Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рассмотрим наиболее распространенные методы конкрет­но-социологических исследований государственно-правовых явлений.



К методам конкретно-социологического исследования, при­меняемым в социально-экономических науках, относятся изу­чение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и др.

Важное значение имеют не только методы получения све­дений о социальных явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографичес­кое обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т. д.).

Рассмотрим наиболее распространенные методы конкрет­но-социологических исследований государственно-правовых явлений.

Изучение документов (документальный метод).Документ — это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо знаковой системы.

Существуют различные классификации документов.

По общей значимости документы можно разделить на офи­циальные и неофициальные. Официальные документы имеют “служебный” характер, поскольку они составлены государ­ственными и муниципальными органами и учреждениями, ком­мерческими и некоммерческими организациями. К неофициаль­ным относятся в основном личные документы, касающиеся жиз­ни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобиогра­фии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации до­кументы делят на текстовые и нетекстовые. В текстовых доку­ментах информация закреплена посредством письменных зна­ков (букв), а в нетекстовых документах — с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фото- и фоно­документы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения, посколь­ку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, непол­ными. Поэтому документ следует проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по веду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

При изучении документов может быть использован коли­чественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определен­ных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и оп­ределении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изу­ченных документов. Индикаторами, т. е. конкретными указате­лями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть:

1) употребленные в тексте понятия, события, наименова­ния, имена собственные, устойчивые словосочетания;

2) предложения (утверждения, вопросы, оценки и т. п.);

3) совокупность высказываний на определенную тему.

Для количественного анализа составляют вопросник, содер­жащий набор вопросов на определенную тему, ответы на кото­рые могут быть получены из документов.

Большое значение в сборе первичной информации со слов опрашиваемого имеет метод опроса. Метод опроса может про­водиться заочно путем распространения, сбора и обработки ан­кет (анкетирования) либо очно, в форме беседы с опрашивае­мым лицом. Эти методы широко используются, например, при изучении положения товарного рынка по следующим парамет­рам: количество и качество товара, конкурентоспособность то­вара, ассортимент продукции на торговом предприятии.

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполне­нию анкеты и ее возврату, гарантия анонимности и высказыва­ется благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей воп­росы по социально-демографической характеристике респон­дентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать рес­пондента и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту ин­формацию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возмож­ность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследо­вания.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены кон­трольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдивости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные воп­росы. Вторые предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они дол­жны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в се­редине — сложные, трудные, деликатные. Затем сложность воп­росов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводя­щих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не толь­ко вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы отве­тов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа “да — нет” (иногда с добавлением “не знаю”);

б) со шкальными ответами, например, для оценки интен­сивности какого-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент мо­жет дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке “другое (иное)”.

Для проверки правильности составления анкеты проводит­ся пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется сре­ди специально подобранных, типичных респондентов. Если ока­жется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших “не знаю (затрудняюсь ответить)” или вообще отсутствуют от­веты на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратив­шихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респон­дентам (возвращается около 90%).

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выбороч­ный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обсле­дуют только выделенную по определенным правилам ее часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль­таты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генераль­ной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примера­ми простой случайной выборки являются жеребьевка, лотерей­ный метод. Механическая выборка состоит в том, что все эле­менты генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число рес­пондентов. При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки заключается в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Имеются следующие ее виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60-70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот могут быть данные о признаках элементов генеральной совокуп­ности, например образование, возраст).

Выборка должна быть характерной, т. е. выборочная сово­купность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и зако­номерности изучаемого явления. Разность между данными ге­неральной и выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная надежность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — от 3 до 10%, приближенная — от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%.

Интервью — это беседа исследователя с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Исследователь, пользуясь вопрос­ником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направ­ляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

Интервью может быть стандартизированным или свобод­ным.

Стандартизированное интервью осуществляется по зак­рытым вопросам, и исследователю остается лишь пометить от­вет подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т. д.).

Свободное интервью — это беседа с респондентом по опре­деленному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

— панельное, т. е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени;

— клиническое, т. е. длительное, глубокое;

— фокусированное, т. е. кратковременное по какому-либо конкретному вопросу.

Метод экспертных оценок заключается в изучении мне­ния специалистов, обладающих глубокими знаниями и практи­ческим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов от­бираются как научные, так и практические работники (не более 20— 30 человек). Для определения их компетентности приме­няются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суж­дений экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испыта­ний экспертов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материалов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с использовани­ем нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или груп­повым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводит­ся путем анкетирования или интервью. Групповой опрос возмо­жен в форме “круглого стола”, в. ходе которого происходит об­мен мнениями между специалистами,

В экономических науках этот метод используется при раз­работке и реализации прогнозов деятельности предприятия, оценке внутреннего состояния предприятия, сильных и слабых его сторон, выявлении тенденций, позволяющих максимально использовать имеющие возможности, избегать негативных си­туаций, возможных угроз в будущем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.