Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третий гимн для виолончели, фагота, клавесина и колоколов ( 1975г.)



Третий гимн для виолончели, фагота, клавесина и колоколов ( 1975г.)

Это был детский хор мальчиков с колокольными звонами для кинофильма Игоря Таланкина "Дневные звезды". В фильме он сопровождает отпевание царевича Димитрия. (Посвящен виолончелисту А.Ивашкину. — Д.Ш.) Я тогда немножко знал о крюковом многоголосии — "варварском", с параллельными секундами, квартами как консонансами, квартсекундаккордами и прочим. Об этом многоголосии я узнал от своего консерваторского учителя Голубева, который на полифонии, не особенно вникая в подробности, показывал примеры крюкового письма. (Все это было в 50-х годах — до публикаций сборников Успенского.) Я решил использовать эту технику в фильме. (Регент — консультант по церковной музыке — в фильме была еще и другая церковная музыка — отнесся скептически к хору, сказав, что это ничего общего с русской церковной музыкой того времени не имеет, но как пример реставрации того стиля возможен.) Затем, года полтора назад, Гидон Кремер попросил меня дать ему для ленинградского концерта "Русская музыка" какое-нибудь русское сочинение, и я написал этот гимн, используя в качестве основы хор из фильма.

Форма куплетно-вариационная с рефреном у колоколов. Техника

модальная. Использован типичный для знаменного распева тетрахорд. Тетрахорды: один — ре — ми-бемоль — фа — соль, другой — соль — ля — си-бемоль — до. Есть варьирование некоторых ступеней, где-то вместо ми-бсмоля — ми, си-бемоля — си. Везде гетерофония — то, что называется подголосочной полифонией, — это варианты, которые "плетутся" где-то рядом с верхним голосом, — ни один из них не главный. В последнем — третьем разделе — я позволил себе в партии скрипки дать гетерофонную фактуру, которая оплетает все, что здесь есть: она "прогуливается" по разным отрезкам голосов трехголосия, прогуливается свободно, даже иногда меняя октаву — какая-то фигуративная гетерофония поверх трехголосного "костяка". Вся пьеса на органном пункте соль, кроме последних тактов, где нужен был каданс с си-бемоль мажорным квартсекстаккордом. Другая дополнительная гармоническая идея идет от скрипки — пустая струна ми-бекар, которой нет в принципе у вертикали, появляется все время, готовя отказ от звука соль. В целом же все здесь изменяется по нарастающей — это относится и к вертикали — она становится с каждым куплетом многозвучней, все более "варварской", напряженной, — и к гетерофонному "плетению", тоже происходит и с динамикой — от рр к ff.

Откуда пришло название "Гимны"?

В первом — от собственного названия, имевшегося у Бражникова, — гимн "Святый Боже". А поскольку остальные по характеру напоминают его, я их тоже назвал "Гимнами". Это гимны не в смысле дифирамбов и воспевания чего-то, а духовные гимны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.