Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По­яс­не­ние. 1 страница



1)  862—988. Дан­ный пе­ри­од в ис­то­рии Древ­ней Руси — пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния и фор­ми­ро­ва­ния го­су­дар­ства, пе­ри­од прав­ле­ния пер­вых кня­зей.

В дан­ный пе­ри­од пра­ви­ли кня­зья: Рюрик (862—879), Олег ( 879—912), Игорь (912—945), Ольга (945—969), Свя­то­слав (945—972), Яро­полк (972—980).

 

Общая ха­рак­те­ри­сти­ка эпохи.

− 1 этап раз­ви­тия Ки­ев­ской Руси – это пе­ри­од объ­еди­не­ния во­сточ­ных сла­вян в еди­ное го­су­дар­ство;

− Создаётся ап­па­рат вла­сти и во­ен­ной ор­га­ни­за­ции;

− В дан­ный пе­ри­од воз­рас­та­ет роль Киева как сто­ли­цы го­су­дар­ства, а также роль ве­ли­ко­го ки­ев­ско­го князя;

− Со­вер­шен­ству­ет­ся си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния, про­во­дит­ся пер­вая ад­ми­ни­стра­тив­ная ре­фор­ма;

− Ведётся стро­и­тель­ство го­ро­дов, мно­гие из ко­то­рых го­ро­да — кре­по­сти;

− Укреп­ля­ет­ся обо­ро­на стра­ны, осо­бен­но на юге — здесь стро­ят­ся обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния — за­сеч­ная чета;

− Раз­ви­ва­ет­ся куль­ту­ра: пись­мен­ность, уст­ное на­род­ное твор­че­ство;

− Укреп­ля­ет­ся меж­ду­на­род­ное по­ло­же­ние Руси: под­пи­сы­ва­ют­ся пер­вые тор­го­вые до­го­во­ры, уста­нав­ли­ва­ют­ся ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния со стра­на­ми, ве­дут­ся успеш­ные во­ен­ные по­хо­ды, ко­то­рые зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют тер­ри­то­рию го­су­дар­ства.

Дол­гое ис­то­ри­ки спо­ри­ли , с ка­ко­го же года счи­тать на­ча­ло об­ра­зо­ва­ния Руси (по нор­ман­ской тео­рии — с 862 года, с на­ча­ла прав­ле­ния Рю­ри­ка; по ан­ти­нор­ман­ской — с 882, с прав­ле­ния Олега). Оба пра­ви­те­ля внес­ли свой вклад в со­зда­ние го­су­дар­ства: объ­еди­ня­ли пле­ме­на, со­би­ра­ли дань, за­щи­ща­ли тер­ри­то­рию, укреп­ля­ли го­су­дар­ство.

 

Тер­ми­ны и по­ня­тия: нор­ман­ская и ан­ти­нор­ман­ская тео­рия, ве­ли­кий князь, по­го­сты, уроки, по­лю­дье, де­ти­нец-кремль,

пле­ме­на, во­сточ­ные сла­вя­не, Гар­да­ри­ка Столь­ный, град, пе­че­не­ги.

 

Уси­ле­ние роли Киева как сто­ли­цы го­су­дар­ства. Князь Олег , объ­еди­нив Нов­го­род и Киев, на­звал Киев «ма­те­рью го­ро­дов рус­ских», он стал на дол­гие годы сто­ли­цей Руси среди мно­гих го­ро­дов того вре­ме­ни («Гар­да­ри­кой» , то есть стра­ной го­ро­дов на­зы­ва­ли в то время Русь). Город укреп­лял­ся, стро­ил­ся, был цен­тром тор­гов­ли, де­ло­вой жизни. Ак­тив­но про­дол­жи­ла эту по­ли­ти­ку кня­ги­ня Ольга, при ко­то­рой Киев зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся, она за­щи­ща­ла сто­ли­цу в 968 году от на­бе­гов пе­че­не­гов.

При­чин­но-след­ствен­ные связи.

1.Не­об­хо­ди­мость за­щи­ты перед вра­гом путём уси­ле­ния мощи го­су­дар­ства.

2.Киев как сто­ли­ца Руси имел гла­вен­ству­ю­щее зна­че­ние среди всех го­ро­дов. Имен­но здесь жили ве­ли­кие кня­зья в дан­ный пе­ри­од, город объ­еди­нял народ, был любим им. Киев сыг­рал важ­ную роль в объ­еди­не­нии стра­ны.

3.Было со­зда­но еди­ное го­су­дар­ство, мощ­ное, име­ю­щее ав­то­ри­тет в мире, спо­соб­ное за­щи­тить себя от внеш­них вра­гов.

4.Сто­ли­ца Киев стала цен­тром Руси, имен­но во­круг Киева объ­еди­ня­лись плена сла­вян.

 

Ис­то­ри­че­ская оцен­ка зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии.

Пер­вый пе­ри­од раз­ви­тия Древ­ней Руси — пе­ри­од пер­вых кня­зей — очень важ­ная эпоха в ис­то­рии стра­ны. Было со­зда­но мощ­ное го­су­дар­ство, укреп­ля­лась власть ки­ев­ско­го князя, от­дель­ные пле­ме­на стали еди­ным целым — стра­ной. Цен­тром Руси стал город Киев.

Была со­зда­на еди­ная на­ло­го­вая си­сте­ма, про­ве­де­но пер­вое ад­ми­ни­стра­тив­ное де­ле­ние го­су­дар­ства, со­вер­шен­ство­ва­лись ор­га­ны управ­ле­ния, что зна­чи­тель­но об­лег­чи­ло управ­ле­ние стра­ной.

Ки­ев­ская Русь рас­ши­ря­ла тер­ри­то­рии, укреп­ля­ла го­ро­да, тор­го­ва­ла, за­ни­ма­лась сель­ским хо­зяй­ством, раз­ви­ва­лись мно­гие ремёсла. Вто­рой пе­ри­од раз­ви­тия Руси — её рас­цвет, ко­то­рый свя­зы­ва­ют с прав­ле­ни­ем Вла­ди­ми­ра Свя­то­го и Яро­сла­ва Муд­ро­го, был под­го­тов­лен де­я­тель­ность пер­вых ки­ев­ских кня­зей.

 

2) 912—972 гг. Вре­мен­ной про­ме­жу­ток с 912 по 972 г. от­но­сит­ся к ис­то­рии Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Среди важ­ней­ших про­цес­сов этого пе­ри­о­да четко про­сле­жи­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие: во-пер­вых ста­нов­ле­ние на­ло­го­вой си­сте­мы. И, во-вто­рых, про­цесс фор­ми­ро­ва­ния го­су­дар­ствен­ной тер­ри­то­рии, ее рас­ши­ре­ния и обо­ро­ны скла­ды­ва­ю­щих­ся гра­ниц.

Го­во­ря о дан­ном пе­ри­о­де, сле­ду­ет на­звать пра­ви­те­лей этого пе­ри­о­да. Это князь Игорь (912—945), на­чав­ший пра­вить после смер­ти князя Олега и кня­ги­ня Ольга (945—972), жена Игоря, пра­вив­шая после смер­ти мужа.

Важ­ным на­прав­ле­ни­ем де­я­тель­но­сти ки­ев­ских кня­зей в пе­ри­од с 912 по 972 стало раз­ви­тие на­ло­го­вой си­сте­мы. В пе­ри­од прав­ле­ния Игоря су­ще­ство­ва­ло так на­зы­ва­е­мое по­лю­дье, когда ки­ев­ский князь со своей дру­жи­ной объ­ез­жал вхо­дя­щие в его го­су­дар­ство пле­ме­на и со­би­рал с них дань в на­ту­раль­ном виде (пуш­ни­на, про­дук­ты и т. п.). При этом объем вы­плат опре­де­лял­ся на месте и мог ока­зать­ся боль­шим или мень­шим в за­ви­си­мо­сти от раз­лич­ных фак­то­ров. Эта си­сте­ма спо­соб­ство­ва­ла тому, что со­еди­ня­ла земли во­сточ­ных сла­вян в еди­ное го­су­дар­ство, обес­пе­чи­ва­ла Киеву по­ступ­ле­ние средств на ве­де­ние своей по­ли­ти­ки. Но си­сте­ма имела и не­до­стат­ки (не­об­хо­ди­мость лич­но­го при­сут­ствия князя при сборе по­лю­дья, ва­рьи­ру­е­мый раз­мер дани) ко­то­рые в пол­ной мере про­яви­лись в ис­то­рии с ги­бе­лью князя Игоря во время по­лю­дья в 945 году. Тогда племя древ­лян, воз­му­щен­ное по­пыт­кой Игоря взять дань по­втор­но, рас­пра­ви­лось с кня­зем и его во­и­на­ми.

Же­сто­ко ото­мстив древ­ля­нам за ги­бель Игоря, кня­ги­ня Ольга, сде­ла­ла вы­во­ды из­слу­чив­ше­го­ся, учла ошиб­ки Игоря и про­ве­ла се­рьез­ную ре­фор­му на­ло­го­об­ло­же­ния. По­лю­дье было от­ме­не­но. Вме­сто него уста­нов­ле­на си­сте­ма уро­ков и по­го­стов. (Уроки — за­ра­нее опре­де­лен­ный раз­мер дани, по­го­сты — места, куда до­став­ля­ли дань.) Бла­го­да­ря этой ре­фор­ме, Ольга зна­чи­тель­но улуч­ши­ла на­ло­го­вую си­сте­му Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. От­ны­не на­ло­го­об­ло­же­ние было уни­фи­ци­ро­ван для всех пле­мен, под­чи­няв­ших­ся Киеву. Де­я­тель­ность кня­ги­ни Ольги в этом на­прав­ле­нии укре­пи­ла как фи­нан­со­вую си­сте­му го­су­дар­ства, так и спло­чен­ность пле­мен. Боль­ше не было по­во­дов для об­ви­не­ний ки­ев­ских кня­зей в пред­взя­том от­но­ше­нии к тому или иному пле­ме­ни.

Если го­во­рить о вто­ром важ­ном про­цес­се пе­ри­о­да 912—972 гг., то это про­цесс рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии го­су­дар­ства и ее за­щи­та. Князь Игорь из­ве­стен тем, что под­чи­нил вла­сти Киева племя ули­чей и за­щи­щал во­сточ­ных сла­вян от на­бе­гов пе­че­не­гов — ко­че­во­го на­ро­да, оби­тав­ше­го к югу от тер­ри­то­рий, за­се­лен­ных во­сточ­ны­ми сла­вя­на­ми. Кроме того, Игорь ор­га­ни­зо­вы­вал по­хо­ды про­тив Ви­зан­тии в 941 и 944 гг. и за­клю­чил в 944 году с этой стра­ной вы­год­ный во­ен­но-тор­го­вый до­го­вор, спо­соб­ство­вав­ший без­опас­но­сти и раз­ви­тию Древ­ней Руси. Этот до­го­вор, в част­но­сти, за­фик­си­ро­вал право Древ­ней Руси рас­ши­рять свои тер­ри­то­рии на юге — в на р. Дунай и на Та­ман­ском по­лу­ост­ро­ве. Таким об­ра­зом, де­я­тель­ность Игоря спо­соб­ство­ва­ла рас­ши­ре­нию тер­ри­то­рии Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства и без­опас­но­сти его гра­ниц.

Кня­ги­ня Ольга про­дол­жи­ла по­ли­ти­ку сво­е­го мужа по со­хра­не­нию и рас­ши­ре­нию тер­ри­то­рии го­су­дар­ства. Из-за дей­ствий Игоря во время по­лю­дья в 945 году из-под вла­сти Киева вы­па­ло племя древ­лян. Ольга, по­ни­мая важ­ность со­хра­не­ния под своей вла­стью всех под­дан­ных, су­ме­ла хит­ро­стью и же­сто­ко­стью вер­нуть под власть Киева племя древ­лян и за­ста­вить его пла­тить дань. Она про­дол­жи­ла со­труд­ни­че­ство с Ви­зан­ти­ей, под­твер­див вы­год­ный до­го­вор, за­клю­чен­ный Иго­рем. Кроме того, во время своей по­езд­ки в Кон­стан­ти­но­поль Ольга при­ня­ла хри­сти­ан­ства, что ока­за­ло вли­я­ние на рост по­зи­тив­но­го от­но­ше­ния к хри­сти­ан­ству ее под­дан­ных и об­лег­чи­ло впо­след­ствии кре­ще­ние Руси в 988 году.

Как и Игорю, Ольге при­ш­лось за­щи­щать свой народ от пе­че­не­гов в то время, когда кня­зем стал уже ее сын Свя­то­слав Иго­ре­вич. Когда в 968 году пе­че­не­ги по­до­шли к Киеву, имен­но она воз­гла­ви­ла обо­ро­ну го­ро­да, ока­зав­шу­ю­ся успеш­ной. Го­во­ря о зна­че­нии де­я­тель­но­сти Ольги в деле со­хра­не­ния и рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства, сле­ду­ет оце­нить ее по­ло­жи­тель­но. Хотя Ольга и не рас­ши­ри­ла се­рьез­но гра­ниц, она су­ме­ла удер­жать власть над бес­по­кой­ны­ми пле­ме­на­ми во­сточ­ных сла­вян, за­щи­тить их от на­бе­гов пе­че­не­гов, обес­пе­чить мир и со­труд­ни­че­ство с Ви­зан­ти­ей.

Пе­ри­од с 912 по 972 был важ­ным для оте­че­ствен­ной ис­то­рии и на­сы­щен­ным со­бы­ти­я­ми. Время прав­ле­ния Игоря и Ольги стал пе­ри­о­дом «со­би­ра­ния» под власть Киева тер­ри­то­рий, за­се­лен­ных во­сточ­ны­ми сла­вя­на­ми. пе­ри­о­дом успеш­ной за­щи­ты гра­ниц мо­ло­до­го го­су­дар­ства. Таким об­ра­зом, шло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие важ­ней­ше­го при­зна­ка го­су­дар­ства — един­ства тер­ри­то­рии.

Кроме того, в этот пе­ри­од шло раз­ви­тие дру­го­го при­зна­ка го­су­дар­ствен­но­сти — си­сте­мы на­ло­го­вых сбо­ров. В ре­зуль­та­те этого про­цес­са сло­жи­лась удач­ная, при­зна­ва­е­мая всеми во­сточ­ны­ми сла­вя­на­ми си­сте­ма уро­ков и по­го­стов.

 

3) 957—972 гг. Дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од сов­па­да­ет с кня­же­ни­ем ки­ев­ско­го князя Свя­то­сла­ва. Свя­то­слав I (около 942—972), ве­ли­кий князь ки­ев­ский (с 945 г.) из рода Рю­ри­ко­ви­чей.

Сын князя Игоря и кня­ги­ни Ольги. Из-за ран­ней смер­ти отца Рус­ским го­су­дар­ством управ­ля­ла мать ма­ло­лет­не­го Свя­то­сла­ва.

Воз­му­жав и взяв браз­ды прав­ле­ния в свои руки, князь почти всё время про­во­дил в по­хо­дах. Ему при­пи­сы­ва­ют­ся мно­гие черты, ха­рак­тер­ные для ев­ро­пей­ско­го ры­цар­ско­го ко­дек­са чести, в числе ко­то­рых ле­то­пись упо­ми­на­ет от­кры­тый вызов своим вра­гам: «Иду на вы!».

Прав­ле­ние Свя­то­сла­ва (957—972 гг.) зна­ме­ни­то во­ен­ны­ми по­хо­да­ми. Их цель — вы­ве­сти Русь в число круп­ней­ших и мо­гу­ще­ствен­ней­ших дер­жав. По­хо­ды Свя­то­сла­ва на во­сток при­ве­ли к раз­гро­му Ха­за­рии и пол­ной лик­ви­да­ции ха­зар­ской опас­но­сти. Под кон­троль Руси попал Се­вер­ный Кав­каз и Та­ман­ский п/в, где воз­ник­ло Тму­та­ра­кан­ское кня­же­ство. В 967—971 гг. Свя­то­слав со­вер­шил ряд по­хо­дов на Бал­ка­ны, стре­мясь со­здать еди­ное сла­вян­ское го­су­дар­ство от Бал­ти­ки до Сре­ди­зем­но­го моря.

Од­на­ко пре­вос­ход­ство в силах ока­за­лось на сто­ро­не Ви­зан­тии и планы Свя­то­сла­ва не осу­ще­стви­лись. В 972 г. он погиб, уби­тый пе­че­не­га­ми. Пе­ри­од прав­ле­ния пер­вых кня­зей — это время зна­чи­тель­но­го рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии Рус­ско­го го­су­дар­ства, его вы­хо­да на меж­ду­на­род­ную арену, внут­ри­го­су­дар­ствен­но­го укреп­ле­ния. Дру­гой яркой лич­но­стью этого пе­ри­о­да была кня­ги­ня Ольга, ко­то­рая в от­сут­ствие сына фак­ти­че­ски про­дол­жа­ла управ­лять Ки­ев­ским кня­же­ством. Ольга (в кре­ще­нии Елена) (около 890 — 969), ве­ли­кая кня­ги­ня ки­ев­ская. После убий­ства мужа (945 г.) оста­лась в Киеве с ма­лень­ким сыном. По­гу­бив­шие Игоря древ­ля­не воз­на­ме­ри­лись по­ста­вить во главе не­дав­но объ­единённой Вещим Оле­гом Руси сво­е­го князя Мала, го­то­во­го же­нить­ся на Ольге. За­ма­нив в Киев и пе­ре­бив «луч­ших людей» Древ­лян­ской земли, Ольга ис­тре­би­ла ещё 5 тыс. при­глашённых на празд­ник древ­лян на мо­ги­ле Игоря и со­жгла их сто­ли­цу Ис­ко­ро­стень (946 г.). По­да­вив вос­ста­ние древ­лян, Ольга кня­жи­ла ещё 20 лет, по­ка­зав себя муд­рой пра­ви­тель­ни­цей. Она пу­те­ше­ство­ва­ла по стра­не, строя до­ро­ги и пе­ре­во­зы между реч­ны­ми си­сте­ма­ми, уста­нав­ли­вая еди­ный оброк и устав кня­жье­го суда в опре­делённых ме­стах — по­го­стах.

Пред­мет осо­бой гор­до­сти ле­то­пис­цев — рас­сказ о по­езд­ке Ольги в Кон­стан­ти­но­поль (955 или 957 г.), где она по­сра­ми­ла хит­ро­ум­ных ви­зан­тий­цев, до­ка­зав, что ни в чём не ниже им­пе­ра­то­ра; об­но­ви­ла тор­го­вый до­го­вор и при­ня­ла хри­сти­ан­ство (по дру­гой вер­сии кня­ги­ня кре­сти­лась ещё до по­езд­ки).

Об­ме­ня­лась Ольга по­соль­ства­ми и с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром От­то­ном I. По­взрос­лев­ший Свя­то­слав не стал ей по­мощ­ни­ком в прав­ле­нии, ибо бес­пре­рыв­но во­е­вал за гра­ни­ца­ми Руси.

В 968 г. Ольгу с тремя вну­ка­ми оса­ди­ли в Киеве пе­че­не­ги. При­звав на по­мощь во­е­вав­ше­го в Бол­га­рии сына, она уже не от­пус­ка­ла его до самой своей смер­ти, на­ка­зав не со­вер­шать по себе язы­че­ской триз­ны. Ка­но­ни­зи­ро­ва­на Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью как свя­тая.

 

4) 980—1015 гг. Дан­ный пе­ри­од сов­па­да­ет с прав­ле­ни­ем Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко или Свя­то­го. Стал ки­ев­ским кня­зем после по­бе­ды в меж­до­усо­би­це. 981 г. Вла­ди­мир со­вер­шил поход про­тив Поль­ши и сумел вер­нуть Руси за­хва­чен­ные поль­ским кня­зем го­ро­да Чер­вень (близ ны­неш­не­го Хелма) и Пе­ре­мышль. Во­лынь оста­лась за Русью. В 982 г. дру­жи­ны Вла­ди­ми­ра дви­ну­лись на се­ве­ро-запад рус­ских зе­мель, где ки­ев­ско­му князю уда­лось раз­гро­мить и под­чи­нить себе ят­вя­гов, а также при­ну­дить к дани иные пле­ме­на Вое точ­ной Бал­тии. Став кня­зем в Киеве, Вла­ди­мир по­ве­лел со­ору­дить новый ис­ту­кан бога Пе­ру­на, ко­то­рый во­дру­зи­ли близ кня­же­ско­го те­ре­ма на «свя­щен­ном» холме по­сре­ди про­чих язы­че­ских идо­лов. По его мысли, эти язы­че­ские бо­же­ства долж­ны были стать об­щи­ми для всех племён, вхо­див­ших в об­шир­ное го­су­дар­ство. Од­на­ко пер­вая ре­ли­ги­оз­ная ре­фор­ма Вла­ди­ми­ра не имела успе­ха, каж­дое племя про­дол­жа­ло по­чи­тать своих богов.

Тогда князь за­ду­мал­ся о при­ня­тии новой веры. В 988 г. вой­ско Вла­ди­ми­ра при­бы­ло на ла­дьях в Крым и оса­ди­ло глав­ный ви­зан­тий­ский город Хер­сон (Кор­сунь). После не­про­дол­жи­тель­ной осады город пал, и Вла­ди­мир лишил Ви­зан­тий­скую им­пе­рию её крым­ских вла­де­ний. В на­чи­нав­ших­ся рус­ско-ви­зан­тий­ских пе­ре­го­во­рах вы­яс­ни­лось, что рус­ский князь на Хер­сон не пре­тен­ду­ет и готов воз­вра­тить его ви­зан­тий­цам при усло­вии со­гла­сия со­пра­ви­те­лей им­пе­рии — Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на на его брак с их сест­рой Анной. Но этот союз мог со­сто­ять­ся толь­ко с хри­сти­а­ни­ном и пра­ви­те­лем хри­сти­ан­ской стра­ны. Та­ко­ва ис­то­ри­че­ская ос­но­ва кре­ще­ния Руси в 988 г.

Позже было со­став­ле­но пре­да­ние о «вы­бо­ре веры» Вла­ди­ми­ра: он будто бы ко­ле­бал­ся между иуда­из­мом, ис­ла­мом, за­пад­ным («рим­ским») хри­сти­ан­ством и во­сточ­ным («ви­зан­тий­ским»), пред­по­чтя в итоге по­след­нее.

Со вре­ме­ни кре­ще­ния Русь стала пол­но­прав­ной участ­ни­цей ис­то­ри­че­ских и куль­тур­ных про­цес­сов в мире хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич, впо­след­ствии ка­но­ни­зи­ро­ван­ный и став­ший Вла­ди­ми­ром Свя­тым, — один из про­то­ти­пов бы­лин­но­го князя Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко.

Не­ма­ло вни­ма­ния Вла­ди­мир уде­лял за­щи­те южных ру­бе­жей Руси от на­бе­гов ко­чев­ни­ков. Во время его прав­ле­ния были со­ору­же­ны за­щит­ные валы на степ­ной гра­ни­це Руси, кре­по­сти, где несли по­гра­нич­ную служ­бу дру­жин­ные от­ря­ды. Дру­гой яркой лич­но­стью этого пе­ри­о­да яв­ля­ет­ся Доб­ры­ня. Доб­ры­ня — дядя и во­е­во­да князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ским про­то­ти­пом бо­га­ты­ря Доб­ры­ни Ни­ки­ти­ча

Доб­ры­ня был бра­том ма­те­ри князя Вла­ди­ми­ра — Ма­лу­ши.

Доб­ры­ня был ру­ко­во­ди­те­лем мо­ло­до­го Вла­ди­ми­ра в его кня­же­нии в Нов­го­ро­де и затем войне с бра­том Яро­пол­ком; после же ги­бе­ли Яро­пол­ка и во­кня­же­ния пле­мян­ни­ка в Киеве, он сам стал пра­ви­те­лем Нов­го­ро­да. Участ­во­вал в по­хо­де на волж­ских бол­гар в 985 году и с боем кре­стил Нов­го­род в 989 году, причём сбро­сил в Вол­хов ста­тую Пе­ру­на, им же не­за­дол­го перед тем и по­став­лен­ную.

Судя по сю­же­там, из­ло­жен­ным в ле­то­пи­си, Доб­ры­ня играл боль­шую роль в ска­за­ни­ях, свя­зан­ных с Вла­ди­ми­ром, вы­сту­пая в роли муд­ро­го со­вет­ни­ка и глав­но­го по­мощ­ни­ка князя.

 

5) 972—1015 гг. Дан­ный пе­ри­од сов­па­да­ет с прав­ле­ни­ем Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко или Свя­то­го пер­вой усо­би­цей на Руси. Стал ки­ев­ским кня­зем после по­бе­ды в меж­до­усо­би­це. 981 г. Вла­ди­мир со­вер­шил поход про­тив Поль­ши и сумел вер­нуть Руси за­хва­чен­ные поль­ским кня­зем го­ро­да Чер­вень (близ ны­неш­не­го Хелма) и Пе­ре­мышль. Во­лынь оста­лась за Русью. В 982 г. дру­жи­ны Вла­ди­ми­ра дви­ну­лись на се­ве­ро-запад рус­ских зе­мель, где ки­ев­ско­му князю уда­лось раз­гро­мить и под­чи­нить себе ят­вя­гов, а также при­ну­дить к дани иные пле­ме­на Вое точ­ной Бал­тии. Став кня­зем в Киеве, Вла­ди­мир по­ве­лел со­ору­дить новый ис­ту­кан бога Пе­ру­на, ко­то­рый во­дру­зи­ли близ кня­же­ско­го те­ре­ма на «свя­щен­ном» холме по­сре­ди про­чих язы­че­ских идо­лов. По его мысли, эти язы­че­ские бо­же­ства долж­ны были стать об­щи­ми для всех племён, вхо­див­ших в об­шир­ное го­су­дар­ство. Од­на­ко пер­вая ре­ли­ги­оз­ная ре­фор­ма Вла­ди­ми­ра не имела успе­ха, каж­дое племя про­дол­жа­ло по­чи­тать своих богов.

Тогда князь за­ду­мал­ся о при­ня­тии новой веры. В 988 г. вой­ско Вла­ди­ми­ра при­бы­ло на ла­дьях в Крым и оса­ди­ло глав­ный ви­зан­тий­ский город Хер­сон (Кор­сунь). После не­про­дол­жи­тель­ной осады город пал, и Вла­ди­мир лишил Ви­зан­тий­скую им­пе­рию её крым­ских вла­де­ний. В на­чи­нав­ших­ся рус­ско-ви­зан­тий­ских пе­ре­го­во­рах вы­яс­ни­лось, что рус­ский князь на Хер­сон не пре­тен­ду­ет и готов воз­вра­тить его ви­зан­тий­цам при усло­вии со­гла­сия со­пра­ви­те­лей им­пе­рии — Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на на его брак с их сест­рой Анной. Но этот союз мог со­сто­ять­ся толь­ко с хри­сти­а­ни­ном и пра­ви­те­лем хри­сти­ан­ской стра­ны. Та­ко­ва ис­то­ри­че­ская ос­но­ва кре­ще­ния Руси в 988 г.

Позже было со­став­ле­но пре­да­ние о «вы­бо­ре веры» Вла­ди­ми­ра: он будто бы ко­ле­бал­ся между иуда­из­мом, ис­ла­мом, за­пад­ным («рим­ским») хри­сти­ан­ством и во­сточ­ным («ви­зан­тий­ским»), пред­по­чтя в итоге по­след­нее.

Со вре­ме­ни кре­ще­ния Русь стала пол­но­прав­ной участ­ни­цей ис­то­ри­че­ских и куль­тур­ных про­цес­сов в мире хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич, впо­след­ствии ка­но­ни­зи­ро­ван­ный и став­ший Вла­ди­ми­ром Свя­тым, — один из про­то­ти­пов бы­лин­но­го князя Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко.

Не­ма­ло вни­ма­ния Вла­ди­мир уде­лял за­щи­те южных ру­бе­жей Руси от на­бе­гов ко­чев­ни­ков. Во время его прав­ле­ния были со­ору­же­ны за­щит­ные валы на степ­ной гра­ни­це Руси, кре­по­сти, где несли по­гра­нич­ную служ­бу дру­жин­ные от­ря­ды. Дру­гой яркой лич­но­стью этого пе­ри­о­да яв­ля­ет­ся Доб­ры­ня. Доб­ры­ня — дядя и во­е­во­да князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ским про­то­ти­пом бо­га­ты­ря Доб­ры­ни Ни­ки­ти­ча

Доб­ры­ня был бра­том ма­те­ри князя Вла­ди­ми­ра — Ма­лу­ши.

Доб­ры­ня был ру­ко­во­ди­те­лем мо­ло­до­го Вла­ди­ми­ра в его кня­же­нии в Нов­го­ро­де и затем войне с бра­том Яро­пол­ком; после же ги­бе­ли Яро­пол­ка и во­кня­же­ния пле­мян­ни­ка в Киеве, он сам стал пра­ви­те­лем Нов­го­ро­да. Участ­во­вал в по­хо­де на волж­ских бол­гар в 985 году и с боем кре­стил Нов­го­род в 989 году, причём сбро­сил в Вол­хов ста­тую Пе­ру­на, им же не­за­дол­го перед тем и по­став­лен­ную.

Судя по сю­же­там, из­ло­жен­ным в ле­то­пи­си, Доб­ры­ня играл боль­шую роль в ска­за­ни­ях, свя­зан­ных с Вла­ди­ми­ром, вы­сту­пая в роли муд­ро­го со­вет­ни­ка и глав­но­го по­мощ­ни­ка князя.

6) 1019—1054 гг.Раз­гром пе­че­не­гов, из­да­ние «Рус­ской Прав­ды». Рус­ско-ви­зан­тий­ская война.

Лич­но­сти: Яро­слав Муд­рый, мит­ро­по­лит Ил­ла­ри­он.

При­чин­но-след­ствен­ные связи: раз­гром пе­че­не­гов — стро­и­тель­ство Со­фий­ско­го со­бо­ра, раз­ви­тие древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства — уси­ле­ние рас­сло­е­ния об­ще­ства.

Тер­ми­ны и по­ня­тия: смерд, холоп., ря­до­вич, бо­ярин, дру­жин­ник, ог­ни­ща­нин, тиун, ра­не­фе­о­даль­ное го­су­дар­ство.

Рас­цвет куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния, бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти Яро­сла­ва Муд­ро­го.

 

 

7) 1093—1125 гг. После смер­ти ве­ли­ко­го князя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча в 1093 году, Свя­то­полк Изя­с­ла­вич, став Ки­ев­ским кня­зем в 1093 году, про­иг­рал не­сколь­ко сра­же­ний про­тив по­лов­цев. В одном из сра­же­ний погиб брат Свя­то­пол­ка-Ро­сти­слав, уто­нув при бег­стве. Но одним из глав­ных со­бы­тий при прав­ле­нии Изя­с­ла­ви­ча счи­та­ет­ся за­клю­че­ние мира с по­лов­ца­ми в 1094 году после сра­же­ния у Ха­леп­па, итог ко­то­ро­го, кста­ти, не­из­ве­стен. В знак при­ми­ре­ния, Свя­то­полк взял в жены дочь по­ло­вец­ко­го хана Ту­гор­ка­на.

В 1097 г. по ре­ше­нию Лю­беч­ско­го съез­да кня­зей — по­том­ков Яро­сла­ва Муд­ро­го — Свя­то­полк Изя­с­ла­вич по­лу­чил Киев, Туров, Слуцк и Пинск. Сразу же после съез­да Свя­то­полк и князь вла­ди­ми­ро-во­лын­ский Давыд Иго­ре­вич за­хва­ти­ли в плен князя те­ре­бо­вль­ско­го Ва­силь­ка Ро­сти­сла­ви­ча и осле­пи­ли его. Про­тив Свя­то­пол­ка вы­сту­пи­ли кня­зья Вла­ди­мир Мо­но­мах, Давыд и Олег Свя­то­сла­ви­чи. Ки­ев­ский князь по­ми­рил­ся с ними и обя­зал­ся на­чать войну про­тив Да­вы­да Иго­ре­ви­ча. В 1098 г. Свя­то­полк Изя­с­ла­вич оса­дил Да­вы­да Иго­ре­ви­ча во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском. Через семь не­дель осады Давыд по­ки­нул город и усту­пил его Свя­то­пол­ку. После этого Свя­то­полк Изя­с­ла­вич по­пы­тал­ся отобрать у Во­ло­да­ря и Ва­силь­ка Ро­сти­сла­ви­чей Чер­вен­ские го­ро­да. В 1099 г. Свя­то­полк при­гла­сил вен­гров, а Ро­сти­сла­ви­чи за­клю­чи­ли союз со своим быв­шим вра­гом кня­зем Да­ви­дом Иго­ре­ви­чем, ко­то­рый по­лу­чил по­мощь от по­лов­цев. Свя­то­полк и вен­гры были раз­би­ты, а Давыд Иго­ре­вич вновь овла­дел Вла­ди­ми­ром-Во­лын­ским.

Одно из важ­ней­ших со­бы­тий дан­но­го пе­ри­о­да — съезд кня­зей в Лю­бе­че в 1097 году во время пер­вой меж­ду­усоб­ной войны. Со­бра­лись кня­зья с целью за­клю­че­ния до­го­во­ра о раз­де­ле­нии вла­де­ний. В стра­не было очень труд­ное время. С одной сто­ро­ны — по­сто­ян­ные на­бе­ги по­лов­цев, с дру­гой — внут­рен­ние меж­ду­усоб­ные войны между кня­зья­ми за право власт­во­вать на Руси. В съез­де при­ни­ма­ло уча­стие 6 кня­зей. Ини­ци­а­то­ром встре­чи вы­сту­пил Вла­ди­мир Мо­но­мах, он же и пред­ло­жил со­здать еди­ную армию для борь­бы с по­лов­ца­ми. Бла­го­да­ря Вла­ди­ми­ру было до­стиг­ну­то со­гла­ше­ние между кня­зья­ми, и ка­кж­дый по­лу­чил же­лан­ные земли. Вла­ди­мир по­сту­пил очень мудро, соб­ствен­но за это он и был любим на­ро­дом. Но не толь­ко за муд­рость лю­би­ли этого князя. Он был щедр, со всеми де­лил­ся, но и казна его не была пуста. Вла­ди­мир за­слу­жил боль­шое ува­же­ние среди на­ро­да.

Соб­ствен­но при­зна­ние Вла­ди­ми­ра на­ро­дом и по­мог­ло стать ему кня­зем Ки­ев­ским в 1113 году.

Дан­ный пе­ри­од сыг­рал боль­шую роль в уреп­ле­нии Руси.Стра­на стала мощ­нее и была го­то­ва от­ра­жать атаки не­доб­ро­же­ла­те­лей.

 

8) 1113—1125 гг. Дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од сов­па­да­ет с кня­же­ни­ем Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха в Киеве. Ро­дил­ся Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах 26 мая 1052 года. Его отцом был Все­во­лод Яро­сла­вич, а ма­те­рью Анна, дочь им­пе­ра­то­ра Ви­зан­тии, Кон­стан­ти­на Де­вя­то­го. В 1067 году был по­са­жен на кня­же­ние в Смо­лен­ске, с 1078 кня­жил в Чер­ни­го­ве. С 1125 года был ве­ли­ким кня­зем ки­ев­ским. Дан­ный та­лант­ли­вый пра­ви­тель остал­ся в ис­то­рии не толь­ко как князь, но и как пи­са­тель, после ко­то­ро­го нам до­ста­лись его важ­ные ли­те­ра­тур­ные труды.Наи­бо­лее зна­ме­ни­тым стало его «по­уче­ние детям».

Од­на­ко, как не ста­рал­ся князь Мо­но­мах со­хра­нить мир, но часто имен­но эти его по­пыт­ки из­бе­жать войны и при­во­ди­ли его на поле битвы. Пер­вое зна­чи­тель­ное во­ен­ное столк­но­ве­ние в жизни Мо­но­ма­ха про­изо­шло в 1077 году, когда он, слу­ша­ясь при­ка­за князя ки­ев­ско­го Изя­с­ла­ва, вы­сту­пил с ратью про­тив по­лов­цев. Вла­ди­мир по­лу­ча­ет чер­ни­гов­ское кня­же­ство, од­на­ко после того как в 1094 году Олег Свя­то­сла­вич, при­шед­ший под стены его замка по­тре­бо­вал от­дать об­рат­но земли отца, Мо­но­мах, из­бе­гая сра­же­ния, ухо­дит со своей дру­жи­ной в Пе­ре­я­с­лавль.

Позже, уже бу­дучи на кня­же­нии в Со­лен­ске, Вла­ди­мир ак­тив­но ста­рал­ся по­мочь в борь­бе с вра­га­ми со­сед­ним кня­зьям. В 1097 и 1100 годах он вы­сту­па­ет одним из ини­ци­а­то­ров со­бра­ний удель­ных кня­зей.

После кон­чи­ны Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча Мо­но­мах не спе­шил за­нять ки­ев­ский пре­стол. Более того, он пе­ре­даёт его (не­смот­ря на за­ве­ща­ние отца) Свя­то­пол­ку Изя­с­ла­ви­чу. Также по мере своих сил он ста­рал­ся все­гда ока­зы­вать во­ен­ную по­мощь но­во­му князю в по­хо­дах. Мо­но­мах стал ки­ев­ским ве­ли­ким кня­зем толь­ко в 1113 году. На кня­же­ние его звала ки­ев­ская знать, бо­я­ща­я­ся вос­ста­ния на­ро­да про­тив ро­стов­щи­ков. Бла­го­да­ря Мо­но­ма­ху вос­ста­ние было по­дав­ле­но, а сам князь, вы­яс­нив при­чи­ны его воз­ник­но­ве­ния, уста­но­вил нормы дол­го­во­го права для пре­дот­вра­ще­ния кон­флик­тов в бу­ду­щем. Кня­же­ский устав спо­соб­ство­вал упро­ще­нию уча­сти за­ку­пов (наёмных ра­бот­ни­ков и долж­ни­ков).

Также прав­ле­ние князя Мо­но­ма­ха озна­ме­но­ва­лось про­ти­во­сто­я­ни­я­ми с по­лов­ца­ми (ко­чев­ни­ка­ми). Сам Вла­ди­мир не­од­но­крат­но за­клю­чал с ними мир­ные со­гла­ше­ния и был ор­га­ни­за­то­ром рей­дов в по­лоц­кие тер­ри­то­рии, чтобы при­влечь на­род­ное опол­че­ние. Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что имена такая мир­ная по­ли­ти­ка и сде­ла­ла Мо­но­ма­ха таким по­пу­ляр­ным в на­ро­де. Глав­ным по­дви­гом жизни пре­по­доб­но­го Не­сто­ра было со­став­ле­ние к 1112—1113 годам «По­ве­сти вре­мен­ных лет».

«Се по­ве­сти вре­мен­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жи­ти и от­ку­да Рус­ская земля стала есть» — так с пер­вых строк опре­де­лил цель сво­е­го труда пре­по­доб­ный Не­стор. Не­обы­чай­но ши­ро­кий круг ис­точ­ни­ков (пред­ше­ству­ю­щие рус­ские ле­то­пис­ные своды и ска­за­ния, мо­на­стыр­ские за­пи­си, ви­зан­тий­ские хро­ни­ки Иоан­на Ма­ла­лы и Ге­ор­гия Амар­то­ла, раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские сбор­ни­ки, рас­ска­зы стар­ца-бо­яри­на Яна Вы­ша­ти­ча, тор­гов­цев, во­и­нов, пу­те­ше­ствен­ни­ков), осмыс­лен­ных с еди­ной, стро­го цер­ков­ной точки зре­ния, поз­во­лил пре­по­доб­но­му Не­сто­ру на­пи­сать ис­то­рию Руси как со­став­ную часть все­мир­ной ис­то­рии, ис­то­рии спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го рода.

 

 

9) 1113—1237. Этот пе­ри­од в ис­то­рии Древ­ней Руси — на­чаль­ный пе­ри­од фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти.

В дан­ный пе­ри­од пра­ви­ли кня­зья: вла­ди­ми­ро-суз­даль­ские:

1125—1157 — Юрий Дол­го­ру­кий

1157—1174 — Ан­дрей Бо­го­люб­ский

1176—1212 — Все­во­лод Боль­шое Гнез­до

1216—1218 — Кон­стан­тин Все­во­ло­до­вич

1218—1238 — Юрий Все­во­ло­до­вич

1238—1246 — Яро­слав Все­во­ло­до­вич

Га­лиц­ко-во­лын­ские:

1153—1187 — Яро­слав Осмо­мысл

1199—1205 — Роман Мсти­сла­во­вич

1221—1246 — Да­ни­ил Ро­ма­но­вич

 

Общая ха­рак­те­ри­сти­ка эпохи.

На­чаль­ный пе­ри­од фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти — один из наи­бо­лее слож­ных в ис­то­рии Руси. Имен­но в это время про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное дроб­ле­ние огром­ной Руси на отель­ные уезд­ные кня­же­ства: если сна­ча­ла их было 15, то к 14 веку ста­нет около 250.

 

Наи­бо­лее за­мет­ные со­бы­тия ( яв­ле­ния, про­цес­сы) пе­ри­о­да.

От­ри­ца­тель­ные: ослаб­ле­ние во­ен­ной мощи Руси, по­сте­пен­ное па­де­ние роли Киева, не­удач­ная битва на Калке с мон­го­ло-та­та­ра­ми, за­кон­чив­ша­я­ся по­ра­же­ни­ем Руси, ухуд­ше­ние жизни людей из-за по­сто­ян­ных меж­до­усо­биц.

По­ло­жи­тель­ные: рас­свет куль­ту­ры, осо­бен­но ар­хи­тек­ту­ры, от­кры­тие новых тор­го­вых путей, по­яв­ле­ние новых по­ли­ти­че­ских цен­тров, воз­ник­но­ве­ние новых го­ро­дов и раз­ви­тие уже име­ю­щих­ся, рас­свет ремёсел в них.

 

Тер­ми­ны и по­ня­тия: фе­о­даль­ная раз­дроб­лен­ность, съез­ды кня­зей, усо­би­цы, собор, храм, цер­ковь, фрес­ка, кре­сто­во-ку­поль­ый стиль.

 

Даль­ней­шее раз­ви­тие куль­ту­ры.

Раз­дроб­лен­ность при­нес­ла много бед Руси: опу­сто­ше­ний, раз­гро­мов, смер­тей. Од­на­ко в этот пе­ри­од были и по­ло­жи­тель­ные яв­ле­ния. Одним из них яв­ля­ет­ся раз­ви­тие куль­ту­ры. Каж­дый удель­ный князь хотел по­ка­зать своё ве­ли­чие, бо­гат­ство, а зда­ния ар­хи­тек­ту­ры, пре­жде всего, куль­то­вые зда­ния — храмы, со­бо­ры, церк­ви — очень удоб­ны для де­мон­стра­ции сво­е­го ве­ли­чия.

В дан­ный пе­ри­од осо­бен­но много церк­вей, хра­мов, со­бо­ров было по­стро­е­но при кня­зьях Ан­дрее Бо­го­люб­ском и Все­во­ло­де Боль­шое Гнез­до. Зо­ло­тые во­ро­та во Вла­ди­ми­ре (1164), Успен­ский собор во Вла­ди­ми­ре (1158—1161), Собор По­кро­ва на Нерли (1165), Собор Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Бо­го­лю­бо­во (1158—11165), Дмит­ри­ев­ский собор во Вла­ди­ми­ре (1193—1197).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.