Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доклад Протопоп Аввакум и его эпоха Выполнили Лескина Анна и Плакина Дарья, студентки группы 19ипд2



Доклад "Протопоп Аввакум и его эпоха" Выполнили Лескина Анна и Плакина Дарья, студентки группы 19ипд2

Протопоп Аввакум Петров — фигура почти невероятная. Это уникальный слу­чай, когда в одной личности отразилась эпоха, разграничившая Россию средне­вековую, по преимуществу религиозную, — и новое светское государство с куль­турой и политической структурой иного типа. И если мы обращаемся к фигуре Аввакума, то во многом потому, что он оказался человеком на грани двух миров.

Сын и внук сельских священников, он родился в селе Григорове, под Нижним Новгородом, — в тех исконно русских, коренных краях, откуда за десятилетие до его появления на свет ранее вышло народное ополчение, чтобы спасти оте­чество и укрепить православную веру; ополчение, которое в итоге обеспечило приход на трон нового царя Михаила Федоровича Романова и вместе с ним новой династии. Аввакум рос в обыкновенной, не слишком благополучной семье: в 15 лет лишился пьющего отца; прислушивался к наставлениям «молит­венной» матери, по указанию которой в 17 лет женился на 14-летней сироте На­стасье Марковне (именно так, уважительно, он ее назы­вал потом всю жизнь). В двадцать с небольшим лет был рукоположен в диа­коны, а пару лет спустя, в 1644 году, — поставлен в священники и получил приход в селе Лопа­тицы неподалеку от почитаемого Макарьева Желтоводского монастыря. Сло­вом, в первые 25 лет ничем не выделялся из сотен подобных ему «поповичей». Представив себе его, мы одновременно видим десятки тысяч молодых людей XVII века, для которых жизнь строилась по лекалам отцов и дедов, которые жили в рамках церковного годового круга и крепко держались за землю: «где родился, там и пригодился» — это их взгляд на мир.

 Он с самого раннего детства был приучен к аскетическому образу жизни и стремился к святости, испытывая искреннее отвращение ко всему мирскому. В народ он прослыл как святой и чудотворец.

Напомним, что значимым звеном в отечественной истории XVII века является церковный раскол, который случился благодаря церковным реформам, учиненным патриархом Никоном(1650 - 1660)  . Церковная реформа патриарха Никона должна была устранить разночтения, имеющиеся в церковных книгах, а также ликвидировать разницу в реализации тех или иных церковных обрядов. Реформа была необходима. С реформой был согласен и протопоп Аввакум.

Многие стали задаваться вопросом - что именно следует брать за основу проведения реформы? Следует переводить на старославянский язык византийские богослужебные книги, которые были сделаны до падения Константинополя в 1453 году, или же следует переводить на старославянский язык греческие тексты (в том числе и те, которые были исправлены после падения Царьграда).

Патриарх Никон решил в качестве образца взять греческие книги. Следует отметить, что в новых переводах имелись разночтения с древними. Собственно, этот жест патриарха и стал формальной причиной церковного раскола.

Говоря о церковной реформе патриарх Никона следует отметить, что самым. пожалуй, значимым нововведением следует признать:

· замену крещения двумя пальцами на троеперстие;

· произнесение славословия Богу "аллилуйя" три раза, а не два как было ранее;

· движение аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против.

Собственно, изменения, проведенные в ходе церковной реформы, касались не самого существа православия, а его обрядовой части. Однако люди решились объединяться против нововведений патриарха Никона. Их претензии касались не только "новой веры", но и роста государственного и помещичьего гнета, возрастания роли иностранцев и пр. Все это казалось людям несоответствующим той традиции "правды", которая была ранее.

Собственно, сам раскол начался с того, что патриархом Никоном было принято решение во всех церквях Москвы запретить двоеперстие. Плюс ко всему, им были приглашены из Киева ученые монахи, которые должны были исправить церковные книги. Среди приглашенных числились Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и др. Таким образом, в ходе действий патриарха Никона рушилось все то, что было привычным. Раскол коснулся не только самой церкви, но и общества.

Против патриарха Никона и его реформ выступили "боголюбцы" (или как ещё иначе их называют "ревнители благочестия"). Лидером "боголюбцев" был Стефан Вонифатьев. Также отмечалась активность со стороны Казанской церкви Красной площади, а именно её настоятеля Ивана Неронова, протопопов Даниила из Костромы, Логгина из Мурома, темниковского Даниила, а также юрьевского Аввакума. Отметим, что Никон сам входил в данное общество и именно поэтому они его поддержали при избрании в патриархи.

Патриарх Никон, учинивший реформу, приведшую к расколу церкви.

"Ревнители благочестия" считали, что в первую очередь следует навести порядок в церкви, необходимо искоренить равнодушие среди мирского населения в отношении к службам, проводимых в храмах, необходимо проводить проповеди. Они искренне верили в том, что исправление богослужебных книг следует проводить не по греческим рукописям, а по старинным русским. Они крайне настороженно реагировали на все то, что являлось иноземным, поскольку полагали, что происходит проникновение западной культуры и её пороков на Русь.

"Боголюбцы", заметив первые действия патриарх Никона, разочаровались в нем и в его староверии. Негодование в отношении замены двоеперстия на троеперстие было повсеместным. Никон стал выставляться в обществе как "латынник" и предтеча антихриста.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.