Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Iнн = S1 + S2 + S3 + …..+ Sn



 

Микроэкономика

 

 АКТИВЫ(assets) — средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимостифирмы, недвижимости, акций и т. д.). (400)1

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ(oppor­tunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при --гномическом выборе. Альтернативные издержки часто характе­ризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одногоблага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага. (47)

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО(antitrust statutes) — законодательство, направленное против накопления фир­мами опасной для общества монопольной власти. (265)

АРЕНДНАЯ ПЛАТА(rental) — сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ(information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. (394)

БЕЗРИСКОВЫЕ АКТИВЫ(nonrisk assets) — активы, даю­щие денежные поступления, размеры которых заранее известны казначейские векселя США, застрахованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).

БЛАГА (goods) — средства, удовлетворяющие потребности. (45)

"БОЧОНОК С САЛОМ" ("pork barrel") — (классическая фор­ма логроллинга) закон, включающий набор небольших локальных про­ектов. (4

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допусти­мых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ (profit) — прибью равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией. (192)

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее уве­личение запаса капитала. (319)

ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учи­тывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие "валовой доход" используется как показатель дохода, поученного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов). (IX

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementary goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. (139)

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности личные или производственные) за счет друг друга. (141)

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) — затраты факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею. (192)

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) — издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. (423)

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit cosz) затраты принадлежащих фирме факторов производства. (192)_

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЯ (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОТДАЧИ) (internal rate of return, IF) показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставке дисконтирования (ставке процента), обращающей чистую бес­ценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл фирмы следующий: внутренняя норма отдачи равна максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом вестиционный проект остался эффективным (что показывает неотрицательная величина чистой текущей ценности инвестициинпши проекта).

ВОЗМЕЩЕНИЕ— это процесс замены изношенного основного-капитала.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing -economy of scale) — увеличение объема продукции более быстры­ми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для про­изводства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%. (170)

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция предпочтения потребления в настоящем времени. (322)

ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякое Парето -оптимальное состояние является равновесным для некото­рого первоначального распределения вкладов факторов производ­ства. (368)

ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. (158)

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (Dutch auction) — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену. (396)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) собственность, решение по которой принимается на основании ус­тановленных правил и процедур, регулирующих интересы общест­ва в целом.

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) — ры­ночная структура, при которой монополисту противостоит монополисту (единственный продавец сталкивается с единственным покупа­телем).

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification) — метод, направлен­ный на снижение риска путем распределения его между несколь­кими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покуп­ки (или продажи) другого. (391)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ (portfolio diversifica­tion) — метод, направленный на снижение риска путем распреде­ления инвестиций между несколькими рисковыми активами.(404)

"ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО"(prisoner's dilemma) — описывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговариваясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания. (254)

ДИСКОНТИРОВАНИЕ(discounting) — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности (present value) согласно формуле:

 

          FVn

PDV = -------— ,

        (1 + i)n

где PDV — сегодняшняя ценность;

FVn — ценность через n периодов;

i      — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского процента или иной показатель. (325, 327)

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД(long run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства. (195)

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ  (dominant strategy) стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается; что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера. (253)

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ(arc elasticity) — показать средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке. (98)

- Q       P    - (Q2 + Q1) (P2 + P1)/2  - ( Q2 + Q1)  ( P2 + P1)

Ер = -------- x -------- = ------------- x ---------------- = ----------------- x ---------------

        P      Q      (P2 + P1) (Q2 + Q1)/2 (P2 + P1)   (Q2 + Q1)

ДУОПОЛИЯ(duopoly) — рыночная структура, когда действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. (224)

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ(natural monopoly)

возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.(225)

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара. (85)

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ — закон формальной логики, ут­верждающий, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., не могут быть истинными. (21)

ЗАКОН СПРОСА (law о/ demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта. (82)

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ­НОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверж­дающий, что с ростом использования какого-либо производствен­ного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно до­стигается такая точка, в которой дополнительное применение пере­менного фактора ведет к снижению относительного и далее абсо­лютного объемов выпуска продукции. (49, 159)

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Engel law) — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е: < 1), должно существовать благо с Е > 1 для конкретного потребителя.-(Ю2)

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (seat­ed bid auction) — аукцион, в котором ставки выставляются все­ми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену. (396)

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — в современной экономичес­кой науке цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. (280)

ЗАТРАТЫ(costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. (158)

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. (333)

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (land, natural resourc­es) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг. (46)

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) (zone of substitution) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. (129)

ИГРА (дате) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходи­мо принимать ответственные решения. (253)

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ (non-zero-sum game) — игра, во время которой группа игроков, взятая в целом, либо увели­чивает, либо уменьшает свое благосостояние. (254)

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ (zero-sum game) игра, в ходе которой происходит перераспределение благ между участни­ками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проиг­рыша других игроков. (254)

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer sur­plus) — разница между ценой, за которую потребитель готов ку­пить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer sur­plus) — это разница между валовыми доходами и полными из­держками производителя.

ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все со­четания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска. (166)

ИЗОКОСТА (isocost line) — линия, объединяющая все воз­можные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммар­ную стоимость; прямая равных издержек

                                C=w x L+r x K

      или

  С   w

К = ----- - ---- х L.  

   г    г

ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ— см. Отношенческий контракт. (184)

ИНВЕСТИРОВАНИЕ (investment) процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирмы  в данном году. Валовые (совокупные) инвестиции (gross invest) представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмещения затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций (net investments) — увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимости основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полез:-: ;■ срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых. капитальные активы будут приносить фирме доходы или совмещать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации.

ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА (Lerner index)

                                                               Р m -МС    1

                                            IL = __________ __ ___

                                                           P         E

где IL — лернеровский индекс монопольной власти;

 Рт — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше показатель, тем больше монопольная власть. (231)

ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ (monopoly powei ) — см. индекс Лернера, индекс Херфиндаля—Хиршмана.

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА(Herfindahl— Hirshman index, Iнн) — показатель, определяющий степень концепции рынка. При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по у ному весу от наибольшей до наименьшей:

Iнн = S1 + S2 + S3 + …..+ Sn

где IНН — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IНН = 10 001 в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а IНН = 100.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА(individual propertyship)фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее J имуществом. (188)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand)-предъявляемый одним потребителем. (85)

ИНДУКЦИЯ(от лат. "наведение") — метод познания от частного к общему. (18)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ(institutionalism) — эконом наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ(interspecific resources) — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме средством нее.

КАПИТАЛ (capital)— ресурсы длительного пользования пользуемые для производства товаров и услуг.

КАРТА ИЗОКВАНТ(isoquant map) — совокупность каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции,, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов.

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ(indifference curve map)множество кривых безразличия.

Картель ( cartel) – рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.

КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ)(second best) — вы­бор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Парето - эффективный объем выпуска товаров невозможен.

КЕЙНСИАНСТВО(Keynesian economics) — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса. (10)

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ(classical contract law) — дву­сторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ (ЛИБЕРТАРИЗМ)(clas­sical liberalism) — течение экономической теории, которое исхо­дит из приоритета интересов личности. Согласно данной теории каждый человек готов к активной автономной деятельности, спосо­бен сам наиболее эффективно реализовать свои таланты и способ­ности.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА(command economy) - систе­ма, в которой доминируют общественная (государственная) собст­венность на средства производства, коллективное принятие эконо­мических решений, централизованное руководство экономикой по­средством государственного планирования.

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА(compensat­ing wage) — заработная плата, компенсирующая неравенство в условиях и привлекательности труда.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) блага, дополняющие друг друга в потреблении.

КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА(cooperative game) — такая игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участника­ми. В экономике примером кооперативной игры может служить кар­тель.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ(corrective subsidy) — суб­сидия производителям или потребителям экономических благ, харак­теризующихся положительными внешними эффектами, которая по­зволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным обще­ственным.

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ(corrective tax) — налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных; направлен на кор­ректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "прова­лов" рынка.

КОРПОРАЦИЯ(corporation) — фирма, имеющая форму юри­дического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и от­ветственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ(Gini coefficient) — коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run)

в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — линия по­стоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной по­лезности) от потребления различных наборов благ.

КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (income—consumption curve) — кривая, каждая точка которой — оптимальное количество потребляемых благ при разном уровне дохода (но постоянном соот­ношении цен).

КРИВАЯ КОНТРАКТОВ (contract curve) — множество возмож­ных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями, для которых выполняется условие:

 

                                                                 Px

                     MRSху A = MRSху B =- —-

                                                    Py

(Предельная норма замещения товара Y товаром X для обоих по­требителей равна отношению цены товара X к цене товара Y). (360]

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (Lorenz curve) — кривая, отражающая фактическое распределение доходов.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изо­бражение зависимости между рыночной ценой блага и количествам! этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени.

КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖ НОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могу быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (production contract curve) — множество возможных вариантов Парето - эффективного размещения ресурсов, для которых выполняется условие:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.