Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Св. Игнатий Лойола 5 страница



287     

О ВЕРБНОМ ВОСКРЕСЕНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 21, ст. 1-17

 

Первый пункт: Господь посылает учеников привести ослицу и осленка, говоря: Отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и тотчас пошлет их.

Второй пункт: Господь сел на ослицу, покрытую одеждами апостолов.

Третий пункт: Народ вышел навстречу, постилая на пути одежды и ветви деревьев и восклицая: Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних.

288     

О ПРОПОВЕДАНИИ ВО ХРАМЕ

повествует святой евангелист Лука, гл. 19, ст. 47-48

 

Первый пункт: [Христос] учил ежедневно во храме.

Второй пункт: Окончив проповедь, Он возвращался в Вифанию, так как в Иерусалиме не было никого, чтобы принять Его.

289     

О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 20-30; святой евангелист Иоанн, гл. 13, ст. 1-30

 

Первый пункт: Христос вкушает пасхального агнца со Своими двенадцатью апостолами и предвещает им Свою смерть: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Второй пункт: Начав со святого Петра, Он умыл ноги своим ученикам, даже Иуде. Петр же, видя величие Господа и свое собственное ничтожество, не хотел соглашаться, говоря: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Но апостол Петр не знал, что Господь этим давал пример смирения; и потому Иисус сказал: Ибо Я даю вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Третий пункт: Господь установил святейшую жертву Евхаристии, в знак своей великой любви, говоря: Примите, ядите. После вечери Иуда вышел, чтобы продать Христа, Господа нашего.

290     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ВЕЧЕРИ ДО САДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 30-46; святой евангелист Марк, гл. 14, ст. 27-42

 

Первый пункт: Господь, совершив вечерю и воспев песнь, отправился к горе Елеонской со своими учениками, полными страха. И оставил восемь из них в Гефсимании, сказав: Посидите тут, пока я пойду, помолюсь там.

Второй пункт: Взяв с собой святого Петра, святого Иакова и святого Иоанна, трижды молился, говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И, быв в борении, прилежнее молился.

Третий пункт: И пришел в такой страх, что сказал: Душа Моя скорбит смертельно. - И кровью потел столь обильно, что святой евангелист Лука говорит: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю, что заставляет предполагать, что одежды Его были полны кровью.

291     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ САДА ДО ДОМА АННЫ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 47-58, 69-70; святой евангелист Марк, гл. 14, ст. 43-54 и 66-68; святой евангелист Лука, гл. 22, ст. 47-57

 

Первый пункт: Господь попускает Иуде поцеловать Его; и быть взятым, как разбойник, теми, которым сказал: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. Всякий день бывал Я с вами в храме и уча - и вы не брали Меня. - Когда же Он сказал им: Кого ищете? - враги Его пали ниц.

Второй пункт: Апостол Петр ранил одного из слуг первосвященника, но кроткий Господь сказал ему: Возврати меч твой в его место, - и исцелил рану слуги.

Третий пункт: Христа, оставленного учениками, ведут к Анне, где святой Петр, следовавший за Ним издалека, отрекся от Него первый раз; Христа же служитель ударил в щеку, говоря: Так отвечаешь Ты первосвященнику?

292     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА АННЫ ДО ДОМА КАИАФЫ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 57-75

 

Первый пункт: Связанного Христа ведут от дома Анны к дому Каиафы; святой Петр дважды отрекается от Него; но, когда Господь взглянул на него, то он, выйдя вон, плакал горько.

Второй пункт: Господь всю эту ночь оставался связанным.

Третий пункт: Державшие Его связанным издевались над Ним, ударяли Его, закрывали Ему лицо, давали пощечины и спрашивали - прореки нам, Христос, кто Тебя ударил? - и тому подобные кощунства творили над Ним.

293     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА КАИАФЫ ДО ДОМА ПИЛАТА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 1-2, 11-26; святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 1-5, 13-25; святой евангелист Марк, гл. 15, ст. 1-15

 

Первый пункт: Все множество иудеев ведет Его к Пилату, перед которым обвиняют Его, говоря: Мы нашли, что Он совращает народ наш и запрещает давать подать кесарю.

Второй пункт: После этого Пилат снова вопросил Его и затем еще раз, а затем сказал: Я не нахожу никакой вины в этом Человеке.

Третий пункт: И предпочтен был Ему Варавва разбойник: закричали все, говоря - не Его, но Варавву.

294     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ПИЛАТА ДО ДОМА ИРОДА,

повествует святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 6-11

 

Первый пункт: Пилат послал Иисуса Галилеянина к Ироду, правителю Галилеи.

Второй пункт: Ирод много расспрашивал Его с любопытством, но Он не ответил ему ни слова, хотя книжники и фарисеи не переставали обвинять Его.

Третий пункт: Ирод со своими воинами, унизив Его, облек Его в белую одежду.

295     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ИРОДА ДО ДОМА ПИЛАТА,

повествуют святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 26-30; святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 11-26, 32; святой евангелист Марк, гл. 15, ст. 15-20; святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 1-6

 

Первый пункт: Ирод отослал Его обратно к Пилату, и поэтому Ирод и Пилат стали друзьями, прежде же были во вражде друг с другом.

Второй пункт: Пилат взял Иисуса и предал на бичевание, а воины сделали венец из терния, возложили на главу Его, и облекли в ризу багряную, и подходили к Нему, говоря: Радуйся, Царь Иудейский, и били Его по ланитам.

Третий пункт: Вывел Его Пилат на всеобщее обозрение; тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и сказал им Пилат - се, Человек! - и, когда увидели Его первосвященники, то закричали, говоря - распни, распни Его!

296     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ПИЛАТА ДО РАСПЯТИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 13-22

 

Первый пункт: Пилат сидя, как судья, предал им Иисуса на распятие, после того как иудеи отреклись от него, как от своего царя, говоря - нет у нас царя, кроме кесаря.

Второй пункт: Христос нес крест на своих плечах, и так как не мог его нести, то принудили Симона Киринейского, да несет его вслед за Иисусом.

Третий пункт: Распяли Его между двумя разбойниками, установив [на кресте] надпись: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

297     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ НА КРЕСТЕ,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 23-37

 

Первый пункт: Христос на кресте произнес семь слов - молился за распявших Его, простил разбойника, поручил святого Иоанна Матери Своей и Свою Матерь святому Иоанну, громко произнес слова: Жажду - и дали Ему желчь и уксус; сказал, что Он оставлен Отцом; сказал: Совершилось! - и еще: Отче, в руки Твои предаю дух Мой.

Второй пункт: Солнце померкло, камни раскололись, могилы открылись, завеса храма разорвалась надвое - сверху донизу.

Третий пункт: Хулят Его, говоря: Эй! разрушающий храм... сойди с креста; разделили одежды Его; из Его бока, пронзенного копьем, истекла кровь и вода.

298     

О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ КРЕСТА ДО ПОГРЕБЕНИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 38-42

 

Первый пункт: Христос был снят со креста Иосифом [Аримафейским] и Никодимом, в присутствии Его скорбящей Матери.

Второй пункт: Тело было отнесено ко гробу, помазано ароматами и погребено.

Третий пункт: Была поставлена стража.

299     

О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, И О ПЕРВОМ ЯВЛЕНИИ ЕГО

Христос явился Пресвятой Деве Марии; хотя Священное Писание об этом не говорит, но можно это считать сказанным, когда повествуется о явлениях Его многим другим; Священное Писание предполагает, что мы имеем разумение, так вопрошая: Неужели вы еще не разумеете? (Матфей, гл. 15, ст. 16.)

300     

О ВТОРОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Марк, гл. 16, ст. 1-11

 

Первый пункт: Ранним утром идут ко гробу Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея и говорят между собою - кто отвалит нам камень от двери гроба?

Второй пункт: Они видят отваленный камень и ангела, который глаголет [им] - Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его нет здесь.

Третий пункт: Христос явился Марии Магдалине, оставшейся у гроба, когда другие уже отошли.

301     

О ТРЕТЬЕМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 28, ст. 8-10

 

Первый пункт: Эти Марии исходят из гроба со страхом и радостию великой, желая возвестить ученикам Воскресение Господа.

Второй пункт: Христос, Господь наш, явился им на пути, сказав: Радуйтесь. Они же, приступив, припали к ногам Его и поклонились Ему.

Третий пункт: Иисус сказал им: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

302     

О ЧЕТВЕРТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Лука, гл. 26, ст. 9-12, 33-34

 

Первый пункт: Святой Петр, услышав от жен о Воскресении Христа, поспешил ко гробу.

Второй пункт: Войдя во гроб, увидел одни пелены, коими обернуто было Тело Христа, Господа нашего, и ничего больше.

Третий пункт: В то время, когда святой Петр размышлял о случившемся, явился ему Христос; посему апостолы свидетельствовали: Господь истинно воскрес и явился Симону.

303     

О ПЯТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Лука, гл. 24, ст. 13-33, 35

 

Первый пункт: Явился ученикам, которые шли в Эммаус и беседовали о Христе.

Второй пункт: Он упрекает их, доказывая по Писаниям, что Христос должен был умереть и воскреснуть: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и пойти в славу Свою?

Третий пункт: По их просьбе Он остановился здесь [в Эммаусе], а затем, причастив их, стал невидим. И они, возвратившись, сообщили апостолам о том, как познали Его в причастии.

304     

О ШЕСТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 20, ст. 19-23

 

Первый пункт: Ученики, кроме святого Фомы, были вместе - страха ради иудейского.

Второй пункт: Явился им Христос, хотя двери были заперты, и, став посреди их, сказал: Мир вам.

Третий пункт: Подает им Духа Святого, глаголя им: Примите Духа Святого... кому простите грехи, отпустятся им.

305     

О СЕДЬМОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 20, ст. 24-29

 

Первый пункт: Святой Фома, не уверовавший, так как не был при предыдущем явлении, сказал: Если не увижу... не поверю...

Второй пункт: Восемь дней спустя Иисус снова является им [апостолам], когда двери были заперты, и говорит святому Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри... и не будь неверующим, но верующим.

Третий пункт: Святой Фома обретает веру и восклицает: Господь мой и Бог мой! - Христос ему отвечает: Блаженны не видевшие и уверовавшие.

306     

О ВОСЬМОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 21, ст. 1-17

 

Первый пункт: Иисус является семи своим ученикам, которые в продолжение всей ночи ловили рыбу и ничего не поймали; но, закинув сеть по Его приказанию, не могли вытащить сети от множества рыбы.

Второй пункт: Благодаря этому чуду святой Иоанн узнал Христа и сказал святому Петру: Это Господь. Петр же бросился в море и пришел ко Христу.

Третий пункт: Христос дал им есть часть печеной рыбы и мед в сотах. Петру, после троекратного вопроса о любви, [Он] поручил овец своих и сказал ему: Паси овец Моих.

307     

О ДЕВЯТОМ ЯВЛЕНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 16-20

 

Первый пункт: По приказанию Господа ученики идут к горе Фавор.

Второй пункт: Христос является им и говорит: Дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Третий пункт: Посылает их в мир проповедывать, глаголя: Идя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

308     

О ДЕСЯТОМ ЯВЛЕНИИ

повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 6-7

 

Потом явился более нежели пятистам братий в одно время.

309     

ОБ ОДИННАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ

повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 7

 

Потом явился Иакову.

310     

О ДВЕНАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ

Явился Иосифу Аримафейскому, как [о том] можно благочестиво полагать и читать в Житиях святых.

311     

О ТРИНАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ

повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 8

 

По вознесении явился апостолу Павлу: После всех явился и мне как некоему извергу. Явился также душою святым Отцам в преисподней, а после того, как вывел их оттуда, и по соединении своей души с телом неоднократно являлся ученикам и беседовал с ними.

312     

О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДА НАШЕГО ХРИСТА

повествуется в Деяниях апостолов, гл. 1, ст. 1-12

 

Первый пункт: После того как в продолжение сорока дней Христос являлся апостолам, соделывая многие доказательства и знамения, и беседовал с ними о Царствии Божием, Он приказал им ожидать в Иерусалиме обещанного Святого Духа.

Второй пункт: Возвел их на гору Елеонскую, и в присутствии их вознесся, и облако закрыло Его от очей их.

Третий пункт: В то время, когда смотрели они на небо, ангелы сказали им: Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

313     

ПРАВИЛА

для ощущения и распознавания различных движений, возбуждаемых в душе; хороших, чтобы их принимать, и дурных, чтобы их отбрасывать. Эти правила наиболее подходят для первой Недели

314 Первое правило: Тем, кто идут от одного смертного греха к другому, враг обыкновенно представляет мнимые прелести, заставляет воображать чувственные наслаждения и роскоши, дабы сильнее удержать и углубить таковых в пороках и в грехах. У этих же лиц добрый дух действует обратным образом: возбуждая в них угрызения совести, повергает их в смущение и сожаления и дает им ощутить возражения разума.

315 Второе правило: У тех, кто тщательно очищаются от грехов и в служении Богу нашему идут от хорошего к лучшему, добрый и злой дух действуют противоположно первому правилу: злому духу свойственно грызть, возбуждать печаль и ставить преграды, заставляя душу беспокоиться по поводу ложных соображений, дабы не продвинулась вперед. Доброму же духу свойственно внушать отвагу, силу, утешения, слезы, вдохновения и покой, облегчая все и устраняя препятствия, дабы [душа] все более и более преуспевала в добром.

316 Третье правило: О духовном утешении. Называю утешением состояние души, когда в ней пробуждается некое внутреннее движение, от чего она начинает воспламеняться любовью к Творцу и Господу своему; и вследствие этого не может любить никакой твари на земле ради нее самой, но только во Творце всех. Это бывает также и в том случае, когда слезы, источаемые душой, побуждают ее - через раскаяние в своих грехах, или страданиями Господа нашего Иисуса Христа, или чем иным, относящимся непосредственно к Его служению и славе, - к любви к Господу.

Наконец, называю утешением всякое увеличение веры, надежды и любви и всякую внутреннюю радость, призывающую и привлекающую к предметам небесным и к спасению души, соделывая ее покойной, умирённой во Господе и Творце ее.

317 Четвертое правило: О духовной оставленности. Называю оставленностью все противоположное утешению, о чем изложено в третьем правиле; а именно - помрачение души, ее волнение, влечение к вещам низким и земным, беспокойство по поводу разных искушений и напастей, побуждающих к неверию, оставление без надежды, без любви; когда душа видит себя вполне ленивой, равнодушной, опечаленной и как будто отлученной от Творца и Господа своего. Ибо как утешение противоположно оставленности, так и мысли, возникающие от утешения, противоположны мыслям, рождающимся от оставленности.

318 Пятое правило: Во время оставленности никогда не нужно делать перемены, но сильно и неуклонно стоять при намерении, которое имелось в день, предшествующий этой оставленности, или во время предыдущего утешения. Ибо как в утешении ведет нас и советами своими направляет дух добрый, так в оставленности - дух злой, коего советы не могут указать пути к какому бы то ни было благому решению.

319 Шестое правило: Хотя во время оставленности мы не должны изменять наши решения, все же весьма полезно внутренно измениться перед лицом такой оставленности; например, прилежнее молясь, размышляя, усиленно испытывая совесть и более усердно предаваясь покаянию.

320 Седьмое правило: Пребывающий в оставленности, пусть думает, что Господь, испытания ради, предал его естественным или природным его силам, дабы сопротивлялся разным побуждениям и искушениям врага; ибо сопротивляться он может с но мощью Божией, которая никогда его не оставляет, хотя он ее ясно не чувствует, так как Господь отобрал у него великое рвение, большую любовь и сильную благодать, оставляя, однако, благодать, достаточную для вечного спасения.

321 Восьмое правило: Пребывающий в оставленности должен прилагать усилия к тому, чтобы сохранить терпение, так как оно противостоит грядущим напастям, и помышлять о том, что вскоре будет утешен, если всеми своими силами будет бороться с оставленностью, как о том сказано в Шестом правиле.

322 Девятое правило: Есть три главные причины, в силу которых мы впадаем в оставленность.

Первая [- наказание], ибо мы бываем холодны, ленивы и небрежны к своим Духовным Упражнениям, и так по нашей вине удаляется от нас духовное утешение.

Вторая [- испытание], ибо Богу угодно, чтобы мы испробовали свои силы: чего мы стоим и далеко ли продвинемся в Его служении и восхвалении, будучи без помощи обильных утешений и великой благодати.

Третья [- поучение], дабы мы получили точное и истинное познание и осведомление и внутреннее чувство того, что не в наших силах обрести или удержать: большую набожность, напряженную любовь, слезы или какое бы то ни было духовное утешение, но что все это дар и милость Господа, Бога нашего; и чтобы мы не строили себе жилище у другого, и не возносились умом, впадая в гордыню или тщеславие, приписывая себе набожность или прочие следствия духовного утешения.

323 Десятое правило: Находящийся в утешении пусть размышляет о том, как он будет поступать в оставленности, которая затем последует, и пусть запасается для этого времени новыми силами.

324 Одиннадцатое правило: Находящийся в утешении пусть старается смириться и принизить себя насколько может, думая о своей незначительности [слабости] во время оставленности, будучи лишенным [ощущения] благодати или утешения. И напротив, находящийся в оставленности да не забывает, что многое может сделать с [помощью] благодати, так как она достаточна для сопротивления всем его врагам, если он обратится за помощью к Господу и Творцу своему.

325 Двенадцатое правило: Враг наш похож на женщину, ибо проявляет слабость, когда мы оказываем сопротивление, и силу, когда предоставляем ему возможность действовать. Действительно, это свойство женщины: когда она ссорится с мужчиной, то падает духом и убегает, если мужчина оказывает ей решительное сопротивление; и наоборот, если мужчина начинает падать духом и обращается в бегство, гнев, месть и злоба женщины становятся неистовы и безмерны.

Подобным же образом и нашему врагу свойственно ослабевать, падать духом и отступать со своими искушениями, когда совершающий духовное делание решительно противостоит его искушениям, совершая противоположное его наущениям. И Напротив, если упражняющийся начинает в искусительной брани страшиться и падать духом, тогда на земле нет более жестокого зверя, чем враг рода человеческого, который с великим лукавством тщится исполнить свое проклятое намерение.

326 Тринадцатое правило: Кроме того, он действует подобно соблазнителю, таится и не желает быть обнаруженным. Действительно, соблазнитель, который злонамеренными словами прельщает некую дочь почтенного отца или супругу хорошего мужа, желает, чтобы его слова и уговоры оставались в тайне. И наоборот, он проявляет великое неудовольствие, когда дочь отцу или супруга мужу открывает его соблазнительные речи и превратные намерения, так как без труда понимает, что уже не сможет завершить начатое дело.

Подобным же образом, когда враг человеческого рода внушает праведной душе свои хитрости и наущения, то и желает, и алчет того, чтобы она принимала и сохраняла их в тайне. Но когда она открывает их просвещенному духовнику или иному духовному лицу, знающему его хитрости и злобу, то это ему весьма не нравится, так как понимает, что не сможет завершить начатое злодеяние, потому что его хитрости стали явными.

327 Четырнадцатое правило: Кроме того, он ведет себя как некий вождь на войне, желающий победить или ограбить [какой-нибудь город]. Ибо как вождь и предводитель войска, начиная осаду, стремится узнать силы и план осаждаемого места и ведет приступ с более слабой его стороны, так и враг человеческого рода обходит душу, выслеживает со всех сторон ее добродетели, богословские, основные, нравственные [богословские добродетели: вера, надежда, любовь; основные: благоразумие, справедливость, умеренность, мужество. - Прим. перев.], и с которой стороны находит нас более ослабленными и лишенными оружия для нашего спасения, с той стороны и нападает и старается одержать победу.

328  

 

ПРАВИЛА

относительно того же предмета, для более совершенного распознавания духов; они более подходят для второй Недели

329 Первое: Богу и Его ангелам свойственно, в их воздействиях [на душу], даровать истинную радость и духовное веселие, удаляя всякую печаль и скорбь, производимые врагом. Наоборот, врагу свойственно вести борьбу с этим веселием и духовным утешением, используя лживые соображения, тонкости и постоянные обманы.

330 Второе: Один только Господь, Бог наш, может дать душе утешение без предшествующей причины, ибо только у Творца есть право входить в душу, выходить [из нее] и производить в ней побуждения, привлекая ее всецело к любви Своего Божественного Величия. Я говорю: без причины, без всякого предшествующего ощущения или познания какой-либо вещи, посредством которой это утешение могло бы возникнуть через [собственное] действие нашего ума или воли.

331 Третье: Причиной утешения может быть как добрый ангел, так и злой, но для противоположных целей: добрый для успеха души, чтобы возрастала и шла от хорошего к лучшему; злой же ангел - для противоположного, чтобы затем привлечь ее к своему превратному намерению и лукавству.

332 Четвертое: Злому ангелу, преобразующемуся в ангела света, свойственно вначале идти в том направлении, в каком движется верная душа; чтобы в конечном счете склонить ее двигаться в своем [то есть противоположном] направлении; так, он внушает мысли добрые и святые, соответствующие этой праведной душе, но потом мало-помалу старается достичь своей цели, вовлекая душу в свои сокрытые обманы и превратные замыслы.

333 Пятое: Мы должны строго следить за последовательным ходом мыслей; и если начало, середина и конец их во всем хороши, то есть направлены лишь к одному добру, - это признак доброго ангела. Но если в ряду мыслей, внушенных ангелом, в чем-либо видна вещь злая, или отвлекающая, или менее хорошая, чем та, которую душа прежде намеревалась совершить, или если что-нибудь ослабляет душу, или делает ее беспокойной и удрученной, отнимая у нее мир, тишину и спокойствие, которые она до этого имела, то это явный признак происхождения этих мыслей от злого духа, врага нашего преуспеяния и вечного спасения.

334 Шестое: Когда мы откроем врага человеческого рода и опознаем его по "змеиному его хвосту" и по дурной цели, к которой он нас приводит, то тогда полезно тому, кто им был искушаем, сейчас же восстановить последовательность добрых мыслей, им внушенных, и их начало, и как мало-помалу враг соделал так, что заставил нас отойти от сладости и духовного радования, в которых [душа] пребывала, и привел ее к превратному своему замыслу. Итак, этот опыт, воспринятый и усвоенный, да поможет нам впредь избегать обычных козней [врага].

335 Седьмое: У тех, кто идет от хорошего к лучшему, добрый ангел касается души тихо, легко и мягко, как капля воды, проникающая в губку; злой же ангел дотрагивается грубо, с шумом и беспокойством, подобно тому как капля воды падает на камень. У тех же, кто идет от плохого к худшему, вышеупомянутые духи прикасаются к душе противоположным образом. Причина тому - расположение души к этим ангелам - или отрицательное, или согласное; когда отрицательное, то входят [эти] духи с шумом и потрясением, так что вход их заметен; когда же согласное - то входят тихо, как в собственный дом и в открытую дверь.

336 Восьмое: Когда утешение приходит без [предшествующей] причины, то, хотя в нем и нет обмана, ибо происходит от самого Господа, Бога нашего, как о сем сказано [во втором правиле]; однако духовный муж, одаренный от Бога этим утешением, должен очень заботливо и прилежно разбирать и различать между временем самого утешения и последующим временем, когда душа еще сохраняет теплоту и насыщенна благодатью и плодами прошедшего утешения.

Действительно, в это последующее время душа по собственным, ей привычным соображениям и из заключений, вытекающих из ее идей и суждений под влиянием доброго или злого духа, часто принимает разные решения и советы, которые не были ей даны непосредственно Богом, Господом нашим; и поэтому прежде, чем полностью соглашаться с ними и исполнять их, надо их весьма старательно разобрать.

337  

 

ПРАВИЛА,

которые надо соблюдать при распределении милостыни

338 Первое: Если я одариваю родителей, или друзей, или любимых мною лиц, то я должен руководиться четырьмя соображениями, о которых отчасти было сказано, когда речь шла о выборе. Прежде всего, любовь, побуждающая меня и заставляющая давать милостыню, должна исходить свыше, от любви к Богу, Господу нашему. Итак, с самого начала я должен сознавать, что моя большая или меньшая любовь к ним есть [любовь] Бога ради и что причина, по которой я их люблю более других, коренится в Боге.

339 Второе: Хочу представить себе некоего человека, мною не виденного и мне не знакомого, и, предполагая, что желаю ему совершенства в исполнении обязанностей и в его состоянии, применю к самому себе тот способ, которым, согласно моему желанию, он [этот человек] руководствовался бы при отыскании средней меры в распределении милостыни для наибольшей славы Бога, Господа нашего, и большего совершенства души; и, поступая так, точно сохраню правило и меру, которые пожелал бы другому и которые считаю соответствующими большей славе Божией и совершенству души.

340 Третье: Хочу представить, что я при смерти, - способ и меру, которые желал бы тогда применить к обязанности [моего] служения другим, применю теперь и, руководясь ими, буду поступать так же в моих раздаяниях.

341 Четвертое: Размышляя, каким я увижу себя в Судный день, глубоко продумаю, что бы я тогда хотел иметь исполненным в данном моем служении или в использовании его благ, и правило, которое желал бы тогда видеть исполненным, применю теперь.

342 Пятое: Когда кто-либо чувствует склонность и влечение к лицам, которым желает помочь, пусть несколько воздержится и хорошо продумает эти четыре предыдущих правила, проверяя и испытывая ими свое желание; и пусть не дает милостыню, пока сообразно этим правилам не удалит и не отбросит своей неупорядоченной привязанности.

343 Шестое: Нет никакой вины в приятии [материальных] благ от Господа Бога и в их распределении, когда кто-либо призван Господом Богом к такому служению. Все же в том, что касается определения количества и меры того, что мы используем для себя из тех благ, которые предназначены для раздачи другим, скрывается возможность злоупотребления и вины. Следовательно, благодаря вышеизложенным правилам можно исправить свою жизнь и свое состояние [служение].

344а Седьмое: Согласно как уже высказанным рассуждениям, так и многим другим, всегда лучше и безопаснее в том, что относится к самому себе и к содержанию своего дома, возможно более себя ограничивать и лишать и ближе подходить к наивысшему Пастырю, Образу и Правилу нашему, то есть ко Христу, Господу нашему. Сообразно с этим учением на Третьем Карфагенском Соборе (на котором присутствовал святой Августин) постановлено и определено [следующее]: епископское имущество должно быть дешевым и убогим.

344б То же самое нужно соблюдать при всех условиях жизни и состояниях, сообразно положению, соблюдая меру. Что касается семейной жизни, то здесь имеем пример святого Иоакима и святой Анны, которые делили свои доходы на три части: первую отдавали бедным, вторую - на нужды храма, третью оставляли себе для поддержания себя и своей семьи.

345  

 

ДЛЯ ОЩУЩЕНИЯ И ОПОЗНАВАНИЯ

беспокойств совести и наущений нашего врага помогут нижеследующие замечания

346 Первое: Обыкновенно мнительностью (scrupulum) именуют то, что происходит из собственного нашего суждения и воли, а именно, когда я считаю грехом то, что не есть грех, например, когда кто-либо наступит случайно на две крестообразно сложившиеся соломинки и по собственному суждению считает себя согрешившим. Это есть собственно ошибочное суждение, а не настоящее беспокойство совести.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.