Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гладышев С. 20 страница



358                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

им жизни, в которой у них было четко очерченное и незыб­лемое место, эти люди оказались полностью дезориентиро­ванными в водовороте быстроменяющихся преобразований общества, в которых они не могли найти хоть какой-нибудь якорь для создания новой своей самости. Они вдруг обна­ружили, что в новой ситуации в социальном плане являются нулями, ничтожествами, неспособными по новым меркам общества устроить себе достойную жизнь.

Но если в Германии основными поставщиками людей, желающих поскорее расстаться с такой психологически неприятной свободой, был средний класс мелких пред­принимателей и ремесленников, то в Советском Союзе социальная ситуация была несколько иной. Основную массу городского населения в 20-е гг. прошлого века со­ставляло вчерашнее крестьянство, которое мощным пы­лесосом засосала на фабрики и заводы ускоренная инду­стриализация в условиях, когда прежний психически сильный и уверенный в себе дореволюционный пролета­риат практически полностью был выбит гражданской войной, а жалкие его остатки переродились в партийную бюрократию. После стабильной жизни в условиях ма­ленькой крестьянской общины многих новоиспеченных горожан хаос огромного людского муравейника сильно напугал. А здесь еще на психику этих растерянных людей стала давить показная роскошь жирующих нэпманов, подчеркивающая убогость их нового социального поло­жения. Все это наложилось на гипертрофированные ожи­дания этих «гегемонов» скорого социалистического сча­стья, когда им было обещано, что отныне в стране никто лучше их жить не будет. Разочарованность и смятение от полученной свободы быстро сформировало желание сбыть ее кому-нибудь в обмен на новый успокаивающий порядок. И когда появилось политическое предложение «железной руки» от «отца всех народов», эти слабые люди с радостью оказали ему социальную поддержку.

Часть 4. С колокольни маргинала

Таким образом, получается, что любая революция, кар­динально ломающая прежние социальные структуры, несет в себе угрозу отката в тоталитаризм, если в обществе люди, для которых бремя новой свободы окажется непосильным, составят большинство. Именно в таком состоянии выбора до сих пор находится российское общество, но оно в мире не одиноко. Угроза возврата в тоталитаризм актуальна в настоящее время для целого ряда стран третьего мира. Это является следствием международной политики США, кото­рые предпочитают вскрывать страны третьего мира как кон­сервные банки. Свергая существующие режимы, которые американцы квалифицируют как недемократичные, и раз­рушая старые общественные структуры, Штаты пользуют­ся временной неразберихой в «открытой консервной банке» и вылавливают из нее куски пожирнее. Естественно, что американцы при этом стараются «продлить удовольствие» с помощью марионеточных правительств, но чаще всего политические процессы в таких странах выходят из-под их контроля. Типичным примером неудачной демократизации является Иран, когда на смену шаху, ориентирующемуся на развитые страны западной цивилизации, пришел религиоз­ный вариант тоталитаризма.

Однако более важным является то, что откат в тоталита­ризм начинает угрожать не только странам третьего мира, но и тем, население которых привыкло кичиться своей развитой демократией. Дело в том, что если человечество вниматель­но следит за тоталитарными тенденциями в третьем мире, то в отношении стран Северной Атлантики все пребывают в состоянии благодушной уверенности в невозможности ре­нессанса подобного социального явления в Западной Евро­пе. И уж тем более никому не приходит в голову подозревать эту «заразу» в «самой свободной стране мира». А зря!..

Социальные механизмы развития тоталитарных тенден­ций в развитых странах сильно отличаются от постреволю­ционного синдрома, который мы рассматривали выше.

360                      Как выжить в толпе и остаться самим собой

Здесь присутствует несколько взаимосвязанных факторов. Но сначала следует понять одну старую ошибку общество­ведов. Дело в том, что социальную ситуацию обычно рас­сматривают статично, когда условия существования челове­ка на протяжении его жизни серьезно не меняются. В таком статичном обществе предполагается постепенное увеличе­ние доли свободоспособных людей за счет их психологиче­ской и культурной адаптации к свободе. В такой ситуации со временем угроза возникновения тоталитарного режима постепенно уменьшается, так как снижается его социальная база (см. рис. 3).

Рис. 3. Развитие общества в сторону повышения свободоспособности его членов — вектор А

В настоящее же время динамический аспект развития общества стал настолько сильным, что подобная обще­ственная модель уже стала неадекватной. Для анализа обще­ственных явлений необходимо использовать уже принципы динамических систем, а они как раз приводят к выводу о

Часть 4. С колокольни маргинала

постепенном снижении доли свободоспособных людей и постепенном нарастании социальной базы тоталитарных тенденций даже в странах развитой демократии. Происхо­дит это по нескольким причинам.

В настоящее время резко усилилась скорость изменений условий жизни человека. Жизнь настолько быстро меняет­ся, что средний человек уже не успевает за ней в своем лич­ностном развитии. В усиление бремени свободы вносит свой вклад и глобализация, раздвигающая рамки жизненно­го пространства человека до размеров планеты. Теперь уже человеку для принятия основных жизненных решений при­ходится ориентироваться в ситуации, имеющей не масшта­бы своего небольшого городка, а всего мира. Справиться с таким усложнением когнитивной карты не всякая психика способна безболезненно. А если учесть и изменение из-за глобализации структуры ценностей, когда в своих жизнен­ных устремлениях человеку уже приходится ориентировать­ся не на местных авторитетов, чей пример вполне реален, а на суперзвезды всего человечества типа Билла Гейтса или Арнольда Шварценеггера, то состояние его души начинает вызывать серьезные опасения.

Человек оказывается в ситуации фрустрации, когда по­нимает нереальность своей мечты. Ведь в экономическом плане от глобализации выигрывает лишь высококвалифи­цированный персонал транснациональных корпораций, чья зарплата растет как «на дрожжах». И хотя средний человек в развитых странах в абсолютном значении в зарплате не теряет, на фоне счастливчиков из ТНК его социальный ста­тус — относительное явление — падает. В этой ситуации его может спасти покупка акций ТНК, но спекулятивный ха­рактер фондового рынка делает его жизнь нервной, усили­вая психологическое бремя свободы. Из-за этого свобода для него становится с годами все тяжелее, и он начинает склоняться к отказу от нее ради жизни в жестко регламен­тированном обществе (рис. 4). Бремя свободы повышается

362                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

Рис. 4. Относительная деградация общества из-за увеличения бремени свободы — вектор В

обычно постепенно, но бывают и резкие скачки. Так, на­пример, на чашу весов, меряющих тяжесть свободы, 11 сен­тября 2001 г. грохнулась чудовищная гиря, в результате чего по западному миру буквально прокатилась волна отказа от свободы.

Это происходило бы даже в том случае, если бы скорость личностного развития среднего человека (вектор А) остава­лась прежней. Но она начинает заметно снижаться. Обуслов­лено это двумя факторами. Во-первых, нарушается воспита­тельный процесс в семьях, когда значительную часть подго­товки к свободной жизни человек в детстве получал от своих родителей. Теперь из-за ускорения темпа жизни становится социальной нормой трудоголизм родителей, мешающий им быть воспитателями своих детей. Новое поколение свобод­ного общества все чаще оказывается предоставленным самим себе и постепенно сваливается в бегство от жизни через хи­мические и сенсорные (ритмичная музыка и танцы, часто мелькающая картинка музыкальных видеоклипов, бессмыс-

Часть 4. С колокольни маргинала

ленные компьютерные игры, блуждание в Интернете, обще­ние в сетевых чатах, культурный и интеллектуальный уровень которого на несколько порядков ниже живого разговора, эскейпистская литература «фэнтези») наркотики.

Во-вторых, в дебилизации населения оказываются заинте­ресованы основные манипуляторы общественным сознани­ем — высшая государственная власть и крупный капитал, так как толпой примитивных людей легче управлять с помощью универсальных рекламных и политических технологий. Через подконтрольные им СМИ информационная и культурная сре­да общества начинает сильно упрощаться. Все это приводит к тому, что население в своей основной массе сильно дегради­рует в психологическом и культурном аспекте. И на рис. 5 век­тор А уже разворачивается в обратном направлении.

Таким образом, мы получаем сочетание встречных процес­сов — резко нарастающее из-за ускорения перемен в жизни и глобализации бремя свободы и психическая деградация основ­ной массы населения, что приводит к катастрофичному паде­нию доли свободоспособных людей в обществе (рис. 5).

Более тщательный анализ позволил бы привести еще несколько существенных факторов усиления тоталитарных тенденций в странах развитой демократии, но, на мой взгляд, и рассмотренных выше достаточно для того, чтобы понять серьезность надвигающейся социальной катастро­фы. Первыми ее симптомами являются: рост популярности ультраправых политических движений; исламизация насе­ления; нарастание расовой ненависти коренного населе­ния Европы к иммигрантам из стран третьего мира. Все эти три явления взаимосвязаны и фактически образуют симп-томокомплекс. Так, например, расовая ненависть становит­ся основой идеологии ультраправых. Иммигранты в разви­тые страны из третьего мира, попав в условия необычно широкой свободы, становятся склонны к бегству от нее в тоталитарную религию — ислам (из наиболее распространен­ных тоталитарных религий — ислама, иудаизма и индуизма —

364         Как         выжить в толпе и остаться самим собой

Рис. 5. Увеличение бремени свободы в сочетании

с деградацией населения резко снижает долю

свободоспособных людей в обществе

только первый имеет наднациональный характер). Именно ислам выступает силой, объединяющий различные нац­меньшинства в единый фронт противостояния белым раси­стам. Помимо этого, небывалый расцвет получают различ­ные тоталитарные секты. Таким образом, тоталитаризм уже начал свое шествие по странам западной цивилизации в своем религиозном варианте в виде ислама и сект и поли­тическом в виде ультраправых движений.

Все это, напоминаю, сочетается с одновременной тота-литаризацией третьего мира в ответ на «консервный нож» глобализации. Чтобы повергнуть мир в ужас второй миро­вой войны, человечеству оказалось достаточным наличие четырех тоталитарных режимов (Италия, Германия, Япо­ния, СССР). А когда тоталитарные режимы станут возни­кать повсеместно, то впору будет запасаться саваном всему населению планеты. Вот такой Апокалипсис!

Часть 4. С колокольни маргинала

Глава 16. ГЕТЕРОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Проведенный в данной книге анализ механизмов само­организации общества показывает, что оно, как правило, стремится к максимальной унификации жизни каждого че­ловека в нем. Оно и понятно, так как гомогенным (состоя­щим из однородных элементов) обществом намного проще управлять. Причем гомогенизация общества происходит как при тоталитарных режимах, так и в условиях демокра­тической власти. Эти два варианта политической организа­ции общества различаются лишь жесткостью социальных структур. В тоталитарном государстве все люди оказывают­ся зафиксированными в «кристаллической решетке» жест­ких общественных структур, регламентирующих практиче­ски все стороны их (людей) жизни. Такое общество харак­теризуется очень низкой степенью личной свободы каждого его члена. Однако это может оказаться положительным моментом, если большинство общества составляют люди, не готовые психически жить в условиях значительной лич­ной свободы. Но человек, нуждающийся в такой свободе, в тоталитарном обществе будет чувствовать себя словно в тюрьме. И тяжелая участь таких людей усугубляется репрес­сиями тоталитарного общества против таких «ненормаль­ных» для него членов.

Жесткая структура общества может проявлять себя как положительными, так и отрицательными свойствами. Ис­тория показывает, что тоталитарное общество оказывает­ся легко мобилизуемым для решения в короткий срок мас­штабных задач (ускоренная индустриализация, победы в тяжелых войнах). Негативами такой формы организации общества оказывается сдерживание личностного развития его среднестатистического члена. Более того, историче­ские факты свидетельствуют, что в тоталитарном обществе

Как выжить в толпе и остаться самим собой

в первую очередь подвергается репрессиям из-за своего сво­бодолюбия наиболее талантливая часть общества.

Демократическое общество, наоборот, характеризуется высокой степенью личной свободы каждого человека. По­этому социальные структуры в нем оказываются «мягкими» в противоположность «жестким» структурам тоталитарно­го общества. Свободолюбивые люди в таких условиях чув­ствуют себя комфортно, следствием чего является их все­стороннее интеллектуальное и культурное развитие. Но не всем членам демократического общества нравится суще­ствование в условиях мягких структур. Какая-то часть лю­дей оказывается не в состоянии выдерживать бремя значи­тельной личной свободы. Такие психически слабые люди начинают обнаруживать склонность к бегству от свободы. Проявляется это либо в их политической ультраправой ори­ентации, либо в поиске религиозных тоталитарных сект. Демократическому обществу такие социальные тенденции очень не нравятся, и оно всячески старается подавить их. И хотя средства при этом выбираются не столь деспотические, более свойственные тоталитаризму, но совокупное давление на людей, «предающих демократические ценности свобод­ного общества», все равно оказывается достаточно силь­ным, чтобы отравить им жизнь.

Однако и мягкая структура общества может в опреде­ленных условиях проявить себя с отрицательной стороны. Дело в том, что она более адекватна существованию обще­ства в благоприятных условиях. Прежде всего такое демо­кратическое общество оказывается чувствительным к нали­чию угрозы внешней агрессии, способной погубить его. Общество с мягкой социальной структурой, как правило, оказывается менее жизнеспособным в условиях серьезной войны. (Именно поэтому в странах Запада после 11 сентяб­ря 2001 г. наметилась очевидная тенденция к ужесточению социальной структуры с целью повышения их обороноспо­собности. Но, сдается мне, Запад спохватился слишком

Часть 4. С колокольни маргинала

поздно, тем более, что в Европе надвигающуюся опасность еще до конца так и не осознали.) А тут еще общий кризис западной цивилизации серьезно подрывает способность атлантов противостоять очередному нашествию «варваров». Если же учесть объективное нарастание доли свободонеспо-собных людей в странах Запада, то будущее современных обществ с преимущественно мягкими социальными струк­турами мне представляется очень печальным. Либо они окажутся завоеванными «варварами» с соответствующими последствиями, либо выстоят перед этой внешней агресси­ей благодаря сильному ужесточению своих социальных структур, вернувшись в тоталитаризм.

Как быть в этой ситуации маргиналам? К жизни в каком типе общества следует им стремиться? При ужесточении со­циальной структуры доля свободоспособных людей в обще­стве может съежиться до числа маргиналов, и тогда они ос­танутся один на один с монолитной толпой, организованной в безжалостную и нетерпимую Систему. Если же они попы­таются создать гомогенное общество из одних маргиналов, то опять-таки из-за неизбежной мягкости (еще более рыхлой, чем у демократического общества, чему более подходит слово «жидкий») своей структуры оно будет еще более нежизне­способным по сравнению с обычным демократическим. Тер­риториальное общество (т. е. общество, включающее в себя все живущее на данной территории население и закрепившее данную территорию за собой в виде административно-пра­вовых актов), состоящее только из маргиналов, окажется жизнеспособным только в том случае, если эта территория будет распространяться на всю планету. В противном случае локальному территориальному обществу не выстоять против международной агрессии. (Кстати, примером такого рыхлого общества маргиналов, погибшего под натиском толпы, орга­низованной в армию, мне представляются Трансвааль и Оранжевое свободное государство. Каждый бур в условиях Южной Африки стоил нескольких английских солдат, но,

Как выжить в толпе и остаться самим собой

действуя в одиночку, они не смогли отстоять свою незави­симость). Поэтому положительная (для маргиналов) дина­мика увеличения доли маргиналов в обществе неизбежно будет снижать его сопротивляемость внешней агрессии «варваров».

Жизнеспособность территориального общества маргина­лов мне представляется сомнительной в современных усло­виях еще и по другой причине. Дело в том, что существую­щие социальные технологии не позволят маргиналам орга­низовать жизнь своего общества на удовлетворительном для себя уровне. Ведь любое территориальное общество должно решать ряд организационных задач: налаживание инфра­структуры; поддержание правопорядка; регулирование эко­номики; ведение международной политики и др. А при суще­ствующих социальных технологиях выполнение таких фун­кций требует участия профессиональных управленцев — государственных служащих. Маргиналам же такая работа неприятна и неинтересна. К тому же администрирование как социальное явление всегда имело свойство закабалять регулируемое общество. Поэтому здесь рождается проти­воречие: общество маргиналов, если доверит исполнение своих административных функций чужакам, может столк­нуться с ущемлением своих свобод.

Теоретически для сообщества маргиналов в наибольшей степени подходит сетевая организация, объединяющая об­щины и отдельных маргиналов. Представить же себе терри­ториальное общество, составленное преимущественно из маргиналов и организованное по сетевому принципу пока что очень трудно. Здесь можно попытаться промоделиро­вать организацию жизни такого общества с помощью раз­личных социотехнических и математических методов. Но мало придумать новые технологии социальной организа­ции, развивающие сетевой принцип. Для их реализации необходима социально-психологическая зрелость самого общества и его отдельных членов, а также проверка эффек-

Часть 4. С колокольни маргинала

тивности новых методов организации социума жизненной практикой. Пока что реально можно говорить лишь о фор­мировании экстерриториального сообщества маргиналов. Экстерриториальность предполагает возникновение связей между маргиналами, живущими поодиночке, семьями и общинами среди обычных людей.

А раз так, то следует признать, что толпа и маргиналы в настоящий период существования человечества нужны друг другу. Обе эти социальные составляющие общества являются механизмами его самосохранения. Толпа — в краткосрочной перспективе для отражения оперативных угроз (например внешней агрессии), а маргиналы как эво­люционный авангард являются механизмом выживания общества в долгосрочной перспективе. Но как им ужить­ся вместе?

Для гармоничного существования обоих социальных типов людей в наибольшей степени подошла бы структура гетерогенного общества. Нельзя заставлять жить свободо-неспособных людей в условиях свободы, а маргиналов — в толпе с жесткой организацией. Этим двум типам людей необходимо дать возможность найти в обществе варианты организации жизни, наиболее подходящие их психической природе. Для этого общество должно содержать в своей структуре два различных варианта организации жизни лю­дей, т. е. быть гетерогенным. Это значит, что социальная структура общества должна в себе сочетать и жесткие, и мягкие элементы.

Основой такого общества, ее скелетом должна быть же­сткая структура толпы. А в ее промежутках, на периферии могли бы существовать общины маргиналов, выполняющие две социальные функции: самоизоляция отклонений в по­ведении отдельных людей от стандартов толпы; инкубация творческих талантов.

Если с первой функцией все и так должно быть понят­но читателю после чтения предыдущих глав данной книги,

370                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

то на вопросе инкубации хочу остановиться подробнее. Так получается, что главным предназначением этой книги яв­ляется помощь маргиналу в том, чтобы он перестал счи­тать себя Гадким утенком среди «добропорядочных уток» и смог осознать себя Лебедем, чье совершенство поднима­ет его над толпой домашней живности. А раз так, то обще­ство должно начать понимать, что Гадких утят надо не тре­тировать, а холить и лелеять, надеясь вырастить из них ве­ликолепных Лебедей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИНКУБАТОР ГАДКИХ УТЯТ

В России в последние годы очень много ведется раз­говоров о поиске новой национальной идеи. Вот и я хочу подкинуть нашим обществоведам и политикам вариант такой идеи для обсуждения. Суть ее как раз и заключается в том, что Россию надо превратить в инкубатор маргина­лов, способных своим творческим потенциалом монопо­лизировать в мировом разделении труда сектор создания высоких технологий, произведений искусства и эксклю­зивной ручной работы, которая все больше начинает це­ниться людьми, уставшими от безликости продукции массового производства. Я, конечно, понимаю нереаль­ность осуществления этой затеи — чтобы толпа да вдруг начала «носить на руках» маргиналов, нянчиться с ними, как со своим главным национальным капиталом, этаким «золотым фондом» народа, — но почему бы и не подис­кутировать!

Для маргиналов общество в своем теле должно органи­зовать заповедные островки мягкой структуры, в которых в условиях максимальной личностной свободы могли бы гар­монично развиваться «курицы, несущие золотые яйца». А контакты между теми и другими были бы сведены до мини­мума к взаимному удовольствию всех членов общества. Чем не очередная утопия, которую стоит попробовать осуще­ствить на практике?

Как выжить в толпе и остаться самим собой

Создание таких заповедников для маргиналов в теле же­сткой структуры тоталитарного общества требует всего лишь (!) введения в параллельное действие двух юрисдикции. Внутри общин маргиналов должна существовать иная юрис­дикция, отличная от той, по которой живет толпа. Нельзя сказать, что в общинах надо отменять действие всех законов общества. Но законодательно следует четко разграничить сферы полномочий между центральной властью и сообще­ством маргиналов. Должна быть сфера общественной жизни, в рамках которой каждая община маргиналов своим уставом могла бы устанавливать между своими членами отношения и нормы поведения, отличные от положений, прописанных в общих государственных законах. Например, общегосудар­ственный закон может не допускать многоженство или гомо­сексуальные браки, а внутри отдельных общин это может быть нормой. Производство, хранение и употребление нар­котиков для рядовых членов общества является уголовно наказуемым преступлением, а в общине маргиналов это мо­жет быть вполне законным явлением, если это будет записа­но в их зарегистрированном уставе.

Понятно, что действие таких локальных свобод должно распространяться только на членов соответствующих общин маргиналов. Маргинал-одиночка, живущий среди обычных людей, обязан будет жить по обычным законам. Разработки отдельных правил потребует и регулирование поведения мар­гинала, являющегося членом какой-либо описанной общи­ны, за ее пределами среди обычных людей. И если он будет их нарушать, отвечать за его проступки будет в том числе и вся община вплоть до ее расформирования с автоматической потерей всех локальных свобод, обеспечиваемых ее членам уставом общины.

Толпа как социальная группа и совокупность маргина­лов в обществе должны иметь равный социальный статус. Две равные по социальному статусу группы с различной юрисдикцией. Для членов каждой из этих двух совокупно-

Послесловие

стей принадлежность к ней должна давать определенные выигрыши, в то же время сопряженные с соответствующи­ми негативными сторонами. Для одних членов общества преимущества одной совокупности должны быть особо привлекательными, а связанные с ними ограничения не столь значимыми, то же самое должно быть верно в отно­шении другого типа людей, для которых будут более инте­ресными условия жизни в другой совокупности.

Кроме предоставления дополнительных свобод в рамках отдельных общин для маргиналов, толпе придется смирить­ся и с таким качеством сообщества маргиналов, как экстер­риториальность и даже трансграничность. Воинственно на­строенная толпа в таких случаях предпочитает употреблять слова «непатриотичность» и «космополитизм». Но, исходя из природы маргиналов, мне представляется естественным, что сетевое сообщество маргиналов будет игнорировать го­сударственные границы и будет по своей сути наднацио­нальным. В этой ситуации особое значение приобретает взаимоотношение между сообществом маргиналов и от­дельными государствами. Те страны, которые будут разви­ваться в направлении формирования гетерогенной структу­ры, будут становиться привлекательной средой обитания для маргиналов. Это будет способствовать эмиграции в эти страны маргиналов, в том числе и творческой элиты, из стран, враждебно настроенных по отношению к сообществу Маргиналов. (В этом отношении маргиналам при воспита­нии детей особое значение следует придавать языковой под­готовке для повышения их экстерриториальной свободы. Многоязычие маргиналов будет облегчать их международ­ные связи и эмиграцию в страны с более терпимым к ним населением.) Таким образом, конкуренция между отдель­ными странами за наиболее талантливых маргиналов может подтолкнуть их к скорейшему реформированию своих со­циально-правовых структур в сторону введения гетеро­генности общества.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                        3

Ч а с т ь 1. МАРГИНАЛ В О Б Щ Е С Т В Е                8

Глава 1. ТОЛПА И МАРГИНАЛЫ                                8

Маргинальность человека в обществе — это что:

Приговор, диагноз, судьба или миссия?                         8

Механизм деления общества на толпу и маргиналов    16

Природа толпы                                                              27

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ РАЗЛИЧИЙ ЧЕЛОВЕКА

ТОЛПЫ И МАРГИНАЛА                              40

Невротичность                              .                            40

Смысл жизни и отношение к смерти                             44

Естественность поведения                                            57

Отношение к себе и людям                                           66

Отношение к работе и отдыху                                       74

Отношение к богатству, славе и власти                         79

Отношение к свободе                                                    85

Глава 3. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ТОЛПЫ

С МАРГИНАЛАМИ                                          94

Оглавление                                                                                   375

Глава 4. МЕХАНИЗМЫ ДАВЛЕНИЯ ТОЛПЫ

НА ЧЕЛОВЕКА                                        108

Социальные ожидания                                                       108

Культурная и информационная среда                             116

Ролевое принуждение                                                        120

Угроза «желтым» домом                                                   127

Формирование потребностей                                           130

Мода                                                                                      134

Высмеивание                                                                       137

Официальная религия                                                        139

Ч а с т ь 2. ТРИ ФРОНТА Б О Р Ь Б Ы

МАРГИНАЛА С ТОЛПОЙ             1 4 4

Глава 5. БОРЬБА С БЛИЖАЙШИМ

ОКРУЖЕНИЕМ                                      1 4 4

Воспитание раба                                                                 144

Жизненные выборы                            .                           158

Человек как движимая собственность                            165

Вся жизнь — игра                                                               180

Главное — чтобы пиджачок сидел!                                 187

Глава 6. БОРЬБА С РЫНКОМ                             1 9 8

Религия прибыли                                                                 199

Общество пожирателей рекламы                                     208

Назойливые продавцы и навязчивый сервис               ..212

Глава 7. БОРЬБА С ГОСУДАРСТВОМ                216

Государство и толпа: Имитация общественного

договора                                                                              216

Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек     221

Как выжить в толпе и остаться самим собой

Зона смерти                                                                         224

Ч а с т ь 3. ПО ДОРОГЕ МАРГИНАЛА           226

Глава 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ            227

Рефлексия                                                                            227 Непосредственность, спонтанность и включенность



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.