|
|||
Пояснение. 1 страница1) 862—988. Данный период в истории Древней Руси — период образования и формирования государства, период правления первых князей. В данный период правили князья: Рюрик (862—879), Олег ( 879—912), Игорь (912—945), Ольга (945—969), Святослав (945—972), Ярополк (972—980).
Общая характеристика эпохи. − 1 этап развития Киевской Руси – это период объединения восточных славян в единое государство; − Создаётся аппарат власти и военной организации; − В данный период возрастает роль Киева как столицы государства, а также роль великого киевского князя; − Совершенствуется система налогообложения, проводится первая административная реформа; − Ведётся строительство городов, многие из которых города — крепости; − Укрепляется оборона страны, особенно на юге — здесь строятся оборонительные сооружения — засечная чета; − Развивается культура: письменность, устное народное творчество; − Укрепляется международное положение Руси: подписываются первые торговые договоры, устанавливаются дипломатические отношения со странами, ведутся успешные военные походы, которые значительно расширяют территорию государства. Долгое историки спорили , с какого же года считать начало образования Руси (по норманской теории — с 862 года, с начала правления Рюрика; по антинорманской — с 882, с правления Олега). Оба правителя внесли свой вклад в создание государства: объединяли племена, собирали дань, защищали территорию, укрепляли государство.
Термины и понятия: норманская и антинорманская теория, великий князь, погосты, уроки, полюдье, детинец-кремль, племена, восточные славяне, Гардарика Стольный, град, печенеги.
Усиление роли Киева как столицы государства. Князь Олег , объединив Новгород и Киев, назвал Киев «матерью городов русских», он стал на долгие годы столицей Руси среди многих городов того времени («Гардарикой» , то есть страной городов называли в то время Русь). Город укреплялся, строился, был центром торговли, деловой жизни. Активно продолжила эту политику княгиня Ольга, при которой Киев значительно расширился, она защищала столицу в 968 году от набегов печенегов. Причинно-следственные связи. 1.Необходимость защиты перед врагом путём усиления мощи государства. 2.Киев как столица Руси имел главенствующее значение среди всех городов. Именно здесь жили великие князья в данный период, город объединял народ, был любим им. Киев сыграл важную роль в объединении страны. 3.Было создано единое государство, мощное, имеющее авторитет в мире, способное защитить себя от внешних врагов. 4.Столица Киев стала центром Руси, именно вокруг Киева объединялись плена славян.
Историческая оценка значимости данного периода для истории России. Первый период развития Древней Руси — период первых князей — очень важная эпоха в истории страны. Было создано мощное государство, укреплялась власть киевского князя, отдельные племена стали единым целым — страной. Центром Руси стал город Киев. Была создана единая налоговая система, проведено первое административное деление государства, совершенствовались органы управления, что значительно облегчило управление страной. Киевская Русь расширяла территории, укрепляла города, торговала, занималась сельским хозяйством, развивались многие ремёсла. Второй период развития Руси — её расцвет, который связывают с правлением Владимира Святого и Ярослава Мудрого, был подготовлен деятельность первых киевских князей.
2) 912—972 гг. Временной промежуток с 912 по 972 г. относится к истории Древнерусского государства. Среди важнейших процессов этого периода четко прослеживаются следующие: во-первых становление налоговой системы. И, во-вторых, процесс формирования государственной территории, ее расширения и обороны складывающихся границ. Говоря о данном периоде, следует назвать правителей этого периода. Это князь Игорь (912—945), начавший править после смерти князя Олега и княгиня Ольга (945—972), жена Игоря, правившая после смерти мужа. Важным направлением деятельности киевских князей в период с 912 по 972 стало развитие налоговой системы. В период правления Игоря существовало так называемое полюдье, когда киевский князь со своей дружиной объезжал входящие в его государство племена и собирал с них дань в натуральном виде (пушнина, продукты и т. п.). При этом объем выплат определялся на месте и мог оказаться большим или меньшим в зависимости от различных факторов. Эта система способствовала тому, что соединяла земли восточных славян в единое государство, обеспечивала Киеву поступление средств на ведение своей политики. Но система имела и недостатки (необходимость личного присутствия князя при сборе полюдья, варьируемый размер дани) которые в полной мере проявились в истории с гибелью князя Игоря во время полюдья в 945 году. Тогда племя древлян, возмущенное попыткой Игоря взять дань повторно, расправилось с князем и его воинами. Жестоко отомстив древлянам за гибель Игоря, княгиня Ольга, сделала выводы изслучившегося, учла ошибки Игоря и провела серьезную реформу налогообложения. Полюдье было отменено. Вместо него установлена система уроков и погостов. (Уроки — заранее определенный размер дани, погосты — места, куда доставляли дань.) Благодаря этой реформе, Ольга значительно улучшила налоговую систему Древнерусского государства. Отныне налогообложение было унифицирован для всех племен, подчинявшихся Киеву. Деятельность княгини Ольги в этом направлении укрепила как финансовую систему государства, так и сплоченность племен. Больше не было поводов для обвинений киевских князей в предвзятом отношении к тому или иному племени. Если говорить о втором важном процессе периода 912—972 гг., то это процесс расширения территории государства и ее защита. Князь Игорь известен тем, что подчинил власти Киева племя уличей и защищал восточных славян от набегов печенегов — кочевого народа, обитавшего к югу от территорий, заселенных восточными славянами. Кроме того, Игорь организовывал походы против Византии в 941 и 944 гг. и заключил в 944 году с этой страной выгодный военно-торговый договор, способствовавший безопасности и развитию Древней Руси. Этот договор, в частности, зафиксировал право Древней Руси расширять свои территории на юге — в на р. Дунай и на Таманском полуострове. Таким образом, деятельность Игоря способствовала расширению территории Древнерусского государства и безопасности его границ. Княгиня Ольга продолжила политику своего мужа по сохранению и расширению территории государства. Из-за действий Игоря во время полюдья в 945 году из-под власти Киева выпало племя древлян. Ольга, понимая важность сохранения под своей властью всех подданных, сумела хитростью и жестокостью вернуть под власть Киева племя древлян и заставить его платить дань. Она продолжила сотрудничество с Византией, подтвердив выгодный договор, заключенный Игорем. Кроме того, во время своей поездки в Константинополь Ольга приняла христианства, что оказало влияние на рост позитивного отношения к христианству ее подданных и облегчило впоследствии крещение Руси в 988 году. Как и Игорю, Ольге пришлось защищать свой народ от печенегов в то время, когда князем стал уже ее сын Святослав Игоревич. Когда в 968 году печенеги подошли к Киеву, именно она возглавила оборону города, оказавшуюся успешной. Говоря о значении деятельности Ольги в деле сохранения и расширения территории Древнерусского государства, следует оценить ее положительно. Хотя Ольга и не расширила серьезно границ, она сумела удержать власть над беспокойными племенами восточных славян, защитить их от набегов печенегов, обеспечить мир и сотрудничество с Византией. Период с 912 по 972 был важным для отечественной истории и насыщенным событиями. Время правления Игоря и Ольги стал периодом «собирания» под власть Киева территорий, заселенных восточными славянами. периодом успешной защиты границ молодого государства. Таким образом, шло становление и развитие важнейшего признака государства — единства территории. Кроме того, в этот период шло развитие другого признака государственности — системы налоговых сборов. В результате этого процесса сложилась удачная, признаваемая всеми восточными славянами система уроков и погостов.
3) 957—972 гг. Данный исторический период совпадает с княжением киевского князя Святослава. Святослав I (около 942—972), великий князь киевский (с 945 г.) из рода Рюриковичей. Сын князя Игоря и княгини Ольги. Из-за ранней смерти отца Русским государством управляла мать малолетнего Святослава. Возмужав и взяв бразды правления в свои руки, князь почти всё время проводил в походах. Ему приписываются многие черты, характерные для европейского рыцарского кодекса чести, в числе которых летопись упоминает открытый вызов своим врагам: «Иду на вы!». Правление Святослава (957—972 гг.) знаменито военными походами. Их цель — вывести Русь в число крупнейших и могущественнейших держав. Походы Святослава на восток привели к разгрому Хазарии и полной ликвидации хазарской опасности. Под контроль Руси попал Северный Кавказ и Таманский п/в, где возникло Тмутараканское княжество. В 967—971 гг. Святослав совершил ряд походов на Балканы, стремясь создать единое славянское государство от Балтики до Средиземного моря. Однако превосходство в силах оказалось на стороне Византии и планы Святослава не осуществились. В 972 г. он погиб, убитый печенегами. Период правления первых князей — это время значительного расширения территории Русского государства, его выхода на международную арену, внутригосударственного укрепления. Другой яркой личностью этого периода была княгиня Ольга, которая в отсутствие сына фактически продолжала управлять Киевским княжеством. Ольга (в крещении Елена) (около 890 — 969), великая княгиня киевская. После убийства мужа (945 г.) осталась в Киеве с маленьким сыном. Погубившие Игоря древляне вознамерились поставить во главе недавно объединённой Вещим Олегом Руси своего князя Мала, готового жениться на Ольге. Заманив в Киев и перебив «лучших людей» Древлянской земли, Ольга истребила ещё 5 тыс. приглашённых на праздник древлян на могиле Игоря и сожгла их столицу Искоростень (946 г.). Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах. Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии княгиня крестилась ещё до поездки). Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Повзрослевший Святослав не стал ей помощником в правлении, ибо беспрерывно воевал за границами Руси. В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны. Канонизирована Русской православной церковью как святая.
4) 980—1015 гг. Данный период совпадает с правлением Владимира Красное Солнышко или Святого. Стал киевским князем после победы в междоусобице. 981 г. Владимир совершил поход против Польши и сумел вернуть Руси захваченные польским князем города Червень (близ нынешнего Хелма) и Перемышль. Волынь осталась за Русью. В 982 г. дружины Владимира двинулись на северо-запад русских земель, где киевскому князю удалось разгромить и подчинить себе ятвягов, а также принудить к дани иные племена Вое точной Балтии. Став князем в Киеве, Владимир повелел соорудить новый истукан бога Перуна, который водрузили близ княжеского терема на «священном» холме посреди прочих языческих идолов. По его мысли, эти языческие божества должны были стать общими для всех племён, входивших в обширное государство. Однако первая религиозная реформа Владимира не имела успеха, каждое племя продолжало почитать своих богов. Тогда князь задумался о принятии новой веры. В 988 г. войско Владимира прибыло на ладьях в Крым и осадило главный византийский город Херсон (Корсунь). После непродолжительной осады город пал, и Владимир лишил Византийскую империю её крымских владений. В начинавшихся русско-византийских переговорах выяснилось, что русский князь на Херсон не претендует и готов возвратить его византийцам при условии согласия соправителей империи — Василия и Константина на его брак с их сестрой Анной. Но этот союз мог состояться только с христианином и правителем христианской страны. Такова историческая основа крещения Руси в 988 г. Позже было составлено предание о «выборе веры» Владимира: он будто бы колебался между иудаизмом, исламом, западным («римским») христианством и восточным («византийским»), предпочтя в итоге последнее. Со времени крещения Русь стала полноправной участницей исторических и культурных процессов в мире христианской цивилизации. Владимир Святославич, впоследствии канонизированный и ставший Владимиром Святым, — один из прототипов былинного князя Владимира Красное Солнышко. Немало внимания Владимир уделял защите южных рубежей Руси от набегов кочевников. Во время его правления были сооружены защитные валы на степной границе Руси, крепости, где несли пограничную службу дружинные отряды. Другой яркой личностью этого периода является Добрыня. Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича Добрыня был братом матери князя Владимира — Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне с братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он сам стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, причём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.
5) 972—1015 гг. Данный период совпадает с правлением Владимира Красное Солнышко или Святого первой усобицей на Руси. Стал киевским князем после победы в междоусобице. 981 г. Владимир совершил поход против Польши и сумел вернуть Руси захваченные польским князем города Червень (близ нынешнего Хелма) и Перемышль. Волынь осталась за Русью. В 982 г. дружины Владимира двинулись на северо-запад русских земель, где киевскому князю удалось разгромить и подчинить себе ятвягов, а также принудить к дани иные племена Вое точной Балтии. Став князем в Киеве, Владимир повелел соорудить новый истукан бога Перуна, который водрузили близ княжеского терема на «священном» холме посреди прочих языческих идолов. По его мысли, эти языческие божества должны были стать общими для всех племён, входивших в обширное государство. Однако первая религиозная реформа Владимира не имела успеха, каждое племя продолжало почитать своих богов. Тогда князь задумался о принятии новой веры. В 988 г. войско Владимира прибыло на ладьях в Крым и осадило главный византийский город Херсон (Корсунь). После непродолжительной осады город пал, и Владимир лишил Византийскую империю её крымских владений. В начинавшихся русско-византийских переговорах выяснилось, что русский князь на Херсон не претендует и готов возвратить его византийцам при условии согласия соправителей империи — Василия и Константина на его брак с их сестрой Анной. Но этот союз мог состояться только с христианином и правителем христианской страны. Такова историческая основа крещения Руси в 988 г. Позже было составлено предание о «выборе веры» Владимира: он будто бы колебался между иудаизмом, исламом, западным («римским») христианством и восточным («византийским»), предпочтя в итоге последнее. Со времени крещения Русь стала полноправной участницей исторических и культурных процессов в мире христианской цивилизации. Владимир Святославич, впоследствии канонизированный и ставший Владимиром Святым, — один из прототипов былинного князя Владимира Красное Солнышко. Немало внимания Владимир уделял защите южных рубежей Руси от набегов кочевников. Во время его правления были сооружены защитные валы на степной границе Руси, крепости, где несли пограничную службу дружинные отряды. Другой яркой личностью этого периода является Добрыня. Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича Добрыня был братом матери князя Владимира — Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне с братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он сам стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, причём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя. 6) 1019—1054 гг.Разгром печенегов, издание «Русской Правды». Русско-византийская война. Личности: Ярослав Мудрый, митрополит Илларион. Причинно-следственные связи: разгром печенегов — строительство Софийского собора, развитие древнерусского государства — усиление расслоения общества. Термины и понятия: смерд, холоп., рядович, боярин, дружинник, огнищанин, тиун, ранефеодальное государство. Расцвет культуры и образования, благодаря деятельности Ярослава Мудрого.
7) 1093—1125 гг. После смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году, Святополк Изяславич, став Киевским князем в 1093 году, проиграл несколько сражений против половцев. В одном из сражений погиб брат Святополка-Ростислав, утонув при бегстве. Но одним из главных событий при правлении Изяславича считается заключение мира с половцами в 1094 году после сражения у Халеппа, итог которого, кстати, неизвестен. В знак примирения, Святополк взял в жены дочь половецкого хана Тугоркана. В 1097 г. по решению Любечского съезда князей — потомков Ярослава Мудрого — Святополк Изяславич получил Киев, Туров, Слуцк и Пинск. Сразу же после съезда Святополк и князь владимиро-волынский Давыд Игоревич захватили в плен князя теребовльского Василька Ростиславича и ослепили его. Против Святополка выступили князья Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи. Киевский князь помирился с ними и обязался начать войну против Давыда Игоревича. В 1098 г. Святополк Изяславич осадил Давыда Игоревича во Владимире-Волынском. Через семь недель осады Давыд покинул город и уступил его Святополку. После этого Святополк Изяславич попытался отобрать у Володаря и Василька Ростиславичей Червенские города. В 1099 г. Святополк пригласил венгров, а Ростиславичи заключили союз со своим бывшим врагом князем Давидом Игоревичем, который получил помощь от половцев. Святополк и венгры были разбиты, а Давыд Игоревич вновь овладел Владимиром-Волынским. Одно из важнейших событий данного периода — съезд князей в Любече в 1097 году во время первой междуусобной войны. Собрались князья с целью заключения договора о разделении владений. В стране было очень трудное время. С одной стороны — постоянные набеги половцев, с другой — внутренние междуусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. В съезде принимало участие 6 князей. Инициатором встречи выступил Владимир Мономах, он же и предложил создать единую армию для борьбы с половцами. Благодаря Владимиру было достигнуто соглашение между князьями, и какждый получил желанные земли. Владимир поступил очень мудро, собственно за это он и был любим народом. Но не только за мудрость любили этого князя. Он был щедр, со всеми делился, но и казна его не была пуста. Владимир заслужил большое уважение среди народа. Собственно признание Владимира народом и помогло стать ему князем Киевским в 1113 году. Данный период сыграл большую роль в уреплении Руси.Страна стала мощнее и была готова отражать атаки недоброжелателей.
8) 1113—1125 гг. Данный исторический период совпадает с княжением Владимира Мономаха в Киеве. Родился Владимир Всеволодович Мономах 26 мая 1052 года. Его отцом был Всеволод Ярославич, а матерью Анна, дочь императора Византии, Константина Девятого. В 1067 году был посажен на княжение в Смоленске, с 1078 княжил в Чернигове. С 1125 года был великим князем киевским. Данный талантливый правитель остался в истории не только как князь, но и как писатель, после которого нам достались его важные литературные труды.Наиболее знаменитым стало его «поучение детям». Однако, как не старался князь Мономах сохранить мир, но часто именно эти его попытки избежать войны и приводили его на поле битвы. Первое значительное военное столкновение в жизни Мономаха произошло в 1077 году, когда он, слушаясь приказа князя киевского Изяслава, выступил с ратью против половцев. Владимир получает черниговское княжество, однако после того как в 1094 году Олег Святославич, пришедший под стены его замка потребовал отдать обратно земли отца, Мономах, избегая сражения, уходит со своей дружиной в Переяславль. Позже, уже будучи на княжении в Соленске, Владимир активно старался помочь в борьбе с врагами соседним князьям. В 1097 и 1100 годах он выступает одним из инициаторов собраний удельных князей. После кончины Всеволода Ярославича Мономах не спешил занять киевский престол. Более того, он передаёт его (несмотря на завещание отца) Святополку Изяславичу. Также по мере своих сил он старался всегда оказывать военную помощь новому князю в походах. Мономах стал киевским великим князем только в 1113 году. На княжение его звала киевская знать, боящаяся восстания народа против ростовщиков. Благодаря Мономаху восстание было подавлено, а сам князь, выяснив причины его возникновения, установил нормы долгового права для предотвращения конфликтов в будущем. Княжеский устав способствовал упрощению участи закупов (наёмных работников и должников). Также правление князя Мономаха ознаменовалось противостояниями с половцами (кочевниками). Сам Владимир неоднократно заключал с ними мирные соглашения и был организатором рейдов в полоцкие территории, чтобы привлечь народное ополчение. Необходимо отметить, что имена такая мирная политика и сделала Мономаха таким популярным в народе. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112—1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
9) 1113—1237. Этот период в истории Древней Руси — начальный период феодальной раздробленности. В данный период правили князья: владимиро-суздальские: 1125—1157 — Юрий Долгорукий 1157—1174 — Андрей Боголюбский 1176—1212 — Всеволод Большое Гнездо 1216—1218 — Константин Всеволодович 1218—1238 — Юрий Всеволодович 1238—1246 — Ярослав Всеволодович Галицко-волынские: 1153—1187 — Ярослав Осмомысл 1199—1205 — Роман Мстиславович 1221—1246 — Даниил Романович
Общая характеристика эпохи. Начальный период феодальной раздробленности — один из наиболее сложных в истории Руси. Именно в это время происходит постепенное дробление огромной Руси на отельные уездные княжества: если сначала их было 15, то к 14 веку станет около 250.
Наиболее заметные события ( явления, процессы) периода. Отрицательные: ослабление военной мощи Руси, постепенное падение роли Киева, неудачная битва на Калке с монголо-татарами, закончившаяся поражением Руси, ухудшение жизни людей из-за постоянных междоусобиц. Положительные: рассвет культуры, особенно архитектуры, открытие новых торговых путей, появление новых политических центров, возникновение новых городов и развитие уже имеющихся, рассвет ремёсел в них.
Термины и понятия: феодальная раздробленность, съезды князей, усобицы, собор, храм, церковь, фреска, крестово-купольый стиль.
Дальнейшее развитие культуры. Раздробленность принесла много бед Руси: опустошений, разгромов, смертей. Однако в этот период были и положительные явления. Одним из них является развитие культуры. Каждый удельный князь хотел показать своё величие, богатство, а здания архитектуры, прежде всего, культовые здания — храмы, соборы, церкви — очень удобны для демонстрации своего величия. В данный период особенно много церквей, храмов, соборов было построено при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Золотые ворота во Владимире (1164), Успенский собор во Владимире (1158—1161), Собор Покрова на Нерли (1165), Собор Рождества Богородицы в Боголюбово (1158—11165), Дмитриевский собор во Владимире (1193—1197).
|
|||
|