Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





D | dQ/Q | = dQ   P. dP/P dP Q. MRP1 MRP2   MRPn. MR = MC = AC = P.



                      D | dQ/Q | = dQ        P

                   Ер = ------------ -------- х ----              

                       dP/P     dP               Q

 

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (transaction costs) — издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУЧ РЕННИЕ(internalization of externalities) — может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).

УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (decreasing economy of scale) — увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для произ­водства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ— прием мышления, в результате кото­рого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся: анализ и синтез; индукция и дедукция; сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания фор­мальной логики.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer equilibrium condition):

                     

                  MRP1           MRP2                 MRPn

               ------------- = --------- = …….= ----------

(162)           P1                  P2                   Pn

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm's equilibrium con­dition): MR = MC.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (long-run equilibrium in competitive market):

MR = MC = AC = P.  

УТИЛИТАРИЗМ (utilitarism) — направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосо­стояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезностей. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, сущест­вует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества. (363)

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) — лю­бой товар или услуга, использующиеся для производства товара.

ФИРМА (firm) — экономический субъект, обладающий хо­зяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для про­изводства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимиза­ция трансакционных издержек.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА— наука, изучающая мысль со сто­роны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, по­казывающая убывание полезности блага с ростом его количества

U = £(q,),

где U — полезность блага;

qi — последовательные части блага.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function) — функция, оп­ределяющая предложение в зависимости от влияющих на него различ­ных факторов:

                          Qs = (Р, Рr, К, Т, N, В),

где Р — цены факторов производства;

к!^ — технология;

Т — налоги и субсидии;

N —- количество продавцов;

В — прочие факторы.

ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) — функция, опре­деляющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов:

                             Qd=f (P, I, Z, W, Pub, Pom, N,B),

где I (income) — доход потребителя;

Z (tastes) — изменение вкусов и предпочтений;

W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные);

Р (prices) — цены: субститутов (Р ) и дополняющих товаров (Рс);

N           — количество покупателей;

В           — прочие факторы. (83)

ФЬЮЧЕРС (futures) — срочный контракт о поставке к опре­деленной в будущем, дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене.

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — операция, посредством кото­рой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для ком­пенсации одного риска другим.

ЦЕНА ЗЕМЛИ (land price) — представляет собой сумму де­нег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость бу­дущей земельной ренты:

                                         Rj

                                PL = ∑ ------------

                                              (1+ i)j

Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то

                     Rj        R

lim РL = lim ∑ --- ----- = -------

        j → ∞ (1+ i)  i

где R — годовая рента,

i — рыночная ставка ссудного процента.

ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (luxury goods) — товары, спрос на кото­рые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war) — циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конку­рентов с олигополистического рынка.       

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ(price discrimination) — со­стоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспо­собности.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ(partial equilibrium) — равно­весие, складывающееся на отдельном рынке.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ(private property) — ситуа­ция, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномочий обладает отдельный человек.

ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА— фирма, вла­делец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. явля­ется субъектом неограниченной ответственности).

ЧИСТАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) ЦЕН­НОСТЬ(net present value, NPV) — разница между дисконтиро­ванной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций. NPV = PV(TR - VC) - PV (I),

где (TR - VC) — чистый доход;

I          — инвестиции.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ(pure monopoly) — фирма, являю­щаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от не­посредственной конкуренции высокими входными барьерами в от­расль.

ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО(pure public good) — та­кое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто обществен­ное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО(pure private good) — такое бла­го, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

ЧИСТЫЕИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые ин­вестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

ЭГАЛИТАРИЗМ(от франц. "равенство") — направление экономической теории благосостояния, сторонники которого исхо­дят из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеа­лам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться, чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации.

ЭКОНОМИКА БЮРОКРАТИИ(economics of bureaucracy) — согласно теории общественного выбора это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не свя­занных с продажей результатов своей деятельности.

ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА (economics)— наука об исполь­зовании людьми редких или ограниченных производственных ре­сурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетво­рение потребностей общества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ— формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого опреде­ляется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ (economic profit) -разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной вы­ручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внут­ренними.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent)— плата за ре­сурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервиро­ванной) ценой труда и рыночной ценой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (economic freedom) — воз­можность индивида реализовать свои интересы и способности пу­тем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (economic efficiency)— в рыночной экономике — целесообразность использова­ния средств для достижения поставленных целей. Основным кри­терием оценки того или иного действия, как эффективного или не­эффективного, является критерий Калдора — Хикса. Критерии Калдора —- Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде по­требительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (economic agents) субъек­ты экономических отношений, участвующие в производстве, рас­пределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ— см. Ресурсы экономические.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (economic systems) это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образу­ющих определенную целостность, экономическую структуру обще­ства; единство отношений, складывающихся по поводу производст­ва, распределения, обмена и потребления экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ (economic purposes) — цели, ко­торые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйст­ва), фирмы, общество в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР (economic choice)— выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограни­ченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предпола­гает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК (benefit-cost analysis).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ (circular flow) — кру­говое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (economic experi­ment) — искусственное изменение или воспроизведение экономи­ческих явлений с целью их практического изучения в наиболее бла­гоприятных условиях. (31)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО (economic good) — средство удов­летворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ (economic needs) — не­достаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятель­ности и развития личности, фирмы и общества в целом.

ЭКОНОМИЯ (economy) — наука о ведении домашнего хозяй­ства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity) — важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения ве­личины спроса (или предложения) в зависимости от изменения раз­личных факторов (цены, дохода и др.).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ (price elasti­city of supply) — показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

             S     Δ Q/Q

        Ер = ___________

                        Δ  Р/Р

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (price elasticity of de­mand) — показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

                 

           D         Δ Q/Q                изменение Q в %

         EP = -------------  = -----------------------

                         Δ Р/P                 Изменение Р в %

ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ (income elasticity of demand)

                                Δ Q/Q

(101) ЕI =       -----------

                                 Δ I/I

ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) — изменение реальном дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (substitution ef­fect) — изменение структуры потребления (соотношения средств выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

ЭФФЕКТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (feedback effect) — эффект, отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА (Veblen effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ (bandwag­on effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связан­ный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, поку­пает тот же самый товар, который покупают другие.

ЭФФЕКТ СНОБА (snob effect) — эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

ЭФФЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные вы­годы контроля с предельными общественными издержками, необ­ходимыми для его проведения в жизнь.

ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ (efficient al­location) — сочетание факторов производства во времени и про­странстве, позволяющее максимизировать полезность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ (efficiency) — понятие, характеризую­щее соотношение объема произведенных экономических благ (ре­зультатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство макси­мального объема благ при данных ресурсах.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (efficiency of produc­tion) — достигается тогда, когда уже невозможно перераспреде­лять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного эконо­мического блага без уменьшения выпуска другого (Парето - оптимальное распределение ресурсов).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.