Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Железный век. Эпоха Возрождения. в Италии



Железный век

Искусство Нового времени

Эпоха Возрождения

в Италии

Кц 13-16 вв

Искусство Возрождения = Ренессанс
Итальянское Возрождение Италия стала единым государством только в 19 веке, до этого она была раздроблена на самостоятельные города-государства, соперничающие между собой. В то же время эта территория - наследница античных традиций Древнего Рима, вобравшего и переосмыслившего греческую культуру, здесь и зародилась культура Возрождения раньше, чем в других странах. Гуманизм — общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В становлении мировоззрения Возрождения свою роль сыграло и падение Византийской империи в 15 веке. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. Стали читать греческих и римских авторов, античную историю. В Византии никогда не порывали с античной культурой. Ценностью становится индивидуальность человека, личность, творческий дух, стала цениться новизна и оригинальность, происходит отход от средневекового канона в искусстве. Флоренция – стала ведущим центр итальянской культуры этого периода. Возврат к авторству, традиция подписывать свои произведения. Возникает история искусства, с жизнеописаниями художников, скульпторов и зодчих. Публику интересует не только само произведение, но и его автор с обстоятельствами жизни, поступками и высказываниями. История искусства Возрождения – это история имен и биографий художников. «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Проторенессанс= Предвозрождение= Дученто – «эпоха Данте и Джотто». 2-ая пол 13- 14 в Флорентийская школа творчество Чимабуэ, одного из последних продолжателей византийской традиции; новаторский характер творчества архитектора и художника Джотто ди Бондоне центральное значение его художественной реформы в развитии реалистического искусства эпохи Возрождения. Созданный им тип стенного панно стал главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения: ключевая его работа - фрески капеллы Святой Марии Милосердной в Падуе. Храм прозван Капеллой дель Арена, так как построен на месте арены античного амфитеатра, и также Капеллой Скровеньи, по имени заказчика (донатора). Джотто был и ее архитектором, и художником. Это место рождения изобразительного искусства эпохи Возрождения. Фрески «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды» и др. Когда не разрешили расширить, дорисовал недостающие помещения – так называемые «обманки» (прямая перспектива - иллюзия глубины пространства, реалистичность).  Джотто – архитектор, Капелла дель Арена в Падуе, Компанилла (башня) собора во Флоренции Сиенская школа Сохранение элементов византийской традиции при влиянии готики: образ Девы Марии сближается с образом возлюбленной рыцаря – Прекрасной Дамы: идеализация изящества и красоты. Творчество Дуччо ди Буонинсенья: «Маэста́»» итал. «Возвеличивание» –алтарный образ Богоматери с младенцем во Славе – в окружении святых и ангелов для собора Сиены – большое событие в жизни города. Главным учеником Дуччо был Симоне Мартини, прославивший Сиену, работая по заказу королей и римского папы: «Благовещенье», «Кондотьер Гвидориччо де Фольяни» с завоеванными им крепостями. Симоне Мартини стал первым художником, возведенным в рыцарское достоинство.  
Раннее Возрождение= Треченто 15 в Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л. ГибЕрти, Л.Б. АльбЕрти). Сложение нового типа светского здания (палаццо – квадратные в плане дворцы, занимавшие целый квартал, общественное здание, вилла) и культового храма (идеи центрического и базиликального храмов). Архитекторы Филиппо Брунеллески и Леон Баттиста Альберти. Скульптура: Гиберти, Донателло и Вероккио Живопись: формирование локальных художественных школ: Флорентийская, Сиенская, Умбрийская (Перуджа), Падуанская, Ламбардская, Болонская, Пизанская и др. школы Мазаччо – флорентийская школа, родоначальник реализма в живописи XV века. Индивидуальность характеристики, выразительность передачи человеческих чувств и отношений. Фрески капеллы Бранкачи церкви Санта Мария дель Кармине, Флоренция: «Изгнание из рая», «Чудо со статиром (податью)», автопортрет.  Сандро Боттичелли – «поэт линий», флорентийская школа. «Поклонение волхвов» с автопортретом, «Весна», «Рождение Венеры», «Венера и Марс». Пьеро делла Франческа, флорентийская школа. Повлиял на развитие искусства Италии второй половины XV века. Трактаты о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Цикл фресок в церкви Сан Франческо в Ареццо: «История царицы Савской». Парные портреты четы Монтефельтро. «Бичевание Христа». Разработка передачи света и воздуха. Андреа Мантенья – падуанская школа, в традиции Мозаччо, новаторские композиционные приемы, «обманки» - иллюзорные пространства.  
Высокое Возрождение =Кватроченто,  кц 15 – первые 20 лет 16 вв.   Флорентийская школа; Рим как центр искусства и религии. Универсализм творца высокого возрождения: ученый, художник, поэт, скульптор, архитектор и т.д. ФРЕСКИ (темперная монументальная живопись по сырой штукатурке), станковая живопись (переняли из Нидерландов) Леонардо да Винчи – изобретатель, в живописи прием «сфумато» - «дымчатой» атмосферы с почти неуловимыми очертаниями фигур. Ранний период: влияние искусства Кватроченто: фигура ангела в картине Вероккио «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». «Поклонение волхвов», «Св. Иероним». «Мадонна Лита» – тип женской красоты (*Бенуа и Литта – по фамилиям владельцев картин). Миланский период: Мадонна в гроте, Тайная вечеря – роспись альсекко по сухой штукатурке в трапезной, портрет Цецилии Галерани – «Дама с горностаем». Возвращение во Флоренцию: Мона Лиза (Джоконда), картон «Битва при Ангиари». Французский п-од: ажурная лестница замка Шато Де Блуа, поздний период – маньеризм («Вакх»). Знаменитые зарисовки: автопортрет, витрувианский человек.  Микеланджело – поэт, скульптор, художник, архитектор. Статуя «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора; тондо «Святое семейство». Римский п-од: «Сотворение Адама». Роспись в одиночку плафона Сикстинской капеллы (по имени Св.Сикста) в Ватикане эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами". Скульптурные композиции: «Вакх», «Оплакивание Христа», или «Пьета». Участие Микеланджело в обороне Флоренции. Ансамбль капеллы Медичи во флорентийской церкви Сан-Лоренцо (концепция времени: алтарная композиция: «Нил» -вечность, «Мадонна Медичи»-историческое время, «Мальчик, вынимающий занозу», или «Скорчившийся мальчик» - текущий миг. Времена суток). Поздние работы: фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Отражение кризиса культуры Возрождения, трагизм. Архитектура Микеланджело: достройка и расширение церкви Сан Лоренцо во Флоренции, проект фасада (1517-1520) и сакристия (усыпальница) Медичи при церкви Сан-Лоренцо, отделка библиотечного зала и вестибюля «Лауренцианы», завершение дворца Фарнезе, строительство собора св. Петра (купол) в Риме. Перестройка римского Капитолия. Новартор: последний архитектор Ренессанса и первый архитектор барокко. Рафаэль.  Влияние учителя Перуджино на ранние работы: «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле» (с книгой): Конестабиле – по титулу владельца картины, «Обручение Марии» (сравни с «Обручением Марии» кисти Перуджино). Флорентийский период: создание нового, земного и реалистического образа мадонны: «Мадонна Грандунка» («Мадонна Великого Герцога») , «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». Римский период творчества Рафаэля. Ста́нцы Рафаэля (букв. «комнаты Рафаэля») — 4 помещения в апостольском дворце Ватикана с фресками: «Афинская школа» + сцены из истории Ватикана и биографий римских пап. Папский заказ на десять ковров-гобеленов, иллюстрирующих евангельские сцены из жизни апостолов Петра и Павла и предназначенных для Сикстинской Капеллы: картоны «Чудесный лов рыбы», «Св.Павел проповедует в Афинах». «Библия Рафаэля» - росписи лоджий (открытых галерей) в Ватикане: (копия Лоджий Рафаэля в Эрмитаже). Роспись виллы Фарнезины. Алтарная картина «Сикстинская мадонна». Портреты современников: «Портрет Маддалены Дони», «Портрет папы Юлия II», «Дама с вуалью», «Портрет папы Льва Х (Джованни Медичи в миру, сын Лоренцо Великолепного – правителя Флоренции) с кардиналами Джулио деи Медичи и Луиджи деи Росси», «Автопортрет с другом, учителем фехтования». Архитектура: виллы, фасады палаццо +Рафаэль работал и над проектированием и строительством собора св. Петра, руководство которым перешло к нему после смерти Браманте в 1514 году. Рафаэль прожил37 лет, но успел оставить огромное наследие.
Позднее Возрождение= Чинквеченто, 2-ая половина 16 в. Кц 16 в Венецианская школа позднего Возрождения: переняли из Нидерландов масляную живопись. Беллини, Тициан, Джорджоне, Вероккьо и Тинторетто. Архитектурный стиль Андреа Палладио (Венеция). Стал основой будущего Паддадианства в период классицизма. Итальянский маньеризм: Арчимбольдо (Милан). Джорджо Вазари (художник и основоположник теории и истории искусства), Флорентийская школа: Бенвенуто Челлини - скульптор, ювелир, живописец, писатель эпохи Ренессанса. Создал автобиографию «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим»: полную приключений и разносторонней деятельности, что отразило дух итальянского Возрождения. ДПИ: Флорентийская мозаика.

16 век

Эпоха Возрождения



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.