|
|||
Гладышев С. 20 страница358 Как выжить в толпе и остаться самим собой им жизни, в которой у них было четко очерченное и незыблемое место, эти люди оказались полностью дезориентированными в водовороте быстроменяющихся преобразований общества, в которых они не могли найти хоть какой-нибудь якорь для создания новой своей самости. Они вдруг обнаружили, что в новой ситуации в социальном плане являются нулями, ничтожествами, неспособными по новым меркам общества устроить себе достойную жизнь. Но если в Германии основными поставщиками людей, желающих поскорее расстаться с такой психологически неприятной свободой, был средний класс мелких предпринимателей и ремесленников, то в Советском Союзе социальная ситуация была несколько иной. Основную массу городского населения в 20-е гг. прошлого века составляло вчерашнее крестьянство, которое мощным пылесосом засосала на фабрики и заводы ускоренная индустриализация в условиях, когда прежний психически сильный и уверенный в себе дореволюционный пролетариат практически полностью был выбит гражданской войной, а жалкие его остатки переродились в партийную бюрократию. После стабильной жизни в условиях маленькой крестьянской общины многих новоиспеченных горожан хаос огромного людского муравейника сильно напугал. А здесь еще на психику этих растерянных людей стала давить показная роскошь жирующих нэпманов, подчеркивающая убогость их нового социального положения. Все это наложилось на гипертрофированные ожидания этих «гегемонов» скорого социалистического счастья, когда им было обещано, что отныне в стране никто лучше их жить не будет. Разочарованность и смятение от полученной свободы быстро сформировало желание сбыть ее кому-нибудь в обмен на новый успокаивающий порядок. И когда появилось политическое предложение «железной руки» от «отца всех народов», эти слабые люди с радостью оказали ему социальную поддержку. Часть 4. С колокольни маргинала Таким образом, получается, что любая революция, кардинально ломающая прежние социальные структуры, несет в себе угрозу отката в тоталитаризм, если в обществе люди, для которых бремя новой свободы окажется непосильным, составят большинство. Именно в таком состоянии выбора до сих пор находится российское общество, но оно в мире не одиноко. Угроза возврата в тоталитаризм актуальна в настоящее время для целого ряда стран третьего мира. Это является следствием международной политики США, которые предпочитают вскрывать страны третьего мира как консервные банки. Свергая существующие режимы, которые американцы квалифицируют как недемократичные, и разрушая старые общественные структуры, Штаты пользуются временной неразберихой в «открытой консервной банке» и вылавливают из нее куски пожирнее. Естественно, что американцы при этом стараются «продлить удовольствие» с помощью марионеточных правительств, но чаще всего политические процессы в таких странах выходят из-под их контроля. Типичным примером неудачной демократизации является Иран, когда на смену шаху, ориентирующемуся на развитые страны западной цивилизации, пришел религиозный вариант тоталитаризма. Однако более важным является то, что откат в тоталитаризм начинает угрожать не только странам третьего мира, но и тем, население которых привыкло кичиться своей развитой демократией. Дело в том, что если человечество внимательно следит за тоталитарными тенденциями в третьем мире, то в отношении стран Северной Атлантики все пребывают в состоянии благодушной уверенности в невозможности ренессанса подобного социального явления в Западной Европе. И уж тем более никому не приходит в голову подозревать эту «заразу» в «самой свободной стране мира». А зря!.. Социальные механизмы развития тоталитарных тенденций в развитых странах сильно отличаются от постреволюционного синдрома, который мы рассматривали выше. 360 Как выжить в толпе и остаться самим собой Здесь присутствует несколько взаимосвязанных факторов. Но сначала следует понять одну старую ошибку обществоведов. Дело в том, что социальную ситуацию обычно рассматривают статично, когда условия существования человека на протяжении его жизни серьезно не меняются. В таком статичном обществе предполагается постепенное увеличение доли свободоспособных людей за счет их психологической и культурной адаптации к свободе. В такой ситуации со временем угроза возникновения тоталитарного режима постепенно уменьшается, так как снижается его социальная база (см. рис. 3). Рис. 3. Развитие общества в сторону повышения свободоспособности его членов — вектор А В настоящее же время динамический аспект развития общества стал настолько сильным, что подобная общественная модель уже стала неадекватной. Для анализа общественных явлений необходимо использовать уже принципы динамических систем, а они как раз приводят к выводу о Часть 4. С колокольни маргинала постепенном снижении доли свободоспособных людей и постепенном нарастании социальной базы тоталитарных тенденций даже в странах развитой демократии. Происходит это по нескольким причинам. В настоящее время резко усилилась скорость изменений условий жизни человека. Жизнь настолько быстро меняется, что средний человек уже не успевает за ней в своем личностном развитии. В усиление бремени свободы вносит свой вклад и глобализация, раздвигающая рамки жизненного пространства человека до размеров планеты. Теперь уже человеку для принятия основных жизненных решений приходится ориентироваться в ситуации, имеющей не масштабы своего небольшого городка, а всего мира. Справиться с таким усложнением когнитивной карты не всякая психика способна безболезненно. А если учесть и изменение из-за глобализации структуры ценностей, когда в своих жизненных устремлениях человеку уже приходится ориентироваться не на местных авторитетов, чей пример вполне реален, а на суперзвезды всего человечества типа Билла Гейтса или Арнольда Шварценеггера, то состояние его души начинает вызывать серьезные опасения. Человек оказывается в ситуации фрустрации, когда понимает нереальность своей мечты. Ведь в экономическом плане от глобализации выигрывает лишь высококвалифицированный персонал транснациональных корпораций, чья зарплата растет как «на дрожжах». И хотя средний человек в развитых странах в абсолютном значении в зарплате не теряет, на фоне счастливчиков из ТНК его социальный статус — относительное явление — падает. В этой ситуации его может спасти покупка акций ТНК, но спекулятивный характер фондового рынка делает его жизнь нервной, усиливая психологическое бремя свободы. Из-за этого свобода для него становится с годами все тяжелее, и он начинает склоняться к отказу от нее ради жизни в жестко регламентированном обществе (рис. 4). Бремя свободы повышается 362 Как выжить в толпе и остаться самим собой Рис. 4. Относительная деградация общества из-за увеличения бремени свободы — вектор В обычно постепенно, но бывают и резкие скачки. Так, например, на чашу весов, меряющих тяжесть свободы, 11 сентября 2001 г. грохнулась чудовищная гиря, в результате чего по западному миру буквально прокатилась волна отказа от свободы. Это происходило бы даже в том случае, если бы скорость личностного развития среднего человека (вектор А) оставалась прежней. Но она начинает заметно снижаться. Обусловлено это двумя факторами. Во-первых, нарушается воспитательный процесс в семьях, когда значительную часть подготовки к свободной жизни человек в детстве получал от своих родителей. Теперь из-за ускорения темпа жизни становится социальной нормой трудоголизм родителей, мешающий им быть воспитателями своих детей. Новое поколение свободного общества все чаще оказывается предоставленным самим себе и постепенно сваливается в бегство от жизни через химические и сенсорные (ритмичная музыка и танцы, часто мелькающая картинка музыкальных видеоклипов, бессмыс- Часть 4. С колокольни маргинала ленные компьютерные игры, блуждание в Интернете, общение в сетевых чатах, культурный и интеллектуальный уровень которого на несколько порядков ниже живого разговора, эскейпистская литература «фэнтези») наркотики. Во-вторых, в дебилизации населения оказываются заинтересованы основные манипуляторы общественным сознанием — высшая государственная власть и крупный капитал, так как толпой примитивных людей легче управлять с помощью универсальных рекламных и политических технологий. Через подконтрольные им СМИ информационная и культурная среда общества начинает сильно упрощаться. Все это приводит к тому, что население в своей основной массе сильно деградирует в психологическом и культурном аспекте. И на рис. 5 вектор А уже разворачивается в обратном направлении. Таким образом, мы получаем сочетание встречных процессов — резко нарастающее из-за ускорения перемен в жизни и глобализации бремя свободы и психическая деградация основной массы населения, что приводит к катастрофичному падению доли свободоспособных людей в обществе (рис. 5). Более тщательный анализ позволил бы привести еще несколько существенных факторов усиления тоталитарных тенденций в странах развитой демократии, но, на мой взгляд, и рассмотренных выше достаточно для того, чтобы понять серьезность надвигающейся социальной катастрофы. Первыми ее симптомами являются: рост популярности ультраправых политических движений; исламизация населения; нарастание расовой ненависти коренного населения Европы к иммигрантам из стран третьего мира. Все эти три явления взаимосвязаны и фактически образуют симп-томокомплекс. Так, например, расовая ненависть становится основой идеологии ультраправых. Иммигранты в развитые страны из третьего мира, попав в условия необычно широкой свободы, становятся склонны к бегству от нее в тоталитарную религию — ислам (из наиболее распространенных тоталитарных религий — ислама, иудаизма и индуизма — 364 Как выжить в толпе и остаться самим собой Рис. 5. Увеличение бремени свободы в сочетании с деградацией населения резко снижает долю свободоспособных людей в обществе только первый имеет наднациональный характер). Именно ислам выступает силой, объединяющий различные нацменьшинства в единый фронт противостояния белым расистам. Помимо этого, небывалый расцвет получают различные тоталитарные секты. Таким образом, тоталитаризм уже начал свое шествие по странам западной цивилизации в своем религиозном варианте в виде ислама и сект и политическом в виде ультраправых движений. Все это, напоминаю, сочетается с одновременной тота-литаризацией третьего мира в ответ на «консервный нож» глобализации. Чтобы повергнуть мир в ужас второй мировой войны, человечеству оказалось достаточным наличие четырех тоталитарных режимов (Италия, Германия, Япония, СССР). А когда тоталитарные режимы станут возникать повсеместно, то впору будет запасаться саваном всему населению планеты. Вот такой Апокалипсис! Часть 4. С колокольни маргинала Глава 16. ГЕТЕРОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО Проведенный в данной книге анализ механизмов самоорганизации общества показывает, что оно, как правило, стремится к максимальной унификации жизни каждого человека в нем. Оно и понятно, так как гомогенным (состоящим из однородных элементов) обществом намного проще управлять. Причем гомогенизация общества происходит как при тоталитарных режимах, так и в условиях демократической власти. Эти два варианта политической организации общества различаются лишь жесткостью социальных структур. В тоталитарном государстве все люди оказываются зафиксированными в «кристаллической решетке» жестких общественных структур, регламентирующих практически все стороны их (людей) жизни. Такое общество характеризуется очень низкой степенью личной свободы каждого его члена. Однако это может оказаться положительным моментом, если большинство общества составляют люди, не готовые психически жить в условиях значительной личной свободы. Но человек, нуждающийся в такой свободе, в тоталитарном обществе будет чувствовать себя словно в тюрьме. И тяжелая участь таких людей усугубляется репрессиями тоталитарного общества против таких «ненормальных» для него членов. Жесткая структура общества может проявлять себя как положительными, так и отрицательными свойствами. История показывает, что тоталитарное общество оказывается легко мобилизуемым для решения в короткий срок масштабных задач (ускоренная индустриализация, победы в тяжелых войнах). Негативами такой формы организации общества оказывается сдерживание личностного развития его среднестатистического члена. Более того, исторические факты свидетельствуют, что в тоталитарном обществе Как выжить в толпе и остаться самим собой в первую очередь подвергается репрессиям из-за своего свободолюбия наиболее талантливая часть общества. Демократическое общество, наоборот, характеризуется высокой степенью личной свободы каждого человека. Поэтому социальные структуры в нем оказываются «мягкими» в противоположность «жестким» структурам тоталитарного общества. Свободолюбивые люди в таких условиях чувствуют себя комфортно, следствием чего является их всестороннее интеллектуальное и культурное развитие. Но не всем членам демократического общества нравится существование в условиях мягких структур. Какая-то часть людей оказывается не в состоянии выдерживать бремя значительной личной свободы. Такие психически слабые люди начинают обнаруживать склонность к бегству от свободы. Проявляется это либо в их политической ультраправой ориентации, либо в поиске религиозных тоталитарных сект. Демократическому обществу такие социальные тенденции очень не нравятся, и оно всячески старается подавить их. И хотя средства при этом выбираются не столь деспотические, более свойственные тоталитаризму, но совокупное давление на людей, «предающих демократические ценности свободного общества», все равно оказывается достаточно сильным, чтобы отравить им жизнь. Однако и мягкая структура общества может в определенных условиях проявить себя с отрицательной стороны. Дело в том, что она более адекватна существованию общества в благоприятных условиях. Прежде всего такое демократическое общество оказывается чувствительным к наличию угрозы внешней агрессии, способной погубить его. Общество с мягкой социальной структурой, как правило, оказывается менее жизнеспособным в условиях серьезной войны. (Именно поэтому в странах Запада после 11 сентября 2001 г. наметилась очевидная тенденция к ужесточению социальной структуры с целью повышения их обороноспособности. Но, сдается мне, Запад спохватился слишком Часть 4. С колокольни маргинала поздно, тем более, что в Европе надвигающуюся опасность еще до конца так и не осознали.) А тут еще общий кризис западной цивилизации серьезно подрывает способность атлантов противостоять очередному нашествию «варваров». Если же учесть объективное нарастание доли свободонеспо-собных людей в странах Запада, то будущее современных обществ с преимущественно мягкими социальными структурами мне представляется очень печальным. Либо они окажутся завоеванными «варварами» с соответствующими последствиями, либо выстоят перед этой внешней агрессией благодаря сильному ужесточению своих социальных структур, вернувшись в тоталитаризм. Как быть в этой ситуации маргиналам? К жизни в каком типе общества следует им стремиться? При ужесточении социальной структуры доля свободоспособных людей в обществе может съежиться до числа маргиналов, и тогда они останутся один на один с монолитной толпой, организованной в безжалостную и нетерпимую Систему. Если же они попытаются создать гомогенное общество из одних маргиналов, то опять-таки из-за неизбежной мягкости (еще более рыхлой, чем у демократического общества, чему более подходит слово «жидкий») своей структуры оно будет еще более нежизнеспособным по сравнению с обычным демократическим. Территориальное общество (т. е. общество, включающее в себя все живущее на данной территории население и закрепившее данную территорию за собой в виде административно-правовых актов), состоящее только из маргиналов, окажется жизнеспособным только в том случае, если эта территория будет распространяться на всю планету. В противном случае локальному территориальному обществу не выстоять против международной агрессии. (Кстати, примером такого рыхлого общества маргиналов, погибшего под натиском толпы, организованной в армию, мне представляются Трансвааль и Оранжевое свободное государство. Каждый бур в условиях Южной Африки стоил нескольких английских солдат, но, Как выжить в толпе и остаться самим собой действуя в одиночку, они не смогли отстоять свою независимость). Поэтому положительная (для маргиналов) динамика увеличения доли маргиналов в обществе неизбежно будет снижать его сопротивляемость внешней агрессии «варваров». Жизнеспособность территориального общества маргиналов мне представляется сомнительной в современных условиях еще и по другой причине. Дело в том, что существующие социальные технологии не позволят маргиналам организовать жизнь своего общества на удовлетворительном для себя уровне. Ведь любое территориальное общество должно решать ряд организационных задач: налаживание инфраструктуры; поддержание правопорядка; регулирование экономики; ведение международной политики и др. А при существующих социальных технологиях выполнение таких функций требует участия профессиональных управленцев — государственных служащих. Маргиналам же такая работа неприятна и неинтересна. К тому же администрирование как социальное явление всегда имело свойство закабалять регулируемое общество. Поэтому здесь рождается противоречие: общество маргиналов, если доверит исполнение своих административных функций чужакам, может столкнуться с ущемлением своих свобод. Теоретически для сообщества маргиналов в наибольшей степени подходит сетевая организация, объединяющая общины и отдельных маргиналов. Представить же себе территориальное общество, составленное преимущественно из маргиналов и организованное по сетевому принципу пока что очень трудно. Здесь можно попытаться промоделировать организацию жизни такого общества с помощью различных социотехнических и математических методов. Но мало придумать новые технологии социальной организации, развивающие сетевой принцип. Для их реализации необходима социально-психологическая зрелость самого общества и его отдельных членов, а также проверка эффек- Часть 4. С колокольни маргинала тивности новых методов организации социума жизненной практикой. Пока что реально можно говорить лишь о формировании экстерриториального сообщества маргиналов. Экстерриториальность предполагает возникновение связей между маргиналами, живущими поодиночке, семьями и общинами среди обычных людей. А раз так, то следует признать, что толпа и маргиналы в настоящий период существования человечества нужны друг другу. Обе эти социальные составляющие общества являются механизмами его самосохранения. Толпа — в краткосрочной перспективе для отражения оперативных угроз (например внешней агрессии), а маргиналы как эволюционный авангард являются механизмом выживания общества в долгосрочной перспективе. Но как им ужиться вместе? Для гармоничного существования обоих социальных типов людей в наибольшей степени подошла бы структура гетерогенного общества. Нельзя заставлять жить свободо-неспособных людей в условиях свободы, а маргиналов — в толпе с жесткой организацией. Этим двум типам людей необходимо дать возможность найти в обществе варианты организации жизни, наиболее подходящие их психической природе. Для этого общество должно содержать в своей структуре два различных варианта организации жизни людей, т. е. быть гетерогенным. Это значит, что социальная структура общества должна в себе сочетать и жесткие, и мягкие элементы. Основой такого общества, ее скелетом должна быть жесткая структура толпы. А в ее промежутках, на периферии могли бы существовать общины маргиналов, выполняющие две социальные функции: самоизоляция отклонений в поведении отдельных людей от стандартов толпы; инкубация творческих талантов. Если с первой функцией все и так должно быть понятно читателю после чтения предыдущих глав данной книги, 370 Как выжить в толпе и остаться самим собой то на вопросе инкубации хочу остановиться подробнее. Так получается, что главным предназначением этой книги является помощь маргиналу в том, чтобы он перестал считать себя Гадким утенком среди «добропорядочных уток» и смог осознать себя Лебедем, чье совершенство поднимает его над толпой домашней живности. А раз так, то общество должно начать понимать, что Гадких утят надо не третировать, а холить и лелеять, надеясь вырастить из них великолепных Лебедей. ПОСЛЕСЛОВИЕ ИНКУБАТОР ГАДКИХ УТЯТ В России в последние годы очень много ведется разговоров о поиске новой национальной идеи. Вот и я хочу подкинуть нашим обществоведам и политикам вариант такой идеи для обсуждения. Суть ее как раз и заключается в том, что Россию надо превратить в инкубатор маргиналов, способных своим творческим потенциалом монополизировать в мировом разделении труда сектор создания высоких технологий, произведений искусства и эксклюзивной ручной работы, которая все больше начинает цениться людьми, уставшими от безликости продукции массового производства. Я, конечно, понимаю нереальность осуществления этой затеи — чтобы толпа да вдруг начала «носить на руках» маргиналов, нянчиться с ними, как со своим главным национальным капиталом, этаким «золотым фондом» народа, — но почему бы и не подискутировать! Для маргиналов общество в своем теле должно организовать заповедные островки мягкой структуры, в которых в условиях максимальной личностной свободы могли бы гармонично развиваться «курицы, несущие золотые яйца». А контакты между теми и другими были бы сведены до минимума к взаимному удовольствию всех членов общества. Чем не очередная утопия, которую стоит попробовать осуществить на практике? Как выжить в толпе и остаться самим собой Создание таких заповедников для маргиналов в теле жесткой структуры тоталитарного общества требует всего лишь (!) введения в параллельное действие двух юрисдикции. Внутри общин маргиналов должна существовать иная юрисдикция, отличная от той, по которой живет толпа. Нельзя сказать, что в общинах надо отменять действие всех законов общества. Но законодательно следует четко разграничить сферы полномочий между центральной властью и сообществом маргиналов. Должна быть сфера общественной жизни, в рамках которой каждая община маргиналов своим уставом могла бы устанавливать между своими членами отношения и нормы поведения, отличные от положений, прописанных в общих государственных законах. Например, общегосударственный закон может не допускать многоженство или гомосексуальные браки, а внутри отдельных общин это может быть нормой. Производство, хранение и употребление наркотиков для рядовых членов общества является уголовно наказуемым преступлением, а в общине маргиналов это может быть вполне законным явлением, если это будет записано в их зарегистрированном уставе. Понятно, что действие таких локальных свобод должно распространяться только на членов соответствующих общин маргиналов. Маргинал-одиночка, живущий среди обычных людей, обязан будет жить по обычным законам. Разработки отдельных правил потребует и регулирование поведения маргинала, являющегося членом какой-либо описанной общины, за ее пределами среди обычных людей. И если он будет их нарушать, отвечать за его проступки будет в том числе и вся община вплоть до ее расформирования с автоматической потерей всех локальных свобод, обеспечиваемых ее членам уставом общины. Толпа как социальная группа и совокупность маргиналов в обществе должны иметь равный социальный статус. Две равные по социальному статусу группы с различной юрисдикцией. Для членов каждой из этих двух совокупно- Послесловие стей принадлежность к ней должна давать определенные выигрыши, в то же время сопряженные с соответствующими негативными сторонами. Для одних членов общества преимущества одной совокупности должны быть особо привлекательными, а связанные с ними ограничения не столь значимыми, то же самое должно быть верно в отношении другого типа людей, для которых будут более интересными условия жизни в другой совокупности. Кроме предоставления дополнительных свобод в рамках отдельных общин для маргиналов, толпе придется смириться и с таким качеством сообщества маргиналов, как экстерриториальность и даже трансграничность. Воинственно настроенная толпа в таких случаях предпочитает употреблять слова «непатриотичность» и «космополитизм». Но, исходя из природы маргиналов, мне представляется естественным, что сетевое сообщество маргиналов будет игнорировать государственные границы и будет по своей сути наднациональным. В этой ситуации особое значение приобретает взаимоотношение между сообществом маргиналов и отдельными государствами. Те страны, которые будут развиваться в направлении формирования гетерогенной структуры, будут становиться привлекательной средой обитания для маргиналов. Это будет способствовать эмиграции в эти страны маргиналов, в том числе и творческой элиты, из стран, враждебно настроенных по отношению к сообществу Маргиналов. (В этом отношении маргиналам при воспитании детей особое значение следует придавать языковой подготовке для повышения их экстерриториальной свободы. Многоязычие маргиналов будет облегчать их международные связи и эмиграцию в страны с более терпимым к ним населением.) Таким образом, конкуренция между отдельными странами за наиболее талантливых маргиналов может подтолкнуть их к скорейшему реформированию своих социально-правовых структур в сторону введения гетерогенности общества. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Ч а с т ь 1. МАРГИНАЛ В О Б Щ Е С Т В Е 8 Глава 1. ТОЛПА И МАРГИНАЛЫ 8 Маргинальность человека в обществе — это что: Приговор, диагноз, судьба или миссия? 8 Механизм деления общества на толпу и маргиналов 16 Природа толпы 27 Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗЛИЧИЙ ЧЕЛОВЕКА ТОЛПЫ И МАРГИНАЛА 40 Невротичность . 40 Смысл жизни и отношение к смерти 44 Естественность поведения 57 Отношение к себе и людям 66 Отношение к работе и отдыху 74 Отношение к богатству, славе и власти 79 Отношение к свободе 85 Глава 3. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ТОЛПЫ С МАРГИНАЛАМИ 94 Оглавление 375 Глава 4. МЕХАНИЗМЫ ДАВЛЕНИЯ ТОЛПЫ НА ЧЕЛОВЕКА 108 Социальные ожидания 108 Культурная и информационная среда 116 Ролевое принуждение 120 Угроза «желтым» домом 127 Формирование потребностей 130 Мода 134 Высмеивание 137 Официальная религия 139 Ч а с т ь 2. ТРИ ФРОНТА Б О Р Ь Б Ы МАРГИНАЛА С ТОЛПОЙ 1 4 4 Глава 5. БОРЬБА С БЛИЖАЙШИМ ОКРУЖЕНИЕМ 1 4 4 Воспитание раба 144 Жизненные выборы . 158 Человек как движимая собственность 165 Вся жизнь — игра 180 Главное — чтобы пиджачок сидел! 187 Глава 6. БОРЬБА С РЫНКОМ 1 9 8 Религия прибыли 199 Общество пожирателей рекламы 208 Назойливые продавцы и навязчивый сервис ..212 Глава 7. БОРЬБА С ГОСУДАРСТВОМ 216 Государство и толпа: Имитация общественного договора 216 Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек 221 Как выжить в толпе и остаться самим собой Зона смерти 224 Ч а с т ь 3. ПО ДОРОГЕ МАРГИНАЛА 226 Глава 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ 227 Рефлексия 227 Непосредственность, спонтанность и включенность
|
|||
|