Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Св. Игнатий Лойола 3 страница



 

[ВТОРАЯ ЧАСТЬ]

143 Подобно этому, но с другой стороны - увидеть величайшего, истинного Вождя - Господа нашего Иисуса Христа.

144 Первый пункт: Увидеть, как прекрасный и благостный Христос, Господь наш, стоит на огромном ровном поле в окрестностях Иерусалима.

145 Второй пункт: Увидеть, как Господь вселенной избирает многих людей, апостолов, учеников и так далее и посылает их по всему миру сеять Его святое учение среди людей всех возрастов и всех состояний.

146 Третий пункт: Слушать приказания, какие Господь дает всем своим друзьям и слугам, посылаемым на это дело; как их наставляет, чтобы они старались помогать всем людям, прежде всего побуждая их к полной нищете в духе, а если бы то было угодно Божественному Величию, то и к нищете действительной; затем к желанию бесславия и поношения; так как от этих двух вещей происходит смирение.

И здесь также будут три ступени: первая - нищета против богатства; вторая - бесславие или поношение против мирского почета; третья - смирение против гордости. По этим трем ступеням люди приходят ко всем прочим добродетелям.

147 Беседа - с Пречистою Матерью, чтобы Она испросила для меня у Сына своего и Господа благодать быть принятым под его знамя; сначала в высшей нищете духа. А если будет угодно Его Божественному Величию меня избрать и принять, то в нищете действительной; а также в перенесении оскорблений и презрения, чтобы лучше Ему в этом подражать; только бы я мог переносить их без чьего бы то ни было греха и без чего-либо неугодного Божественному Величию. Затем прочесть Богородице Дево.

Во второй беседе - просить Сына Божия о том же, дабы вымолил мне это у Бога Отца. После чего прочесть [молитву] Душа Христова.

Наконец, просить о том же Отца [Небесного], чтобы благоволил мне это даровать. Прочесть Отче наш.

148 [Примечание] Это размышление совершается первый раз в полночь, а потом ранним утром; его повторяют два раза - во время литургии и вечерни, неизменно заканчивая тремя вышеприведенными беседами. Следующее Упражнение - "Трех Мужей" - совершается за час до вечерней трапезы.

149  

 

В ТОТ ЖЕ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

совершается размышление о Трех Мужах, дабы избрать наилучшего

 

Обычная подготовительная молитва.

150 Первое вступление: Повествование. Здесь будет сказано о трех мужах; каждый из них хотя и приобрел по 10 000 дукатов, но нечистым путем, не так, как надлежало бы сделать это ради любви Божией. Все они желают спастись и обрести мир в Боге, сбросив с себя тяжесть и помеху, которые производит привязанность к приобретенной вещи [богатству], и прийти к Богу.

151 Второе вступление: Представление места. Увидеть себя в присутствии Господа Бога и всех Его святых, для того чтобы возжелать и познать то, что наиболее угодно Его Божественной благости.

152 Третье вступление: Просить о том, чего желаешь. Здесь нужно испрашивать благодати для избрания того, что более всего послужит славе Божественного Величия и спасению твоей души.

153 Первый муж желал бы освободиться от привязанности к приобретенной вещи, чтобы в мире обрести Бога и обеспечить себе спасение, но до самой смерти не прилагает к этому каких-либо усилий.

154 Второй муж желает освободиться от той же привязанности, но только таким образом, чтобы приобретенное осталось при нем, то есть хочет, чтобы Бог даровал то, чего хочет сам человек; а значит, не решается оставить эту приобретенную вещь, дабы идти к Богу, хотя это и было бы для него наилучшим.

155 Третий муж желает освободиться от привязанности, но его желание столь велико, что он стал вполне безразличным к приобретенному, но хочет его желать или не желать согласно тому, что Господь Бог вложит [в его сердце], и это будет считать лучшим и наиболее соответствующим служению и славе Божественному Величию. В ожидании этого он хочет в своем сердце от всего отречься, силясь не желать ни этой, ни какой-либо иной вещи, но [обладать ею] лишь постольку, поскольку к этому его побудит служение Господу Богу; то есть чтобы единственно желание лучшего служения Господу Богу склоняло его к удержанию или оставлению этой вещи.

156 Закончить теми же тремя беседами, которые были [указаны] после предыдущего размышления о Двух Знаменах.

157 Нужно заметить, что если мы ощущаем отвращение или чувство, противоположное стремлению к действительной нищете, и если мы не безразличны к нищете или богатству, то искоренению такой неупорядоченной привязанности может весьма помочь просьба об этом в беседе (даже против естественного стремления), просьба о том, чтобы Господь Бог избрал нас для истинной бедности, и даже желать этого и просить и молить Его об этом, но только если это будет для служения Ему и во славу Его благости.

158     

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

Созерцание того, как Господь вышел из Назарета к Иордану и как Предтеча крестил Его. (Смотри ниже среди тайн жизни Иисуса Христа. 273.)

 

159 Это созерцание должно быть совершено первый раз в полночь, второй раз - рано утром; кроме того, надо сделать два повторения: во время литургии и во время вечерни; и перед ужином совершить приложение пяти чувств. Каждому из этих пяти Упражнений предшествует обычная подготовительная молитва и три вступления, как изложено выше при созерцании Воплощения и Рождества; окончить тремя беседами, как в размышлении о Трех Мужах, или согласно примечанию в конце того же размышления.

160 Частичное испытание совести, после обеда и после ужина, надлежит делать в отношении уклонений и небрежности в Упражнениях и в прибавлениях; и так поступать в настоящий день и в последующие дни.

161     

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

Созерцание Христа в пустыне за Иорданом. (При этом форму следует сохранить такую же, как в пятый день)

 

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

Как святой Андрей и другие апостолы последовали за Христом. (См. 275)

 

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ

О Нагорной проповеди, [в которой Христос поучал] о восьми заповедях блаженства. (См. 278)

 

ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ

Как Господь явился Своим ученикам, идя по морским волнам. (См. 280)

 

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ

Как Господь учил во храме. (См. 288)

 

ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ

О воскрешении Лазаря. (См. 285)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ

О входе Господа в Иерусалим в Вербное воскресение. (См. 287)

 

 

[ПРИМЕЧАНИЯ]

162 Первое примечание. Созерцания этой второй Недели, сообразно времени, какое каждый желает этому посвятить, или продвижению вперед, можно или расширить, или сократить. Тот, кто желает расширить, может взять также [тайны]: посещение Пресвятой Девой Елизаветы, поклонение пастухов, обрезание Господне, поклонение волхвов и иные... Тот, кто желает сократить, может пропустить некоторые из вышепоименованных, так как, помещая их, мы предлагаем как бы введение к размышлениям о тайнах жизни Христа, дабы позднее можно было бы совершеннее их созерцать.

163 Второе примечание. Выбор призвания должно начать с созерцания того, как Господь удалился из Назарета в Иордан, то есть с пятого дня; как совершать выбор призвания, будет изложено ниже.

164 Третье примечание. Начиная выбор призвания, чтобы лучше принять и лучше приспособить сердце к истинному Христову учению, очень полезно рассмотреть следующие три степени смирения, останавливаясь на них от времени до времени в течение целого дня и совершая [три] беседы, как будет указано ниже.

165     

[ТРИ СТЕПЕНИ СМИРЕНИЯ]

Первая степень смирения, необходимая для вечного спасения, состоит в том, чтобы я так унизил себя, [как только могу], и настолько смирился бы [до такой степени], что во всем был бы послушен нашему Господу Богу. Так что хотя бы мне предложили стать господином всего созданного [в мире] или если бы угрожали лишить жизни, то никогда не вошел бы в рассуждение нарушить какое-либо приказание Божие или человеческое и тем самым совершить смертный грех.

166 Вторая степень смирения совершеннее первой и состоит в следующем: я настолько смирился, что уже не желаю стремиться к богатству более, чем к бедности, к почету более, чем к презрению, к долгой жизни более, чем к короткой, - лишь бы все это одинаково служило славе Божией и спасению моей души. И, кроме того, мне даже [мысль] не придет в голову совершить какой-либо даже самый малый, простительный, грех ради возможности приобрести весь мир или спасти свою жизнь.

167 Третья степень смирения - совершеннейшая - содержит первую и вторую, и в том, где одинаковы будут [ожидаться] хвала и слава Божественного Величия, для большего подражания Христу, Господу нашему, и уподобления [Ему] в моих поступках, хочу и избираю бедность со Христом бедным, нежели богатство, унижения со Христом униженным, нежели почет, и более пожелаю быть сочтенным ненужным и безумным ради Христа, Который до меня был принят за такового, нежели считаться мудрым и разумным в сем мире.

168 Примечание. Тому, кто хочет приобрести этот третий род смирения, очень полезно совершить три беседы, показанные выше, в размышлении о Трех Мужах, испрашивая того, чтобы Господь наш благоволил избрать его для этого третьего и высшего смирения, дабы лучше следовать и полнее служить Ему, лишь бы одинаковая или большая от этого происходила слава Его Божественному Величию.

169а   

ВСТУПЛЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРИЗВАНИЯ

В каждом хорошем выборе с моей стороны око моего намерения должно быть чисто, взирая единственно на цель, для которой я создан, то есть для прославления Господа, Бога нашего, и спасения моей души. Поэтому если что-либо избираю, то только для того должен избрать, дабы оно способствовало [достижению] цели, ради которой я создан; не подчиняя или приравнивая цели к средствам, но [подчиняя] средства целям. Так, например, многие прежде избирают женитьбу, а затем служение Богу в женатом состоянии, - когда собственно служение Богу есть цель. Иные желают сперва иметь бенефиции, а потом уже с ними служить Богу.

169б Такие [лица] не прямо идут к Богу, но желают, чтобы Бог шел к [ним] и сообразовывался с их беспорядочными привязанностями; и таким образом из цели делают средство, а из средства цель, ставя на втором месте то, что должно было поставить на первом. Ибо, во-первых, мы должны пробудить в себе желание служить Богу, что является целью, а уже, во-вторых, [стремится] к приобретению церковных бенефиций или вступлению в брак, если это более нам соответствует; ибо все это есть средство для достижения цели.

Итак, на мое решение избрать или отбросить то или иное средство должно влиять лишь служение Господу, нашему Богу, Его прославление и вечное спасение моей души.

170     

ДЛЯ ОСВЕДОМЛЕНИЯ

[о том], что может быть предметом избрания, для чего предлагается рассуждение, содержащее четыре пункта и одно примечание

 

Первый пункт: Необходимо, чтобы предмет нашего избрания был или [нам] безразличен, или хорош сам по себе и был согласован со святой Матерью [нашей] иерархической Церковью; и не был бы дурным или противным Церкви.

171 Второй пункт: Некоторые [вещи] подлежат не отменяемому выбору; таковыми являются священство, брак, и тому подобное; иные же подлежат изменяемому выбору, как, например, принять бенефицию или отказаться от нее, пользоваться временными благами или их отвергнуть.

172 Третий пункт: В неизменном выборе, раз [навсегда] сделанном, нечего уже больше выбирать, так как [предмет] делается от нас неотъемлемым - священство, брак и тому подобное. Нужно только заметить, что если кто не сделал надлежащего выбора, то есть [совершил выбор] без должного размышления и с беспорядочными влечениями, тот пусть сожалеет об этой ошибке, кается и ведет добрую жизнь в этом им избранном состоянии, хотя [подобный] выбор и не был призванием Божьим, будучи [сделанным] не чистосердечно и с беспорядочным влечением. И поэтому многие заблуждаются, почитая подобный [плохой] выбор за Божие призвание; тогда как всякое призвание Божие всегда чисто, ясно и без примеси плотской или какой-либо иной беспорядочной привязанности.

173 Четвертый пункт: Если кто в вещах, подлежащих изменению, сделал выбор разумно и надлежащим образом, не идя за плотью и миром, тот не имеет причины избирать вновь, но пусть старается, насколько возможно, стать совершенным в этом избрании.

174 Примечание. Но если такой, подлежащий изменению, выбор не был сделан искренне и без неупорядоченного влечения, то следует сделать новый выбор надлежащим образом, если хотим принести отличные и весьма угодные Господу, Богу нашему, плоды.

175     

О ТРЕХ ВРЕМЕНАХ,

когда можно сделать здравый и хороший выбор

 

Первое время, когда Господь Бог так касается воли и так направляет ее, что верующая душа, не сомневаясь и не будучи в состоянии сомневаться, идет туда, куда ей указывает Бог, как это сделали апостол Павел и апостол Матфей, когда последовали за Христом.

176 Второе время, когда душа получает много света и познания через опыт утешений и оставленности и через духовный опыт распознавания различных духов.

177 Третье время, спокойное, когда человек, учитывая прежде всего то, ради чего он рожден, то есть прославление Господа Бога нашего и спасение своей души, и, желая этой цели достигнуть, избирает как средство некий образ жизни или данное призвание, из допускаемых Церковью, дабы оно ему помогло в деле служения Господу Богу и спасения души. Я сказал: время спокойствия, когда душу не тревожат разные духи и она пользуется своими природными силами свободно и спокойно.

178 Если выбор не произошел ни в первое, ни во второе время, то для третьего времени предлагаются два способа сделать выбор.

 

ПЕРВЫЙ СПОСОБ

для совершения здравого и хорошего выбора, содержащий шесть пунктов

 

Первый пункт: Поставь пред очами то, что хочешь избрать, например должность или доходное место, которое можно принять или не принять, или что-либо иное, подлежащее изменяемому выбору.

179 Второй пункт: Необходимо иметь в виду цель, ради которой я создан, а именно - прославление Господа, Бога нашего, и спасение моей души; и одновременно я должен обрести бесстрастие, освободиться от всякой неупорядоченной привязанности, так что не буду склонен или привязан более к приятию предполагаемой вещи, чем к ее оставлению, или к оставлению ее более, чем к приятию; но обрету себя как бы стоящим неподвижно в равновесии, дабы последовать за тем, что почту лучшим во славу и хвалу Господа, Бога нашего, и во спасение моей души.

180 Третий пункт: Просить Господа Бога, чтобы благоволил подвигнуть мою волю и вложить мне в сердце то, что я должен сделать с этим предполагаемым делом для большей славы и хвалы Господа, и чтобы я хорошо и верно постиг умом и совершил избрание согласно с пресвятой Его волей и благоволением.

181 Четвертый пункт: Внимательно рассматривать умом, сколько бы я имел от этого пользы и помощи, исключительно во славу Господа, Бога нашего, и во спасение моей души, если бы избрал предполагаемую должность или бенефицию; и, с другой стороны, рассмотреть неудобства и опасности, могущие из-за этого возникнуть. Точно так же исследовать с тем же вниманием и другую сторону, то есть сколько было бы пользы и удобства от отвержения данной вещи и сколько неудобства и опасности от этого неприятия.

182 Пятый пункт: После того как ты так обдумаешь и рассмотришь со всех сторон предполагаемое, отметь, в какую сторону более склоняется разум; и так, согласно свету разума, а не по влечению чувств, нужно сделать выбор данной вещи.

183 Шестой пункт: Совершив этот выбор или приняв решение, подвизающийся должен вполне отдаться молитве перед лицом Господа Бога и представить Ему произведенный выбор, чтобы Величие Божие благоволило его принять и утвердить, [в том случае] если он [выбор] приведет к лучшему служению Ему и наибольшему Его прославлению.

184     

ВТОРОЙ СПОСОБ

для совершения здравого и хорошего выбора содержит четыре правила и одно примечание

 

Первое правило: Любовь, которая нами руководит и побуждает нас к избранию данной вещи, должна идти свыше, от любви Божией; так, чтобы избирающий прежде всего сам чувствовал, что та большая или меньшая любовь, какую он испытывает к тому, что избирает, есть любовь, исходящая единственно от Творца и Господа.

185 Второе правило: Представь себе некоего человека, которого ты никогда не видел и не знал, и, желая ему полного совершенства, подумай, что бы ты посоветовал ему сделать и выбрать для вящей славы Господа нашего Бога и для большего усовершенствования его души; отнеся к самому себе [эти советы], поступи так, как посоветовал бы другому.

186 Третье правило: Представить себя в момент смерти, и тот образ и степень избрания, которые хотел бы иметь тогда, сделай нормой своего теперешнего избрания и, сообразуясь с этим, прими свое решение.

187 Четвертое правило: Внимательно рассмотри и оцени то состояние, в каком окажешься в Судный день. Подумай о том, каким бы ты тогда желал иметь нынешнее избрание, какое правило в то время пожелал бы увидеть исполненным и осуществленным ныне, дабы в Судный день вкусить счастье и полную радость.

188 [Примечание.] Воспользовавшись упомянутыми правилами, данными мне для спасения и вечного спокойствия, совершу мой выбор и предоставлю его Господу Богу, как о том сказано в Шестом пункте первого способа избрания.

189а   

ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ

и изменения своей жизни и положения

 

Нужно заметить, что людям, которые состоят в церковных должностях или браке (находятся ли они в изобилии земных благ или нет), когда нет способности или сильной воли совершить выбор в вещах изменяемых, весьма полезно будет предложить, вместо избрания, некие правила, которые помогли бы их личному исправлению и [изменили бы] их жизненное положение. А именно: человек должен подчинить свое тварное существо, свою жизнь и свое состояние прославлению и восхвалению Господа нашего Бога и спасению своей души.

189б А затем рассмотреть (в Духовных Упражнениях и в способах избрания) [всю жизнь]: какой он должен иметь дом, сколько иметь слуг, как должен ими распоряжаться и как ими руководить, как учить словом и примером; подобно этому [рассудить] о своем денежном состоянии, какую часть он может выделять на свой дом и прислугу, сколько на бедных и на иные добрые дела, и во всем этом не искать и не желать ничего иного, как большей чести и славы Господа, Бога нашего.

И пусть каждый поймет, что он преуспеет в духовных вещах постольку, поскольку освободится от любви к самому себе, от своей воли и от своих выгод.

    

 

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

[ПЕРВЫЙ ДЕНЬ]

190 ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Оно совершается в полночь: как Христос, Господь наш, отправился из Вифании в Иерусалим на последнюю Вечерю, (см. 289). [Это созерцание] содержит подготовительную молитву, три вступления, шесть пунктов и одну беседу

 

Обычная подготовительная молитва.

191 Первое вступление: Вспомнить содержание - как Христос Господь наш послал двух учеников своих из Вифании в Иерусалим, чтобы приготовили Вечерю; как затем Сам пришел на нее с другими учениками; и как, после вкушения пасхального Агнца и после Вечери, Он омыл ноги своим ученикам и преподал им святейшее Свое Тело и драгоценнейшую Свою Кровь; как беседовал с ними, после того как ушел Иуда, дабы предать своего Господа.

192 Второе вступление: Представление места. Здесь рассмотреть дорогу от Вифании до Иерусалима: широкая она или узкая, ровная ли и тому подобное; также представить себе горницу для Вечери, большая ли она или нет, и какого она вида.

193 Третье вступление: Просить о том, чего желаешь. Здесь следует [просить] о печали, сокрушении и стыде, так как именно за твои грехи Господь идет на страдания.

194 Первый пункт: Увидеть участников Вечери, и, обращаясь [мыслью] в себя, постараться извлечь из этого какую-либо пользу.

Второй пункт: Слушать то, что они говорят, и подобным же образом постараться извлечь из этого какую-либо пользу.

Третий пункт: Смотреть на то, что они совершают, и извлечь из этого какую-либо пользу.

195 Четвертый пункт: Подумать [над тем], что Господь наш претерпевает своим человечеством или что хочет претерпеть сообразно той части страданий, о которых размышляю; и тогда начать с великим прилежанием побуждать себя к сокрушению, скорби и слезам, и таким же образом потрудиться и в последующих пунктах.

196 Пятый пункт: Обратить внимание на то, что Божество таится [во время страстей], а именно - имея мощь уничтожить врагов своих, этого не делает и попускает [Своему] Святейшему Человечеству столь ужасно страдать.

197 Шестой пункт: Понять, что все это Господь терпит за мои грехи и так далее и что я [сам] должен делать и терпеть ради Него.

198 Закончить беседою с Иисусом Христом, Господом нашим, и молитвою Отче наш.

199 Необходимо иметь в виду, как отчасти было уже сказано выше, что в беседах следует рассуждать и просить сообразно с темой [размышления], соответственно тому, находится ли кто в искушении или в утешении; хочет ли иметь ту или иную добродетель; желает ли себя склонить в ту или иную сторону; желает ли обрести печаль или радость, сообразно предмету созерцания; прося единственно того, что наиболее усиленно желает достигнуть. Таким образом, можно совершить либо только одну беседу с Иисусом Христом, либо, если само размышление или усердие к тому побуждает, совершить их три: одну с Богоматерью, другую с [Ее Божественным] Сыном, третью с [Богом] Отцом, в той форме, которая указана во второй Неделе, в размышлении о Двух знаменах и в примечании, помещенном в конце размышления о Трех Мужах.

200     

ВТОРОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

на рассвете - [событий, совершившихся] после Тайной Вечери до Гефсиманского сада включительно

 

Обычная подготовительная молитва.

201 Первое вступление: Содержание - как Господь наш Иисус Христос спустился со своими одиннадцатью учениками с горы Сион, где совершил Вечерю [и направился] в долину Иосафата, как оставил восемь из них в долине и троих в одной из частей сада; и погрузился в молитву, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю; и после, как трижды помолился Отцу и пробудил от сна троих своих учеников; и как от гласа Его поверглись ниц враги; и как Иуда поцеловал Его, и как святой Петр отсек Малху ухо, которое Господь [прикосновением] водворил на место; как, наконец, взят был, подобно разбойнику, и как повели Его обратно через долину, и оттуда под гору и вверх до дома Анны [первосвященника].

202 Второе вступление: Представление места - здесь рассмотреть дорогу от горы Сион в долину Иосафата, также к [Гефсиманскому] саду, широкая ли она, длинная ли, имеет ли такой вид или иной.

203 Третье вступление: Просить о том, чего желаешь, [того], что подобает просить во время [размышления] о Страстях, то есть о печали со Христом, полным скорби, о сокрушении с изнемогающим Христом, о слезах, о внутреннем страдании [при мысли] о толиких страданиях, которые Христос переносит ради нас.

204 В этом втором созерцании после подготовительной молитвы и трех указанных вступлений сохраняется та же последовательность пунктов и бесед, как и в первом созерцании Вечери. Во время литургии и вечерни делаются два повторения первого и второго созерцаний, а перед ужином - приложение чувств к этим двум созерцаниям, всегда начиная с подготовительной молитвы и с трех вступлений, согласно с содержанием, сохраняя форму и указания, данные во второй Неделе.

205 Сообразно тому, насколько возраст, темперамент и здоровье упражняющегося позволят, он должен ежедневно совершать пять Упражнений или менее.

206а В эту третью Неделю нужно изменить второе и шестое добавления. Второе [будет] таким: сразу по пробуждении, вопрошая себя, куда иду и зачем, вспомнить вкратце созерцание [данной тайны], которое хочу совершить, и постараюсь, вставая и одеваясь, возбудить в себе сострадание и печаль о столь великой скорби и страданиях Христа, Господа нашего.

206б Шестое добавление изменится так: не возбуждать [в себе] приятных мыслей, хотя бы добрых и святых, как, например, о Воскресении и о небе, но, напротив, настраивать себя на печаль, скорбь и сокрушение, часто поминать труды и скорби Христа, Господа нашего, которые Он перенес от рождения до Тайны Страстей, о которой теперь размышляю.

207 Частичное испытание совести, относящееся к [исполнению] Духовных Упражнений и данных добавлений, должно совершаться так, как это происходило на предыдущей Неделе.

208а   

ВТОРОЙ ДЕНЬ

В полночь будет созерцание того, что происходило после Гефсиманского сада и до дома Анны включительно (см. 291); на рассвете - от дома Анны до дома Каиафы включительно (см. 292); после чего - два обычных повторения и приложение чувств способом, указанным выше

208б   

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

В полночь - от дома Каиафы до Пилата включительно (см. 293); на рассвете - от Пилата до дворца Ирода включительно (см. 294); после чего обычные повторения и приложение чувств способом, уже указанным выше

208в   

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

В полночь - от Ирода к Пилату (см. 295), созерцая также половину тайн, происшедших в доме Пилата; затем во время Упражнения, совершаемого на рассвете, созерцаются остальные тайны, происходящие там же; после чего - повторения и приложение чувств, как о том сказано выше

208г   

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

В полночь - от дома Пилата до распятия на кресте (см. 296); на рассвете - от воздвижения его на кресте до кончины Господа Иисуса (см. 297); после чего два обычных повторения и приложение чувств

208д   

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

В полночь - от снятия со креста до положения во гробе (см. 298); на заре - от погребения до [возвращения в] дом, в котором сокрылась Владычица наша после погребения ее Сына

208е   

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

Созерцание всех Страстей [Христовых] во время Упражнений в полночь и на рассвете

 

Вместо двух повторений и приложений чувств в течение всего этого дня думать, по возможности чаще, о том, как святейшее тело Христа, Господа нашего, пребывало отделенным от души, где и как оно было погребено; представить себе также одиночество, великую скорбь и истощание Владычицы нашей; и, с другой стороны, - одиночество учеников.

209а [Примечание.] Нужно заметить, что если кто захочет продлить время размышления о Страстях Господних, то должен взять на каждое созерцание меньшую часть тайн, например для первого созерцания - только Вечерю; на второе - омовение ног; на третье - причащение апостолов; на четвертое - беседу Христа с учениками; и так [поступать] в иных созерцаниях и тайнах.

Затем, окончив созерцания Страстей Господних, посвятить весь день первой части Страданий, а следующий день - другой части; а в третий день [взять] все Страдания.

209б Напротив, если кто пожелает сократить время созерцания Страстей Господних, то пусть возьмет в полночь - Вечерю, на рассвете - сад [Гефсиманский]; во время литургии - дом Анны; около вечерни - дом Каиафы; перед ужином - дом Пилата; так чтобы, не совершая повторения и приложения чувств, делать ежедневно пять различных Упражнений, и каждое из них сопрячь с отдельной тайной Христа, Господа нашего. Окончив таким образом [созерцание] всех Страстей [Христовых], можно на следующий день созерцать всю совокупность их в одном Упражнении или в нескольких, смотря по тому, что окажется более [способным] принести [духовный] плод.

       

ПРАВИЛА,

[позволяющие] в будущем стяжать порядок [умеренность] в еде

210 Первое правило: От хлеба можно менее воздерживаться, ибо это пища, которая обычно не вызывает особой жадности или искушения, в отличие от иных родов пищи.

211 Второе правило: Что касается пития, то, по-видимому, тут более надлежит соблюдать умеренность, нежели в употреблении хлеба, - поэтому нужно строго различать, что полезно, и этим пользоваться, и что вредно, чтобы от этого отказываться.

212 Третье правило: Что касается иных кушаний, то надо хранить большую и более целостную воздержанность, ибо здесь [скорейшая причина] неумеренности и сильнейшее искушение чувствами. эту воздержанность в пище, во избежание неумеренности, можно в себе воспитать двумя способами: во-первых, приучаясь есть более простую пищу, во-вторых, употребляя более изысканную пищу в малом количестве.

213 Четвертое правило: Тот, кто будет более ограничивать себя в необходимой пище, остерегаясь при этом подвергнуть организм ослаблению, тем скорее дойдет до нормы, которой должен придерживаться в пище и питии. И это по двум причинам: во-первых, потому, что таким образом себе помогающий и себя приспособляющий часто ощущает большее внутреннее просвещение, утешения и божественные вдохновения, которые укажут соответствующую среднюю меру; во-вторых, если человек будет видеть, что при таковом воздержании у него не будет ни телесных сил, ни способности к Духовным Упражнениям, то легко оценит меру, которая ему необходима для поддержания плоти.

214 Пятое правило: Во время еды взирай [умственными очами] на Христа, Господа нашего, вкушающего со своими апостолами; на то, как Он пьет, как смотрит, как говорит; и старайся Ему уподобляться так, чтобы ум более был занят размышлением о Господе нашем и менее поддержанием тела; этим достигнешь лучшего способа и порядка, которыми ты должен руководствоваться.

215 Шестое правило: Иной раз, когда ешь, можешь заняться и иным размышлением - или о жизни святых, или о благочестивом созерцании, или о каком-либо духовном деле, которое тебе надлежит сделать, ибо тогда внимание, в них углубленное, менее воспримет наслаждение и ощущение пищи телесной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.