Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



 ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра анестезиологии, интенсивной терапии с последипломной подготовкой

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для студентов

 

 

Учебная дисциплина «Экстренная и неотложная медицинская помощь»

МОДУЛЬ №1 «Экстренная и неотложная медицинская помощь»

Содержательный модуль № _1_ «________________________________________»

Занятие № 3«Септический шок. Интенсивная терапия септического шока».

 

 

Курс __5___ Факультет медицинский

Специальность (шифр, название): 7.12010001. «Лечебное дело»

                                              7.12010002. «Педиатрия»

                                              7.12010003. «Медико-профилактическое дело»

 

                                               Обговорено на методическом

                                          совещании кафедры «16» 06 2014г.

               Протокол № _13_

      

                                    

                                            Зав. кафедры _______ профессор Тарабрин О.О.  

 

Одесса – 2014г.

МОДУЛЬ №_1_ «Экстренная и неотложная медицинская помощь»

Содержательный модуль № _1_ «________________________________________»

 

Тема практического занятия № _3_ «Септический шок. Интенсивная терапия септического шока».

  1. Актуальность темы.

 За последние годы во всем мире заметно возрос интерес к проблеме сепсиса, которая уже давно стала междисциплинарной проблемой. В связи с расширением объема хирургических вмешательств, увеличением инвазивности диагностических исследований и бурным развитием трансплантологии сохраняются тенденции к увеличению количества случаев сепсиса и нозокомиальной инфекции. Несмотря на применение новейших антибиотиков, внедрение новых методик медикаментозного и хирургического лечения, частота случаев сепсиса и его осложнений не снижается. Летальность при тяжелом сепсисе и шоке составляет около 30-50% и зависит от тяжести течения, возраста больных, сопутствующей патологии и вида возбудителя.

 

3. Цели занятия:
3.1. Общие цели:
- студент должен знать современные взгляды на этиологию, патогенез, классификация сепсиса;
- студент должен знать современные подходы к интенсивной терапии этого состояния;
- студент должен знать критерии диагностики и алгоритм интенсивной терапии септического шока.
- ознакомить студентов с профильным приказом МЗ Украины.

3.2. Воспитательные цели:
- ознакомиться с вкладом отечественных ученых в изучение сепсиса и септического шока;
- воспитывать у будущего врача постоянную готовность проводить профилактику, а также знать современный алгоритм интенсивной терапии сепсиса и септического шока.

3.3. Конкретные цели:
- знать:
1. Этиологию и патогенез сепсиса;
2. Диагностические критерии синдрома системной воспалительной реакции, сепсиса, тяжелого сепсиса, сепсис-индуцированной артериальной гипотензии, септического шока и рефрактерного септического шока;
3. Лабораторную диагностику сепсиса;
4. Принципы лечения сепсиса;
5. Принципы интенсивной терапии септического шока;
6. Осложнение сепсиса;
7. Профильные приказы МОЗ Украины.

3.4. На основе теоретических знаний по теме:
- овладеть методиками /уметь/:
1. Проводить курацию больного с сепсисом;
2. Забора материала на микробиологическое исследование;
3. Оценивать показатели кислотно-основного и газового состава крови;
4. Оценивать степень тяжести и прогноз больного с сепсисом и септическим шоком;
5. Проводить рациональную антибактериальную терапию.

 

4. Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).

Названия предшествующих дисциплін Знать Уметь
1. Микробиология Критерии диагностики сепсиса, тяжелого сепсиса, септического шока и рефрактерного септического шока. Проводить общеклиническое обследование больного с сепсисом и септическим шоком.
2. Эпидемиология Знать основных возбудителей сепсиса и его патогенез. Оценивать степень тяжести состояния больного с сепсисом и септическим шоком.
3. Фармакология. Факторы риска сепсиса.   Составлять программу интенсивной терапии больного с сепсисом и септическим шоком.
4. Хирургические болезни. Принципы интенсивной терапии сепсиса и септического шока.  
5. Анестезиология и интенсивная терапия. Принципы антибиотикотерапии сепсиса.  
6. Клиническая фармакология антибиотиков. Антибиотикопрофилактика и антибиотикотерапия. 7. Шоковые состояния. 8. Острые нарушения кровообращения. 9. Методы диагностики и коррекции кислотно-основного состояния. 10. Острая дыхательная недостаточность.    

 

 

  1. Содержание занятия

Определение понятий сепсис, тяжелый сепсис, септический шок.

Синдром системного воспалительного ответа (Systemic Inflammatory Response Syndrom-SIRS) Системный воспалительный ответ на разнообразные тяжелые клинические повреждения, который манифестирует двумя или более следующими проявлениями: 1) температура тела более 38°С или ниже 36°С; 2) ЧСС 90 уд/мин.; 3) частота дыхания свыше 20 за минуту или Ра СО2 ниже 32 мм рт.ст.; 4) количество лейкоцитов более 12000/мм3, менее 400/мм3 или более 10% юных форм.
Сепсис Системный воспалительный ответ на достоверно выявленную инфекцию при отсутствии других возможных причин для подобных изменений, которые характерны для SIRS. Клиническая манифестация включает два или больше следующих проявлений: 1) температура тела более 38°С или ниже 36 °С; 2) ЧСС 90 уд/мин.; 3) частота дыхания свыше 20 за минуту или Ра СО2 ниже 32 мм рт.ст.; 4) количество лейкоцитов более 12000/мм3, менее 400/мм3 или более 10% юных форм.
Тяжелый сепсис/SIRS Сепсис, сопровождающийся дисфункцией органов, гипоперфузией или гипотензией. Гипоперфузия и перфузионные нарушения могут включать (но не ограничиваться) ацидоз в результате накопления молочной кислоты, олигурию или острое нарушения психического статуса. Сепсис - индуцированная гипотензия: систолическое давление крови ниже 90 мм рт.ст. или снижение АД на 40 мм рт. ст. от исходного уровня в отсутствие других причин для гипотензии.
Септический шок (SIRS - шок) Это осложнение тяжелого сепсиса и определяется как: сепсис - индуцированная гипотензия, не поддающаяся коррекции адекватным восполнением жидкости; перфузионные нарушения, которые могут включать (но не ограничиваться) ацидоз, олигурию или острое нарушение психического статуса. У пациентов, которые получают инотропные препараты или вазопрессоры, может не отмечаться гипотензия, но, тем не менее, сохраняются признаки гипоперфузионных нарушений и дисфункции органов, которые относят к проявлениям септического шока.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.