Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста по средствам дидактических игр.



"Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста по средствам дидактических игр".

 

1.Уважаемые члены аттестационной комиссии, разрешите представить выпускную квалификационную работу, на тему "Развитие межличностных отношений детей младшего школьноговозраста по средствам дидактических игр".

Тема возникновения и развития межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку многие негативные и разрушительные явления среди молодых людей, наблюдаемые в последнее время (жестокость, усиление агрессии, отчуждение и т.д.) происходят из раннего и младше школьногодетства. Это побуждает нас рассматривать взаимоотношения детей друг с другом на ранних стадиях онтогенеза, чтобы понять их возрастные особенности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

2.Актуальность исследования

Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

3.Объект исследования: формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра, как одно из средств формирования межличностных отношений детей младшего школьного.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если на занятиях будет использована адекватная возрасту дидактическая игра.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Е.О. Смирнова, А.А. Смоленцева, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. Л. Жуковская и многие другие.

4.Цель исследования: изучить возможности влияния дидактической игры на формирование межличностных отношениймладших школьников.

Задачи исследования

1. Определить сущность понятия «межличностные отношения».

2. Изучить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

3. Охарактеризовать дидактическую игру как одно из средств развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

4. Разработать и апробировать программу формирования межличностных отношений младших школьников посредством дидактической игры.

5. Определить эффективность программы формирования межличностных отношений младших школьников посредством дидактической игры.

5.Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных работ, нормативно-правовых документов по проблеме исследования; эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической статистики, систематизация и представление экспериментальных данных.

6. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СОШ школы №5 г. Семенов.

Опытно-экспериментальная работа проходила в период с 20 апреля по17 мая.

Всего в эксперименте принимало участие 30 детей школы № 5 г.Семенов: по 15 детей в контрольной и экспериментальной группах.

 

7.Теоретические аспекты исследования проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Отношения с людьми являются решающими и определяющими. Содержание, уровень отношений человека с миром очень различны: каждый человек вступает в отношения, но целые группы также вступают в отношения друг с другом, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии есть два основных типа отношений: социальные отношения и тот факт, что Владимир Николаевич Мясищев называет «психологическое» отношение индивида.

Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения.

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других отношений, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

8.Основные феномены межличностных отношений

1.Симпатия – избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;

2. Аттракция – привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии;

3. Антипатия – чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.

4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой).

Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста

Развитие отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста тесно связано с развитием самосознания ребенка и с тем, что отношение субъекта и личности начинает меняться в младшем школьном возрасте.

Эльконин Даниил Борисович предположил, что развитие самосознания ребенка можно рассматривать как дифференциацию и внутренние отношения детей «я» и «не-я». Это внутреннее «Не-я», с одной стороны, оценивает и познает самого субъекта (а затем, по словам Михаила Бахтина, он «смотрит на себя глазами другого»), а с другой стороны является субъектом обращения и диалога (и тогда человек «смотрит в глаза другому»). В обоих случаях, когда внешняя встреча с другим человеком переходит к другому, то есть относится к нему. Отношение к себе и отношение к другому различны, но неразрывно связаны сторонами одного самосознания

9.Дидактическая игра как одно из средств развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Игра (как определено Алексеем Николаевичем Леонтьевым) является ведущей деятельностью ребенка школьника, т. е. деятельностью, посредством которой происходят самые важные изменения в психике ребенка и внутри которых развиваются психические процессы, которые готовят переход ребенка к новому, более высокому этапу его развития.

По словам Льва Семеновича Выготского, игра представляет собой воображаемую реализацию желаний ребенка, чего он не может реализовать в реальной жизни.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, мы должны подчеркнуть, что во время игры ребенок всегда находится в определенных отношениях с детским коллективом. Чувства, вызванные игрой, заключаются в отношениях, которые формируются. Именно дидактическая игра, имеет определенную и четкую структуру. Обязательным компонентом такой игры являются правила, определяющие порядок, последовательность игровых действий и отношения детей. Дидактическая игра формирует не только знания, но и различные чувства, учит детей видеть положительные качества и достоинство других детей. Приобретенное правило игры становится «точкой опоры» отношений в игре. В то же время они способствуют формированию самостоятельности и самоконтроля. Благодаря правилам, их усвоение, дети могут ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, скорости и точности реакций, способности сдерживать непосредственные желания. В результате, формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, сопоставлять его с поведением сверстников.

10.Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.

11.Констатирующий этап эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности межличностных отношений младших школьников в классе

При проведении констатирующего эксперимента были использованы следующие методики: социометрическое исследование « Секрет » (Репина Т.А.); методика « Лесенка » (дополнена Е.О.Смирновой)

Результаты:

п./п участники самооценка Глазами сверстников Разрыв
А Верхняя ступень 4 ступень 3 ступени
Б Верхняя ступень Нижняя ступень 6 ступеней
В Верхняя ступень 4 ступень 3 ступени
Г Верхняя ступень 6 ступень 1 ступень
Д Верхняя ступень 3 ступень 4 ступени
Е Верхняя ступень Верхняя ступень Разрыва нет
Ё Верхняя ступень 6 ступень 1 ступень
Ж Верхняя ступень Нижняя ступень 6 ступеней
З Верхняя ступень Нижняя ступень 6 ступеней
И Верхняя ступень Верхняя ступень Разрыва нет
К Верхняя ступень 6 ступень 1 ступень
Л Верхняя ступень Верхняя ступень Разрыва нет
М Верхняя ступень Верхняя ступень Разрыва нет
Н Верхняя ступень Нижняя ступень 6 ступеней
О Верхняя ступень 6 ступень 1 ступень

 

12-13.Формирующий этап эксперимента

Цель формирующего этапа эксперимента: разработать программу дидактических игр и апробировать ее на практике.

 Данная программа включает дидактические игры на развитие внимания, наблюдения, зрительной и слуховой памяти, воображения;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.