Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. 3 страница



вича Снежневского (1904-1987), существуют общепатоге-нетические закономерности динамики психопатологических синдромов - перехода одного синдрома в другой, более сложный, в процессе развития болезни. В наиболее легких случаях расстройства психики проявляются астенией - чрезмерной чувствительностью к обыденным раздражителям и истощаемостью психических процессов. В случае дальнейшего развития заболевания возникают аффективные расстройства - изменения эмоционального отношения к миру и к самому себе, повышение или понижение настроения. Прогрессируя, расстройства психики достигают уровня нарушений чувственного восприятия (галлюцинаций) и искажающих действительность понятий и суждений (бреда). Если в дальнейшем процесс распространяется на все сферы психической деятельности, включая двигательные функции, наступает глубокое нарушение психики - кататония. Видя, как в процессе заболевания невротические расстройства постепенно сменяются аффективными, галлюцинаторно-бре-довыми, а затем кататоническими, психиатр убеждается в том, что выявленные в анамнезе и в психическом статусе больного изменения - не плод его воображения, а объективно существующие признаки патологии психической деятельности.

 

Содержание и динамика психических расстройств выявляются при непосредственном контакте врача с больным в процессе свободной, неструктурированной беседы. Именно эта форма изучения психической деятельности часто подвергается критике как необъективная, позволяющая произвольно истолковывать результаты наблюдения. В этих критических замечаниях есть доля истины. Однако свободная беседа с больным, проводимая квалифицированным психиатром, имеет преимущества перед применением стандартизированных опросников. Она позволяет оперативно в процессе беседы учитывать индивидуальные особенности пациента, понимание им смысла задаваемых вопросов, его эмоциональную реакцию на те или иные замечания врача. Психиатр значительно увеличивает объем получаемой информации, располагая к себе больного, пользуясь разными интонациями голоса, мимикой и жестикуляцией, что служит естественной

 

Методы психиатрического обследования больных_______ 35

 

формой коммуникации для людей. Заметив необычную эмоциональную реакцию больного с прозвучавшей в ней тревогой, подозрительностью в отношении к окружающим, опытный психиатр оперативно меняет направление беседы, и это часто позволяет выявить целые пласты ранее нераспознанных переживаний пациента, имеющие решающее значение для диагностики. Конечно, это ставит результаты обследования в зависимость от индивидуальных качеств психиатра, от его искусства в области психопатологического метода, но не лишает последний свойств, присущих научному исследованию. В свою очередь искусство врача зависит от его знания психопатологии и ее общих законов, от умения пользоваться ими. Как утверждал И. П. Павлов, <если нет в голове идей, то не увидишь и фактов>.

 

Психопатологическое обследование, учитывая большую сложность изучаемого предмета - психики больного, имеет и свои ограниченности. Недостаточная стандартизация данных исследования, активное вмешательство исследователя в психическую деятельность пациента, нестабильность результатов при повторных обследованиях больного разными специалистами, неодинаковые этические убеждения относительно допустимых границ вторжения в интимный духовный мир больного - все это приводит к большой разноречивости во взглядах психиатров разных школ и направлений на одни и те же проблемы психиатрии. Поэтому вполне естественно стремление дополнить психопатологический метод обследования другими методами, позволяющими повысить объективность и сопоставимость результатов изучения больных, которые в оптимальном варианте могли бы быть подвергнуты математическому измерению и статистической обработке.

 

§ 2. Экспериментально-психологические методы исследования. Психодиагностика

 

Клинициста-психиатра, изучающего психический статус больного человека, интересуют две стороны психической деятельности: психопатологический синдром и индивидуаль-Основы психиатрии

 

Методы психиатрического обследования больных__________37 но-психологические особенности личности пациента. Они составляют единую и целостную личность больного, и разделить их можно лишь условно. Но методические подходы к изучению и описанию этих сторон единой психики могут быть различны.

 

Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности применяются методы психодиагностики, позволяющие оценить качественные и количественные характеристики психических процессов. Психологический диагноз может быть объективным, субъективным и проективным. Объективный диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого, например успешности решения им задач разной степени трудности или констатации способа их выполнения. Субъективный - строится на самоописании испытуемым своего поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход к диагностике имеет в виду выявление личностных свойств испытуемого, которые находят непрямое отражение в его реакциях на неопределенные, слабо структурированные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов. Объективные методы в свою очередь включают два типа тестов: тесты интеллекта и тесты личности.

 

Тест Бине-Симона - один из первых тестов интеллекта, не утративший своего значения в качестве инструмента измерения умственного развития детей и подростков. Он содержит перечень вопросов, предназначенных испытуемым от 3 до 15 лет. Задачи расположены по степени трудности и затрагивают различные стороны интеллекта: школьные знания, повседневные навыки, случайные сведения, природные свойства психики (таблица 1). Тот, кто выполнит все положенные для данного возраста задания, считается соответствующим своему умственному (ментальному) возрасту. Выполнивший задание для более старшего возраста характеризуется как более одаренный. Справившийся с заданиями лишь предыдущих возрастов считается отставшим на 1, 2 или более лет. Отношение между умственным (ментальным) и хронологическим (ХВ) возрастом рассчитывается по

 

VTi

 

формуле: IQ = - х 100*. ______________ХВ__________

 

* IQ - Intelligence Quotience (англ.) - коэффициент интеллекта.

 

Таблица 1.

 

Тест Бине-Симона

 

3 года

 

8 лет  показать свой рот, нос, глаза  повторить фразу из 6 слогов  назвать предметы на картинке  назвать свою фамилию сравнить по памяти 3 пары предметов сосчитать в обратном порядке от 20 до 0 указать недостающие части в нарисованных лицах  назвать день и число

 

4 года

 

9 лет - назвать свой пол - назвать 3 предмета домашнего обихода - повторить ряд из 3 цифр - сравнить длину двух линий дать сдачу с 20 копеек, с 16 копеек определить 5 предметов назвать по порядку месяцы года ответить на 3 легких отвлеченных вопроса

 

5 лет

 

10 лет  сравнить коробочки разного веса и указать более тяжелую  скопировать квадрат - повторить фразу из 10 слогов - сосчитать 4 мелких монеты - составить из 2 отрезков параллелограм расположить по порядку 5 коробочек различного веса - нарисовать по памяти несложный чертеж - найти несообразности в 4 фразах - дать ответ на более трудные отвлеченные вопросы

 

6 лет

 

12 лет - определить время дня - описать 5 предметов - срисовать ромб - сосчитать 13 монет - сравнить 2 нарисованных лица с эстетической точки зрения противостоять внушению (даются задания различить по длине отрезки 4 и 5 см, 5 и 6 см, 6 и 7 см) составить предложение из 3 предложенных слов произнести в течение 3 мин более 60 слов - определить 3 отвлеченных понятия - восстановить умышленно нарушенный порядок слов

 

7 лет

 

15 лет - показать, правую руку и левое ухо - срисовать картинку - выполнить 3 нетрудных поручения - назвать сумму трех 1-копеечных и трех 2-копеечных монет назвать 4 цвета - повторить ряд из 7 цифр - подобрать 2 рифмы к заданному слову - повторить фразу из 26 слогов - объяснить смысл 3 картин - вывести заключение из ряда фактов

 

 

Основы психиатрии

 

Методы психиатрического обследования больных

 

 

Более информативным и трудоемким является тест интеллекта Векслера. Он в разных вариантах используется для исследования интеллекта как детей и подростков, так и взрослых людей. Тест включает набор стандартизированных заданий, в которые входят б вербальных субтестов, позволяющих установить информированность испытуемого в разных областях знания и понятливость в духе здравого смысла (способность запоминать цифры, найти общее в содержании разных слов, расположить в порядке последовательности рисунки, составляющие короткий рассказ) и 5 невербальных субтестов на решение конструктивных, практических задач (найти в серии рисунков недостающий, воссоздать фигуру из разноцветных кубиков и т. п.). Ответы испытуемых, оцененные в баллах соответственно возрасту по каждому из субтестов, сравниваются с распределением соответствующих показателей в семи возрастных группах в общей популяции. Сумма их показывает, в каком отношении находятся результаты обследуемого субъекта к средним результатам определения IQ у лиц того же возраста в популяции. Данные тестирования помогают выделить группу лиц с умственной отсталостью, которые могут стать объектом медицинской диагностики и медицинского наблюдения (таблица 2).

 

Таблица 2 Распределение людей в популяции по уровню интеллекта

 

В баллах* Уровень интеллекта*Процент лиц с данным IQ в населении

 

130 и выше*Очень высокий 120-129*Высокий 110-119*Хорошая норма 90-109*Средний 80-89*Низкая норма 70 - 79*Пограничная умственная отсталость 69 и ниже 1* Умственная отсталость

 

Методики, позволяющие дать характеристику личности, основываются на том, что такая характеристика нуждается в большом количестве сведений об испытуемом. В их числе есть такие, которые обозначают основные (релевантные) свойства личности, наиболее полно отражающие ее сущность. Примером может служить личностный тест Каттелла. Испытуемые заполняют анкету, каждый пункт которой позволяет характеризовать одно из 187 свойств личности. Эти свойства оказались не независимыми и часто выступают в определенных сочетаниях. С помощью статистического факторного анализа автору при обследовании нескольких сотен испытуемых удалось выявить 12 основных первичных свойств или факторов, каждый из которых характеризует определенный тип личности. В качестве иллюстрации можно привести характеристику личностного фактора А при цикло-тимии и шизотимии:

 

Циклотимия, А+

 

Добродушный, беззаботный

 

Охотно вступающий в сотрудничество

 

Внимательный к людям Тактичный, мягкосердечный Доверчивый Приспосабливающийся

 

Шизотимия, А- Агрессивный, жадный, критикующий

 

Упрямый

 

Холодный, замкнутый Твердый, педантичный Подозрительный Бескомпромиссный

 

Анкета Каттелда содержит 187 положений и заполняется испытуемым так, что на поставленный вопрос дается один из трех возможных ответов: да, иногда, нет.

 

Одним из наиболее популярных личностных тестов, применяемых в психиатрии, является Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1)*. Основным достоинством этой методики является ее способ-* Minnesota Multifasic Personality Inventory (англ.).

 

Основы психиатрии

 

ность обрисовать нарушения в системе.личности достаточно объективно, то есть независимо от установок исследователя; при точном соблюдении инструкции у разных экспериментаторов при оценке одного и того же испытуемого получаются сходные данные. Испытуемому предъявляются 550 карточек с утверждениями такого характера: <Мне бы понравилась работа библиотекаря>, <Моя мать была хорошей женщиной>, <У меня никогда не было припадков с судорогами> и т. п. Карточки разделены на 9 шкал, отражающих личностные характеристики наиболее частых и важных синдромов: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, гипома-нии, личностные аспекты разделения полов, паранойи, пси-хастении и шизофрении. Испытуемый раскладывает карточки на Две группы: <Согласен> и <Несогласен>. С помощью математической обработки полученные данные переносятся на профильную карту - график, изображающий соотношение у испытуемого личностных особенностей. Хотя ММР1 не имеет самостоятельного диагностического значения, его с успехом применяют в качестве дополнительной диагностической методики для отграничения неврозов от психозов, для выявления скрытых тенденций к совершению самоубийства, при выборе терапии и т. д.

 

Проективные тесты занимают особое положение среди методик изучения личности. В основе их лежит представление о том, что любое действие индивида, его эмоции, восприятия, высказывания несут на себе отпечаток личности. Реагируя в условиях эксперимента на различные стимулы, испытуемый в своих ответах невольно раскрывает свои личностные черты, проецирует их на свои реакции. Личность в эксперименте проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы, побуждающие ее к активности. Это могут быть психодрама, в которой обследуемый играет роль самого себя или другого лица; изображение персонажей в неприятной (фрустрирующей) ситуации - тест Розенцвейга; таблицы с неопределенными цветными и черно-белыми фигурами, в которых испытуемому предлагается найти сходство с известными ему предметами - тест Роршаха; стандартные разноцветные квадраты, из которых испытуемый должен по-Методы психиатрического обследования больных__________41

 

следовательно выбирать понравившиеся ему - тест Люше-ра; свободное истолкование какого-либо события, ситуации - тематический апперцептивный тест (ТАТ). Главной особенностью проективных тестов служит постановка перед испытуемым малоопределенной, относительно неструктурированной задачи, допускающей почти неограниченное число решений. Обычно это методики <замаскированного> тестирования, поскольку обследуемый не подозревает, какое истолкование будет дано экспериментатором его ответам. Проективные тесты рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективная процедура для выявления скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности, которые ускользают от наблюдения в условиях обычного общения или клинического обследования пациента.

 

Данные психодиагностики нередко расходятся с результатами клинического обследования больных, и психиатр в этих случаях всегда отдает приоритет последнему. Основанием для предпочтения клинического наблюдения экспериментальному исследованию могут служить клинические навыки и интуиция врача, которая, представляя собой воплощение организованного и доведенного до автоматизма опыта клинициста, способна бывает преодолеть обстоятельства, искажающие результаты эксперимента: нежелание испытуемого вступать в контакт с экспериментатором, скрытое противодействие процедуре исследования, недостаточное понимание испытуемым поставленной перед ним задачи и др. Но главной причиной расхождения клинических и экспериментальных данных является то, что в обоих случаях ответы и реакции пациента на поставленные вопросы отражают не только свойства его личности, но прежде всего отношение пациента к самому себе, к своему Я, его осознанную или слабо осознаваемую самооценку. Психолог Э. В. Ильенков писал: <Судить о человеческой форме отношения к себе по фактам, открывающимся исключительно в актах самонаблюдения, самоотчета о своих собственных состояниях, было бы по меньшей мере неосмотрительно: реальная личность вовсе не совпадает с тем, что человек о себе говорит или думает, с вербальным самоотчетом, даже самым искренним. В меньшей степени это отражается нарезультатахпроектив-Основы психиатрии

 

ного исследования личности и в большей - на результатах - исследований с помощью различных опросников.

 

Расхождение между самооценкой и объективной оценкой одних и тех же параметров личности служит существенной помехой для широкого использования психодиагностичес-кой техники в психиатрии. Но это обстоятельство одновременно открывает возможности объективного изучения одной из наиболее важных функций психики человека - его самосознания.

 

Самосознание представляет собой свойство человека, позволяющее отражать в своем сознании образ своего Я, оценивать его. Самосознание есть высшая форма сознательной деятельности человека. Человек познает свое Я, перенося на себя знания о других людях, смотрится в них, как в зеркало. Путем сравнений и самоанализа он создает образ Я - описательную составляющую самосознания. Образ Я не безразличен для человека, он оценивается им глубоко эмоционально. Оценка своих положительных и отрицательных качеств, самоуважение, <принятие себя> во многом отражают те оценки, которые даются значимыми для субъекта другими - родителями, воспитателями и педагогами, товарищами. Если человек не пользуется уважением и любовью хотя бы ограниченного круга лиц в своем окружении, его представление о себе (Я-концепция) характеризуется низкой самооценкой своих личностных качеств, что в свою очередь ведет к снижению эффективности в обществе, к социальной дезадаптации. Относительная стабильность восприятия своего Я (аутоидентичность) поддерживает постоянство личности человека на протяжении всей его жизни; изменение образа Я может происходить лишь в связи с большими событиями, влияющими на всю судьбу человека.

 

Проблема самосознания, писал видный психолог академик А. Н. Леонтьев, это проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности. Самосознание служит источником саморегуляции и самоконтроля, оно неотделимо от понятия свободы человека в рамках, осознаваемых им как допустимые и социально приемлемые. Особое место в структуре самосознания занимают представления

 

Методы психиатрического обследования больных__________43

 

человека о своем Я, о месте, занимаемом в обществе, о своих правах и обязанностях. Культура самосознания превращает человека из обособленной индивидуальности в такой социальный <материал>, из которого формируется народ как сознательный объект истории (Л. В. Скворцов).

 

Определение уровня самосознания субъекта как одной из функций психической деятельности основывается на установлении степени адекватности самооценок, их соответствия оценкам тех же сторон личности испытуемого, которые даются компетентным экспертом. Чем большее число параметров личности оценивается субъектом адекватно, тем выше уровень самосознания. Эксперт воплощает в себе <генерали-зованного другого> - обобщенное мнение о различных сторонах личности испытуемого со стороны значимых для него лиц, на которых испытуемый ориентируется в своих оценках различных параметров собственного Я. Так, в качестве эксперта при изучении самосознания у учащихся могут выступать педагоги и воспитатели, хорошо знающие испытуемых. При обследовании больных, длительное время страдающих психическими заболеваниями и находящихся под медицинским наблюдением, компетентным экспертом является лечащий врач-психиатр.

 

Наиболее информативным способом изучения самосознания при психических заболеваниях является предложенный В. С. Чудновским метод <условного двойника> в трех его вариантах, позволяющий дифференцированно определять когнитивный (логический), эмоциональный и действенно-волевой компоненты сознания Я. В основе данного метода лежит изучение способности больного адекватно отражать в своем сознании и оценивать свою социальную роль человека, находящегося под психиатрическим наблюдением, и болезненный характер имеющихся у него расстройств психической деятельности.

 

Один из вариантов обследования - метод <обобщенного двойника> - заключается в том, что испытуемому предлагается прочитать специально подобранный отрывок из руководства по психиатрии или монографии, в котором приводится обобщенное описание психического заболевания, сход-Основы психиатрии

 

 

ного по характеру психических нарушений и течению с тем, которое имеется у него самого. Больному далее предлагается сравнить свое собственное психическое состояние с описанным в литературе, сделать заключение в отношении их сходства и различия, оценить как проявление психической болезни и дать совет в духе здравого смысла страдающему ею человеку. С позиций теории символического интеракционизма, разработанной американским психологом Дж. Ми-дом (1863-1931), от испытуемого требуется, чтобы он оценил свою социальную роль психически больного человека, глядя на себя как бы со стороны, с позиции <обобщенного другого>. Психические расстройства, с которыми он в данном случае сравнивает свое собственное состояние, представляют собой абстрактный образ, лишенный черт индивидуальности, и потому с ним невозможно эмоциональное сопереживание. Вот почему ответ испытуемого при использовании методики <обобщенного двойника> в основном характеризует логический, когнитивный процесс познания Я, позволяющий производить сравнение путем отвлеченного анализа и самоанализа. При высоком уровне самосознания больные легко устанавливают сходство предъявленного описания с проявлениями своего заболевания и оценивают его как расстройство психической деятельности. При снижении уровня самосознания больные обычно выражают удивление: <Все, как у меня>, но тут же заявляют, что это - не болезнь. Замечание врача о том, что описание приведено в руководстве по психиатрии, ставит их в тупик, но все же не убеждает в наличии у них психических расстройств (<У меня это не совсем так>). Больные с наиболее низким уровнем самосознания обычно отказываются делать какие-либо сопоставления, с раздражением заявляя, что ничего похожего на них здесь нет.

 

Состояние эмоционального компонента самосознания, позволяющего убежденно идентифицировать себя с образом <другого>, раскрывается с помощью метода <воображаемого двойника>. Испытуемому предлагается дать оценку имеющихся у него психических нарушений, глядя на себя глазами воображаемого <другого>. Для этого экспериментатор предлагает испытуемому <игру>: <Представьте себе, что вы

 

Методы психиатрического обследования больных__________45

 

встретили друга (подругу), с которым давно не виделись. Друг вам рассказывает...> (Далее от лица <друга> ведется рассказ о самом испытуемом, описываются его болезненные переживания и нарушения поведения). Испытуемому предлагается оценить рассказ и дать <другу> совет. Трудности сравнения <двойника> с образом Я в данном случае не возникает, так как речь в рассказе ведется о самом испытуемом. Но идентификация себя с <двойником> требует преодоления эмоционального сопротивления принятию роли психически больного человека. Полное принятие этой роли, когда испытуемый сразу же заявляет, что речь в рассказе идет о нем самом, что описывается психическое заболевание, и дает <другу> совет обратиться к психиатру, бывает обычно после завершения острого приступа психоза и при практически полном восстановлении психического здоровья,

 

ной среде. Но чаще больные, соглашаясь с тем, что <друг> психически болен и давая ему правильный совет, не могут с уверенностью соотнести его образ со своим Я и не считают совет, данный <другу>, пригодным для себя. В данном случае узнавание себя в образе другого лишено эмоциональных свойств убежденности.

 

Метод <конкретного двойника> позволяет судить о сочетанием участии когнитивного и эмоционального компонентов в процессе самосознания. Он заключается в том, что испытуемый при участии экспериментатора вступает в непосредственное общение с другим больным со сходной клинической картиной заболевания. Ему предлагается затем оценить состояние <двойника> и сопоставить его с проявлениями психической болезни у себя самого. Такой вариант исследования позволяет судить о способности формировать образ Я, приняв роль <другого>, сопоставляя ее со своей ролью психически больного человека. При этом общение с <другим> предусматривает не только словесный контакт, но и эмоциональное взаимодействие. Как показали исследования, метод <конкретного двойника> наиболее полно раскрывает состояние самосознания психически больных и механизмы саморегуляции поведения. Он более всего приближается к условиям так называемого естественного эксперимента

 

Методы психиатрического обследования больных

 

Основы психиатрии

 

(квазиэксперимента), наиболее полно соответствующего условиям осознавания своего Я путем общения в социальной среде.

 

Изучение самосознания у больных с психозами и с пограничными состояниями показало, что изменения этой функции психической деятельности наблюдаются при всех формах заболеваний. Наиболее они выражены в случае тяжелых аффективных расстройств (расстройств настроения) на высоте приступа психической болезни. По мере ослабления аффективных нарушений уровень самосознания постепенно повышается и появляется критическое отношение к своей болезни. Но в случаях, когда имеется стойкий психический дефект, самосознание оказывается нарушенным на протяжении всей болезни. Это обусловливает низкий уровень саморегуляции и социальной адаптации больных.

 

Нарушение эмоциональных процессов самосознания может быть частично компенсировано сохранными когнитивными процессами. В этих случаях возможно осознание своей болезни и связанных с ней обстоятельств посредством логического осмысления создавшейся ситуации: <Раз меня помещают в психиатрическую больницу, значит, я психически болен>. Подобное научение на основе когнитивного познания Я, даже лишенного 'эмоциональной убежденности, способствует улучшению адаптации больного в семье и на работе; он без больших возражений соглашается посещать лечащего врача, принимает поддерживающее лечение, что благоприятно отражается на течении болезни. Больной неврозом, испытывающий страх смерти, предполагающий у себя без достаточных оснований нераспознанное тяжелое заболевание внутренних органов, в случае ухудшения состояния и усиления тревоги обращается непосредственно к психиатру или психотерапевту, минуя врача-терапевта или онколога, хотя продолжает подозревать у себя соматическую болезнь. Без учета состояния самосознания картина психического заболевания бывает неполной и не раскрывает всех возможностей лечебно-восстановительного воздействия.

 

Применение указанных методов изучения самосознания, равно как и других способов психодиагностики, требует от врача соблюдения такта и правил врачебной этики. Однако, как показывает опыт, излишние опасения по этому поводу неоправданны. Напротив, сам процесс участия больного в исследовании своего душевного состояния способствует повышению уровня самосознания и саморегуляции, противостоит тенденции рассматривать себя и свое заболевание как нечто исключительное, не поддающееся познанию медицинскими методами и эффективному лечению.

 

§ 3. Соматическое обследование больных психическими заболеваниями

 

Представление о болезнях человека как едином, целостном патологическом процессе, включающем психические и соматические расстройства, требует от врача-психиатра внимательного отношения к телесным функциям организма. Соотношения между нарушениями психической деятельности и физическим состоянием больного могут быть разными:

 

а) болезнь проявляется расстройством психических функций при отсутствии соматических нарушений, которые могли бы быть выявлены путем обычного клинического исследования;

 

б) у психически больного имеются сопутствующие соматические заболевания, которые практически не влияют на проявления и течение психической болезни или оказывают на нее минимальное влияние;

 

в) выявленные соматические нарушения служат основной причиной психических расстройств или оказывают значительное влияние на клинику и течение психической болезни, на социальную адаптацию больного;

 

г) психическое заболевание включает в качестве одного из своих проявлений функциональные сомато-вегетативные нарушения (синдром вегето-сосудистой дистонии, функциональные нарушения деятельности внутренних органов), которые возникают в связи с расстройством нервной или нейроэндокринной регуляции. В дальнейшем они могут

 

Основы психиатрии

 

приводить к необратимым органическим изменениям во внутренних органах, что позволяет выделить их в особую группу психосоматических болезней.

 

Широко употребляемый в медицине термин <психосоматика> имеет два значения. Во-первых, он имеет в виду целостный (холистический) подход к пониманию сущности болезни. Приверженцы его считают, что умозрительное разделение соматического и психического не только не реально, но и вредно. Индивидуум воспринимается ими как сложная динамическая система, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и реагирующая на изменения в окружающей среде и внутри самой себя. При заболевании меняются многие аспекты этой системы. Говоря о психологических или физиологических процессах, мы подразумеваем различный подход к одному и тому же явлению. Само же явление нераздельно. В этом смысле нет ни психогенной, ни соматогенной болезни, а есть просто болезнь. Утверждая, что человек в здоровом состоянии и во время болезни представляет собой психосоматическое единство, приверженцы этого направления возрождают взгляды Гиппократа. В другом своем значении термин <психосоматика> имеет отношение к группе болезней, таких как пептическая язва, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и ряд других, при которых психогенный фактор играет особую роль в этиологии заболевания и его патогенезе, что должно учитываться при выборе лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.