Факторы производства и факторные доходы».
↑ «Факторы производства и факторные доходы».
1. Факторы производства — ресурсы, непосредственно вовлечённые в производственный процесс. 2. Основные факторы производства:а) земля (земли сельскохозяйственного назначения, земли под предприятиями, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы); б) труд (умения, квалификация работников); в) капитал (здания, сооружения, станки, оборудование, финансы на счетах предприятия, продукция на складах и пр.); г) предпринимательская активность (соединение в процессе производства остальных факторов). 3. Важнейшие факторные доходы: а) рента; б) заработная плата; в) процент; г) прибыль. 4. Информация — новый фактор производства в современной экономике. 5. Изменение роли и значения факторов производства в современной экономике.
↑ «Разделение труда и специализация».
1. Понятие о разделении труда. 2. Этапы общественного разделения труда: а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства; б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства; в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремёсел; г) выделение финансов и банковского дела; д) выделение управления, менеджмента. 3. Уровни общественного разделения труда: а) международное; б) межрегиональное; в) межотраслевое; г) между фирмами; д) внутри фирмы. 4. Специализация и кооперация производителей как следствие разделения труда. 5. Международное разделение труда и специализация — проявление глобализации.
↑ Место информации в современной экономике»
1. Понятие информации как фактора производства. 2. Специфика знаний и информации как фактора производства: а) является неисчерпаемым и неограниченным ресурсом; б) обмен знаниями и информацией приводит к эффективности производства; в) существуют независимо от пространства; г) неотчуждаемы от своего обладателя; д) может подвергаться масштабному тиражированию. 3. Основные виды информации: а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная); б) по характеру (техническая, социальная). 4. Понятие «информационная экономика». 5. Стадии информационной экономики: а) постепенное проникновение информационных технологий в производственный процесс; б) повышение производительности в области производства информационных технологий; в) постепенный переход к преобладающему производству знаний и информации. 6. Составляющие информационной экономики: а) производство специального оборудования для обработки данных; б) информационная деятельность в ходе планирования, изготовления и реализации товаров; в) все службы сферы услуг, которые служат обработке и интернационализации информации. 7. Формирование информационного рынка в современной России.
|