Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Канон памяти И.Ф. Стравинского (1971 г.)



Канон памяти И.Ф. Стравинского (1971 г.)

Сочинение написано за один день. В 1971 году я уехал в Ленинград в начале июня, а приехал в начале августа и, как оказалось, дома меня уже полтора месяца ждало письмо с просьбой написать этот канон. Просьба принадлежала лондонскому журналу "Tempo". Канон предназначался для номера, посвященного памяти Стравинского. И я в первый же день заперся дома и написал его с тем, чтобы послать уже на следующий в Англию. Там он был напечатан в первом номере вместе с каноном Денисова. Нам было предложено два состава: один струнный и другой — флейта, кларнет и арфа. Денисов избрал второй состав.

У Вас была договоренность с ним?

Нет, мы с ним не сговаривались.

Некоторые авторы избрали суммарный состав. Больше никакие условия не оговаривались. Существуют две редакции нотной записи

Канона. В первой, как и в "Pianissimo...", ритмическая структура имеет линеарное выражение, во второй запись традиционная. Весь материал выстраивается из двух групп нот: группа звуков, входящих в имя, отчество и фамилию Игоря Федоровича Стравинского и группа нот, не входящих в них. Вторая появляется по мере развития в качестве вскользь взятых нот — проходящих и тому подобных, — она как бы постепенно накапливается, то есть в каждом проведении их становится все больше и так до тех пор, пока, наконец, не зазвучат все двенадцать. Ноты эти не берутся одновременно, а только звучат все вместе в музыкальной ткани. И с этого момента начинается реприза — все тоже самое, но в октаву (одно и то же звучит в четырех октавах). Октава стала возможной за счет расширения диапазона и за счет введения все большего количества недостающих нот. В конце все ноты опять сходятся и последний аккорд, кроме исходной ноты "соль", — это четыре звука, недостававшие в начале Канона, которые здесь берутся одновременно.

Сколько звуков включается в монограмму Стравинского?

Десять — g, f, e, d, es, с, h, es, a, es.

Здесь получается монограмма DEsCH и ротация монограммы Арнольда Шенберга AEsCH или Вашей собственной. Это было случайное совпадение или же намеренное желание как-то связать имена композиторов одной эпохи?

Нет, ни в коей мере. Я как раз видел эти варианты и везде сознательно обходил их. Наиболее "опасные" здесь звуки "до" и "си" у меня всегда разведены и нигде интонационно не связаны.

Сколько раз проходит монограмма Стравинского на протяжении Канона?

Тоже десять раз, десятый — это реприза, о которой я уже говорил.

Почему журнал обратился именно к Вам и Денисову?

Не знаю. Возможно, они не хотели обращаться к тем, кого считали официальными композиторами. Может быть, не знали других фамилий, хотя такие композиторы, как Сильвестров и Грабовский заслуживают внимания, правда, их мало исполняют в Москве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.