Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как научиться контролировать изготовку?



Как научиться контролировать изготовку?

В настоящее время, как и раньше, спортсмены делали это за счет кинестезии (субъективных мышечно-суставных ощущений). Поскольку в данном сложно координированном действии участвует большое количество мышц, стрелку сложно по отдельности контролировать степень их необходимого напряжения или расслабления. Качество изготовки определялось по степени комфортности и стабильности удержания оружия в районе прицеливания. Это делать проще, когда оценка происходит за счет навыка удержания и восприятия общего ощущения комфортности.

Для этого, спортсмен должен научиться управлять своим вниманием. И он имеет некоторый опыт в этом деле. В процессе освоения любого положения стрелок поневоле направляет внимание на то, что он делает. За счет биообратной связи он дает команду отдельным мышцам и оценивает эффективность выполнения. Опытный спортсмен умеет «слышать» и сознательно чувствовать свое физическое состояние. У настоящего мастера в изготовке усилие мышц дифференцировано. Он исключает ненужные «зажатости», так как в напряженной мышце вырабатывается больше молочной кислоты и она быстрее утомляется.

Следующей фазой самопознания и совершенствования является умение дифференцировать (разделять) внимание на основное и второстепенное. Второстепенное направлено на сохранение наработанной изготовки. Спортсмен рассеянным (расслабленным) вниманием контролирует ощущение ее комфортности. Основное внимание стрелка должно быть направлено на указательный палец, лежащий на спусковом крючке, чтобы при благоприятном положении мушки, не теряя драгоценное время, сделать финальное дожатие.

Это взаимодействие внимания на разных уровнях способствует своевременному и активному реагированию стрелка на кратковременное и устойчивое положение мушки в центре района прицеливания, чтобы сделать меткий выстрел. Психофизиологическое состояние спортсмена во время такой стрельбы похоже на состояние охотника, ожидающего появление дичи в ограниченном пространстве, чтобы вовремя сделать решающий выстрел.

Примечание: не путать расслабленное внимание для общего контроля изготовки с психологической собранностью (мобилизацией) на достижение максимально возможного результата в упражнении. Распределение внимания по степени направленной активности касается общей программы и тактики выполнения каждого выстрела.

Все вышеперечисленное необходимо уметь делать для того, чтобы, стреляя из любого положения, спортсмен мог управлять изготовкой и наведением оружия в район прицеливания мышцами туловища и удерживать его. При этом периферическое внимание должно быть рассеяно по всем мышцам, чтобы чувствовать комфортность изготовки, а основное внимание направлено на палец для своевременного выполнения плавного предварительного и финального нажатия на спусковой крючок (дожатие).

Восприятие мышечно-суставных ощущений своих действий называется кинестезией. Кинестезия является сложным чувством и включает ощущение состояния каждой мышцы лица, шеи, плеч, рук, кистей, спины, пресса, ног и каждой ступни. Нельзя точно сказать, каким образом стрелок учится строить такую сложную цепь сенсорной обратной связи, но способность к этому вырабатывается естественно по мере приобретения опыта в результате усилий, направленных на достижение концентрации внимания к своим действиям.

В отличие от пулевой стрельбы задача биатлониста попасть в площадь черного круга мишени, чтобы выстрел был засчитан. Поэтому и техника стрельбы выполняется в скоростном режиме, без выцеливания. При стрельбе лежа и стоя для успешного попадания в мишень очень важны согласованные действия прицеливания и нажатия на спусковой крючок. Из-за того, что спортсмену приходится стрелять на пульсе 160-190 ударов в минуту и учащенном дыхании, сложно удерживать оружие неподвижно длительное время. Стрелок вынужден производить дожатие на спуск в короткий миг фиксированной задержки мушки в районе прицеливания. Для меткой стрельбы в этих условиях необходимо развитие осознанного управления заключительными действиями: прицеливанием и спуском курка. Чтобы не было конвульсивной подработки плечом или кистью, нажатие на спусковой крючок должно делаться при постоянном контроле усилия, с которым палец давит на спуск. Начинать плавное нажатие надо с подведением мушки в район прицеливания. Далее идет взаимосогласование уточнения положения мушки в районе прицеливания и дожатие спускового крючка. Эти два компонента техники выстрела выполняются динамично, поэтому не обходима определенная стабильность изготовки. Уточнением положения мушки лучше управлять мышцами туловища. Они управляют изготовкой, более массивны и оружие ведет себя устойчиво в месте удержания. В этом случае шансы на подработку мелкими мышцами будут минимальными.

Лучшим упражнением для освоения такой техники обработки спуска является тренировка без патрона. Во время такой тренировки внимание направлено только на восприятии качества выполняемых действий, поэтому легче добиться согласованности в прицеливании и обработке спуска.

Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования мастерства, надо, прежде всего, научиться владеть собой, быть само-дисциплинированным.

Чтобы найти ключевые точки срыва или потери контроля над самообладанием, необходим самоанализ, вспоминание подобных ситуаций, погружение в них и принятие правильного программированного решения в подобных случаях на будущее. Программирование может осуществляться двумя способами: методом самовнушения, при котором спортсмен проговаривает про себя в позитивном ключе порядок правильных действий и убеждает себя делать это каждый раз на тренировках и соревнованиях; методом «ключа» по Алиеву, когда в подсознание специально закладывается программа идеомоторного представления правильных, согласованных между собой, действий, обеспечивающих меткий выстрел. Эту программу следует прочувствовать в форме образного представления совместно с мышечным ощущением правильных действий. Тогда эта программа будет работать эффективнее первой.

Правильная концентрация при стрельбе совершенно необходима. Без нее ничего не стоит даже самая хорошая изготовка. Первое и главное, чем характеризуется концентрация, - это то, что она должна быть обращена на действие: на управление телом и выполнение выстрела. Не нужно обращать внимание на действия других участников, которые могут победить, или на чем-то еще, что не имеет прямого отношения к вашим собственным действиям. Во-вторых, все умственные процессы должны быть позитивными. Разум должен направлять тело на выполнение того, что оно должно выполнить. Не следует думать о том, чего нельзя делать, надо составить программу правильных действий и стараться максимально выполнить её. Сосредоточенность при выполнении элементов выстрела и есть концентрация внимания на управлении телом.

Фокус концентрации находится в "беспокойной" зоне, где требуется дополнительное усилие, чтобы заставить мышцу быть неподвижной. В других случаях фокус концентрации может переместиться на спуск курка, как это всегда бывает при очень устойчивом положении лежа, или на какие-то другие элементы выстрела. Зона тела, на которой сфокусировалась концентрация, может начать работать правильно, и концентрация в этом случае переносится в другую "беспокойную" зону. Короче говоря, нет какого-то особого способа правильной концентрации. Стрелки часто ловят себя на том, что несколько раз в ходе стрельбы из одного положения меняют точку концентрации. Это необходимо и закономерно, пока концентрация сосредоточена на действии и обращена к той части тела, которая действует не так, как нужно. Правильной концентрации для стрельбы нужно учиться. Каким же образом стрелку научиться правильно концентрироваться без долгих экспериментальных поисков и размышлений?

Мы должны сначала понять, что психический контроль может осуществляться только посредством усилия воли. Этому волевому усилию нельзя мешать. Мы не можем вспоминать таблицу или перечень слов, читать книгу или слушать оживленную беседу и в то же время сохранять способность к концентрации. Все только что перечисленные факторы - внешние раздражители, так как существуют вне мозга.

Психический контроль или концентрация могут прийти только изнутри сознания и должны быть развиты тренировкой и усилиями воли.

Научиться этому (или научить ему) можно в два этапа. На первом Этапе главная задача стрелка - научиться излагать устно то, что физиологи называют "внутренним настроем", то есть описывать свое физическое и психическое состояние в момент выстрела. На втором этапе стрелок должен научиться продлевать состояние концентрации до окончания отметки выстрела.

Чтобы глубже вникнуть в процесс своих действий при делании выстрела надо или озвучивать свои действия, давая им качественную оценку, или записывать порядок последовательно выполняемых действий и их мышечные ощущения. Впоследствии анализ действий осуществляется подсознательно и стрелок, сделав отметку направления и достоинство пробоины, может определить причину плохого выстрела или за счет согласования каких элементов получился меткий выстрел.

Умение устно или письменно передавать внутренние ощущения в момент выполнения выстрела дает стрелку целый ряд преимуществ. Самое очевидное из них - возможность лучше осознать свою концентрацию. Стрелок может думать об этом вслух или подробно описывать действия в дневнике, и это сразу более полно входит в его сознание, что, в свою очередь, облегчает анализ действий во время стрельбы. Если стрелок сознает, что сконцентрировался на спуске, но за мгновение до выстрела удержание было нарушено из-за напряжения в мышцах спины, то в следующий раз он сконцентрируется на подлинном источнике своей ошибки - мышцах спины. Еще одно преимущество заключается в том, что, рассуждая вслух, стрелок постепенно приобретет способность концентрироваться все более глубоко и полно. Почему и как это происходит, нам неизвестно, но стрелки-новички, прошедшие тренировочный процесс, говорят, что обладают способностью концентрироваться, и действительно демонстрируют ее, хотя до начала тренировок даже не подозревали, что это возможно.

Только благодаря внешне оформленному анализу - либо выражая вслух, либо записывая свои мысли, стрелок может полно осознать свои ощущения. Только полно и ясно выраженная вслух мысль заставит его понять свои ощущения. После того как будет полностью освоен способ устного анализа (вслух или на бумаге), стрелок может безо всяких опасений перейти к обдумыванию про себя каждого выстрела.

После того как стрелок в общих чертах овладеет способностью анализировать вслух свои действия от начала до завершения обработки спуска, он должен приобрести привычку сохранять состояние концентрации до окончания процесса отдачи, то есть во время отметки. Это и есть вторая фаза обучения концентрации, и приемы здесь точно такие же, как и для первой фазы. Стрелок должен научиться объяснять вслух каждую деталь процесса выстрела вплоть до окончания отдачи. Это приведет к таким же результатам, как в первой фазе. Он теперь понимает, что следует за окончанием спуска, и может благодаря этому анализировать свое действие, которое оценивает зрительно по движению мушки и, следовательно, может исправить свое действие при следующем выстреле. Он может, например, обнаружить, что угол вылета при отдаче меняется от выстрела к выстрелу в очень широких пределах, а это указывает на то, что щека, вероятно, по-разному прижимается к прикладу, либо изменяется положение затыльника приклада (крюка), или, возможно, что-то неправильно в положении левой руки, поддерживающей винтовку. Эти важные детали останутся незамеченными для тех стрелков, которые не научились правильно концентрироваться до завершения отдачи и способны лишь гадать о том, почему у них случаются промахи. Обсуждение вслух всех тонкостей завершения процесса отдачи совершенно необходимо для анализа действия и выявления (и исправления) скрытых причин плохого выстрела. Проверкой эффективности мысленной оценки процесса отдачи является способность к отметке выстрела. Стрелок, который эффективно осмысливает свои действия во время отдачи, будет способен точно назвать, т.е. отметить выстрел, причем отметка основана только на зрительном восприятии и чувстве отдачи, а точность отметки - в пределах одного очка и одного часа, тренируясь по бумажной мишени. Он может, конечно, проверить свою отметку, посмотрев в трубу. Но если он не в состоянии производить точную отметку для каждого из нескольких выстрелов, значит, его концентрация при отдаче неодинакова (если, конечно, здесь дело не в плохом бое самой винтовки).

Стрелок должен развить в себе способность концентрироваться на выполнении своих действий, не допуская при этом никаких посторонних мыслей. А это требует концентрации не только полной, но и длительной.

Если спортсмен потерял способность концентрироваться, то потерял и эффективный контроль над своими действиями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.