|
|||
Пояснение. 2 страница
Политческое и военное ослабление Руси пред лицом нового врага — монголо-татар. В 1223 году произошла битва на реке Калке. Давние враги — русичи и половцы- вместе выступили против войск могущественного тогда Чингисхана. Однако битва закончилась поражением. Нужно было князьям сделать уроки из этого: объединиться для борьбы с врагом, решить вопросы безопасности страны. Однако почти 15 лет, которые были им даны для этого, до нашествия Батыя в 1237 году на Русь, выводы не были сделаны, ничему не научила данная битва князей. Со стороны русских князей в битве участвовало много князей (всего около 20 князей), но ведущую роль играли киевский князь Мстислав Романович и галицкий князь Мстислав Удалой. Именно к ним обратился половецкий хан Котян за помощью. Русские воины храбро бились, однако половцы не выдержали натиска врага и побежали, сея панику среди русских войск. Десятая часть русских войск вернулась с битвы. Большая часть центральной Руси лишилась князей. Но зато повысилась роль Владимиро-Суздальского княжества, не участвовавшего в битве, и Галицко-Волынского, которое усилит будущий князь Даниил Галицкий- участник битвы. Причинно-следственные связи. 1. Как ни странно это звучит, но общая причина данных событий — феодальная раздробленность. Развитие культуры, особенно её архитектуры — это положительное явление раздробленности, результат демонстрации князьями силы, богатства. 2. Поражение на реке Калке — это тоже результат раздробленности, усобиц, обособления князей. Отсутствие единого войска, общего руководства привело к ослаблению военной мощи Руси, в результате чего — поражение на реке Калке, гибель половины князей и множества воинов. 3. Дальнейшее разъединение князей, их обособление, стремление вести самостоятельную политику, как экономическую, политическую, так и политику в области развития культуры. Обособление во всех сферах привело к самому тяжёлому разъединению — к отсутствию военного единства, единого руководства, единого войска. Этим и воспользовались войска Батыя, начав в 1237 году свои походы на Русь.
Историческая оценка значимости данного периода для истории России. Период феодальной раздробленности был исторически обусловлен, подготовлен радом объективных причин. Значение его для развития Руси неоднозначное. С одной стороны, это ослабление политического единства. Именно раздробленность привела к игу Золотой Орды. А с другой стороны, — наличие многих положительных явлений, которые привели к развитию культуры, к появлению многих ярких правителей , развитию городов. Также неоднозначна оценка данного периода историками. Взгляды порой противоречивые. Так Гумилёв Л. Н. считал, что раздробленность была результатом спада пассионарной энергии, то есть стремления к обновлению и развитию («пассионарный — то есть обладающий повышенной активностью, энергией). Поэтому и произошли данные явления, чтобы Русь обновилась, это был толчок к её дальнейшему развитию. Ключевский В. О. назвал «удельные века» тяжёлым периодом, периодом испытаний, кризиса центральной власти, но в то же время это период создания нового этноса — русских, на основе культурного единства, традиций, менталитета.
10) 1237—1480. Период 1237—1480 гг. — время огромных перемен в судьбе Руси. Русские земли оказались политически и экономически ослабленными и попали в зависимость от Золотой Орды. Ситуация осложнялась агрессией шведских и немецких феодалов с Запада. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся, несмотря на политическую раздробленность. Западные и южные русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. В Северо-Восточной Руси через некоторое время после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Центром его стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, которое, все более усиливаясь, к концу периода освободило страну от завоевателей. Среди историков нет единого мнения по поводу двух основных проблем: 1) было ли монголо-татарское иго; 2) какое влияние оно оказало на русские земли. Н. М. Карамзин считал, что монголо-татарское иго было, но оценивал положительно его влияние на политическое развитие Руси, т. к. междоусобные войны пошли на спад, и верховная власть сосредоточилась в одних руках. Дореволюционные историки — С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, а также советский историк Б. А. Рыбаков, считали, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие. Л. Н. Гумилев считал, что монголо-татарского ига на Руси не было. Нашествия Батыя были лишь военным рейдом, и последующие события не имеют к нему непосредственного отношения. Среди важнейших процессов этого периода выделим главные: 1. Борьба русских княжеств с нашествием монголо-татар и экспансией шведских и немецких феодалов. 2. Возвышение Москвы и образование Московского централизованного государства. 3. Борьба за освобождение от иноземного нашествия. Из множества исторических личностей этого периода выделим тех, кто оказал наибольшее влияние на происходящие в стране процессы: Александр Невский, Дмитрий Донской и Иван III.
1-й процесс. В конце 1237 году союз монгольских племен под руководством внука Чингис-хана - Батыя (1208–1255) вторгся на территорию Рязани, и, несмотря на героическое сопротивление народа, захватил Москву, Владимир, Суздаль, Кострому, Ростов, Ярославль, Углич, Дмитров, Тверь и др. города. Осенью 1239 г. Батый возобновил наступление на Русь, взяв Чернигов, Киев (1240) и др. города южной Руси. В том же 1240 г. Новгородские земли испытали нашествие рыцарей-крестоносцев. Но князь Александр Невский (1252—1263) нанес поражение шведской армии на Неве в 1240 году, а затем разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году. В итоге русские земли подверглись разорению, жители были истреблены или уведены в рабство. Многие из сожженных городов уже никогда не возродились. Блестящему расцвету русской культуры XII—XIII вв. был положен внезапный конец. Углубилась разобщенность областей. Культурные связи с Византией и Балканами оказались почти прерванными. Кроме того, завоевание оскорбляло национальное достоинство народа. Русские князья признали верховную ханскую власть, дав согласие платить дань завоевателям («ясак») и согласовывать назначение правителей русских земель («ярлык»). Однако сил свергнуть власть захватчиков не хватало.
2-й процесс. С Даниила (1276—1306 г.), сына Александра Невского, начинается процесс усиления Московского княжества. Этот процесс был осложнен борьбой за лидерство между русскими княжествами (Московским, Тверским, Суздальским). Центральное положение Москвы, ставшей к тому же торговым и религиозным центром русских княжеств, привело к тому, что Москва становится столицей формирующегося гос-ва. В итоге благодаря гибкой политике московских князей, потомков Даниила, среди которых можно выделить Ивана Калиту, Дмитрия Донского, Ивана III, Василия III, образовалось мощное Московское централизованное государство. Все это позволило Москве стать и во главе борьбы за освобождение от монголо-татарской зависимости.
3-й процесс. Особую роль в борьбе за освобождение от иноземного гнета сыграли Дмитрий Донской (1359—1389) и Иван III (1462—1505). Дмитрий Донской перестал платить дань Золотой Орде, в 1378 г. одержал победу на реке Воже над ратью мурзы Бегича, которого Мамай послал на Русь, и в 1380 г. на Куликовом поле разгромил самого Мамая. Несмотря на сожжение Москвы в 1382 г. Тохтамышем, когда Русь вынуждена была снова платить дань Орде, перед смертью Дмитрий Донской завещал великое княжение своему сыну Василию как «отчизну» без согласия Орды. Иван III знаменит событием, которое получило название «стояние на Угре» (1480). В этой «битве» ни один русский воин не погиб, и войско хана Ахмата после 2-месячного стояния против русских трусливо ушло ночью, оставив зажженные костры. В итоге этих событий Русь освободилась от иноземной зависимости.
Причинно-следственные связи. В 30-е гг. ХIII в. исторические обстоятельства сложились так, что возникла реальная угроза гибели русского государства из-за одновременной агрессии с Запада и Востока. Стремление сохранить государственность, православную веру, национальную идентичность привело русских к необходимости покончить с раздробленностью, создать мощное единое государство, способное разгромить внешнего врага. Следствием этих процессов стало образование Московского централизованного государства и освобождение от иноземной зависимости.
Оценка периода 1237—1480. Данный период — важнейший в становлении нашего государства. После 250-летней иноземной зависимости с её систематическим обескровливанием хозяйственных ресурсов Руси, свирепыми карательными экспедициями, наконец, произошел резкий перелом: разрозненные прежде русские силы объединились вокруг Москвы и смогли не только противостоять Орде, но и нанести ей сокрушительный удар, положив начало освобождению от ордынской власти. Понимание значения совершенного тогдашними поколениями русских людей вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков.
11) 1325—1340 гг. Данный период совпадает с княжением Ивана Калиты. Князь Иван Данилович Калита (предположительно 128—1340 гг.) — с 1325 г. великий князь московский, с 1328 г. великий князь владимирский. Своей деятельностью он заложил прочную основу будущего политического и экономического могущества Москвы. Прозвище Кошель (Калита) князь получил за невероятное богатство и щедрость. Князь Иван Калита показал себя упорным в достижении поставленных целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и расположение правившего в то время хана Узбека. Если остальные княжества страдали под гнетом ордынских баскаков, то земли московские, остававшиеся относительно спокойными, постепенно стали пополняться людьми, переселявшимися туда из других местностей. Перевод в Москву митрополичьей кафедры в 1325 г., сделал ее не только важным экономическим центром, но и духовной столицей русских земель. Князь Иван 1 прекрасно умел пользоваться обстоятельствами, что позволяло ему оказывать влияние на других правителей русских земель и успешно расширять собственные владения. Другой яркой личностью этого периода и главным соперником Калиты был князь тверской Александр Михайлович. В 1327 г. в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхана. И Калита, узнав об этих событиях, сразу же отправился в Орду, чтобы выразить готовность помочь в расправе над виновными. Это изъявление преданности привело к тому, что Узбек даровал Ивану Калите ярлык на великое княжение, право собирать самостоятельно дань для отправки в Орду и 50 тыс. войска. Объединив это воинство с ратью Александра Васильевича, князя Суздальского, Калита разгромил Тверь, а довершили дело отряды ордынских баскаков. Тверской князь был вынужден бежать сначала в Новгород, а затем в Псков и дальше, в 1239 г., в Литву. Разоренный город был отдан его брату Константину. В ходе данного периода вокруг Москвы шло усиленное собирание земель, позволившее в дальнейшем создать централизованное государство и освободиться от ордынского ига.
12) 1359—1389 гг. — это период правления великого князя владимирского, московского и всея Руси, внука Ивана Калиты, сына Ивана Красного II Дмитрия Ивановича Донского. Этот период в истории России отличается, во-первых, продолжением процесса дальнейшего присоединения новых территорий к Московскому княжеству и укрепление его экономического положения; во-вторых, укреплением политического положения Московского княжества, а также активного его включения в борьбу за лидерство на Руси; в-третьих, победой Руси на Куликовом поле и активным участием русской православной церкви в формировании национальной идеологии. Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграл сам Дмитрий Донской, ставший в девятилетнем возрасте великим князем московским в 1359—1389 гг. и почти одновременно великим князем владимирским (1362—1389 гг.). Дмитрий продолжил процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Под его командованием русское войско одержало блестящую победу над монголо – татарами на Куликовом поле в 1380 году. В истории русской культуры и православной веры этого времени заметное место занимает Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергиевой лавры и идейный вдохновитель русского народа в борьбе против монголо – татарского ига, в последствие канонизированный и ставший одним из самых почитаемых русских святых. В этот период продолжается рост могущества Московского княжества. Это связано с тем, что продолжая политику деда Ивана Калиты по укреплению своего княжества, Дмитрий присоединяет новые территории: 1371 г. — Белоозеро, Медынь; 1374 г. — Дмитров, Владимир, Стародуб, Углич, Галич, Трубчевск; 1385 г. — Кострома, Мещера. Обещая всяческие льготы и привилегии, князь призывал в свой город из других княжеств разный трудовой люд, покупал в Орде русских пленников и тоже селил в московских землях, создавая для них целые слободы и села. Происходит значительный рост торгово – промышленного населения Москвы. Большое развитие получает производство оружия и здесь появляется целое поселение оружейников. В свою очередь развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи московского княжества. Дмитрий Донской ничем не походил на своего отца, Ивана Красного. Характер его закалялся в битвах с Тверью и ее союзником, литовским князем Ольгердом Гедиминовичем, рязанцами, мордвой. Так получив ярлык в 1363 г. и уступив его в 1371 г. Михаилу Тверскому, Дмитрий отказывается ему подчиняться. Позже он подкупает хана Золотой Орды и возвращает себе ярлык на великое княжение. Дмитрий неоднократно отнимал ярлык на княжение, получаемый Михаилом Тверским. В конце концов, в результате похода на Тверь в 1375 г. Михаилу пришлось признать себя «младшим братом», т.е. вассалом Дмитрия и отказаться от претензий на великое княжество московское. Теперь Тверь должна была участвовать во всех войнах московского князя и отказаться от союза с Ольгердом и его родственниками. Князь Дмитрий и боярское правительство укрепляли могущество Московского княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 г. белокаменной крепости — Кремля. В Золотой Орде, ослабленной противоречиями, опасались потерять власть над Русью. Хан Мамай, ликвидировав усобицы в Золотой Орду, в 1378 году совершает поход на Русь. Однако на реке Воже (1378 г.) его войско разбито московской ратью. Перед этим на реке Пьяне (1377 г.) русские потерпели поражение. Теперь Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлой, вступает в тайное соглашение с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы. Князь Дмитрий Иванович также формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Чтобы помешать Мамаю соединиться с князем Ягайлой, Дмитрий Иванович спешит дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решала битва 8 сентября 1380 года на Куликовом поле — на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе пути к отступлению. Стратегически положение его было выгодным — оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Разгром татар был полным. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Историческое значение Куликовской битвы заключается в том, что ее результат привел к краху татаро-монгольских планов раздела Руси. Куликовская битва показала, что, объединившись, русские могут разбить любого врага. Она дала импульс новым силам, стремившимся к государственному единству Руси, и объективно способствовали усилению Московского княжества — объединительного центра Руси. Заметную роль, причем не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси времен Дмитрия Донского, играла церковь. Русская православная церковь немало способствовала усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению княжеской власти и авторитета великого князя. Наставником Дмитрия Донского был митрополит Алексей, который сыграл большую роль в становлении великого князя. Умирая (1378 г.), митрополит Алексей хотел видеть своим приемником Троицкого игумена Сергия Радонежского, самого почитаемого, великого подвижника Русской православной церкви. Сергий Радонежский снискал огромный авторитет на Руси. Он укрощал распри, примирял князей. Он же благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. По просьбе Дмитрия Донского Сергий Радонежский скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 году. Однако стать митрополитом Сергий Радонежский отказался, считая своим долгом «быть не пастырем над всеми, а одним из духовных тружеников». Он сам основал несколько монастырей, его ученики – до 40 обителей. Призыв Сергия Радонежского: «Любовью и единством спасемся» — актуален и в наши дни. Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно — следственные связи. Эти события — укрепление политического и экономического положения Москвы, победа русских дружин на Куликовом поле и продолжение формирования православной нравственности — были обусловлены общими причинами: складыванием определенных экономических предпосылок для объединения русских земель, укрепления авторитета московского княжества как центра объединения русских земель, возрастающей необходимостью освобождения Руси от ордынского владычества. Следствием этих событий стало укрепление власти московского князя, победа русских дружин на Куликовом поле и продолжение формирования русской православной идеологии. Дмитрий Иванович правил в течение продолжительного периода — 30 лет. Все его княжение было наполнено непрерывным рядом войн. В блестящей победе на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) сказался результат деятельности Дмитрия Ивановича как организатора и объединителя народного движения, сумевшего сплотить Русь для борьбы с общим врагом, ярко проявился его полководческий талант. Благодарная память память народная о подвиге на Дону закрепила за князем Дмитрием прозвище Донского. Однако Куликовская победа не избавила Русь от татарского ига. В 1382 г. хан Тохтамыш организовал набег на Москву и, воспользовавшись тем, что Дмитрий собирал ополчение в Костроме, разорил столицу и ее окрестности. После чего московскому князю вновь пришлось признать себя данником Золотой Орды, чтобы спастись от подобных разорений. В последующие годы Дмитрий усмирил и заключил мир с рязанским князем Олегом (1385), наказал новгородцев за разбои, проводимые ими в Костроме, Ярославле, на Каме и Ветлуге (1386). Историки высоко оценивают деятельность Дмитрия Донского. Н. М. Карамзин писал о нем: «Никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь к славе Отечества, справедливость, добросердечие». Период 1359—1389 гг. — это время объединения Московского и Владимирского княжеств, а также присоединения к Москве новых территорий и укрепления Москвы как центра собирания русских земель в единое государство и формирования единой православной идеологии на Руси.
13) 1359—1389.Этот период совпал с княжением Дмитрия Ивановича Донского. Данный период в истории Древней Руси — 2 период образования централизованного государства. 2-ой период образования централизованного государства характеризуется тем, что впервые в это время был дан серьёзный отпор монголо-татарам. Русь почувствовала, что сможет справиться с этим врагом, нужно лишь быть единым, централизованным государством. Правление ярких личностей, прежде всего Дмитрия Донского и других, значительно ускорили процесс централизации.
Наиболее яркие события (явления, процессы) данного периода. Начало общенациональной борьбы за свержение ига Золотой Орды под руководством Москвы. Значительное расширение территории государства. В 1375 году Тверь признала старшинство Москвы. Начало борьбы с Ордой. Битва на реке Воже 1378. Куликовская битва 1380. Угроза со стороны хана Тохтамыша. Сожжение Москвы. 1382 г. Исторические события (явления, процессы): Начало общенациональной борьбы за свержение ига Золотой Орды под руководством Москвы. Данный период в истории Руси славен тем, что именно в это время происходят знаменитые битвы, ставшие началом конца ига Золотой Орды. Великий князь Дмитрий Донской со своей дружиной и дружинами других удельных князей (суздальского, смоленского, тверского князя, а также при помощи новгородцев) прославили силу русского оружия. Впервые Орда получила такие сильные ответные удары, впервые русское войско показало свой огромный потенциал, возможность справиться с прежде непобедимым врагом. Победа была одержана потому, что в битвах приняли участие многие князья, сплотившиеся вокруг Москвы. Ещё раз было доказано, что только в единстве сила. Прославились серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и воевода боярин Дмитрий Боброк — Волынский, которые командовали резервным, засадным полком. Их вступление в битву решило исход сражения. Вошёл в историю молодой монах-воин Александр Пересвет, который перед Куликовской битвой насмерть сразился с ханским воином Челубеем. Победы на Воже и в Куликовской битве стали началом общенациональной борьбы с Золотой Ордой. 21 сентября ( 8 сентября по старому стилю) является в России Днём воинской славы с 1995 года. Этот период также и расцвет культуры на Руси. Много талантливых личностей создавали сокровища русской культуры. Это прежде всего объясняется общенациональным подъёмом, вызванным первыми победами над Ордой, когда Русь стала осознавать своё величие и могущество. Патриотические мотивы, гордость за Русь, князей, призыв к дальнейшему объединению звучит в устном народном творчестве, в произведениях авторов. Архитектура — впервые возведены белокаменные стены Московского Кремля в 1367 г. Это время, когда творил замечательный художник, иконописец Андрей Рублёв. Его росписи во многих соборах, иконы, в том числе «Троица» — это сокровищница русской культуры. В эти же годы работали Феофан Грек, Прохор из Городца, Даниил Чёрный, то есть это период расцвета иконописи на Руси. Дальнейший расцвет устного народного творчества, литературы.
Причинные связи данных событий. 1. Причнные связи двух данных событий и явлений прослеживаются очень чётко. Победа войск Дмитрия Донского над ханскими войсками Мамая была предопределена всем предшествующим процессом объединения Руси. Централизация власти вокруг Москвы, усиление влияния великого московского князя привели и к усилению военного могущества, к объединению сил для борьбы с врагом. 2. Причиной расцвета культуры тоже явилось постепенное возрождения Руси от ударов Золотой Орды, процесс объединения вокруг Москвы. Народ стал расправлять плечи, высоко поднимать голову, понимая, что гибель врага неминуема. Отсюда патриотические мотивы в литературе, пышность, богатое убранство храмов и соборов, демонстрирующее величие, культурное богатство страны.
Следственные связи событий. Следствием событий стало: 1. Победы на Воже и Куликовом поле пока ещё не привели к падению ига. Мало того, нашествие Тохтамыша в 1382 году на Москву показало, что пока полностью дать отпор Русь не готова. Да, должно пройти ещё 100 лет до победы на реке Угре, до знаменитого «стояния» на ней. Однако истоки окончания ига в 1480 году при Иване III лежат в победах, которые одержали войска, руководимые талантливым правителем и полководцем — Дмитрием Донским. 2. Расцвет культуры стал явлением необратимым. Появлялись новые виды ремёсел, возрождались ремёсла, потерянные и забытые в годы нашествия Батыя, возникали новые стили, школы, направления. Русь становилась одной из наиболее развитых в культурном отношении стран того периода.
Яркие личности, связанные с данной эпохой. Сергий Радонежский (1321—1391) основал Троицкий монастырь в 1310—1340 гг. Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году. Канонизирован.
14) 1425-1462гг.Наиболее яркие личности данного периода: Василий 2 Темный правил с 1425 года по 1462. А также его двоюродные братья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка.Между ними развернулась война за московский великокняжеский престол, которая проходила с переменным успехом. Война принесла много бед и страданий всему русскому народу и лично князьям. Она отвлекала их от главной задачи и не позволила освободиться от ордынского ига. Ордынское иго - политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.Представителем древней формы феодальных отношений явился Дмитрий Шемяка, выступивший главным противником Московского князя. В союзе с Можайским князем Иваном Андреевичем и при поддержке Тверского князя Бориса Ш. в 1446 захватил Москву, арестовал вел. князя Василия Васильевича II и, ослепив его, сослал в Углич. Бывший вел. кн. Московский однако продолжал быть символом централизованной власти и, поддержанный церковью, частью боярства и городской буржуазией, получил через несколько месяцев Москву и великое княжение обратно. Лишенный своих владений, Шемяка нашел прием в Новгороде Великом, где по наущению из Москвы был отравлен.
|
|||
|