|
|||
Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, — Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 "Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, — да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна. Посилите вы, а я полежу". Протопоп Аввакум в обращении к вселенским патриархам на соборе 1667 года. В августе 1667 года протопоп Аввакум был вывезен в Пустозерск, в котором уже находилась его семья и иные раскольники, которые не смирились с реформами Никона. Именно в Пустозерске Аввакум стал разрабатывать свои учения. Суть его учений заключалась в старине, в той современной ему действительности, которая ему виделась и которая противоречила тенденциям эпохи и самого Русского государства. Ведь именно в это время Московская Русь стала перестраиваться на другие духовные начала, сближая своими действиями общехристианскую, западноевропейскую и православные традиции. Тем не менее, учения Аввакума имело большое влияние на ту часть крестьянства, которая, испытывая воздействие усиливающегося крепостничества, превращалась в холопов и рабов. Именно они стали выступать за те порядки, традиции и привилегии, которые были ранее. Они отвергали все преобразования, которая делала церковь. Крестьянские толпы уходили в глухие леса и болота, покидая те места, которые веками были насижены их семьями. Они ушли на Север и в Зауралье, не боясь преследований и анафем. Протопоп Аввакум в Сибири. Художник: Е.Д.Мальцев. Отмечается. что стало увеличиваться количество самосожжений массового характера. Люди гибли сотнями и тысячами, не смирясь с церковными реформами. Примером служит ситуация, разразившаяся в начале 1687 года, когда в Палеостровском монастыре в результате массового самосожжения погибло около двух тысяч человека. Или же. например, 9 августа 1687 года в г. Березове Олонецкого уезда предали себя огню приблизительно тысяча человек. Подобных ситуаций в то время было великое множество. Что же касается Аввакума, то он поощрял подобные свершения. "Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут". "Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли". "Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, — Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память". Протопоп Аввакум в "Послании к некоему Сергию". Самосожжение. Художник: Мясоедов Г.Г. Источник изображения открытая база Отметим, что на период 1675 - 1695 гг. зафиксировано порядка 35 самосожжений массового характера. Во время этих самосожжений погибло порядка 20000 человек. Можно говорить о том, что Аввакума следует считать буквально-таки первым проповедником, который приветствовал массовые суициды в религиозной практике. Неудивительно, что он считался еретиком. Алексей Михайлович умер и на престоле оказался его сын - Федор Алексеевич. Аввакум решил в 1681 году отправить послание новому царю,в котором говорилось о раздражении к церкви и всему духовенству. «А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю». «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, — слышал я от Спаса; то ему за свою правду. Иноземцы, что знают, что ведено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали». Протопоп Аввакум в послании к царю Федору Алексеевичу. Федор Алексеевич не относился с сочувствием в отношении раскольников, как его отец. Послание протопопа Аввакума было им воспринято как угроза власти. угроза царства, угроза лично его особе. Что же касается окружения царского, то в нем практически не осталось тех лиц, которые благожелательно относились к опальному протопопу. Царский двор Федора Алексеевича состоял из "киевских нехаев" - ученых-монахов, лидером которых являлся Симеон Полоцкий. За ругань в отношении царского дома было принято решение сжечь протопопа Аввакума, равно как и трех его подельников. Сожжение протопопа Аввакума. 15 апреля 1682 года протопоп Аввакум был предан огню. Он был сожжен на костре. Подробности данной казни малым образом известны. можно говорить лишь только о том, что за ней наблюдало большое количество народа.
|
|||
|