|
|||
Северное ВозрождениеСеверное Возрождение Северное Возрождение связано с итальянским, и название получило по отношению к Итальянскому: охватило остальную Западную Европу за пределами Италии, к северу от Альп. Но имело ряд характерных отличий. Наиболее ярко развивалось в Нидерландах, Германии, Испании. В Англии новые тенденции проявились в литературе и драматургии Уильяма. Шекспира, в меньшей степени в изобразительном искусстве. Общим стало стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. Но эти задачи решались различно в итальянском и северном Возрождении из-за различия культур. Для итальянцев было важно обобщение и создание идеального образа человека с точки зрения гуманизма. Опирались на науку (рационализм) – художники разрабатывали ясные логичные теории перспективы и учения о пропорциях. Нидерландских мастеров наоборот увлекало многообразие индивидуального облика людей, богатство форм природы. Они не стремились создать обобщенный образ идеала, а наоборот передавали характерное и особенное. Не использовали теории перспективы и др., а мастерски передавали непосредственное впечатление глубины и пространства, оптические эффекты и сложность светотеневых отношений благодаря тщательному наблюдению. Предельная детализация. | |||
Нидерланды | 15 в – книжная средневековая миниатюра: Часослов заказчика герцога Беррийского, выпоненный братьями Лимбургами: 12 иллюстраций «Времена года» с изображением занятий знати или крестьянских работ. (родились в Нидерландах, но жили во Франции) – на стыке Средневековья и Возрождения. В кц 15 в ИЗОБРЕТЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ - Ян ван Эйк. С середины 15 века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы в Европе и в том числе в Италии. Техника многослойной живописи: подмалевок, прописи, лиссировки. Новый прием, чтобы установить контакт изображенного лица со зрителем: голова в трехчетвертном повороте, а взгляд направлен на зрителя. Этот прием получит широкое распространение в эпоху Возрождения. Утверждение станковой картины в творчестве братьев ван Эйков (Ян ван Эйк -Гентский алтарь, «Портрет четы Арнольфини»), Иеронима Босха (три картины «Несение креста», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов»), Питера Брейгеля Старшего («Битва масленицы и поста», «Пословицы», «Детские игры». Мифологический сюжет: «Падение Икара»: два плана, несовпадение композиционного и смыслового центров. Цикл «Времена года»: "Охотники на снегу (январь)", «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец». Графика Питера Брейгеля Старшего: сочиненные панорамы, альпийские пейзажи, природа как мироздание. Питер Брейгель Младший («Лето» - бытовой жанр). | ||
Германия | Альбрехт Дюрер – живописец, график, мастер офорта. Серия автопортретов – одни из первых в истории изо иск Европы. Алтарная картина «Праздник четок». Портреты современников, рисунки. Три «мастерские гравюры» на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним», карта пути развития мастера - «Меланхолия I». Ганс Гольбейн Младший (немецкий портретист, работал при английском дворе) | ||
Англия | Ганс Гольбейн Младший – портреты знаменитых современников: философа Эразма Ротердамского, короля Генриха VIII. Техника многослойной живописи, со многими лессировками, освоенная за 16 век в совершенстве, позволяла создавать обманки и живописные иллюзии – так называемые двоевзоры, когда с разных ракурсов открывались разные детали картины. Таковы «Послы». Главный выразитель идей и эстетики английского Возрождения – Уильям Шекспир в литературе | ||
Франция | Школа Фонтенбло, маньеризм. Национальный музей Ренессанса во Франции - Экуанский замок. | ||
Испания, Португалия | Эль Греко (Доменико Теотокопулос): «Погребение графа Оргаса», портреты «Дама в боа», Портрет инквизитора, Пейзаж «Вид Толедо в грозу». Эль Греко – предтеча стиля экспрессионизма начала 20 века | ||
|
|||
|