Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЧЕСКАЯ эпоха. Античная эпоха. Античность. Древний мир. тыс. до н.э.



ИСТОРИЧЕСКАЯ эпоха

Античная эпоха

= Античность

= Древний мир

3 тыс. до н.э.

-5 в

 

Бронзовый век 3 тыс. до н.э. - 7 в. до н.э. Ранний железный век 7 в. до н. э. - 5 в   Искусство Древних (ранних) государств   Развитие человеческого мышления и языка. Появление письменности – признак цивилизации
3 тыс. до н.э. – 4 в. до н.э. Иск-во Древнего Египта
Додинастический п-д Древнее царство 3 тыс. до н.э. (30-28 вв. до н.э.) Культ фараонов. Палетка Нармера для растирания красок – самая древняя палитра. Архитектура: мастаба.   Первая высотная архитектура – пирамиды. Ступенчатая пирамида Джосера (арх. Имхотеп «уровень: бог»), пирамиды долины Гиза (Хеопса, Хефрена и Микерина и др) – Пирамида Хеопса -первое из 7 чудес света. Большой сфинкс. Столица – г.Мемфис.  Монументальная декоративная живопись – фрески (+ синий и зеленый цвета) + иероглифическая письменность. Символизм: Триада Микерина «шаг в вечность». Изобразительный канон (строгие правила): сочетание разных ракурсов – глаз, грудь, руки анфас, лицо и ноги в профиль (единство ракурсов и трех времен = вечность). Фризовая композиция
Среднее царство - 3-2 тыс. до н.э. (21-18 вв. до н.э.) Отказ от пирамид, переход к скальным храмам-гробницам, реалистический подход к изображению природы и быта во фресках гробниц правителей Антилопьего нома («Охота в тростниках» в Бени-Хасане). Развитие ювелирного искусства. Столица Фаюм.
Новое царство 2 тыс. до н.э. (16 –11 вв. до н.э.) Осевые храмы для процессий (храмы бога Омона в Карнаке и Луксоре) - архитектурный пейзаж. Египетский ордер (колонны+антаблемент: капители лотосовидные, папиросовидные, пальмовидные, гаторические). Столица Фивы. Женщина-фараон Хатшепсут. Культ Осириса, его суд -идея высшей справедливости: воздаяние за добрые и злые дела. Качество загробной жизни по заслугам, а не только по соц. рангу. Осирические столбы. Природа в росписях гробницы чиновника Небамона: «Охота в тростниках». Искусство Амарнского периода (Эхнатон и Нефертити). Расцвет ДПИ (гробница Тутанхамона). Эпоха Рамзеса II – грандиозный скальный храм, статуи-колоссы  
Поздний период –  1 тыс до н.э. (10 - 4 вв. до н.э.) Эллинизм – Египет завоеван греками (4-1 вв до н.э) Угасание мощи Египта. Греческий Египет: смешение художественных традиций. Влияние египетского искусства на античную Грецию. Серапис (бог, сочетающий черты богов греческого и египетского пантеонов). Аллегория Нила. Династия Птолемеев (IV—I веках до н. э.) эпохи эллинизма. Основана диадохом Александра Македонского Птолемеем I. Розеттский камень на др.египтеском и греческом языках позволил ученым в 19 веке расшифровать древние египетские иероглифы. Последняя царица Египта – Клеопатра
1 в до н.э. – 4 в н.э. Римский Египет: под властью Римской империей с 30 года до н. э. после смерти царицы Клеопатры VII и Марка Антония.  В этот период египтяне считают себя римлянами. Фаюмский портрет (1-3 века н.э.) – самая древняя станковая живопись. Техника: энкаустика. Раннее христианство: народность копты, текстиль: коптские ткани с христианской символикой
с 3 тыс. до н.э. – 4 в. до н.э. Иск-во стран Древнего Междуречья =Двуречья (совр. Ирак, Сирия, часть Ирана и Турции)
Шумеро- Аккадский период   Изобрели мозаику, многоэтажные дома, тип храма – зиккурат («лестница в небо»), многофигурная композиция барельефа «стела коршунов», правители Саргон Древний (Первый), Гудеа. Статуэтки адорантов, глиптика. Шеду – в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека в виде крылатого быка с головой человека, выражающий его индивидуальность. 5 ног Шеду – наиболее древний пример создания зрительной иллюзии в искусстве.
Вавилонский п-од Царь Хаммурапи (свод законов), алебастровая статуэтка богини Иштар
Ассирийский п-од Военная монархия. Ассирийские рельефы, дворец Саргона II, Ашшурбанапала – при нем создана первая в мире библиотека, сохранился самый древний эпос – Сказание о Гильгамеше, шумерском правителе Урука (идеи дружбы)
Нововавилонский п-од Правление Навуходоносора II, расцвет Вавилона, глазурованный кирпич (синие ворота богини Иштар), первый ботанический сад – Висячие сады Семирамиды – второе из 7 чудес света. Зиккурат Этеменанки - прообраз библейской Вавилонской башни.
+ *Элам – Империя Ахеменидов – Персия (совр. Иран) Соседи государств Междуречья, составляли вместе культурную общность. Царь Ксеркс (Артаксеркс), столица Персеполь. История про Артаксеркса, Амана и Эсфирь. Были завоеваны государствами Двуречья, общая империя Ахеменидов, названная потом Персией
С 3 тыс до н.э. Иск-во Древней Индии
С 3 тыс до н.э. Иск-во Древнего Китая
3-2 тыс до н.э. Иск-во Эгейского мира: Крито-Микенская цивилизация
Крит и Кикладские острова (минойцы) Фестский диск и надпись на лабрисе-секире на минойском языке до сих пор не расшифрованы (1600 г до н.э.) Разноэтажный Кносский дворец, лабиринт, дворцово-парковые ансамбли без внешних оборонительных стен с открытыми галереями, иррациональные колонны, фрески «Игры с быком», «Парижанка», «Принц с лилиями» - динамика, изящество. Керамика Камарес (геометрический, морской, дворцовый стили). Открытие Артура Эванса.
Города-государства ахейцев Микены и Тиринф (п-ов Пелопоннес) Военная демократия, города-крепости Тиринф и Микены (циклопическая кладка, Львиные ворота). Фрески «Женщина со шкатулкой» - статика, тяжеловесность. ДПИ – золотые маски, украшения «златообильные Микены» (Гомер). Открытие Генриха Шлимана
Троя в Малой Азии Троянцы  (совр. Турция) Открытие Генриха Шлимана «Золото Трои» и нефритовые топоры. До сих пор споры о существовании мифической Трои.
Кц 2 тыс. до н.э. – 30 г до н.э. Иск-во Древней Греции  = Эллады
Гомеровский период 11-9 вв до н.э. «Темные века», поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сложились основные типы древнегреческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер (классический тип греческого храма), диптер, моноптер и толос. Дорический ордер. Развитие геометрического стиля вазописи. Становление греческого орнамента: меандр («греческая волна»), дипилонские вазы, деревянная скульптура (ксоаны), скульптура малых форм из бронзы и терракоты (пахарь, борец с кентавром). Святилище Аполлона в Дельфах.
Архаика 7 - 6 вв. до н.э. Образование городов-полисов. В скульптуре статика поз, архаическая улыбка: курос, кора, мосхофор. Развитие мореплавания (греч корабль – бирема). Акцент на внешний облик храма, а не интерьер. Дорический, ионический ордера. Дорический храм Посейдона в Пестуме.  Храм Артемиды в Эфесе – третье чудо света. Чернофигурная и краснофигурная керамика с сюжетами из греческих мифов, билингвы. Ссоздатель краснофигурной росписи – Андокид.
Классика 5-4 вв до н.э. - ранняя - зрелая -поздняя  Храм Зевса в Олимпии, хризоэлефантинная статуя Зевса работы Фидия – четвертое из 7 чудес света. греко-персидские войны, Ансамбль Афинского акрополя при правителе Перикле, украшен Фидием. Мастера Критий и Несиот - «Памятник героям Гармодию и Аристогитону», или «Тираноборцы», Пифагор Регийский: «Мальчик, вынимающий занозу». Мирон из Елевфер и решение им проблемы передачи действия «Дискобол», «Афина и Марсий», метопы «Битва лапифов с кентаврами». Поликлет. Трактат «Канон». Прием «хиазм» - сочетание покоя и движения: «Дорифор» («копьеносец»), «Диадумен» - «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)», «Раненая амазонка», колоссальная статуя Геры в Аргосе. Греческая живопись (Агафарг, Аполлодор, Зевксис, Павсон и др. Краснофигурная и белофонная керамика. В позднюю классику победа Спарты над Афинами, архаическая улыбка уступила место выражению страдания – пафоса. Театр Диониса в Афинах – родина трагедии. Геликарнасский Мавзолей – пятое из 7 чудес света, Новый – коринфский – ордер, исп. все 3 греческих ордера.  Кресилай «Портрет Перикла» - один из первых портретов в истории Др. Греции (после Мосхофора). Скопас «Амазономахия», «Менада», Пракситель: «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская, Леохар «Аполлон Бельведерский»
Эллинизм Кц 4-1 вв до н.э. Завоевания Александра Македонского. Регулярная планировка новых городов: гипподамов план. Г.Александрия в Египте, Милет, Пергам и др. Натурализм в скульптуре александрийской школы «Старик-рыбак», «старуха», «кулачный боец». В Александрии - Музеум, Библиотека – центры культуры и просвещения, Александрийский Маяк на о.Форос – седьмое чудо света. Пергамская школа: «Лаокоон и его сыновья», Пергамский алтарь Зевса, Дары Аттала. Родосская школа: статуя Гелиоса «Колосс Родосский» – шествое чудо света; «Фарнезский бык», «Ника Самофракийская». Кикладские о-ва (о.Милосс): статуя Агесандра «Афродита Милосская»
I тыс. до н.э. (VIII – II вв. до н. э.) Искусство Этрурии (совр. провинция Тоскана в Италии, на Апеннинском п-ове) Города-полисы этрусков, дома со внутренними световыми дворами- атриумами, храмы с портиками, целла + колоннада.  Тосканский ордер. Купольные своды и фрески со сценами пиров склепов «Авгуров», «Быков», «Щитов». Архаическая улыбка. Терракоторые и бронзовые статуи (Аполлон из Вей, Марс Тоди). Керамика буккеро (черная)
  Иск-во Древнего Рима
Основание Рима в 8 в до н.э., эпоха царей Легенда о Ромуле, Реме и капитолийской волчице, маленькая деревушка Рим. Римская монархия: плебеи и патриции.
Период Республики 5 – 1 вв. до н. э. С 3 в до н.э. Рим подчинил все народы Апенинского п-ва (совр. Италия). Плебеи и патриции уравнены в правах – единое гражданское общество. Победа над Карфогеном, возвышение Рима в Средиземноморье – появление провинций.  5 римских ордеров в архитектуре(римские дорический, ионический, коринфский ордера+ тосканский и композитный). Инженерные сооружения: Аппиева дорога, мосты, акведуки. Изобрели бетон. Трактаты Витрувия: архитектура соразмерная человеку. Города с форумами, домусами, инсулами, виллами, мавзолеями. Римский скульптурный портрет. Фрески, мозаики. Период завершился правлением диктатора Гая Юлия Цезаря
Период Империи 1 в. до н.э.-5 в (Рим на территории Италии, Греции, Египта, Сирии, Испании, Франции, Германии, Англии, Хорватии, Болгарии, Армении и т.д.), Сирийцы и египтяне и т.д. считали себя в этот период римлянами. Первый император – Октавиан Август. Скульптурные портреты Августа (в позе Юпитера и др). Формирование официального классического стиля. «Августовский классицизм» - в основе развития европейской архитектуры. Колизей (римская ордерная ячейка) императора Тита из рода Флавиев – «амфитеатр Флавиев». Триумфальная арка Тита. Триумфальная арка Константина. Мозаики, фрески (инкрустационный, архитектурный, канделябрный, фантастический стили) в украшении вилл. Форум Трояна, колонна Трояна. Пантеон императора Адриана, Мавзолей Адриана. Термы Каракаллы. Базилика Максенция. Черные ворота Порта Нигра и римский мост в Трире (Германия) 2 века. При императоре Адриане идеальный образ – портрет Антиноя. Развитие римского скульптурного портрета. Фаюмский живописный портрет -единственный известный нам образец древней станковой портретной живописи, соединение в нем римской и египетской традиций. Энкаустика. Раннехристианское искусство (1-5 вв н.э.) Катакомбы в Риме, фрески Мадонна с младенцем, Христос – добрый пастырь, мотив лозы и винограда - античное влияние на христианскую символику. Признание христианства при императоре Константине Великом. Последний римский император Феодосий I сделал христианство государственной религией. Распад Римской империи на Восточную и Западную в конце 4 в.  
Средневековье 5-15 вв Железный век Средневековое искусство Новая ступень худ. развития человечества, основанная на идее единства христианского мира Новая задача изобразить мир духовный, нематериальный, породила символизм.
  Восточная Римская империя = Византия 5- 15 вв Искусство Восточной римской империи = Византийское искусство просуществовало тысячу лет – всё Средневековье
  Ранневизантийский период (5-7 вв) «Золотой век» императора Юстиниана I (мозаики), переименовал столицу Византий в Константинополь, воздвиг первый базиликально-центрический храм Св. Софии в Константинополе (не сохранился). С 540-751 гг Равенна входила в состав Византийской империи: лучшие византийские мозаики созданы там при Юстиниане I. Энкаустические иконы 6 в. Иллюминированные рукописи. Книжная миниатюра. «Пурпурные» кодексы: Россанское Евангелие.
  Иконоборческий период (8-нч 9 вв) Указ императора Льва III о запрете икон. Повод: критика мозаики «Никейский ангел». Церковь Святой Ирины в Константинополе.
   Македонское Возрождение  (9 – 11 вв) классический период, расцвет в 11 в.           Формирование крестово-купольного храма: восстановление собора Св.Софии Константинопольской, его мозаики: Христос Патократор, Иоан Златоуст. Формирование канона и системы изображений крестово-купольного храма.  Памятники иконописи IX—XII веков: иконы «Святой Пантелеймон». Книжная миниатюра IX-XII веков: «Хлудовская псалтырь», «Парижская псалтырь». 
  Комниновский период (кц 11-12 в). Правящая династия Комнинов. Мозаичная икона Христос Пантократор 12 в, иконы Григорий Чудотворец, Владимирская Богоматерь. «Комниновский маньеризм»: античные традиции+символизм. Спас Нерукотворный и его оборот. Борьба за власть, катастрофа 1204 г – разгром крестоносцами Константинополя.
  Палеологовский период (13-15 вв)  значимый период!!! восстановление Византии и Константинополя после разграбления 1204 года. Возрождение эллинистических традиций, расцвет мировоззрения исихазма (внутреннего молчания, постижения внутреннего божественного света). Различия в православной и католической церквях в толковании символики Фаворского света (согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа). Исихазм – что это внутренний свет просиял. Католики – что это снаружи божественный свет снизошел от Бога. Мозаики и фрески Кахрие Джами — выдающийся памятник ранней палеологовской живописи, сцена «Бегство в Египет». Мозаики базилики Сан-Марко в Венеции. Иконы «Двенадцать апостолов», «Христос Пантократор»
Эпоха Великого переселения народов с 4 по 7 вв Западная Римская империя Всего 80 лет   Кц 4-5 в Искусство Западной Римской империи Западные провинции империи управлялись автономно. С появлением Византии Рим утратил главенствующее значение.  Столицы Западной Римской империи в разное время были в Трире, Милане и Равенне. В середине 5 века Западная римская империя завоевана вандалами, с этого момента ведется отсчет эпохи Средних веков. Правление Галлы Плацидии в Западной Римской империи. Ее Мавзолей в Равенне с уникальными мозаиками (Христос-добрый пастырь).  
Варварские государства  Искусство варварских государств
Империя франков: - династия Меровингов 5-8 вв Франция, Германия, Италия, Испания+ Ирландия, Англия, Скандинавия Стиль времени правления Меровингов. Взаимодействие римской городской культуры с искусством кочевых народов. Принятие ими христианства. Архитектура: крипта (подземная усыпальница) в Жуарре, гробница остготского короля Теодориха в Равенне 6 в. Скульптура: рунические камни 7-11 вв. в Скандинавских странах, Ирландии, Британии: мраморная «Плита Зигуальда» 8в. Распространение «звериного» стиля (6-8 вв.), орнамента «варварская плетенка». Книжная миниатюра (ковровые страницы, зооморфные инициалы) ДПИ: «золотые пчелы» Меровингов, корона Рецесвинта (филигрань и полихромный стили) – вотивная (символическая) корона - жест признания, что власть бога выше, чем власть кесаря (царя).
Империя франков: -династия Каролингов 8-9 вв   совр.Франция, Германия, Италия, Испания Основатель- Карл Великий (768 – 814), коронован папой римским как римский император, преемник византийского Константина VI.   Стиль «Каролингское Возрождение»: культ образованности и рукописных книг, обращение к античной и раннехристианской традиции, одновременно смешение восточных, византийских и «варварских» влияний и традиций в искусстве. Монастыри и церкви - культурные центры эпохи. Архитектура. Новый тип сооружений: бург – военный лагерь, прообраз будущего замка; монастырского комплекса. Базилика с выраженным движением с запада на восток, от входа к абсиде. «Дворцовая капелла в г. Аахен (столица) в совр. Германии (мастер Эйд из Меца, 805г.; место захоронения Карла Великого. Возникновение церковных росписей как «Библии для неграмотных». Базилика Св.Пракседы с мозаикой «Райский сад», Расцвет книжной миниатюры. «Утрехтская Псалтирь» 9 в. – новое – изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ. ДПИ: реликварий в виде бюста Карла Великого
Империя франков  - династияОттонов С 962 г (10 век) Стиль «Оттоновское Возрождение». краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни при императорах-франках из Саксонии—Оттонах. Возрождение Римской империи при правлении франков. При дворе Оттона I возродилась Академия, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и соборах возникли школы. Разработана оттоновская каллиграфия. Искусство Каролингов и Оттонов, возродивших Римскую империю, стало прологом романского (римского) периода в искусстве.  
  Романский период 11-12 вв   *В этот период в 12 веке была основана Москва Юрием Долгоруким   Романский стиль = Романика Название возникло в 19 веке, когда заметили связь архитектуры 11-12 вв. с древнеримской архитектурой (базилики, круглые арки, бочкообразные своды, апсиды, аканты и т.д.).   Ведущая роль церкви в политической и общественной жизни эпохи. В «оттоновское возрождение» 10 в. восстановлена Римская империя (с 1512 года-Священная Римская империя германской нации), просуществовавшая с 962 по 1806 годы (с 10 по 19 век) и объединявшая ряд территорий Европы: Германия стала её ядром, + северная и центральная Италия, Чехия, часть Франции. Империя рассматривалась как продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого, но была децентрализованной со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе стоял император. Архитектура: прочность, оборонительный характер, базилика (в плане горизонтальный крест воплощал идею «крестного пути Христа». Кафедральные соборы, с кафедрой архиепископа, где проходили и светские церемонии – свадьбы, приемы послов с его участием, а также с участием герцога, или короля Кафедральный собор в г.Пиза, Италия. (аркатурные пояса). Имперская базилика Св.Петра в Вормсе  «Инкрустационный» стиль Флоренции: базилика Сан Миньято аль Монте, флорентийский баптистерий.  Светские замки (крепость Каркассон, замок Сюлли во Франции) – бастионы, оборонительная функция. Декорировка фасадов храма и башен аркатурными поясами: Пизанский ансамбль. Романская капитель с растительным декором.  Живопись: фрески (византийские и западные элементы) Книжная миниатюра: «Три волхва» из псалтыря Св. Олбана, Англия, 12 век.  
  Готический период 13-14 вв Готический стиль = Готика Отход от римского классического канона. Оригинальный европейский стиль, возник во Франции. Создание иллюзии дематериализации формы
  Ранняя готика Кц 12 века      Первое готическое сооружение – во Франции, базилика аббатства Сен-Дени, где покоились французские короли династий Меровингов и Каролингов, в пригороде Иль-де Франс под Парижем. Автор – настоятель аббат Сугерий воплотил идею «Бог есть свет» согласно учению раннехристианского богослова Дионисия Ареопагита, где и каждое живое существо – это часть божественного света, и весь мир – это световой поток. Чтобы прихожане могли это ощутить, он ввел цветные витражи, льющийся сквозь них свет преображал интерьер. В этом состояло значение цветной витражной живописи. Однако для этой задачи требовалось увеличить размеры окон, что исключала романская архитектура. Были разработаны новые принципы готического каркаса и его основные элементы: контрафорсы, аркбутаны, нервюрный свод. Декор: масверк, витраж, статуи-колонны и др. Нагрузка свода со стен была снята, и они выросли в высоту и заполнились стеклянными витражами. Готика устремилась вверх, воплощая идею Вознесения Христа.   В Англии – «ланцетовидный стиль» в ранней готической архитектуре. Собор в городе Дареме  
  Зрелая, или высокая готика 13 в-14 вв Стиль «лучистая готика» - по более сложному узору «готической розы», расходящемуся лучами; Сен-Шапель (Святая капелла) в Париже. Соборы Парижской богоматери (реликвия – Терновый венец), Шартра (уникальные витражи), Реймса (место коронации французских монархов, +витражи Марка Шагала 1974 года), Амьена Готическая скульптура в декоре зданий (тимпан, статуи-колонны) В Германии Кельнский собор, стиль жилых построек – фахтверкс 14 в. В Англии - «декоративный, или украшенный стиль». Собор Солсбери  
  Поздняя готика Кц 14- нч 15 вв  «Интернациональный стиль». «Пламенеющая» готика. Миланский собор в Италии, окончен только в нч19 веке, оформлением фасада по распоряжению Наполеона  В Англии - «перпендикулярный, или вертикальный стиль» Вестминстерское аббатство в Лондоне Готическое искусство – важное звено в развитии европейской художественной культуры, в формировании национальных художественных школ.
Новое время  16 по 19 вв


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.