Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И снова глава 1. 10 страница



Сидди захотелось домой, захотелось, чтобы не надо было чего-то бояться, кому-то мстить. Ей разонравилось быть героиней романа. Она жаждала какого-то непонятного, неясного умиротворения. Ей не хватало ответа на вопрос, который она не умела задать. Но Миаль... Миаль и Парл Дро...

– Вы должны убить их. У вас есть сила. Вас тут много, – с горечью сказала она, не совсем понимая, откуда эта горечь и о чем она вообще говорит. – Или вы, или он. Он весьма искусен в своем ремесле. Я видела его за работой. Я знаю.

Этот человек, герцог, правил Тиулотефом каждую ночь. Когда Сидди шла топиться, он уже много веков возвращался сюда. Она потупилась. За ее спиной были только вода и пепел.

– Убейте его, – повторила Сидди.

Когда солнце скрылось, и мертвый город начал возвращаться из небытия, он выглядел немного не так, как прошлой ночью. Каменные мостовые были не столь реальны. Вершины башен казались сотканными из дымки, а черепичные крыши – окутанными озерным туманом. Конечно, озеро тоже вернулось, заполнило берега и каналы, словно раны земли истекали водой, как кровью. Но даже озеро было не совсем то, что прежде – казалось, поздние летние сумерки покрыли его коркой светящегося, неподвижного льда. Миаль замечал эти изменения почти с нетерпением. Ему было легко – все оказалось лишь глупым фарсом. Он, живой, но оторванный от тела дух, стоял посреди призрачного города. На одном его плече висел музыкальный инструмент – настоящий, деревянный – а другим плечом Миаль подпирал стену призрачного дома, которая тоже казалась вполне настоящей. В подобных обстоятельствах оставалось одно из двух: либо безумие, либо надменное безразличие. Темперамент менестреля сам собой выбрал последнее. Так что он стоял, прислонившись к стене, смотрел на процессию, текущую по улицам внизу, и даже развлекался, подмечая контрапункты мелодий, которые выводили колокола и хор. Но подыграть им он почему-то так и не решился.

На стене напротив были коряво нацарапаны какие-то слова. Поскольку познания Миаля в грамоте были весьма ограничены, он не стал переживать из-за того, что не может прочитать надпись. Потом он сообразил, что вряд ли ее смог бы прочитать хоть кто-нибудь, ибо слова были написаны как в зеркальном отражении, задом наперед.

Он ждал Парла Дро. Сперва – с беззаботной уверенностью, за которой прятал смутную тревогу. Спустя полчаса – с беспокойством, за которым скрывались тревога, злость и непонятно откуда взявшаяся тоска.

Миаль был не вполне уверен, зачем вдруг потребовал, чтобы Парл Дро явился в Тиулотеф. То, что он сам заявил тогда – ради доказательств – было лишь красивыми и пустыми словесами. Какие доказательства, кому они нужны? Нет, Миаль понимал, что высосал этот аргумент из пальца. С того самого дня, когда они познакомились (если это можно было так назвать), менестрель чувствовал, что его будто что-то притягивает к Парлу Дро – так или иначе. Это дурацкое притяжение раздражало Миаля, и тому было множество причин. Во-первых, потому, что он знал за собой нездоровую тягу ко всему небезопасному. Во-вторых, он оправдывал свой поход тем, что хочет сложить песню о Гисте Мортуа. Но когда им завладела эта идея? Действительно ли он задумал это прежде, чем попытался ограбить охотника за призраками в том горном селении? Теперь Миалю казалось, что он ощутил зов судьбы, который заставил его перейти горы и спуститься в деревню, всего четырьмя или пятью днями раньше, чем туда прихромал Парл Дро. Этот зов судьбы был отвратителен и противоестествен, ибо привел менестреля не только на встречу с Дро, но и к открытию, что его инструмент – не мистическое прибежище вдохновения, а лишь издевательская выходка, погремушка деревенского шута. Совпадения, которые обрушивались на голову Миаля в последнее время, начали надоедать ему. Его судьба и судьба Дро, а в придачу к ним судьба Сидди Собан, казалось, сплелись в клубок.

Тем временем с праздничным шествием внизу произошло что-то необычное, чего прежде не случалось. Миаль, задумавшись, давно отвлекся от его созерцания, но теперь припомнил, что, кажется, процессия остановилась, а теперь развернулась, словно река потекла вспять...

– Любуешься?

Как всегда, Миаль чуть не упал от неожиданности. Он волчком развернулся на месте – и завопил от досады и облегчения. Под одним из желтых фонарей стоял Парл Дро, по-прежнему невозмутимый и неподвижный, будто статуя. Как и утром на холме, он возник рядом совершенно неожиданно, ничем не выдав своего приближения.

– Ты что, стараешься довести меня до разрыва сердца? – возмутился Миаль.

– Тут и стараться нечего. Это слишком легко.

– Ладно. Ты все-таки явился.

– Я здесь. И что мы теперь будем делать?

– Я... я не знаю, – пробормотал Миаль. – Наверное, просто подождем. Вот-вот случится нечто.

– Да, что-то должно произойти, – Дро смотрел вниз, туда, где бурлило растревоженное шествие. – Ты понимаешь, что твои способности чувствовать запредельное, зачаточные и неразвитые, подталкивают тебя в самую гущу неприятностей?

– О, не говори мне об этом.

– Боюсь, именно это я тебе только что и сказал.

Толпа поднималась вверх по бульвару. Миалю она напомнила стадо овец, и он хрипло рассмеялся. Граф-герцог Тиулотефа и его омерзительная свита шли сюда, иллюзорные или нет, опасные или нет, но безусловно – источник неприятностей.

По пути шествие миновало гостиницу, где Миаль провел ночь с Сидди. Может быть, это имело какое-то значение. Он заметил вывеску, торчащую между карнизами немного ниже по склону холма. Хотя отсюда менестрель не мог разглядеть ее, он знал – девица по-прежнему держит единорога, а рыцарь в кольчуге по-прежнему отсекает зверю голову. Символ кастрации? Или прости знамение? Миаль снова обернулся к Дро.

– Думаю, Сидди идет сюда вместе с ними. Если так, она наверняка кое-что сообщила их правителю о тебе и твоем роде занятий. Ты сказал, что Тиулотеф слаб, но до какой степени он слаб? Они могут убить тебя или нет?

– Не смогли бы, если бы я, как ты, явился сюда бестелесным духом – я так и собирался поступить с самого начала. Но ты же сам отговаривал меня от продолжения моей бренной жизни, не так ли?

– Мне жаль. Я думал... ты говорил...

– Они не убивают. Больше не убивают всех подряд – для этого у них не хватит ни сил, ни воли. Но если речь идет об изгоняющем духов... Ненависть к охотникам столь же глубоко пустила корни в неупокоенных душах, как страх перед призраками пустил корни в душах большинства живых людей.

Миаль кое-как отогнал тошноту – наверное, воображаемую – и сказал:

– Тогда спасайся. Убегай.

– Убегать? Ты забыл, что я калека, – сказал Парл Дро с преувеличенной учтивостью в голосе.

– Тогда хромай отсюда! Я их задержу.

– Каким образом? Будешь стоять на голове? Или станешь петь с ними хором?

– Что-нибудь придумаю. Они же не могут причинить мне вред. Не могут, ведь так?

– Наверное, нет. Но я не стал бы этого обещать в сложившемся положении.

– Я знаю, что в глубине души ты жаждешь собственной смерти, – холодно сказал Миаль. – Как всякий убийца. Но не потакай своему желанию здесь и сейчас. Уходи.

– А ты тем временем храбро сразишь всех призраков. Этим и кончится.

– Уходи!

– Тебе случалось бороться с неупокоенными?

– Да ты уйдешь или...

Дро стоял, будто великий император прошлого, глядя, как поток смерти огибает дома, струится по тесным улочкам, течет вверх по лестницам. Миаль кричал на него, потом уговаривал, потом и вовсе отбросил попытки найти общий язык. Он тоже стал смотреть, как толпа приближается к ним, смотрел с замиранием сердца, которого у него теперь не было, смотрел, пока малиновые облачения жрецов не возникли прямо перед ним и охотником. Жрецы, хор, даже экипажи как-то умудрились добраться до них. Потом толпа раздалась, пропуская каре всадников в кольчугах.

Миаль смотрел сквозь них. Не в буквальном смысле, поскольку призраки Тиулотефа предстали перед ними непрозрачными – их бестелесность проявлялась иначе, более коварно. Но взгляд менестреля скользил по ним, как по всякой чужой толпе, пока не нашел единственное знакомое лицо и не остановился на нем. Лицо Сидди.

Белая, словно колдовской цветок, она сидела на лошади, которую вел под уздцы человек в кольчуге. Лицо воина было совершенно невыразительно, будто чистый лист бумаги, на котором забыли нарисовать чувства и характер. Все лица были такими. Кроме Сидди.

Бок о бок с ней ехал человек в сказочно богатых одеяниях. Должно быть, герцог. Сидди, не сводя глаз с Миаля, слегка повела рукой, показывая, что пора остановиться, и герцог Тиулотефа замешкался. Казалось, он не тает в воздухе только потому, что Сидди помнит о его существовании.

И первой заговорила тоже она.

– Привет, предатель, – сказала она Миалю, а потом прибавила к этим словам весьма грязный эпитет. И хотя Миалю не впервой было слышать подобное в свой адрес, ему стало особенно противно, когда ругательство слетело с уст, созданных для поцелуев. Но она уже не смотрела на него. Взгляд ее уперся в Парла Дро.

– Господин герцог, – сказала Сидди, – человек в черном и есть тот, о ком я вам говорила. Убийца. Он убил мою сестру едва ли не у меня на глазах. Мою любимую сестру, все, что оставалось у меня в этом мире. И я поклялась воздать ему по заслугам. Я посвятила себя этому. Я проделала долгий путь до вашего города, чтобы просить об этом.

На лице призрачного герцога проступила тень смертного, угасающего гнева. Рукой с длинными ногтями он легонько коснулся украшенных самоцветами регалий.

– Эта леди обвиняет тебя, – сказал герцог Парлу Дро. – Тебе есть чем ответить?

– Разве тем, что вежливо сдержу зевоту, – сказал Дро.

– Твоя дерзость говорит об отчаянии.

– Прошу прощения. Вообще-то я имел в виду скуку.

– Я... – начал герцог, но Сидди врезалась в разговор тонким белым клинком.

– Не стоит говорить с ним, господин герцог. Убейте его, – она наклонилась в седле и сжала плечи кольчужника, который вел ее лошадь под уздцы. – Ты убьешь его.

Кольчужник напрягся, ожил, но...

– Как? – односложно спросил герцог.

Сидди зарычала. Ее длинные зубы блеснули серебром. Она больше не была беззащитной девушкой, в ней проявилась ее истинная суть. Миаль знал, что он – бесплотный дух, и все же почувствовал, как его волосы встают дыбом. Толпа тоже зашевелилась, словно пробуя силы, чуть подалась навстречу, туда, где стоял Дро.

Миаль видел, как взметнулись руки, как мелькнули тысячи когтей, длинных и острых, как кинжалы, ногтей, что продолжают расти в могилах, словно трупы, как и сами неупокоенные, отказываются признавать, что мертвы.

– Как? – прошептала Сидди, словно в подтверждение мыслей Миаля. – Просто разорвите его на куски!

Миаль резко обернулся – Дро стоял, как стоял, ничего не предпринимая. Менестрель столь же резко повернулся обратно. Будто раздался первый аккорд отвратительной песни – это Сидди своей злой волей и ненавистью распаляла толпу. А ведь он провел ночь с нею, ласкал и обнимал ее...

Сидди соскочила с лошади и пошла прямо к ним, к Миалю и Дро. Толпа подалась за нею, сделала один на всех шаг – вязкий, злобный, безумный.

Миаль двинулся вперед – словно нырнул в море жидкого льда. Сражаясь с ненавистью толпы и собственным отчаянным страхом, он боролся, чтобы доплыть до берега, которого ему было никогда не достичь.

Он встал на пути Сидди, заслонив Дро от нее и тем самым – от всей толпы. Сдернув с плеча инструмент, Миаль вцепился в него, вонзил ногти в деревянные грифы. Сидди невольно замешкалась, и толпа за ее спиной тоже замерла.

Менестрель замахнулся инструментом на нее – руки все же дрожали – и Сидди отскочила.

– Помнишь, о чем ты рассказала мне? – спросил Миаль. Голос тоже дрожал. Менестрель удивлялся, как его до сих пор вообще держат ноги.

Сидди усмехнулась. Усмешка обнажила только нижние зубы, а глаза ее вдруг стали двумя черными провалами.

– Помню, предатель, – прошипела она. – Я рассказала тебе о моем молочном зубе и о том, как отец заменил им выпавший кусочек слоновой кости. Помню.

– Зуб – твое связующее звено, – сказал Миаль. Он немного заикался. Ему было так холодно, что он едва ощущал свои пальцы. Инструмент мог выскользнуть из них, как камешек, окатанный речной волной, а этого нельзя было допустить. – Если я уничтожу зуб, ты больше не сможешь тут оставаться. Верно?

– Да, – согласилась она, по-прежнему усмехаясь.

– Я сделаю это, – сказал Миаль.

– О, – протянула Сидди, – великий охотник за призраками!

Потом она засмеялась, но ни звука не слетело с ее губ. Вместо смеха из ее рта вылетело серебристое лезвие и шлепнулось на мостовую у ног Миаля. Настал его черед отшатнуться. Сидди вытянула левую руку, и струя воды ударила из ее ладони, подхватив рыбу, упавшую на камни мостовой. Сидди удерживала воду, словно серебряную шаль, рыба кругами металась в воде.

– Значит, уничтожишь зуб? – проговорила ведьма. – Однако сперва тебе придется выковырять его из дерева. У тебя есть нож? Если нет, Парл Дро может одолжить тебе свой. Тот, которым он вскрыл, замки в моем доме в ту ночь, когда убил Силни. Но впрочем... – говоря, Сидди играла, заставляя воду сворачиваться в причудливые кольца и петли. – Но впрочем, я забыла. Прежде чем заняться этим, тебе придется выяснить, какой из кусочков кости – мой молочный зуб. Они все такие гладкие, такие желтоватые. Ничем не отличаются. Верно, менестрель?

Миаль озадачено воззрился на нее, потом на инструмент. Разумеется, это была правда. Все эти крошечные костяные кусочки – он никогда даже не считал, сколько их...

Сидди хлестнула его своей водяной шалью. Миаль отпрыгнул в сторону, уклоняясь от жала струи, и рыбий хвост – вполне осязаемый, совсем как настоящий, и жуткий – полоснул его по щеке. Толпа мертвецов напирала, накатывалась, словно единое пульсирующее существо. Миаля оттеснили, затоптали, запинали, он кричал и бился в испуге – а потом вдруг воспрянул и вырвался, отказываясь признавать, что их сила властна над ним.

Он отшвыривал прочь с дороги тела, плащи, кольчуги и волосы. Почему-то в эту минуту менестрель отчетливо видел себя со стороны, будто в небе над ним висело зеркало – со стиснутыми зубами и невидящим, как у лунатика, взглядом, он куда-то бежал. «Что я делаю?» – подумал Миаль, но прежде чем сумел ответить, оказалось, что он уже у цели – в конце улицы, где крыши каскадом сбегали вниз. Или так только казалось. На самом деле там был лишь голый склон холма, обрывающийся в ночь. Его руки размахнулись и швырнули что-то с обрыва. Ему показалось, что он бросил самого себя, но тяжесть ушла из рук, а он остался стоять. Дикий вопль потери вырвался из его груди. Но тут же его крик заглушил такой жуткий звук, какого прежде ему никогда не доводилось слышать.

Брошенный в пустоту, летя навстречу неминуемой гибели, кричал инструмент.

Это был душераздирающий стон, высокий, зловещий в своей мелодичности, множество нот сплетались в нем. Казалось, кричит чья-то душа. Пьяница Собан соорудил этот инструмент шутки ради. Когда юный Миаль, глупо и немыслимо, начал учиться играть на нем – инструмент стал оживать. Дух его рос, как ребенок вытягивается в высоту и раздается в кости. Он становился все более живым. Он принадлежал Миалю, который теперь убил его, и инструмент кричал, мчась навстречу уничтожению. Менестрель понимал, что это лишь воздух рвется сквозь клапаны дудочки – понимал, но это ничего не меняло.

Он стоял прямо, но беспрерывно стонал, словно от боли. Ему и было больно. Он даже не подумал обернуться, чтобы увидеть, как скорчилась от ужаса Сидди Собан в ожидании удара, от которого, вместе с инструментом, рассыплется в прах и ее молочный зуб. Миаль забыл с ней, забыл о Тиулотефе и Парле Дро. Он желал лишь одного – чтобы смолк крик, и удар с землю положил конец мучительному предсмертному страху инструмента.

Потом крик оборвался, и Миаль, раскинув руки, словно собрался взлететь, едва не кинулся вниз с холма следом за инструментом.

Насмешливый голос Сидди вырвал его из переживаний. Он звенел, как просыпанные на мостовую монетки:

– Ты никогда ничего не можешь сделать как следует, не так ли, Миаль Лемьяль? Даже этого.

И тогда он понял, не в силах радоваться или бояться, что так и не услышал звука удара о камень или дерево. Менестрель заглянул в пропасть и увидел далеко внизу свой инструмент, размером не больше ноготка. Он зацепился перевязью за вывеску гостиницы. На мгновение Миаля взяло зло – как же так, ведь и гостиница, и ее вывеска были не настоящие, как весь Тиулотеф! Потом он вспомнил чахлое низкорослое деревце, которое оказалось утром на месте их с Сидди ложа. Именно дерево остановило падение инструмента. Теперь, когда он знал, что искать, то даже почти сумел различить его.

А за спиной у него Сидди, чье связующее звено осталось нетронутым, говорила Парлу Дро, как однажды сказал сам Миаль:

– Одолжи мне свой нож, и я убью тебя.

 

Глава 13

 

Парл Дро смотрел на призрачную девушку, на ее лицо – печальное, злое, очаровательное. Он понимал, что настала кульминация, неотвратимая, как если бы они занимались любовью, а не погрязли в ненависти. Он уже был готов к этому. Хотя Миаль предлагал ему отсрочку, Дро еще в хижине Чернобурки знал, что этот миг неизбежен. Может быть, он знал это всегда, может быть, даже знал все. Он непростительно использовал Сидди Собан, и не из педантичной приверженности ремеслу, но чтобы укрепить свою израненную душу. И то, что происходило сейчас, он заслужил, хотя это была вовсе не та справедливость, которой так добивалась Сидди.

Молча он достал нож, как она просила, и протянул ей – рукоятью вперед.

Однако она заколебалась, прежде чем принять его. Даже неупокоенным знакомо удивление, как знакомо всякое состояние, которое помогает им притворяться живыми.

– Спасибо, – сказала она, но тут же прибавила: – Будет славно – зарезать тебя твоим же ножом.

– Вот и замечательно.

– Куда мне ударить, – спросила она, – чтобы заставить мучиться сильнее и дольше? Я хочу, чтобы Тиулотеф заполучил и тебя тоже.

Он посмотрел ей за спину. Они виделись ему невнятным шевелением, словно туман стлался по холму – древние, вялые духи. Их дома были как рисунок плохим мелом – сероватым и слишком мягким – на черной бумаге ночного неба. Рядом с призраками Гисте Мортуа Сидди казалась почти живой. А Миаль вообще выглядел так, будто был из плоти и крови – коленопреклоненный силуэт у обрыва, темное золото волос, разноцветные балаганные одежды и бледное лицо, искаженное страхом и болью утраты.

– Попробуй в живот, – сказал Дро Сидди. – Это довольно грязный удар. Немного проверни нож в ране, тогда будет еще грязнее. Если сделаешь все правильно, жертва продержится почти три четверти часа, истекая кровью.

Он увидел, что она побледнела даже больше обычного, ее веки задрожали, будто Сидди намеревалась упасть в обморок. Вне всякого сомнения, она была способна на убийство, но столь подробное описание подорвало ее решимость.

– Может быть, я так и сделаю, – сказала она, закусив губу. – А когда ты умрешь, то почувствуешь на себе их когти. Ты, несомненно, уже знаешь, на что это похоже, если истории о твоей увечной ноге не лгут. Я слышала рассказы о тебе, когда была еще совсем маленькой. Поцелуй когтей и зубов.

– Осторожнее, – сказал он. – Так ты рискуешь остаться без средств к существованию. Ты выпила немало сил Миаля, и его врожденные способности позволили тебе окрепнуть гораздо быстрее обычного. Но для полного успеха тебе необходимо верить, что ты по-прежнему жива. По крайней мере, поначалу. Пока не приспособишься. А потом ты обнаружишь, что...

– Ты что-то много болтаешь для охотника за призраками, – оборвала его Сидди. – Пожалуй, я заставлю тебя замолчать.

Миаль издал невнятный звук.

Краем глаза Дро видел, как менестрель вскочил и на неверных ногах бросился к Сидди. Он видел, как Миаль попытался перехватить ее руку, но был еще слишком далеко, и его рука прошла сквозь ее рукав, сквозь призрачную плоть. Видел выражение полнейшего непонимания на лице менестреля, когда нож вошел в грудь Дро. Несмотря на то, что она говорила, Сидди, как и в первый раз, целилась в сердце.

Дро покачнулся от удара, но устоял. Он стоял и продолжал смотреть. Смотрел, как из-под ножа, ушедшего в рану почти по рукоять и дрожащего, как лист из металла, течет красная кровь. Он чувствовал даже некое подобие любопытства. Дро думал, что будет больно, но боли не было. Наверное, он уже не мог больше ощутить какую-то новую боль.

Сидди отступила назад, в замешательстве налетев спиной на Миаля, и они потоптались, пропуская друг дружку. Дро даже подумал, что они сейчас начнут извиняться и раскланиваться. Потом она замерла и стала смотреть во все глаза, и Миаль тоже. Так продолжалось около минуты. В конце концов Дро поднял руку и выдернул нож, пронзивший ему сердце. Нож был весь в крови. Сидди испустила короткий сдавленный вопль. Миаль же еще не оправился от потрясения, или слишком слился с бесплотным миром, чтобы его начало тошнить в очередной раз.

Позади менестреля и девушки таяли духи Гисте Мортуа. Уж они-то понимали, что грубая сила тут не поможет. И может быть, даже догадались, почему.

Дро выронил окровавленный нож на мостовую. Сидди, словно по команде, упала на колени и поползла к нему. Она уже забыла, зачем привела сюда призрачного герцога и его свиту, придав им реальности. Ее руки вцепились в щиколотки Дро, и она содрогнулась.

– Ты ангел мщения, – сказала она. – Не человек, не охотник за призраками – ты орудие возмездия.

– Я думал, что это ты, – отозвался он.

– Ты даже... даже не...

– Даже не истекаю больше кровью, – закончил Дро за нее. – След ножа затянется через несколько дней. Возможно, и быстрее.

– Я должна исповедаться тебе, – выговорила Сидди, со слезами припав к его ногам. – Я попаду в ад?

– Ада не существует, – сказал он.

Он вдруг почувствовал, что невыносимо устал, и закрыл глаза, едва слыша, как призрачная девушка исповедуется его сапогам.

В любом случае она признавалась ему в том, что Дро и сам постепенно понял, перебирая в памяти свои ощущения от покосившегося дома, от комнаты в башне, от мрачного колодца, от снедающего ее стремления оградить и защитить. Сидди не только оплакивала свою сестру, она еще и погубила ее. Между ними произошла одна из тех ссор, что, как рассказали ему селяне, часто случались между сестрами. Их стычка почти не отличалась от сотен других, бывших ранее, вот только закончилась она тем, что Сидди столкнула Силни в колодец. Младшая сестра уцепилась за ведро на ржавой цепи, но Сидди толкнула ворот, и цепь размоталась. Это была вспышка жестокости, долгая в своей скоротечности. Когда барахтанье в воде прекратилось, Сидди очнулась, словно от кошмарного сна. Ужас переполнил ее душу. С силой, какую дает безумие, она снова взялась за ворот, поднимая легкое, как пушинка, тело, повисшее на ведре. Она вытащила сестру на мощеный двор. Пыталась вытряхнуть воду из ее легких. Поливая слезами и без того мокрое лицо Силни, Сидди укачивала мертвое тело на руках, сражаясь с бесконечным одиночеством, заполнившим безумный дом Собанов. А когда пришла ночь, Сидди оттащила тело сестры к горной речке и сбросила его в воду. Она сплела ей венок из желтых асфоделей, но все же надеялась, что течение унесет тело прочь от ее глаз и сердца. Но Силни, безнадежно мертвая, не уплывала. Даже весенние бурные воды горной реки не могли сдвинуть тело. Когда селяне нашли Силни и принесли обратно в дом Собанов, Сидди обратила свое горе и чувство вины на другое. Она принесла пепел сестры в башню и колдовала над ним. Вернув Силни, она заботилась о мертвой, как почти никогда не заботилась, пока та была жива. Парл Дро, изгоняющий духов, лишил ее этого искупления, и тогда весь мрак, скопившийся в душе Сидди, обратился на него. Но оказалось, что Дро нельзя покарать за ее вину. Лишь сама Сидди могла искупить ее. Она лежала ничком на улице Гисте Мортуа и ждала, когда на нее обрушится возмездие.

Но Парл Дро, не будучи темным ангелом божественного гнева, ничего не делал, ничего не говорил.

Наконец Сидди подняла голову. На сердце у нее было пусто, а может быть, не пусто, а легко – оттого, что груз вины упал с ее души.

– Я должна понести кару, – сказала она с нелепой торжественностью. – Ты накажешь меня? Как это будет?

– Ты будешь наказана, – Дро устало смотрел на нее. – Ты сама накажешь себя.

– Я должна гореть в аду, – настаивала она, но натянутость в ее лице и позе исчезла.

– Никакого ада не существует.

– Тогда куда мне предстоит отправиться?

– Куда-то, – сказал он. – Куда-то прочь отсюда.

– Может быть – в никуда, – проронила Сидди, поднимаясь на ноги. Все, за что или против чего она боролась, вдруг перестало иметь значение. Она не замечала, но кончики ее бледных пальцев и длинные светлые волосы в это мгновение снова стали прозрачными, как тогда, когда ее призрак впервые явился людям.

– Куда-то, – повторил Дро.

– Ладно, тебе лучше знать, – она огляделась вокруг. Выражение легкого безразличного недоверия промелькнуло на ее лице. – Они ушли, – проговорила она. – Призраки Гисте.

– Они слабы, – сказал Дро. – Они больше не могут поддерживать собственные наваждения. Любой призрак рано или поздно умрет, если предоставить его самому себе. На это могут уйти столетия, но исход неизбежен.

Она воззрилась на огни останков города, не дающие света. Потом покосилась на Миаля.

– Почему бы тебе не спуститься вниз? – сказала она менестрелю. – Подбери свой инструмент, вытащи зуб и наступи на него. Я скажу тебе, который из кусочков слоновой кости на самом деле – часть меня.

Но Миаль только отшатнулся от нее. Он отошел подальше и остановился, уткнувшись лбом в стену одного из призрачных домов. Менестрель понятия не имел, что именно он хочет или должен сделать, но, скорее по наитию, отошел не слишком далеко, чтобы все слышать.

– Я готова отправиться прочь отсюда, – сказала Сидди охотнику. – Я устала. Я хочу этого. Почему я не могу уйти просто так, без того чтобы разрушать зуб?

– Раз ты привязала себя к своему звену, узы окрепли. Пока оно не уничтожено, ты не вольна уйти.

– Ты уничтожишь его! – надменно велела она.

Дро усмехнулся. Он выглядел старым и безумно прекрасным. Словно статуя, а не живой человек. Пятно крови на его рубашке терялось на фоне черноты.

– Не думаю.

– Не понимаю, – возмутилась Сидди. – И все же...

– Пожалуйста... – тонко, холодно и тактично попросил он ее помолчать, но Сидди не обратила внимания.

– Ты... – выдохнула она, глаза ее заблестели от изумления и пришедшего понимания. – Шарлатан!

– Не совсем.

– Мошенник!

– Прекрасно.

– Будь ты проклят! – простонала Сидди. – Да как ты посмел...

– Как посмела ты?

Она умолкла на полуслове и улыбнулась сомкнутыми губами.

– Ко мне вернулся покой, – сказала она. – Мне больше нет до тебя никакого дела. Я хочу уснуть. Или это будет не сон? Неважно. Позволь мне уйти. Прошу тебя, Парл Дро.

– Миаль, – сказал Дро, не оборачиваясь к менестрелю. – Сходи, залезь на дерево и принеси инструмент.

Миаль повернул голову, попытался просунуть ее сквозь призрачную стену, но у него почему-то не получилось.

– Катись в ад, – пробормотал он.

– Ада не существует, – машинально выпалила Сидди и рассмеялась обычным девичьим смехом. – Может быть, я найду там Силни, и тогда она накажет меня. А потом мы помиримся. Ох, как же я устала быть здесь. Могу я сама спуститься вниз и принести инструмент?

– Не знаю, – сказал Парл Дро.

– Ненавижу тебя, – бросила она. – Как же я ненавижу тебя! Это из-за тебя я вернулась из могилы. А ты...

– Пожалуйста, – снова сказал Дро.

Сидди пожала плечами.

– О... – она опять покосилась на Миаля. – Значит, все дело в нем. Я думала, ты пришел за ним в Тиулотеф, потому что безмерно любишь его.

– Я и в самом деле безмерно люблю его, – спокойно уронил Дро. – Он мой сын.

Вслед за этим, красиво и последовательно, как в танце, произошли три события.

Глаза девушки расширились от изумления, вопрос застрял у нее в горле, она беспомощно всплеснула руками. Это было первое событие. Миаль отлепился от стены и побрел к ним походкой лунатика – второе. Но третье свело на нет первые два. Это был звук, треск рвущейся ткани. Ветхая перевязь, единственное, что удерживало инструмент от падения, трещала под его тяжестью.

Три бесплотных духа застыли, прикованные к месту, на призрачной улице. Последний, мгновенно оборвавшийся стон, единственный вскрик донесся до них. Потом затрещало дерево от удара об острые камни, взвыли рвущиеся струны, раздался глухой и зловещий удар, шорох, хлопок. Тихо зашуршали посыпавшиеся мелкие камешки, что-то резко треснуло – и повторный удар о камни добил инструмент. Медленно оседали легкие, как перышки, клочья разорванной тишины.

Сидди закружилась, как уносимая ветром паутинка, подол ее платья взметнулся, раскрылся стрекозиными крыльями.

– Я хотела этого, – прошептала она. – Наверное, это я виновата. Я рада, – она плакала, и из ее глаз катились обычные слезы, а не колдовские бисеринки рыбок. – Я хочу... – это были ее последние слова. – Хочу...

Тьма повернулась, как колесо, унося ее за собой. Иногда уход за грань удается сделать легким и мирным, и тени покидают мир, полные блаженного покоя и благодарности.

Но Дро смотрел в ночь, снедаемый жгучим стыдом за все, что натворил во имя своего так называемого ремесла.

Не задумываясь и даже не вполне понимая, что делает, он поднял руку, защищаясь от удара Миаля, который целился ему в челюсть. Не задумываясь, он ударил в ответ – легко, словно кот махнул лапой. Миаль отлетел и сел посреди улицы, поливая охотника бранью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.