|
|||
Задание 25 3 страница
Яркие личности, связанные с данной эпохой. Сергий Радонежский (1321—1391) основал Троицкий монастырь в 1310—1340 гг. Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году. Канонизирован.
14) 1425-1462гг.Наиболее яркие личности данного периода: Василий 2 Темный правил с 1425 года по 1462. А также его двоюродные братья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка.Между ними развернулась война за московский великокняжеский престол, которая проходила с переменным успехом. Война принесла много бед и страданий всему русскому народу и лично князьям. Она отвлекала их от главной задачи и не позволила освободиться от ордынского ига. Ордынское иго - политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.Представителем древней формы феодальных отношений явился Дмитрий Шемяка, выступивший главным противником Московского князя. В союзе с Можайским князем Иваном Андреевичем и при поддержке Тверского князя Бориса Ш. в 1446 захватил Москву, арестовал вел. князя Василия Васильевича II и, ослепив его, сослал в Углич. Бывший вел. кн. Московский однако продолжал быть символом централизованной власти и, поддержанный церковью, частью боярства и городской буржуазией, получил через несколько месяцев Москву и великое княжение обратно. Лишенный своих владений, Шемяка нашел прием в Новгороде Великом, где по наущению из Москвы был отравлен.
Непростые отношения у Москвы и Василия Темного были с Золотой Ордой. Василий пытался отстоять независимость Руси от монголо-татарского ига и постоянно совершал походы против Орды и ее ханов. В 1437 году Василий 2 посылает войска в город Белев. Русская армия наносит поражение тарарам и вынуждает их пойти на переговоры, однако русские воеводы разрывают переговоры, надеясь на свои силы, и в итоге терпят ужасное поражение от татар. В 1439 году татары, воодушевленные успехом в Белеве, подступают к Москве. Василий покидает город, оставив во главе воеводу Юрия Патрикеевича. Однако взять Москву татарам не удается. Вплоть до 1443 года монголо-татары постоянно совершают набеги на русские земли, разоряя и разрушая их. В 1444 году между татарским ханом и Василием 2 разворачивается ожесточенная борьба за Нижний Новгород. Орде удается захватить город, но ненадолго, вскоре Василий вновь возвращает Новгород под власть Москвы. В 1445 году Василий попадает в плен к татарам, но очень скоро его выкупают, и он возвращается в Москву.
В целом, внешняя и внутренняя политика, а также вся деятельность Василия 2 Темного была направлена на объединение земель и подчинение как можно больших территорий власти Москвы и великого князя Московского. Итогами правления Василия 2 стали: Василий благодаря победе в династической (феодальной) войне , укрепил великокняжескую власть. В результате победы Василия в Москве утвердился прямой порядок наследования престола, не стало поводов для усобиц. Завершается процесс ликвидации старинной лествицы, начатый еще Дмитрием Донским. Начинается процесс ликвидации уделов. Суздальско-Нижегородское, Новгородское, Псковское княжества и Вятская земля попали в зависимость от Москвы.
Василий 2 Темный скончался в 1462 году. После смерти государя на престол взошел его сын, Иван 3.
15) 1425—1533 гг. Данный период в истории Древней Руси — 3-ий , заключительный период образования централизованного государства. В данный период правили князья: Василий II Тёмный (1425—1462), Иван III (1452—1505), Василий III ( 1505—1533). Общая характеристика эпохи. Третий период образования централизованного государства — один из наиболее значимых в истории России. Именно в данный период Россия освободилась от ига Золотой Орды, окончательно прекратилась раздробленность, все русские земли объединились в единое государство — Россию со столицей Москвой.
Наиболее яркие события (явления, процессы) данного периода. Освобождение от ига Золотой Орды в 1480 году, после знаменитого стояния на реке Угре. Продолжение борьбы за власть, последняя феодальная война в 1425—1453 между сыновьями и внуками Дмитрия Донского. Окончательное присоединение оставшихся территорий уездных княжеств к Москве (Ярославль, 1468; Ростов, 1474; Новгород, 1478; Тверь, 1485; Вятские земли, 1489; Чернигов, Гомель, Брянск, 1503; Псков, 1510; Смоленск, 1514; Рязань, 1521) Совершенствование законодательной системы — судебник Ивана III 1497 года. Цель Судебника — распространение центральной власти на всю территорию страны. Основные положения Судебника: главным судьёй считался Великий князь, его дети. Но и бояре, наместники, окольничьи тоже могли судить на местах, учитывая мнение « лучших людей»; был расширен сословный принцип наказаний, в число субъектов включены холопы; установлена единая система судебных органов, регламентировались судебные пошлины; был расширен перечень особо опасных преступления и определены наказания за них (крамола, святотатство и др.). Судебник продолжал защищать собственность феодалов. Был установлен единый день перехода крестьян от одного помещика к другому — в Юрьев день, 26 ноября ( за неделю до и после этого дня), то есть это свидетельствовало о начале юридического оформления зависимости крестьян. Было введено пожилое — плата за крестьянский выход от помещика, за аренду его земли. Впервые было введено понятие «поместье» как вида условного землевладения, получаемого за государственную службу. Таким образом, Судебник 1497 года был первым общим судебником, регулирующим нормы права в централизованном государстве. Самостоятельность русской православной Церкви, избрание митрополита Иона в 1448 году не византийским патриархом, а собором русских архиереев. Борьба между иосифлянами и нестяжателями. Дальнейшее развитие культуры, строительство соборов, в том числе и Успенского собора в Москве. Начало формирования официальной идеологии « Москва — третий Рим» (1510-1511, автор — Филофей). Положено начало российской дипломатии: в 1497 году в Стамбуле начал работу первый русский посол — Плещеев М. Именно в этот период совершил своё знаменитое «хождение за три моря» Афанасий Никитин, в 1469—1472 гг.
В третий период образования централизованного государства изменился статус церкви. Она стала автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха. В 1448 году, во время правления Василия II Тёмного впервые был самостоятельно русскими архиереями с согласия князя избран митрополитом Иона. Духовенство поддерживало князя. Так митрополит Иона поддержал Василия II во время феодальной войны в 1425—1453 гг. Князья в свою очередь стояли на стороне церковного землевладения, встав на сторону иосифлян ( во главе — Иосиф Волоцкий), выступающих за это землевладение против нестяжателей (во главе которых был Нил Сорский), проповедовавших аскетизм, личный труд монахов, выступавших против монастырского и церковного землевладения. Спор иосифлян и нестяжателей длился с середины 15 до начала 16 века. Начала формирования официальной идеологии « Москва — третий Рим» (1510—1511, автор — Филофей). Согласно теории центром православия является Россия — «третий Рим». Два Рима пали , а четвёртому не бывать. Таким образом, в данный период церковь играла значительную роль в деле образования централизованного государства, укрепления княжеской власти. Формирование официальной идеологии, автокефальность церкви значительно повысили её авторитет в стране. Князья опирались в своей деятельности на духовенство, а духовенство поддерживало князей.
Причинно-следственные связи. Оба данных события имели целью укрепление государства, усиления централизованной власти князя Московского. 1. Составление Судебника 1497 года было подготовлено всем ходом предыдущего развития России — образования централизованного государства. Необходимо было законодательство, отражающее интересы централизованного государства и укрепляющее власть Московского князя как единого правителя России. 2.Самостоятельность Русской церкви тоже была необходима для усиления власти князя, для укрепления единого государства, для усиления роли церкви в процессе становления централизованного государства.
Историческая оценка значимости данного периода для истории России. Третий период образования централизованного государства, который длился с середины 15 до начало 16 века, сыграл важную роль в формировании государственности страны. Яркие личности — Иван III и Василий III – многое сделали для расширения территории Руси, укрепления её экономического и военного могущества, для укрепления законодательства страны. Большую помощь им в этом оказала ставшая независимой от патриарха Константинополя Русская церковь. Именно в этот период Русь освободилась от ига Золотой Орды, стала называться Россией. Дальнейшее развитие культуры ещё более усилили мощь и величие страны, народ объединялся единой религией, официальной идеологией. Значительно повысился международный авторитет России, особенно значимыми были победы над Литвой. Таким образом, к периоду правления Ивана Грозного Россия представляла собой огромное государство, сильное, могучее, имеющее значительный авторитет на международной арене. Завершился процесс формирования единого централизованного государства, и Русь стала Россией. Карамзин Н. М. Создание централизованного государства — результат деятельности отдельных князей и царей, и прежде всего — Ивана III. Соловьёв С. М. Объединение — это итог этнического развития народа, процессов, происходивших в Московской Руси. В данный период государственное начало возобладало над вотчинным. Ключевский В.О. Русское национальное государство выросло из «вотчины» князей — потомков Даниила Московского. Их интересы совпали с «народными нуждами» — с освобождением и обретением независимости.
16) 1505—1533 гг. Сын Ивана 3 и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора, отец будущего царя Ивана Грозного ( г. р. 1530). Его называют «последним собирателем земли русской», так как в его правление были присоединены последние полусамостоятельные русские княжества. В договоре 1514 г. с императором Священной Римской империи Максимилианом Первым был назван царём. Идея «Москва — третий Рим» — это политическая идеология, которая обозначала всемирное значение Москвы как политического и религиозного центра. По теории Римская и Византийская империи пали, так как уклонились от истинной веры, а Московское государство является «третьим Римом», а четвёртому Риму не бывать, так как Московская Русь стояла, стоит и будет стоять. Теорию сформулировал псковский монах Филофей в своих посланиях Василию 3. К сведению: в 395 Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., распавшись на ряд самостоятельных государств: Италию, Францию, Германию, Испанию. Восточная империя — Византия — пала в 1453 году, на её месте образовалась Османская империя. Иосифляне — это представители церковно-политического течения, которое сформировалось в годы правления Василия III. Это последователи Иосифа Волоцкого. Выступали за сильную церковную власть, за влияние церкви в государстве, за монастырское и церковное землевладение. Иосифлянином был Филофей. Василий III поддерживал их в борьбе с оппозицией. Нестяжатели стремились восстановить пошатнувшийся авторитет церкви, что было вызвано стремлением духовенства к овладению всё большей землёй. Во главе — Нил Сорский. Они за секуляризацию церковных земель, то есть возврат её великому князю. Борьба нестяжателей и иосифлян, начавшаяся ещё при Иване III, свидетельствовала о сложных отношениях князей с церковью, постоянном соперничестве за главенство во власти. Василий III и опирался на церковную оппозицию, и в то же понимал, что отношения с церковью начали осложняться.
Внутренняяя политика. Завершение складывания централизованного государства. 1510 — присоединение Пскова. Вечевой строй упразднён. Во главе — московские наместники. 1513 — присоединение Волоцка. 1514 — присоединение Смоленска. В честь этого в городе построен Новодевичий монастырь — копия Московского Кремля. 1518 — присоединение Калуги. 1521 — присоединение Рязани и Углича. 1523 — присоединение Новгород-Северского княжества. Объединение на основе новой идеологии «Москва — третий Рим». Автор — Филофей. Поддержка церкви и опора на неё во внутренней политике. Поддержка нестяжателей , а потом иосифлян в борьбе с феодальной оппозицией. Дальнейшее усиление власти великого князя. Князь обладал высшим судом, являлся верховным главнокомандующим, от его имени издавались все законы. Ограничение привилегий бояр, опора на дворянство, увеличение земельного владения дворян. Совершенствование системы государственного управления. Появился новый орган власти — Боярская Дума, с которой князь советовался. В Думу царь сам назначал бояр с учётом местничества.Важную роль стали играть дьяки. Они вели делопроизводство.На местах управляли наместники и волостели.Появилась должность городового приказчика. 17) 1547—1584 гг. Иван Четвёртый был сыном князя Василия Третьего и Елены Глинской. После кончины отца, правления на себя взяла его мать (оно продолжалось пять лет), а затем вся власть перешла в руки опекунов. Детские годы будущего царя прошли в атмосфере постоянной борьбы между родами Оболенских, Шуйских, Бельских. Как утверждают исследователи жизни Грозного, именно сцены боярского насилия и своеволия способствовали развитию в Иване недоверия и подозрительности к людям. Самостоятельное правление Ивана Четвёртого началось шестнадцатого января 1547 года, когда он принял титул царя, а уже спустя два года была образована партия реформ, которую возглавлял А. Адашев и которая получила название «Избранная рада». В неё входили такие царские приближённые как дьяк Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий и др. Именно с этого момента и начинается эпоха Ивана Грозного, которая была ознаменована небывалыми успехами, как во внешней, так и во внутренней политике. Вместе с Избранной радой Иван провёл ряд реформ, которые были направлены на централизацию государства, а на жёсткий характер данных реформ повлияло восстание в Москве в 1547 году, которое смогло показать царю, что власть его не является самодержавной. Во время первого созыва Земского собора (Великая Земская Дума) в 1550 году Иван Четвёртый показал боярам, что их власть миновала и теперь бразды правления в его руках. Главным плодом совещания явился обновлённый Судебник, который был не только исправлен, но и дополнен различными грамотами и указами, улучшающими судебные порядки. Уже через год после Земского собора был созван Церковный собор, где зачитали «Царские вопросы», которые были разделены на сто глав. Церковная реформа Грозного касалась монастырского землевладения, и по ней запрещалось приобретать церквям новые земли, а также приписывалось вернуть земли, которые ранее передала монастырям Боярская дума. В 1553 году Иваном Грозным вводится на Руси печатное дело, которое становится новым ремеслом, возглавляемым Иваном Фёдоровым. Для того чтобы укрепить вооружённые силы организуется стрелецкое войско, сформированное из трёх тысяч стрельцов для личной царской охраны. Основным пунктом внешней политики Грозного было тотальное сокрушение татарской силы. Уже в 1552 году была завоёвана Казань, а в 56 году войско царя овладело Астраханью. Разгром этих городов положил конец трёхвековой власти татар в Поволжье. В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю. В 1572 году в результате упорной многолетней борьбы положен конец нашествиям Крымского ханства (см. Русско-крымские войны), началось присоединение Сибири (1581). Были установлены торговые связи с Англией (1553) а также Персией и Средней Азией, создана первая типография в Москве. Внутренняя политика Ивана IV, после полосы неудач в ходе Ливонской войны и в результате стремления самого царя к установлению деспотической власти приобретает террористический характер и во вторую половину царствования отмечена учреждением опричнины, массовыми казнями и убийствами, разгромом Новгорода и ряда других городов (Тверь, Клин, Торжок). Опричнину сопровождали тысячи жертв, и, по мнению многих историков, её результаты, соединившись с результатами длительных и неудачных войн, привели государство к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права. Иван IV вошёл в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом Парфений Уродивый). Иван IV был хорошим оратором.
18) 1547—1584 гг. Период 1547—1584 гг. является одним из важнейших периодов нашей истории. Это было время опричнины и кровавого террора. Яркими личностями этого периода являются Иван IV и Ермак Тимофеевич. Ермак был казачьим атаманом и совершил свой поход в Сибирь в 1581—1584 годах. Он завоевал множество сибирских городов, проявив смелость и талант в походе, за что был даже награждён Иваном Грозным. Иван IV — первый из монархов, который был провозглашён царём (1547 г.). Его очень рано посадили на трон и, будучи ещё ребёнком, Иван наблюдал многочисленные противоречия между боярами, стычки и кровопролития. Возможно, именно это повлияло на психику мальчика. Уже в старшем возрасте царь обладал некоторыми особенностями характера (грубостью и жестокостью), и был человеком крайне неуравновешенным. Он вошёл в историю под прозвищем Грозный. При нём, в 1549 был созван первый Земский собор — сословно-представительный орган; собирался, когда царь или Дума не хотели или не могли решить какой-либо вопрос; не ограничивал власть царя. Последствием созыва первого Земского Собора было решение составить новый Судебник и провести программу реформ. С 1565 по 1572 гг. Иван Грозный проводил такую политику, как опричнина. Опричнина — выделение части страны в особое владение, разделение страны на опричнину и земщину. Царь, борясь с мятежами и изменами бояр, видел в них главную причину неудач своей политики. Он считал необходимой сильную самодержавную власть, но, по его мнению, ему мешала боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Это и послужило причиной появления опричнины. Последствием новой политики была гибель многих неповинных людей и большее обострение противоречий внутри страны. Период 1547—1584 гг. был очень тяжелым для России. Дать ему однозначную оценку сложно. Внутренняя политика, проводимая Грозным, привела к смерти тысяч невинных людей, но были и положительные результаты: реформа местного и центрального управления, отмена кормлений, ограничение местничества, начало книгопечатания. Главным результатом внешней политики стало присоединение таких городов, как Казань и Астрахань, Волга как важная транспортная артерия вошла полностью в состав России, началось активное освоение Западной Сибири, приведшее к ее вхождению в будущем в состав России. Но ошибки в ходе царствования, длительная и изнурительная Ливонская война и опричнина принесли множество бед и подорвали экономику страны, привели в будущем к Смуте.
19) 1613—1645гг Данный период совпадает с правлением Михаила Романова. Михаил Федорович Романов (1596—1645) — русский царь, положивший начало царской династии Романовых. Был выбран царем на Земском Соборе, состоявшемся в январе-феврале 1613 года. Венчался на царство Михаил Федорович 11 июля того же года, в возрасте 16-ти лет отроду. После «смуты» страна была разорена, её экономика находилась в плачевном состояние. В таких условиях молодому царю требовалась поддержка. Первые десять лет правления Михаила Федоровича почти беспрерывно заседали Земские Соборы, которые помогали решать молодому Романову важные государственные вопросы. В Земском Соборе, одну из главных ролей играли родственники Михаила Федоровича по материнской линии — бояре Салтыковы. Михаил Федорович не без помощи митрополита Филарета, своего отца, ведет активную внутреннюю и внешнюю политику. В первые годы своего правления уделил большое внимание международным делам. Внешняя политика первого Романова была весьма продуктивна. В 1617 году был заключен «Столбовский мир» или как его еще называют «Вечный Мир» со Швецией. Согласно ему Россия теряла выход к балтийскому морю, но получала назад свои территории, которые раннее были завоеванные шведами. Границы установленные «Столбовским миром» просуществовали вполть до «Северной войны». В 1618 году заключается вечный мир с Польшей, получивший название «Деулинское перемирие». Согласно этому документу Россия уступала Речи Посполитой Смоленские и Черниговские земли, а взамен польский король отказывался от претензий на русский престол. Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое-чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. Другой яркой личностью данного периода является его отец патриарх Филарет. В 1619 году он возвращается из польского плена. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политике государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии, шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов. С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам. В Москве увеличилось число иностранцев. Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу. А за городской чертой даже возникла особая Немецкая слобода.
20) 1645—1676 гг.1645—1676 — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провёл много преобразований практически во всех сферах общественной жизни страны, подготовил основу для будущих реформ Петра I. Назову наиболее важные из них. Была совершенствована законодательная система России, принят новый сборник законов — « Соборное уложение» в 1649 году. Этот документ стал юридической основой для закрепощения крестьян, так как по нему сыск беглых крестьян стал бессрочным (то есть отменены урочные лета) и они становились навечно собственностью владельца. Кроме того, уложение защищало собственность владельцев и определяло их права, устанавливало систему штрафов и наказаний. В уложении были сохранены религиозные основы общества. Таким образом, принятие «Соборного уложения» Алексея Михайловича значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян и помещиков, сохранило большое значение церкви в государстве. Данный исторический период вошёл в историю и как период раскола Церкви. Начало ему было положено в 1654 году, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Нововведения не все восприняли положительно. Возникло такое явление, как раскольничество — оппозиция, не согласная с реформой Никона. Возглавлял её протопоп Аввакум. Значение реформы велико, так как она унифицировала религиозные обряды, каноны, укрепив власть и роль церкви в стране. Однако реформа надолго расколола христиан и привела к появлению староверов. В подготовке Соборного уложения активное участие принимал сам царь Алексей Михайлович, по рекомендации которого был созван 1648 году Земский собор, разрабатывавший основные положения уложения. Царь зорко следил за работой собора, стремился, чтобы в новом законодательном сборнике были отражены основные вопросы. Большую роль в составлении сборника законов сыграл Морозов Б. И. , воспитатель царя, глава правительства. Правда после Соляного бунта в 1648 году царь, чтобы не тревожить народ, отстранил его от дел. Однако Морозов продолжал оставаться негласным главой правительства, руководил подготовкой Соборного уложения. Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, имели авторитет в стране. Оба понимали, что необходимо реформирование церкви. Однако Аввакум не принял те методы, которые использовал Никон, хотя в основном разногласия не затрагивали основ церкви. Реформа Никона привела и к усилению роли церкви в стране, и к централизации власти. Правда стремление поставить церковную власть выше царской привело к тому, что царь перестал поддерживать Никона и в конце концов Никон был низложен и отправлен в ссылку.
|
|||
|