Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Каденция к бетховенскому концерту для скрипки с оркестром (1975г.)



Каденция к бетховенскому концерту для скрипки с оркестром (1975г.)

Написана но просьбе Лубоцкого для исполнения в Кемерово. Дирижировал Л. Маркиз. Когда я услышал эту запись, то был очень удивлен тому, что какой-то малоизвестный оркестр играл прекрасно. Маркиз — замечательный дирижер. Если бы у него была возможность. то он сделал бы несомненно много интересного.

Каденция состоит из двух частей. Первая часть (I — 47 тт.) — это обычная каденция не особенно виртуозного типа, а вторая — соединение тем из всевозможных знаменитых концертов после Бетховена — некое постепенное развитие от Бетховена к Бартоку, Бергу. Все темы, которые цитируются, тематически связаны с Бетховеным. (Используются: баховский хорал из скрипичного концерта Берга — 50-51 такты; связующая партия из бетховенского концерта — 52-57; Барток, скрипичный Первый концерт, I часть— 58-59; Бетховен, концерт, связующая партия — 60-63; Берг, концерт, серия — 64-65; Барток, Второй концерт, 1 часть — 66-69; Шостакович, Первый концерт, II часть — 70-71; Берг, концерт — 72-73; Бетховен, концерт — 74-77; Шостакович, Первый концерт. Каденция — 78-81; Барток, Второй концерт, 1 часть, кода — 82-84; Бах — Берг — 87; Барток, Второй концерт, I часть — 88; Берг, концерт — 89-96; реприза — Бетховен, концерт — 97 —остинато, на фоне которого— Берг, концерт. —Д.Ш.) Поскольку

в бетховенском концерте есть тема, шагающая по звукам трезвучия, то все, что связано с ним становится родственным, в частности, серия из скрипичного концерта Альбана Берга. Также возникают связи через гаммообразное движение между бетховенским и вторым скрипичным концертами Бартока, тоже в "целотонщине" — хорал Баха, цитата из концерта Шостаковича (Первый концерт, Скерцо), Берг — его цело-тоновый тетрахорд, или через аккорды — у Бетховена это три повторяющиеся ноты, типичные для него, и они же, как известно, есть в концерте Шостаковича, они же — повторяющиеся аккорды — из Второго концерта Бартока (конец первой части).

Работа была очень сложной. Я соединял эти "лоскутья" без транспорта: чтобы они сцепились и срослись тематически, тонально и фактурно, потребовалось адское напряжение. Все в оригинальных тональностях за исключением бетховенских тем и темы "Бах — Берг" — хорал — она является здесь как бы вторым главным материалом Каденции. Именно этот хорал обязательно приведет к соединению "литавр" из Бетховена с берговским концертом. Я представлял себе всю структуру тематически связанной, а иначе бы никакой логики в подобном коллаже нс было. Таким образом, задача моя была "двоякая": во-первых, написать каденцию, а во-вторых, соединить эти цитаты в стиле Бетховена так, чтобы они образовали нечто связное почти без транспозиции, то есть, как я уже сказал, транспонируется только бетховенский материал, на что я имел право, поскольку это Каденция к концерту Бетховена, и транспонируется концерт "Бах — Берг", потому что материал восходящего хода в пределах сексты совпадает с побочной партией бетховенского концерта — поэтому он как бы тоже бетховенский. Все остальное срослось без всякого транспонирования — это была своего рода попытка построить "дом без гвоздей".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.