Рынок и рыночный механизм».. Спрос и предложение в рыночной экономике».
↑ «Рынок и рыночный механизм».
1. Рынок как саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности. 2. Признаки рыночной экономики: а) экономическая свобода производителя и потребителя; б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения; в) действие механизма свободной конкуренции; г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника. 3. Участники рынка: а) производитель (формирует предложение товаров и услуг); б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги). 4. Рыночное равновесие и формирование равновесной цены. 5. Основные функции рынка: а) посредническая (соединение спроса и предложения); б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары); в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные); г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству); д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования). 6. Виды рынков: а) рынок земли и природных ресурсов; б) рынок потребительских товаров и услуг; в) рынок сырья и материалов; г) рынок капиталов (кредитный и фондовый); д) рынок труда; е) рынок информации и инноваций; ж) валютный рынок. 7. Специфика рыночных отношений в России.
↑ «Спрос и предложение в рыночной экономике».
1. Спрос и предложение — ключевые понятия рыночной экономики. 2. Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке. 3. Факторы формирования спроса: а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары); б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов). 4. Факторы формирования предложения: а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены); б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг). 5. Закон рыночного равновесия — формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.
|