|
|||
Св. Игнатий Лойола 6 страница347 Второе: После того, как я наступил на такой крест, или после того, как подумал или сказал или сделал что-либо иное, мне приходит извне помысел, что я согрешил, а с другой стороны, представляется, что не согрешил, и все же при этом ощущается беспокойство: то есть в одно и то же время я сомневаюсь и не сомневаюсь - это и есть настоящая мнительность и искушение, внушаемые врагом. 348 Третье: Первым родом мнительности, упомянутым в первом замечании, нужно весьма гнушаться, так как это подлинное заблуждение; но второй [род мнительности], из второго замечания, в течение некоторого времени весьма помогает душе, предающейся Духовным Упражнениям; так как весьма очищает и омывает ее, отлучая ее от всякого подобия греха; по слову святого Григория [Двоеслова]: добрым душам свойственно усматривать вину даже там, где нет никакой вины. 349 Четвертое: Враг внимательно присматривается к тому, является ли душа грубой или тонкой, и если она тонкая, то старается сделать ее еще более тонкой и довести ее в этом до крайности, дабы легче ее возмутить и погубить. Например, если видит, что душа не допускает не только смертного греха, но и отпустительного или тени добровольного греха, тогда враг, видя, что не может заставить душу впасть во что-либо имеющее хотя бы подобие греха, старается заставить ее видеть грех там, где его нет; например, в каком-либо слове или малейшей мысли. Если же душа груба, враг старается ее сделать еще грубее. Например, если до сих пор она пренебрегала простительными грехами, то он старается сделать так, чтобы она пренебрегала и смертными грехами, и если прежде хотя немного заботилась о грехах, то теперь - чтобы заботилась еще меньше или вовсе об этом не заботилась. 350 Пятое: Душа, желающая преуспевать на духовном пути, должна всегда поступать противоположно тому, как поступает враг; а именно, если он старается сделать душу грубее, она должна стремится сделать себя тоньше; если же он стремится довести ее до крайней тонкости, то душа должна утвердиться в середине, дабы чувствовать себя вполне спокойной. 351 Шестое: Иногда благая душа, [хранящая] верность Церкви или учению ее предстоятелей, желает что-либо сказать или сделать во славу Господа Бога. Однако извне приходит мысль или искушение не говорить или не делать этого под предлогом того, что можно впасть в гордыню или иной порок и тому подобное. Тогда она должна направить ум свой ко Господу и Творцу своему, и если она увидит, что в этом долг ее служения, либо что это по крайней мере не противоречит ему, то должна поступить наперекор такому искушению, отвечая искусителю словами святого Бернара: не ради тебя я начал, и не ради тебя окончу. 352
ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО СУЖДЕНИЯ, которое мы должны иметь, [находясь] в воинствующей Церкви, послужат нижеследующие правила 353 Первое: Отрешившись от всякого собственного суждения, надо иметь душу готовую и скорую на послушание во всем истинной невесте Христа Господа нашего, то есть Святой нашей Матери, иерархической Церкви. 354 Второе: Восхвалять исповедь перед иереем и причащение Святых Тайн, совершаемые ежегодно, а еще лучше каждый месяц или каждый день, соблюдая требуемые и подобающие условия. 355 Третье: Восхвалять частое присутствование на Божественной литургии, а также пение гимнов, псалмов и продолжительных молитв в храме или вне его; также время, положенное для всякого богослужения и молитвы и всех канонических часов. 356 Четвертое: Весьма восхвалять монашество, девство и воздержание; также и брак, но менее, нежели предыдущие. 357 Пятое: Восхвалять монашеские обеты - послушания, нестяжания, целомудрия и другие добровольные обеты совершенства. И надо заметить, что, поскольку обеты относятся ко всему тому, что приближает [нас] к евангельскому совершенству, нельзя давать обеты того, что от него удаляет: например, [обет] стать купцом или вступить в брак и так далее. 358 Шестое: Восхвалять мощи святых - почитать их и молиться святым, [которым они принадлежат]; одобрять стояния (stationes), паломничества, индульгенции, юбилеи, крестовые походы и возжигание свечей в церкви. 359 Седьмое: Восхвалять церковные постановления, касающиеся постов и воздержания, например сорокадневный пост, посты "четырех времен года", в кануны праздников, в пятницы и субботы; как и покаяние [епитимия] не только внутреннее, но и внешнее. 360 Восьмое: Хвалить рвение к созданию и украшению храмов, а также почитание икон ради тех, кого они изображают. 361 Девятое: Наконец, восхвалять все повеления Церкви, быстро направляя ум к обретению суждения в их защиту и никоим образом не для борьбы с ними. 362 Десятое: Мы должны быть готовы одобрить и восхвалить как распоряжения и повеления наших предстоятелей, так и их поведение. Ибо хотя поведение некоторых из них малопохвально, однако нападки на них в публичной проповеди или в речи перед простолюдинами порождают скорее ропот и соблазн, нежели пользу; таким образом возбуждается народ против своих предстоятелей - светских или духовных. Насколько достойны осуждения обращенные к народу худые речи об отсутствующих начальствующих лицах, настолько может быть полезным сообщение об их поступках лицам, могущим применить средства для исправления. 363 Одиннадцатое: Восхвалять положительное и схоластическое богословие. Ибо учителям положительного богословия, например святому Иерониму, святому Августину, святому Григорию и другим, свойственно пробуждать в сердцах чувство любви к Богу, Господу нашему, и желание во всем служить Ему. Схоластикам же, как, например, святому Фоме, святому Бонавентуре и Петру Ломбардскому и другим, скорее, свойственно определять и объявлять вещи, необходимые для вечного спасения, в соответствии с нашим временем и для лучшего опровержения и выявления всех заблуждений и всех обманов. Схоластические учителя, принадлежа к позднейшим временам, не только плодотворно пользуются верным разумением Священного Писания и данными святых учителей положительного богословия, но и сами, будучи освещаемы и научаемы благодатью Божией, черпают помощь в Соборах, канонах и постановлениях святой Матери нашей Церкви. 364 Двенадцатое: Надо бояться делать сравнения между нами, еще живущими, и святыми, уже отшедшими, ибо от этого могут произойти большие заблуждения, например, когда говорят, этот больше знает, чем святой Августин, другой - выше или более свят, чем святой Франциск; или добротой и святостью торой Павел и так далее. 365 Тринадцатое: Чтобы во всем следовать истине, необходимо всегда быть расположенным верить, что то, что я вижу белым, черное, если иерархическая Церковь так определит; веря, что един Дух Христа, Господа нашего, Жениха, и Церкви, Его Невесты, Который нас наставит и направит ко спасению душ наших. Ибо тем же Духом Святым, Господом нашим, которым даны десять заповедей, управляется и направляется наша Матерь Церковь. 366 Четырнадцатое: Хотя верно то, что никто не может спастись, не будучи предопределен, и без веры и благодати, однако нужно быть очень осторожным в словах и прениях, относительно всего этого. 367 Пятнадцатое: Мы не должны о предопределении говорить много и как бы по привычке; но если некоторым образом, между прочим, об этом пойдет речь, то должно говорить так, чтобы народ не впал в какое-либо заблуждение, как это бывает, когда говорится: если уже предопределено, что я должен спастись или погибнуть, через мои добрые или злые дела, то это уже не может измениться; и отсюда, охлаждаясь, пренебрегают делами, приводящими души их ко спасению и к совершенству. 368 Шестнадцатое: По той же причине нужно следить за тем, чтобы не говорили много о вере, возбужденно и без разбора и объяснения, подавая народу повод к небрежности и лени в исполнении добрых дел, будь то до получения веры, утвержденной любовью, будь то после. 369 Семнадцатое: Также мы не должны слишком пространно говорить и настойчиво подчеркивать действие благодати, чтобы не породить пагубного убеждения в уничтожении свободы воли. О вере и благодати можно беседовать, насколько это возможно, с Божией помощью, ради вящего прославления Его Божественного Величия, но не так, и не такими приемами, особенно в наше столь опасное время, когда дела и свободная воля терпят ущерб либо ни во что не считаются. 370 Восемнадцатое: Выше всего надо ценить усердное служение Господу, Богу нашему, по [побуждениям] чистой любви; однако мы должны весьма хвалить чувство страха перед Его Божественным Величием; так как не только страх сыновний есть дело благочестивое и святое, но и рабский страх, когда человек не достигает лучшего и более полезного, может сильно помочь избавиться от смертного греха, и после того, как [человек] удалится от него, [он] сможет легко дойти до сыновнего страха, который всецело благоприятен и благоугоден Господу, Богу нашему, будучи неразлучно соединен с Божественной Любовью. КОНЕЦ
МОЛИТВА* Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя Во веки веков. Аминь.
Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi, conforta me. O bone Jesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me, Et jube me venire ad te, Ut cum Sanctis tuis laudem te In saecula saeculorum. Amen.
|
|||
|