Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Св. Игнатий Лойола 4 страница



216 Седьмое правило: Прежде всего надо остерегаться, чтобы ум не был целиком занят едой и чтобы не было в еде торопливости из жадности, но необходимо господствовать над собой как в способе еды, так и в ее количестве.

217 Восьмое правило: Чтобы устранить [всякую] неупорядоченность [в еде], весьма полезно, если после обеда или ужина, либо в иное время, когда не ощущаешь желания есть, назначить себе соответственную меру на ближайший обед или ужин и придерживаться ее ежедневно, не изменяя [ее] ни из-за страсти, ни из-за искушения; но, напротив того, чтобы лучше победить всякое неупорядоченное желание и искушение врага, если искушает съесть больше, съесть меньше установленного.

    

 

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

218 ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

[того], как Христос, Господь наш, явился Пресвятой Деве (см. 299)

 

Обычная подготовительная молитва.

219 Первое вступление: Повествование о том, как по кончине Христа на кресте, Тело Его осталось отделенным от Души, но неизменно пребывало соединенным с Божеством, и как Его блаженная Душа, по-прежнему соединенная с Божеством, низошла во ад; вывела оттуда души праведных и возвратилась ко гробу; и как [Христос] воскресший явился - с телом и душой - благословенной своей Матери.

220 Второе вступление: Представление места - представить святой гроб, местоположение дома Госпожи нашей, отдельные его комнаты, ту, в которой она живет, молельню и так далее.

221 Третье вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь следует испрашивать благодати, дабы сильно возрадоваться и возвеселиться столь [великой] славе и радости Христа, Господа нашего.

222 Первый, второй и третий пункт будут обычные, как было при [созерцании] Вечери Господней.

223 Четвертый пункт: Рассматривать (considerare) то, как Божество, таившееся во время страданий, теперь столь чудесно является и открывает себя в святейшем Воскресении, через истинные и святейшие Его действия.

224 Пятый пункт: Заметить, как Христос, Господь наш, принимает роль Утешителя; и сравни с этим, как должно [поступать], чтобы утешать друг друга.

225 Окончить одной или несколькими беседами, соответственно содержанию созерцания, и молитвой Отче наш.

226 Первое примечание. В последующих созерцаниях необходимо проходить все тайны [славы] Воскресения до Вознесения включительно, пользуясь способом, указанным ниже, сохраняя на протяжении всей Недели, [посвященной] Воскресению, ту же форму и тот же метод, которые были в Неделю, [посвященную] Страстям Господним. Первое созерцание - Воскресения - должно служить образцом [в том], что касается вступлений, которые должны соответствовать содержанию созерцания; и для четырех пунктов, которые остаются такими же; и [для] добавлений, о которых речь идет ниже; также и во всем остальном, в повторениях, в приложении чувств, в сокращении или продлении [созерцания] тайн, можно руководствоваться методом, данным для Недели, [посвященной] Страстям.

227 Второе примечание. Обыкновенно в эту четвертую Неделю более полезно, нежели в трех предыдущих, совершать только четыре Упражнения, а не пять. Первое - утром, тотчас же после пробуждения; второе - во время литургии или перед обедом, вместо первого повторения; третье - во время вечерни, вместо второго повторения; четвертое - перед ужином, совершая приложение чувств к трем Упражнениям этого дня, останавливаясь и замечая важнейшие части, которыми мы были более тронуты и [благодаря] которым имели духовное утешение.

228 Третье примечание. Хотя во всех созерцаниях указано известное число пунктов - три, пять и так далее, тем не менее созерцающий может их уменьшить или увеличить соответственно тому, что сочтет для себя наилучшим. В таком случае для него будет весьма полезно до начала Упражнений определить желаемое число пунктов.

229а В эту четвертую Неделю следует изменить следующие (из десяти) добавления: второе, шестое, седьмое и десятое.

Второе: Сразу по пробуждении рассмотреть созерцание, которое предстоит совершить, желая возвеселиться и проникнуться радостью [воскресшего] Господа нашего Иисуса Христа.

229б Шестое: Вспоминать и думать о вещах, побуждающих к духовному утешению, радости и духовному веселию, как, например, о небе.

229в Седьмое: Размышлять о радостном свете дня и всем том прекрасном, что приносит нам каждое время года, а именно - прохлада летом; яркое солнце и тепло огня зимой; и все это в той мере, какая поможет душе возрадоваться в нашем Творце и Искупителе.

229г Десятое: Вместо [дел] покаяния следить только за умеренностью и средней мерой во всем, если нет [в эти дни] церковного поста и воздержания, которые надо всегда соблюдать, если к тому нет серьезных препятствий.

230     

СОЗЕРЦАНИЕ РАДИ ОБРЕТЕНИЯ ЛЮБВИ

Вначале необходимо обратить внимание на два обстоятельства.

176 Во-первых, любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова.

Во-вторых, любовь заключается во взаимном общении сторон; то есть - любящий дает любимому и преломляет с ним то, что имеет, или часть того, что имеет, или то, что может [соделать для него], и взаимно - любимый любящему; так, если один имеет знание, то дает его другому, его не имеющему; если же кто [имеет] почести или богатство - делится ими с другим.

Молитва: обычная молитва.

232 Первое вступление: Представление места; здесь увидеть себя предстоящим Богу, Господу нашему, ангелам и Святым, ходатайствующим за меня.

233 Второе вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь просить о внутреннем познании множества благ, полученных от Бога, дабы, познав их, во всех них ты смог бы возлюбить [Его] и служить Его Божественному Величию.

234 Первый пункт: Вспомнить полученные благодеяния - создания, искупления, и дары, по отдельности [мне] данные, взвешивая с глубокой любовью все, что сделал для меня Господь, Бог наш, и сколько Он мне дал из того, что имеет; и, кроме того, как тот же Господь желает дать мне Себя Самого, насколько может, по Своему Божественному изволению. И затем подумать, [углубившись] в себя, разбирая [сообразуясь] с разумом и справедливостью, что я должен буду со своей стороны предложить и дать Его Божественному Величию; именно: все, что мое, и меня самого вместе с этим, и, как желающий принести с великим чувством, [сказать]:

- Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю - все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все сие - Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно.

235 Второй пункт: Рассмотри, как Бог обитает в творениях - в стихиях, даруя им бытие, в растениях, даруя им произрастание, в животных, даруя им чувства, в людях, даруя им разумение; и во мне самом, даруя мне бытие, жизнь, чувства и разумение; и, кроме всего прочего, претворяя меня в храм Свой, ибо я был создан по Образу и Подобию Бога Всевышнего.

И вновь размысли в самом себе, соответственно сказанному в первом пункте, или каким-либо другим образом, который тебе покажется наиболее подходящим.

236 Третий пункт: Заметить, как Бог действует и трудится ради тебя во всех вещах, сотворенных на лице земли, являясь как бы тружеником в небесах, в стихиях, в растениях, в злаках земных и так далее, даруя им бытие, [и] сохраняя [их], даруя им произрастание, чувства и так далее. Затем обратись мыслью в себя.

237 Четвертый пункт: Рассмотреть [следующее] - как все блага и дары нисходят свыше, так моя ограниченная сила происходит от наивысшей и бесконечной силы свыше; и таким же образом праведность, доброта, благочестие, милосердие и так далее, подобно тому как от солнца исходят лучи, из источника - струи и тому подобное. В заключение обратиться мыслью в себя, как было сказано выше.

Окончить Беседой и Отче наш.

238     

ТРИ ОБРАЗА СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Первый образ молитвы относится к десяти заповедям, к семи смертным грехам, к трем силам души и к пяти чувствам тела; этот образ совершения молитвы является не каким-либо видом или родом молитвы, но скорее формой, методом и неким Упражнением для подготовления души, дабы она возрастала и дабы ее молитва стала угодна Богу.

239 Сперва нужно совершить равноценное тому, что указано во втором добавлении второй Недели, а именно: прежде чем начать молитву, необходимо обрести покой в мыслях, - совершать это сидя или прохаживаясь, как тебе покажется лучше, размышляя о том, куда я иду и зачем; и это добавление должно соблюдаться в начале всякого способа совершения молитвы.

       

[О ЗАПОВЕДЯХ]

240 Затем совершается как бы подготовительная молитва: например, следует просить Господа Бога о благодати познания, в чем я согрешил в десяти заповедях, и о благодати помощи, чтобы исправиться на будущее, просить также о совершенном уразумении этих заповедей, чтобы лучше их хранить ради прославления и восхваления Божественного Величия.

241 Для первого образа совершения молитвы следует рассмотреть и продумать то, как я хранил и в чем нарушал первую заповедь. Приму за правило [следующее]: буду размышлять над этим в течение времени, достаточного для прочтения трех Отче наш и трех Богородице Дево; и если в это время найду какое-либо свое прегрешение, буду просить прощения и отпущения этой вины и прочту Отче наш. И таким способом пройду каждую из десяти заповедей.

242 Следует отметить, что если кто-либо в размышлении дойдет до заповеди, против которой обычно не грешит, то нет необходимости, чтобы задерживался на ней в течение всего указанного времени: но, сообразуясь с большим или меньшим нарушением той или иной заповеди, необходимо согласно этому задержаться на ней, чтобы произвести испытание; таким же образом поступают относительно смертных грехов.

243 Останавливаясь так на всех десяти заповедях, каясь в своих грехах и испрашивая у Господа Бога благодати и помощи для исправления, закончить Беседой с Господом Богом, сообразно содержанию [Упражнения].

       

[О СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ]

244 Что касается семи смертных грехов, то после [указанного] добавления совершается подготовительная молитва - способом, уже указанным, с тем изменением, что здесь речь идет о грехах, которых нужно избегать, а там шла речь о заповедях, которые надлежит сохранять. Подобно предыдущему, здесь сохраняется порядок и правила, уже указанные, а также беседа.

245 Чтобы лучше познать свою виновность в смертных грехах, нужно также рассмотреть им противоположные добродетели, и, чтобы вернее избежать этих грехов, нужно принять решение и постараться стяжать эти семь противоположных добродетелей и через святые Упражнения в них укрепиться.

246     

[О ТРЕХ СИЛАХ ДУШИ]

При [размышлении] о трех силах души нужно сохранять тот же порядок и правила, как и при [размышлении] о заповедях, совершая соответствующее дополнение, подготовительную молитву и Беседу.

247     

[О ПЯТИ ЧУВСТВАХ ТЕЛА]

Что касается пяти чувств тела, то [здесь] сохраняется все тот же порядок, изменяется лишь содержание.

248 Тот, кто в пользовании своими чувствами хочет подражать Господу нашему Христу, пусть поручит себя в подготовительной молитве Его Божественному Величию; а после рассмотрения каждого чувства прочитает Богородице Дево или Отче наш; если бы кто захотел в пользовании чувствами подражать Пресвятой Деве, то пусть поручит себя Ей в подготовительной молитве, дабы Она испросила эту благодать у Своего Сына; а по рассмотрения каждого чувства пусть прочитает Богородице Дево.

249     

ВТОРОЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

состоит в созерцании смысла каждого слова молитвы

250 То же добавление, что в первом способе молитвы, сохраняется и во втором.

251 Подготовительная молитва должна быть соотнесена с лицом, к которому обращено моление.

252 Второй образ совершения молитвы состоит в [следующем]: Стоя на коленях или сидя, сообразно тому, что каждый найдет для себя более удобным, а так же тому, что каждому больше подходит в смысле благоговейного настроения, закрыв глаза или же устремив их в одно место и не обращая их по сторонам, произнести слово Отче; и задержаться на нем столько времени, сколько необходимо для обретения присущих ему смыслов, подобий, ощущений и умилений; и так же поступай относительно каждого слова Отче наш или какой-либо другой молитвы, выбранной для совершения этим способом.

253 Первое правило: Указанным образом в течение целого часа следует пройти всю Молитву Господню; по окончании ее пусть прочтет обычным образом - Богородице Дево; Верую; Душа Христова; Радуйся, Царица.

254 Второе правило: Если случится кому обрести в одном или в двух словах Молитвы Господней богатый материал для размышления, вкус и утешение, то пусть не старается идти далее, хотя бы уже кончалось [положенное] время, когда же оно кончится, прочитать оставшуюся часть Молитвы Господней обычным образом.

255 Третье правило: Если кто на одном или двух словах молитвы Господней задержится на целый час и на другой день захочет вернуться к той же молитве, то пусть прочитает обычным способом слова, [уже разобранные], и начнет размышлять (созерцать) со слова, непосредственно следующего, способом, данным во втором правиле.

256 Нужно заметить, что, окончив Молитву Господню в один или несколько дней, таким же способом следует рассмотреть Богородице Дево и другие молитвы, дабы некоторое время пребывать в Упражнении совершая одну из них.

257 Другое примечание. По окончании молитвы нужно обратиться к тому Лицу, к которому она была направлена, и в немногих словах просить благодати и добродетели, в которых ощущаешь наибольшую потребность.

258     

ТРЕТИЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Ритмичное произнесение молитвы

 

Добавление то же, что для первого и второго образа совершения молитвы.

Подготовительная молитва - как при втором образе [совершения молитвы].

Третий образ совершения молитвы состоит [в следующем]: соразмерно дыханию молиться умственно, произнося в это время слова Молитвы Господней или иной молитвы, которую читаешь, так чтобы произносить по одному слову, [имеющему самостоятельное значение], между последовательными вдохами; и в течение этого времени обращать особое внимание на значение этого слова, или на Лицо, к которому оно обращено, или на свое ничтожество, или на разницу между величием того Лица и моим ничтожеством; и таким образом прочитать остальные слова Отче Наш, а затем иные молитвы, например: Богородице Дево; Душа Христова; Верую и Радуйся, Царица. Их следует прочитать обычным способом.

259 Первое правило: Если на другой день или в другой час [того же дня] кто-нибудь захочет таким образом молиться, то пусть прочтет Богородице Дево мерным способом, а прочие молитвы - обыкновенным, и так постепенно поступит с иными молитвами.

260 Второе правило: Если кто захочет увеличить пребывание в ритмичном образе моления, может [последовательно] прочитать все вышеупомянутые молитвы или часть их, следуя способу ритмичных вдыханий, как было указано выше.

261     

ТАЙНЫ ЖИЗНИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Примечание. Во всех следующих тайнах слова, идущие после двоеточия, взяты из Евангелия. Для каждой тайны в большинстве случаев дано три пункта, чтобы облегчить упражняющемуся размышление или созерцание.

262     

О БЛАГОВЕЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ

повествует святой евангелист Лука, гл. 1, ст. 26-38

 

Первый пункт: Ангел Гавриил, приветствуя Владычицу нашу, извещает Ее о зачатии Христа Господа нашего. Ангел, войдя к ней, сказал: Радуйся, Благодатная... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына.

Второй пункт: Ангел скрепляет сказанное Владычице нашей, извещая ее о зачатии святого Иоанна Крестителя: Вот и Елизавета, родственница твоя... и она зачала сына в старости своей...

Третий пункт: Владычица наша ответила ангелу: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему.

263     

О ПОСЕЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЕЙ НАШЕЙ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ

повествует святой евангелист Лука, гл. 1, ст. 39-56

 

Первый пункт: Когда Владычица наша посетила Елизавету, тогда святой Иоанн Креститель, пребывая во чреве матери, почувствовал присутствие Владычицы нашей: Когда Елизавета услышала привет Марии, взыгрался младенец во чреве ее, и Елизавета исполнилась Духа Святого, и воскликнула громким голосом, и сказала - благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.

Второй пункт: Владычица наша отвечает благодарственной песнью: Величит душа моя Господа.

Третий пункт: Пробыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой.

264     

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО,

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 1-14

 

Первый пункт: Владычица наша и обручник ее Иосиф идут из Назарета в Вифлеем: Пошел также и Иосиф из Галилеи... в Вифлеем... записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна.

Второй пункт: Родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли.

Третий пункт: Внезапно явилось многочисленное воинство небесное... взывающее: Слава в вышних Богу.

265     

О ПАСТЫРЯХ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 8-20

 

Первый пункт: Рождество Христа, Господа нашего ангелом объявляется пастухам: Возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам... Спаситель.

Второй пункт: Пастухи идут в Вифлеем. И, поспешив, пришли и обрели Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях.

Третий пункт: Возвратились пастухи, славя и хваля Бога.

266     

ОБ ОБРЕЗАНИИ ГОСПОДНЕМ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 21

 

Первый пункт: Обрезание Младенца Иисуса.

Второй пункт: Дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Третий пункт: Возвращают Младенца Матери Его, Которая страдала, взирая на кровь, истекшую из [ран] Ее Сына.

267     

О ТРЕХ ЦАРЯХ-ВОЛХВАХ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 1-12

 

Первый пункт: Три царя-волхва, следуя за звездой, пришли поклониться Иисусу, говоря: Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Второй пункт: Поклонились Ему и принесли дары. И, пав, поклонились Ему и ...принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Третий пункт: Познав во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

268     

ОБ ОЧИЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И СРЕТЕНИИ МЛАДЕНЦА ИИСУСА

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 22-39

 

Первый пункт: [Мария и Иосиф] приносят Младенца Иисуса во храм, дабы представить Его Господу как первородного, и приносят за него две горлицы или двух птенцов голубиных.

Второй пункт: Симеон, придя во храм, взял... и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром.

Третий пункт: Анна, подойдя, славила Господа и говорила о Нем ожидавшим избавления Израиля.

269     

О БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 13-15

 

Первый пункт: Ирод хотел умертвить Младенца Иисуса и поэтому велел убить младенцев; но до их избиения ангел призвал Иосифа бежать в Египет: Встань, и возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет.

Второй пункт: Иосиф направляется в Египет: Он встал... ночью и пошел в Египет.

Третий пункт: И там был до смерти Ирода.

270     

О ТОМ, КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, ВОЗВРАТИЛСЯ ИЗ ЕГИПТА

повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 19-23

 

Первый пункт: Ангел извещает Иосифа, дабы вернулся в землю Израилеву: Восстань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.

Второй пункт: Он встал... и пришел в землю Израилеву.

Третий пункт: Так как в Иудее царствовал Архелай, сын Ирода, то удалился в Назарет.

271     

О ЖИЗНИ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, ОТ ДВЕНАДЦАТИ ЛЕТ ДО ТРИДЦАТИ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 51-52

 

Первый пункт: Был послушен родителям своим: преуспевал в премудрости, и возрасте, и любви.

Второй пункт: По-видимому, занимался ремеслом плотника, как на это указано у святого евангелиста Марка (гл. 6, ст. 3): Не плотник ли Он?

272     

О ПРИШЕСТВИИ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕГО ХРИСТА ВО ХРАМ

повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 41-45

 

Первый пункт: Христос, Господь наш, когда Ему исполнилось двенадцать лет, пришел из Назарета в Иерусалим.

Второй пункт: Христос, Господь наш, остался в Иерусалиме и об этом не знали родители Его.

Третий пункт: Три дня спустя они нашли Его во Храме, сидящим среди учителей и общающимся с ними; а когда спросили Его родители, где Он был, то Он им ответил: Или вы не знали, что должно Мне быть в том, что принадлежит Отцу Моему.

273     

О КРЕЩЕНИИ ХРИСТОВОМ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 3, ст. 13-17

 

Первый пункт: Христос, Господь наш, попрощавшись с благословенной Матерью Своею, пришел из Назарета к реке Иордану, где находился Св. Иоанн Креститель.

Второй пункт: Святой Иоанн совершил крещение Христа Господа нашего; [но сперва] отказывался от этого, считая себя недостойным крестить Его; Христос же Ему сказал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду...

Третий пункт: Дух Святый нисшел на Него и был с неба глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

274     

ОБ ИСКУШЕНИИ ХРИСТА [В ПУСТЫНЕ]

повествуют святой евангелист Лука, гл. 4, ст. 1-13 и святой евангелист Матфей, гл. 4, ст. 1-11

 

Первый пункт: Христос после крещения удалился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.

Второй пункт: Он был трижды искушаем врагом: И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты - Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами... Бросься вниз... Все это дам Тебе, если, павши, поклонишься мне.

Третий пункт: Ангелы приступили и служили Ему.

275а   

О ПРИЗВАНИИ АПОСТОЛОВ

Первый пункт: По-видимому, святой Петр и святой Андрей были призваны трижды; сначала к некоторому познанию [Христа], что следует из свидетельства святого Иоанна, гл. 1, [ст. 38-41]; потом к некоему [нерешительному] следованию за Христом, с намерением вернуться к тому, что оставили, как об этом говорит святой Лука, гл. 5; в-третьих, к следованию за Христом, Господом нашим, навсегда (Матфей, гл. 4, ст. 18-20; и Марк, гл. 1, ст. 16-18).

Второй пункт: [Он] призвал Филиппа, как сказано у святого Иоанна (гл. 1), и Матфея, о чем смотри у него самого (гл. 9).

Третий пункт: Призвал остальных апостолов, об особом призвании которых Евангелие не упоминает.

275б И еще надо рассмотреть иные три обстоятельства: во-первых - насколько апостолы были необразованны и низкого сословия; во-вторых - достоинство [служения], к которому они были столь милостиво призваны; в-третьих - дары и благодати, коими были возвышены над всеми отцами Нового и Ветхого Завета.

276     

О ПЕРВОМ ЧУДЕ, СОВЕРШЕННОМ НА БРАКЕ В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ,

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 2, ст. 1-11

 

Первый пункт: Христос, Господь наш, был приглашен со своими учениками на брак.

Второй пункт: Матерь обращает внимание Сына на недостаток вина, говоря: вина нет у них; и приказывает слугам: что скажет Он вам, сделайте.

Третий пункт: [Христос] превратил воду в вино и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

277     

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, ИЗГНАЛ ИЗ ХРАМА ПРОДАЮЩИХ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 2, ст. 13-23

 

Первый пункт: Сделав бич из вервия, [Христос] выгнал из храма всех торгующих в нем.

Второй пункт: Он опрокинул столы и рассыпал монеты богатых менял, бывших во храме.

Третий пункт: Бедным, продающим голубей, сказал кротко: Уберите это отсюда и дом Отца моего не делайте домом торговли.

278     

О НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ ХРИСТА

повествует святой евангелист Матфей, гл. 5, ст. 1-12

 

Первый пункт: Обращаясь отдельно к возлюбленным Своим ученикам, Он говорит им о восьми заповедях блаженства: Блаженны нищие духом, кроткие, милостивые, плачущие, алчущие и жаждущие правды, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.

Второй пункт: Побуждал их хорошо пользоваться своими талантами: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Третий пункт: Объявляет себя не нарушителем закона, а его исполнителем, объясняя заповеди не убивать, не прелюбодействовать, не клясться и о любви к ближнему: Я говорю вам - любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас.

279     

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС УСМИРИЛ МОРСКУЮ БУРЮ,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 8, ст. 23-27

 

Первый пункт: В то время как Христос Господь наш почивал на море, поднялась великая буря.

Второй пункт: Ученики, испугавшись, разбудили Его; Он же упрекнул их за слабую веру, которая была у них, и сказал им: Что вы так боязливы, маловеры?

Третий пункт: Запретил ветрам и морю, да перестанут, и они перестали, и настала тишина на море, и люди дивились этому, вопрошая - кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

280     

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС ШЕЛ ПО МОРЮ,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 15, ст. 22-23

 

Первый пункт: Христос, отпустив народ, взошел на гору, и приказал ученикам Своим войти в лодку, и, оставшись один, начал молиться.

Второй пункт: Лодку било волнами, Христос же пришел к ней идя по воде; и ученики думали, что это призрак.

Третий пункт: Христос сказал им: Это Я, не бойтесь; [тогда] святой Петр, Его повелением, пошел к Нему, идя по водам, и, усомнившись, стал тонуть; но Христос, Господь наш, спас его и упрекнул его за маловерие, потом вошел в лодку, и ветер утих.

281     

[О ТОМ], КАК АПОСТОЛЫ БЫЛИ ПОСЛАНЫ НА ПРОПОВЕДАНИЕ,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 10, ст. 1-16

 

Первый пункт: Христос призывает возлюбленных Своих учеников и дает им власть изгонять бесов из человеческих тел и исцелять всяческие болезни.

Второй пункт: Наставляет их осторожности и терпению: Вот Я посылаю вас, как овец среди волков; итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Третий пункт: Поучает их, каким образом надо путешествовать: Не берите с собою ни золота, ни серебра; даром получили - даром давайте. Указал им содержание проповедей: Ходя же, проповедуйте, говорите, что приблизилось Царство Небесное.

282     

ОБ ОБРАЩЕНИИ МАГДАЛИНЫ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 7, ст. 36-50

 

Первый пункт: Магдалина, неся в сосуде миро, входит в дом фарисея, где Христос возлежал за столом.

Второй пункт: Стоя за Господом, у ног Его, она начала орошать ноги его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Третий пункт: В то время как фарисей осуждает Магдалину, Христос защищает ее, говоря: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много... Ей же сказал: Вера твоя спасла тебя, иди с миром.

283     

[О ТОМ], КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, НАКОРМИЛ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК,

повествует святой евангелист Матфей, гл. 14, ст. 13-21

 

Первый пункт: Когда уже стало поздно, ученики просят Христа, дабы отпустил народ, который был с Ним.

Второй пункт: Христос, Господь наш, велел апостолам принести хлебы, [которые у них были], и повелел народу возлечь на траве, и прияв [хлебы], благословил их и преломил и подал их ученикам, ученики же - народу.

Третий пункт: И все ели и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных.

284     

О ПРЕОБРАЖЕНИИ ХРИСТОВОМ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 17, ст. 1-9

 

Первый пункт: Христос, Господь наш, взяв с собой возлюбленных учеников своих Петра, Иакова и Иоанна, преобразился [перед ними], и просветилось лице Его, как солнце, одежды же Его стали белы, как снег.

Второй пункт: Он беседовал с Моисеем и Илией.

Третий пункт: В то время, когда святой Петр говорил о том, что хорошо поставить здесь три шатра, раздался с неба глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте. Ученики, услышав сей глас, испугались и пали ниц; Христос же, Господь наш, коснулся их и сказал: Встаньте и не бойтесь... никому не сказывайте о сем, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых.

285     

О ВОСКРЕШЕНИИ ЛАЗАРЯ

повествует святой евангелист Иоанн, гл. 11, ст. 1-45

 

Первый пункт: Марфа и Мария сообщают Христу, Господу нашему, о болезни Лазаря; узнав о ней, Христос задерживается на два дня, чтобы чудо было еще более явным.

Второй пункт: Прежде чем воскресить его, Христос требует от обеих, чтобы они имели веру: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, - оживет.

Третий пункт: Иисус прослезился и, сотворив молитву [Отцу], воскресил Лазаря, повелевая: Лазарь, иди вон.

286     

О ВЕЧЕРИ В ВИФАНИИ

повествует святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 6-13

 

Первый пункт: Господь находится на вечере в доме Симона прокаженного, вместе с Лазарем.

Второй пункт: Мария изливает миро на главу Христа.

Третий пункт: Иуда возмущается, говоря: К чему такая трата [мира]? Но Господь снова заступается за Магдалину, говоря: Что смущаете женщину; она доброе дело сделала для Меня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.