты, а просто 1 дельцы, таким образом увеличивается разрыв между разными слоями 1 молодежи по уровню социально-культурного развития. Одна часть 1 молодых людей, относящих себя к там называемой <богеме>, оказа-1 лась сейчас мэлоспособной к тому, чтобы самостоятельно зараба-1 тывать на жизнь, поддерживать себя материально, другая - [ дельцы - вполне в состоянии это-делать, но обладает низкой общей 1 культурой, недостаточно развитыми эстетическими, этическими, худо-1 жественными, литературными, музыкальными и другими вкусами. 1 Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традицией-1 ными общеобразовательными предметами включать в качестве обяза-1 тельных в школьную программу курсы по экономике, политике, 1 праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика 1_ есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна 1 только культурно образованным и интеллектуально развитым людям. 1 Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью миро-1 воззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются ; друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь во <взаимно презрительных> отношениях, то между наукой и религией существовал, политически и идеологически поддерживался и продолжает сохраняться известный антагонизм На самом деле антагонизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознавания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и существенный, шаг.

 

 Низший из возможных уровней осознания реальных проблем 1в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным  "пониманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурам развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью чело-. "У понимания сравнительно сложных научных и мировоззрен-д положений, включая веру в высшие человеческие нравствен-ц проявления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое (.ц ение наиболее сложных вопросов как научного, так и рели-иого миропонимания.

 

свУкий анализ показывает, что в приближении к пределу (,1д овеческой интеллектуальной доступности наука и религия рд являются антагонистами, как могло бы показаться на взгляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем

 

глубже пытается он проникнуть вето тайны, тем больше убе> ся в непостижимой сложности этого мира и проникается созйв собственной ограниченности в его познании. Тем больше в резул у него растет преклонение и восхищение перед высшим соверц вом мира, сопровождаемое чувством собств.енной неполноцен и ничтожности. А это и есть то высшее чувство, которое харак как для интеллектуально развитого ученого, так и для высоко зеванного представителя религии, для которого Бог вовсе в< зательно представлен в виде живого существа, в вульгарно риалистически упрощенной форме. Современный верующий говеет и поклоняется некоему высшему совершенству, как и уче глубоко понимаемому им непостижимбму совершенству м) многих современных представителей высшей духовной сфе{ огульного отрицания достижений науки, коль скоро она позна данный Богом мир. Богословы внимательно изучают науки э нимают их данные. Доказательствам того, что во взглядах г1 мыслящих, образованных и культурных представителей науки 1 гии может не быть антагонистических противоречий, служит,) мер, жизнь и деятельность известного французского монаха пИ га П. Тейяра-де-Шардена, который прекрасно сочетал вс< блестящего ученого-антрополога и веру в Бога'. '

 

Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит том, чтобы по-прежнему разрывать и противопоставлять дру науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень к и образованности людей в той и в другой 'области, пред каждому молодому человеку, оканчивающему среднюю школу ную возможность индивидуального выбора, во что верить: или в религию.

 

Нравственное самоопределение

 

Ранняя юность - начало практической реализации жи1 планов, которые складываются к концу подросткового в< Близость к завершению школы требует профессионального ил( ного самоопределения, и юношеский возраст испокон вей связан с поисками ответов на два вопроса: <каким быть?> ( венно-личностный выбор) и <кем быть?> (профессиональный Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Обт щим их направлением развития является движение от дет висимости к взрослой ответственности.

 

В ходе исследования, проведенного Т. В. Снегиревой в1 следующие шесть типов ценностно-временной структуры <Я ставляющие индивидуальное своеобразие личностного само( ния детей раннего юношеского возраста и выражающиеся ношении между прошлым, настоящим и будущим <Я>:

 

' См.: Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека. М., 1987. ' Снегирева Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном ' Вопросы психологии. 1989.- № 2.

 

[ Все три <Я> преемственно связаны друг с другом и в равной пени соответствуют идеальному <Я>. Это - субъективное гармо- цеское представление человека о себе. " 2. Наличное <Я> в большей степени тяготеет к будущему, чем к

 

щлому. <Я>-прошлое представляется совершенно чуждым, и ношение к нему неизменно критическое. Наличное <Я> выступает ° новая ступень в личностном самоопределении. з Будущее <Я> оторвано от настоящего. Все три времени сущест-ддния <Я> мыслятся как совершенно различные. С идеальным д> согласуется только будущее.

 

4. Идеальное <Я> не включено ни в настоящее, ни в будущее ,я> оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

 

5. Прошлое и наличное <Я> преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущим и идеальным <Я>. Обладателей такого сочетания личностных атрибуте отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее <Я> с идеальным и будущим.

 

6. Наличное <Я> совсем выпадает из процесса развития. Оно 1 оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответствует ' и идеальному <Я>.

 

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается второй из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно вы-'. сокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемости в этом возрасте на-1 ходится первый вариант. На третьем месте, соответствендо, распо-1 лагается третий вариант. Остальные в данном возрасте составля-1 ют исключение и, по-видимому, представляют собой возрастные пси- хологические аномалии. ' 1 Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию, 1 характерную для ранней юности: сочетание критического отношения ксебе в прошлом и устремленность в будущее. Вместе с тем подтвер-( ждается вывод, сделанный в начале этой главы,- о частичной гар- ионизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по в сравнению с подростковым.

 

; отя переход из подросткового возраста в ранний юношеский : "исходит с такими сопровождающими его психологическими симп-. "ами, которые указывают на значительные индивидуальные разли-' ""' не менее наблюдается ряд общих тенденций. Однаиз них - зд ° в том, что в ранней юности по сравнению с отрочеством ? "з "льно снижается острота межличностных конфликтов и в го-ц, меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношени-,она РУющими людьми. Улучшается общее физическое и эмоци-11 самочувствие детей, повышаются их контактность и общи-1иц рь-Отмечается больше разумности и сдержанности в поведе-  се это говорит о том, что кризис подросткового возраста или

 

к". .

 

миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определе ная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляет в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юн шеского возраста. У многих детей к старшим классам школы но мализуется самооценка, что также вносит положительный вклад 1 внутриличностные и межличностные отношения.

 

Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношескс возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, произошло окончательное становление личности, не приходится. Р ний юношеский возраст - это, с другой стороны, время не мены1 бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качестве иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительц ответа на вопрос <каким быть?>. 1

 

В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается щ шенная невротичность. Это возраст специфических психологич контрастов, которые характеризуют как внутренний мир чело так и сферу его межличностных отношений. В юности большее в других возрастах, встречаются акцентуированные типы харак наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от Оц настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к гр от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены э< ям, обидчивы, импульсивны, склочны к категоричным сужде к недостаточно продуманным поступкам.

 

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннем ру человека, определенная возрастная интровертированносп это не есть думы и размышления только о себе. Это, какпр мысли обо всем: о йюдях, о мире, о философских, бытовых гих проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют ст школьников.

 

В юности нередко встречается обостренное чувство одино< которое, как считает Э. Фромм, если оно длится долго и не и с переходом в новый возраст, может привести к психическому шению <так же, как физический голод - к смерти. МоральноеД чество так же непереносимо, как и физическое; более того1 ческое одиночество становится невыносимым лишь в том случ< оно влечет за собой и одиночество моральное>'. К счастц чувство в юности не является стабильным. При установлен ших личных контактов с окружающими людьми оно быстро и

 

Основные черты психологии старшего школьни?

 

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-1 зренческая, готовность старших школьников ставить и реи личные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя. верить о ней пока что приходится в общем виде, имея вв> нительно невысокий уровень интеллектуального развития

 

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

 

числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются.

 

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбо'ра в них учебных предметов.

 

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

 

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

 

? Большинство старших школьников к окончанию школы самоопре-1 деляются в будущей профессии. У них складываются профессиональ-1 ные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия , здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они ста- пут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успе-х; они могут быть значительными или незначительными независимо того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

 

1 В раннем юношеском возрасте завершается формирование слож-' системы социальных установок, причем оно касается всех компо-"в установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. \ РДа, период ранней юности характеризуется большими противо- п" "и. внутренней несогласованностью и изменчивостью многих со-. ьных установок.

 

хцпп "ошей и девушек можно обнаружить такие акцентуации 1прд"в, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, 1вщр между отдельными чертами характера и их проявлениями 1 дд множество противоречий, острота которых к окончанию шко-1 р 'сглаживается.

 

1>ец"""ий юношеский возраст - это пора первой любви, возникно-"нтимных эмоциональных отношений между юношами и девуш-1.

 

ками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имев более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которь, идет речь, формируются личностные качества верности, привязанно ти, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с ( щими нравственными установками они порождают определенный,'> дивидуально своеобразный ответ на вопрос <каким быть?>.

 

В ранней юности процесс формирования личности еще не зав шается, он активно продолжается и дальше, но уже за предел; школы. Однако многое из того, что человек как личность приов тает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значи1 ной степени определяет его судьбу.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

Тема 1. Формирование и развитие морали

 

1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юно .возрасте.

 

2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.

 

3. Основные нравственные вопросы ранней юности.

 

4. Особейности решения нравственных проблем современными старшеклассщ]

 

Тема 2. Становление мировоззрения

 

1. Структура мировоззрения старших школьников.

 

2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников.

 

3. Экономическое мировоззрение и культура.

 

4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов.

 

Тема 3. Нравственное самоопределение

 

1. Начало реализации жизненных планов.

 

2. Поиски ответа на вопросы: <кем быть?> и <каким быть?>.

 

3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени.

 

4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений.

 

5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности.

 

Т<< м а 4. Основные черты психологии старшего школьника

 

1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.

 

2. Оформление морально-нравственной сферы личности.

 

3. Профессиональное самоопределение.

 

4. Личностное самоопределение.

 

5. Юность - пора первой любви, ч

 

6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей человека. - "

 

Темы для рефератов

 

1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте.

 

2. Личностное самоопределение в ранней юности.

 

3. Общая характеристика личности старшеклассника.

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у

 

ных старшеклассников.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.