|
|||
Пояснение. 4 страницаНо с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче окончательно юридически закрепилось крепостное право, значительно ухудшилось положение простого народа. Пример того — Соляной и Медный бунты, крестьянская война под предводительством Степан Разина. Эпоха правления Алексея Михайловича — это период укрепления государства, создание базы для реформ Петра Первого.
21) 1682—1725гг Период 1682—1725 является периодом петровских преобразований. Наиболее яркими личностями данного периода являются Пётр I и А. Д. Меншиков. Меншиков был фаворитом Петра I. Принимал участие в Великом посольстве и вместе с царём обучался корабельному делу у заграничных мастеров. В ходе Полтавской битвы он проявил талант полководца, и с его помощью в плен были взяты тысячи шведских солдат. В 1697—1698 годах Петр отправился вместе с Великим Посольством в Европу. Причиной Великого Посольства была нужда в союзниках против Турции, а также Пётр хотел обучиться у иностранных мастеров корабельному строительству. При Петре I проходила Северная война со Швецией. В первом сражении под Нарвой Россия потерпела поражение. Тогда царь понял, что русская армия во многом отстаёт от противника. Таким образом, последствием проигрыша под Нарвой является указ Петра о переплавке церковных колоколов в пушки. Решающим сражением на суше в Северной войне являлась Полтавская битва. В ходе сражения были уничтожены сухопутные войска шведов, что определило исход всей войны. Победа продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России. Последствием сражения на море, в частности победы у острова Гренгам «на глазах господ-англичан» является поднятие Российского государства на международной Арене и демонстрация другим государствам мощи российского флота. В начале 18 века были проведены многочисленные политические, экономические и социальные реформы. Вместо приказного управления страной в 1711 году Пётр I учредил 10 коллегий. Коллегии — это центральные органы власти, ведавшие отдельными сферами в жизни страны по всей территории, обладавшие чёткими функциями. Пётр I ввёл рекрутскую повинность. Рекруты — набиравшиеся на службу в армию на 25 лет солдаты по 1 пешему с 50 дворов, по 1 конному со 100 дворов. В 1722 году был образован табель о рангах — лестница продвижения по службе. Дворянство служило пожизненно. Начинали с низшего чина и продвигались вверх по лестнице в зависимости от способностей. 14 чинов. 8 чин давал личное дворянство. Таким образом, период с 1682 по 1725 является очень важным в истории Российского государства. Эпоха петровских преобразований подняла Россию на новый уровень развития и укрепила авторитет страны среди других государств.
22) 1741-1761гг Российская императрица Елизавета Романова. Годы жизни: 1709 - 1761 гг.Незаконнорожденная дочь Петра I и Марты Скавронской (будущей Екатерины I). С детства необыкновенно красивая, Елизавета Петровна проводила отрочество и юность в балах и развлечениях. Росла в Москве, а летом уезжала в Покровское, Преображенское, Измайловское или Александровскую слободу. Отца в детстве Елизавета видела редко, воспитанием будущей императрицы занималась его сестра, царевна Наталья Алексеевна, или семья А.Д.Меншикова. Ее обучали танцам, музыке, иностранным языкам, умению одеваться, этике. После брака родителей Елизавета стала носить титул цесаревны. Завещание Екатерины I 1727 года предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и Анны Петровны. В последний год правления Екатерины I при дворе часто говорили о возможности брака между Елизаветой и ее племянником Петром II, который был влюблен в нее беззаветно. После внезапной смерти Петра II от черной оспы в январе 1730 г. Елизавета, несмотря на завещание Екатерины I, являясь все-таки фактически незаконнорожденной, не рассматривалась в высшем свете как одна из претенденток на престол, который заняла её кузина Анна Иоанновна. В её правление (1730—1740 гг.) Елизавета находилась в опале, но недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали большие надежды на дочь Петра Великого.
Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, в ночь на 25 ноября 1741 года 32-летняя цесаревна Елизавета Петровна в сопровождении графа М.И.Воронцова, лейб-медика Лестока и учителя музыки Шварца со словами «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей!» подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка. Таким образом осуществился государственный переворот в ходе которого свергла Ивана VI, его мать, правительницу-регентшу Анну Леопольдовну. На ход государственных дел во время всего правления Елизаветы влияли ее фавориты - братья Разумовские, Шуваловы, Воронцовы, А.П. Бестужев-Рюмин. Первым подписанным Елизаветой Петровной документом стал манифест, в котором доказывалось, что после смерти Петра II лишь она – единственная законная наследница престола. Также она пожелала устроить коронационные торжества в Успенском соборе Кремля и 25 апреля 1742 г. сама возложила на себя корону.
Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета Петровна провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Она упразднила возникшие после смерти отца государственные институты (Кабинет министров и др.), восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата. В 1741 г. императрица приняла Указ, по которому признавалось существование «ламайской веры», буддизм был официально принят государственной религией в Российской империи. В 1744-1747гг. проведена 2-ая перепись податного населения.
В 1754 г. ликвидированы внутригосударственные таможни, что привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны 1-е русские банки - Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный). Осуществлена реформа налогообложения, которая позволила улучшить финансовое положение страны.
В социальной политике продолжилась линия расширения прав дворянства. В 1746 году за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 году помещиками получено право ссылать крестьян в Сибирь с зачетом их вместо рекрутов. А крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещиков. Была отменена смертная казнь (1756 год), остановлена массовая практика изощренных пыток. При Елизавете Петровне были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты 1-ые гимназии: в Москве (1755 г.) и Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе ее фаворита И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 году - Академия художеств. Созданы выдающиеся знаменитые памятники культуры (Царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской культуры и науки. В 1755 г. стала выходить газета «Московские ведомости», а с 1760 г. первый московский журнал «Полезное увеселение».
В целом внутренняя политика императрицы Елизаветы отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. Таким образом, курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма.
Активной была и внешняя политика Елизаветы. В ходе русско-шведской войны 1741—1743 годов Россия получила значительную часть Финляндии. Пытаясь противостоять Пруссии, Елизавета отказалась от отношений с Францией и заключила антипрусский союз с Австрией. Россия при Елизавете Петровне успешно участвовала в Семилетней войне1756–1763 гг. После взятия Кенигсберга императрица издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России. Кульминацией военной славы России именно при Елизавете стало взятие Берлина в 1760 году.
В основе внешней политики лежало признание 3-х союзов: с «морскими державами» (Англией и Голландией) ради торговых выгод, с Саксонией – во имя продвижения на северо-запад и западные земли, которые оказались в составе Речи Посполитой, и с Австрией – для противостояния Османской империи и усилению Пруссии. В последний период царствования Елизавета меньше занималась вопросами государственного управления, перепоручив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др.
В 1744 заключила тайный морганатический брак с А.Г.Разумовским. По свидетельствам современников она родила нескольких детей, но данные о них неизвестны. Это и послужило причиной появления самозванцев, именовавших себя её детьми от этого брака. Среди них наиболее известной фигурой стала княжна Тараканова.
После изданных указов о крестьянах и помещиках, на рубеже 50-60 гг. XVIII века произошло более 60 восстаний монастырских крестьян (Башкирия, Урал), которые были подавлены по ее указу с примерной жестокостью.
Период царствования Елизаветы — период излишеств и роскоши. При дворе постоянно проводились балы-маскарады. Сама Елизавета Петровна была законодательницей мод. Гардероб императрицы насчитывает до 12-15 тысяч платьев, которые составляют на сегодняшнее время основу текстильной коллекции Государственного исторического музея в Москве.
С 1757 года Елизавету Петровну стали преследовать истерические припадки. Она часто теряла сознание, и при этом еще открылись незаживающие раны на ногах и кровотечения. За зиму 1760-1761 года Елизавета только 1 раз была на большом выходе. Красота ее быстро разрушалась, она ни с кем не общалась, чувствуя себя подавленной. Вскоре усилилось кровохарканье. Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г. по новому стилю).
Официальным наследником престола Елизавета успела назначить своего племянника Карла-Петра-Ульриха Голштейн-Готторпского (сына сестры Анны), который принял православие под именем Петра III Федоровича и заключил с Пруссией мир.
Тело императрицы Елизаветы Петровны погребли 5 февраля 1762 г. в Петропавловском соборе Петербурга.
23) 1725—1762.1725—1762 — это в истории России период дворцовых переворотов. В данный период правили императоры: Екатерина I (1725—1727), Пётр II (1727—1730), Анна Иоанновна (1730—1740), Иван VI (1740—1741), Елизавета Петровна (1741—1761), Пётр III (1761—1762), Екатерина II (1762—1796).
Общая характеристика эпохи. В период дворцовых переворотов происходила смена монархов не по завещанию, как это было положено по «Уставу о престолонаследии» Петра 1 (1722), а в результате переворотов, большое значение в которых играла гвардия и придворные, ставя на престол своего представителя династии Романовых. По сути дела, дворцовый переворот — это захват власти враждующими группировками, каждая из которых хотела поставить на престол своего представителя дома Романовых. Ещё это период называют веком правления женщин. Действительно, никакой другой век, кроме XVIII, не имел на троне столько женщин. Причём две их них — Елизавета Петровна и Екатерина II — надолго прославили страну, усилив её мощь и могущество, значительно повысив международный авторитет страны. Совершенствование системы государственного управления, укрепление власти монарха. Период дворцовых переворотов характеризовался ухудшением положения крепостных крестьян, усилением крепостной зависимости, причём, каждый новый правитель делал жизнь народа всё более невыносимой. В этот период постоянно происходило реформирование систем органов государственного управления, снижалась и повышалась роль Сената, возникали новые органы власти. Но одно оставалось неизменным — сильная власть императора.
Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах). Екатерина I: запретила крестьянам свободно уходить на промыслы, 1726. Анна Иоанновна: по «Указу о вечно отданных» 1736 — семьи крестьян навечно прикреплялись к заводам и мануфактурам, становились их собственностью. Елизавета Петровна: разрешила помещикам без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь (Указ 1760). Таким образом, крепостное право в XVIII веке расцвело до невиданных масштабов. Ответом стала одна из самых страшных по кровопролитию и огромных по масштабу крестьянских войн под предводительством Пугачёва Е. Жестоко расправились с восстанием царские войска под командованием Панина П. И. и Потёмкина Г. А. Пугачёвщина — ответ на жестокое и бесправное положение крестьян.
Термины: крепостное право, крепостные крестьяне, помещики, крестьянская война.
Причинно-следственные связи. Несмотря на кажущиеся различия, оба данных явления имеют причинно-следственные связи. 1. Дальнейшее закрепощение крестьян преследовало цель — укрепить власть помещиков, представителей элиты общества и, конечно, власть императора. Этим и объясняются причины действий правителей, их ужесточение законов, позволяющих превратить крестьян в вещь, покупаемую и продаваемую. В этом и причина восстания Пугачёва – стремление народа добиться человеческого к себе отношения. 2. Расцвет культуры тоже имел свои причины — стремление продемонстрировать величие и могущество как страны в целом, так и представителей власти, императоров. Роскошь, богатство архитектуры, парадные портреты элиты общества, прославление в литературе правления императоров (тот, кто критикует — Новиков Н., Радищев А. — сосланы или посажены в крепость).
Следственные связи событий. Следствием событий стало то, к чему стремилась власть: усиление, укрепление, возвеличивание власть имущих и государства. 1. Дальнейшее закрепощение крестьян ещё более усилило их зависимость от помещиков, а помещики получали привилегированное право распоряжаться крестьянами, покупать, использовать в своих целях. Два процесса шли в данный период параллельно: усиление крепостничества и повышение роли дворянства в обществе, увеличение их привилегий. 2. Развитие культуры, духовной сферы общества — это всегда показатель развития общества. Поэтому не случайно вовсе времена правители стремились через культуру показать величие и мощь страны и власти как своим подданным, так и гостям из других государств. Так и в XVIII веке роскошь, богатство, помпезность, величие, монументальность, силу — всё можно было продемонстрировать через произведения искусства. Не случайно так много талантливых деятелей культуры приглашалось в Россию. Многим из них мы обязаны тем, что можем восхищаться их произведениями и сегодня.
Историческая оценка значимости данного периода для истории России. Дворцовые перевороты — противоречивый период в истории России. Есть в нём яркие страницы: повышение международного авторитета, выход к Чёрному морю, присоединение Крыма, совершенствование системы управления, реформирование, развитие культуры и многое другое. Но есть и трагические страницы. И связаны они, прежде всего, с бесправным положением простого народа, усилением гнёта, а также с засильем иностранцев и тем, что много в этот период было расхищено из казны многочисленными фаворитами императриц, потрачено на балы, увеселения и развлечения (один Ледовый дворец Анны Иоанновны чего стоит!) Различна оценка периода историками. Кстати, назвал данный период дворцовыми переворотами Ключевский В. О. Русские и советские историки (Соловьёв С. М., Эйдельман Н. Я, Платонов С. В.) называли этот период значительным шагом назад в развитии государственности. Правители данной эпохи ничтожны по сравнению с царём-реформатором Петром I . Так «бироновщину» — период правления Анны Иоанновны, — они называли особо свирепым режимом, который можно сравнить в периодом правления Ивана Грозного, а также отмечали, что это потерянное время для истории России. Современные историки (Шанский Д. Н., Каменский А. Б, Анисимов Е. В.)не дают однозначной оценки, отмечая как позитивные, прогрессивные моменты в развитии страны, так и отрицательные явления. Присоединимся и мы к данной точке зрения.
24) 1762—1796. Екатерина II родилась 21 апреля 1729 года, до принятия православия имя СофьЯ-Августа-Фредерика. Волею судьбы в 1745 году Софья приняла православие, и была крещена под именем Екатерины Алексеевны. Екатерина была достаточно хорошо образованной. С детства изучала различные науки, такие как: история, география, богословие и иностранные языки. Уровень её развития был очень высок, она прекрасно танцевала и пела. Приехав в Российскую Империю,она сразу же прониклась русским духом. Понимая, что жена императора должна обладать определенными качествами, уселась за учебники по русской истории и русскому языку. С первых дней пребывания в России, прониклась русским духом, и большой любовью к новой Родине. Екатерина Алексеевна быстро осваивала новые науки, помимо языка и истории, она изучала экономику и юриспруденцию. Её стремление «стать своей» в совершенно новом, незнакомом ей обществе, заставили это самое общество её принять и горячо полюбить. В результате осложнений отношений с мужем и постоянных дворцовых интрижек, Екатерине Алексеевне всерьез пришлось озаботиться своей судьбой. Ситуация была патовая. Петр III не имел в русском обществе авторитета, и какой либо поддержки и, те полгода его правления, ничего кроме раздражения и негодования в русском обществе не вызывало. В связи обострения отношений супругов, она всерьез рисковала отправиться в монастырь. Ситуация заставила её действовать решительно. Заручившись поддержкой гвардейцев, Екатерина Алексеевна и её сторонники произвели государственный переворот. Петр III отрекся от престола, и новой русской императрицей стала Екатерина II. Коронация прошла 22.09 (03.10) 1762 года в Москве. Политику её можно охарактеризовать как успешную и продуманную. За годы своего правления, Екатерина Алексеевна добилась отличных результатов. Благодаря успешной внутренней и внешней политике, Екатерине II удалось добиться значительного увеличения территории Российской Империи и численности народа, её населяющую. Во время её правления, в России бойко развивалась торговля. Количества промышленных предприятий на территории Империи возросло вдвое. Предприятия полностью обеспечивали потребности армии и флота. При ней началось активное освоение Урала, большинство новых предприятий было открыто именно здесь. Кратко пройдемся по законодательным актам Екатерины Алексеевны в экономических вопросах. В 1767 году у людей появилась законное право заниматься любым городским промыслом. В период с 1766 по 1772 год, были отменены пошлины на вывоз за рубеж пшеницы, это привело к росту развития сельского хозяйства и освоению новых земель. В 1775 году императрица отменила налоги на занятие мелким промыслом. Дворяне получили право ссылать в Сибирь своих крестьян. Также, теперь крестьяне не могли жаловаться на своего господина. Уменьшение личных свобод крестьян, стало одной из причин восстания Емельяна Пугачева, происходившего с 1773 года по 1775 год. В 1775 году Екатерина II начала реформу государственного управления. Согласно новому закону, территориально - административное деление России принимало такой вид: Империя делилась на губернии, те в свою очередь на уезды, а вместо 23 губерний, было создано 50. Губернии формировались с точки зрения удобства налогообложения, а не географических или национальных особенностей. Губернией управлял губернатор, назначаемый монархом. Некоторые крупные губернии были подвластны генерал-губернатору, который имел более широкую полноту власти. Губернатор возглавлял губернское правление. Функциями правления были: объявление и разъяснение населению законов. А так же передача под суд нарушителей законов. Власть в низших звеньях уезда находилась в ведении местного дворянства, собрания, где выбирали лиц, которые будут занимать важные посты на местах. Внешняя политика Екатерины II была агрессивной. Императрица считала, что Россия должна вести себя как во время Петра I, завоевывать новые территории, узаконивать свои права на выход к морям. Россия поучаствовала в разделе Польши, а также в русско-турецких войнах. Успехи в них сделали Российскую Империю одним из самых влиятельных государств в Европе. Екатерина Алексеевна умерла в 1796 году, 6(17) ноября. Годы правления Екатерины II 1762—1796 г. Что и говорить, а Екатерина II является одним из самых узнаваемых персонажей в русской истории. Личность ее, безусловно, интересна. Спросите у любого обывателя, кого он считает самым успешным русским правителем? Уверен, что в ответ Вы услышите имя Екатерины II. Она на самом деле была стоящим правителем, при ней активно развивался русский театр, русская литература, а также наука. В культурном и историческом плане Российская Империя действительно много приобрела.
25) 1796—1801 гг.Павел 1 796-1801- сын Екатерины 2 и Петра 3. Император ,который правил 4 года ,4 месяца и 4 дня .К власти приходит в 42 года после смерти Екатерины 2 . Императрица всячески пыталась отстранить сына от власти ,даже хотела передать престол ее внуку Александру ,но она не успевает этого сделать . Новый император намерен изменить в России все ,что сделала его мать . Воспитанием Павла 1 занимались не родители ,а Елизавета Петровна и Панин . Еще при жизни Екатерины у них были отвратительные отношения ,Павел ненавидит ее ,а она так как не занималась его воспитанием недолюбливала его . Павел считал ,что Екатерина узурпировала престол дважды . Первый раз ,когда отняла престол у законного наследника Петра 3 , а второй раз ,когда не передала престол Павлу после совершеннолетия . Эта ненависть к матери полностью изменила его характер ,он стал очень жестоким . У него были большие разногласия с Екатериной 2 и на внутреннюю и внешнюю политику . Павел 1 был был против наступательных войн ,еще при жизни Екатерины он приносит ей трактат . Он считал ,что завоевания новых земель приносят только разорение стране . Как и его отец любил все прусское . Зайдя на престол император устраивает всеобщую амнистию и выпускает всех политических преступников ,которых осудила Екатерина 2. В числе преступников были Радищев "путешествия из Петербурга в Москву " и Новиков журнал "Трутень "и "живописец" . Однако ,вслед за этим последовали новые ссылки . Павел 1 посчитал ,что предыдущие императоры слишком много разрешили дворянам ,поэтому он лишает их большинства привилегий ,упраздняет жалованную грамоту -собранные привилегии которыми пользовалось дворянство .Отменяет представителей дворянства , заставляет их вернуться на службу ,запретил дворянству на прямую обращаться на имя императора .Тем самым он хотел укрепить власть монарха . Его ненависть к матери порождает новый указ об изменении в системе престоланаследия-указ Петра первого 1722г ,который гласил ,что император мог передавать престол по собственному желанию . Новшество состояло в том ,что передача престола осуществляется только по мужской линии ,старшему сыну . Он не хотел допускать новых дворцовых переворотов. Жизнь крестьян тоже меняется . Павел 1 ограничивает власть помещика ,издает указ о трехдневной барщине -работа крестьян на земле феодала . По этому указу крестьянин работал три дня на земле хозяина ,три дня на себя и один день отдыхал . Павел 1 боролся с революционными выступлениями в обществе . Он вводит жесточайшую цензуру . Закрывает границы Российского государства , чтобы никто не провез крамольной литературы . Отдает указ о жесткой регламентации одежды ,запрещает одежду французского покрова . Вводит комендантский час. В каждом уезде ставит будки ,которые следят за соблюдением комендантского часа. Пытается вести борьбу с казнокрадством , взяточничеством и плохой работой чиновников . Он повесил огромный ящик на ворота Михайловского замка ,в который любой человек мог написать жалобу на работу чиновника . Корреспонденцию вынимал сам и принимал серьезные меры . Вводит новую форму для русской армии ,что очень рассердило Суворова . Суворову не нравилась прусская форма . Суворов говорил ,что русские прусских всегда бивали ,чему у них можно научиться Павел 1 очень любил парады ,поэтому приказывает уделять наибольшее внимание строевой подготовке ,заниматься шагистикой не менее 80часов. Суворов был против отведению такого количества времени ,из-за этого у него возникает конфликт с Павлом . Император лишает его всех наград ,воинского звания и отправляет в ссылку . Позже он вернет все титулы и даже получит новые . Суворов -выдающийся деятель еще со времен Екатерины 2. Этот человек внес огромный вклад в развитие Россию . Его армия считалась непобедимой . А все благодаря отношению Суворова к солдатам . Все тяготы солдатской службы Суворов переносил с ними , даже ел из солдатского котла ,поэтому в армии никогда не воровали . Он считал ,что на войне нет мелочей . Солдат должен быть сыт ,обут ,одет ,поэтому лично следил за меню . Он разбивал противников ,когда их численность превосходила вдвое ,а то и втрое раз . А все благодаря слаженности армии во время атаки .Его армия передвигалась очень быстро ,поэтому они появлялись когда их никто не ждал . Он всегда говорил солдатам ,что каждый должен знать свой маневр ,они должны не слепо повиноваться ,а осознавать для чего они это делают. Суворов выделят три воинских искусства : первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота... Третье — натиск. Этими качествами должен обладать каждый из его солдат .
|
|||
|