|
|||
Ох, ох, бедная Русь! Чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?»«Всяк бо, крестяся тремя персты, кланяется первому зверю папежу и второму русскому, творя их волю, а не божию, или рещи: кланяется и жертвует душою тайно антихристу и самому дияволу. В ней же бе, шепоти, тайна сокровенная: зверь и лжепророк, сиречь: змий — диявол, а зверь — царь лукавый, а лжепророк — папеж римский и прочий подобии им». Протопоп Аввакум. Также протопоп Аввакум осудил "аллилуйю", произносимую не два, а три раза, и иные реформы патриарх Никона, суть которых заключалась в согласовании русского богослужения с практиками иных православных церквей. «Ох, ох, бедная Русь! Чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?» Протопоп Аввакум. Мнение Аввакума было поддержано Стафаном Вонифатьевым и Иваном Нероновым. Имея практику проповеди, они выставляли патриарх Никона как жестокого и честолюбивого искателя власти, который стремится замучить всех верных православных христиан. Никон, зная порицание, направленное в его сторону, весьма хладнокровно и расчетливо решил убрать со своего пути и пути проведения церковных реформ тех, кто был недоволен. Одним из первых, кто подвергся опале, стал Стефан Вонифатьев. Он был подстрижен в монахи и вскоре умер в Иверском монастыре. После опалы Вонифатьева Иван Неронов был осужден за оскорбление личности патриарха. Иван Неронов простился с жизнью, будучи после опалы архимандритом Переяславско-Залесского монастыря.
Однако самой суровой участи удостоился протопоп Аввакум. В сентябре 1653 года он был отправлен в ссылку в Тобольск, после которого он был переведен в Восточную Сибирь. О днях ссылки Аввакум в своем "Житие" пишет следующее: «Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: „Долго ль, протопоп, сего мучения будет?“ И я ей сказал: „Марковна, до самыя до смерти“. Она же против: „Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь“». Протопоп Аввакум Однако "мучения" Аввакума были прерваны в 1661 году. Царь Алексей Михайлович Романовы, по прозвищу "Тишайший", позволил протопопу вернуться в Москву. Эта новость была с воодушевлением воспринята Аввакумом, поскольку он решил, что сам царь настроен против Никона и его реформ. на самом деле ситуация складывалась довольно-таки сложно и противоречиво. Патриарх Никон, не удовлетворяясь второй ролью в государстве, пытался фактически выйти из подчинения светской власти. Он стремился показать свою главенствующую роль не только над церковными людьми, но и над всеми жителями Руси. Естественно, подобная прыть патриарха обеспокоила бояр и высшее духовенство. Они стали выступать против реформ Никона, даже несмотря на то, что их поддерживал Алексей Михайлович. Однако вскоре и в отношениях Никона и Алексея Михайловича "пробежала черная кошка". Никон, будучи мало осведомленный в интригах, не представлял, что Алексей Михайлович вскоре изменит к нему благостное отношение. Он полагал, что его положение незыблемо и ничто не может его пошатнуть. Алексей Михайлович изъявил неудовольствие поведением и действиями патриарх. В ответ на этот жест патриарх Никон 11 июля 1658 года после свершения службы в Успенском соборе объявил собравшимся о том, что он решил покинуть свой пост и удалиться в Воскресенский монастырь. Подобным жестом Никон рассчитывал на то, что царь все-таки вернет к нему расположение, однако он не учитывал влияние на Алексея Михайловича со стороны бояр-старообрядцев. Осознав свой жест в Успенском соборе как ошибочный, Никон пытался вернуть назад. Однако все осложнилось. Поскольку зависимость русской церкви от светской власти становилась установившимся фактом, выход из подобного положения целиком и полностью зависел от царя. его воли и решения. Алексей Михайлович, стоит сказать, колебался. И в этот момент его окружение смогло вернуть в Москву протопопа Аввакума и иных членов кружка "ревнителей благочестия". Аввакум, не помышляя и не зная о подобных интригах вокруг царя, искренне верил, что староверие победило над иноземными попытками сломить русскую церковь.
|
|||
|