Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in



НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in

sumption) — означает, что ни один человек не может быть недопущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ (risk neutrality) — человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.

НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (non-cooperative game) такаяигра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером не­оперативной игры может служить олигополия.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (neoclassical contract w) — долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой ,сделки.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — не планированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС— спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общественного выбора) (new political economy/public choice theory) наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.(13)

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) — цена, выплачиваемая за использование труда.

НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of in­terest) — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долла­рах, франках) по их текущему курсу.

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ(rate of depreciation) — доля ос­новного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году. (318)

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ(normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКО­НОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ(zero profit) — альтернативная стои­мость использования предпринимательской способности. Когда фир­ма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА(normative eco­nomics) — наука, изучающая условия достижения индивидами, фир­мами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ(total utility, TU) — совокупная по­лезность всех потребляемых благ.

ОБЩАЯ (КОММУНАЛЬНАЯ) СОБСТВЕННОСТЬ(common

property) — все участники организации (коммуны), которой такая собственность принадлежит, обладают общим правом использова­ния блага до его присвоения и частным правом на использование после того., как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное владение.

ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ(general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда из­менение спроса или предложения на одном рынке влияет на равно­весные цену и объемы продаж на всех рынках.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ(total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо про­дукта или экономического блага, включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки.

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ(common resources) — это ресурсы, цен­ность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внут­ри, и вне ее они оцениваются одинаково.

ОБЫЧНЫЙ ТОВАР(normal good) — товар, спрос на кото­рый при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА(risk pooling) — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом что возможные потери каждого относительно невелики.

ОБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (от лат. "предмет")

вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происхо­дит данный процесс или явление.

ОЖИДАЕМОЕ ЗНАЧЕНИЕ (expected value) средневзве­шенное значение всех возможных результатов.

ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих одно­родный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высоки­ми барьерами.

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (opportunist behav­ior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

ОПЦИОН, ИЛИ СДЕЛКА С ПРЕМИЕЙ (option)— разновид­ность срочного контракта (фьючерса), согласно которому одна сто­рона приобретает право купить или продать что-либо в будущем по заранее оговоренной цене с уплатой комиссионных (премии).

ОТКЛОНЕНИЕ— разница между действительным результа­том и ожидаемым.

ОТНОШЕНЧЕСКИЙ, ИЛИ ИМПЛИЦИТНЫЙ, КОНТРАКТ (relational contracting)— долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальны­ми,

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (negative externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При на­личии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо про­дается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицатель­ными внешними эффектами.

ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ (paradox о/ voting) — проти­воречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действитель­ных предпочтений общества относительно экономических благ.

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ ПАРЕТО-ОПТИМУМ (Pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ (Pareto-optimal resource allocation) — такое размещение ресур­сов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сокра­тив выпуск другого.

ПАРТНЕРСТВО (partnership) — фирма, которая принадле­жит двум или более лицам, которые совместно владеют и управля­ют предприятием, получают часть прибыли и несут неограничен­ную ответственность за деятельность фирмы.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ(cobweb model) — простей­шая динамическая модель, показывающая различные виды коле­баний, в результате которых формируется (или не формируется) равновесие. Она показывает образование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хо­зяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:

Q st = S (Pt-1).

где Q st — объем предложения в период времени t;

Рt-1 — фактическая цена экономического блага в период вре­мени, предшествующий периоду t.

 ПЕРВАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (thefirst theorem of welfare economics) — гласит, что, если соблюдают­ся все восемь исходных положений, то тогда полученное конкурент­ное рыночное равновесие является Парето - оптимальным.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ(cross elasticity) — элас­тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

D    dQx / Qx              dQx                          Py

Exy = -------------- = -------------- x -----------------

       dPy / Py                dPy                            Qx

 ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ(variable costs, VC) — издерж­ки, которые изменяются с изменением объема выпуска продук­ции.

ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА(variable factors

of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпус­ка продукции.

ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ— плата, взимаемая с фирмы за каж­дую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.

ПЛАТЕЖНАЯ ФУНКЦИЯ— результат игры, показывающий приобретения и потери игроков.

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА(positive eco­nomics) — наука, изучающая развитие объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ(political rent seeking) — стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА(utility of good) — способность эконо­мического блага удовлетворять одну или несколько человеческих по­требностей.

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛО­ВОЙ) ЦИКЛ(political business cycle) — цикл экономической и политической активности правительства между выборами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ(political economy) — фун­даментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии: меркантилизм: наука о видах деятельнос­ти, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами); классическая политэкономия: наука о богатстве; .марксистская политэкономия:наука о производственных отношениях — отно­шениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества; маржинализм:экономи­ческая наука о деятельности людей по удовлетворению своих по­требностей путем использования ограниченных производственных ресурсов; историческая школа:наука о повседневной деловой жиз­ни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive ex­ternality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При нали­чии положительного внешнего эффекта экономическое благо про­дается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объе­ме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положи­тельными внешними эффектами.

ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant economy of scale) — увеличение объема продукции теми же тем­пами, что и увеличение затрат всех использованных для производ­ства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%.

ПОСТОЯННЫЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (fixed costs, FC) — издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции.

ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of production) — факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребите­ля в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

ПОТРЕБНОСТИ(needs) — внутренние мотивы, побуждаю­щие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (property rights) — совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, скла­дывающихся между людьми по поводу использования ими эконо­мических благ.

ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ:MRP =MRC.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.