|
|||
Гладышев С. 19 страницаВ итоге мы получаем деформированную психику, в которой со временем образуются три четко выделенные части: внутренний контролер; разрешенное «Добро», постоянно присутствующее в поле зрения контролера; запрещенное «Зло», старающееся держаться подальше от глаз контролера. Это устойчивое деление психики на части и является тем, что я называю вертикальной шизофренией, в отличие от классической, описанной психиатрами, которую можно представить как деление психики по горизонтали. Вот такую психику, больную вертикальной шизофренией, лет сто назад у европейцев обнаружил один талантливый исследователь, которого звали Зигмунд Фрейд. Внутреннего контролера души он назвал Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание), отфильтрованное «Добро» — Я (то, что мы привыкли называть сознанием), а отфильтрованное «Зло» он обозвал «Оно», или подсознанием. А когда Фрейд и его последователи накопили достаточно экспериментального материала, то Часть 4. С колокольни маргинала оказалось, что такая структура психики является наиболее типичной для стран Западной Европы и Северной Америки. На основании этого открытия ученые сделали вывод, что раз такая психика наиболее распространена среди населения, значит, она является нормой. Через некоторое время всевозможные исследования психики других народов мира показали, что далеко не везде описанный тип трехчленной души является преобладающим среди населения. Наоборот, значительно большая часть человечества обладает необычной для этих ученых психикой, в которой не удается обнаружить привычного деления ее на части. Тогда западными учеными было сделано уточнение в их теории: трехчленная психика является нормальной для современного цивилизованного человека, отсутствие же вертикального деления души на части есть свидетельство психической незрелости человека. Что и было принято всей западной цивилизацией как окончательная истина. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ людьми Рассмотренные выше внешние и внутренние механизмы насильственной переделки личности порождают самые разнообразные нарушения в психологической сфере атлантов. Здесь я хочу уделить внимание рассмотрению лишь некоторых наиболее ярких из них: потеря непосредственности в поведении; эмоциональная выхолощенность; лицемерие; скрытое лукавство. Непосредственность страдает из-за наличия в искалеченной вертикальной шизофренией психике внутренней цензуры: любое возникающее в душе спонтанное желание тут же подвергается проверке на чистоту от зла, от плохих Как выжить в толпе и остаться самим собой побуждений. Подобное обращение с непосредственными движениями души постепенно приводит к тому, что она начинает робеть и все тише подает голос о своих желаниях. Но этим процесс обуздания души не ограничивается, так как она подвергается насилию, побуждающему ее продуцировать социально одобряемые желания, соответствующие общепринятому понятию абсолютного добра. Примерно то же самое происходит и с его эмоциями. Эти три вида насилия над душой (полный запрет на спонтанные желания и эмоции; препарирование их, когда надо хотеть и чувствовать ПРАВИЛЬНО, а не абы как; принуждение к социально одобряемым желаниям и эмоциям) превращают атланта в робота, способного в своем поведении действовать только по заложенной в него извне программе и изображать некое подобие человеческих чувств. В отношениях между атлантами, а также между Западом и остальным миром это порождает повсеместное лицемерие и лукавство. С лицемерием все и так понятно, а вот на лукавстве мне хочется остановиться поподробнее, так как у нас в России, а также и в других развивающихся странах часто слышны разговоры о несправедливости, которую постоянно допускает Запад по отношению к нам практически во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре, науке, спорте и др. Нам на каждом шагу хочется обвинять атлантов в постоянном лукавстве. Лукавстве недобром, корыстном, хищническом. Но все время такие обвинения, готовые сорваться с языка, останавливает какой-то внутренний тормоз. В лукавстве Запада есть что-то такое, что отводит от них открытую критику. Как раз в этом и проявляется вертикальная шизофрения атлантов. Вначале разберемся с сутью лукавства как психологического явления. Обычно лукавым называют человека, Часть 4. С колокольни маргинала который говорит одно, а думает и впоследствии делает совсем другое, никак не согласующееся со сказанным. Центральным в этой связке является несоответствие слов именно мыслям, а не поступкам, так как иногда бывает расхождение дел со словами из-за забывчивости или, скажем, по причине интеллектуального дрейфа. То есть вначале высказал свое мнение, а через некоторое время подумал-подумал, признал про себя свою исходную неправоту и сделал все не так, как планировал. Лукавый человек хорошо осознает несоответствие своим словам мыслей и дел, обусловленных этими мыслями. И обвиняем мы такого человека в лукавстве только тогда, когда нам становятся известны его высказывания, противоречащие тому, что говорилось нам, но хорошо согласующиеся с реальным поведением этого человека. С атлантом получается все по-другому. Дело в том, что в его моральном кодексе лукавство обозначено как откровенное зло, недопустимое для него в поведении. Для того чтобы не мучиться от осознания своего лукавства, человек вытесняет свои истинные мысли в подсознание. Эти мысли не уничтожаются, находясь в подсознании. Мало того — они продолжают определять его реальное поведение. А в сознании такого человека устанавливается лад — он убеждает себя в том, что говорит именно то, что и думает. И говорит он эти искусственные мысли ВСЕГДА, несмотря на то, что ведет себя совершенно по-другому. Но так как окружающим его людям не удается поймать его на противоречии в словах, то и в лукавстве никто его не обвиняет. Вот одной из особенностей такой трехчленной психики атланта, страдающего вертикальной шизофренией, и является легкость вытеснения из сознания истинных мотивов его поведения, толкающих его к таким поступкам, которых он сам стыдился бы, если бы осознавал их суть. Но атланты чувствуют себя довольно хорошо, так как фактически не ведают, что творят, пребывая в мире выдуманных иллюзий, Как выжить в толпе и остаться самим собой где они себя представляют святыми ангелами, благородными рыцарями, учтивыми джентльменами, окруженными толпой невежественных и неблагодарных дикарей. С чем мы их и поздравляем. А нам остается лишь смиренно вздохнуть и развести руками: «А что с них, больных душой, возьмешь?! Бедненькие они...» БОРЬБА С ПРИРОДОЙ Если уж атланты взялись переделывать мир по своему разумению абсолютного добра и зла, то, естественно, они не могли пройти мимо природы! Начинается все обычно с устранения элементарной бытовой грязи из жизненного пространства, на что атланты готовы тратить чуть ли не половину своих сил, времени и средств. А так как согласно одному из законов Мэрфи «чтобы что-то почистить, нужно что-то испачкать», то Запад довольно быстро загадил всю планету. Устранением бытовой грязи атланты в своем поиске совершенства окружающего мира не ограничиваются, и наступает черед сорняков и животных-вредителей — грязи биологической, по мнению атлантов. Уничтожение биологического воплощения абсолютного зла вкупе с процессом облагораживания природы, выражающимся, например, в уничтожении подлеска в парках, довольно быстро разрушает экологические системы, складывавшиеся миллионы лет. Помучившись с тонкой настройкой нарушенного экологического равновесия, атланты довольно быстро приходят к радикальному решению всех проблем — заместить природу искусственной средой. То есть атланты считают, что лучший вариант добиться совершенства окружающего мира — это все создать своими руками. И ведь что интересно, почему в христианстве осуждается вмешательство в «божий промысел» в плане медицины, генетики, но игнориру- Часть 4. С колокольни маргинала ется переделка дикой природы? Ведь не только человек создан Богом, а весь мир! Тогда почему человеку сходит с рук переделка этого мира? Разве Бог давал ему на это лицензию? Вот вам и богочеловеки!.. В своем маньячном упорстве совершенствования природы они никогда не остановятся, даже если улучшать на планете больше будет нечего, так как все вокруг превратится в отходы процесса улучшения. Приходит на ум аналогия с мутировавшим вирусом, который после миллионов лет безвредного паразитирования в организме животного, вдруг превратился в чрезвычайно плодовитого и прожорливого завоевателя, погубив в итоге своего носителя и сам сдохнув вместе с ним. Вот и атланты ведут себя так же на планете, обрекая и себя, и остальное человечество на скорую кончину. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ Еще одним объектом приложения усилий атлантов в преобразовательном зуде оказывается общественное устройство. Вообще, при рассмотрении социальных вопросов обычно придерживаются одной из двух парадигм. В первом случае обществовед отталкивается от иллюзорного общества. Человек «изучает» не объективную общественную реальность, а идеальный образ общества, которым, по его разумению, оно должно быть. Должно быть в том смысле, что общество таким БЫЛО БЫ, если бы оно не «болело» всякими отклонениями от идеала. Поэтому ученые работают над «природой» выдуманного общества и «медициной общественных болячек». Другая парадигма строится на действительно объективном рассмотрении настоящего общества таким, какое оно есть, без всяких прикрас. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, обычно не страдают желаниями общество улучшить, ибо убеждены в бесплодности подобных усилий, 346 Как выжить в толпе и остаться самим собой а стараются прогнозировать ход его естественного развития и строить свои планы исходя из этой модели. Естественно, что атлантам, стремящимся к абсолютному добру и в общественном устройстве, свойственна первая парадигма. Следствием такой позиции являются непрерывные попытки элиты общества улучшить его во всех аспектах, что порождает так называемые «реформы сверху». Само название таких преобразований указывает на то, что большинство членов общества еще не готово к их принятию. Поэтому проведение реформ сверху обычно сопряжено с каким-либо видом насилия над обществом в целом. Но это оказывается не единственным недостатком реформ сверху. Когда инициаторами преобразований оказывается небольшая группа во власти, исходящая при этом из своих умозрительных схем, затеваемые ими реформы обычно извращаются рядовыми исполнителями. Происходит это, обычно, по самым различным причинам. Одной из них является непонимание простыми чиновниками и мелкими политиками сути реформ, механизмом проведения которых они оказываются поневоле. Другой причиной оказывается неистребимое желание обычного человека извлечь из управляемого им процесса какую-либо пользу для себя лично. В итоге, реальная реформа сверху оказывается не только преждевременной для простых членов общества, но еще и отвратительной по исполнению, что только усиливает ее неприятие обществом в целом. В результате благие затеи элиты часто вызывают сильнейший откат социальной реакции, загоняющий общество в такую форму организации, которая оказывается более незрелой и примитивной по сравнению с предреформенным состоянием. Именно такой социально-политический механизм привел к созданию в Европе (в том числе и в СССР) в 20 веке кровавых тоталитарных режимов. Наиболее характерным процессом возникновения тоталитарных режимов в последнее столетие Часть 4. С колокольни маргинала. была ускоренная либерализация общества (более подробно см. гл. «Возврат в тоталитаризм»). На Западе лишь в США элита обычно воздерживается от насилия над обществом. Это результат исторических традиций национальной политики, основой которой является создание власти снизу. Чего не скажешь про Европу, до сих пор руководствующуюся в общественном устройстве умозрительными схемами. Но если американская элита не насилует свое общество, то вся ее энергия создания абсолютного добра в организации общества направляется вовне на переделку устройства всего остального человечества. СИНДРОМ МИССИОНЕРА Представление об абсолютном добре и зле у атлантов является органичной частью западной цивилизации, всего их мировоззрения. А так как современные цивилизации базируются на этнических культурах, корнями уходящих во времена 2-4 тысяч лет назад, когда еще культурный обмен между основными центрами развития человечества практически отсутствовал, то они (цивилизации) в настоящий момент демонстрируют очень высокую степень несовместимости. Помимо этого, исходя из того, что понятия добра и зла опираются на моральную оценку непосредственной реальности, мы получаем, что абсолютизация добра по своей сути является идеализацией жизни. И идеалы атлантов естественным образом отображают этнокультурное своеобразие западной цивилизации, наследуя от него несовместимость с реальностью других цивилизаций. Это приводит к тому, что при столкновении цивилизаций (западной с какой-нибудь иной) атланты проявляют склонность любой элемент иной цивилизации, не совпадающий с их представлением абсолютного добра, квалифицировать как проявление зла 348 Как выжить в толпе и остаться самим собой со всеми вытекающими из этого последствиями. В итоге представители Запада в иных частях планеты занимают позицию миссионеров, несущих в дикий мир свет цивилизации. А так как этот остальной мир демонстрирует «редкостное невежество», то его приобщение к «правильной» цивилизации Запада должно носить характер тотального перепрограммирования, когда «примитивную» культуру «отсталых» народов надо полностью уничтожить, а в головы «дикарей» инсталлировать культурный «золотой» фонд атлантов. После этого аборигенов надо полностью переучить вплоть до рефлексов западному образу жизни и организовать их общества по западным образцам. А если кто-то из «варваров» окажется недостаточно продвинут в интеллектуальном плане, чтобы оценить привалившее ему счастье в виде этого перепрограммирования, и станет, «дурашка», сопротивляться, тогда по отношению к нему придется применить насилие для его же блага. ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ Возвращаясь в данном разделе к сбою в мотивации счастья атлантов, напомню, что суть его заключается в сдвиге мотива на цель, когда вместо попыток научиться довольствоваться наличным в жизни, человек бросается в погоню за ресурсами счастья, наивно полагая, что, получив их в большом количестве, счастливым станет автоматически. При этом, когда атлант все-таки получает СТОЛБ вожделенные ресурсы счастья, он забывает ими воспользоваться, потому что, во-первых, так и не научился получать удовольствие от какого бы то ни было количества ресурсов, а во-вторых, настолько привык к изнурительной погоне за ними, что не в состоянии вынести спокойствие, являющееся обязательным спутником счастья. Часть 4. С колокольни маргинала То, что подавляющее большинство населения Запада несчастно в своей суетной жизни, само по себе является серьезным кризисом этой цивилизации. Цивилизация несчастных людей — это ужасно! Если же вспомнить, что атланты навязывают свой образ жизни и систему ценностей всему остальному миру, а значит, и лишают тем самым все человечество счастья, то содрогаешься при мысли о будущем нашего мира. Но и это является не единственным негативным последствием данного мотивационного сбоя атлантов. Конкуренция за ресурсы порождает соревнование атлантов за первенство в обладании наибольшего количества ресурсов. В результате этого мы получаем уже второй порядок сдвига мотива на цель: целью становится не счастье, как таковое, и не ресурсы его получения, а первенство в соревновании за обладание наибольшим их количеством. Психология такого поведения может быть выражена фразой: «Если уж не получается стать счастливым, так хоть создам у всех окружающих иллюзию, что я самый счастливый благодаря обладанию самым большим набором ресурсов счастья». И удовольствие от победы в этой гонке иллюзий становится суррогатным «счастьем» западной элиты. Жизнь превращается в ярмарку тщеславия. А ценой этому оказывается процесс перемалывания природных ресурсов в неиспользуемые вещи. СМЕРТЬ ОТЛОЖЕННОГО СЧАСТЬЯ События последних лет показывают, что в мире назревает схватка цивилизаций на уничтожение. Основной движущей силой такого развития событий является уверенность одной стороны (радикальные течения ислама, которые назовем для краткости условным термином «варвары») в своей способности «замочить» западную цивилизацию, Как выжить в толпе и остаться самим собой видящую себя непобедимым монстром. Уверенность «варваров» опирается на знание «ахиллесовой пяты» атлантов. Этим слабым местом является страх смерти, ставший отличительной особенностью психологии западной цивилизации. Природа этого психологического явления обусловлена ориентацией жизни атлантов в отдаленное будущее. То есть суть жизни атланта — это отложенное счастье, когда в настоящем только труд и самоограничение, а ожидание радости связано с будущим. Поэтому и обидно атланту умирать, так этого счастья и не дождавшись, нахлебавшись по своей собственной инициативе одних лишений в текущей жизни. Рациональный атлант к жизни подходит как к бизнес-проекту, когда в первой половине одни инвестиции и убытки, а прибыль появляется значительно позже. И как глупо закрывать неликвидный проект (совместимый только с твоей личностью, а значит, неспособный заинтересовать кого бы то ни было в плане его покупки у тебя. Именно таким свойством непродаваемости обладает человеческая жизнь.), не дождавшись прибыли, так же и преждевременная смерть для атланта оказывается неприемлемым вариантом развития ситуации. Сверхсильная мотивация достижения в будущем отложенного счастья приводит к массовому умопомрачению атлантов, на котором процветает западный страховой бизнес. Подавляющее большинство атлантов, приобретая страховые услуги, даже не задумываются о том, что покупаются на подмену, мастерски скрытую в рекламе страховых компаний. Получая полис, они пребывают в иллюзии, что защитили себя от наступления страхового случая (например пожара), хотя на самом деле получили защиту всего лишь от разорения, вызванного этим пожаром. Привычка к такому самообману, всячески провоцируемому и поддерживаемому страховщиками, приводит их к страхованию жизни с надеждой защитить себя от преждевременной смерти. И как не может страховая компания защитить их от пожара, так не сможет уберечь от терроризма. Часть 4. С колокольни маргинала Как бы Запад ни боролся с терроризмом, как бы он ни закрывался от «варваров» всякими «зонтиками», глобализацию назад уже не отыграть. Любой камикадзе, не боящийся смерти, окажется сильнее всей финансовой и технологической мощи атлантов, так как в настоящих войнах, как правило, победитель определяется на психологическом фронте. Побеждает обычно не тот, кто сильнее физически, а тот, кто готов на большие жертвы ради победы. Даже если каждый камикадзе разменяет свою жизнь на одну лишь жизнь атланта, «варвары» из своих рядов смогут столько выдвинуть смертников, что нанесут Западу непоправимый психологический ущерб, в результате чего он развалится как «колосс на глиняных ногах». Чтобы перестать бояться смерти, надо научиться жить сегодняшним днем. Сам факт, что терроризм, направленный против населения вообще, появился лишь в последние десятилетия, говорит о том, что отложенное счастье, как образ жизни, является поздней находкой атлантов и не свойствен природе человечества. И даже если атланты изменят свою психологию настолько, что перестанут бояться смерти, следует признать, что западная цивилизация обречена. Ибо люди, живущие сегодняшним днем, — это уже иной мир, иная философия, новая цивилизация на могиле западной. БОРЬБА БУЛЬДОГОВ ПОД КОВРОМ Жизнь по плану — это неспонтанная жизнь. Если хочешь реализовать свой план — насилуй свою природу. Поэтому атлант, живущий в режиме отложенного счастья, формирует в своей душе внутренний конфликт. Одна часть личности, ставящая цели и разрабатывающая план ее достижения, требует от другой — естественного лентяя и гедониста — самоотверженности и мобилизации всех сил для своего трудового подвига. Как выжить в толпе и остаться самим собой Эта требовательность к самому себе придает внутреннему психологическому конфликту форму трудовых отношений. В душе атланта формируется личность жестокого и неумолимого начальника, эксплуатирующего свое естество как какого-нибудь батрака. А если человек столь безжалостен к самому себе, то почему он должен относиться лучше к окружающим?! В итоге, атлант превращается в тирана своих близких, лишая их своей требовательностью возможности наслаждаться текущей жизнью. Такое перекрестное понукание превращает западное общество в сборище трудоголиков, в котором человек, умеющий жить сегодняшним днем и не «рвущий жилы» ради отложенного счастья, становится презренным маргиналом. Атланты уподобляются собаке на сене — сами не умеют наслаждаться жизнью и другим не дают. Такое отвержение атлантами своей природы оказывается несовместимым с любовью к себе, место которой неизбежно заполняется эгоизмом. Понять, что такое любовь к себе, человеку, воспитанному в духе западной цивилизации, трудно. Происходит это потому, что христианская традиция строилась на самоотвержении. Любовь к себе всегда в западном обществе считалась грехом, так как любящий себя обычно проявляет психологическую независимость от окружающих, от общества, что последних никак не устраивало (не говоря уже о христианских жрецах, ревниво требовавших от прихожан приоритета любви к Богу над всем прочим). Общество не могло допустить ослабление потребности людей в себе (обществе). Поэтому любовь к себе отождествлялась с эгоизмом в самой неприглядной форме и предавалась осуждению как проявление абсолютного зла. На самом же деле любовь к себе и эгоизм есть проявления разных жизненных позиций. Любовь к конкретному человеку по своей сути есть стремление сделать для него приятное, удовлетворить любое его желание, каким бы оно ни было. Любовь к себе ничем от этого чувства не отлича- Часть 4. С колокольни маргинала ется. Любящий себя должен уметь улавливать любые свои желания и потребности и быть способным их удовлетворять. При этом любовь к себе никак не связана с отношением к окружающему миру, так как это явление внутреннего мира человека. Внешние обстоятельства могут помешать человеку удовлетворить свои желания, но настоящая любовь от этого не пострадает. Так же и в любви между людьми — если один любящий всеми силами своей души стремится сделать счастливым другого, но внешние обстоятельства этому препятствуют, объект любви, если он любит первого не меньше, никогда не будет обвинять его в своей неудовлетворенности. Природа эгоизма совершенно иная (см. гл. 2, разд. «Отношение к себе и людям»). Здесь все замешано именно на позиции человека относительно внешнего мира. Эгоизм вкупе с повышенной требовательностью к окружающим порождает отношения собственности между людьми. То есть атланты на других смотрят не как на людей, а как на источник ресурсов счастья. Но ресурсы нужны всем атлантам — с ними добровольно никто расставаться не собирается. Поэтому население западных стран соревнуется в мастерстве относительно честного (и не очень!) отъема чужих ресурсов. Непрерывное мошенничество, интриги и подковерная борьба становятся основой отношений между атлантами. Боясь стать жертвой, атлант все время настороже и оказывается неспособен на искренние эмоциональные отношения с окружающими — любовь и дружбу, на получение удовольствия от общения с интересным человеком. ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАБЕЖА Рассматривая людей как источник ресурсов счастья, атланты быстро обнаруживают в этом плане настоящий 12. Зак. 282 Как выжить в толпе и остаться самим собой Клондайк — страны остального мира, заселенные, как правило, наивными простаками, словно просящимися на роль жертв грабителей с Запада. Какой же это кайф для атланта — выменять за стекляшки у индейца или папуаса мешок золота или земли размером с европейское графство! А через некоторое время атланты выясняют, что таких два, на первый взгляд, разнородных процесса, как вестернизация «варваров» и их ограбление, очень даже совместимы. Под разговоры на тему «общечеловеческих» ценностей оказывается так ловко «чистить» карманы лохов-аборигенов! Получается, что понятия абсолютного добра и зла могут быть неплохой отмычкой кладовых незападного мира, делая их хозяев бесплатными рабами атлантов. Вот так сошлись два рассмотренных нами фактора в одном процессе, когда атланты в своей бессмысленной погоне за ресурсами счастья используют свои высшие ценности как инструмент для грабежа всего человечества. Правда, тут у атлантов проблемка получается. Хоть «варваров» до поры до времени и удавалось грабить под лозунгом приобщения их к истинным ценностям, они оказались не настолько глупы, чтобы заблуждаться в сути происходящего процесса. В итоге атланты, дискредитировав своими неправедными действиями свое миссионерство, в последнее время все в большей степени начали сталкиваться с тотальным отторжением своей цивилизации остальным человечеством, не говоря уже о нарастающем бунте людей Запада, не желающих быть типичными атлантами и занимающих все более откровенно маргинальную позицию. Чем разрешится этот глубочайший кризис западной цивилизации, можно только гадать, но, сдается мне, что последние годы ее существования уже сосчитаны в мастерской демиурга. Либо Запад сам переродится в новую более здоровую цивилизацию, либо рухнет под нашествием «варваров», либо повергнет весь мир в хаос, погубив своей разрушительной мощью и себя, и все человечество. Часть 4. С колокольни маргинала Глава 15. ВОЗВРАТ ТОТАЛИТАРИЗМА Мировая история 20 века фактически определилась возникновением, деятельностью и крахом четырех тоталитарных государств: СССР, Германии, Италии и Японии. Человечество до сих пор не может до конца оправиться от всех ужасов этих чудовищных политических режимов, сделавших прошедший век самым кровавым в мировой истории. И большинство людей постепенно начинают расслабляться в надежде, что этот земной ад уже никогда не повторится, хотя бы в странах западной цивилизации. Однако внимательные специалисты в области социальной психологии и политологии в последнее время наблюдают пугающее сочетание некоторых факторов, делающих реальной вероятность возврата тоталитаризма практически повсеместно в мире. Для того чтобы понять природу этого пугающего социального явления, называемого тоталитаризмом, надо отталкиваться от психологического феномена, названного Эрихом Фроммом «бегством от свободы» и описанного им в одноименной книге. Суть его сводится к тому, что человек, обладающий недостаточно сильной психикой, оказывается не в состоянии вынести бремя личной свободы во всех ее аспектах и проявляет склонность к отказу от нее в пользу существования в обществе, жестко регламентирующем все стороны его жизни. Рассмотрим это графически. Если по горизонтальной оси координат обозначить свободоспособ-ность человека, а по вертикальной — количество людей в обществе, обладающих соответствующим уровнем свобо-доспособности, то с грубым приближением получим типичную кривую распределения. Бремя свободы для каждого человека различно в силу как ситуативности, так и субъективности его восприятия. Но допустим, что нам удалось вычислить усредненное для рассматриваемого общества и 12* Как выжить в толпе и остаться самим собой более-менее объективное значение бремени свободы. Отметив его на шкале свободоспособности как критическую точку, отделяющую отказ от свободы из-за ее непосильности для субъекта от готовности бороться за нее, получим деление общества на две группы людей: склонных к бегству от свободы в тоталитаризм и дорожащих ею. На рисунке первые люди оказываются под кривой распределения левее линии бремени свободы, а вторые — правее. На рис. 1 и 2 мы получаем два варианта общества в зависимости от местонахождения разделительной линии бремени свободы относительно кривой распределения людей в обществе по свободоспособности. Причем в тоталитарном обществе свободоспособность как психологическая характеристика фактически оказывается признаком маргиналь-ности. Поэтому все рассматриваемое в данной главе так или иначе определяет жизнь маргиналов в обществе. Понятно, что в обществе, где большинство составляют свободоспо-собные люди, маргиналам в силу их имманентной свобо- Рис. 1. Вариант свободного общества, когда определяющее большинство его членов справляется с бременем свободы Часть 4. С колокольни маргинала 357 Рис. 2. Вариант тоталитарного общества доспособности живется комфортнее. В тоталитарном же обществе маргиналы оказываются в одиночестве перед толпой, организованной в жестокую и беспощадную систему, не склонной мириться с их существованием. А теперь вернемся к конкретике. Фромм показал на примере Германии, как в стране возникает тоталитарное (нацистское) государство в ситуации, когда большинство населения оказывается готовым к бегству от свободы. Россияне могут по аналогии обнаружить подобные механизмы в истории формирования сталинизма. Главным фактором, объединяющим Германию и СССР 20-х г г . 20 века в социально-политическом аспекте, является то, что эти страны в данный период находились в стадии постреволюционного хаоса, когда старые многовековые общественные структуры были сломаны, а им на замену пришла социальная стихия свободы всех видов, жить в условиях которой оказалось не готово большинство населения. Средние люди общества за считанные годы потеряли привычный для себя социальный статус и образ жизни. После стабильной и хорошо понятной
|
|||
|