|
||||
Прочие логистические концепции (ROP, QR, CR, AR ) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 3) Канбан "Канбан" с японского – "карточка" или любая иная форма наглядного учета используемых материалов. Существует несколько способов применения канбана. Наиболее общая система применяет два различных типа карт: канбан производства и канбан перемещения,рис. 22. ü Все материалы хранятся и перемещаются в стандартных контейнерах, для каждого материала используется свой контейнер. ü Контейнер может перемещаться только тогда, когда к нему прикрепляется канбан перемещения. ü Когда на одном участке запас материалов до уровня повторного запаса, к пустому контейнеру прикрепляется канбан перемещения, что позволяет отправить этот контейнер за пополнением запаса незавершенного производства. ü Пополнение запаса осуществляется на участке, где располагается полный контейнер, к которому прикреплен канбан производства. ü Канбан производства открепляется и передается на предыдущий участок. Это становится сигналом для того, что можно производить следующую порцию, достаточную для наполнения контейнера. ü Канбан перемещения прикрепляется к полному контейнеру, тем самым давая сигнал на перемещение его на следующий участок. При работе этой системы возникает небольшой запас незавершенного производства. Когда полный конвейер перемещается, на участке запаса обычно остается только один контейнер, и продукция не поступает до тех пор, пока предыдущий участок ее не произведет.
Рисунок 22 - Система канбан с двумя картами
Канбан – это карточка, контролирующая материальный поток через выполняемые технологические операции. Карточка организует вытягивание материалов в ходе общего процесса производства. К каждому полному контейнеру на участке запаса прикреплен канбан производства, поэтому число таких канбанов наглядно показывает общий объем незавершенного производства. Только один канбан производства на участке означает, что запас незавершенного производства ограничен объемом в один контейнер. Если там два канбана производства, это удваивает запас незавершенного производства, и каждый последующий канбан приводит к увеличению запасов. При этом цель функционирования системы в минимальном количестве карточек канбан. Основные характеристики канбан: ü Сигнал отправляется на предыдущий участок работы, передавая команду на начало производства, по объему соответствующему объему заполнения контейнера. ü Применяются стандартные контейнеры, в каждом из которых хранится установленное число единиц продукции. Как правило, это число относительно невелико и составляет 10% дневной потребности. ü Размер каждого контейнера минимален и определяется производственной партией, которую целесообразно выпускать. Обычно в одной точке находится только один или два полных контейнера. ü Применяется установленное число контейнеров и карточек канбан. ü Запас незавершенного производства контролируется размером контейнеров и числом карточек. ü Материалы могут перемещаться только в контейнерах, а контейнеры могут перемещаться только тогда, когда к ним прикрепляется карточка канбан, что позволяет контролировать объем произведенной продукции и время ее перемещения. ü Управление системой позволяет избегать накопления запасов незавершенного производства. На современных предприятиях ручные карточки канбан заменены электронными сигналами: система контроля отслеживает перемещение материалов, используя штрих-кодирование или другие варианты, и посылает сигнал на предыдущий участок, свидетельствующий про необходимость подготовки следующей партии продукции.
4) CPR, ECR Расширение зоны действия JIT и вовлечение в этот вариант всей цепи поставок известно по названием планирование непрерывного пополнения (CPR) или эффективная реакция на запросы потребителей (ECR). ECR "вытягивает" материальные ресурсы через предприятия, входящие в цепь поставок. В условиях ECR сообщение идет назад через цепь поставок, в результате чего каждое предприятие тесно сотрудничает с соседней и перемещает материальные ресурсы вперед. Особенно большой интерес к ECR возник во второй половине 1990-х годов. ECR позволила расширить выгоды JIT и распространить их на всю цепь поставок. Благодаря этому снижается объем запасов, повысилось качество обслуживания потребителей, снизилась себестоимость, предприятия стали функционировать более оперативно, повысился коэффициент использования площадей. Предприятия, внедрившие ECR в 1990-е годы, отмечают ускорение оборачиваемости запасов в 3 раза, снижение объема запасов на 65%, повышение качества обслуживания потребителей на 3-4% (предприятия Quaker и Oats Integrated Systems Solutions). ECR эффективно функционируют при тесном сотрудничестве предприятия и поставщиков. Это позволяет в полном объеме реализовать возможности обмена электронной информации, в том числе заказы на закупку, выписывание счета-фактуры, получение необходимой информации для планирования, использования данных точек продаж, осуществление трансфертов денежных средств. Контрольная система предприятия отправляет поставщикам сообщения, свидетельствующие о необходимости поставки следующей партии материалов, используя "электронный канбан". При передаче части ответственности поставщику возникает система запаса, управляемого поставщиком. В этом случае поставщик отвечает за поддержание запасов, обеспечивающих операции заказчика, проверяя наличие продукции, организует при необходимости ее доставку и осуществляет другие этапы контроля над запасами, в результате чего заказчик гарантированно обеспечен необходимыми видами продукции. Необходимо отметить, что использование ECR обосновано только при быстром перемещении материалов. Перемещение материалов может быть более эффективным, если сократить время на их хранение. Переотправка, координирующая перемещение материалов таким образом, чтобы они передавались из зоны приемки непосредственно в зону отгрузки без хранения, позволяет обеспечить гораздо более быструю доставку и сократить затраты наполовину. Такой подход к организации привел к созданию потоковой логистики, цель которой – добиться бесперебойного, постоянного и ровного материального потока. Основные этапы деятельности предприятий, внедривших ECR: ü Разработка логистической стратегии на основе оперативного пополнения запасов; ü Внедрение современных систем электронного обмена информацией с поставщиками и заказчиками; ü Создание потоковой логистики, когда материалы перемещаются с максимальной эффективностью; ü Сопоставление операций с лучшими аналогичными образцами для непрерывного их совершенствования. ü Наибольшую сложность при интегрировании цепей в системе ECR вызывает формирование партнерских отношений. 5) CSRP CSRP - Customer Synchronized Resource Planning Задача CSRP – синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством. CSRP использует интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства к покупателю. Для внедрения CSRP необходимо: 1. Оптимизировать производственную деятельность, построив эффективную производственную инфраструктуру на основе методологии и инструментария ERP. 2. Интегрировать покупателя и сфокусированные на покупателе подразделения организации, с основными планирующими и производственными подразделениями. 3. Внедрить открытые технологии, чтобы создать технологическую инфраструктуру, которая может поддерживать интеграцию покупателей, поставщиков и приложений управления производством. Покупательская информация существует в подразделениях из четырех основных функциональных областей: 1.Продажа и Маркетинг 2.Обслуживание покупателей 3.Техническое обслуживание 4.Исследование и разработка. CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса, основанную на текущей информации о покупателе и сдвигает фокус предприятия с планирования от потребностей производства к планированию от заказов покупателей. Деятельность по производственному планированию не просто расширяется, а удаляется и заменяется запросами покупателей. Непосредственная интеграция с информацией о конфигурации заказов позволяет производственным подразделениям увеличить целостность процесса планирования путем снижения количества повторной работы и снижения числа перерывов из-за наплыва заказов. Усовершенствование производственного планирования дает возможность обеспечить лучшую оценку сроков поставок и улучшить поставку вовремя. Производственное планирование теперь позволяет оптимизировать операции на основе действительных покупательских заказов, а не на прогнозах или оценках. С доступом в реальном времени к точной информации о заказах покупателей, подразделения планирования могут динамически изменять группирование работ, последовательность исполнения заказов покупателей, приобретения и заключения субконтрактов с целью улучшения обслуживания покупателей и снижения стоимости. Требования покупателей к продукту могут передаваться непосредственно от покупателя к субконтрактору или поставщику, устраняя ошибки и задержки, которые встречаются при трансляции заказов покупателей в заказы на покупку. Изменения в заказе покупателя могут приводить к автоматическим изменениям в заказах поставщикам, уменьшая количество повторной работы и задержки. Качество продуктов и правильность заказа основных комплектующих могут быть значительно улучшены, а также уменьшены циклы их доставки. Достоинства успешного применения CSRP: ü повышение качества продукции, ü снижение времени поставки, ü повышение ценности продуктов для покупателя ü снижение производственных издержек, ü создание инфраструктуры приспособленной для создания продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, ü улучшение обратной связи с покупателями ü обеспечение лучших услуг для заказчиков. Это способность создавать продукцию, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис. 6) Прочие логистические концепции (ROP, QR, CR, AR ) Среди прочих микрологистических концепций большое распространение получили различные варианты концепции "demand-driven techniques" – DDT (реагирования на спрос). Наиболее известными являются четыре варианта концепции: "rules based reorder" (ROP), "quick response" (QR), "continuous replenishment" (CR) и "automatic replenishment" (AR). ROP Концепция ROP использует методику контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) – "reorder point" и статистических параметрах расхода продукции (см. EOQ модель). Концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях исключения влияния колебаний спроса. Эффективность метода ROP в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса. Сфера использования ROP относится в основном к регулированию уровней страховых запасов, причем те или иные варианты логики точек заказа используют другие DDT ориентированные методы. QR QR концепция представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками с целью улучшения продвижения ГП в их дистрибутивных сетях в ответ на предполагаемое изменение спроса. Реализация этой концепции осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам и от них – производителям ГП. Информационная поддержка обеспечивает разделение QR процесса между ритейлерами, оптовиками и производителями. CR CR концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов ГП. Целью CR является установление эффективного логистического плана, направленного на непрерывное пополнение запасов ГП у ритейлеров. AR Дальнейшим улучшением QR и CR стратегий явилась логистическая концепция AR (автоматического пополнения запасов). Стратегия AR обеспечивает поставщиков (производителей) ГП необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Путем применения AR метода поставщик может удовлетворить потребности ритейлера в продукции за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации.
Современные экономические условия постиндустриальной экономики характеризуются высоким уровнем перепроизводства, жесткой конкуренцией и расточительным отношением к использованию сырья и энергии. В связи с этим особые трудности управления возникают в сложно организованных системах, к которым относятся логистические системы крупных промышленных производств. Кризис мировой экономики также препятствует использованию традиционных систем управления производством, а функционирование довольно успешно показавших себя логистических систем в таких условиях требует пересмотра ориентиров для обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу.
Эффективное функционирование как макроэкономических систем мирового уровня, так и микроэкономических логистических систем предприятий предполагает создание таких условий для развития системы, чтобы обеспечить устойчивый рост на перспективу. При этом надо учитывать, что рост логистических систем не может быть безграничным и имеет предел, при достижении которого дальнейший рост не возможен. Близость наступления предела роста для логистической системы микроуровня зависит и от ограниченности собственных ресурсов роста, и от возможностей внешней среды. Усугубляющиеся проблемы загрязнения окружающей среды во всем мире и активного использования невозобновляемых источников энергии в последние десятилетия стали активно привлекать внимание многих мировых ученых. Более того, ежегодно в разных странах растет количество пострадавших от воздействия природных стихий и катастроф, разрушающих целые города, на восстановление которых требуются значительные финансовые вложения. Неблагоприятное воздействие на окружающую среду становится для государств экономически невыгодным. Наиболее резонансным стал доклад Римскому клубу о проблемах дальнейшего роста человечества. Представленные Деннисом Медоузом возможные сценарии мирового развития, рассчитанные на основе сложной математической модели с привлечением и обработкой значительного статистического материала при сохранении текущих тенденций роста населения, использования ресурсов, промышленного роста указывали на невозможность безграничного роста, предрекали всемирную катастрофу в недалёком будущем. Спустя несколько десятилетий эти тенденции были подтверждены с помощью модели World 3-03, а коллектив авторов во главе с Донеллой Медоуз утвердился во мнении о необходимости выбора путей устойчивого развития не за счет количественного роста, а за счет качественных изменений. Установленные тенденции глобального развития человечества как единой системы предопределили необходимость поиска принципиально новых форм развития, направленных на энергоэффективность, снижение выбросов парниковых газов и увеличение доли возобновляемых источников энергии. Экономическая составляющая концепции устойчивого развития представлена в Хартии Земли, принятой на заседании ЮНЕСКО в Париже в 2000г. Активную поддержку развитию этого направления исследований оказывают Институт глобального «зеленого» роста (Global Green Growth Institute – GGGI), Международное общество экологической экономики (International Society for Ecological Economics – ISEE). О начале работы по созданию механизма инвестиций в экологически чистую энергетику и устойчивое развитие объявили Соединенное Королевство и Всемирный банк в сентябре 2005 г. в ходе Ежегодных совещаний Всемирного банка и МВФ. Европейский Союз, США, Южная Корея, Китай, придерживаясь концепции устойчивого развития, стали лидерами развития низкоуглеродной экономики и инвестируют в экологически устойчивую экономику, существенно повышая энергоэффективность чистых технологий.
Решение обозначенных проблем лежит, в первую очередь, в плоскости системного принятия решений. Сам процесс управления является структурно сложным явлением, требующим обращения к системному подходу. В тоже время, задача усложняется, если в качестве объекта управления выступает один из самых сложных, многооперационных и многоуровневых процессов – производственный процесс. Таким образом, для обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий и для сохранения эффекта роста на длительную перспективу, предлагается рассматривать управление процессами производства продукции в рамках логистической системы, которая, в свою очередь, являясь элементом глобальной экономической системы, может устойчиво развиваться при условии соответствия основным требованиям устойчивого развития. Практическое применение логистического подхода при управлении в полной мере реализует принципы системной оптимизации как единого целого, таким образом, достигается синергетический эффект от минимизации затрат во всей логистической системе, а не в каждой отдельной её составляющей [5]. Как любая система, так и логистическая система наибольшей эффективности достигает при полном взаимодействии всех её элементов, обеспечивая достижение цели функционирования логистической системы – развитие самой системы за счет полного удовлетворения потребностей потребителей с наименьшими затратами в определенное время. При этом в логистической системе взаимодействие между её отдельными элементами должно быть ориентировано на устойчивое развитие системы. Причем можно говорить о том, что обеспечение небольшого роста в логистической системе на протяжении длительного периода является более предпочтительным в сравнении с получением разового значительного результата. Поэтому в долгосрочном периоде обеспечение ежегодного прироста эффективности систем, учитывающих не только микроэкономические, но и макроэкономические воздействия, заслуживает особого внимания. Развитие логистической системы осуществляется в среде мировой макросистемы, базирующейся на таких фундаментальных общедоступных составляющих как климат, экосистема, информация, население и знания. Эти составляющие макросистемы используются различными подсистемами, создаваемыми внутри неё: системой более низкого уровня - микросистемой. К таким подсистемам среди множества прочих можно отнести, например логистическую систему промышленного предприятия. Кроме этого в мировой системе для регулирования отдельных функций её развития сформированы ряд сложных систем, к основным из которых относятся: институт государства, финансовые институты, политическая система, социокультурная среда, система научных исследований. Кроме того логистическая система подвержена влиянию политико-правовых, экономических и социально-культурных факторов [4]. Логистическая система для своего функционирования привлекает из макросистемы необходимые ресурсы, которые в логистической системе движутся в форме материального, финансового, информационного и трудового потоков. Логистическая система, являясь частью системы мирового хозяйства, не только пользуется её ресурсами, но и непосредственно оказывает социально-экономическое и экологическое влияние на внешнюю среду результатами своей деятельности. Негативное воздействие на макросистему приводит к ухудшению условий для роста микросистем. Однако переход к концепции низкоулеродной экономики позволит энергоёмким и материалоёмким предприятиям обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе за счет взаимовыгодного взаимодействия с элементами мировой макросистемы. Основной (положительный) результат такого движения в виде выпущенной качественной продукции, направляясь в макросистему, способствует её развитию. Побочные результаты функционирования логистической системы, в первую очередь, отходы и выбросы, накапливаясь годами, приводят к существенному ухудшению качества таких составляющих мировой системы как климат, экосистема и население. Таким образом, рассматривая условия развития логистической системы в микроэкономическом контексте необходимо учитывать как состояние и возможности отдельных элементов макросистемы, так и необходимость сохранения возможностей для её собственного существования и развития. Таким образом, на этапе вовлечения ресурсов в логистическую систему из макросистемы необходимо, в частности, минимизировать их потребление до производственных потребностей без создания излишков запасов. Организация движения логистического потока по принципам «бережливого производства» позволит выявить и устранить потери, повышая эффективность использования имеющихся ресурсов. Это позволит не привлекать из макросистемы дополнительные ресурсы. Наконец, на этапе передачи результатов функционирования логистической системы в макросистему необходимо обеспечить устранение негативного на неё воздействия: утилизация отходов, очистка выбросов, с одной стороны, а также производство экологической продукции, инвестирование в энерогоэффективные инновации, с другой стороны. Учитывая, что развитие логистических систем имеет свои пределы, необходимо уже сейчас, принимая управленческие решения, осознать, что любая логистическая система, являясь элементом глобальной экономической системы, может её как укрепить, функционируя по принципам устойчивого развития, так и дестабилизировать, удовлетворяя краткосрочные амбиции собственников. Обосновывая перспективы развития микросистем, к которым можно отнести и логистические системы промышленных предприятий, нельзя пренебрегать проблемами развития макросистем. С одной стороны, устойчивость их развития целиком зависит от благоприятных условий, созданных в мировой и государственной макросистемах. С другой стороны, именно сонаправленность вектора развития микрологистической системы предприятия с глобальными тенденциями позволит избежать достижения «пределов роста», сохраняя темпы устойчивого развития, позволит устранить проблемы перепроизводства, повысить энергоэффективность производства, задействовать самые незначительные резервы использования материальных и трудовых ресурсов, избежать дефицита сырья и материалов. Реализация принципов энергоэффективности, экономия ресурсов, снижение загрязнения окружающей среды, переход к выпуску машин, работающих на экологических источниках энергии, и увеличение доли возобновимых источников энергии позволит выйти на уровень устойчивого развития логистических систем промышленных предприятий.
|
||||
|