Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.С. Немов 15 страница



 

Свои возможности и собственные качества личности начинает более или менее осознавать примерно с полутора л летние дети умеют уже подчинять поведение других люл требованиям, осознают свои возможности в оказании вл них, демонстрируя при этом определенные волевые кач< втором году жизни малыш начинает употреблять местоимеЯ

 

 

]-ь1>, по-видимому, осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трем годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо дей-вие, ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

 

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, об-цять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двух-1 летние дети.

 

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т. п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии - огорчаются. Примерно к концу

 

- второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу 1 взрослого.

 

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прила-1 гаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности - : характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей.

: Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личност-ного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылка-' яи. на собственные психологические качества и способности. У него Для этого должна сложиться определенная самооценка.

 

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов ; У детей представляет собой способность ребенка различать задания Разной степени трудности и осознавать меру развития собствен- умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, РТЫЙ показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно ;>ой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентирован- достижение успехов, представляет собой умение различать о< " прилагаемые усилия. Это означает, что ребенок стано-"отовым к анализу причин своих успехов и неудач, способ-а" или менее произвольно управлять деятельностью, направ- п " Достижение успехов и избегание неудач. (дрно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во вре-де" прекращают свою деятельность и смотрят на свое произ- д' к бы оценивая его со стороны. К двум годам это делают "чески все дети. Данный факт можно рассматривать как

 

признак того, что дети этого возраста способны уже выделять и оц нивать результат своей деятельности. Почти одновременно с эти лексиконе ребенка появляется уже упомянутая нами фраза <Я< сам>. Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет се< но и о том, что свое произведение он уже рассматривает как резуль собственной деятельности. Однако вплоть до четырехлетнего воз ста многие дети еще не очень настойчивы в своем желании сдел что-либо самостоятельно и нередко уступают давлению взрослые

 

Речь и становление личности

 

Ранний возраст/связан с обретением ребенком речи, благод чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ре1 ка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окру щими людьми ребенок получает основную информацию, необх мую для его личностного развития. Речь содержит в себе словеГ поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля по< ния. Она же является носителем правил и норм, которым подчщ! ся ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не с. но, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее ные изменения в психологии ребенка.

 

Говорение и понимание как две стороны в развитии реч разному связаны с различными аспектами формирования лич ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацщ бований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Эт< возможность корректировать поведение, причем чем более ра лексическая, семантическая, синтаксическая и другие сторо оказывания (в асвекте его понимания), тем точнее и тоньи собен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных 1 ствий. Говорение позволяет ребенку в диалоге уточнять пред1 мые ему требования, получаемые со стороны взрослых оц самому влиять на поведение окружающих взрослых людейД образом, чтобы оно как можно больше соответствовало < ностям его личностного развития.

 

Сложную психологическую проблему представляет вопрос;? ношении того, что ребенок может понимать и говорить, с егосо ными личностными качествами. Суть проблемы состоит в ТОЩ кой мере активная и пассивная речь ребенка раннего возраст' жает достигнутый им уровень личностного развития: ведь дк каждый взрослый человек, хорошо владеющий речью, в с<з1 осознать и выразить в словах собственные качества личности>! уровнем индивидуального развития ребенка и тем, что и как рит, нет, по-видимому, простой и однозначной связи. Суда1 осознает себя ребенок как человека, отличного от других ли не осознает, нельзя только на основании того, пользуется пользуется он в своей активной речи местоимением *Я> нием для подобных психологических выводов скорее могл

 

дить то, что ребенок понимает, т. е. его пассивная речь. Способы психодиагностического оценивания уровня речевого личностного развития ребенка в раннем возрасте необходимо выбирать исходя из того, что он понимает.

 

Однако одного речевого анализа недостаточно для полноценной психодиагностики. Наряду с ним следует использовать анализ доведения, но не в отдельности, а в логической соотнесенности с печью. Основанием для удовлетворительных выводов могут служить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок. В этой диаде: понимание и поведение - основную роль в развитии играет, по-видимому, понимание. Поэтому, воспитывая ребенка, развивая его как личность, в первую очередь необходимо заботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи.

 

Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста

 

Итак, мы рассмотрели процесс познавательного, личностного и поведенческого развития ребенка от рождения до трехлетнего возраста, выявили закономерности, условия и движущие силы этого развития. Попробуем теперь в интегрированном виде представить, с какими достиженийми подходит ребенок к критическому возрасту около трех лет, когда о нем впервые начинают говорить как о маленькой личности. Воспользуемся для этого схемой 1, где показаны основные психологические и поведенческие новообразования, возникшие к данному моменту жизни у ребенка. Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов

 

К вОС-С х ема 1

 

Основные достижения в психическом развитии ребенка от рождения до трех лет

 

Познание

 

Сферы развития Движения

 

Оформление речи. Первые признаки образного мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянства объектов

 

Развитие ручных предметных движений. Появление волевого самоуправления поведением

 

Общение

 

Развитие понимания ч появление активной речи

 

Появление самосознания. Освоение первичных нравственных норм. Усвоение правил человеческого поведения

 

Дифференциация функций рук и .ног

 

'Формирование базовых черт характера

 

Начало активного развития речи

 

Продолже

 

Возраст Познание Движения Общение -3 1 год Первые признаки понимания речи Самостоятельное хождение. Самостоятельное стояние Первые призна пользования речы 10 месяцев

Возникновение ра сти - беспокойся среди чужих лющ в новой обстану 8 месяцев Становление сенсомоторного ин-Хождение вокруг опоры Невербальная 1 муникация с пц щью жестов, ми)1 1н 1 1 7 месяцев 5 месяцев

Стояние с поддержкой

Сидение с поддержкой. Перенос центра тяжести на ноги 3 месяца Оформление функции зрения Переворачивание с боку на бок - перекатывание Реакция улыбк вет на появлеЦ1 ца матери 'И

за-ассоциации между голосом и лицом матери 2 недели 1 неделя

 

И Выделение голоса матери из других звуков Различение звуков и запахов. Реагирование на звуки. Слежение за движениями приятию мира в виде ощущений, элементарных образов с практически всех органов чувств, в первую очередь зрения) Его анализаторы с рождения готовы к принятию и пе} разнообразной-сенсорной информации о мире. е

 

На первой и второй неделях жизни способность к во раздражителей дополняется способностью к их выделению различению. В особый класс попадают и вызывают спей реакции со стороны ребенка те раздражители, которые человеком. Это - лицо и фигура матери, человеческий пм мые и незнакомые люди. Восприятие, связанное с человек 154

 

чает в дальнейшем приоритетное и ускоренное развитие. Первыми в сознании ребенка складываются образы, соотносимые с людьми, и признаком этого становится соединение в единый перцептивный комплекс лица и голоса матери в период между первым и вторым месяцами жизни. В то же время к развитию познавательной сферы ребенка добавляется движение и общение. В области восприятия примерно с двух месяцев начинает активно функционировать зрение, и оно на значительный последующий период жизни ребенка вплоть до достижения им годовалого возраста определяет его познания и мышление.

 

В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачиваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех месяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. Примерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь месяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самостоятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движений активно управляет зрение, причем оно само совершенствуется под влиянием двигательной активности. Возникает зрительно-моторная координация, которая является важным условием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта.

 

Личностное развитие детей в период младенчества носит подготовительный характер и протекает в скрытой форме. Наиболее известными его внешними проявлениями являются комплекс оживления (около двух-трех месяцев), демонстрация отчетливой реакции привязанности (примерно в восемь-десять месяцев) и кризис первого . года жизни (в конце младенческого возраста). В течение всего этого периода времени на базе' врожденной эмпатической способности идет процесс развития и совершенствования невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это вместе взятое подготавливает переходна следующий уровень развития, связанный с активным усвоением и использованием невербальной речи. Способность к пониманию языка жестов, мимики и пантомимики возникает в возрасте около двух-трех месяцев и к яти-двенадцати месяцам, т. е. к тому моменту времени, когда "иизет формироваться вербальная речь, достигает весьма высокого УРОВНЯ развития.

 

_ С началом раннего возраста и в течение его идет непрерывный 1 Р°1сс формирования речи, которая одновременно включается в "этельное, личностное и поведенческое развитие ребенка, ка-ц ино преобразуя и ускоряя его. В результате психические про-цп становятся произвольными и склалывяште гт"-"--

 

-__....." иицизаым и словесно-логическим мышле-~1та. К

 

к д Даря овладению прямохождением разделяются функции "г ребенка, начинается быстрый процесс совершенствования

 

,155

 

ручных движений, приобретение ими предметного характера. Возн каст более тонкая и точная регуляция этих движений за счет зрительного контроля. Начинают оформляться базисные черты Л1 ности, ребенок осваивает элементарные правила поведения нравственные нормы. У него появляются первые признаки сал сознания.

 

Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспоо ленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях яв ется человеком с явными первыми признаками индивидуальное Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюсй сие му движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную р< выполняющую в его жизни многочисленные функции. К этому вр ни ребенок уже освоил многие нормы человеческих взаимоо шений. 1

 

По данным, полученным некоторыми исследователями, к 1 расту около трех лет у ребенка можно заметить проявления 81 ренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт харе) ра, способностей к различным видам деятельности, социал потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрешц самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бы проявление воли некоторыми детьми.

 

С такими общими достижениями в развитии познаватец двигательной, мотивационно-волевой, эмоционально-регуляциой и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу. Хотя в Щ его достижения в развитии кажутся весьма значительными, р ку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, 41 станет настоящей личностью.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Личностные новообразования младенчества

 

1. Основания для вывода о том, что начало формирования личности отно младенческому возрасту.

 

2. Младенчество как возраст оформления темперамента.

 

3. Начало становления черт характера у ребенка.

 

4. Появление у детей чувства страха, его причины и значение.

 

Тема 2. Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет

 

1, Начало формирования самосознания.

 

2. Возникновение чувства привязанности.

 

3. Становление самооценки.

 

4. Развитие социальных чувств. . 5, Появление волевых черт характера.

6. Кризис переходного возраста от младенчества к раннему детству.

 

Тема 3. Речь и становление личности

 

1. Значение речи для личностного развития ребенка.

 

2. Понимание и говорение, их связь с развитием личности.

 

Тема 4. Общая характеристика последовательных достижений в раз* от рождения до трехлетнего возраста

 

1, Достижения в развитии познавательных процессов 156

 

:) успехи в развитии мышления. ц Основные этапы становления и развития движений. ц уровень личностного развития детей к трехлетнему возрасту. е, общая оценка достижений в психическом развитии детей младенческого и раннего возраста.

 

Темы для рефератов

 

1) Основные личностные новообразования младенческого возраста. ' ц речь и формирование личности ребенка в раннем возрасте. ' 1 я Основные достижения в психическом развитии детей к трехлетнему возрасту.

 

1 Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

' 1 Истоки формирования личности, ее наиболее ранние проявления.

 

2 Взаимосвязанное развитие отдельных черт личности в раннем возрасте.

 

3 Дифференциальные различия в психологии детей трехлетнего возраста.

 

Литература 1

 

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск,

 

1989. (Ранний возраст: 56-62.)

 

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., 1984 - Т. 4. (Кризис первого года жизни: 318-340. Раннее детство: 340-368, Кризис трех лет: 363-376.)

 

Мелхорн Г., Мелхорн X.Г. Гениями не рождаются (Общество и способности человека. Книга для учителя).-М., 1989. (Окружающая среда и развитие в младенческом возрасте: 135-138.) ,

 

Развитие личности ребенка.-М., 1987. (Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве: 37-58. Психологические особенности детей раннего возраста: 59-73.) Раттер М. Помощь трудным детям.-М., 1987. Младенчество и первый год жизни: 82-90. Ранний возраст (второй год жизни):

 

ьонии Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения

 

До семи лет).-М" 1960.

 

1 Эпическое развитие ребенка на первом году жизни (период младенчества): 69-92. 1 ическое развитие ребенка в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): 93-137,)

 

1  ".

 

11""- А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии. 1- № 5.-С. 129-140. иао" А- Истоки характера у детей// Вопросы психологии.

 

1" 6- С- 121-3. Ки) '"я и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и

 

Цнхо"  В*ста° и младенческого возраста: 63-64. Психология детей раннего

 

1*<<о°  С. Самоконтроль человека.-Л" 1989. Роль у младенцев: 81-83. Самоконтроль в раннем детстве: 83-86.)

 

К . ' ' 157

 

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекц М., 1990. 1 (Формирование эмоциональной регуляции поведения у детей до 3-летнего вози 32-47.) " Глава 10.

 

Развитие личности в дошкольном возрасте

Краткое содержание

 

Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития в дошкольном детстве,, их связь с формированием различных сторон личности ка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение до) Никами норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правила> личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции пов Переход к автоматизированным формам нравственного поведения. Проявлен] ральных качеств личности в общении, и

 

Эмоционально-мотивацнонная регуляция поведения. Развитие мотивации' ния в дошкольном возрасте. Включение в общение мотивов, связанных с уче трудом. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориб на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком тр} решаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и н< Появление определенных эмоциональных реакций ребенка на неудачу иД Соотнесение успехов и неудач с возможностями и способностями. Осознание ком того, что его успех зависит не только от способностей, но и от арш усилий. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение сопод мотивов и их волевой регуляции.

 

Формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника. Поц зовых качеств личности ребенка, их происхождение. Связь начала развития личностных качеств с ранним возрастом. Возникновение <внутренней поз> ребенка-дошкольника. Появление самосознания в форме адекватной оцен' ственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других поле честв личности. Подражание и его значение для развития личности дошк Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и де>

 

Психологические новообразования .дошкольного возраста. Возникноте разного и внутреннего символического плана действий. Объединение вн и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, ф мышления. Соединение воображения, мышления и речи, возникновение вщ речи. Завершение формирования речи как средства общения. Использовав как средства мышления. Становление внутренней нравственной саморегуляци ков. Развитие мотивации общения с людьми. Выявление индивидуальности ]

 

Усвоение нравственных норм

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического р ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большо> в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок прио< многое из того, что остается с ним надолго, определяя его 1Й ность и последующее интеллектуальное развитие. 1

 

С точки зрения формирования ребенка как личности Щ школьный возраст можно разделить на три части. Первая относится к возрасту три-четыре года и преимущественно < с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охвЯ возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной самь ции, а третья относится к возрасту около шести лет и включи мирование деловых личностных качеств ребенка.

 

158 ' .

 

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенны- нравственными нормами. У них формируются более или менее ойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

 

Источниками моральных представлений детей являются взрос-1 "и которые занимаются их обучением и воспитанием, а также свер-1 стники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваи- дается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к позна-; нию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное ' рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой  характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития ' личности.

 

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери ста-1 новится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов пове-"дения. Существенное значение для развития ребенка приобретают ' оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

 

 

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого <бытового> поведения, культурно-гигиенические нормы, а 1 также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с 1 соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касают-1' обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского 1иимания, и следование им на практике детям дается с большим ТРУДОМ. Положительное значение для усвоения таких правил имеют Цтно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем 1"льном возрасте. Именно в них имеет место представление, 1юдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы <"ия. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам ""ностного поведения путем подражания (младший дошколь- возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих : правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только 1а выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие ка" Щиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нор--"""я поведения детей в дошкольном возрасте наступает период,

 

когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляи переносится на управление социальными действиями и поступ Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личност нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения с вятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуатц1 характер. К концу дошкольного детства у большинства детей си вается определенная нравственная позиция, которой они прид ваются более или менее последовательно.

 

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его) нейшей личностной судьбе играет весьма существенную рол* рождая множество других индивидуально полезных качеств. 5 стремление к признанию и одобрению со стороны окрузЛа. людей. Из данного качества как из общего корня при норма< воспитании вырастают потребность в достижении успехов, устремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельна многие другие. С ним же связано становление таких важных к; личности, как ответственность и чувство долга.

 

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личнс качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую Ь< внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, ус и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям 1 ляются у многих детей-дошкольников, причем не только в иц ситуациях, но и в реальной жизни. ;1

 

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии ра1 объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными ственными категориями. Это значит, что у него сформировали чала нравственного самосознания и нравственной саморегу поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данног раста на суждения, мнения и поступки других людей внешние, ления соответствующих личностных качеств не представля> статочно устойчивыми.

 

Эмоционально-мотивационная регуляция поведен>

 

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее тие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится устав и расширить контакты с окружающими людьми. Примечав что к естественной любознательности детей-дошкольников, боченности одобрением со стороны взрослых людей в старь школьном детстве добавляются новые мотивы общения -'1 и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающиеЦ ка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи личными - мотивы, связанные с волнующими ребенка внут проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему оТЦ окружающие, каким образом оценивают его дела и пов К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения,- щиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они прихй смену тому естественному любопытству, которое свойственны

 

 

 

более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

 

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим нс менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-оле-вых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.

 

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других, жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов, деятельности. Как же практически идет развитие мотивации достижения успехов и какие этапы на этом пути проходит ребенок в дошкольном детстве?

 

Вначале - это относится к младшему дошкольному возрасту - дети учатся различать задачи по степени их трудности. Затем, когда эта цель достигнута, они начинают судить о своих возможностях, причем то и другое обычно взаимосвязано. Умение точно определять степень трудности решаемой задачи коррелирует у 'ребенка с его способностью правильно оценивать свои возможности. Вплоть до трех-четырехлетнего возраста дети, вероятно, еще не вполне способны оценить итог своей деятельности как успех или неудачу. Но самостоятельный поиск и выбор ими задач разной степени трудности не оставляет сомнения в том, что уже в данном возрасте дети в состоянии различать градации сложности выбираемых ими задач, практически решая их в восходящей или нисходящей последовательности Расположения по степени трудности.

 

Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или Неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех и неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными Лоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые ьные проявления самооценки, причем в основном лишь после



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.