Стиль Барокко 17-18 вв - возник в Италии как ответ на Реформацию в период Контрреформации из стремления католической церкви утвердить свой авторитет. Первоначально заказчик – Рим.
Родоначальники стиля - Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Оба создавали здания Ватикана, который является одним из главных символов этого архитектурного стиля.
Общие принципы: 1.Синтез искусств при главенстве архитектуры, выражение чувства нестабильности в криволинейных линиях, придание иллюзии динамики, движения архитектурным формам: вогнутые или наоборот выгнутые фасады вместо прямых; разорванные фронтоны. Внутренняя конфликтность, напряжение этого стиля.
Если готику занимало создание иллюзии дематериализации формы, то барокко – создает иллюзии иррациональные: зрительно «изменяя» истинные свойства материала на противоположные (статуя из мрамора «Похищение Прозерпины» Лоренцо Бернини, который стремился придать мрамору иллюзию воска).
В живописи: светотень как композиционный прием.
Барокко в Италии: Микеланджело, Франческо Борромини, Лоренцо Бернини (площадь перед собором Св. Петра в Риме – колоннада), Караваджо (мастер светотени – кьяроскуро: «Лютнист», «Нарцисс», «Юноша, укушенный ящерицей», «Призвание Святого Матфея»)
Стиль барокко в Испании: Диего Веласкес («Сдача Бреды», «Менины», портреты, пейзажи виллы Медичи – одни из первых на пленэре, «Пряхи»), де Рибера («Хромоножка»), Сурбаран (натюрморты)
Стиль барокко во Фландрии: Рубенс («Персей и Андромеда», самостоятельно выполнил цикл из 24 картин «Истории Марии Медичи и Генриха IV», «Автопортрет с Изабеллой Брандт» - с первой женой, после ее смерти второй брак, «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Крестьянский танец», «Пейзаж с радугой»)
Антонис вад Дейк (создатель нового общеевропейского типа парадного аристократического портрета), Якоб Йорданс («Бобовый король») и Франс Снейдерс (натюрморты «Рыбная лавка» и др), - все они вышли из мастерской Рубенса. Центральное значение мастерской Рубенса в развитии фламандского искусства 17 века
Адриан Браувер – самый оригинальный фламандский художник, «Дюны при луне».
Стиль Академизм: возник в Италии в 17 веке. Болонская академия - Братья Карраччи
Но итальянское искусство уже не было единственным авторитетом, в других странах возникли собственные национальные художественные традиции («школы»).
Зарождение стиля классицизм во Франции 17 века – светский стиль аристократов
опирался на античность как идеальный «золотой век», эстетический образец.
17 век – время правления Людовика XIV, «короля-солнце», короля Франции и Наварры, царствовал 72 года. В его правление искусство Франции - «большой стиль» (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) – стиль Людовика XIV. Форма правления: абсолютная монархия: «Государство – это я!». Основой «большого стиля» стал классицизм, продолжавший развивать традицию античности и эпохи Возрождения, основанный на светских ценностях и вере в рационализм. Возникают академии искусств.
В целом эстетика классицизма (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) связана с философией рационализма, в ней разум ценился выше чувств. Рационалисты-классицисты занимались поисками универсальных законов и незыблемых правил искусства, основанных на изучении природы. В основе классицизма лежат идеи французского философа-рационалиста 17 века, математика Рене Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, чтобы быть образцовым, должно строиться на основании строгих проверенных веками канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Задача искусства – следовать этим канонам.
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. В каждом явлении поэтому художник должен был стремиться распознать только существенные, типологические постоянные черты, отбрасывая случайные индивидуальные временные признаки. В классицизме сложились принципы, которые все художники были обязаны соблюдать. Для картины был обязателен сюжет, причем он должен содержать серьезную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя: такие сюжеты брали из истории, мифологии и Библии Характерные черты: гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность. Главными были рисунок и ясная композиция, цвет считался второстепенным.
Столица Франции - Париж превращалась из города-крепости в город-резиденцию постепенно. Восточный фасад Лувра. Версаль – дворцово-парковый комплекс, вершина архитектуры классицизма, регулярный парк. Дворцы в три яруса Черты: симметрия, античный ордер, античный декор фасада
Высокие и низкие жанры: высокие - религиозный, мифологический, парадный портрет.
Пейзаж - низкий жанр, но художники начинают его изображать. «Пейзажная трехцветка».
Никола Пуссен - академик («Аркадские пастухи», «Автопортрет», «Времена года») Пейзажи со стаффажем – мифологическими и библейскими персонажами,
Клод Лоррен – световоздушная перспектива в пейзажах со стаффажем. Основоположник жанра пейзажа во французской живописи.
Шарь Лебрён - законодатель «большого стиля» Людовика XIV. Лебрён, ученик Николя Пуссена, главный художник Людовика XIV, художник и теоретик искусства классицизма, в 1648 году организовал Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 — Мануфактуру Гобеленов, в 1666 — действующую по сей день Французскую академию в Риме. Парадные портреты Людовика XIV
ДПИ: Королевская мануфактура по производству шпалер в квартале Гобеленов (по фамилии красильщиков гобеленов (Gobelins), работавших здесь с 15 в. – габелены.
Голландская школа живописи 17 века – светская демократическая живопись. Реалистичность.
Нидерланды разделились: на Фландрию (под испанским католическим владычеством) и Голландию, отвоевавшую независимость. Маленькая Голландия стала первой в мире капиталистической страной-республикой, и выдвинулась в число наиболее развитых стран.
Стиль академизм – голландцы переняли из Италии, появился целый ряд академий.
Малые голландцы: специфические жанры изобразительного иск-ва:голландский групповой портрет(Франс Хальс основоположник реалистического портрета 17века. Он работал быстро, в аля прима – однослойной технике живописи),голландский пейзажКак самостоятельный жанр, пейзаж выделился достаточно поздно, лишь в 17 веке в искусстве Голландии. Ян ван Гойен (города проживания Гаага, Лейден) – мэтр голландского пейзажа, выработал единую традицию пейзажной композиции: заниженный горизонт, небо 2/3 картины, равнинный ландшафт, тщательно изображал небо, в его пейзажах – начало изображения световоздушной перспективы. Зимний пейзаж со стаффажем (Хенрик Аверкамп «Зимние игры»), голландские виды с мельницами. Марина,Ян Порселлис любил писать море. Берега Голландии омываются Северным морем. Оно достаточно мелководное и относится к бассейну Атлантического океана. Ян Порселлис считается основоположником жанра марина.
*Голландцы еще в эпоху Возрождения в 16 веке начали писать море. Первой мариной считается картина голландского художника Корнелиса Антониса «Португальский флот на фоне скалистого берега» с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей).
Голландский натюрморт (в Утрехте составляли композиции из цветов и плодов, в Гааге с рыбой, в Харлеме писали «завтраки»: Питер Клас «Натюрморт с турецким пирогом», в Амстердаме роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками или философские натюрморты «Memento mori» - от латинского выражения «помни, что смертен» - с традиционными символами непостоянства: черепом, свечой и песочными часами)
Виллем Кальф.
Голландский бытовой жанр, интерьер:Ян Вермеер Дельфтский (применял камеру-обскура, «Девушка с жемчужной сережкой», «Вид Дельфта», «Астроном», «Географ»), Питер де Хох «Хозяйка и служанка во внутреннем дворике»
Рембрандт - гений барокко,светотень у него стала главным композиционным приемом«Флора», «Урок анатомии доктора Тюльпа», «Ночной дозор», «Даная», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», пейзажи, портреты (автопортреты, портреты современников, портреты стариков).
Эпоха Просвещения
Кц 17 – 18 вв
Стилистическое многообразие
Продолжают развиваться ориентированные на публичность страстное драматичное барокко и строгий рациональный светский классицизм, возникшие еще в 17 веке. Из новых стилей: им противостоит светский, но сугубо камерный и легкомысленный стиль рококо, зарождается эмоциональный сентиментализм (предромантизм) – предтеча романтизма 19 века. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро пытается угадать зачатки реализма. Стили 18 века воплощали различные, часто противоположные тенденции в искусстве, уравновешивая друг друга.
Классицизм - в 18 веке перерос в эстетическое направление всей европейской культуры. По содержанию, в отличие от барокко, возник как светское искусство. Центр: Франция. В 18 веке идеи рационализма развивал Дени Дидро - французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
Обнаружение и раскопки городов Геркуланум и Помпеи древнего Рима, влияние идей Руссо и Дидро – все это усилило влияние античности, древних греческой и прежде всего римской культур. Площадь Согласия архитектора Габриэля — центральная площадь Парижа. «Архитектурные утопии» Леду, Пантеон Суфло. Живописец Жан-Батист Симеон Шарден (одним из первых начал писать с натуры, бытовой жанр «Кухарка», тематические натюрморты с атрибутами науки и искусства). Скульптор Жан Антуан Гудон (портреты великих современников-просветителей) Бюсты Дидро, Руссо, Вольтера. Скульптор Этьен-Морис Фальконе. Медный всадник в СПб, аллегория «Зима»
Италия: Архитектор Джузеппе Пьермарини оперный театр в Милане «Ла Ска́ла» , скульптор Антонио Канова. Антонио Каналетто - основоположник жанра «ведута». подробный городской пейзаж, виртуозно выполненный. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью.
Англия: Адамов стиль (Эдинбургский ун-т). Палладианство (развитие идей архитектуры венецианского Возрождения Андреа Паладио. Кристофер Рен – родоначальник английской национальной архитектурной школы. Собор Св. Павла в Лондоне. пейзажные парки.
Ульям Хогарт – первый крупный английский художник этого времени, стал предтечей критического реализма.
Крупнейшие мастера английского парадного портрета в стиле классицизма: Джошуа Рейнольдс («Сара Сидонс в образе Музы трагедии») , Томас Гейнсборо («портрет Сары Сидонс», «Портрет четы Эндрюс»), но английский портрет не был в чистом виде классицистическим, а имел романтические черты, его можно отнести к предромантизму. Гейнсборо- предтеча романтизма.
Сентиментализм(предромантизм) - Жан-Батист Грёз, искусство для воспитания «Паралитик, или плоды хорошего воспитания»)
Барокко -продолжается в архитектуре
Рококо- новый стиль, зародился во Франции, стал для 18 века знаковым, эстетическое завершение барокко: обоим стилям свойственны пышность и богатство декора. Поэтому их часто путают, однако они совершенно разные. Главное различие между рококо и барокко в идеологии, а не в эстетике: барокко — искусство в своем истоке религиозное, рококо — сугубо светское. Барокко масштабно со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы «правильной веры». Рококо оберегает частную светскую жизнь, ему чужда серьёзность. Эпоха феодализма и абсолютных монархий подошла к концу, в воздухе витал дух буржуазных революций. Жажда публичной славы аристократии, выраженная в искусстве стилей классицизма и барокко уже сменилась желанием укрыться в уютных маленьких комнатах, забыться, не видеть предвестников надвигающейся социальной бури революций. Стиль получил имя от французского слова rocaille — «ракушка» или «раковина». Прилагательное от слова «рококо» звучит как «рокайльный».
Франция: Жиль-Мари Оппенор - первый стал использовать этот элемент в ДПИ, в интерьерах.
В живописи с приходом рококо с его перламутровыми переливами изменилась цветовая палитра, теперь колористической задачей было передать тончайшие нюансы, появились новые цвета: «цвет бедра нимфы» — бледно-розовый. И его оттенки — бедро испуганной нимфы и бедро взволнованной нимфы). Цвет блошиного брюшка.
Появление стиля рококо связано с «концом прекрасной эпохи» — эпохи Людовика XIV. Не случайно в живописи рококо в знаменитой картине Антуана Ватто «Лавка Жерсена» изображено, как портрет короля-Солнца снимают со стены и убирают в коробку.
На смену «прекрасной эпохи» классицизма и барокко Людовика XIV пришел «галантный век» рококо Людовика XV - это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман). Галантному веку — галантное искусство. С уходом со сцены Луи XIV уходят из моды грандиозная пышность придворных празднеств в стиле барокко, с театрализованностью жизни, когда интерьеры служили своеобразными декорациями для многолюдных собраний. Регент Филипп Орлеанский, а затем и короли Людовик XV и Людовик XVI предпочитают образ жизни камерный, приватный, но зато и более комфортный. Он сосредоточен не в широком кругу придворных, а в близком, почти интимном кругу друзей-единомышленников. Отель Субиз в Париже, построенный для принца де Субиза по проекту П.А.Деламера. Фасад в стиле классицизм, интерьеры в стиле рококо. Отель отгорожен от прилегающих улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. Центром интерьера является Овальный салон в стиле рококо (все углы округлены). Малый Трианон для модам де Помпадур, официальной фаворитки короля Любовика 15, законодательницы моды с прекрасным вкусом. Их сменили Людовик 16 и его жена Мария-Антуанетта (довела стиль до абсурда, - прическа с кораблем и др., что вызвало появление карикатур на моду рококо).
Жанр Пастораль – изображение идиллической жизни пастухов и пастушек на лоне природы. Живопись Франсуа Буше «Дафнис и Хлоя». Портреты м.де Помпадур.
Антуан Ватто - создал жанр «голлантных праздненств» - «Паломничество на о. Киферу». Образы странствующих актеров, бродячих музыкантов, сочувствие: «Жиль», «Савояр с сурком». Творческое завещание «Лавка Жерсена». Эти афиши и рекламные вывески - написаны маслом на холсте, сейчас в Лувре!
Жан Фрагонар «Поцелуй украдкой»
Скульптор Этьен Фальконе «Грозящий Амур».
В России: Иван Аргунов, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий
В Италии: Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги, Бернардо Беллотто
Тьеполо способствовал распространению рококо в Испании.
В Германии: дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси в Потстдаме, «постдамский Версаль» - самого известного дворца немецкого короля эпохи рококо Фридриха Великого
В Англии: мебельный мастер Томас Чиппендейл
Шинуазри - внутри рококо («китайщина»). Франсиско Гойя (Испания) - предтеча романтизма
Эпоха Наполеоновских войн начало 19 века
Неоклассицизм породила Великая Французская революция 1789 года.
Жак Луи Давид «Слепой Велизарий», «Клятва Горациев», «Смерть Марата»
Англия: в неоклассицизме А́льберт-холл (англ. Hall), полное наименование Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта.
+ Возник стиль историзм: цитирование стилей прошлых эпох, но не только античного Рима, становится популярной неоготика.
Ампир - стиль империи Наполеона. Давид Портреты Наполеона. Жан Огюст Доминик Энгр, портреты. «Фетида, умоляющая Юпитера»
Архитекторы К. Леду, Ш. Персье (Триумфальная арка Каруззель, Париж)
Военная символика в лепных деталях (доспехи, шлемы, лавровые венки, гербы), часто — использование античной символики (орлы, сфинксы, грифоны, львиные лапы), после похода Наполеона в Египет мода на египетское искусство. Вандомская колонна.
Эпоха романтизма
1-ая пол 19 в
Романтизм
В начале 19 века соперничали два стиля неоклассицизм (опирались на силу разума) и романтизм (на чувства). Романтизм сложился сначала в Германии.
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана»
Стиль Бидермейер внутри немецкого романтизма: художник Карл Шпицвег «Книжный червь».
Испания: Франсиско Гойя - предтеча романтизма в Испании. Портреты герцогини Альбы. Цикл офортов Каприччос («Фантазии»): «Сон разума рождает чудовищ»
«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
Франция: Теодор Жерико «Плот Медузы», «Скачки в Эпсоме»
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ на баррикады», «Алжирские женшины в своих покоях» «Портрет Шопена», «Портрет Паганини» - тема свободы (путешествия, борьба за свободу, творческая свобода и др.)
Скульптура: Франсуа Рюд «Марсельеза». «жанна дАрк»
Англия: пейзажисты Уильям Тернер («Дождь, пар и скорость»). и Джон Констебл («Вид на собор Солсбери»), Братство Прерафаэлитов (Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Хьюз) , художники направления «волшебная живопись».
Эпоха реализма
2-ая пол 19 в
Стиль: Реализм
Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах 19 века для обозначения искусства, противостоящего стилям романтизму и академизму. Появление новых тем и нового героя
Оноре Домье - литографии с бытовой сатирой, в живописи поиски героических положительных образов в повседневной действительности. Утверждение новых героев из городских низов, людей труда: «Прачка», «Вагон третьего класса».
Франсуа Милле - сельский труд: «Собирательницы колосьев», «Человек с мотыгой»,«Жнецы на отдыхе». Его работами восхищался Ван Гог и даже некоторые нарисовал по-своему.
Гюстав Курбе: «Веяльщицы»
Французская революция 1871 года - первый в истории случай установления «диктатура пролетариата» - правления рабочего класса.
Барбизонская школа живописи
Появление масляных красок в тюбиках облегчало выход на пленэр. Ведущая роль Барбизонской школы живописи в развитии национального реалистического пейзажа, творческий метод барбизонцев – пленэрная практика, преобладающая роль этюда.
Лес в Фонтенбло, деревушка Барбизон. Основатель - Камиль Коро «Колокольня в Аржантее», «Воз сена», «Порыв ветра». Руссо, Добиньи, Тройон, Дюпре, Диаз
Эпоха рубежа 19-20 веков
Стили: Импрессионизм, Неоимпрессионизм, Постимпрессионизм,
Модерн, Символизм
Период реакции после подавления Парижской коммуны. На фоне расцвета академизма во Франции, с его «салонным искусством», появляются новарторские художественные объединения.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» (новое прочтение «Сельского концерта» Джорджоне), пейзажи и натюрморты, «Бар в «Фоли-Бержер». Реалист, ставший основателем импрессионизма. живопись чистыми локальными цветами, цветные тени.
Импрессионизм(от фр. «впечатление»):Цель – не создание иллюзии реальности на холсте, а точное отображение субъективных впечатлений воспринимаемой объективной реальности.
Эдуард Мане «Железная дорога». Импрессионистическая живопись опиралась в создании колорита на дополнительные цвета. Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», серии «Стога», «Руанский собор», «Кувшинки» и др.
Главным героем картин импрессионистов стал естественный свет. Импрессионисты воспевали перемены и движение. Открытая композиция импрессионистов, с обрезами фигур, уводящая взгляд зрителя за пределы холста - фрагментарность.
Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» – самая знаменитая картина, «Завтрак гребцов», портреты артистки Жанны Самари, «Девушка с веером»
Эдгар Дега - «Площадь Согласия», много рисовал пастелью: серии с балеринами, скачки.
Быт: «Гладильщицы», «Прачки».
Альфред Сислей. «Фруктовый сад весной». Камиль Писсаро «Иней», «Красные крыши»
Гюстав Кайботт «Итальянский бульвар», «На мосту Европы»
Огюст Роден - скульптор «Мыслитель», «Три тени».
Неоимпрессионизм - стиль живописи конца 19 века, его появление связано с Восьмой выставкой импрессионистов. Центральным событием на ней было полотно «Воскресенье на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сёра, приглашенного Камилем Писсарро. Новую манеру, в которой писал Сёра, назвал «неоимпрессионизмом» критик Феликс Фенеон Этот стиль называют еще по-другому: пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — «точка»). И еще одно название того же стиля – дивизионизм (фр. divisionnisme, от deviser – «делить»). Художники- неоимпрессионисты: Жорж Сёра и Поль Синьяк.
Если импрессионисты начали первыми писать локальными цветами, располагая радом мазки разных цветов, то делали они это скорее интуитивно и по наблюдению за природой. Неоимпрессионисты же сознательно следовали научной теории восприятия цвета, логике и точному математическому расчету: они целенаправленно разлагали сложный цветовой тон на спектрально чистые цвета, которые в виде точек разного цвета и различной конфигурации наносили на холст рядом друг с другом. Художники не стали смешивать краски на палитре, а эффект смещения цветов происходил в восприятии зрителя.
В отличие от импрессионистов, ценивших эффект случайности, неоимпрессионисты наоборот случайности исключали, и предлагали сугубо научный способ живописи. Дивизионизм противопоставил живости мазков импрессионистов четкую систему вычисления и наложения точек, что делало работу художника сложной и трудоемкой, а способ письма строгим и сухим, но в тоже время привел к эффекту создания более интенсивных цветов, тонов и света в живописи. Сёра «Воскресенье на острове Гранд-Жатт», «Цирк», «Парад»
Синьяк «Сосна», «Большой канал в Венеции».
Постимпрессионизм - цель - самовыражение художника, а не подражание природе. Если импрессионисты изображали впечатления от реальности, то постимпрессионисты – хотели передать субъективные эмоции и чувства по поводу впечатлений от реальности. Ушли еще дальше от объективности в субъективность.
Художники постимпрессионизма: Поль Сезанн , Винсент Ван Гог , Поль Гоген , Анри де Тулуз-Лотрек
Поль Сезанн - чувство целостности и незыблемых основ: закрытая, замкнутая композиция. Сезанн стремился навсегда удержать взгляд зрителя на поверхности картины, где уже содержится всё. Методы П. Сезанна: построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной формы, ее обобщение и геометричность.
По мнению Сезанна, задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении устойчивых, непреходящих свойств мира. Свой творческий принцип, который он назвал «воплощением», Сезанн сформулировал в высказывании «писать, как Пуссен, но с натуры», то есть через наблюдение и изучение природы посредством работы с натуры постигнуть конструктивный замысел Творца. Сезанн выявил основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус, которых достаточно, чтобы моделировать мир. Их он и использовал. В основе сезанновской живописи – рисунок, цвет и контрасты. Цвет – это ведущее формообразующее начало. Ввел ограничение по цвету: его краски – это градация (по его выражению, модуляции) трех основных цветов – зеленого, голубого, охристого – и белого, а с помощью контрастов и соотношений тонов художник лепит объемы, добиваясь ощущения их плотности, весомости и придавая предметам особую значительность. «Берега Марны», «Гора Сент-Виктуар» и др.
Если импрессионисты изображали фрагмент целого, оставляя остальную часть за кадром, то Сезанн изображал целое. Его картины, как и фрески древних египтян –– это соединение сразу нескольких моментов с разными ракурсами – в одном образе одновременно: часть в анфас, часть в профиль, что символизировало фигуру в разные фазы движения. При таком подходе ни Сезанн, ни египтяне не строили пространство планами. Излюбленный прием – совмещение разных точек зрения на объект при его изображении (египетские фрески из гробницы Небамона: вид сбоку и сверху – «развертка»), Сезанн «Натюрморт с вишнями и персиками». Сезаннизм. *На основе метода Сезанна Пабло Пикассо потом создал Кубизм.
Винсент ван Гог - прямая противоположность Сезанну. В основе творчества Сезанна было рациональное, продуманное до мелочей построение, а у Ваг Гога – порыв, вихрь эмоций, живое бурное переживание, он писал чувствами. Чувства интуитивно переводил в линии, цвет, динамику мазка, и они были способны организовать картину не менее эффектно, чем разум. В отличие от импрессионистов, Ван Гог писал не саму реальность, а горячий и подвижный ландшафт своей души. «Цветуший сад» «Дорога с кипарисом и звездой», «Звездная ночь над Роной», «Звездная ночь в Арле», «Пшеничное поле с кипарисом», серия «Подсолнухи» Поль Гоген – работа большими ярко окрашенными плоскостями, примитивизация, упрощение, декоративная организация холста. Жизнь в Океании с ее пейзажами и не тронутой цивилизацией жизнью, где миф тесно сплетен с реальностью. Черты символизма. «Женщина, держащая плод», «Жена короля», «Женщины Таити», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».
Анри Тулуз-Лотрек - главные выразительные средства – линия и цветовое пятно. Развитие в его творчестве некоторых теорий Дега. Изображение парижской жизни: «Прачка» (1889), «Бал в Мулен Руж» (1890), «В кафе» (1891). Темы цирка и скачек в произведениях Тулуз-Лотрека. Сочувствовал простым людям, ощущал себя таким же изгоем.
Плакат как жанр графики родился именно в творчестве Тулуза-Лотрека. Особенности худ. приемов: плакат должен подействовать издали и мгновенно. Он ориентирован не на заинтересованного зрителя, а на уличную толпу, спешащую по делам, не думая об искусстве. Поэтому плакат должен любой ценой завладеть вниманием. Его воздействие молниеносно, а композиция остра, парадоксальна.
Символизм - ведущий вид искусства символизма – литература, в изобразительном искусстве – живопись. Художники-символисты: Пьер Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Анри Фантен-Латур; а также группа «Наби» («Пророк») и её лидер Пьер Боннар – во Франции, Арнольд Бёклин в Германии, Микалоюс Чюрлёнис в Литве. В Англии Оскар Уайльд представлял символизм в литературе, с ним близко дружил символист- график Обри Бёрдслей,
Модерн - Стиль «модерн» (англ. «новый», «современный») сформировался в архитектуре, дизайне текстиля и обоев, книжной графике и декоративно-прикладном искусстве под влиянием символизма, который воплотился в философии, литературе, живописи. Модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Причины создания нового стиля:
- развитие демократии; промышленная революция; проведение Всемирных выставок, где демонстрировались достижения современных технологий и ДПИ. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Возвращение на короткий срок веры в прогресс и лучшее будущее человечества;
- археологические открытия в Египте, на Крите, обнаружение в Малой Азии (совр. Турция) древнего города-государства Трои немецким археологом-любителем Генрихом Шлиманом;
- знакомство с искусством Востока, японским в первую очередь. Если в 18 веке в стиле рококо было заметно увлечение культурой Китая, в романтизме 19 века – путешествиями в арабские страны, то на стиль модерна рубежа 19-20 вв. влияние оказало искусство Японии, ставшее широко доступным на Западе только с началом эпохи Мэйдзи, когда Япония начала активно использовать достижения других стран и делиться своими (1868-1912гг – до Первой мировой войны).
- теория У. Морриса (1834-1896) о красоте, преображающей мир,
- в европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
- появление художественных журналов и их важная роль в пропаганде нового стиля.
Само название «модерн» говорит о принципиальной установке этого стиля на современность, а не классику. Ведущий вид искусства модерна – архитектура, синтез искусств: архитектура+ ДПИ.
Национальные разновидности модерна:
«Стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) - Бельгия
Ар нуво и в нём стиль Гимара, - Франция и франкоговорящие страны
(фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»)
Югендштиль – Германия (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году в Мюнхене иллюстрированного журнала Jugend); Латвия (рижский югендштиль)
Либерти - Италия
Сецессион (нем. Secession — «отделение, обособление») – Австрия, Чехия, Польша
Австрийский художник Гюстав Климт, чех Альфонс МухаМодернизмо (каталонский модерн) - Испания, регион Каталония
Модерн - Россия
Стиль Тиффани - США
Nieuwe Kunst (новое искусство) - Нидерланды
Style sapin «Еловый стиль» - Швейцария
Модерн-стайл («современный стиль») – Англия Стиль Глазго и Чарльз Макинтош – Шотландия. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция). В Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции.
Эпоха модернизма
1 пол 20 в
Стили модернизма:
Модернизм (первая треть века) - переломный период в искусстве.
Впервые в истории художники отказались от изображения реальности,
Перешли к беспредметному искусству (нефигуративному, абстрактному) с отказом от повествовательности
Перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства. Стилевое многообразие.
*Русский модернизм называется авангардизмом
Фовизм «Дикие»
Анри Матисс «Красная комната», «Золотые рыбки», «Танец»: декоративная композиция, четкий контур, локальные цвета, цветовые контрасты. На эстетические принципы искусства А. Матисса оказало сильное влияние японское искусство и примитивизм (африканское искусство).
Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо
Экспрессионизм (акцент на «Выразительность»)
Экспрессионизм сложился в Германии, где развивался художественными объединениями: «Мост» (Эрнст Кирхнер «Автопортрет с моделью) и «Синий всадник» (основатели Василий Кандинский и Франц Марк +.Алексей Явленский и Пауль Клее и др)
Была также и «парижская школа» «лирического экспрессионизма», куда входил Марк Шагал (+ Амадео Мадильяни, Морис Утрилло, Хаим Сутин), а также были и яркие последователи в других странах: Эдвард Мунк в Норвегии («Крик), Эгмон Шилле в Австрии и др.
Особенности: ставка на выразительность, обостренное восприятие мира, индивидуализм, субъективное самовыражение как протест против бездушной реальности и порожденной ее противоречиями войны
Кубизм
Пабло Пикассо (до кубизма голубой и розовый периоды: «Девочка на шаре», «Семья комедиантов»)
- основатель кубизма, опирался на идеи Поля Сезанна (постимпрессионизм), который использовал принцип обобщения худ. формы, выявил конструктивные закономерности, взяв за основу три основные геометрические фигуры: шар, цилиндр и конус. Через год после смерти Сезанна состоялась его посмертная персональная выставка, которая показала всю глубину и масштаб его творческого наследия и имела большой успех. А через месяц Пабло Пикассо выставил свою картину «Авиньонские девицы», где изображена рука художника, отдергивающая занавес: так он представил публике новое направление – кубизм, взяв за основу конструктивного построения обойденный вниманием Сезанна куб.
Этапы развития кубизма отразили эволюцию его изменений в сторону беспредметности: предтеча кубизма - сезаннизм, 1. Аналитический кубизм и 2. Синтетический.
Жорж Брак «Дома в Эстаке», «Натюрморт с газетой «День»
Пуризм
(от фр. pur ← лат. purus «чистый») — направление в живописи и архитектуре XX века, ищущее при создании своих произведений эстетической ясности, точности, подлинности в изображении. Это течение было создано французским художником и теоретиком искусства Амеде Озенфаном («Очки художника (1), «Натюрморт» (2) и архитектором Ле Корбюзье в 1918 году с написанием ими художественного манифеста «После кубизма». Пуристы преследовали цель в создании простой, функциональной живописи и архитектуры, в которых эстетическое соединяется с механическим миром, подобным миру машин. Наиболее рациональным считается использование точного соединения геометрических орнаментов. Идеальной пропорцией в отображении рассматривается золотое сечение. Ле Карбюзье «Натюрморт» 1922
Фернан Леже
Сюрреализм «Сверхреализм»
По мнению сюрреалистов – объективную реальность отражает не сознание, а подсознание
1. «Классический» сюрреализм: Эрнст, Массой, Танги, Рене Магритт, Паален, Зелигманн, Браунер, Каррингтон, Кей Сейдж, Хайтер, Лам, Матта, Онслоу-Форд, Франсез, Корнелл, Дэвид Хар.
2. «Неадекватный» сюрреализм:
Сальвадор Дали, Рене Магритт и Ман Рей.
Пикассо (женские портреты, «Герника»)
Мерет Оппенгейм (меховая чайная пара)
3. «половинчатый» сюрреализм - Хоан Миро, Пауль Клее и Альберто Джакометти
Абстракционизм- беспредметное искусство
Основоположник Василий Кандинский
Ведущая роль русских художников в разработке теории абстракционизма: Василий Кандинский, Казимир Малевич. Владимир Татлин. В 1912-ом вышла в свет книга Кандинского «О духовном в искусстве» - первое теоретическое обоснование нового направления. Западноевропейские теоретики абстракционизма: Мишель Сейфор, Луис Арагон, Марсель Брион, Гийом Аполлинер.
Направления абстракционизма: «духовный» абстракционизм (Кандинский, Россия- Германия-Франция), супрематизм (Малевич, Россия), неопластицизм (Мондриан, Нидерланды), абстрактный экспрессионизм (Джек Поллок, США), ташизм, орфизм.
История абстракционизма: от первых опытов Малевича, Кандинского, Мондриана – до позднейших разновидностей - супрематизм, абстрактный экспрессионизм, ташизм и т.п. Формирование конструктивистского (П. Мондриан, К. Малевич с его архитектоникой) и экспрессивного (В. Кандинский, Ф. Марк) абстракционизма на основе кубизма и экспрессионизма.
Разрушение реального зрительного образа, отказ от предметности художественного языка, культ отвлеченных формальных экспериментов с линией, пятном, цветом, со строгой геометрической формой (ташизм, оп-арт). Орфизм и «симультанные» окна Р. Делоне.
Супрематизм
Основатель К.Малевич
Дадаизм
течение 1915 – 1923 гг, возникшее в Швейцарии во время Первой мировой войны и распространившееся в Европе как отрицание всякого очевидного смысла. Дадаизм или дада — модернистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе). После 1923 года французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом.
Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали бесчувственные рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стало отрицание стандартов, правил, иррациональность и разочарованность в разумности мира. «Дада» - детский лепет. Слово «дада» о