Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. А. Балинт 1 страница



 

 

В. А. Балинт

Жизнь в родной земле

 

 

Бесхитростный рассказ чеха В. Балинта о его жизни в СССР в 1917–1937 годах. Имя составителя и год издания не указаны; очевидно особое внимание составителя к казакам и казачеству.

 

 

Примечание автора

 

Чтобы не повредить как либо живому свидетелю из СССР, я ему дал в книге вымышленное имя и перед тем, как передать готовый уже материал в типографию, информировал подробно о своем умысле опубликовать рассказанное мне. Одновременно спросил — может ли он учиненные им показания, которые я публикую, в случае необходимости открыто подтвердить.

 

К моему великому и приятному удивлению он не только дал на этот мой вопрос утвердительный ответ, но сам, по собственной инициативе, сейчас же предложил, чтобы я опубликовал в книге и его фотографию, имя, фамилию и его подданство.

 

Моим «подсоветским» собеседником был Вилем Андреевич Балинт, подданный Чехословацкой Республики; место его рождения село Фарнад, на юге Словакии.

 

 

Д. Е. (Даниил Никитич Е.)

 

Вместо предисловия

 

 

Особый характер моей службы позволяет мне бывать в различных районах и концах Чехословацкой Республики.

 

В одну на своих командировок по службе я познакомился с человеком, вернувшимся после 22-летнего пребывания из СССР.

 

Будучи достаточно информированным о жизни в СССР по заграничной русской и иностранной печати, вскрывшей жуткие картины Советской действительности, знакомый с трудами легендарной семьи Солоневичей и с писаниями самой советской прессы я, тем не менее, иногда был от рассказов моего советского информатора просто в недоумении.

 

Чувства обиды, горечи, отчаяния, изумления и искреннего негодования сменялись в моей душе — и нарастало, и крепло желание и стремление бороться с жестокими угнетателями — самодурами и поработителями.

 

Сведения, сообщенные мне «подсоветским» человеком, были ценны для меня, полагаю, что они могут быть достаточно интересны и всем эмигрантам, ибо исходили они от рабочего человека, прожившего более 20 лет физическим трудом среди советской рабочей массы и касались почти исключительно той части населения СССР, которая в гражданской войне принимала самое деятельное и непосредственное участие в нашем изгнании с Родины и в воцарении большевицкой власти; ее сокровенных дум и подлинного настроения.

 

Показания этого живого свидетель для меня, как для природного казака, ценны и тем, что они, до некоторой степени, раскрывают жуткую картину жизни под-советского порабощенного казачества под большевицкой пятой.

 

Эти обстоятельства заставили меня, при отсутствии соответствующих данных и сильно загруженного работой по службе, письменно изложить показания выходца «с того света» для широкого осведомления.

 

Изложил я их в форме интервью, — в том порядке, как вел беседу.

 

Пусть читатель не осудит меня за то, что получилось это несколько бессвязно и материал изложен разбросанно.

 

Подчеркиваю — это не литературная работа или труд, это — просто протокольная запись показаний человека «оттуда».

 

Всех друзей, помогшим мне так или иначе в издании этой книги, прошу принять мою искреннюю благодарность и признательность. Особую благодарность приношу Ивану Ивановичу Колесову, который особенно много и бескорыстно потрудился над тем, чтобы вообще этот труд мог появиться на свет Божий.

 

1. Человек из союза коллективных грабителей

 

 

Предо мною человек; на вид ему лет сорок восемь. Недавно он вернулся из СССР, из района Ростова, к себе на родину — ЧСР.

 

В Россию, в плен, он попал в Карпатах, в 1915 году и пробыл там два года до большевицкой власти и ровно 20 лет при большевиках. По-русски говорит прекрасно, лучше чем на своем родном языке. Из СССР вернулся он с многочисленным семейством. Жена русская. Вернулся, конечно, абсолютным бедняком, как говорится, — в чем мать родила. По профессии — рабочий, вернее мастер.

 

С нескрываемым любопытством рассматриваю я этого человека, так недавно ходившего по нашей родной земле. Весь его внешний вид и фигура говорят о хроническом, долголетнем недоедании и переутомленности. В действительности ему 42 года, но выглядит на много старше. Тощий, как скелет, на лице ни кровинки, глаза ненормально глубоко запали в орбитах, на щеках впадины, челюстные кости на лице резко выделяются, невероятное количество преждевременных морщин избороздило все лицо вдоль и поперек. В СССР занимался исключительно физическим трудом…

 

— Что же это вы, значит, насытились райской жизнью, если решились через 20 лет покинуть Советы? — задаю ему прямо вопрос, знакомясь с ним.

 

— Да, тяжело прожить там 20 лет… большую половину прожитой жизни и оказаться опять у разбитого корыта. На старости лет начинать все сначала, да еще с такой семьей!.. Но ничего не поделаешь, — жить там просто невозможно. Надо было искать выхода. Блатная советская жизнь меня последние годы совсем измотала. Давно бы вернулся домой, да не так это было просто. Окончательно и бесповоротно решил вернуться на родину в 1929 году. Как видите, реализация как будто совершенно законного желания продолжалась восемь лет! Ну, слава Богу, наконец все-таки выбрался из этого проклятого «рая». Как бы здесь плохо ни было, но я уверен, что и сам и мое семейство с голоду не умрем. А там, — не знаю, был бы ли в этот момент жив.

 

— А что, долго были без работы?

 

— Нет! В том-то и дело, что все время работал, как вол. Без работы там совсем нельзя жить, — восклицает мой собеседник. — Всего в январе месяце этого года, после краха того госпредприятия, где работал, меня уволили, а другого места не мог найти, а без работы там — верная смерть. Так вы обратите внимание — после 20 лет беспрерывной работы я имел ровно столько запасу, чтобы прожить всего две недели! А безработным государственной помощи нет, работы тоже нет, вот и живи, как хочешь…

 

— Скажите, пожалуйста, — прерываю своего собеседника, — что значит слово «блатная»?

 

— Это слово универсальное, в Советской республике наиболее употребляемое. При советских условиях жизни и порядках можете его употреблять во всех случаях, когда хотите сказать о чем либо ненормальном, нехорошем, уродливом, противозаконном. В данном случае это значит: воровская, жульническая, похабная жизнь. Советский человек, как говорится, налету все поймет, вам, конечно, это трудно.

 

— По вашему объяснению можно судить, что там все крадут, жульничают? — снова перебиваю рассказчика, свежего человека из наших казачьих Земель.

 

Тяжелая складка легла поперек лба.

 

— Должен признаться, что ваш покорный слуга тоже крал, — после некоторого молчания говорит человек из СССР. — Да-да, вы вот улыбаетесь, а мне очень тяжело на душе, но откровенно признаюсь, что я крал, иначе давно бы помер с голоду. Там именно все воруют. КТО НЕ ВОРУЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ. При этом позволю себе обратить ваше внимание на следующий парадоксальный факт: в СССР чем человек своим служебным положением стоит выше, тем больше крадет, тем крупнее преступник; и непревзойденный, самый большой в мире преступник, это — Советское правительство во главе со Сталиным. Весь же Советский союз, это — сплошной грабеж или, как в СССР говорят, «Союз коллективных грабителей». Для пояснения сказанного приведу вам следующие факты: выработка одного литра водки Сов. правительству стоит 60 копеек, а населению продается по 12 рублей за литр!.. Скупает от колхозов пшеницу по казенной закупочной расценке по 90 копеек за пуд (16 килограмм), а продает готовый хлеб самого наихудшего сорта по 75 копеек за 1 килограмм; немного лучшего сорта 1 рубль 50 копеек, а хороший хлеб 7 рублей 50 копеек… Разве это не грабеж? Где и какое ещё правительство пользуется своим положением, чтобы получать прибыль от внутреннего товарооборота в тысячных процентах? Где возможен, кроме СССР, такой грабеж населения?..

 

— А знает ли об этом народ, скажем рабочие, колхозники? — задаю я вопрос, имея в виду самым подробным образом информироваться у этого живого и весьма компетентного свидетеля жизни в наших краях.

 

— А как же, прекрасно все знают, особенно рабочие. Рабочий, особенно когда напьется, всегда об этом почти только и говорит. Почему? Да как же почему? Начнет пить, сразу же пропьет все свое недельное жалованье, при этом даже и не напьется, как следует русскому человеку, да к тому еще целую неделю должен будет жить впроголодь. Ясно, что сейчас же невольно начинает вспоминать старое доброе время, когда за однодневный заработок был пьян, сыт и нос в табаке. Вот он и ищет причину такому явлению. Зубами скрежещет, но может ругать открыто только троцкистов. Вот он и кроет их, а в душе совершенно не делает никакой разницы между троцкистами и сталинцами. Да это и часто открыто выговаривается; рабочий уже давно понял, что причиной всех нынешних бед — Советская власть…

 

— Значит в действительности не так, как это пишут советские газеты: «любимый, дорогой, единственный, незаменимый Сталин»?

 

— Бумага все терпит, а вот что 95 процентов рабочих, особенно колхозников, коммунистов ненавидят, — то своею честью заверяю, так как знаю все тайные думы советского рабочего и колхозника. Ведь 20 лет я жил между ними на равном положении!

 

— Как же так?.. А вот в советских газетах пишут о единогласных голосованиях, об огромных манифестациях?..

 

— При советских порядках ничто не удивительно. Уверяю вас в большем — вот вам пример: сейчас — проголосуют за «да здравствует Сталин», а через час могут совершенно так же проголосовать — «да здравствует Троцкий». Голосующие настолько отупели, что никогда не вникают в суть дела. На каждом собрании есть 5–6 человек активистов, комячейка, которые первыми подымают руки, а за ними подымают и те 500, которые следили за активистами — как бы не опоздать с рукой и не попасть бы под подозрение, а там и в НКВД, или снимут с работы, что тоже — верная смерть после долгих мучений…

 

— И что же, народ доволен подобными порядками?

 

— Какое уж, совсем нет. Наоборот. Народ с нетерпением ждет войны. Большие надежды возлагает на немцев. Настанет война, коммунисты в СССР будут поголовно уничтожены. Говорю это и подчеркиваю, что там у меня остались среди коммунистов родственники…

 

— А не были бы вы так добры объяснить мне, почему назвали Советский союз сплошным грабежом?

 

— Два года я прожил в старой добольшевицкой России, как военнопленный, пася овец у одного из коннозаводчиков в Сальских степях (Пишванова). За эти два года много хороших и честных людей встретил, вообще много хорошего видел. Хорошо я тогда себя чувствовал, хотя и был военнопленный и пастух.

 

При коммунистах прожил 20 лет, занимал различные должности, иногда довольно ответственные, и вот за эти 20 лет я встретил одного лишь честного человека и не видел ни одного предприятия, где бы не крали. В СССР все крадут.

 

2. Три жулика

 

 

В СССР существует твердо установившееся понятие о «трех жуликах». Это — директор, бухгалтер и кассир.

 

В громадной фабрике или же захудалом колхозе все равно существуют эти «три жулика». В каждом предприятии эти три лица самые крупные воры. Крадут тысячами, остальные в зависимости от должности. Доярка, например, крадет кружками молоко, самая последняя работница и работник колхоза могут красть только картошку, капусту, кукурузу. Сторож какого угодно предприятия прежде всего самый отъявленный вор; он собственно не сторожит, а все, что плохо лежит тянет и прячет для себя. Я например, работал в хлебопекарне и крал хлеб; когда был поваром, то крал сверх нормы обеды, ужины и т. д. для своего семейства, для знакомых, но больше всего все это крал для самого директора питательной фабрики.

 

— Объясните пожалуйста, почему же там происходит такая всеобщая вакханалия массового грабежа?

 

— Очень просто. Директору получаемых им 500 рублей и даже 1000 руб. в месяц совершенно недостаточно. Он уже привык к легкой жизни, абсолютно ничего не делает; придут друзья, бывает начальство, у каждого из них девицы, на все и всегда нужно угощение (дорогие закуски и вина у них всегда к столу), одеваются они соответствующим образом, и вот жалованья не хватает. На этих гулянках, а проще пьянствах, всегда бывают должностные лица. Когда собственные средства пропьют, начинают изобретать способы их добывания. Но откуда их добудешь, если не обкрадешь то дело, которое ведешь? Вот на этой почве и объединились круговой порукой «три жулика» — директор, бухгалтер и кассир. Промотают, а потом составляют годовой баланс с «прибылью». Например, тот питательный пункт, где я работал 4 года, каждый год давал большой дефицит, но по книгам дело давало большую прибыль! И так во всем.

 

— А ревизий разве не бывает? Ведь, в конце-то концов, все это должно обнаружиться и кончиться катастрофой?

 

— Да что ж ревизия? Ревизии очень часты, но что за ревизоры? Ревизорами бывают обыкновенно рабочие из того же гос. предприятия. И я бывал им. Но что, например, мог делать я? Махинация налицо, но откроешь и подымешь дело, значит, сразу же попадешь в тар-тарары, ибо директор — коммунист, а потому, в лучшем случае, ревизоры ограничиваются: «Будьте, товарищи, осторожны все-таки», давая понять, что злоупотребление обнаружено, но прикрыто. И так сам становишься невольным соучастником. Если приедет ревизор из центра, то его прежде всего напоят до зеленых чортиков и стараются, чтобы он из этого состояния не выходил до самого отъезда. Результаты ревизии в таких случаях бывают для «трех жуликов» блестящи.

 

Хозяйственную сторону дела ведут приблизительно так: вдруг прибегает ко мне, весь запыхавшийся, директор питательной фабрики и кричит: «Андреич, скорей беги на базар, там массу рыбы привезли казачки, скупи ее!» Я бегу и скупаю немедленно всю рыбу. А так как эта рыба краденая продавцом, то скупаю ее за бесценок, а в книгу же покупка заносится по нормальной покупочной цене, а потом в обработанном виде она продается по весьма дорогой цене. Такие операции дают возможность «трем жуликам» снова кутить.

 

— Откуда казачки берут краденую рыбу? — прерываю его.

 

— Как откуда? Разве я не говорил, что в СССР все крадут. Есть там по Дону специальные рыболовные коллективы. Но если бы казак жил только работой в коллективе, то давно бы помер с голоду и ходил бы нагим. Должен он изворачиваться. А насчет умения изворачиваться казаки народ очень шибкий. Учить его не приходится. По ночам колхозники-рыболовы стерегут свой участок воды по очереди, чтобы посторонние не крали их рыбу. Вот сторожа-то и пользуются случаем и ловят рыбку для себя. Раненько, в назначенном месте, ждет его жена. Получив от мужа рыбу, она, как вихрь, босая летит в Ростов — продать добычу. А это для нас, для государственно-социалистического предприятия, была как манна с неба — рыба почти даром. При этом обе стороны остаются очень довольны: казачка, что скоро сбыла краденую рыбу, а фабрика, что дешево купила и имеет возможность записать по дорогой цене. Вот так и хозяйничают.

 

— А знали у вас в предприятии, что это краденая рыба?

 

— А как же, прекрасно знали, только не знали, когда казачки с рыбой появятся, надо было следить… Да… Интересные бабы эти казачки. Ух, и острые! Боже упаси при покупке сказать ей, что рыба плохая, не сморгнув съездит тебя рыбой по физиономии и как следует выругает. Если вздумаешь запротестовать и вообще сцепиться с нею, то засучивает рукава и кидается в драку. Разъяренные, как тигрицы. На весь базар кричат: «Ух вы, проклятые, покрали все, а теперь еще перебираете!»

 

— Неужели это там возможно при таком терроре, не боятся?

 

— Да-да. Даю вам честное слово, — абсолютно не боятся казачки, ужасно смелые женщины. Милиционер, например, когда увидит такую сцену, то поворачивается и скорее ходу дальше, чтобы не видеть и не слышать, знает, что с бабой ничего не сделает, а товарищи на смех подымут.

 

3. Трудодень, трудодень…

 

 

Меня интересует отношение колхозников к колхозу. Спрашиваю:

 

— Ну, а почему колхозные рабочие крадут, ведь это же их общее хозяйство?

 

— Причина в том, что рабочий на фабрике получает 80 рублей в месяц; 1 килограмм хлеба стоит от 1 рубля 50 копеек до 3 рублей 50 копеек; кило мяса от 3 с половиною до 10 рублей. Этих цифр достаточно, чтобы убедиться в том, что рабочий живет впроголодь, а голод не тетка, вот и крадут. С колхозником дело обстоит хуже. Тот работает и получает за свой труд всего навсего «палочки» в колхозной учетной книге или «трудодень», цена которых до конца уборки еще неизвестна. Есть там довольно популярная частушка:

 

              «Сидить баба на рядне

              Та щитае трудодне;

              Трудодень, трудодень, —

              Дай хлеба хочь на день».

 

И действительно, почти так оно и бывает. Заработает колхозник, скажем, 300 палочек — трудодней за сезон. И когда «три жулика» разделят собранный урожай, то на трудодень припадает от 1 до 7 килограмм пшеницы максимум, иными словами в общем от 300 до 2100 кг. Переведя на пуды, получите приблизительно от 19 до 132 пудов пшеницы, а если переведем на советские деньги по казенной расценке, то получится, что годовой заработок сельскохозяйственного рабочего колеблется от 17 до 118 рублей. Вот и живи, как хочешь. При таких обстоятельствах сам Бог начнет, думаю, красть.

 

— Но ведь колхозникам разрешили иметь собственных домашних птиц, даже корову и свиней?

 

— Да, разрешили, только вот кавказский ишак забыл в декрете указать, — чем и где их надо кормить и пасти. Не то что корову или свинью, курочек и гуся негде держать и нечем выкормить. Вообще декрет о собственности колхозника был рекламой, очковтирательством иностранцам. От голого декрета жизнь колхозника ничуть не улучшилась. Жизнь колхозника действительно жизнь собачья, беспросветная. Советскую власть и все, что от нее, колхозник ненавидит волчьей ненавистью. Я думаю, что в целом СССР не найдете ни одного колхозника, который не знал бы такую частушку:

 

              Когда Ленин умирал

              Сталину наказывал:

              Народу хлеба не давай,

              Только показывай.

 

Очень распространена и такая народная поговорка: «В колхозе добре жить: сем роблят, один ест».

 

Частушки эти, конечно, простые, незамысловатые, но вышли они из народной толщи, как выражение подлинного её настроения, и сколько в них горечи и сарказма. Когда говорит об ужасах, которые творят коммунисты над российскими народами, в словах моего информатора слышится дрожь, глаза его горят ненавистью, до того он, видимо, вновь и вновь переживает кошмары подсоветской жизни. Помолчав немного, он продолжает:

 

— Ведь там в каждом даже маленьком колхозе в 12–15 человек есть — председатель, заместитель, бухгалтер, секретарь, кассир, всякие бригадиры и т. д. Это все — дармоеды. Живут в колхозе, абсолютно ничего не делая даже в самое горячее время, только лениво роются в бумагах, отчетах, докладах, записях и… приказывают. Колхозники все это прекрасно видят, знают и ждут упорно чего-то.

 

Между колхозниками и вообще советскими рабочими популярна такая частушка:

 

              Сталин и Ленин за стеной

              Тихо говорили:

              «Ах ты — урка, я — блатной,

              Что мы натворили? —

              Обещали всем мы рай земной,

              А кабак им подарили».

 

А вот о пятилетке:

 

              «Говорят, что Ленин умер,

              А я вчера его видал —

              Без штанов, в одной жилетке,

              Пятилетку он догонял».

 

Эти частушки особенно сильно распространены среди советской молодежи. Я, например, первый раз их услышал от своего сына, когда он был пионером.

 

— Ну а как колхозники относятся к представителям советской власти на местах, к коммунистам, в частности?

 

— Как я вам сказал, колхозники Советскую власть ненавидят всей душой, иначе они и не говорят — «мы» и «они». Раньше эта ненависть безусловно была скрытой, но вот в последнее время, особенно после всех расстрелов, ненависть эта начала прорываться наружу. Если, скажем, идет компания парней-колхозников и им навстречу попадется коммунист в единственном числе — не преминут как следует его избить.

 

Незадолго до своего отъезда, я был свидетелем такой сцены в поезде: вагон заполнен колхозниками. Между ними два коммуниста. Ведется спор между колхозниками и коммунистами. Сначала не обращаю на это внимания, но вдруг слышу громкое: «Эх вы, жулики и воры чужого добра! Сколько лучшего и честного народу благодаря вам погибло!» говорит молодой и бойкий колхозник. — «Да нет, мы в том не виноваты, голод тогда завинился, троцкистские вредители тому виноваты», — защищается коммунист. — «А вы то куда смотрели?» — прерывает тот же голос. «Да и чорт вас разберет, кто из вас троцкист, а кто нет. Все вы воры, все вы крали, а потому и остались живы». — «А ты-то почему остался жив, тоже, значит, крал?» — грубо огрызается коммунист. — «Да, я крал», — бойко отвечает колхозник, — «честно признаюсь, иначе давно бы был у прабабушки, но я крал СВОЕ, а вы крали НАШЕ». Неизвестно, чем бы этот спор между колхозником и коммунистом кончился, если бы колхозник не вышел вовремя на площадку.

 

На ближайшей станции коммунист вышел из вагона. Колхозники шумной и беспорядочной толпой тоже слезли с поезда. Наблюдаю из окна. Один из коммунистов крутится вблизи толпы, другой куда-то исчез. Вдруг из толпы колхозников быстро выскакивает какая-то крупная фигура и, вплотную подойдя к коммунисту, говорит ему: «Только вздумай, гадюка, доносить в НКВД, так видишь вот это», — тыча огромный кулак под нос коммунисту, — «задавим тебя, как вошь, и мокрого места не останется». Коммунист, видимо, настолько был этим ошеломлен, что, ни слова не проронив, вмиг исчез. Колхозник тоже быстро скрылся в толпу остальных колхозников. Шумя и галдя, они направились в сторону близлежащей деревни.

 

 

* * *

 

— Вы говорили, — спрашиваю я моего собеседника, — как казаки ухитряются ночью рыбу ловить, а казачки продавать, но по нашим сведениям там запрещено даже употреблять слово казак. Ведь толкуют тут некоторые, что казачество в большей своей массе истреблено и от старого казачества, будто, не осталось и следа?

 

— Да, было время, когда казакам приходилось скрывать свое звание, и верно тоже, что большевики пытались казаков физически уничтожить и многих погубили. Но ничего из стараний советских заправил не вышло. Казаки молчали, но за свое крепко держались и жили. По моему, казаков невозможно уничтожить. Это народ сам себе на уме, страшно живучий, изворотливый, крепкий и гордый. Нет, такой народ никто не будет в силах уничтожить. Поняли, наконец, это и коммунисты. А понявши, что казаков не уничтожишь и что только озлобили народ, начали за ними ухаживать. Сталин разрешил им носить форменную одежду. И где только они хранили!? — как только им разрешили носить казачью одежду, казаки немедленно стали ходить по праздникам обязательно в брюках с лампасами. Правда, курьезно получается — на ногах часто лапти, а брюки с алыми лампасами. Смешно, но это так. Не удивляйтесь этому, купить сапоги в СССР может только коммунист, простому смертному сапоги давно уже вещь недоступная.

 

Казаков сейчас народ очень любит. В прошлом году, когда впервые открыто появились казаки, население при виде их просто с ума сходило от радости, от радости даже некоторые плакали. Никого ещё так искренне в СССР народ не встречал, как казаков. Эта любовь населения ничуть не уменьшилась и сейчас. Например, если кто либо имеет стройную красивую фигуру, то обязательно по его адресу скажут: как казак. Когда мы сюда приехали и наш 6-летний сын Коля увидел дедушку, который, несмотря на свои 70 лет, все еще ходит прямо, как солдат на параде, сейчас же заметил: «Папа, смотри, наш дедушка старенький, а ходит как казак», и теперь иначе его и не называет, как «наш казак». Если идет, например, по улице города казак, за ним обязательно следует толпа любопытных, особенно ребят. Любимая игра детей в СССР — игра в казаки. Что касается женщин, то у них никто таким успехом не пользуется, как казак. Почитай, каждая девица мечтает выйти за казака.

 

С населением казаки держатся очень самоуверенно, я бы сказал — гордо, при том очень неразговорчивы и даже скрытны. Каждый из них сам себе на уме. А что у него на уме, это не так легко узнать. Коммунисты, конечно, только и пишут о преданности казаков Советской власти, но как раз этой их рекламы достаточно, чтобы предполагать обратное. Мне приходилось очень часто разговаривать откровенно и по душам с рабочим, колхозником и даже коммунистом, но вот поговорить с казаком мне не пришлось. Очень трудно казака вызвать на откровенность. Постороннему человеку это почти невозможно. Сразу настораживается. Одно время я работал в одном учреждении вместе с казаком коммунистом и знаю, что никто никогда слова из него не мог бы вытянуть. Все бывало молчит. Удивительный народ. Отчаянный народ. Вы представьте себе, — казаки во время сильнейшего террора и правительственного гнета в годы 1932–1934 ухитрялись нашим азовским рабочим, зараженным коммунизмом, бить морды. Часто и много колхозников-казаков к нам приходило из ближайшей Елизаветинской станицы. Напьются в кабаке и в результате всем, кто подвернется под руку, морды набьют. Побоище не было в силах остановить иногда даже местное ГПУ, а тем паче милиция.

 

Мой шурин, коммунист, рассказывал, например, о том, что при хлебозаготовках их часто казачьи бабы били. При появлении в станице отряда по хлебозаготовкам мужчины обыкновенно куда-то исчезали. Подъезжают ко двору. Навстречу выходят лишь бабы с вилами и топорами в руках.

 

«Чего вам еще, разбойники, — пшеницы?!» — и пошли вилами колотить — голова не голова. Частенько отряду приходилось бросаться в рассыпную. Хоть и коммунисты, но все таки сперва стеснялись бить баб. Но потом уж начали и с ними поступать, как с мужчинами, сопротивляющимися хлебосдаче. Конечно, много казачек погибло в тех годах от коммунистических рук, защищая результат своих тяжких трудов.

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: Объективность сведений о казаках несомненна, потому что мой информатор, сообщая настоящие сведения о казаках, считал меня русским. О том, что я — казак, он узнал много позже, т. е. по полном исчерпании своей обширной информации, ответив на все мои вопросы, вернее — после нескольких встреч.)

 

4. Мозги на сторону

 

 

Желая выяснить отношение коммунистов к грабежу населения и их самочувствие при этом, задаю своему собеседнику вопрос:

 

— Ну, а как ваш шурин был доволен своей работой подобного характера — отнимать у крестьян хлеб и, быть может, при этом убивать хлеборобов?

 

— Нет. Очень мучился. Из подобных экспедиций возвращался совсем разбитым. Жена его, та всегда была в слезах и всегда его просила, чтобы он как-нибудь выкручивался от подобных командировок. Но ему, как коммунисту, достигнуть этого не так-то было легко. А все таки, в конце концов, удалось. Его прикомандировали к железнодорожному ГПУ. Ездил с особо секретной почтой из Ростова в Баку. И попал, как говорится, из огня да в полымя. Не было ни одной путевки, чтобы что либо не случилось: то горцы обстреляют поезд, то рельсы разберут, то целый поезд под откос пустят и т. д. Удалось ему потом увильнуть и от этой работы. Устроился заместителем директора одного предприятия. Когда работал по хлебозаготовкам или же в ГПУ, жил прекрасно, Сейчас очень бедствует, так как оказался мало активным, кроме того он же тот один единственный честный, не крадущий человек, которого я встретил в СССР. Между прочим, на Кавказе и сейчас не все в порядке. Горцы бьют коммунистов и сейчас, где только представится случай.

 

— Не приходилось вам говорить с вашим шурином-коммунистом откровенно о жизни в СССР, о тяжелом, беспросветном положении колхозников, рабочих и вообще о неестественной жизни на началах коммунизма?

 

— Как же!.. Очень и очень много на эту тему мы с ним говорили, конечно, когда были вдвоем. Лично ему сколько лет доказывал, что причиной всех бед в СССР как раз только и являются они, коммунисты, со своей дурацкой идеей. Но должен вам заметить, что у коммунистов, по-моему, мозги устроены как-то иначе, нежели у нормальных людей. Шурин в этом отношений не был исключением. Ему говоришь, что люди сейчас не хотят работать, потому что нет абсолютно никакой перспективы в жизни, ибо не видно личных результатов труда, народ находится на положении раба, так плохо и таким гнетом никогда он не жил, никогда столько народу с голоду не умирало, что в СССР установлено рабство политическое, экономическое и духовное. А он тебе — «да это все временное затруднение на пути к достижению лучшей, счастливой жизни на началах коммунизма, голод запричинили вредители, троцкисты.» Точь в точь по своим газетам!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.