Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





За­да­ние 25 3 страница



 

Яркие лич­но­сти, свя­зан­ные с дан­ной эпо­хой.

Сер­гий Ра­до­неж­ский (1321—1391) ос­но­вал Тро­иц­кий мо­на­стырь в 1310—1340 гг. Бла­го­сло­вил Дмит­рия Дон­ско­го на Ку­ли­ков­скую битву в 1380 году. Ка­но­ни­зи­ро­ван.

 

14) 1425-1462гг.Наи­бо­лее яркие лич­но­сти дан­но­го пе­ри­о­да: Ва­си­лий 2 Тем­ный пра­вил с 1425 года по 1462. А также его дво­ю­род­ные бра­тья: Ва­си­лий Косой и Дмит­рий Ше­мя­ка.Между ними раз­вер­ну­лась война за мос­ков­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, ко­то­рая про­хо­ди­ла с пе­ре­мен­ным успе­хом. Война при­нес­ла много бед и стра­да­ний всему рус­ско­му на­ро­ду и лично кня­зьям. Она от­вле­ка­ла их от глав­ной за­да­чи и не поз­во­ли­ла осво­бо­дить­ся от ор­дын­ско­го ига. Ор­дын­ское иго - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская за­ви­си­мость Руси от Зо­ло­той Орды.Пред­ста­ви­те­лем древ­ней формы фе­о­даль­ных от­но­ше­ний явил­ся Дмит­рий Ше­мя­ка, вы­сту­пив­ший глав­ным про­тив­ни­ком Мос­ков­ско­го князя. В союзе с Мо­жай­ским кня­зем Ива­ном Ан­дре­еви­чем и при под­держ­ке Твер­ско­го князя Бо­ри­са Ш. в 1446 за­хва­тил Моск­ву, аре­сто­вал вел. князя Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча II и, осле­пив его, со­слал в Углич. Быв­ший вел. кн. Мос­ков­ский од­на­ко про­дол­жал быть сим­во­лом цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти и, под­дер­жан­ный цер­ко­вью, ча­стью бо­яр­ства и го­род­ской бур­жу­а­зи­ей, по­лу­чил через не­сколь­ко ме­ся­цев Моск­ву и ве­ли­кое кня­же­ние об­рат­но. Ли­шен­ный своих вла­де­ний, Ше­мя­ка нашел прием в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком, где по на­у­ще­нию из Моск­вы был отрав­лен.

 

Не­про­стые от­но­ше­ния у Моск­вы и Ва­си­лия Тем­но­го были с Зо­ло­той Ордой. Ва­си­лий пы­тал­ся от­сто­ять не­за­ви­си­мость Руси от мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и по­сто­ян­но со­вер­шал по­хо­ды про­тив Орды и ее ханов.

В 1437 году Ва­си­лий 2 по­сы­ла­ет вой­ска в город Белев. Рус­ская армия на­но­сит по­ра­же­ние та­ра­рам и вы­нуж­да­ет их пойти на пе­ре­го­во­ры, од­на­ко рус­ские во­е­во­ды раз­ры­ва­ют пе­ре­го­во­ры, на­де­ясь на свои силы, и в итоге тер­пят ужас­ное по­ра­же­ние от татар.

В 1439 году та­та­ры, во­оду­шев­лен­ные успе­хом в Бе­ле­ве, под­сту­па­ют к Москве. Ва­си­лий по­ки­да­ет город, оста­вив во главе во­е­во­ду Юрия Пат­ри­ке­е­ви­ча. Од­на­ко взять Моск­ву та­та­рам не уда­ет­ся.

Вплоть до 1443 года мон­го­ло-та­та­ры по­сто­ян­но со­вер­ша­ют на­бе­ги на рус­ские земли, разо­ряя и раз­ру­шая их.

В 1444 году между та­тар­ским ханом и Ва­си­ли­ем 2 раз­во­ра­чи­ва­ет­ся оже­сто­чен­ная борь­ба за Ниж­ний Нов­го­род. Орде уда­ет­ся за­хва­тить город, но не­на­дол­го, вско­ре Ва­си­лий вновь воз­вра­ща­ет Нов­го­род под власть Моск­вы.

В 1445 году Ва­си­лий по­па­да­ет в плен к та­та­рам, но очень скоро его вы­ку­па­ют, и он воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву.

 

В целом, внеш­няя и внут­рен­няя по­ли­ти­ка, а также вся де­я­тель­ность Ва­си­лия 2 Тем­но­го была на­прав­ле­на на объ­еди­не­ние зе­мель и под­чи­не­ние как можно боль­ших тер­ри­то­рий вла­сти Моск­вы и ве­ли­ко­го князя Мос­ков­ско­го.

Ито­га­ми прав­ле­ния Ва­си­лия 2 стали:

Ва­си­лий бла­го­да­ря по­бе­де в ди­на­сти­че­ской (фе­о­даль­ной) войне , укре­пил ве­ли­ко­кня­же­скую власть. В ре­зуль­та­те по­бе­ды Ва­си­лия в Москве утвер­дил­ся пря­мой по­ря­док на­сле­до­ва­ния пре­сто­ла, не стало по­во­дов для усо­биц. За­вер­ша­ет­ся про­цесс лик­ви­да­ции ста­рин­ной ле­стви­цы, на­ча­тый еще Дмит­ри­ем Дон­ским. На­чи­на­ет­ся про­цесс лик­ви­да­ции уде­лов.

Суз­даль­ско-Ни­же­го­род­ское, Нов­го­род­ское, Псков­ское кня­же­ства и Вят­ская земля по­па­ли в за­ви­си­мость от Моск­вы.

 

Ва­си­лий 2 Тем­ный скон­чал­ся в 1462 году. После смер­ти го­су­да­ря на пре­стол взо­шел его сын, Иван 3.

 

15)  1425—1533 гг. Дан­ный пе­ри­од в ис­то­рии Древ­ней Руси — 3-ий , за­клю­чи­тель­ный пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства.

В дан­ный пе­ри­од пра­ви­ли кня­зья: Ва­си­лий II Тёмный (1425—1462), Иван III (1452—1505), Ва­си­лий III ( 1505—1533).

Общая ха­рак­те­ри­сти­ка эпохи.

Тре­тий пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства — один из наи­бо­лее зна­чи­мых в ис­то­рии Рос­сии. Имен­но в дан­ный пе­ри­од Рос­сия осво­бо­ди­лась от ига Зо­ло­той Орды, окон­ча­тель­но пре­кра­ти­лась раз­дроб­лен­ность, все рус­ские земли объ­еди­ни­лись в еди­ное го­су­дар­ство — Рос­сию со сто­ли­цей Моск­вой.

 

Наи­бо­лее яркие со­бы­тия (яв­ле­ния, про­цес­сы) дан­но­го пе­ри­о­да.

Осво­бож­де­ние от ига Зо­ло­той Орды в 1480 году, после зна­ме­ни­то­го сто­я­ния на реке Угре. Про­дол­же­ние борь­бы за власть, по­след­няя фе­о­даль­ная война в 1425—1453 между сы­но­вья­ми и вну­ка­ми Дмит­рия Дон­ско­го.

Окон­ча­тель­ное при­со­еди­не­ние остав­ших­ся тер­ри­то­рий уезд­ных кня­жеств к Москве (Яро­славль, 1468; Ро­стов, 1474; Нов­го­род, 1478; Тверь, 1485; Вят­ские земли, 1489; Чер­ни­гов, Го­мель, Брянск, 1503; Псков, 1510; Смо­ленск, 1514; Ря­зань, 1521)

Со­вер­шен­ство­ва­ние за­ко­но­да­тель­ной си­сте­мы — су­деб­ник Ивана III 1497 года. Цель Су­деб­ни­ка — рас­про­стра­не­ние цен­траль­ной вла­сти на всю тер­ри­то­рию стра­ны.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния Су­деб­ни­ка: глав­ным судьёй счи­тал­ся Ве­ли­кий князь, его дети. Но и бояре, на­мест­ни­ки, околь­ни­чьи тоже могли су­дить на ме­стах, учи­ты­вая мне­ние « луч­ших людей»; был рас­ши­рен со­слов­ный прин­цип на­ка­за­ний, в число субъ­ек­тов вклю­че­ны хо­ло­пы; уста­нов­ле­на еди­ная си­сте­ма су­деб­ных ор­га­нов, ре­гла­мен­ти­ро­ва­лись су­деб­ные по­шли­ны; был рас­ши­рен пе­ре­чень особо опас­ных пре­ступ­ле­ния и опре­де­ле­ны на­ка­за­ния за них (кра­мо­ла, свя­то­тат­ство и др.). Су­деб­ник про­дол­жал за­щи­щать соб­ствен­ность фе­о­да­лов. Был уста­нов­лен еди­ный день пе­ре­хо­да кре­стьян от од­но­го по­ме­щи­ка к дру­го­му — в Юрьев день, 26 но­яб­ря ( за не­де­лю до и после этого дня), то есть это сви­де­тель­ство­ва­ло о на­ча­ле юри­ди­че­ско­го оформ­ле­ния за­ви­си­мо­сти кре­стьян. Было вве­де­но по­жи­лое — плата за кре­стьян­ский выход от по­ме­щи­ка, за арен­ду его земли. Впер­вые было вве­де­но по­ня­тие «по­ме­стье» как вида услов­но­го зем­ле­вла­де­ния, по­лу­ча­е­мо­го за го­су­дар­ствен­ную служ­бу.

Таким об­ра­зом, Су­деб­ник 1497 года был пер­вым общим су­деб­ни­ком, ре­гу­ли­ру­ю­щим нормы права в цен­тра­ли­зо­ван­ном го­су­дар­стве.

Са­мо­сто­я­тель­ность рус­ской пра­во­слав­ной Церк­ви, из­бра­ние мит­ро­по­ли­та Иона в 1448 году не ви­зан­тий­ским пат­ри­ар­хом, а со­бо­ром рус­ских ар­хи­ере­ев.

Борь­ба между иоси­ф­ля­на­ми и не­с­тя­жа­те­ля­ми.

Даль­ней­шее раз­ви­тие куль­ту­ры, стро­и­тель­ство со­бо­ров, в том числе и Успен­ско­го со­бо­ра в Москве. На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния офи­ци­аль­ной идео­ло­гии « Москва — тре­тий Рим» (1510-1511, автор — Фи­ло­фей). По­ло­же­но на­ча­ло рос­сий­ской ди­пло­ма­тии: в 1497 году в Стам­бу­ле начал ра­бо­ту пер­вый рус­ский посол — Пле­ще­ев М. Имен­но в этот пе­ри­од со­вер­шил своё зна­ме­ни­тое «хож­де­ние за три моря» Афа­на­сий Ни­ки­тин, в 1469—1472 гг.

 

В тре­тий пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства из­ме­нил­ся ста­тус церк­ви. Она стала ав­то­ке­фаль­ной, то есть не­за­ви­си­мой от кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха.

В 1448 году, во время прав­ле­ния Ва­си­лия II Тёмного впер­вые был са­мо­сто­я­тель­но рус­ски­ми ар­хи­ере­я­ми с со­гла­сия князя из­бран мит­ро­по­ли­том Иона. Ду­хо­вен­ство под­дер­жи­ва­ло князя. Так мит­ро­по­лит Иона под­дер­жал Ва­си­лия II во время фе­о­даль­ной войны в 1425—1453 гг.

Кня­зья в свою оче­редь сто­я­ли на сто­ро­не цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния, встав на сто­ро­ну иоси­ф­лян ( во главе — Иосиф Во­лоц­кий), вы­сту­па­ю­щих за это зем­ле­вла­де­ние про­тив не­с­тя­жа­те­лей (во главе ко­то­рых был Нил Сор­ский), про­по­ве­до­вав­ших ас­ке­тизм, лич­ный труд мо­на­хов, вы­сту­пав­ших про­тив мо­на­стыр­ско­го и цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния. Спор иоси­ф­лян и не­с­тя­жа­те­лей длил­ся с се­ре­ди­ны 15 до на­ча­ла 16 века.

На­ча­ла фор­ми­ро­ва­ния офи­ци­аль­ной идео­ло­гии « Москва — тре­тий Рим» (1510—1511, автор — Фи­ло­фей). Со­глас­но тео­рии цен­тром пра­во­сла­вия яв­ля­ет­ся Рос­сия — «тре­тий Рим». Два Рима пали , а четвёртому не бы­вать.

Таким об­ра­зом, в дан­ный пе­ри­од цер­ковь иг­ра­ла зна­чи­тель­ную роль в деле об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства, укреп­ле­ния кня­же­ской вла­сти. Фор­ми­ро­ва­ние офи­ци­аль­ной идео­ло­гии, ав­то­ке­фаль­ность церк­ви зна­чи­тель­но по­вы­си­ли её ав­то­ри­тет в стра­не. Кня­зья опи­ра­лись в своей де­я­тель­но­сти на ду­хо­вен­ство, а ду­хо­вен­ство под­дер­жи­ва­ло кня­зей.

 

При­чин­но-след­ствен­ные связи.

Оба дан­ных со­бы­тия имели целью укреп­ле­ние го­су­дар­ства, уси­ле­ния цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти князя Мос­ков­ско­го.

1. Со­став­ле­ние Су­деб­ни­ка 1497 года было под­го­тов­ле­но всем ходом преды­ду­ще­го раз­ви­тия Рос­сии — об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства. Не­об­хо­ди­мо было за­ко­но­да­тель­ство, от­ра­жа­ю­щее ин­те­ре­сы цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства и укреп­ля­ю­щее власть Мос­ков­ско­го князя как еди­но­го пра­ви­те­ля Рос­сии.

2.Са­мо­сто­я­тель­ность Рус­ской церк­ви тоже была не­об­хо­ди­ма для уси­ле­ния вла­сти князя, для укреп­ле­ния еди­но­го го­су­дар­ства, для уси­ле­ния роли церк­ви в про­цес­се ста­нов­ле­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства.

 

Ис­то­ри­че­ская оцен­ка зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии.

Тре­тий пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства, ко­то­рый длил­ся с се­ре­ди­ны 15 до на­ча­ло 16 века, сыг­рал важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­но­сти стра­ны.

Яркие лич­но­сти — Иван III и Ва­си­лий III – мно­гое сде­ла­ли для рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии Руси, укреп­ле­ния её эко­но­ми­че­ско­го и во­ен­но­го мо­гу­ще­ства, для укреп­ле­ния за­ко­но­да­тель­ства стра­ны. Боль­шую по­мощь им в этом ока­за­ла став­шая не­за­ви­си­мой от пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­по­ля Рус­ская цер­ковь.

Имен­но в этот пе­ри­од Русь осво­бо­ди­лась от ига Зо­ло­той Орды, стала на­зы­вать­ся Рос­си­ей. Даль­ней­шее раз­ви­тие куль­ту­ры ещё более уси­ли­ли мощь и ве­ли­чие стра­ны, народ объ­еди­нял­ся еди­ной ре­ли­ги­ей, офи­ци­аль­ной идео­ло­ги­ей.

Зна­чи­тель­но по­вы­сил­ся меж­ду­на­род­ный ав­то­ри­тет Рос­сии, осо­бен­но зна­чи­мы­ми были по­бе­ды над Лит­вой.

Таким об­ра­зом, к пе­ри­о­ду прав­ле­ния Ивана Гроз­но­го Рос­сия пред­став­ля­ла собой огром­ное го­су­дар­ство, силь­ное, мо­гу­чее, име­ю­щее зна­чи­тель­ный ав­то­ри­тет на меж­ду­на­род­ной арене. За­вер­шил­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства, и Русь стала Рос­си­ей.

Ка­рам­зин Н. М. Со­зда­ние цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства — ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти от­дель­ных кня­зей и царей, и пре­жде всего — Ивана III.

Со­ловьёв С. М. Объ­еди­не­ние — это итог эт­ни­че­ско­го раз­ви­тия на­ро­да, про­цес­сов, про­ис­хо­див­ших в Мос­ков­ской Руси. В дан­ный пе­ри­од го­су­дар­ствен­ное на­ча­ло воз­об­ла­да­ло над вот­чин­ным.

Клю­чев­ский В.О. Рус­ское на­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство вы­рос­ло из «вот­чи­ны» кня­зей — по­том­ков Да­ни­и­ла Мос­ков­ско­го. Их ин­те­ре­сы сов­па­ли с «на­род­ны­ми нуж­да­ми» — с осво­бож­де­ни­ем и об­ре­те­ни­ем не­за­ви­си­мо­сти.

 

 

16)  1505—1533 гг. Сын Ивана 3 и Софьи Па­лео­лог — пле­мян­ни­цы по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра, отец бу­ду­ще­го царя Ивана Гроз­но­го ( г. р. 1530). Его на­зы­ва­ют «по­след­ним со­би­ра­те­лем земли рус­ской», так как в его прав­ле­ние были при­со­еди­не­ны по­след­ние по­лу­са­мо­сто­я­тель­ные рус­ские кня­же­ства.

В до­го­во­ре 1514 г. с им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии Мак­си­ми­ли­а­ном Пер­вым был на­зван царём.

Идея «Москва — тре­тий Рим» — это по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия, ко­то­рая обо­зна­ча­ла все­мир­ное зна­че­ние Моск­вы как по­ли­ти­че­ско­го и ре­ли­ги­оз­но­го цен­тра. По тео­рии Рим­ская и Ви­зан­тий­ская им­пе­рии пали, так как укло­ни­лись от ис­тин­ной веры, а Мос­ков­ское го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся «тре­тьим Римом», а четвёртому Риму не бы­вать, так как Мос­ков­ская Русь сто­я­ла, стоит и будет сто­ять. Тео­рию сфор­му­ли­ро­вал псков­ский монах Фи­ло­фей в своих по­сла­ни­ях Ва­си­лию 3.

К све­де­нию: в 395 Рим­ская им­пе­рия рас­па­лась на За­пад­ную и Во­сточ­ную. За­пад­ная Рим­ская им­пе­рия пала в 476 г., рас­пав­шись на ряд са­мо­сто­я­тель­ных го­су­дарств: Ита­лию, Фран­цию, Гер­ма­нию, Ис­па­нию. Во­сточ­ная им­пе­рия — Ви­зан­тия — пала в 1453 году, на её месте об­ра­зо­ва­лась Осман­ская им­пе­рия.

Иоси­ф­ля­не — это пред­ста­ви­те­ли цер­ков­но-по­ли­ти­че­ско­го те­че­ния, ко­то­рое сфор­ми­ро­ва­лось в годы прав­ле­ния Ва­си­лия III. Это по­сле­до­ва­те­ли Иоси­фа Во­лоц­ко­го. Вы­сту­па­ли за силь­ную цер­ков­ную власть, за вли­я­ние церк­ви в го­су­дар­стве, за мо­на­стыр­ское и цер­ков­ное зем­ле­вла­де­ние. Иоси­ф­ля­ни­ном был Фи­ло­фей. Ва­си­лий III под­дер­жи­вал их в борь­бе с оп­по­зи­ци­ей.

Не­с­тя­жа­те­ли стре­ми­лись вос­ста­но­вить по­шат­нув­ший­ся ав­то­ри­тет церк­ви, что было вы­зва­но стрем­ле­ни­ем ду­хо­вен­ства к овла­де­нию всё боль­шей землёй. Во главе — Нил Сор­ский. Они за се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель, то есть воз­врат её ве­ли­ко­му князю.

Борь­ба не­с­тя­жа­те­лей и иоси­ф­лян, на­чав­ша­я­ся ещё при Иване III, сви­де­тель­ство­ва­ла о слож­ных от­но­ше­ни­ях кня­зей с цер­ко­вью, по­сто­ян­ном со­пер­ни­че­стве за гла­вен­ство во вла­сти. Ва­си­лий III и опи­рал­ся на цер­ков­ную оп­по­зи­цию, и в то же по­ни­мал, что от­но­ше­ния с цер­ко­вью на­ча­ли ослож­нять­ся.

 

Внут­рен­няяя по­ли­ти­ка.

За­вер­ше­ние скла­ды­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства. 1510 — при­со­еди­не­ние Пс­ко­ва. Ве­че­вой строй упразднён. Во главе — мос­ков­ские на­мест­ни­ки. 1513 — при­со­еди­не­ние Во­лоц­ка. 1514 — при­со­еди­не­ние Смо­лен­ска. В честь этого в го­ро­де по­стро­ен Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь — копия Мос­ков­ско­го Крем­ля. 1518 — при­со­еди­не­ние Ка­лу­ги. 1521 — при­со­еди­не­ние Ря­за­ни и Уг­ли­ча. 1523 — при­со­еди­не­ние Нов­го­род-Се­вер­ско­го кня­же­ства. Объ­еди­не­ние на ос­но­ве новой идео­ло­гии «Москва — тре­тий Рим». Автор — Фи­ло­фей.

Под­держ­ка церк­ви и опора на неё во внут­рен­ней по­ли­ти­ке.

Под­держ­ка не­с­тя­жа­те­лей , а потом иоси­ф­лян в борь­бе с фе­о­даль­ной оп­по­зи­ци­ей.

Даль­ней­шее уси­ле­ние вла­сти ве­ли­ко­го князя.

Князь об­ла­дал выс­шим судом, яв­лял­ся вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим, от его имени из­да­ва­лись все за­ко­ны. Огра­ни­че­ние при­ви­ле­гий бояр, опора на дво­рян­ство, уве­ли­че­ние зе­мель­но­го вла­де­ния дво­рян.

Со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.

По­явил­ся новый орган вла­сти — Бо­яр­ская Дума, с ко­то­рой князь со­ве­то­вал­ся. В Думу царь сам на­зна­чал бояр с учётом мест­ни­че­ства.Важ­ную роль стали иг­рать дьяки. Они вели де­ло­про­из­вод­ство.На ме­стах управ­ля­ли на­мест­ни­ки и во­ло­сте­ли.По­яви­лась долж­ность го­ро­до­во­го при­каз­чи­ка.

17) 1547—1584 гг. Иван Четвёртый был сыном князя Ва­си­лия Тре­тье­го и Елены Глин­ской. После кон­чи­ны отца, прав­ле­ния на себя взяла его мать (оно про­дол­жа­лось пять лет), а затем вся власть пе­ре­ш­ла в руки опе­ку­нов.

Дет­ские годы бу­ду­ще­го царя про­шли в ат­мо­сфе­ре по­сто­ян­ной борь­бы между ро­да­ми Обо­лен­ских, Шуй­ских, Бель­ских. Как утвер­жда­ют ис­сле­до­ва­те­ли жизни Гроз­но­го, имен­но сцены бо­яр­ско­го на­си­лия и свое­во­лия спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию в Иване не­до­ве­рия и по­до­зри­тель­но­сти к людям.

Са­мо­сто­я­тель­ное прав­ле­ние Ивана Четвёртого на­ча­лось шест­на­дца­то­го ян­ва­ря 1547 года, когда он при­нял титул царя, а уже спу­стя два года была об­ра­зо­ва­на пар­тия ре­форм, ко­то­рую воз­глав­лял А. Ада­шев и ко­то­рая по­лу­чи­ла на­зва­ние «Из­бран­ная рада». В неё вхо­ди­ли такие цар­ские при­ближённые как дьяк Вис­ко­ва­тый, свя­щен­ник Силь­вестр, мит­ро­по­лит Ма­ка­рий и др. Имен­но с этого мо­мен­та и на­чи­на­ет­ся эпоха Ивана Гроз­но­го, ко­то­рая была озна­ме­но­ва­на не­бы­ва­лы­ми успе­ха­ми, как во внеш­ней, так и во внут­рен­ней по­ли­ти­ке.

Вме­сте с Из­бран­ной радой Иван провёл ряд ре­форм, ко­то­рые были на­прав­ле­ны на цен­тра­ли­за­цию го­су­дар­ства, а на жёсткий ха­рак­тер дан­ных ре­форм по­вли­я­ло вос­ста­ние в Москве в 1547 году, ко­то­рое смог­ло по­ка­зать царю, что власть его не яв­ля­ет­ся са­мо­дер­жав­ной.

Во время пер­во­го со­зы­ва Зем­ско­го со­бо­ра (Ве­ли­кая Зем­ская Дума) в 1550 году Иван Четвёртый по­ка­зал бо­ярам, что их власть ми­но­ва­ла и те­перь браз­ды прав­ле­ния в его руках. Глав­ным пло­дом со­ве­ща­ния явил­ся об­новлённый Су­деб­ник, ко­то­рый был не толь­ко ис­прав­лен, но и до­пол­нен раз­лич­ны­ми гра­мо­та­ми и ука­за­ми, улуч­ша­ю­щи­ми су­деб­ные по­ряд­ки.

Уже через год после Зем­ско­го со­бо­ра был со­зван Цер­ков­ный собор, где за­чи­та­ли «Цар­ские во­про­сы», ко­то­рые были раз­де­ле­ны на сто глав. Цер­ков­ная ре­фор­ма Гроз­но­го ка­са­лась мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, и по ней за­пре­ща­лось при­об­ре­тать церк­вям новые земли, а также при­пи­сы­ва­лось вер­нуть земли, ко­то­рые ранее пе­ре­да­ла мо­на­сты­рям Бо­яр­ская дума.

В 1553 году Ива­ном Гроз­ным вво­дит­ся на Руси пе­чат­ное дело, ко­то­рое ста­но­вит­ся новым ре­меслом, воз­глав­ля­е­мым Ива­ном Фёдо­ро­вым.

Для того чтобы укре­пить во­оружённые силы ор­га­ни­зу­ет­ся стре­лец­кое вой­ско, сфор­ми­ро­ван­ное из трёх тысяч стрель­цов для лич­ной цар­ской охра­ны.

Ос­нов­ным пунк­том внеш­ней по­ли­ти­ки Гроз­но­го было то­таль­ное со­кру­ше­ние та­тар­ской силы. Уже в 1552 году была завоёвана Ка­зань, а в 56 году вой­ско царя овла­де­ло Аст­ра­ха­нью. Раз­гром этих го­ро­дов по­ло­жил конец трёхве­ко­вой вла­сти татар в По­вол­жье.

В 1558—1583 ве­лась Ли­вон­ская война за выход к Бал­тий­ско­му морю. В 1572 году в ре­зуль­та­те упор­ной мно­го­лет­ней борь­бы по­ло­жен конец на­ше­стви­ям Крым­ско­го хан­ства (см. Рус­ско-крым­ские войны), на­ча­лось при­со­еди­не­ние Си­би­ри (1581).

Были уста­нов­ле­ны тор­го­вые связи с Ан­гли­ей (1553) а также Пер­си­ей и Сред­ней Азией, со­зда­на пер­вая ти­по­гра­фия в Москве.

Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Ивана IV, после по­ло­сы не­удач в ходе Ли­вон­ской войны и в ре­зуль­та­те стрем­ле­ния са­мо­го царя к уста­нов­ле­нию дес­по­ти­че­ской вла­сти при­об­ре­та­ет тер­ро­ри­сти­че­ский ха­рак­тер и во вто­рую по­ло­ви­ну цар­ство­ва­ния от­ме­че­на учре­жде­ни­ем оприч­ни­ны, мас­со­вы­ми каз­ня­ми и убий­ства­ми, раз­гро­мом Нов­го­ро­да и ряда дру­гих го­ро­дов (Тверь, Клин, Тор­жок). Оприч­ни­ну со­про­вож­да­ли ты­ся­чи жертв, и, по мне­нию мно­гих ис­то­ри­ков, её ре­зуль­та­ты, со­еди­нив­шись с ре­зуль­та­та­ми дли­тель­ных и не­удач­ных войн, при­ве­ли го­су­дар­ство к ра­зо­ре­нию и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­му кри­зи­су, а также к уси­ле­нию на­ло­го­во­го бре­ме­ни и об­ра­зо­ва­нию кре­пост­но­го права. Иван IV вошёл в ис­то­рию не толь­ко как за­во­е­ва­тель. Он был одним из самых об­ра­зо­ван­ных людей сво­е­го вре­ме­ни, об­ла­дал фе­но­ме­наль­ной па­мя­тью, бо­го­слов­ской эру­ди­ци­ей. Он автор мно­го­чис­лен­ных по­сла­ний (в том числе к Курб­ско­му, Ели­за­ве­те I, Сте­фа­ну Ба­то­рию, Юхану III, Ва­си­лию Гряз­но­му, Яну Ход­ке­ви­чу, Яну Ро­ки­те, князю По­лу­бен­ско­му, в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь), сти­хир на Сре­те­ние Вла­ди­мир­ской иконы Бо­жи­ей Ма­те­ри, ка­но­на Ар­хан­ге­лу Ми­ха­и­лу (под псев­до­ни­мом Пар­фе­ний Уро­ди­вый). Иван IV был хо­ро­шим ора­то­ром.

 

18) 1547—1584 гг. Пе­ри­од 1547—1584 гг. яв­ля­ет­ся одним из важ­ней­ших пе­ри­о­дов нашей ис­то­рии. Это было время оприч­ни­ны и кро­ва­во­го тер­ро­ра. Яр­ки­ми лич­но­стя­ми этого пе­ри­о­да яв­ля­ют­ся Иван IV и Ермак Ти­мо­фе­е­вич.

Ермак был ка­за­чьим ата­ма­ном и со­вер­шил свой поход в Си­бирь в 1581—1584 годах. Он за­во­е­вал мно­же­ство си­бир­ских го­ро­дов, про­явив сме­лость и та­лант в по­хо­де, за что был даже на­граждён Ива­ном Гроз­ным.

Иван IV — пер­вый из мо­нар­хов, ко­то­рый был про­воз­глашён царём (1547 г.). Его очень рано по­са­ди­ли на трон и, бу­дучи ещё ребёнком, Иван на­блю­дал мно­го­чис­лен­ные про­ти­во­ре­чия между бо­яра­ми, стыч­ки и кро­во­про­ли­тия. Воз­мож­но, имен­но это по­вли­я­ло на пси­хи­ку маль­чи­ка. Уже в стар­шем воз­расте царь об­ла­дал не­ко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми ха­рак­те­ра (гру­бо­стью и же­сто­ко­стью), и был че­ло­ве­ком край­не не­урав­но­ве­шен­ным. Он вошёл в ис­то­рию под про­зви­щем Гроз­ный.

При нём, в 1549 был со­зван пер­вый Зем­ский собор — со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ный орган; со­би­рал­ся, когда царь или Дума не хо­те­ли или не могли ре­шить какой-либо во­прос; не огра­ни­чи­вал власть царя. По­след­стви­ем со­зы­ва пер­во­го Зем­ско­го Со­бо­ра было ре­ше­ние со­ста­вить новый Су­деб­ник и про­ве­сти про­грам­му ре­форм.

С 1565 по 1572 гг. Иван Гроз­ный про­во­дил такую по­ли­ти­ку, как оприч­ни­на. Оприч­ни­на — вы­де­ле­ние части стра­ны в осо­бое вла­де­ние, раз­де­ле­ние стра­ны на оприч­ни­ну и зем­щи­ну. Царь, бо­рясь с мя­те­жа­ми и из­ме­на­ми бояр, видел в них глав­ную при­чи­ну не­удач своей по­ли­ти­ки. Он счи­тал не­об­хо­ди­мой силь­ную са­мо­дер­жав­ную власть, но, по его мне­нию, ему ме­ша­ла бо­яр­ско-кня­же­ская оп­по­зи­ция и бо­яр­ские при­ви­ле­гии. Это и по­слу­жи­ло при­чи­ной по­яв­ле­ния оприч­ни­ны. По­след­стви­ем новой по­ли­ти­ки была ги­бель мно­гих не­по­вин­ных людей и боль­шее обост­ре­ние про­ти­во­ре­чий внут­ри стра­ны.

Пе­ри­од 1547—1584 гг. был очень тя­же­лым для Рос­сии. Дать ему од­но­знач­ную оцен­ку слож­но. Внут­рен­няя по­ли­ти­ка, про­во­ди­мая Гроз­ным, при­ве­ла к смер­ти тысяч не­вин­ных людей, но были и по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты: ре­фор­ма мест­но­го и цен­траль­но­го управ­ле­ния, от­ме­на корм­ле­ний, огра­ни­че­ние мест­ни­че­ства, на­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния. Глав­ным ре­зуль­та­том внеш­ней по­ли­ти­ки стало при­со­еди­не­ние таких го­ро­дов, как Ка­зань и Аст­ра­хань, Волга как важ­ная транс­порт­ная ар­те­рия вошла пол­но­стью в со­став Рос­сии, на­ча­лось ак­тив­ное осво­е­ние За­пад­ной Си­би­ри, при­вед­шее к ее вхож­де­нию в бу­ду­щем в со­став Рос­сии. Но ошиб­ки в ходе цар­ство­ва­ния, дли­тель­ная и из­ну­ри­тель­ная Ли­вон­ская война и оприч­ни­на при­нес­ли мно­же­ство бед и по­до­рва­ли эко­но­ми­ку стра­ны, при­ве­ли в бу­ду­щем к Смуте.

 

19) 1613—1645гг Дан­ный пе­ри­од сов­па­да­ет с прав­ле­ни­ем Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва. Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич Ро­ма­нов (1596—1645) — рус­ский царь, по­ло­жив­ший на­ча­ло цар­ской ди­на­стии Ро­ма­но­вых. Был вы­бран царем на Зем­ском Со­бо­ре, со­сто­яв­шем­ся в ян­ва­ре-фев­ра­ле 1613 года. Вен­чал­ся на цар­ство Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич 11 июля того же года, в воз­расте 16-ти лет от­ро­ду.

После «смуты» стра­на была ра­зо­ре­на, её эко­но­ми­ка на­хо­ди­лась в пла­чев­ном со­сто­я­ние. В таких усло­ви­ях мо­ло­до­му царю тре­бо­ва­лась под­держ­ка. Пер­вые де­сять лет прав­ле­ния Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча почти бес­пре­рыв­но за­се­да­ли Зем­ские Со­бо­ры, ко­то­рые по­мо­га­ли ре­шать мо­ло­до­му Ро­ма­но­ву важ­ные го­су­дар­ствен­ные во­про­сы.

В Зем­ском Со­бо­ре, одну из глав­ных ролей иг­ра­ли род­ствен­ни­ки Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча по ма­те­рин­ской линии — бояре Сал­ты­ко­вы. Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич не без по­мо­щи мит­ро­по­ли­та Фи­ла­ре­та, сво­е­го отца, ведет ак­тив­ную внут­рен­нюю и внеш­нюю по­ли­ти­ку. В пер­вые годы сво­е­го прав­ле­ния уде­лил боль­шое вни­ма­ние меж­ду­на­род­ным делам.

Внеш­няя по­ли­ти­ка пер­во­го Ро­ма­но­ва была весь­ма про­дук­тив­на. В 1617 году был за­клю­чен «Стол­бов­ский мир» или как его еще на­зы­ва­ют «Веч­ный Мир» со Шве­ци­ей. Со­глас­но ему Рос­сия те­ря­ла выход к бал­тий­ско­му морю, но по­лу­ча­ла назад свои тер­ри­то­рии, ко­то­рые ран­нее были за­во­е­ван­ные шве­да­ми. Гра­ни­цы уста­нов­лен­ные «Стол­бов­ским миром» про­су­ще­ство­ва­ли вполть до «Се­вер­ной войны».

В 1618 году за­клю­ча­ет­ся веч­ный мир с Поль­шей, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Де­улин­ское пе­ре­ми­рие». Со­глас­но этому до­ку­мен­ту Рос­сия усту­па­ла Речи Поспо­ли­той Смо­лен­ские и Чер­ни­гов­ские земли, а вза­мен поль­ский ко­роль от­ка­зы­вал­ся от пре­тен­зий на рус­ский пре­стол.

Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва была более об­шир­ной и успеш­ной, не­же­ли внеш­няя, хотя, ко­неч­но, на меж­ду­на­род­ном уров­не Рос­сия кое-чего до­би­лась. Глав­ной внут­ре­по­ли­ти­че­ской про­бле­мой Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча были ни как не успо­ко­ив­ши­е­ся после «смуты» са­мо­зван­цы. В 1614 году в Москве были каз­не­ны Ма­ри­на Мни­шек и её сын Во­ре­нок, скры­вав­ши­е­ся до этого в Ниж­нем По­вол­жье.

Дру­гой яркой лич­но­стью дан­но­го пе­ри­о­да яв­ля­ет­ся его отец пат­ри­арх Фи­ла­рет. В 1619 году он воз­вра­ща­ет­ся из поль­ско­го плена. Фи­ла­рет по­счи­тал, что при­о­ри­тет во внут­рен­ней по­ли­ти­ке го­су­дар­ства надо по­ста­вить в сто­ро­ну укреп­ле­ния прин­ци­пов са­мо­дер­жа­вия. Связи с этим круп­ные уго­дия пе­ре­да­ва­лись во вла­де­ния свет­ским и цер­ков­ным зем­ле­вла­дель­цам, дво­рян­ство за служ­бу по­лу­ча­ло в на­гра­ду земли и при­ви­ле­гии, шел про­цесс за­креп­ле­ния кре­стьян за их вла­дель­ца­ми, путем уве­ли­че­ния срока их сыска, рас­ши­рял­ся со­став бо­яр­ской думы, а вот круг лиц име­ю­щих ре­аль­ную власть на­о­бо­рот сузил­ся, резко уве­ли­чи­ва­ет­ся число при­ка­зов.

С целью по­вы­ше­ния ав­то­ри­те­та цен­траль­ной вла­сти были вве­де­ны новые го­су­дар­ствен­ные пе­ча­ти, а так же по­явил­ся новый титул «са­мо­дер­жа­вец». После по­ра­же­ния рус­ских войск под Смо­лен­ском в 1634 году, Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич про­во­дит во­ен­ную ре­фор­му. На­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние ка­ва­ле­рий­ских пе­хот­ных со­еди­не­ний по за­пад­но­му об­раз­цу. Части во­ору­жа­лись новым, со­вре­мен­ным ору­жи­ем, и дей­ство­ва­ли по новым так­ти­че­ским схе­мам.

В Москве уве­ли­чи­лось число ино­стран­цев. Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич ак­тив­но при­гла­шал их на рус­скую служ­бу. А за го­род­ской чер­той даже воз­ник­ла осо­бая Не­мец­кая сло­бо­да.

 

20)  1645—1676 гг.1645—1676 — это пе­ри­од прав­ле­ния Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ро­ма­но­ва. Этот царь провёл много пре­об­ра­зо­ва­ний прак­ти­че­ски во всех сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни стра­ны, под­го­то­вил ос­но­ву для бу­ду­щих ре­форм Петра I. На­зо­ву наи­бо­лее важ­ные из них.

Была со­вер­шен­ство­ва­на за­ко­но­да­тель­ная си­сте­ма Рос­сии, при­нят новый сбор­ник за­ко­нов — « Со­бор­ное уло­же­ние» в 1649 году. Этот до­ку­мент стал юри­ди­че­ской ос­но­вой для за­кре­по­ще­ния кре­стьян, так как по нему сыск бег­лых кре­стьян стал бес­сроч­ным (то есть от­ме­не­ны уроч­ные лета) и они ста­но­ви­лись на­веч­но соб­ствен­но­стью вла­дель­ца. Кроме того, уло­же­ние за­щи­ща­ло соб­ствен­ность вла­дель­цев и опре­де­ля­ло их права, уста­нав­ли­ва­ло си­сте­му штра­фов и на­ка­за­ний. В уло­же­нии были со­хра­не­ны ре­ли­ги­оз­ные ос­но­вы об­ще­ства.

Таким об­ра­зом, при­ня­тие «Со­бор­но­го уло­же­ния» Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча зна­чи­тель­но укре­пи­ло власть царя, уси­ли­ло роль дво­рян и по­ме­щи­ков, со­хра­ни­ло боль­шое зна­че­ние церк­ви в го­су­дар­стве.

Дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од вошёл в ис­то­рию и как пе­ри­од рас­ко­ла Церк­ви. На­ча­ло ему было по­ло­же­но в 1654 году, когда пат­ри­арх Никон начал ре­фор­ми­ро­ва­ние церк­ви. Но­во­вве­де­ния не все вос­при­ня­ли по­ло­жи­тель­но. Воз­ник­ло такое яв­ле­ние, как рас­коль­ни­че­ство — оп­по­зи­ция, не со­глас­ная с ре­фор­мой Ни­ко­на. Воз­глав­лял её про­то­поп Ав­ва­кум. Зна­че­ние ре­фор­мы ве­ли­ко, так как она уни­фи­ци­ро­ва­ла ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды, ка­но­ны, укре­пив власть и роль церк­ви в стра­не. Од­на­ко ре­фор­ма на­дол­го рас­ко­ло­ла хри­сти­ан и при­ве­ла к по­яв­ле­нию ста­ро­ве­ров.

В под­го­тов­ке Со­бор­но­го уло­же­ния ак­тив­ное уча­стие при­ни­мал сам царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич, по ре­ко­мен­да­ции ко­то­ро­го был со­зван 1648 году Зем­ский собор, раз­ра­ба­ты­вав­ший ос­нов­ные по­ло­же­ния уло­же­ния. Царь зорко сле­дил за ра­бо­той со­бо­ра, стре­мил­ся, чтобы в новом за­ко­но­да­тель­ном сбор­ни­ке были от­ра­же­ны ос­нов­ные во­про­сы.

Боль­шую роль в со­став­ле­нии сбор­ни­ка за­ко­нов сыг­рал Мо­ро­зов Б. И. , вос­пи­та­тель царя, глава пра­ви­тель­ства. Прав­да после Со­ля­но­го бунта в 1648 году царь, чтобы не тре­во­жить народ, от­стра­нил его от дел. Од­на­ко Мо­ро­зов про­дол­жал оста­вать­ся не­глас­ным гла­вой пра­ви­тель­ства, ру­ко­во­дил под­го­тов­кой Со­бор­но­го уло­же­ния.

Цен­траль­ны­ми фи­гу­ра­ми в пе­ри­од цер­ков­но­го рас­ко­ла были пат­ри­арх Никон и про­то­поп Ав­ва­кум. Оба яв­ля­лись вид­ны­ми ду­хов­ны­ми де­я­те­ля­ми Рос­сии, имели ав­то­ри­тет в стра­не. Оба по­ни­ма­ли, что не­об­хо­ди­мо ре­фор­ми­ро­ва­ние церк­ви. Од­на­ко Ав­ва­кум не при­нял те ме­то­ды, ко­то­рые ис­поль­зо­вал Никон, хотя в ос­нов­ном раз­но­гла­сия не за­тра­ги­ва­ли основ церк­ви.

Ре­фор­ма Ни­ко­на при­ве­ла и к уси­ле­нию роли церк­ви в стра­не, и к цен­тра­ли­за­ции вла­сти. Прав­да стрем­ле­ние по­ста­вить цер­ков­ную власть выше цар­ской при­ве­ло к тому, что царь пе­ре­стал под­дер­жи­вать Ни­ко­на и в конце кон­цов Никон был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.